Написать пост

at-hacker

Самоорганизация дорожного движения

Я уже писал некоторое время назад про книжку Тома Вандербильта "Трафик". В ней, помимо всяких прочих интересных штук, рассказывалось про голландский город Драхтен, где фактически нет ни одного светофора (ну, точнее, три, из которых только один реально работает). Идея бессветофорного саморегулирующегося дорожного движения принадлежит дорожному инженеру Гансу Мондерману. И вот что получается из этого:
Город без светофоров. Ещё 10 лет назад в голландском Драхтене решили провести эксперимент, и всё ради безопасности. Движение на перекрёстках регулируется только знаками. Результаты удивили всех - ни аварий, ни пробок.
Когда ученик получит права, решать, где и кого пропускать, в этом городе будет он сам, а не светофоры. "Внимательнее!", "Смотри по сторонам!" - инструктор Артур Шмит как мантру повторяет, казалось бы, дежурные подсказки.
"В Драхтене я работаю три года. Здесь мне пришлось привыкать к совсем другому стилю вождения. Без светофоров ты чаще принимаешь решения. Поэтому я учу: лучше лишний раз притормозить и посмотреть по сторонам, тогда и тебя успеют заметить", - рассказывает инструктор автошколы Артур Шмит.
В голландском городке Драхтен живут всего 50 тысяч человек. Но почти у каждого есть автомобиль или велосипед. Светофоры же можно пересчитать по пальцам. Это раньше их были десятки.
Сейчас в Драхтене светофорами оборудованы три перекрестка. Два из них на въезде в город, на оживленной магистрали, и один - в центре - как памятник былым временам. Впрочем, местные жители все чаще говорят, что светофор здесь только мешает.
В 90-х в Драхтене каждый год случались аварии со смертельным исходом, пока городские власти не решились на эксперимент. Воплотить так называемую идею "shared space" - по-русски "общее пространство" - известного голландского инженера Ганса Мондермана.

Он утверждал, что светофоры, разметка, знаки - только отвлекают. Все участники дорожного движения должны быть равны, тогда будут осторожнее. Один из перекрестков был построен еще при жизни автора. Автомобилисты, велосипедисты и даже пешеходы двигаются одновременно. Последнее ДТП здесь зафиксировали 13 лет назад.
"Во многих странах я видел, как люди за рулем давят на газ, не глядя на других. А в нашем городе надо постоянно быть начеку. Потому у нас и сократилось количество аварий. Смертей не было уже лет десять. Пару раз в год происходят аварии, но обычно это лишь царапины на машинах или совсем легкие травмы", - рассказывает советник мэра Драхтена Хенри Фрисвяйк.
В мэрии считают: этот эксперимент в первую очередь социальный, и даже шутят, что им удалось построить социализм на дорогах. Местные жители поначалу опасались: раз все равны - начнется анархия. Как следствие - пробки. Но эффект получился обратный: разгрузились самые проблемные перекрестки.
"Раньше тут все было в светофорах. Три или четыре. Приходилось подолгу ждать. А теперь мы ездим медленнее, но без остановок. При этом стало безопаснее", - отмечает жительница Драхтена Класко Дюрсма.
Впрочем, есть и те, кто с этим не согласен. Бихов Лень почти ничего не видит. Переходя дорогу, он ориентируется на слух. Как раз таким, как он, не хватает светофоров со специальными звуковыми сигналами.
"Я же слышу, что только два автомобиля из десяти останавливаются, чтобы меня пропустить. Другим легко ориентироваться, а я обычно стою на тротуаре и боюсь сделать шаг. Перекрещусь - и перехожу", - рассказывает житель Драхтена Бихов Лень.
Но большинство горожан итогами дорожной революции довольны. И автомобилисты, и пешеходы, и статистика говорят: без светофоров тех, кто ведут себя как короли дороги, в Драхтене стало меньше.

