Гражданский диапазон или как выбрать рацию.
Я давно подумывал о таком полезном (хотя тогда еще не представлял о всех его возможностях) гаджете в машину, как рация. В моем обывательском представлении рация это что то романтическо-увесилительное, но на что требовалось разрешения, согласования и тд. По всей видимости так оно и было раньше, но не сейчас.
Весной мне в голову снова закралась мысль о радиопередатчике в машину, когда посмотрел какое то очередное видео с Youtube, где на регистраторе были слышны звуки радиоэфира. Я был абсолютно не в теме, думаю как и многие кто сейчас начинают читать этот пост.
Открыл интернет и полез искать законодательное регулирование радио частот, что нужно чтобы установить рацию, получить разрешение и тп. Какого же было мое удивление, когда я узнал что существует так называемый Гражданский диапазон (CB, Си-Би) на который КАК РАЗ в конце прошлого года ОТМЕНИЛИ обязательную регистрацию. То есть можно просто купить рацию этого диапазона и пользоваться.
Что такое Си-Би можно почитать в Википедии
«Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах). В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе.»
Кроме Си-Би так же есть и LPD радиостанции не требующие регистрации с определенной мощностью. Такими как правило пользуются охранные предприятия, персонал в торговых центрах, рабочие на стройках. Но поскольку я пока ни разу не применял их и не изучал, то оставим их пока в покое. Чаще всего такие рации имеют весьма ограниченный радиус действия, но есть и исключения, тут уже нужно разбираться в теме более глубоко.
Лично я очень много времени потратил на понимание вопроса различия радио частот, так как они используют разную аппаратуру и между собой не перекликаются. Если вы хотите рацию в автомобиль, и нужна она вам для общения в канале дальнобойщиков то ваш выбор однозначно только Си-Би. LPD лучше подходят для городских условий ив купе с ретрансляторами обладают хорошей дальностью, но для этого нужны ретрансляторы в городе, ну и с дальнобойщиками уже не Еще LPD могут быть нелегальны в некоторых странах (например, в Финляндии - актуально для жителей Питера)
Вернемся к Си-Би.
И так, теперь все было просто. Нужно было выбрать рацию, при этом ничего в них не понимая. Тут мне очень помог следующий ресурс: http://forum.ci-bi.ru/
Это замечательный форум, где если покопаться и найти нужные статьи вы детально поймете что такое рации, как их устанавливать, какие выбрать.
На данный момент форум почему то перегружен, поэтому не могу дать прямые ссылки на статьи что заслуживают внимания.
Главное что я вынес с форума,это то что новичку в радио-деле следует приобрести ПРОСТУЮ, НАДЕЖНУЮ, ПРОВЕРЕННУЮ, НЕДОРОГУЮ рацию MegaJet 300 (в Екатеринбурге я приобрел ее в магазине Tron) Мое представление о заоблачных ценах на рации разбилось о ценник в 2300руб (цена весной, сейчас чуть другая).
Как позже выяснил это наиболее популярный магазин среди радиолюбителей Екатеринбурга. Цены неплохие. Ничего не рекламирую, говорю, что и где покупал сам.
Более дорогие рации уже дело вкуса, смотря что вам в ней надо иметь, но новичку нужно сначала понять что такое рация и дешевый вариант MJ-300 как ни что лучше подходит для этого. Все пишут, что эта рация практически не ломается.
Кстати забыл упомянуть, что разрешенными рациями в Си-Би диапазоне являются только радейки мощностью до 10Вт. Тем не менее некоторые имеют мощность и 20Вт, но никто проверять не будет, на это закрывают глаза. Но если вы захотите поставит в машину усилитель радиосигнала, мощность которого уже сотни Вт, это уже требует согласования с радиочастотными центрами и получение разрешений.
Но рация это не самый важный элемент в общении на дистанции. Самый важный это антенна. Я как новичок этого не понимал, хотя и читал в каждом посту, что «какую антенну вы поставите так и будете общаться», кроме того не совсем понимал буду ли я пользоваться рацией или нет в дальнейшем, поэтому экономил на всем. Первая моя антенна была 1С100 Ну очень дешевый вариант.
Вообще антенны бывают трех типов крепления.
На магните:
Плюс в том что ее просто крепить, легко поставить в геометрический центр крыши авто (что предпочтительнее) и всегда можно снять. На этом пожалуй плюсы заканчиваются. Так как корпус автомобиля так же является проводником и естественным усилителем радиосигнала, то идеальный вариант когда контакт антенны идет через металлические поверхности, а не через магнит, еще может чисто эстетически не нравится провод от антенны в центре крыши к уплотнителям в дверях или стеклах. Ну и магнитные антенны хочешь не хочешь, но потихоньку царапают поверхность на которую установлены.
