КадаброКалмыкия 2014, часть I
Когда мы только вернулись, я чувствовала себя переполненным сосудом, мне нетерпелось рассказать всем о том, что мы видели. Так что слушайте.
В эту поездку я собиралась еще год назад. Но тогда мы поехали в более исследованную Беларусь.
Затем был Болгария и трехнедельный европейский трип, потом — новогодняя Прага, Альпы и что-то там еще. А между — куча недалеких выездов в Суздаль, Полупитер, Минск и еще чёрт знает куда.
Прошла зима и наступила весна, но мысли о продолжительных майских прадниках и цветущих где-то в степи тюльпанах не оставляли. И я начала исследовать интернеты на предмет интересных мест. Конечно, главная цель так и осталась — фестиваль тюльпанов в Калмыкии. Но тюльпаны ничего не знают про майские праздники, и всегда оставалась вероятность, что цветущей степи мы не застанем. Что и случилось. Из-за ранней весны фестиваль начался 20 апреля, а к нашему приезду и вовсе закончился. Но это нисколько не испортило нашу поездку, скорее, наоборот — у нас остался как минимум один повод вернуться.
Я заложила на всю поездку 11 дней, 1-10 мая. Нас собралось немного, всего три машины:
1. @Gluek и я,
2. @svk, @napseg, @Shine-A,
3. @Linberg, @Pingwin и плюсодин.
Первой точкой ночёвки был Воронеж.
Так получилось, что мы не смогли выехать 1 мая вместе со всеми, и догнали 2-го уже в Воронеже. Так что этот город так и остался для нас [пока] неисследованным.
Сама трасса M4 неожиданно обрадовала: много платных участков и около 300 рублей за проезд днем в одну сторону (ночью дешевле), отличное качество покрытия и 2-3 полосы везде (только в Липецкой области, кажется, однополосный кусок км в 30-40), ограничение от 90 до 110 км/ч, но много включенных камер, особенно в Воронежской области, которые работают и исправно присылают штрафы.
Оказывается, аквапель действительно работает полгода:
Так как мы ехали в места, о которых представление у меня было примерно как у иностранцев о Москве, мы запаслись палатками и всем, что может быть необходимо, если дорога вдруг окажется разобрана пьяными медведями, а вокруг не будет ни жилья, ни еды. Спальники, пенки, горелки, кастрюльки, тушенка и гречка проехали с нами все 5 000 км, и несколько раз были использованы по назначению. Маршрут тоже был построен так, чтобы ночевки в отелях/квартирах перемежались с палаточными остановками.
Вторая ночевка была как раз такой. От Воронежа до неё было 700 км, так что приехали мы на точку уже совсем в темноте. Мучительные поиски грунтовки, небольшой дождь, прохладная ночь — и где-то в глубине души закопошился червячок сомнения — туда ли мы едем? Перспектива посадить на раскисших грунтовках в ночи три пузотерки, не имея ничего полноприводного представлялась не очень радужной. Тем более, что я совершенно не представляла, есть ли на точке годное место для лагеря, какая туда ведет дорога. Да и грунтовки — очень коварная штука. Каждый год зарастают одни и накатывают другие, и куда именно приведет та, что выбрал на развилке в свете фар, можно узнать когда будет уже поздно, брюхо лежит на колее, а @Kalashmatik и Ко где-то в полутора тысячах км. Где-то час мы плутали по хутору, замыливая колеса навозом, пока Никита и Кирилл не нашли нужную грунтовку. Фонари выхватывали живописные балки, а степь даже ночью пахла молодой полынью так, что кружилась голова. Из-под колес разбегались зайцы и тушканчики, выпархивали какие-то неведомые птицы. И вот мы на точке. Ничего не видно, только звезды. И ощущение, что вокруг — красота, которая откроется нам через каких-то несколько часов. Кое-как поужинав, разбив палатки и разложив сарай, мы попадали спать, уж очень тяжелым и длинным был день.
А утром было так:
(Было страшно подъезжать к самому краю, скажу я вам!)
Только погода подвела: было нежарко и моросил мелкий дождь. И мы двинулись дальше — в Волгоград.
До Волгограда всего ничего: 120 км, и через пару часов мы въехали в город:
Промокшие и голодные первым делом мы, конечно же, нашли Макдональдс и основательно там поели. Только собрались ехать заселяться в квартиру, как мне приспичило помыть руки. Все уже сидят по машинам и роют копытами землю, а мне пришлось вернуться. И вот, уже возвращаюсь назад с чистыми руками, как вижу в телефоне смс: Ты в Волгограде? Останавливаюсь, чтобы написать “Да!”, и тут слышу: “Юкиии!” Оборачиваюсь и вижу @Ghost! Вторая удивительная встреча в кадабропутешествии, а в прошлом мае мы всю Беларусь пытались пересечься, так как ездили одним маршрутом.
