mvcdev

Путешествие по Чуйскому тракту

В прошлом году я внезапно открыл для себя Горный Алтай. Ну да, я живу в Новосибирске, но так ни разу и не был на Алтае, не видел гор и бла-бла-бла :) Короче, вы все должны быть в курсе этой душещипательной истории. Впечатлений я тогда получил выше крыши, но забраться получилось не дальше Чемала. Поэтому в этом году я совершенно точно решил, что нужно ехать на Алтай и обязательно куда-нибудь подальше.

Кстати, Чуйский тракт уже давно доступен в Google Street View. ЗАЦЕНИТЕ!

Новосибирск - Телецкое рзеро

Ну, началось все как всегда. Встали ни свет ни заря, чтобы миновать пробки, сели в машину и погнали до Телецкого озера. Я, жена моя, брат мой и его подруга. У брательника с машиной возникли кое-какие проблемы, поэтому пришлось вчетвером ехать на моем старичке. Честно говоря, я был слегка озабочен тем фактом, что придется обгонять по трассе и штурмовать перевалы с четырьмя человеками в салоне и при включенном кондиционере. К счастью, все оказалось не так страшно.

Первой остановкой на нашем пути был Горно-Алтайск. Очень милый город. Он, буквально, вытянулся вдоль пары улиц и со всех сторон зажат горами. Чем-то напомнил Карловы Вары. А еще запомнилось отношение к пешеходам. По-моему, тут очень охотно уступают им дорогу.

После Горно-Алтайска я отдал руль своему брату и, пожалуй, это самое интересное, что со мной случилось в тот день :) Если я не ошибаюсь, то это был первый раз, когда я ехал пассажиром на праворульном авто. И с непривычки это оказалось делом довольно страшным. Всю дорогу я ругался и просил брательника, чтобы он держался правее, потому что мне постоянно казалось, что я еду по встречке. А тот факт, что последнее время брат ездил на леворульной машине только усугублял мой страх. К счастью, вскоре я все же привык к габаритам и успокоился :)

В общем, пара часов страха на пассажирском сидении праворульного автомобиля и мы оказались в селе Артыбаш, что расположено на берегу Телецкого озера.

Само Телецкое озеро меня как-то не впечатлило. Ну да, это одно из самых больших пресных высокогорных озер. Его средняя глубина 175 метров, а максимальная доходит до 325! Оно раскинулось прямо между гор, и отвесные скалы резко уходят под воду. Но сами виды озера меня совсем не зацепили. Быть может, чтобы оценить его красоту, нужно провести там недельку (а то и две), порыбачить, пожить дикарями на берегу, сходить на лодке до его южного берега, и вдоволь насладиться тишиной. Что ж, все впереди...

Программа минимум на Телецком - это водная прогулка по северной части озера с посещением нескольких водопадов и каменного залива. Вот, например, водопад Чедор.

А это водопад Корбу.

Телецкое озеро - Озеро Ая

Погостив немного на Телецком озере, мы двинули в обратную сторону. Озеро Ая и все, что с ним связано - довольно скучное туристическое место. Отдыхать в окрестностях озера Ая - это как ехать в Турцию, в пятизвездочный all-inclusive отель. В общем, популярное туристическое место. Ну, а мы хотели пару дней повялиться на пляже и составить свое мнение об этом месте.

Мы поплавали в озере, и еще разок сходили в Тавдинские пещеры. Но весь день и весь вечер нас манили холмы, видневшиеся с балкона домика, где мы остановились. На утро мы сели в нашу пузотерку и поехали их смотреть. Вскоре мы забрели на тропу, по которой катают туристов УАЗики. Меня все время не покидала мысль, что сейчас мы спустимся с очередного холма, а обратно забраться уже не получится. Экстрим для начинающих :)

В общем, мы все ехали-ехали, пока не стало очевидно, что на следующий холм нам не забраться. Так что мы решили оставить машину и немного прогуляться пешком. Найди кадабромобиль :)

Дорога в гору выглядела довольно короткой и совсем несложной для пешей прогулки, но как это часто случается в горах - это было ложное чувство. Зато вид с горы открывался обалденный... Этот день мне запомнился.

Обратно уставшие туристы решили срезать и поперлись по "короткой" траве... А теперь видишь кадабромобиль? :)

Озеро Ая - село Онгудай

Дальше мы решили ехать по Чуйскому тракту как минимум до красных ворот, как максимум до снежных вершин и перевала Кату-Ярык

Семинский перевал мы совершенно случайно проскочили :) Ну, то есть он довольно органично вписался в горные серпантины, и я пролетел его наивысшую точку, только потом поняв, что это и был Семинский перевал. И вообще, это не перевал, а так... Перевалы будут дальше.

