Внедорожник в паркетной шкуре.
[ Статья на конкурс ]
Что такое Kia Sportage? Да любая мало-мальски разбирающаяся в современных автомобильных веяниях особа сразу же вам ответит: "это такой городской кроссовер-паркетник. Модный, милый, пригламуренный и красивый". Тем не менее, есть еще и другой, нет ДРУГОЙ Sportage. Для ТОГО Спортейджа отнюдь не чужды такие слова, как "лебедка", "хай-джек" и "лифт". О нем то я сегодня вам и собираюсь поведать.
Немного о родословной. Платформа первого Sportage разработана на основе внедорожника южнокорейских вооруженных сил (его гражданская версия выпускалась под названием Kia Retona), который корейцы, в свою очередь, когда-то давным-давно срисовали аж с самого Willys.
Почему же в представлении многих Sportage видится паркетником, а не полноценным внедорожником? Маркетологами он позиционировался прежде всего как автомобиль для молодежных покатушек, без претензии на какую-либо серьезность. Ставка делалась на модель со съемным мягким верхом, чтобы серферам в солнечной калифорнии было проще цеплять телочек, прохватив на новеньком спортейдже по пляжу. Так вот, зачем, спрашивается, серферам морочить себе мозг такими сложными понятиями как "раздаточная коробка", "демультипликатор" или "блокировка межосевого дифференциала"? К тому же продавалось довольно таки много версий в моноприводном исполнении (в основном на американском рынке).
Но не забывайте, что мы имеем дело все таки с дальним-дальним потомком виллиса и потенциал у машинки намного превосходит ожидаемый. В голове до сих пор звучит фраза, оброненная мастером в клубном сервисе: "вы не поверите насколько далеко может забраться эта машинка". Для меня эта фраза стала большим, чем просто слова, после того, как мы на ни капли не подготовленном авто, на маленькой 26" шоссейной резине и, имея с собой только лопату, ручную лебедку и много безрассудства в голове, доехали до заброшенного посреди торфянников и болот рабочего поселка №4 (это в ленобласти недалеко от поселка Назия) и даже вернулись оттуда назад, посадив машину только один раз.
О выборе авто.
Имевшееся в наличии транспортное средство системы Daewoo Nexia было довольно таки неплохо в качестве гаджета для перемещения пятой точки по городу и окрестностям. Но хотелось еще что-то для души и для возможности добираться до всяких интересных локаций, геокэшерить ну и просто развлекаться. Ведь бездорожье это чертовски весело, не то что там унылый асфальт, когда ты точно знаешь, что доедешь из пункта А в пункт Б за время ~Т, тут все иначе, интереснее и веселее, появляется элемент неожиданности и азарта. В общем, будоражит и разгоняет застоявшуюся в рутине и буднях мегаполиса кровь.
Требования к авто сложились следующие:
- Полный привод и хороший внедорожный потенциал в целом
- Наличие АКПП - на тот момент жутко надоело ездить на ручке, хотелось вальяжности и расслабона, которое дарит гидротрансформаторная АКПП
- Цена 300000-400000р
- Не хотелось иметь дело с отечественным автопромом
- Не сильно уж старое (10 лет максимум)
В такие рамки попадали Mitsubishi Pajero (сильно замученные), Pajero Sport (чуток получше), Jeep Grand Cherokee (начала 90х), Suzuki Vitara (он же Chevrolet Tracker) и Kia Sportage первого поколения.
Ключевую роль в принятии решения сыграло то, что у моего отца тоже Kia Sportage, американец 2002 года, в отличном состоянии и на нем у меня был довольно большой опыт езды. Я отлично знал что из себя представляет эта машина, на что нужно смотреть при покупке, чем она обычно болеет, опять же можно помогать друг другу запчастями, если что, можно меняться колесами и прочими ништяками, если взбредет в голову. Опять же, в наличии был про запас почти целый двигатель на запчасти. И так решение принято - ищем спортейдж с автоматом!
Мониторил периодически интернеты на предмет подходящих предложений. На мониторинг ушло примерно месяца 2. Спортажи первого поколения, все-таки, не форд фокусы, и их ротация на рынке уже сильно замедлилась, их с каждым днем все меньше, увы. В один прекрасный день нашелся подходящий вариант - за 350000 калининградец 2003 года, вишневый Grand.
Съездили, посмотрели и поняли, что нужно брать. Лучше вариантов точно уже не подвернется - все предыдущие были хуже и по кузову, и по двигателю, и по салону. У нашего варианта, из косяков при покупке сразу же обнаружились сдохшие напрочь амортизаторы и сгнивший номер рамы (впрочем он, по состоянию на сегодняшний день, сгнил у 90% спортажей), большего накопать не получилось, к тому же предыдущим владельцем был подарен комплект зимней резины, некоторые запчасти и куча других ништяков, так что цену решили не скидывать и взяли как есть.
Кстати, вот фотка, для сравнения, чем Grand Sportage отличается от обычного.
Он длиннее на 300мм примерно, и запаска не висит сзади на калитке, а спрятана под полом.
Конечно, машина меньше похожа на «злой тру-джип», но мне так нравится даже больше. Запаска не пачкается, не нужно бояться, что ее кто-то скрутит, заднюю дверь открывать проще. Есть минус – когда мы все-таки дорастем до резины 30”, полноразмерная запаска такого диаметра туда уже не влезет.
Помню свои первые километры на нем, когда выкатились из салона: еду аккуратно, привыкаю к работе автомата, посадку еще не нашел удобную (я даже не знал, что на моей комплектации есть регулировка сидения по высоте), капот покатый, его не видно с места водителя. И вот по ощущениям, особенно глядя в салонное зеркало на уходящий куда-то далеко-далеко потолок салона и вращая огромный, высоко откинутый руль, сидя высоко и глядя на все откуда-то свысока, казалось, что я управляю автобусом. Вы вот в детстве играли в автобус? Я играл, брал вот крышку от кастрюли вместо руля, клал на диван, и представлял что я рулю автобусом. Так что ощущения были, как будто я вернулся в детство и мои мечты сбылись. Где-то там внизу спереди потихоньку бурчит на низких оборотах рядная четверка, салон раскачивается на неровностях, как корабль, а если притопить, то задирает нос словно моторная лодка. Да, я знаю, ездить на дохлых амортизаторах не есть хорошо, для безопасности. Но в этом есть свой кайф. Наверное, я слишком люблю мягкую подвеску, по-американски. Ладно, хватит лирики.