Серёжа в очередной раз шутит, что стоит оставить женщину на 5 минут — а она уже идёт с парнем!
Волгоград оставил очень странное ощущение. Как будто вокруг тебя — дремлющая сила, очень мощная и дикая. Этот зверь пока спит, и лишь исписанные серые раскрошенные стены напоминают о том, что он ещё здесь. Но если его ненароком потревожить — он проснется и сметёт всё на своем пути. Прям по Пелевину. Похож на Москву лет 10-15 назад: грязный, неприбранный, местами подразваленный.
Зато в метро ходят трамваи:
Кстати, про жилье.
Весь маршрут мы останавливались в квартирах или домах. Искали все через, как это ни странно, авито. В квартирах очень выгодно останавливаться компанией до 4 человек, получается дешево. Нас было 8, поэтому нам приходилось снимать 2 квартиры рядом, что добавляло проблем с поиском. На 4-й день мы стали снимать большие дома, чтобы всем поместиться в одном месте. Это тоже довольно дешево, но дома обычно удалены от центра города, так что обойти местные бары и доползти до дома без такси не выйдет.
Перед путешествием я закладывала 1000 - 2000 р на ночёвку с человека. В реальности все вышло более лучше: самая дешевая ночёвка в убитой квартире в Волгограде: 325 руб/человека, самая дорогая в частном доме-отеле в Ставрополе: 700 рублей с человека.
Если вы хотите попробовать снимать жильё на сутки вместо вылизанных отелей, будьте готовы к:
— тому, что вас принимают за парочку снимающих жилье на час,
— дурным запахам в квартире (напоминающим о борделе, бабушках или просто невынесенном мусоре),
— сломанным душевым кабинам,
— отсутствию горячей воды или вообще воды.
Вечером мы пошли на Мамаев Курган. Еще одно очень сильное место. 35 000 человек, захороненных во времена второй мировой, траурные знамена у Вечного огня с бесконечными списками защитников и какая-то торжественная прозрачная тишина. Сам Волгоград на меня впечатления не произвел, но Мамаев курган должен посетить каждый, кто обязан жизнью Великой Победе.
На следующий день нас ждал Баскунчак.
Пожалуй, это было единственное место обманутых ожиданий. Вот вам вид со спутника:
Интересно, не правда ли?
Соль здесь добывают с 8 (!) века, сейчас озеро дает до 80% всей российской соли, а концентрация соли в воде предельная, то есть соль уже не растворяется, а выпадает кристаллами на всём, чём можно:
(фото из интернетов)
На самом деле, озеро это — выход на поверхность огромной соляной горы, которой хватит еще на многие годы. В 60-х годах прошлого века на озере была построена скоростная трасса (наш Бонневиль) и поставлено 29 всесоюзных рекордов скорости, в том числе абсолютный всесоюзный рекорд – 311,4 км/ч. Но потом качество трассы уже не позволяло спортсменам тренироваться, трасса была закрыта, тренировки прекратились.
Еще одна интересная особенность: прямо в озеро проведена железная дорога для вывоза добытой соли.
Ожидания:
(фото из интернетов)
А реальность была чуть иной.
Приятной неожиданностью оказался тот факт, что до озера проложен отличный асфальт, а мы готовились к 40 км грунтовки. Вдоль дороги — сбитые животные и странного вида непривычные нашему глазу казахские мусульманские кладбища
(фото из интернетов)
Въехали в Нижний Баскунчак. Людей мало, те, что есть — неприветливо смотрят на московские номера, по улицам бегают казахские дети. Один несется наперерез сараю, явно пытаясь что-то сказать. Проехали мимо.
Нашли ближайшую к озеру точку. На ней — что-то похожее на степную стоянку: ржавые бытовки из палок и веревок, странного вида душевые, вокруг — мусор и металлолом. Дорога перегорожена шлагбаумом. Навстречу машинам выбежал местный, машет руками, зазывая на территорию. Парковка одной машины — 100 рублей, до озера доехать нельзя, но могут отвезти на мотоцикле за 150 с человека. Местный бизнес. Разворачиваемся, ищем грунтовку. К озеру все подъезда перекопаны. Как только выезжаем в село, к машине бросается все тот же ребенок, просто прыгает с велосипеда прямо под колеса. На третий раз останавливаемся, приоткрываем щелку окна:
— ?
— Ща все расскажу.
— Как проехать к озеру?
— Вот там парковка, 100 рублей.