На креплении:
Как правило крепятся за водосток или другие детали автомобиля (бампер, задняя дверь и тд). Тут все зависит от самого крепежа. Он кстати не дешев, даже за простую железку берут 350р, а если хотите крепеж с поворотными механизмами уже около 700руб. Про автоматические дистанционного управления я уже не говорю, это такая редкость, что и не найти, ну и цена наверное в десятки раз выше.
Плюсы антенны на креплении в усилении радиосигнала за счет контакта с корпусом, установка в удобное место, не страдает лакокрасочное покрытие, антенну сложнее украсть, провод торчит минимально. В минусы отнесу то что ее быстро не снять, она не находится на геометрическом центре крыши.
Врезная:
Тут все плюсы предыдущих вариантов. И стоит где надо, и контакт с корпусом авто максимальный, и проводов не видно. Ну а минус понятен: не всякий решится резать крышу, ну и делать уже такую установку самостоятельно крайне затруднительно.
Новички как правило выбирают из первых двух вариантов. Я выбрал изначально первый, вдруг это вся затея с рацией мне надоест через месяц и я выкину все)))
Забегаю вперед скажу что антенна это действительно не очень, но все таки она практически ничего не стоила, так что не жалко и для обучения пойдет.
Итак я приобрел MJ-300 + 1C100 тут же заказал установку и зря выкинул 600рублей. Протащить так провод от антенный в салон и по салону я и сам бы мог, а настройка самой антенны как позже выяснилось была некачественной.
Про настройку антенны скажу отдельно. Есть такой прибор: измеритель КСВ (Кэфициент стоячей волны)
Любую антенну нужно «настроить». Процесс настройки бывает разный и тут лучше обратится к более опытным товарищам. В целом если объяснить на пальцах, то настраивается длинна антенны, так чтобы КСВ был равен или близок к единице. т. е. Сама антенна выдвигается или задвигается на пару миллиметров. Но бывают и сложные случаи, когда приходится проводить сложные манипуляции чтобы нарастить блину и нещадно резать антенну чтобы ее укоротить. Так было в моем случае.
В большинстве городов есть радиоклубы или объединения людей любителей пообщаться по радиоволнам. В Екатеринбурге есть Авторадиоклуб. Они проводят встречи каждый четверг и я сразу туда и явился. У ребят всегда с собой КСВ-метры и всегда готовы помочь настроить антенну. Мне срезали с нее сантиметров 5 прежде чем она дала наконец нужный сигнал.
Почему антенну нужно настраивать. Потому что от этого зависит качество передачи и приема. Вы же хотите чтобы вас было лучше слышно и вы лучше слышали других? Или вы хотите засорять эфир шумами? Выбор за вами. Или вы покупаете КСВ-метр за 500-1000руб и учитесь как настраивать самим, либо вы просите это сделать опытных радиолюбителей, как это сделал я.
Саму рацию я установил слева от переднего пассажира, она не большая 138х40х125 мм, никому не мешает. Тут у вас есть выбор, либо запитать через прикуриватель либо напрямую к аккумулятору. Для первого вам необходимо при покупки попросить припаять прикуриватель на рацию, для второго сами решайте способны вы заниматься электрикой в своем авто или предоставите это профессионалам. ))
Радиоэфир
Установив и настроив все оборудование, я стал счастливым обладателем радиостанции в машине. Что дальше то? Где общаться.
Конечно при покупке рации первой мыслью было общение с дальнобойщиками, но это за городом. Я узнал что в городе есть отдельный канал для общения авторадиоклуба http://www.autoradioclub.ru В каждом городе он свой. На этой частоте можно общаться практически со всеми кто использует рации в городе в диапазоне Си-Би. Для начала общения на этой частоте желательно зарегистрироваться у них на сайте и выбрать «позывной». Нет конечно можно не регистрироваться и конечно можно от балды себя назвать, но что если такой позывной уже есть или выбранный позывной неудачен? Выбираем позывной так чтобы он четко произносился, не был длинным, был разборчив и самое главное не повторялся и не был похож на чей то другой. Это облегчит общение и понимание в эфире.
Кстати мой позывной «Игрок». Будете в Екатеринбурге на 4ом канале Си-Би диапазона связывайтесь.