Давайте лучше посмотрим на него снаружи и внутри.
Дизайн - ну что вы хотите, машинка то разрабатывалась в начале 90х. Биодизайн и все дела. Никаких граней. Пока фоткали машину, обнаружили забавный эффект - при съемке со стороны задней четверти машина становится плоской, как те гаишные пугалки вдоль трасс, лол. Ну вот, взгляните сами. Картонный спортейдж.
Модные наклейки с надписью «4WD» и полосками – это характерная черта, отличающая спортейджи калининградской сборки периода с 2003 по 2006. Для меня, кстати, было сюрпризом, узнать о том, что их там до 2006го года собирали.
Морда как морда. Правда, свет стандартных фар не очень хорош. Кстати, спортажи корейской сборки комплектовались кенгурятником с завода. Я еще лелею мысль, что, может быть, когда-нибудь соберусь и поставлю кенгурин. Гаишники машинку на дороге демонстративно категорически не видят, за год остановили только раз. Может благодаря кенгурятнику будет возможность общаться с ними чаще, хотя не уверен.
Зад наводит опять на минивенно-автобусные мысли. На фотке можно лицезреть антенну CB радиостанции и наклейку любимой кадабры.
Бампера моему спортяге достались американские, под их номерные знаки. Кстати, моя машинка собрана триста-какой-то (вин точно не помню), в общем одной из первых. Видимо поэтому бампера такие забавные.
Сзади так вообще умора – подсветка номера светит не на сам номер, а на его заднюю поверхность. В темноте выглядит забавно. Номер, конечно же, не видно вообще. Можно было бы выгнуть, наверное, как делают некоторые, но как-то не захотелось портить казенное имущество.
Давайте заглянем под машину.
Сзади у нас цельный мост, висит на четырех продольных рычагах и одном поперечном (тяга Панара). В общем, классическая конструкция. Прочная и неубиваемая. Есть у такой подвески особенность – при перемещении кузова вверх-вниз, происходит небольшое перемещение вправо-влево, исключительно благодаря кинематике механизма тяги Панара. Поначалу боялся, что ощущения будут как на вазовской классике, когда машину приходится на неровной дороге на большой скорости постоянно «ловить», но в случае Спортейджа эти поперечные перемещения почти незаметны.
Спереди независимая подвеска на четырех поперечных рычагах, с телескопическими стойками и стабилизатором. Кстати рулевое управление здесь червячное, как на грузовиках. Рулится конечно же хуже, чем реечное, но зато неубиваемое опять же (машинка то у нас с армейскими корнями, не забывайте). Дорожный просвет в стоке 216мм. Поставлена дополнительная защита картера и коробки из 3мм стали производства Sheriff.
Полный привод у спортейджей подключаемый. В раздатке нет межосевого дифференциала (в угоду упрощения конструкции и более доступного понимания управлением трансмиссией со стороны недалеких, упомянутых выше, калифорнийских серферов). То есть на полном приводе по асфальту кататься нежелательно – сточим шины и испортим трансмиссию. Зато на бездорожье не надо, как на той же ниве, вспоминать включена ли блокировка раздатки или нет – просто включил полный привод и поехал по говнам. Есть пониженная передача, хотя в моем варианте с АКПП не очень-то часто нужна (спасибо гидротрансформатору). Включаю ее только тогда, когда машинке становится реально тяжело ехать в густой грязи, дабы не перегревать коробку.
У машинки есть еще одна особенность, которую довольно тяжело объяснить парой слов. Это так называемые колесные муфты или хабы, как их еще называют.
Данные девайсы нужны для следующего: поскольку у нас передняя ось подключаемая, то когда она нам не нужна, мы выключаем ее ручкой раздатки. Соответственно крутящий момент от двигателя идет только на заднюю ось. Но при движении автомобиля передняя ось, передний мост, передний кардан до раздатки – все это также будет вращаться! Просто потому, что это все хозяйство соединено с передними колесами. Так вот, чтобы не крутились лишние механизмы, в передних колесах сделаны специальные разъединители. Они бывают автоматические (с вакуумным приводом или же механические) и ручные. Поскольку автоматические менее надежны, да и к тому же были неисправны (заблокированы во включенном состоянии намертво предыдущим владельцем) я решил поставить ручные муфты. Недостаток – нужно вылезать из машины для их включения, но зато я точно уверен, что они работают и меня не подведут в самый нужный момент.
Сначала пользовался муфтами WARN, но после того, как повредил одну об камень решил поставить сделанные в некоей московской конторе (забыл название, к сожалению) по конструкции аналогичные AVM.
Что у нас под капотом.
А там у нас отлично себя зарекомендовавший двухлитровый 128лс движок Mazda. Почти такой же ставился на 626ю, если не ошибаюсь. Двигатель, на самом деле, любит высокие обороты, при обгонах на трассе на кикдауне крутится до 6 тысяч и просит еще. Динамика, конечно не ахти, особенно учитывая, что у меня стоят колесики побольше, но для уверенной езды в городском потоке вполне хватает. Расход масла вполне терпимый для движка прошедшего 160000км. За 10000км (как раз между сервисными заменами масла) он кушает что-то около 500-700 граммов.
Компоновка под капотом довольно плотная – то есть ковыряться там как в уазике не получится. Еще бросается в глаза (на фотке слева) ну очень маленький бачок омывателя. У машины большое лобовое стекло, расход омывайки соответствующий, а бачок ну совсем маленький – всего 4 литра.
Отдельного разговора заслуживает система охлаждения двигателя. Во-первых, (что меня очень сильно поразило) система здесь не закрытого типа – в пробке есть клапан для выравнивания давления и вытеснения лишней жидкости в расширительный бачок. Он служит как временное хранилище лишней жидкости, которая потом либо засасывается назад в систему по той же трубке, либо излишки вообще выдавливаются наружу через дренаж. Во-вторых, вентилятор стоит механический, с ременным приводом от шкива коленвала, но подключается он через хитрую термо-муфту. Кстати такая же система на крузерах и прочих солидных внедорожниках. Может быть, слышали как летом в жару взвывает крузак при нажатии на газ? На самолет еще чем-то похоже. Так вот здесь абсолютно такие же звуковые эффекты. Звучит очень круто.
