Самоорганизация дорожного движения
Я уже писал некоторое время назад про книжку Тома Вандербильта "Трафик". В ней, помимо всяких прочих интересных штук, рассказывалось про голландский город Драхтен, где фактически нет ни одного светофора (ну, точнее, три, из которых только один реально работает). Идея бессветофорного саморегулирующегося дорожного движения принадлежит дорожному инженеру Гансу Мондерману. И вот что получается из этого:
Город без светофоров. Ещё 10 лет назад в голландском Драхтене решили провести эксперимент, и всё ради безопасности. Движение на перекрёстках регулируется только знаками. Результаты удивили всех - ни аварий, ни пробок.
Когда ученик получит права, решать, где и кого пропускать, в этом городе будет он сам, а не светофоры. "Внимательнее!", "Смотри по сторонам!" - инструктор Артур Шмит как мантру повторяет, казалось бы, дежурные подсказки.
"В Драхтене я работаю три года. Здесь мне пришлось привыкать к совсем другому стилю вождения. Без светофоров ты чаще принимаешь решения. Поэтому я учу: лучше лишний раз притормозить и посмотреть по сторонам, тогда и тебя успеют заметить", - рассказывает инструктор автошколы Артур Шмит.
В голландском городке Драхтен живут всего 50 тысяч человек. Но почти у каждого есть автомобиль или велосипед. Светофоры же можно пересчитать по пальцам. Это раньше их были десятки.
Сейчас в Драхтене светофорами оборудованы три перекрестка. Два из них на въезде в город, на оживленной магистрали, и один - в центре - как памятник былым временам. Впрочем, местные жители все чаще говорят, что светофор здесь только мешает.
В 90-х в Драхтене каждый год случались аварии со смертельным исходом, пока городские власти не решились на эксперимент. Воплотить так называемую идею "shared space" - по-русски "общее пространство" - известного голландского инженера Ганса Мондермана.
Он утверждал, что светофоры, разметка, знаки - только отвлекают. Все участники дорожного движения должны быть равны, тогда будут осторожнее. Один из перекрестков был построен еще при жизни автора. Автомобилисты, велосипедисты и даже пешеходы двигаются одновременно. Последнее ДТП здесь зафиксировали 13 лет назад.
"Во многих странах я видел, как люди за рулем давят на газ, не глядя на других. А в нашем городе надо постоянно быть начеку. Потому у нас и сократилось количество аварий. Смертей не было уже лет десять. Пару раз в год происходят аварии, но обычно это лишь царапины на машинах или совсем легкие травмы", - рассказывает советник мэра Драхтена Хенри Фрисвяйк.
В мэрии считают: этот эксперимент в первую очередь социальный, и даже шутят, что им удалось построить социализм на дорогах. Местные жители поначалу опасались: раз все равны - начнется анархия. Как следствие - пробки. Но эффект получился обратный: разгрузились самые проблемные перекрестки.
"Раньше тут все было в светофорах. Три или четыре. Приходилось подолгу ждать. А теперь мы ездим медленнее, но без остановок. При этом стало безопаснее", - отмечает жительница Драхтена Класко Дюрсма.
Впрочем, есть и те, кто с этим не согласен. Бихов Лень почти ничего не видит. Переходя дорогу, он ориентируется на слух. Как раз таким, как он, не хватает светофоров со специальными звуковыми сигналами.
"Я же слышу, что только два автомобиля из десяти останавливаются, чтобы меня пропустить. Другим легко ориентироваться, а я обычно стою на тротуаре и боюсь сделать шаг. Перекрещусь - и перехожу", - рассказывает житель Драхтена Бихов Лень.
Но большинство горожан итогами дорожной революции довольны. И автомобилисты, и пешеходы, и статистика говорят: без светофоров тех, кто ведут себя как короли дороги, в Драхтене стало меньше.
А вот ещё внезапный образец саморегуляции на дороге:
В понедельник в январе 2010 года было прекращение подачи электроэнергии в Окленде. Съёмки проходили в одно и то же время в этот и на следующий день для сравнения. На одном и том же перекрестке камера наружного наблюдения сняла как происходит организация дорожного движения с работающим светофором (регулирование) и отсутствующим (самоорганизация). Парадоксально, но без светофора дорожное движение организуется куда более рационально.
Город без светофоров. Ещё 10 лет назад в голландском Драхтене решили провести эксперимент, и всё ради безопасности. Движение на перекрёстках регулируется только знаками. Результаты удивили всех - ни аварий, ни пробок.
Когда ученик получит права, решать, где и кого пропускать, в этом городе будет он сам, а не светофоры. "Внимательнее!", "Смотри по сторонам!" - инструктор Артур Шмит как мантру повторяет, казалось бы, дежурные подсказки.
"В Драхтене я работаю три года. Здесь мне пришлось привыкать к совсем другому стилю вождения. Без светофоров ты чаще принимаешь решения. Поэтому я учу: лучше лишний раз притормозить и посмотреть по сторонам, тогда и тебя успеют заметить", - рассказывает инструктор автошколы Артур Шмит.
В голландском городке Драхтен живут всего 50 тысяч человек. Но почти у каждого есть автомобиль или велосипед. Светофоры же можно пересчитать по пальцам. Это раньше их были десятки.
Сейчас в Драхтене светофорами оборудованы три перекрестка. Два из них на въезде в город, на оживленной магистрали, и один - в центре - как памятник былым временам. Впрочем, местные жители все чаще говорят, что светофор здесь только мешает.