Вне города все как правило переключаются на 15 канал в АМ модуляции (но это уже тонкости, что вы освоите легко после покупки рации). Это канал в котором сидят ВСЕ дальнобойщики. Это идеальный канал для общения вне города, на трассе.
Помню первые эмоции после того как я сказал в эфир «Здесь Игрок, нахожусь …... дайте оценочку сигнала. На приеме» и в ответ посыпались «Это.... нахожусь.... принимаю на пять», «на четыре» и тд
Первые дни не общался только слушал, потом робко выходил в эфир. Первое время всем новеньким кажется что их не слышат ))) все время повторяют все по несколько раз, требуют подтверждения получения и тд. Но меня слышали, слышали неплохо.
Кстати я стал радоваться пасмурной погоде. Почему? Потому что сигнал лучше, меньше шипения и тд.
Общение в городе главным образом сводится к информированию по дорожной ситуации. Там то пробка, там то дорожные работы, там то стоят «зелененькие» или «машинка работает» — это про гибдд. Кто то запрашивает информацию по маршруту следования, кто то просто флудит. В эфире как правило люди взрослые, так что общение нормальное, флуда нет, школоты никакой. Все понимают что радиочастоту лишний раз засорять не надо.
Через месяц мне представился случай опробовать рацию на трассе. Я поехал в пермский край, дорога в 200км как бы не располагала слушать музыку, поэтому рацию я выключил и тут же поплатился штрафом за превышение. Ну не понимал я как ей нужно пользоваться)) Далее я включил радейку и слушал эфир. На обратном пути я уже разобрался в общении с дальнобойщиками и знал КАЖДУЮ засаду ГИБДД. На 200км их набралось аж 7. Общение с дальнобойщиками как правило происходит без позывных, просто запрашиваешь обстановку или отвечаешь на такой же запрос. Например: «Два ноль два в сторону Перми работает машинка», значило что на трассе Екатеринбург — Пермь на 202ом километре стоял экипаж гибдд. В ответ как правило можно услышать «Спасибо у вас в направлении Кати далеко чисто». Забавно было узнать что Екатеринбург называют Катей)))
Вот уже несколько месяцев катаюсь с радиостанцией и уже вошел во вкус. Естественное у радиолюбителя есть стремление улучшить качество связи и дистанцию. Как уже упоминал самым важным элементов в этом является антенна. Ее и решено было сменить пару недель назад. Тем более что у меня возникли проблемы. 1С100 перестала передавать и лишь принимала сигнал. Возможно отошел какой то контакт, но ввиду дешевизны сотки и желания проапгрейдить связь, я забил и решил поставить новую.
На этот раз решил сделать еще шаг вперед и поставить уже антенну с креплением. Выбирал между LEMM MAGNUM SUPERSTAR AT73 (1435руб), LEMM Turbo AT 2001 (1925руб), LEMM EAGLE AT 1000 (1365руб)
Все рекомендуют брать АТ2001, но она очень длинная, аж два метра и цена повыше. Мне очень не хотелось антенну такого размера, а среди АТ73 и АТ1000 взял то что было в наличии, а именно орла АТ 1000.
Уже имея опыт, я не стал заказывать установку и сам вполне легко установил все на авто минут за 15. Крепление взял простое за 350руб.
Очень хорошо встало на заднюю дверь багажника. Когда поднимаю дверь, антенна стоит под таким углом что крыши не касается, боялся что будет задевать.
Тут же испытал и поразился на сколько же лучше стал прием и передача. Вот и вопрос лишних 700 рублей за антенну. 1С100 за 460руб конечно же говнецо по сравнению с антеннами за 1300руб и выше. Пока еще не настраивал, но качество приема и передачи у меня отличные, как будет время доберусь до авторадиоклуба чтобы мне настроили, вернее научили настраивать, а то КСВ-метр я тоже купил, не знаю зачем и не знаю пока как им пользоваться)))
Я рассказал лишь свою историю общения с рациями. Историю новичка разобравшегося с нуля в этой теме. Конечно я сам еще много не знаю, но это и не требуется для простого общения в радиоэфире. Сложные вещи оставим продвинутым радиолюбителям, а пока все желающие вступить в наши ряды, рисуем простую схему в голове:
Покупаем рацию MJ-300 или любую другую СиБи (27мГц) диапазона. От 2500р и выше
Покупаем антенну, выбрав способ крепления, для начала подойдут магнитки. Помним что от антенны зависит качество сигнала. Так что это именно то на что стоит потратится больше. От 500р и выше. Хорошие антенны стоят 1300-2000руб.