Кстати. Вы еще помните, что у нас в предках армейский джип? Так вот многие узлы сделаны быстро заменяемыми. Причем настолько быстро, что аж завораживает. Вот, например, насколько быстро вы сможете заменить вышедший из строя поворотник? На спортейдже это займет считанные секунды. Как говорится, пока горит спичка.
Раз
Два
Три
Назад - в обратной последовательности. При этом держится надежно, сам не выпадет, проверял )
Так, хватит про механизмы, давайте лучше залезем внутрь.
В моей комплектации машинка с серым пластиком и тканевой серой обшивкой. Бывают варианты и посимпатичнее (у моего отца, например, бежевый салон), но что есть, то есть. Опять же, что хотеть от дизайна 90х? Для тех времен все было ок.
За рулем сидеть удобно, хотя и нет регулировок наклона подушки или длины вылета руля – я устраиваюсь вполне комфортно. Сидение регулируется по высоте и еще есть поясничный упор (ни на одной моей прошлой машине такого не было, так что я, используя его, просто таки наслаждаюсь и блаженствую).
На козырьке нас встречает предупреждающая надпись, если вдруг мы забудем о том, в какой машине находимся. Кстати из-под нее выглядывает желтенькая американская наклейка, где более серьезными словами написано, что, мол, serious injury or death may be occurred ну и так далее. Еще одно подтверждение, что запчасти для калининградских спортейджей первых месяцев выпуска поставлялись с американских складов.
Приборная панель, все есть и ничего лишнего. Читается хорошо. Разве что не очень удобно следить за датчиком температуры. А за ним стоит следить, и вот почему: поскольку у машинки опять-таки армейское прошлое, в системе охлаждения присутствует краник быстрого слива жидкости. Ну, мол, вдруг там военное положение, тосола нету, а ехать надо. Чтобы воду сливать быстро, в общем. Так вот за этим краником стоит следить периодически. Мой отец не уследил на своей машинке один раз, в результате перегрел – сигнализации о перегреве нет, и если сам не посмотришь на датчик температуры, то машинка совершенно никак об этом не проинформирует. Кстати датчика заканчивающейся омывайки тоже нет. Зато я умею теперь узнавать об ее уровне по интонациям воя насоса омывайки )
О гигантском автобусоподобном руле я уже упоминал. Тем не менее, для меня руль удобен.
Можно его вполне быстро крутить и перехватывать, что было протестировано на дрифт-встрече кадабры.
Немножко о коробке передач, кстати. У меня стоит великолепнейший четырехступенчатый автомат фирмы Aisin.
У коробки, помимо стандартных положений, есть 2 – использование только 1й и 2й передачи, L – только первая и режим HOLD – используются только 2я и 3я передачи (оно сильно помогает зимой или если нужно тормозить двигателем на трассе)
Еще есть режим POWER. Коробка начинает переключаться на более высоких оборотах и дольше висит на передаче на сбросе газа. Удобно, если вы не любитель душить.
И, опять же, если вы душите и забыли переключить коробку в спорт, об этом услужливо напомнит приборная панель отсутствием вот этой надписи
Так что возможностей у коробки имеется достаточно для любых дорожных условий. Иногда, конечно, хочется, чтобы в ней было передач побольше, но в целом коробка очень гармоничная.
В передней консольке у нас имеются великолепные подстаканники.
Признаться честно, машину купил в том числе и из-за них. Очень уж они мне понравились.
Еще есть CB трансивер Megajet-300 и магнитола Pioneer DEH-6400BT. Для рации дополнительный динамик не ставил – ее встроенный оказалось вполне разборчиво слышно, несмотря на пластик консоли.
Магнитола подкупила своей возможностью заставить звучать даже изначально незвучащее. Стандартные динамики даже не подозревали, что они могут воспроизводить такие частоты. Вообще конечно же спасибо современным технологиям с продуманными алгоритмами психоакустической звукообработки.
Тангента рации висит вот тут, справа от рулевой колонки.
Антенну же поставил на кронштейне под крепление газового упора задней двери. Кронштейн сделан из изделия фирмы Midland. Антенна Sirio Turbo 3000 1,75м. В принципе комплект меня устраивает, хотя после установки на мою нексию Lemm AT-2001 захотелось и сюда тоже такую же. Сирио проигрывает по дальности Лемму около 10-15%.
К вопросу почему взял короткую антенну? На тот момент я испытывал фобию, что у меня машина такая высокая да еще и антенна 2м – все провода в округе соберу. Но практика эксплуатации показала, что антенна мешает только в лесу, ну и перед паркингами приходится вылезать и скручивать ее.
Еще у нас есть приличное количество всяких полочек и кармашков, хотя их могло бы быть и побольше.
Даже есть вот такое. Мне кажется, что это монетница, хотя не уверен. Может, вы знаете, зачем это?
Бардачок скромных размеров, по причине наличия сверху места под подушку безопасности пассажира. В бардачок протянут USB шнурок от магнитолы и там живут флешки и плееры.
Полюбуемся на потолочный плафон и лезем назад.
Сзади стоят регулируемые сидения с подлокотниками – иной раз мне хочется побыть пассажиром и покататься на заднем диване, откидывая спинку то так, то эдак. Кстати они складываются в полностью лежачее положение, что дает нам неплохие спальные места, при сложенных передних сидениях.
У задних пассажиров так же есть подстаканник, правда всего один.
А играют музыку сзади вот такие динамики.
Грузовые возможности машины, конечно, поразили. Спокойно влезают две кровати с матрасами, или большой обеденный стол с четырьмя стульями, при этом их даже можно не разбирать. Как-то раз пришлось везти компьютерное оборудование для открытия ресторана средних размеров (терминалы, принтеры, ИБП, рабочие станции и еще кучу всего) – все уехало за один раз. Так же влезает скутер или небольшой квадроцикл.
К сожалению, забыли вынуть все барахло из багажника перед фотосессией, зато вы можете теперь знать, что обычно я вожу с собой.
Кстати, задние сидения, для организации грузовой площадки можно сложить целиком, либо только наклонить вперед их спинки. В первом случае будет больше места для груза, но придется передние сидения немного подвинуть вперед, что может оказаться неудобным рослым людям.