А вот ещё внезапный образец саморегуляции на дороге:

В понедельник в январе 2010 года было прекращение подачи электроэнергии в Окленде. Съёмки проходили в одно и то же время в этот и на следующий день для сравнения. На одном и том же перекрестке камера наружного наблюдения сняла как происходит организация дорожного движения с работающим светофором (регулирование) и отсутствующим (самоорганизация). Парадоксально, но без светофора дорожное движение организуется куда более рационально.

19 комментариев 17нравится 2избранное
Qualls
kapion
Posledny
Movario
Skotch
antoxa256
sniffersly
Clevik
Helloworld
AndrySib
IIIuKo
AlexSmall
liandry
crubik
Dretun
gtmaster
MaxKadett
  • freewood
    16 24 июн 2013 в 19:29
    >>Последнее ДТП здесь зафиксировали 13 лет назад.
    >>Пару раз в год происходят аварии

    Привет Эрнсту.

    Такая тема будет работать только там, где люди хотя бы простейшие правила соблюдают. А у нас на красный ездят и рядность не соблюдают. Введи такую систему и улицы будут завалены горами трупов. У нас слишком много питухов на дорогах, всяких обочечников и прочей мрази.
    • WestHed
      4 24 июн 2013 в 21:32
      Фразы из контекста выдирать все красавцы. Первая если что была сказана про конкретный перекресток.
    • bower
      2 25 июн 2013 в 02:14
      Не будет. На перекрёстке госпитальной улицы и набережных при отключённых светофорах ни пробок, ни аварий, а при включённых и пробки каждый день и аварии периодически.
  • MaxKadett
    1 24 июн 2013 в 19:35
    Особенно на превьюшке красивая ситуация - остановился посреди дороги - высадил - поехал дальше :)
  • EmmGold
    1 24 июн 2013 в 19:45
    Буквально сейчас домой ехал на светофоре остановился, "житель юга России" на опущенном мерсе с бибиканьем объехал всех, прорвался через поперечный поток машин(три полосы в каждую сторону и зелёный им) и самоудовлетворённый поехал дальше... возмущению нет предела ;)
    Многие уже ездят без разметки и светофоров, хорошего ничего не выходит...
    • ljt
      2 24 июн 2013 в 21:48
      обоссать и сжечь
  • Teemo
    24 июн 2013 в 20:08
    Там где изначально нету регулирования - поведение чудаков не так выбивается из общей ситуации, плюс , им же тяжелей анализировать последствия своего хамства, приходится быть бдительнее. Круто было бы посмотреть на такое в наших широтах.
  • hexeract
    13 24 июн 2013 в 20:10
    Город на 40к жителей. У нас куча таких городов без светофоров, просто такая интенсивность движения их не требует.
    А если попробовать отключить светофор в центре Москвы (или любого другого крупного города), то начинается ад. Машины все равно едут фазами - главная-второстепенная, меняясь, когда наиболее наглые водители наконец начинают ломиться прямо поперек потока. То есть то же ожидание, только опасное и неорганизованное.
    • kupnet
      1 24 июн 2013 в 23:46
      В нашем городе при населении 120к светофоры в основном только на участке где проходит федеральная дорога, в остальном же перекрестки с круговым движением или знаками, кроме двух мест где только светофором можно организовать движение.

      А так если бы не федеральный участок, всего пара светофоров на город с 120к населения :D

      Так что больше из пальца высосана новость.