Магнитку, антенну на креплении, рацию запитываемую в прикуриватель вы сможете установить самостоятельно, не стоит бояться и переплачивать.
Просим кого нибудь настроить антенну
Выбираем позывной
Узнаем каналы для общения в своем городе
и общаемся.
Как может помочь рация в дороге смотрим здесь:
http://autokadabra.ru/shouts/52376
Полезные посты на эту тему:
http://autokadabra.ru/shouts/34791 Радиосвязь в автомобиле. Часть 1.
http://autokadabra.ru/shouts/34878 Радиосвязь в автомобиле. Часть 2.
http://autokadabra.ru/shouts/35035 Радиосвязь в автомобиле. Часть 3
П.с. Если есть еще какие вопросы, спрашивайте, добавлю в текст ответы.
Весной мне в голову снова закралась мысль о радиопередатчике в машину, когда посмотрел какое то очередное видео с Youtube, где на регистраторе были слышны звуки радиоэфира. Я был абсолютно не в теме, думаю как и многие кто сейчас начинают читать этот пост.
Открыл интернет и полез искать законодательное регулирование радио частот, что нужно чтобы установить рацию, получить разрешение и тп. Какого же было мое удивление, когда я узнал что существует так называемый Гражданский диапазон (CB, Си-Би) на который КАК РАЗ в конце прошлого года ОТМЕНИЛИ обязательную регистрацию. То есть можно просто купить рацию этого диапазона и пользоваться.
Что такое Си-Би можно почитать в Википедии
«Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах). В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе.»
Кроме Си-Би так же есть и LPD радиостанции не требующие регистрации с определенной мощностью. Такими как правило пользуются охранные предприятия, персонал в торговых центрах, рабочие на стройках. Но поскольку я пока ни разу не применял их и не изучал, то оставим их пока в покое. Чаще всего такие рации имеют весьма ограниченный радиус действия, но есть и исключения, тут уже нужно разбираться в теме более глубоко.
Лично я очень много времени потратил на понимание вопроса различия радио частот, так как они используют разную аппаратуру и между собой не перекликаются. Если вы хотите рацию в автомобиль, и нужна она вам для общения в канале дальнобойщиков то ваш выбор однозначно только Си-Би. LPD лучше подходят для городских условий ив купе с ретрансляторами обладают хорошей дальностью, но для этого нужны ретрансляторы в городе, ну и с дальнобойщиками уже не Еще LPD могут быть нелегальны в некоторых странах (например, в Финляндии - актуально для жителей Питера)
Вернемся к Си-Би.
И так, теперь все было просто. Нужно было выбрать рацию, при этом ничего в них не понимая. Тут мне очень помог следующий ресурс: http://forum.ci-bi.ru/
Это замечательный форум, где если покопаться и найти нужные статьи вы детально поймете что такое рации, как их устанавливать, какие выбрать.
На данный момент форум почему то перегружен, поэтому не могу дать прямые ссылки на статьи что заслуживают внимания.
Главное что я вынес с форума,это то что новичку в радио-деле следует приобрести ПРОСТУЮ, НАДЕЖНУЮ, ПРОВЕРЕННУЮ, НЕДОРОГУЮ рацию MegaJet 300 (в Екатеринбурге я приобрел ее в магазине Tron) Мое представление о заоблачных ценах на рации разбилось о ценник в 2300руб (цена весной, сейчас чуть другая).
Как позже выяснил это наиболее популярный магазин среди радиолюбителей Екатеринбурга. Цены неплохие. Ничего не рекламирую, говорю, что и где покупал сам.
Более дорогие рации уже дело вкуса, смотря что вам в ней надо иметь, но новичку нужно сначала понять что такое рация и дешевый вариант MJ-300 как ни что лучше подходит для этого. Все пишут, что эта рация практически не ломается.
Кстати забыл упомянуть, что разрешенными рациями в Си-Би диапазоне являются только радейки мощностью до 10Вт. Тем не менее некоторые имеют мощность и 20Вт, но никто проверять не будет, на это закрывают глаза. Но если вы захотите поставит в машину усилитель радиосигнала, мощность которого уже сотни Вт, это уже требует согласования с радиочастотными центрами и получение разрешений.
Но рация это не самый важный элемент в общении на дистанции. Самый важный это антенна. Я как новичок этого не понимал, хотя и читал в каждом посту, что «какую антенну вы поставите так и будете общаться», кроме того не совсем понимал буду ли я пользоваться рацией или нет в дальнейшем, поэтому экономил на всем. Первая моя антенна была 1С100 Ну очень дешевый вариант.