Так же в багажном отделении имеются ниши для домкрата
Тут видно заливную горловину для омывателя заднего стекла
И ниша для аптечки и разных ништяков.
А еще есть розетка для всяких там холодильников.
На заднем стекле, в моей машине, почему-то изначально отсутствовал с завода дополнительный стоп-сигнал. Пришлось ставить его самому. Но, поскольку за оригинальный спортейджевский ломили около 3,5 тысяч за новый, пришлось выйти из положения, поставив стоп-сигнал от нивы 21213. Держится отлично, светит замечательно, задница цела - что еще нужно для счастья?
Ну и немножно занудства о том, что ломалось и что делалось с машиной.
Поскольку машине было на момент покупки 9 лет, то стоило быть готовым к вложениям. Теоретически, некоторые вещи, такие, как, например, рычаги подвески или же бензобак с магистралями, можно было бы и не менять и ездить до тех пор, пока они не посыпятся. Но мы решили делать машинку максимально пригодную к беззаботной эксплуатации и не требующую держать постоянно под рукой телефон эвакуатора. То есть ремонтировалось и менялось все, что вызывало хотя бы малейшую неприязнь. Далее, траты скорее всего меньше не станут, так как мы постоянно что-то делаем с машиной, дабы приспособить ее получше под наши нужды. Ниже список посещений клубного сервиса:
1. 25.04.2012 Диагностика ходовой - 500р 142000км
2. 03.05.2012 Передняя подвеска. Рулевое. Установка ручных колесных муфт. Передние тормоза. 15660р
3. 20.06.2012 ТО 145000км Задняя подвеска. Задние тормоза. Тормозные магистрали. Прокладка клапанной крышки, устранение мелких косяков по двигателю. 21670р
4. 15.08.2012 Защита картера двигателя + защита КПП. 7200р
5. 17.10.2012 ТО 155000км + замена масла в мостах и раздатке. 7930р
6. 01.11.2012 Замена бензобака, бензонасоса и топливных магистралей. 25350р
7. 28.12.2012 Лифт подвески ~6см. Замена пружин, амортов. Замена ремней ГРМ и ремней всего навесного оборудования. 38695р
Итого, за меньше чем год эксплуатации, вложено в техническую часть 117005р. Пробег составил за отчетный период около 18000 км. Эксплуатировалась машина в основном по загородным трассам, катались в Карелию, в Новгород и по ленобласти.
Немного о расходе топлива: я морально был готов к тому, что это машина большая, тяжелая и довольно архаичная и жрать много топлива – для нее нормально. К тому же был наслышан о том, что классическая АКПП с гидротрансформатором добавляет к расходу 1-2 литра. У отца спортейдж на ручке, и жрет он по трассе 11-12 литров, а по городу 13-14. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что по трассе машина кушает около 9 литров на сотню, а по городу 12-13. Манера езды и у меня и у отца одинаковая, хотя я склонен иногда погонять и стартануть со светофора. Так что теперь я считаю, что большой машине полагается исключительно АКПП – это и удобнее, и машина меньше кушает.
В планах на будущее – покупка резины 235/75/15 на лето, установка противотуманок, может быть люстры, может кенгурин, а может даже и силовые бампера с силовым обвесом. Еще очень хочется самоблокирующийся дифференциал в переднюю ось, но не уверен сильно ли оно надо – может проще на лебедке ездить, чем мучиться с обслуживанием и хитростями при эксплуатации самоблока.
Без блокировки межколесных дифференциалов машина сильно не любит диагональное вывешивание. И приходится развлекаться с домкратами и лебедками при, казалось бы, пустяковых ситуациях, таких как эта:
Просто немножко льда и чуть-чуть диагоналки
И без домкрата или лебедки уже не уехать
Что в итоге?
Машиной я доволен чрезвычайно, и скорее всего, буду на ней кататься до тех пор, пока она ездит и есть запчасти. Машинка имеет гигантский потенциал в тюнинге в сторону монстра бездорожья
Но можно ничего не трогать и кататься так, как есть – выбор имеется, и это не может не радовать.
Кстати, пользуясь случаем, ищем компаньонов для покатушек!
На кадабре, с учетом низкой активности во внедорожном клубе, это делать смысла мало, но почему бы не попробовать. Напоследок вот немножко фоточек и видос из тех мест, где обычно мы катаемся.
и короткое видео о покатушках этим летом
Что такое Kia Sportage? Да любая мало-мальски разбирающаяся в современных автомобильных веяниях особа сразу же вам ответит: "это такой городской кроссовер-паркетник. Модный, милый, пригламуренный и красивый". Тем не менее, есть еще и другой, нет ДРУГОЙ Sportage. Для ТОГО Спортейджа отнюдь не чужды такие слова, как "лебедка", "хай-джек" и "лифт". О нем то я сегодня вам и собираюсь поведать.
Немного о родословной. Платформа первого Sportage разработана на основе внедорожника южнокорейских вооруженных сил (его гражданская версия выпускалась под названием Kia Retona), который корейцы, в свою очередь, когда-то давным-давно срисовали аж с самого Willys.
Почему же в представлении многих Sportage видится паркетником, а не полноценным внедорожником? Маркетологами он позиционировался прежде всего как автомобиль для молодежных покатушек, без претензии на какую-либо серьезность. Ставка делалась на модель со съемным мягким верхом, чтобы серферам в солнечной калифорнии было проще цеплять телочек, прохватив на новеньком спортейдже по пляжу. Так вот, зачем, спрашивается, серферам морочить себе мозг такими сложными понятиями как "раздаточная коробка", "демультипликатор" или "блокировка межосевого дифференциала"? К тому же продавалось довольно таки много версий в моноприводном исполнении (в основном на американском рынке).
Но не забывайте, что мы имеем дело все таки с дальним-дальним потомком виллиса и потенциал у машинки намного превосходит ожидаемый. В голове до сих пор звучит фраза, оброненная мастером в клубном сервисе: "вы не поверите насколько далеко может забраться эта машинка". Для меня эта фраза стала большим, чем просто слова, после того, как мы на ни капли не подготовленном авто, на маленькой 26" шоссейной резине и, имея с собой только лопату, ручную лебедку и много безрассудства в голове, доехали до заброшенного посреди торфянников и болот рабочего поселка №4 (это в ленобласти недалеко от поселка Назия) и даже вернулись оттуда назад, посадив машину только один раз.