Но вот именно тут, за Семинским перевалом, и начинается самая-самая красота. Это уже совершенно другой Алтай.

Степь. Горы "лысеют".

Места становятся все более и более дикими. По дорогам разгуливают и бычатся коровы. Эти наглые животные вообще ничего не боятся. Так забавно смотреть, как они стоят, смотрят на тебя и даже глазом не ведут, а ты едешь на них со скоростью 60 км/ч. Железная выдержка.

К вечеру мы доехали до села Онгудай. Вот вам несколько фактов об этом селе:

1) В селе Онгудай и далее по Чуйскому тракту алтайцев больше, чем русских. Я бы даже сказал, что русских тут почти нет. Вместе с тем на дорогах начинают появляться автомобили с монгольскими номерами.

2) Здесь много сусликов. Любимое занятие сусликов - перебегать дорогу прямо перед автомобилем на радость городским жителям :)

3) Село Онгудай - это вам не Ая. Мы проехали село вдоль и поперек и насчитали всего 3-5 сдающихся туристам домиков. В итоге нам все-таки повезло найти турбазу, где был свободен один-единственный двухместный домик. Смотритель любезно согласился втиснуть в домик вторую кровать. Жизнь продолжается :)

Село Онгудай - Красные ворота - озеро Ая

Утром мы заправились на местной заправке сомнительного вида. В конце дня засекли расход топлива и он составил всего 6.7 литров на 100 км. «Да это же круто!», - подумал я. Четыре человека в машине, +30 за бортом, кондиционер на полную катушку, горные перевалы и агрессивная манера езды.

Продолжая обалдевать от местных видов, замечу, что таких гор вы не увидите ни в Чемале, ни на Телецком озере. Обязательно нужно съездить по Чуйскому тракту.

Перевал Чике-Таман. Абсолютная высота перевала - 1295 м. Перепад высот - 659 км. Классический серпантин. Было интересно порулить здесь.

Ну, и далее по маршруту масса красивых мест.

Катунь.

Село Иня примечательно Ининским подвесным мостом. Он был построен в 1936 году и стал первым двухсцепным висячим мостом в мире.

Шикарные виды.

Чем дальше, тем более роскошные виды предстают перед глазами. ЗАЦЕНИТЕ!

Слияние Чуи и Катуни.

Моя минута славы :)

Памятник "в честь мужественных водителей, которые по Чуйскому тракту в годы Великой Отечественной войны преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая".

Шикарное место для памятника.

Еще один водопад.

К качеству дорог не придраться. Да и машин тут не много. Ехать - одно удовольствие.

По пути встретили много велосипедистов. В определенных кругах это называют это алтайским веломазохизмом.

А вот, собственно, и наша цель - красные ворота.

To be continued...

Пока все. Дальше мы в этот раз не поехали. Величественный Кату-Ярык, долину Чулчымаша, снежные вершины и ледники мы решили оставить на следующий раз.

Кстати, да. На обратном пути со мной приключилась странная вещь. При спуске с Семинского перевала на прямом участке я разогнался до 110 км/ч и при торможении ощутил очень и очень сильную вибрацию. Я даже подумал, что у меня колесо сейчас отвалится. К счастью, я не растерялся и затормозил двигателем вплоть до первой передачи. Потом это постепенно прошло.

Что это было? Перегрев тормозов? Если так, то значит, чтобы перегреть тормоза нужно разогнаться минимум до 100 км/ч, обязательно ехать с горки и более-менее интенсивно тормозить. Потому что даже при спуске с Чике-Тамана я смело давил на тормоз и ничего ни разу не перегрелось.

В этот раз не обошлось без сувениров от ГИБДД :)

Личный опыт: Путешествие
lolwut
    05 сен 2014 в 15:10
    классно:)
    место слияния рек никогда не забуду :) в этом месте воронки не дающие выплыть из них не прилагая усилий ...
    а уже разница в цвете,точнее граница поражает еще больше :)
    если чуя известкового цвета,узкая и быстрая,катунь же зеленая,мощная,внушающая,словно море...
    спасибо!
      1 05 сен 2014 в 15:14
      Чтобы те кто не видел понимали о чем идет речь, то вот слияние Чемала и Катуни.