Вообще антенны бывают трех типов крепления.
На магните:
Плюс в том что ее просто крепить, легко поставить в геометрический центр крыши авто (что предпочтительнее) и всегда можно снять. На этом пожалуй плюсы заканчиваются. Так как корпус автомобиля так же является проводником и естественным усилителем радиосигнала, то идеальный вариант когда контакт антенны идет через металлические поверхности, а не через магнит, еще может чисто эстетически не нравится провод от антенны в центре крыши к уплотнителям в дверях или стеклах. Ну и магнитные антенны хочешь не хочешь, но потихоньку царапают поверхность на которую установлены.
На креплении:
Как правило крепятся за водосток или другие детали автомобиля (бампер, задняя дверь и тд). Тут все зависит от самого крепежа. Он кстати не дешев, даже за простую железку берут 350р, а если хотите крепеж с поворотными механизмами уже около 700руб. Про автоматические дистанционного управления я уже не говорю, это такая редкость, что и не найти, ну и цена наверное в десятки раз выше.
Плюсы антенны на креплении в усилении радиосигнала за счет контакта с корпусом, установка в удобное место, не страдает лакокрасочное покрытие, антенну сложнее украсть, провод торчит минимально. В минусы отнесу то что ее быстро не снять, она не находится на геометрическом центре крыши.
Врезная:
Тут все плюсы предыдущих вариантов. И стоит где надо, и контакт с корпусом авто максимальный, и проводов не видно. Ну а минус понятен: не всякий решится резать крышу, ну и делать уже такую установку самостоятельно крайне затруднительно.
Новички как правило выбирают из первых двух вариантов. Я выбрал изначально первый, вдруг это вся затея с рацией мне надоест через месяц и я выкину все)))
Забегаю вперед скажу что антенна это действительно не очень, но все таки она практически ничего не стоила, так что не жалко и для обучения пойдет.
Итак я приобрел MJ-300 + 1C100 тут же заказал установку и зря выкинул 600рублей. Протащить так провод от антенный в салон и по салону я и сам бы мог, а настройка самой антенны как позже выяснилось была некачественной.
Про настройку антенны скажу отдельно. Есть такой прибор: измеритель КСВ (Кэфициент стоячей волны)
Любую антенну нужно «настроить». Процесс настройки бывает разный и тут лучше обратится к более опытным товарищам. В целом если объяснить на пальцах, то настраивается длинна антенны, так чтобы КСВ был равен или близок к единице. т. е. Сама антенна выдвигается или задвигается на пару миллиметров. Но бывают и сложные случаи, когда приходится проводить сложные манипуляции чтобы нарастить блину и нещадно резать антенну чтобы ее укоротить. Так было в моем случае.
В большинстве городов есть радиоклубы или объединения людей любителей пообщаться по радиоволнам. В Екатеринбурге есть Авторадиоклуб. Они проводят встречи каждый четверг и я сразу туда и явился. У ребят всегда с собой КСВ-метры и всегда готовы помочь настроить антенну. Мне срезали с нее сантиметров 5 прежде чем она дала наконец нужный сигнал.
Почему антенну нужно настраивать. Потому что от этого зависит качество передачи и приема. Вы же хотите чтобы вас было лучше слышно и вы лучше слышали других? Или вы хотите засорять эфир шумами? Выбор за вами. Или вы покупаете КСВ-метр за 500-1000руб и учитесь как настраивать самим, либо вы просите это сделать опытных радиолюбителей, как это сделал я.
Саму рацию я установил слева от переднего пассажира, она не большая 138х40х125 мм, никому не мешает. Тут у вас есть выбор, либо запитать через прикуриватель либо напрямую к аккумулятору. Для первого вам необходимо при покупки попросить припаять прикуриватель на рацию, для второго сами решайте способны вы заниматься электрикой в своем авто или предоставите это профессионалам. ))
Радиоэфир
Установив и настроив все оборудование, я стал счастливым обладателем радиостанции в машине. Что дальше то? Где общаться.
Конечно при покупке рации первой мыслью было общение с дальнобойщиками, но это за городом. Я узнал что в городе есть отдельный канал для общения авторадиоклуба http://www.autoradioclub.ru В каждом городе он свой. На этой частоте можно общаться практически со всеми кто использует рации в городе в диапазоне Си-Би. Для начала общения на этой частоте желательно зарегистрироваться у них на сайте и выбрать «позывной». Нет конечно можно не регистрироваться и конечно можно от балды себя назвать, но что если такой позывной уже есть или выбранный позывной неудачен? Выбираем позывной так чтобы он четко произносился, не был длинным, был разборчив и самое главное не повторялся и не был похож на чей то другой. Это облегчит общение и понимание в эфире.