О выборе авто.
Имевшееся в наличии транспортное средство системы Daewoo Nexia было довольно таки неплохо в качестве гаджета для перемещения пятой точки по городу и окрестностям. Но хотелось еще что-то для души и для возможности добираться до всяких интересных локаций, геокэшерить ну и просто развлекаться. Ведь бездорожье это чертовски весело, не то что там унылый асфальт, когда ты точно знаешь, что доедешь из пункта А в пункт Б за время ~Т, тут все иначе, интереснее и веселее, появляется элемент неожиданности и азарта. В общем, будоражит и разгоняет застоявшуюся в рутине и буднях мегаполиса кровь.
Требования к авто сложились следующие:
- Полный привод и хороший внедорожный потенциал в целом
- Наличие АКПП - на тот момент жутко надоело ездить на ручке, хотелось вальяжности и расслабона, которое дарит гидротрансформаторная АКПП
- Цена 300000-400000р
- Не хотелось иметь дело с отечественным автопромом
- Не сильно уж старое (10 лет максимум)
В такие рамки попадали Mitsubishi Pajero (сильно замученные), Pajero Sport (чуток получше), Jeep Grand Cherokee (начала 90х), Suzuki Vitara (он же Chevrolet Tracker) и Kia Sportage первого поколения.
Ключевую роль в принятии решения сыграло то, что у моего отца тоже Kia Sportage, американец 2002 года, в отличном состоянии и на нем у меня был довольно большой опыт езды. Я отлично знал что из себя представляет эта машина, на что нужно смотреть при покупке, чем она обычно болеет, опять же можно помогать друг другу запчастями, если что, можно меняться колесами и прочими ништяками, если взбредет в голову. Опять же, в наличии был про запас почти целый двигатель на запчасти. И так решение принято - ищем спортейдж с автоматом!
Мониторил периодически интернеты на предмет подходящих предложений. На мониторинг ушло примерно месяца 2. Спортажи первого поколения, все-таки, не форд фокусы, и их ротация на рынке уже сильно замедлилась, их с каждым днем все меньше, увы. В один прекрасный день нашелся подходящий вариант - за 350000 калининградец 2003 года, вишневый Grand.
Съездили, посмотрели и поняли, что нужно брать. Лучше вариантов точно уже не подвернется - все предыдущие были хуже и по кузову, и по двигателю, и по салону. У нашего варианта, из косяков при покупке сразу же обнаружились сдохшие напрочь амортизаторы и сгнивший номер рамы (впрочем он, по состоянию на сегодняшний день, сгнил у 90% спортажей), большего накопать не получилось, к тому же предыдущим владельцем был подарен комплект зимней резины, некоторые запчасти и куча других ништяков, так что цену решили не скидывать и взяли как есть.
Кстати, вот фотка, для сравнения, чем Grand Sportage отличается от обычного.
Он длиннее на 300мм примерно, и запаска не висит сзади на калитке, а спрятана под полом.
Конечно, машина меньше похожа на «злой тру-джип», но мне так нравится даже больше. Запаска не пачкается, не нужно бояться, что ее кто-то скрутит, заднюю дверь открывать проще. Есть минус – когда мы все-таки дорастем до резины 30”, полноразмерная запаска такого диаметра туда уже не влезет.
Помню свои первые километры на нем, когда выкатились из салона: еду аккуратно, привыкаю к работе автомата, посадку еще не нашел удобную (я даже не знал, что на моей комплектации есть регулировка сидения по высоте), капот покатый, его не видно с места водителя. И вот по ощущениям, особенно глядя в салонное зеркало на уходящий куда-то далеко-далеко потолок салона и вращая огромный, высоко откинутый руль, сидя высоко и глядя на все откуда-то свысока, казалось, что я управляю автобусом. Вы вот в детстве играли в автобус? Я играл, брал вот крышку от кастрюли вместо руля, клал на диван, и представлял что я рулю автобусом. Так что ощущения были, как будто я вернулся в детство и мои мечты сбылись. Где-то там внизу спереди потихоньку бурчит на низких оборотах рядная четверка, салон раскачивается на неровностях, как корабль, а если притопить, то задирает нос словно моторная лодка. Да, я знаю, ездить на дохлых амортизаторах не есть хорошо, для безопасности. Но в этом есть свой кайф. Наверное, я слишком люблю мягкую подвеску, по-американски. Ладно, хватит лирики.
Давайте лучше посмотрим на него снаружи и внутри.
Дизайн - ну что вы хотите, машинка то разрабатывалась в начале 90х. Биодизайн и все дела. Никаких граней. Пока фоткали машину, обнаружили забавный эффект - при съемке со стороны задней четверти машина становится плоской, как те гаишные пугалки вдоль трасс, лол. Ну вот, взгляните сами. Картонный спортейдж.
Модные наклейки с надписью «4WD» и полосками – это характерная черта, отличающая спортейджи калининградской сборки периода с 2003 по 2006. Для меня, кстати, было сюрпризом, узнать о том, что их там до 2006го года собирали.
Морда как морда. Правда, свет стандартных фар не очень хорош. Кстати, спортажи корейской сборки комплектовались кенгурятником с завода. Я еще лелею мысль, что, может быть, когда-нибудь соберусь и поставлю кенгурин. Гаишники машинку на дороге демонстративно категорически не видят, за год остановили только раз. Может благодаря кенгурятнику будет возможность общаться с ними чаще, хотя не уверен.
Зад наводит опять на минивенно-автобусные мысли. На фотке можно лицезреть антенну CB радиостанции и наклейку любимой кадабры.
Бампера моему спортяге достались американские, под их номерные знаки. Кстати, моя машинка собрана триста-какой-то (вин точно не помню), в общем одной из первых. Видимо поэтому бампера такие забавные.
Сзади так вообще умора – подсветка номера светит не на сам номер, а на его заднюю поверхность. В темноте выглядит забавно. Номер, конечно же, не видно вообще. Можно было бы выгнуть, наверное, как делают некоторые, но как-то не захотелось портить казенное имущество.
Давайте заглянем под машину.