05 сен 2014 в 15:16
        на воде этот выглядит круче:)
          05 сен 2014 в 15:19
          Спору нет. Надо все смотреть самому. Потом даже на фотографии в 100 раз интереснее глядеть.
  • Mvsh
    2 05 сен 2014 в 15:12
    очень классные фотографии!
  • OlegTar
    5 05 сен 2014 в 15:12
    Радует появление авторских постов на кадабре
      05 сен 2014 в 15:15
      Ща народ из отпусков вернется :)
  • andrewcocos
    3 05 сен 2014 в 15:49
    Фотки зачОт.
  • Moonshine
    1 05 сен 2014 в 16:13
    Ух-ты какие классные дороги. Вот бы там покататься...
      05 сен 2014 в 16:17
      там реально клево в горах,ровные,более мене широкие до монголии:)
      05 сен 2014 в 17:59
      Да, дороги действительно хорошие и интересные. И рулить приятно и глаз радуется. А чем дальше по Чуйскому, тем меньше машин. Можно и втопить :)
    05 сен 2014 в 16:19
    Как же все такие клево на Алтае. А жить там есть где?)
      1 05 сен 2014 в 16:20
      жить то может и есть где,а вот работать где?
        05 сен 2014 в 17:06
        В прошлом году останавливались у семьи одной в Чемале. Мужик - дальнобойщик бывший. Продал на старости лет квартиру в Барнауле, построил себе в Чемале дом, два гостевых дома, баню. Кроликов разводит, скотина какая-то. Вот как-то так...
          05 сен 2014 в 17:37
          Значит туризм там не особенно распространен?
            05 сен 2014 в 18:21
            чем глубже тем хуже:) и смотря какой туризм,дикий очень даже распространен:)
        05 сен 2014 в 17:36
        Жить, в смысле остановиться. А так Алтайский край создал впечатление места, где можно найти себе дело (был там год назад).
          1 05 сен 2014 в 17:57
          В Чемале, у озера Ая и у Телецкого куча турбаз на любой кошелек. Хотя большинство, конечно, это совсем простенькие домики с удобствами на улице. Плюс там очень и очень многие сдают комнаты и домики. У многих даже специальные домики на участке отстроены. Мы как раз у частников и жили. Приезжали, смотрели 2-3 варианта, торговались и останавливались.

Но, как я написал выше, после Онгудая с частниками становится сложнее. Турбаз тоже сильно меньше. Лучше бронировать заранее.
          05 сен 2014 в 18:21
          эээ,лето же ,в палатками:)) нахрена цивилизация то?
          а так,там турбазы есть :)
  • Fukurokudzu
    05 сен 2014 в 17:27
    Жалко от мск далеко, на машине фиг доедешь.
      05 сен 2014 в 17:52
      Зато у вас Европа :) С завистью смотрю отчеты из поездок по Карелии и Финляндии. С не меньшей силой завидую ценам на авиабилеты из Москвы.
      • Fukurokudzu
        05 сен 2014 в 17:54
        В европу на машине особого резона нет ехать, проще на месте в прокат взять. а так да, тоже все хочу до Карелии добраться как-нибудь.
      • OlegTar
        05 сен 2014 в 18:22
        Карелия, если что, Россия)
          05 сен 2014 в 18:26
          ага,и она рядышком,можно даже на 3-дневные выходные съездить в карелию :)
      05 сен 2014 в 18:25
      да не так и далеко :) вдвоем за рулем за 2-3 дня можно доехать...
      тем более дорога не самая убитая....
      по дороге красоты урала...
      на автобусе с татарстана через тюмень мы доезжали за два дня,до татарстана от москвы 15 часов :)
    • Cthutq
      01 мар 2015 в 14:33
      В том году с форума приезжали Москвичи . Встретили показали. Так что ждем
  • alex-lbov
    05 сен 2014 в 18:47
    В следующем году меня обязательно бери. Как раз детёныш старший подрастёт.
  • theFerret
    1 06 сен 2014 в 12:27
    Так как кадабра для меня не основная площадка, то нормальный пост писать лень. Однако если кто хочет посмотреть ещё фоток про Алтай - welcome.

1. http://grundik.livejournal.com/598811.html - про пороги на сплавах Алтая.
    2. http://grundik.livejournal.com/536769.html - Телецкое, Чике-Таман
    3. http://grundik.livejournal.com/505466.html - Чемал, Ая и прочий "ближний" Алтай

Недавно был корпоратив на Алтае, около Манжерока, но фотки там в основном корпоративные, так что показывать их смысла нет. В целом сейчас на Алтае стало ещё лучше. Как дочь подрастёт - обязательно поедем :)

Для затравки:

10 сен 2014 в 18:56
      Вот слияние Чемала и Катуни снял, красотища там
        10 сен 2014 в 19:05
        Ага, одно из самых удивительных явлений природы, что я видел. Нужно обязательно ехать и смотреть на это самому. Фотки - это всего-лишь фотки.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.