Кстати мой позывной «Игрок». Будете в Екатеринбурге на 4ом канале Си-Би диапазона связывайтесь.
Вне города все как правило переключаются на 15 канал в АМ модуляции (но это уже тонкости, что вы освоите легко после покупки рации). Это канал в котором сидят ВСЕ дальнобойщики. Это идеальный канал для общения вне города, на трассе.
Помню первые эмоции после того как я сказал в эфир «Здесь Игрок, нахожусь …... дайте оценочку сигнала. На приеме» и в ответ посыпались «Это.... нахожусь.... принимаю на пять», «на четыре» и тд
Первые дни не общался только слушал, потом робко выходил в эфир. Первое время всем новеньким кажется что их не слышат ))) все время повторяют все по несколько раз, требуют подтверждения получения и тд. Но меня слышали, слышали неплохо.
Кстати я стал радоваться пасмурной погоде. Почему? Потому что сигнал лучше, меньше шипения и тд.
Общение в городе главным образом сводится к информированию по дорожной ситуации. Там то пробка, там то дорожные работы, там то стоят «зелененькие» или «машинка работает» — это про гибдд. Кто то запрашивает информацию по маршруту следования, кто то просто флудит. В эфире как правило люди взрослые, так что общение нормальное, флуда нет, школоты никакой. Все понимают что радиочастоту лишний раз засорять не надо.
Через месяц мне представился случай опробовать рацию на трассе. Я поехал в пермский край, дорога в 200км как бы не располагала слушать музыку, поэтому рацию я выключил и тут же поплатился штрафом за превышение. Ну не понимал я как ей нужно пользоваться)) Далее я включил радейку и слушал эфир. На обратном пути я уже разобрался в общении с дальнобойщиками и знал КАЖДУЮ засаду ГИБДД. На 200км их набралось аж 7. Общение с дальнобойщиками как правило происходит без позывных, просто запрашиваешь обстановку или отвечаешь на такой же запрос. Например: «Два ноль два в сторону Перми работает машинка», значило что на трассе Екатеринбург — Пермь на 202ом километре стоял экипаж гибдд. В ответ как правило можно услышать «Спасибо у вас в направлении Кати далеко чисто». Забавно было узнать что Екатеринбург называют Катей)))
Вот уже несколько месяцев катаюсь с радиостанцией и уже вошел во вкус. Естественное у радиолюбителя есть стремление улучшить качество связи и дистанцию. Как уже упоминал самым важным элементов в этом является антенна. Ее и решено было сменить пару недель назад. Тем более что у меня возникли проблемы. 1С100 перестала передавать и лишь принимала сигнал. Возможно отошел какой то контакт, но ввиду дешевизны сотки и желания проапгрейдить связь, я забил и решил поставить новую.
На этот раз решил сделать еще шаг вперед и поставить уже антенну с креплением. Выбирал между LEMM MAGNUM SUPERSTAR AT73 (1435руб), LEMM Turbo AT 2001 (1925руб), LEMM EAGLE AT 1000 (1365руб)
Все рекомендуют брать АТ2001, но она очень длинная, аж два метра и цена повыше. Мне очень не хотелось антенну такого размера, а среди АТ73 и АТ1000 взял то что было в наличии, а именно орла АТ 1000.
Уже имея опыт, я не стал заказывать установку и сам вполне легко установил все на авто минут за 15. Крепление взял простое за 350руб.
Очень хорошо встало на заднюю дверь багажника. Когда поднимаю дверь, антенна стоит под таким углом что крыши не касается, боялся что будет задевать.
Тут же испытал и поразился на сколько же лучше стал прием и передача. Вот и вопрос лишних 700 рублей за антенну. 1С100 за 460руб конечно же говнецо по сравнению с антеннами за 1300руб и выше. Пока еще не настраивал, но качество приема и передачи у меня отличные, как будет время доберусь до авторадиоклуба чтобы мне настроили, вернее научили настраивать, а то КСВ-метр я тоже купил, не знаю зачем и не знаю пока как им пользоваться)))
Я рассказал лишь свою историю общения с рациями. Историю новичка разобравшегося с нуля в этой теме. Конечно я сам еще много не знаю, но это и не требуется для простого общения в радиоэфире. Сложные вещи оставим продвинутым радиолюбителям, а пока все желающие вступить в наши ряды, рисуем простую схему в голове:
Покупаем рацию MJ-300 или любую другую СиБи (27мГц) диапазона. От 2500р и выше
Покупаем антенну, выбрав способ крепления, для начала подойдут магнитки. Помним что от антенны зависит качество сигнала. Так что это именно то на что стоит потратится больше. От 500р и выше. Хорошие антенны стоят 1300-2000руб.
