Радиосвязь в автомобиле. Часть 3.
Добрый день!
Оказалось, что статья уже давно приняла достаточно приличный вид для публикации, видимо я про неё тупо забыл.
Для радиосвязи нам понадобятся минимум две вещи: радиостанция и антенна. Факультативно — усилитель. Начнём с последнего...
Лучший усилитель — это антенна.
В свидетельстве о регистрации радиоэлектронного средства написано "Условия размещения и параметры излучения зарегистрированного радиоэлектронного средства должны соответствовать требованием документов, послуживших основанием для регистрации". Документами этими в первую очередь является наше заявление и строчка в нём о мощности передатчика регистрируемой р/с. Я честно не помню, что я там написал — мне подсказали сотрудники радиочастотного центра, но по логике я должен был там написать "4Вт", то есть правду) В любом случае, на сколько я знаю, к регистрации допускаются радиостанции с выходной мощностью не более 10Вт.
То есть по закону нам нельзя пользоваться радиооборудованием с выходной мощностью более 10Вт. Усилители, "кирпичи", вне закона)
"Из коробки" большинство радиостанций будут выдавать 5-10 ватт. Раскаченные могут до 15-20Вт. Для трассы такой мощности должно быть вполне достаточно. Также без усилителя вполне комфортно работать со Службой Спасения по городу. Безусловно, будут попадаться области, где вас будет хуже слышно или сигнал будет вовсе теряться. Конечно, многое (большая часть) зависит от антенны — об этом ниже.
Самые ходовые мощности усилителей это 50, 100 и 200Вт.
Если сама р/с с натяжкой ещё сможет поработать от прикуривателя, то к усилителю уж точно придётся класть отдельную линию от аккума. Также, они очень неплохо греются в процессе работы, обеспечьте их хорошей вентиляцией.
Обычно их стараются прятать от посторонних глаз, чтобы совсем в открытую не было видно нарушения. Одновременно с этим помните — если идёт речь о человеческой жизни, то законом снимаются все ограничения на мощность передаваемого сигнала!
Многие считают, что без усилка работать в принципе нельзя, что без него всё плохо. Я так не думаю. Подумайте лишний раз о необходимости приобретения усилителя и наличия у вас над головой ещё одного столь мощного излучателя)
Антенна
Ооо... Это очень печальный раздел(
— Чтоэ? Такую херню? Мне на крышу? Врезать?! То есть машина поцарапается?! Данунахер!
И в идеале длина антенна должна быть равна длине волны. В нашем случае это где-то 11 метров) Умные дядьки-радиотехники посчитали что также неплохо с задачей справляются антенны длинной 5/8, 1/2 и 1/4 длинны волны. Нам чем короче тем лучше.
Дальше тезисами:
— Минимальная допустимая длинна вертикальной штыревой антенны — 2,78 метра.
(upd: обычно на автомобили ставят антенны длинной около 2х метров. Разницу в физическом размере компенсируют катушкой индуктивности)
— В идеале антенна должна быть врезана в корпус.
— Врезана она должна быть в самую высокую точку авто.
— Если точка из предыдущего пункта окажется приблизительно в геометрическом центре автомобиля тоже не плохо, но высота приоритетнее.
— Антенна должна иметь надёжный электрический контакт с местом установки. Можно, например, установить антенну на металлический багажник на крыше, при условии, что он тоже имеет надёжный контакт с кузовом.
Всё остальное — компромисс.
Короткие FM-CB огрызки, магнитные основания, установка на багажник, в бампер, в пластиковый бампер — всё это драматически снижает эффективность антенны.
Установленная антенна должна быть настроена. Настроена именно на том месте, где установлена, именно с той укладкой кабеля, именно в приближенных к боевым условиях. Критерием настройки является КСВ. Это отношение наибольшего значения амплитуды напряженности электрического или магнитного поля стоячей волны в линии передачи к наименьшему. Но кого это вообще волнует?