В 90-х в Драхтене каждый год случались аварии со смертельным исходом, пока городские власти не решились на эксперимент. Воплотить так называемую идею "shared space" - по-русски "общее пространство" - известного голландского инженера Ганса Мондермана.
Он утверждал, что светофоры, разметка, знаки - только отвлекают. Все участники дорожного движения должны быть равны, тогда будут осторожнее. Один из перекрестков был построен еще при жизни автора. Автомобилисты, велосипедисты и даже пешеходы двигаются одновременно. Последнее ДТП здесь зафиксировали 13 лет назад.
"Во многих странах я видел, как люди за рулем давят на газ, не глядя на других. А в нашем городе надо постоянно быть начеку. Потому у нас и сократилось количество аварий. Смертей не было уже лет десять. Пару раз в год происходят аварии, но обычно это лишь царапины на машинах или совсем легкие травмы", - рассказывает советник мэра Драхтена Хенри Фрисвяйк.
В мэрии считают: этот эксперимент в первую очередь социальный, и даже шутят, что им удалось построить социализм на дорогах. Местные жители поначалу опасались: раз все равны - начнется анархия. Как следствие - пробки. Но эффект получился обратный: разгрузились самые проблемные перекрестки.
"Раньше тут все было в светофорах. Три или четыре. Приходилось подолгу ждать. А теперь мы ездим медленнее, но без остановок. При этом стало безопаснее", - отмечает жительница Драхтена Класко Дюрсма.
Впрочем, есть и те, кто с этим не согласен. Бихов Лень почти ничего не видит. Переходя дорогу, он ориентируется на слух. Как раз таким, как он, не хватает светофоров со специальными звуковыми сигналами.
"Я же слышу, что только два автомобиля из десяти останавливаются, чтобы меня пропустить. Другим легко ориентироваться, а я обычно стою на тротуаре и боюсь сделать шаг. Перекрещусь - и перехожу", - рассказывает житель Драхтена Бихов Лень.
Но большинство горожан итогами дорожной революции довольны. И автомобилисты, и пешеходы, и статистика говорят: без светофоров тех, кто ведут себя как короли дороги, в Драхтене стало меньше.
А вот ещё внезапный образец саморегуляции на дороге:
В понедельник в январе 2010 года было прекращение подачи электроэнергии в Окленде. Съёмки проходили в одно и то же время в этот и на следующий день для сравнения. На одном и том же перекрестке камера наружного наблюдения сняла как происходит организация дорожного движения с работающим светофором (регулирование) и отсутствующим (самоорганизация). Парадоксально, но без светофора дорожное движение организуется куда более рационально.
>>Пару раз в год происходят аварии
Привет Эрнсту.
Такая тема будет работать только там, где люди хотя бы простейшие правила соблюдают. А у нас на красный ездят и рядность не соблюдают. Введи такую систему и улицы будут завалены горами трупов. У нас слишком много питухов на дорогах, всяких обочечников и прочей мрази.
Многие уже ездят без разметки и светофоров, хорошего ничего не выходит...
А если попробовать отключить светофор в центре Москвы (или любого другого крупного города), то начинается ад. Машины все равно едут фазами - главная-второстепенная, меняясь, когда наиболее наглые водители наконец начинают ломиться прямо поперек потока. То есть то же ожидание, только опасное и неорганизованное.
А так если бы не федеральный участок, всего пара светофоров на город с 120к населения :D
Так что больше из пальца высосана новость.
P.S.: Обколются своей марихуную и потом у них светофоры разными цветами переливаются... )))
Например: съезд с пр.Андропова на Нагатинскую набережную. Там, когда светофор порой не работает, вообще красота. А вот когда работает - з...ца!
Вообще было бы хорошо на базе тех же госуслуг проводить голосования за тип регулирования на конкретном перекрестке. Либо вообще радикально - нужен / нет, либо на тему предоставления временнОго преимущества направлению. За что больше голосов недовольных - значит больше и пробка в этом месте.
Хотя это та же вариация на тему, которую пытается толкать яндекс, дабы регулировать циклы светофоров по анализу траффика с их проги. Но и ей никто не хочет заниматься. А ведь решение-то вообще на блюдичке. Это даже поддается несложной автоматизации вообще без участия человека.
Я когда смотрел сюжет про то, как устроены системы управления светофоров - там же обычные компы... достаточно написать банальный скрипт оценки нагрузки по данным пробок с яндекса в этом месте и всё, само всё разрулится автоматически (ну или как минимум полегчает)
PS по разметку в корне не согласен... у нас без разметки на 4х полосной дороге при движении остается почему-то только 2 полосы, а на светофоре они магическим образом превращаются в 8.
PS еще одну незамысловатую вещь стоило бы внедрять активнее. В часы пик увеличивать отрезки времени на каждый шаг цикла светофора. Ибо при пробочном движении огромная часть времени зелёного уходит на раскачку первых рядов, т.е. в два периода по 15с проедет куда меньше машин, чем за один на 30с. И данные по пробкам опять же бы очень помогли светофору переключаться между длинными и короткими циклами, дабы если пробки нет, то не мучать единичные машины долгим стоянием.
Реальный лаг составляет минут 15 минимум. Подобное видела и на других улицах, в т.ч. на которых пробка появляется и регулярно, и абсолютно рандомно.
Но во всем остальном ваши идеи мне очень нравятся: звучат разумно, практично и убедительно.