Магнитку, антенну на креплении, рацию запитываемую в прикуриватель вы сможете установить самостоятельно, не стоит бояться и переплачивать.
Просим кого нибудь настроить антенну
Выбираем позывной
Узнаем каналы для общения в своем городе
и общаемся.
Как может помочь рация в дороге смотрим здесь:
http://autokadabra.ru/shouts/52376
Полезные посты на эту тему:
http://autokadabra.ru/shouts/34791 Радиосвязь в автомобиле. Часть 1.
http://autokadabra.ru/shouts/34878 Радиосвязь в автомобиле. Часть 2.
http://autokadabra.ru/shouts/35035 Радиосвязь в автомобиле. Часть 3
П.с. Если есть еще какие вопросы, спрашивайте, добавлю в текст ответы.
Пользуетесь ли вы рацией в машине?
Да, пользуюсь.
27
12.0%
Нет, но собираюсь приобрести.
137
60.9%
Нет, мне это не нужно.
61
27.1%
проголосовало 225 пользователей
Обтравка Pen Tool? Не, не слышали
http://www.cqham.sumy.ua/news.php Сумское Областное Отделение ЛРУ
Это более продвинутые радиолюбители но вероятно они могут подсказать на счет СиБи частот. возможно просто нет информации. я пока не занялся вопросом, тоже не знаю про "Авторадиоклуб Екатеринбург". Поищи там на форумах, возможно есть информация.
Про LPD - они могут быть нелегальны в некоторых странах (например, в Финляндии - актуально для жителей Питера)
И ещё вопрос: с этим кронштейном на двери масса нормальная к антенне?
я с рацией езжу уже больше года. раньше по работе удобно было - в машине проводил больше 6 часов в сутки. сейчас совсем немного. но пару раз в месяц приходится проезжать по трассе по 700км. брал магнитку (антенну) осознанно: чтобы можно было из одной машины в другую перетащить, плюс сама рация от прикуривателя питается, так что она всегда со мной)) в целом комплект у меня совсем начальный, берет порядка 3-5км. имхо, достаточно.
о проблемах: не нашел места в машине для рации, поэтому лежит между сидений когда нужна, в противном случае в багажнике вместе с антенной. первое время плохо разбирал речь, потом приноровился - все нормально) обсуждается вообще все. вот некоторые "яркие" моменты: наводнение в Крымске - до хрипоты спорили, пока пробка не рассосалась. у одного дальнобоя на "золотом мосту" хотели рацию конфисковать, типа незаконно - большая буря эмоций вылилась в эфир. один раз на посту ГИБДДшник специально тормозну фуру, чтоб тот по рации сказал, что открыто две полосы. а то все щимятся в одну(небезызвестный пост в Цукеровой балке на границе Краснодарского кр и Ростовской области). как то один недовольный высказался против тянувшегося груженого камаза -начался срач камазы vs иномарки.
самое популярное: как куда то проехать. инфа о засадах\камерах\радарах, загруженность одной из полос, негорящие стопы\повороты\габариты, места стоянок, хороших кафе; в темное время суток ямы, машины без габаритов на обочине, даже анекдоты частенько проскакивают))
да вообще много всего интересного и не очень. как минимум - знание дорожной ситуации на досягаемом расстоянии, не возможность заснуть - никогда не знаешь, когда что о брякнут в эфире. особенно если громкость навалена)
может попробовать собрать "словарик для начинающих"? тот, что есть на си-би форуме не совсем актуален.
Почему крепить не к чему, всегда есть к чему, в крайнем случае на магните на крыше.
Так фрилендер же не настолько высок.
А вот на 100-ке действительно стараюсь антенну в городе не поднимать. Так как она установлена на багажнике, то машина реально становится троллейбусом (двухметровая антенна на двухметровой высоте стоит).
Купил Мегджет 300 + Антенну Sirius непомню модель + Крепление как на последней фотке автора.
Сначала думал крепить на багажник, но потом вспомнил, что штатная антенна в Соньке не выдвигается со времен царя Гороха, и решил поставить антенну вместо штатной.
Снял антенну, зачислил крепление и кузов, прикрутил, прозвонил на массу, все ок.