Самое простое — доверить настройку знающим людям. Чуть посложнее — достать КСВ-метр и научится им пользоваться. Настройка антенны заключается в укорочении антенны до достижения КСВ необходимых значений на требуемых частотах.
Идеальное значение — 1. Хорошее — до 1,5. Приемлемое — до 2х.
Радиостанция
В принципе, от радиостанции зависти не так много, как от антенны и её настройки, поэтому можно даже выбрать р/с банально по цене и внешнему виду, если вас не очень волнует дополнительная функциональность и особые удобства использования.
Из широко распространённых и рекомендуемых можно отметить: Megajet 300, Megajet 600, Megajet 600+ Turbo, Megajet 3031 M Turbo, Midland Alan 48 Excel.
Yosan Excalibur — размера 1 din.
MegaJet MJ-700 — ультракомпактная станция, но качество сборки хромает.
Относительно недавно появились новые Мегаджеты: MJ-500, MJ-550 и MJ-555.
Все компоненты связи могут, а в некоторых случаях должны быть подвержены небольшой доработке, которая, в большинстве случаев, вполне под силу человеку знающему как держать паяльник.
Подобную информацию и вообще информацию о СиБи я крайне рекомендую почерпнуть с форума http://forum.ci-bi.ru/index.php. Там обитают знающие люди, который понаписали кучу ФАКов, инструкиций по доработке, сравнений и прочего. Ещё один полезный ресурс - http://www.radioscanner.ru
В сети можно найти в продаже б/у "гостевые комплекты" для CB. Это портативная радиостанция с питанием от прикуривателя и, чаще всего, небольшой антенной на магнитном основании. Чудес от такого набора ожидать не стоит но послушать обстановку на дороге в дальнем путешествии будет вполне возможно.
Оказалось, что статья уже давно приняла достаточно приличный вид для публикации, видимо я про неё тупо забыл.
Для радиосвязи нам понадобятся минимум две вещи: радиостанция и антенна. Факультативно — усилитель. Начнём с последнего...
Лучший усилитель — это антенна.
В свидетельстве о регистрации радиоэлектронного средства написано "Условия размещения и параметры излучения зарегистрированного радиоэлектронного средства должны соответствовать требованием документов, послуживших основанием для регистрации". Документами этими в первую очередь является наше заявление и строчка в нём о мощности передатчика регистрируемой р/с. Я честно не помню, что я там написал — мне подсказали сотрудники радиочастотного центра, но по логике я должен был там написать "4Вт", то есть правду) В любом случае, на сколько я знаю, к регистрации допускаются радиостанции с выходной мощностью не более 10Вт.
То есть по закону нам нельзя пользоваться радиооборудованием с выходной мощностью более 10Вт. Усилители, "кирпичи", вне закона)
"Из коробки" большинство радиостанций будут выдавать 5-10 ватт. Раскаченные могут до 15-20Вт. Для трассы такой мощности должно быть вполне достаточно. Также без усилителя вполне комфортно работать со Службой Спасения по городу. Безусловно, будут попадаться области, где вас будет хуже слышно или сигнал будет вовсе теряться. Конечно, многое (большая часть) зависит от антенны — об этом ниже.
Самые ходовые мощности усилителей это 50, 100 и 200Вт.
Если сама р/с с натяжкой ещё сможет поработать от прикуривателя, то к усилителю уж точно придётся класть отдельную линию от аккума. Также, они очень неплохо греются в процессе работы, обеспечьте их хорошей вентиляцией.
Обычно их стараются прятать от посторонних глаз, чтобы совсем в открытую не было видно нарушения. Одновременно с этим помните — если идёт речь о человеческой жизни, то законом снимаются все ограничения на мощность передаваемого сигнала!
Многие считают, что без усилка работать в принципе нельзя, что без него всё плохо. Я так не думаю. Подумайте лишний раз о необходимости приобретения усилителя и наличия у вас над головой ещё одного столь мощного излучателя)
Антенна
Ооо... Это очень печальный раздел(
— Чтоэ? Такую херню? Мне на крышу? Врезать?! То есть машина поцарапается?! Данунахер!