— Мы там были, а еще как?
— Никак. А вы не могли бы заплатить?
— За что?! — я не сдержалась.
— За информацию.
Закрываем окно, уезжаем.
Находим грунтовку к заповеднику и горе Большое Богдо. Трясемся километров 5 по разбитым колеям. Вокруг — степь без единого куста. Доезжаем еще до пары бытовок — заповедник. Дальше — прайс на экскурсии, очень подробный рассказ о том, что мы увидим на горе. 2 часа минимум, у нас их нет, слишком много уже потратили. Разворачиваемся. Обратно 5 км глотаем пыль. На ближайшей точке к озеру сворачиваем в сторону, бросаем машины и идем к озеру пешком.
На озере — Марс.
и соль:
Возвращаемся к машинам. Есть хочется до невозможности. Достаем из сарая банку баклажановой икры, хлеб и немного колбасы. Вырывая банку друг у друга из рук, мажем оранжевую икру на хлеб, заталкиваем в себя посреди казахской почти степи, на берегу соленого озера. Это был самый вкусный обед.
Уезжаем в сторону Астрахани вдоль левого берега Волги, через Ахтубинск. Ждем разбитой дороги. Но нет, асфальт прекрасный. Темнеет, а до Астрахани еще 100 км. Решаем остановиться на ночевку. Снова ищем грунтовку-съезд к Ахтубе. Вокруг темнота, ориентироваться неудобно. Случайно заезжаем на ферму: фары внезапно выхватывают мирно спящих коров. Тут же просыпаются огромные собаки и кидаются на машину. Одна, хитрая, прыгает на сарай с холма, слышно когти, скребущие по кузову. Хорошо, что не в люк :)
Петляем вдоль берега уже полчаса. Вроде бы спускаемся вниз, к реке. И тут, за поворотом открывается жутковато-прекрасная картина: дорога уходит под воду, в свете фар — затопленные деревья, и только рыба иногда выпрыгивает то ли за мошками, то ли воздуха глотнуть.
Всё, хватит. Еще 500 метров, и разбиваем лагерь. Нас окружает ночь и разлившаяся Ахтуба.
Греемся у мангала, жуём сосиски. Но не могла эта ночь пройти без приключений. Кто-то заметил огоньки на поле, движутся к нам. И вдруг всех нас накрыл какой-то глупый необоснованный страх. Потушили фонарики, ждём. Проехал то ли уазик, то ли нива. Мимо. Ладно, фиг с ним. Спать.
Конечно, утром все страхи кажутся совершенно нелепыми. Вокруг — солнце, разлив, птицы, змеи, цветущие кусты:
Едем в Астрахань — город самых красивых девушек.
Продолжение тут.
Личный опыт:
Путешествие
А я вот сплоховал, в одиночку и в Хабаровске. Все никак не дооформлю пост
Но очень здорово ехать в первом вагоне и смотреть в тоннель.
Мы на ахтубе с палатками жили, когда я малой был. Отцы ехали на авто, под завязку забитые вещами, а мамы с детьми поездом. Рыбачить там одно удовольствие, а вот змей я боюсь(
Мальчик с платной информацией догонял вас от самой парковки?
Забивай отпуск уже сейчас )
И то, что въезд на территорию заповедника запрещен — тоже нормально.
Ненормально то, что вообще нельзя, но за деньги на мотоцикле с местными — можно.
Ненормально то, что весь этот бизнес попахивает какой-то приморской мафией.
Ненормально то, что это не сервис, а навязывание услуг.
Мы были в Калмыкии, такой же бедной, но люди там удивительно светлые и приветливые, гостеприимные и без жадного блеска в глазах.
Наверное, нам просто не повезло со встреченными жителями Нижнего Баскунчака.
Баскунчак — уникальное место, в котором есть, что посмотреть. И люди туда поедут, если создать климат, благоприятный для туризма.
Сейчас этого климата там нет от слова совсем. Разбитые дороги, страшного вида души, к которым не хочется подходить близко, не то, что мыться; полуразваленные мотоциклы с коврами на сиденьях, никаких информационных щитов о том, что это за место и чем оно знаменито.
На какую-то минимальную организацию всего этого не нужно много денег, разруха она не в сортирах, а в головах.
В беднейшей Калмыкии на ровном месте создали бренд фестиваля тюльпанов, я напишу об этом дальше. Это не стоило почти ничего, все на энтузиазме и осознании того, что нет больше дяди, который придет и сделает хорошо, если ты сам не начнешь это делать.
Это как Пончики на 444 км трассы Москва-Питер.
Вот это грустно.
Мы живем в прекрасной стране, но в ней еще очень мало осознания этого факта.