Что понравилось в сириусе - сама антенна и кронштейн крепления скручиваются барашком, то есть при необходимости антенну можно снять и положить под заднее стекло, на машине при этом остается аккуратное незаметное ухо.
Саму рацию врезал в панель, хотел сделать красивое окно, но не судьба оказалась (это совсем другая история=)).
Разъем к антенне пришлось припаивать. Паяльник его прогреть не смог, пришлось паять горелкой))
Использовал только на трассе, слушал засады, сообщал "машинка работает", благодарил дальнобоев, что пропускают. Приятно в ответ на "автовоз, спасибо что притормозил" на рисковом обгоне услышать "да ладно, че там"=)
Кто будет ставить советы - антенне желательно иметь хороший контакт с кузовом. Лучше всего прозванивать. Антенны Sirius настройки практически не требуют, воткнул ее в катушку (на штыре есть небольшое зачищенное пятно, в районе этого пятна штырь надо притянуть к катушке болтом), подключил к рации, отъехал чуть за город и спросил "ребята, меня хорошо слышно?" - "да, отлично" - "10-4, спасибо, счастливого пути".
Вот и все премудрости из моего опыта))
Забавная ситуация была.. Еду по трассе, запрашиваю обстановочку. Мне в ответ "С новосиба едешь?" - "С новосиба" - "Колеса от камаза по дороге не видел" - "Не, не видел" - "Ладно, буду дальше искать" =)
Сейчас действительно формально ограничение до 10 Вт, но опять же, кто будет проверять? На 100-ке усилитель KL300 стоит под водительским сиденьем (причем прикреплен не к полу, а к сидению), хорошо замаскирован.
А вообще рация вещь мегаполезная. Отличная замена радар-детектору, главное что-бы дальнобойщиков было много на трассе.
Но все таки с выбором рации не все так просто. Про MJ-300 ничего плохого в интернете не пишут, потому что все его недостатки компенсируются его ценой. А вот, с MJ-600 Plus, например, я намучился. Именно в Плюсовой версии отсутствует пороговый шумодав, и даже когда он выкручен на максимум, все равно постоянно проскакивают шумы. Это отбивало всякое желание пользоваться рацией. При этом у неплюсовых версий (MJ-600 и MJ-600 Turbo) этой проблемы нет.
Турбо версию (раскачана до 20 Вт) стоит брать, только если не планируешь использовать усилитель. Так как они все рассчитаны на 10 Вт рации.
А вообще гораздо лучше использовать рации Yosan. Либо Stealth 5 (в первой картинке в посте) - очень хорошие отзывы в интернете, либо Excalibur - он по проще, он размером 1-DIN, очень удобно устанавливать.
Удивлен, почему производители CB-радиостанций не делают их со съемными панелями - было бы удобно устанавливать их портативно. Единственная рация, которая так умеет - Yaesu FT 857. Но это не совсем то, да и стоит она 35 000 рублей :(
На днях настрою - посмотрю, каково на трассе будет.
Мегаджет из коробки заработал с пол тыка. При подключении к питанию не догадался вырубить рацию на морде. Как только коснулся плюса, сразу услышал разговор дальнобоев в 3-4х км от меня (без антены! ).
Все пошло влет. Еще бы настроить КСВ. Прибор есть, осталось найти время и место вдали от строений.
Поставил как есть. При проверке КСВ - изначально было 1,3-1,4 - решил не настраивать.
очень хорошо слышно тех, кто относительно близко. но чаще всего шипение вперемешку с голосом (при этом не особо убирается шумодавом). возможно, это уже зависит от конкретной рации.
все "машинки", как правило, с рацией знаешь километров этак за 10, что особо приятно. а такк же оставленные ночью на проезжей части авто без габаритных огней - тож полезно. предупреждают обо всем, даже о том что на дороге может быть пьяный пешеход. в "колейках" стоять с рацией веселее.
заметил, что не везде можно хорошо общаться. например, во владимирской обл. и чувашии - хоть все время слушай эфир. а вот в татарстане дружное общение как улетучилось... правда возможно это связано со временем эфира, но не знаю.
Вопрос - с нормальной антенной, какая высота получается от земли?
Были ли проблемы с задеванием антенной проводов, висящих над дорогами?
В планах есть галочка приобрести.
Пока выход - искать магнитку, с врезной пока проблемы - некуда. И консоль тоже ставить некуда. Хотя, мне кажется, консоль можно сзади по центру сделать, на сгибе кузова на задней двери.