Сзади у нас цельный мост, висит на четырех продольных рычагах и одном поперечном (тяга Панара). В общем, классическая конструкция. Прочная и неубиваемая. Есть у такой подвески особенность – при перемещении кузова вверх-вниз, происходит небольшое перемещение вправо-влево, исключительно благодаря кинематике механизма тяги Панара. Поначалу боялся, что ощущения будут как на вазовской классике, когда машину приходится на неровной дороге на большой скорости постоянно «ловить», но в случае Спортейджа эти поперечные перемещения почти незаметны.
Спереди независимая подвеска на четырех поперечных рычагах, с телескопическими стойками и стабилизатором. Кстати рулевое управление здесь червячное, как на грузовиках. Рулится конечно же хуже, чем реечное, но зато неубиваемое опять же (машинка то у нас с армейскими корнями, не забывайте). Дорожный просвет в стоке 216мм. Поставлена дополнительная защита картера и коробки из 3мм стали производства Sheriff.
Полный привод у спортейджей подключаемый. В раздатке нет межосевого дифференциала (в угоду упрощения конструкции и более доступного понимания управлением трансмиссией со стороны недалеких, упомянутых выше, калифорнийских серферов). То есть на полном приводе по асфальту кататься нежелательно – сточим шины и испортим трансмиссию. Зато на бездорожье не надо, как на той же ниве, вспоминать включена ли блокировка раздатки или нет – просто включил полный привод и поехал по говнам. Есть пониженная передача, хотя в моем варианте с АКПП не очень-то часто нужна (спасибо гидротрансформатору). Включаю ее только тогда, когда машинке становится реально тяжело ехать в густой грязи, дабы не перегревать коробку.
У машинки есть еще одна особенность, которую довольно тяжело объяснить парой слов. Это так называемые колесные муфты или хабы, как их еще называют.
Данные девайсы нужны для следующего: поскольку у нас передняя ось подключаемая, то когда она нам не нужна, мы выключаем ее ручкой раздатки. Соответственно крутящий момент от двигателя идет только на заднюю ось. Но при движении автомобиля передняя ось, передний мост, передний кардан до раздатки – все это также будет вращаться! Просто потому, что это все хозяйство соединено с передними колесами. Так вот, чтобы не крутились лишние механизмы, в передних колесах сделаны специальные разъединители. Они бывают автоматические (с вакуумным приводом или же механические) и ручные. Поскольку автоматические менее надежны, да и к тому же были неисправны (заблокированы во включенном состоянии намертво предыдущим владельцем) я решил поставить ручные муфты. Недостаток – нужно вылезать из машины для их включения, но зато я точно уверен, что они работают и меня не подведут в самый нужный момент.
Сначала пользовался муфтами WARN, но после того, как повредил одну об камень решил поставить сделанные в некоей московской конторе (забыл название, к сожалению) по конструкции аналогичные AVM.
Что у нас под капотом.
А там у нас отлично себя зарекомендовавший двухлитровый 128лс движок Mazda. Почти такой же ставился на 626ю, если не ошибаюсь. Двигатель, на самом деле, любит высокие обороты, при обгонах на трассе на кикдауне крутится до 6 тысяч и просит еще. Динамика, конечно не ахти, особенно учитывая, что у меня стоят колесики побольше, но для уверенной езды в городском потоке вполне хватает. Расход масла вполне терпимый для движка прошедшего 160000км. За 10000км (как раз между сервисными заменами масла) он кушает что-то около 500-700 граммов.
Компоновка под капотом довольно плотная – то есть ковыряться там как в уазике не получится. Еще бросается в глаза (на фотке слева) ну очень маленький бачок омывателя. У машины большое лобовое стекло, расход омывайки соответствующий, а бачок ну совсем маленький – всего 4 литра.
Отдельного разговора заслуживает система охлаждения двигателя. Во-первых, (что меня очень сильно поразило) система здесь не закрытого типа – в пробке есть клапан для выравнивания давления и вытеснения лишней жидкости в расширительный бачок. Он служит как временное хранилище лишней жидкости, которая потом либо засасывается назад в систему по той же трубке, либо излишки вообще выдавливаются наружу через дренаж. Во-вторых, вентилятор стоит механический, с ременным приводом от шкива коленвала, но подключается он через хитрую термо-муфту. Кстати такая же система на крузерах и прочих солидных внедорожниках. Может быть, слышали как летом в жару взвывает крузак при нажатии на газ? На самолет еще чем-то похоже. Так вот здесь абсолютно такие же звуковые эффекты. Звучит очень круто.
Кстати. Вы еще помните, что у нас в предках армейский джип? Так вот многие узлы сделаны быстро заменяемыми. Причем настолько быстро, что аж завораживает. Вот, например, насколько быстро вы сможете заменить вышедший из строя поворотник? На спортейдже это займет считанные секунды. Как говорится, пока горит спичка.
Раз
Два
Три
Назад - в обратной последовательности. При этом держится надежно, сам не выпадет, проверял )
Так, хватит про механизмы, давайте лучше залезем внутрь.
В моей комплектации машинка с серым пластиком и тканевой серой обшивкой. Бывают варианты и посимпатичнее (у моего отца, например, бежевый салон), но что есть, то есть. Опять же, что хотеть от дизайна 90х? Для тех времен все было ок.
За рулем сидеть удобно, хотя и нет регулировок наклона подушки или длины вылета руля – я устраиваюсь вполне комфортно. Сидение регулируется по высоте и еще есть поясничный упор (ни на одной моей прошлой машине такого не было, так что я, используя его, просто таки наслаждаюсь и блаженствую).
На козырьке нас встречает предупреждающая надпись, если вдруг мы забудем о том, в какой машине находимся. Кстати из-под нее выглядывает желтенькая американская наклейка, где более серьезными словами написано, что, мол, serious injury or death may be occurred ну и так далее. Еще одно подтверждение, что запчасти для калининградских спортейджей первых месяцев выпуска поставлялись с американских складов.