И в идеале длина антенна должна быть равна длине волны. В нашем случае это где-то 11 метров) Умные дядьки-радиотехники посчитали что также неплохо с задачей справляются антенны длинной 5/8, 1/2 и 1/4 длинны волны. Нам чем короче тем лучше.
Дальше тезисами:
— Минимальная допустимая длинна вертикальной штыревой антенны — 2,78 метра.
(upd: обычно на автомобили ставят антенны длинной около 2х метров. Разницу в физическом размере компенсируют катушкой индуктивности)
— В идеале антенна должна быть врезана в корпус.
— Врезана она должна быть в самую высокую точку авто.
— Если точка из предыдущего пункта окажется приблизительно в геометрическом центре автомобиля тоже не плохо, но высота приоритетнее.
— Антенна должна иметь надёжный электрический контакт с местом установки. Можно, например, установить антенну на металлический багажник на крыше, при условии, что он тоже имеет надёжный контакт с кузовом.
Всё остальное — компромисс.
Короткие FM-CB огрызки, магнитные основания, установка на багажник, в бампер, в пластиковый бампер — всё это драматически снижает эффективность антенны.
Установленная антенна должна быть настроена. Настроена именно на том месте, где установлена, именно с той укладкой кабеля, именно в приближенных к боевым условиях. Критерием настройки является КСВ. Это отношение наибольшего значения амплитуды напряженности электрического или магнитного поля стоячей волны в линии передачи к наименьшему. Но кого это вообще волнует?
Самое простое — доверить настройку знающим людям. Чуть посложнее — достать КСВ-метр и научится им пользоваться. Настройка антенны заключается в укорочении антенны до достижения КСВ необходимых значений на требуемых частотах.
Идеальное значение — 1. Хорошее — до 1,5. Приемлемое — до 2х.
Радиостанция
В принципе, от радиостанции зависти не так много, как от антенны и её настройки, поэтому можно даже выбрать р/с банально по цене и внешнему виду, если вас не очень волнует дополнительная функциональность и особые удобства использования.
Из широко распространённых и рекомендуемых можно отметить: Megajet 300, Megajet 600, Megajet 600+ Turbo, Megajet 3031 M Turbo, Midland Alan 48 Excel.
Yosan Excalibur — размера 1 din.
MegaJet MJ-700 — ультракомпактная станция, но качество сборки хромает.
Относительно недавно появились новые Мегаджеты: MJ-500, MJ-550 и MJ-555.
Все компоненты связи могут, а в некоторых случаях должны быть подвержены небольшой доработке, которая, в большинстве случаев, вполне под силу человеку знающему как держать паяльник.
Подобную информацию и вообще информацию о СиБи я крайне рекомендую почерпнуть с форума http://forum.ci-bi.ru/index.php. Там обитают знающие люди, который понаписали кучу ФАКов, инструкиций по доработке, сравнений и прочего. Ещё один полезный ресурс - http://www.radioscanner.ru
В сети можно найти в продаже б/у "гостевые комплекты" для CB. Это портативная радиостанция с питанием от прикуривателя и, чаще всего, небольшой антенной на магнитном основании. Чудес от такого набора ожидать не стоит но послушать обстановку на дороге в дальнем путешествии будет вполне возможно.
Почему так сделал:
— ну во первых очень большая антенна. и у меня получился общая длинна свыше 4 метров от земли.
— мало каналов. что бывает очень плотно забито. (по закону мы не можешь уходить дальше/ближе 27Мгц)
Катушки ограничивают мощность антенны.
Также есть 145/433 на случай, если у кого из группы нет CB.
Ставлю, когда на трассе иду, в городе этот упырь который «продаю навигаторы, телевизоры, телефоны на две симкарты» достал.
Информация о засадах по прежнему нужна.