      P.S.: Обколются своей марихуную и потом у них светофоры разными цветами переливаются... )))
  • misha-aksenov
    24 июн 2013 в 20:11
    Одно дело маленький спокойный европейский город, а совсем другое мегаполисы вроде СПб или МСК.
  • ilshat78
    24 июн 2013 в 20:23
    Есть и в Мск такие перекрестки. И не мало. В основном, конечно, не на главных магистралях и шоссе.
    Например: съезд с пр.Андропова на Нагатинскую набережную. Там, когда светофор порой не работает, вообще красота. А вот когда работает - з...ца!
  • Marwin
    2 24 июн 2013 в 20:52
    ну всё по ситуации, честно говоря. У меня рядом с домом есть перекресток... обычный, крестом. Движение оживлённое, НО! 90-95% машин едут, условно говоря, на поворот и обратно оттуда же. Когда поставили светофор и пешеходные - перекрёсток просто встал на сотни метров в любое время дня. Поэтому даже при нашем безкультурье естественная организация бывает всё же лучше светофорной.
    Вообще было бы хорошо на базе тех же госуслуг проводить голосования за тип регулирования на конкретном перекрестке. Либо вообще радикально - нужен / нет, либо на тему предоставления временнОго преимущества направлению. За что больше голосов недовольных - значит больше и пробка в этом месте.
    Хотя это та же вариация на тему, которую пытается толкать яндекс, дабы регулировать циклы светофоров по анализу траффика с их проги. Но и ей никто не хочет заниматься. А ведь решение-то вообще на блюдичке. Это даже поддается несложной автоматизации вообще без участия человека.
    Я когда смотрел сюжет про то, как устроены системы управления светофоров - там же обычные компы... достаточно написать банальный скрипт оценки нагрузки по данным пробок с яндекса в этом месте и всё, само всё разрулится автоматически (ну или как минимум полегчает)

    PS по разметку в корне не согласен... у нас без разметки на 4х полосной дороге при движении остается почему-то только 2 полосы, а на светофоре они магическим образом превращаются в 8.
    • Allalala
      25 июн 2013 в 01:33
      А разве данные с Яндекс.Пробок не подаются с 15-минутным лагом?
      • Marwin
        25 июн 2013 в 02:09
        и? километровые заторы тоже не в миг возникают (если не брать перекрытия и прочие аварии). Мы же говорим не о ежесекундных принятиях решений потипу регулировщика, который видит дорожную ситуацию на моменте, а про среднестатистические тенденции, характерные для часов пик. Конечно, это не идеал, но это как раз тот случай, когда 10% первых усилий могут принести 90% результата. А главное - в системе нет человеческого фактора.

        PS еще одну незамысловатую вещь стоило бы внедрять активнее. В часы пик увеличивать отрезки времени на каждый шаг цикла светофора. Ибо при пробочном движении огромная часть времени зелёного уходит на раскачку первых рядов, т.е. в два периода по 15с проедет куда меньше машин, чем за один на 30с. И данные по пробкам опять же бы очень помогли светофору переключаться между длинными и короткими циклами, дабы если пробки нет, то не мучать единичные машины долгим стоянием.
        • Allalala
          26 июн 2013 в 03:16
          Я не знаю, как оно работает у вас там, но почти каждое утро, выезжая со стоянки я смотрю на пробки и вижу впереди зеленую дорогу, хотя через 2-3 минуты я упираюсь в стояк длиною 1-6 км (когда как, причем маленький кусочек может уже быть обозначен желтым), который в режиме дергания едет 0-20 км/ч, на его проезд может уйти до 20 минут. Это просто прямой кусок проспекта без единого перехода, перекрестка или светофора.
          Реальный лаг составляет минут 15 минимум. Подобное видела и на других улицах, в т.ч. на которых пробка появляется и регулярно, и абсолютно рандомно.

          Но во всем остальном ваши идеи мне очень нравятся: звучат разумно, практично и убедительно.
  • AlexOnFire
    25 июн 2013 в 12:15
    Да бред! А если ДТП, как будут выяснять вину?! "Он вел себя нахально - он виноват"))
    • Delfi
      25 июн 2013 в 14:03
      Есть ПДД, по ним и будут судить. Какая разница - без светофора или без, есть же знаки, что и написано в посте, в самом начале
  • Delfi
    25 июн 2013 в 14:01
    Не раз наблюдал. Светофор работает - пробка. Светофор сломан в этом же месте - нету пробки. При этом дороги не равнозначные, но со всех сторон не малые потоки. Так что тема имеет место жить и у нас. Не везде, но все же..
    • Delfi
      25 июн 2013 в 14:02
      и вспомните, что было в Питере, когда почти весь город от электричества обесточили? Ехал через весь город, правда в 90% по главным улицам, но не наблюдал хаоса..
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.