Приборная панель, все есть и ничего лишнего. Читается хорошо. Разве что не очень удобно следить за датчиком температуры. А за ним стоит следить, и вот почему: поскольку у машинки опять-таки армейское прошлое, в системе охлаждения присутствует краник быстрого слива жидкости. Ну, мол, вдруг там военное положение, тосола нету, а ехать надо. Чтобы воду сливать быстро, в общем. Так вот за этим краником стоит следить периодически. Мой отец не уследил на своей машинке один раз, в результате перегрел – сигнализации о перегреве нет, и если сам не посмотришь на датчик температуры, то машинка совершенно никак об этом не проинформирует. Кстати датчика заканчивающейся омывайки тоже нет. Зато я умею теперь узнавать об ее уровне по интонациям воя насоса омывайки )
О гигантском автобусоподобном руле я уже упоминал. Тем не менее, для меня руль удобен.
Можно его вполне быстро крутить и перехватывать, что было протестировано на дрифт-встрече кадабры.
Немножко о коробке передач, кстати. У меня стоит великолепнейший четырехступенчатый автомат фирмы Aisin.
У коробки, помимо стандартных положений, есть 2 – использование только 1й и 2й передачи, L – только первая и режим HOLD – используются только 2я и 3я передачи (оно сильно помогает зимой или если нужно тормозить двигателем на трассе)
Еще есть режим POWER. Коробка начинает переключаться на более высоких оборотах и дольше висит на передаче на сбросе газа. Удобно, если вы не любитель душить.
И, опять же, если вы душите и забыли переключить коробку в спорт, об этом услужливо напомнит приборная панель отсутствием вот этой надписи
Так что возможностей у коробки имеется достаточно для любых дорожных условий. Иногда, конечно, хочется, чтобы в ней было передач побольше, но в целом коробка очень гармоничная.
В передней консольке у нас имеются великолепные подстаканники.
Признаться честно, машину купил в том числе и из-за них. Очень уж они мне понравились.
Еще есть CB трансивер Megajet-300 и магнитола Pioneer DEH-6400BT. Для рации дополнительный динамик не ставил – ее встроенный оказалось вполне разборчиво слышно, несмотря на пластик консоли.
Магнитола подкупила своей возможностью заставить звучать даже изначально незвучащее. Стандартные динамики даже не подозревали, что они могут воспроизводить такие частоты. Вообще конечно же спасибо современным технологиям с продуманными алгоритмами психоакустической звукообработки.
Тангента рации висит вот тут, справа от рулевой колонки.
Антенну же поставил на кронштейне под крепление газового упора задней двери. Кронштейн сделан из изделия фирмы Midland. Антенна Sirio Turbo 3000 1,75м. В принципе комплект меня устраивает, хотя после установки на мою нексию Lemm AT-2001 захотелось и сюда тоже такую же. Сирио проигрывает по дальности Лемму около 10-15%.
К вопросу почему взял короткую антенну? На тот момент я испытывал фобию, что у меня машина такая высокая да еще и антенна 2м – все провода в округе соберу. Но практика эксплуатации показала, что антенна мешает только в лесу, ну и перед паркингами приходится вылезать и скручивать ее.
Еще у нас есть приличное количество всяких полочек и кармашков, хотя их могло бы быть и побольше.
Даже есть вот такое. Мне кажется, что это монетница, хотя не уверен. Может, вы знаете, зачем это?
Бардачок скромных размеров, по причине наличия сверху места под подушку безопасности пассажира. В бардачок протянут USB шнурок от магнитолы и там живут флешки и плееры.
Полюбуемся на потолочный плафон и лезем назад.
Сзади стоят регулируемые сидения с подлокотниками – иной раз мне хочется побыть пассажиром и покататься на заднем диване, откидывая спинку то так, то эдак. Кстати они складываются в полностью лежачее положение, что дает нам неплохие спальные места, при сложенных передних сидениях.
У задних пассажиров так же есть подстаканник, правда всего один.
А играют музыку сзади вот такие динамики.
Грузовые возможности машины, конечно, поразили. Спокойно влезают две кровати с матрасами, или большой обеденный стол с четырьмя стульями, при этом их даже можно не разбирать. Как-то раз пришлось везти компьютерное оборудование для открытия ресторана средних размеров (терминалы, принтеры, ИБП, рабочие станции и еще кучу всего) – все уехало за один раз. Так же влезает скутер или небольшой квадроцикл.
К сожалению, забыли вынуть все барахло из багажника перед фотосессией, зато вы можете теперь знать, что обычно я вожу с собой.
Кстати, задние сидения, для организации грузовой площадки можно сложить целиком, либо только наклонить вперед их спинки. В первом случае будет больше места для груза, но придется передние сидения немного подвинуть вперед, что может оказаться неудобным рослым людям.
Так же в багажном отделении имеются ниши для домкрата
Тут видно заливную горловину для омывателя заднего стекла
И ниша для аптечки и разных ништяков.
А еще есть розетка для всяких там холодильников.
На заднем стекле, в моей машине, почему-то изначально отсутствовал с завода дополнительный стоп-сигнал. Пришлось ставить его самому. Но, поскольку за оригинальный спортейджевский ломили около 3,5 тысяч за новый, пришлось выйти из положения, поставив стоп-сигнал от нивы 21213. Держится отлично, светит замечательно, задница цела - что еще нужно для счастья?
Ну и немножно занудства о том, что ломалось и что делалось с машиной.
Поскольку машине было на момент покупки 9 лет, то стоило быть готовым к вложениям. Теоретически, некоторые вещи, такие, как, например, рычаги подвески или же бензобак с магистралями, можно было бы и не менять и ездить до тех пор, пока они не посыпятся. Но мы решили делать машинку максимально пригодную к беззаботной эксплуатации и не требующую держать постоянно под рукой телефон эвакуатора. То есть ремонтировалось и менялось все, что вызывало хотя бы малейшую неприязнь. Далее, траты скорее всего меньше не станут, так как мы постоянно что-то делаем с машиной, дабы приспособить ее получше под наши нужды. Ниже список посещений клубного сервиса:
1. 25.04.2012 Диагностика ходовой - 500р 142000км
2. 03.05.2012 Передняя подвеска. Рулевое. Установка ручных колесных муфт. Передние тормоза. 15660р
3. 20.06.2012 ТО 145000км Задняя подвеска. Задние тормоза. Тормозные магистрали. Прокладка клапанной крышки, устранение мелких косяков по двигателю. 21670р
4. 15.08.2012 Защита картера двигателя + защита КПП. 7200р
5. 17.10.2012 ТО 155000км + замена масла в мостах и раздатке. 7930р
6. 01.11.2012 Замена бензобака, бензонасоса и топливных магистралей. 25350р
7. 28.12.2012 Лифт подвески ~6см. Замена пружин, амортов. Замена ремней ГРМ и ремней всего навесного оборудования. 38695р
Итого, за меньше чем год эксплуатации, вложено в техническую часть 117005р. Пробег составил за отчетный период около 18000 км. Эксплуатировалась машина в основном по загородным трассам, катались в Карелию, в Новгород и по ленобласти.
Немного о расходе топлива: я морально был готов к тому, что это машина большая, тяжелая и довольно архаичная и жрать много топлива – для нее нормально. К тому же был наслышан о том, что классическая АКПП с гидротрансформатором добавляет к расходу 1-2 литра. У отца спортейдж на ручке, и жрет он по трассе 11-12 литров, а по городу 13-14. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что по трассе машина кушает около 9 литров на сотню, а по городу 12-13. Манера езды и у меня и у отца одинаковая, хотя я склонен иногда погонять и стартануть со светофора. Так что теперь я считаю, что большой машине полагается исключительно АКПП – это и удобнее, и машина меньше кушает.
В планах на будущее – покупка резины 235/75/15 на лето, установка противотуманок, может быть люстры, может кенгурин, а может даже и силовые бампера с силовым обвесом. Еще очень хочется самоблокирующийся дифференциал в переднюю ось, но не уверен сильно ли оно надо – может проще на лебедке ездить, чем мучиться с обслуживанием и хитростями при эксплуатации самоблока.
Без блокировки межколесных дифференциалов машина сильно не любит диагональное вывешивание. И приходится развлекаться с домкратами и лебедками при, казалось бы, пустяковых ситуациях, таких как эта:
Просто немножко льда и чуть-чуть диагоналки
И без домкрата или лебедки уже не уехать
Что в итоге?
Машиной я доволен чрезвычайно, и скорее всего, буду на ней кататься до тех пор, пока она ездит и есть запчасти. Машинка имеет гигантский потенциал в тюнинге в сторону монстра бездорожья
Но можно ничего не трогать и кататься так, как есть – выбор имеется, и это не может не радовать.
Кстати, пользуясь случаем, ищем компаньонов для покатушек!
На кадабре, с учетом низкой активности во внедорожном клубе, это делать смысла мало, но почему бы не попробовать. Напоследок вот немножко фоточек и видос из тех мест, где обычно мы катаемся.
и короткое видео о покатушках этим летом
Личный опыт:
Тест-драйвы и обзоры
Насчет полного привода соглашусь, что не очень удобно его включать только в говне (хотя я его и по асфальту юзаю, например чтобы быстро со светофора уйти, главное только ехать по прямой. включил-разогнался-выключил). На трассе мне заднего хватает - занос с ним проще отлавливать, чем с полным - более предсказуемо.
Чтобы ехать со светофора на полном простым включением раздатки, надо чтобы муфты были заблокированные. Если так ездить постоянно, а особенно на скоростях выше 60 муфты придется часто менять. И еще там кажется такой трюк был, чтобы полностью выключить привод после включения надо немного назад скатиться.
Муфты менять часто не придется, если не пытаться дрифтить по асфальту в режимах 4h и 4l. По паспорту передний мост может безболезненно крутиться вплоть до 90 км/ч.
Трюк со скатыванием назад для отключения муфт присущ только автоматическим невакуумным муфтам. В случае ручных муфт никуда скатываться не нужно - щелкнул выключателем и готово.
По факту. Коротыш намного лучше на пересеченке, данный Гранд своей задницей повиснуть может легко на косогоре. Зато по багажнику и комофорту на трассе он лучше. Машинка сама по себе очень неплохая, рассматривал ее, но я не хотел АКПП и те варианты что были имели проблемы с шасси...
Не понимаю как на таком недоразумении можно ездить, если я иногда полный привод включаю даже просто чтобы с заледеневшей парковки выехать.
К слову, а че кроссоверы так популярны в Америке? Европа уже давным-давно ориентируется на экономичность и малые габариты, это только у нас плохие дороги и желание казаться крутыми на больших машинах. А америкосам это зачем?
У нас такой можно пригнать за 1,2-1,4 млн.... И зажигать на полную! Разгон 7 секунд до 100 км/ч.
По мне - вполне себе можно кроссовером считать - немножко того и немножко этого.
Можно как для дурака объяснить, почему если авто перекашивается (одно колесо проваливается), то надо поддомкрачивать что бы выехать? Спасибо. )
Пост почитал с удовольствием, спасибо! :)
так что автопром новый не такое уж и зло..
купил новую, проехал за 10 месяцев 36 тысяч и побывал куда поболее чем вы на ней,не смотря на то что это всего лишь легковой автомобиль:) карелия,приэльбрусье,урал,кольский полуостров и много много еще где:)))
но мне лично хочется ездить, а не ждать пока найдут запчасти и и поменяют их..
Каждый дрочит так, как хочет :)
я то езжу в любой мороз,максимально в минус 48 какой попадалось:)
Теперь у него иммунитет к марке Киа :(
Мой отец вообще решил проблему радикально - поставив новый движок. Как раз подвернулся один со склада, из Автоторовских запасов.
Я говорю конкретно про его экземпляр, который сначала не выдавал никаких дефектов. у его коллеги есть идентичная модель, но дизель. Ничего не ломается и всем доволен, ситуация почти как у автора, берут вторую такую машину и на тебе.
Если судить по клубному форуму первых спортажей, как раз с дизелями народ мучается постоянно, а с зажигалками намного меньше проблем.
Заметил одну неточность по поводу коробки передач. Режим "2" не только вторая передача, а максимум вторая.
интересуют покатушки: только джиперов с собой берёте? Вроде некоторые из запечатлённых мест доступны и на легковушках)
куда ближайший маршрут?
у вас клуб какой-то?
"Мы" - это я и моя жена (кстати спасибо ей за фоточки - это целиком ее работа)
Ближайший маршрут - хотим доехать до одного интересного места в ленобласти - посмотреть на "пизанскую башню", такую живописно накренившуюся колокольню. Только проехать туда относительно просто можно только в зимний период.
А так - мы будем рады не только джипперам, само собой.
Упс, только сейчас заметил. Досадно.