Написать пост

MaxDM

Президента АвтоВАЗа уволят

Окончательно подтвердилось, что управленец шведского происхождения Бу Андерссон досрочно, не дожидаясь окончания контракта, покидает пост президента ОАО «АвтоВАЗ». В чём причина отставки?

Теперь нам нужен новый человек. Это всё. Решение будет принято на заседании совета директоров, которое состоится после государственных праздников, 9 или 10 марта.

Сергей Чемезов - глава государственной корпорации Ростех



А 7 марта компания Renault Россия распространила следующее сообщение: «На 15 марта запланировано заседание Совета директоров АвтоВАЗа, на котором должно быть объявлено, кто сменит Андерссона. Его преемнику предстоит возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса».

Кто вы, мистер Бу?


Откуда вообще появился товарищ со «сказочной» фамилией Андерссон, рассказывает материал «Бу и АвтоВАЗ, или Может ли иностранец рулить нашим автопромом?». Но коротко повторим: бывший военный, второе лицо концерна General Motors, оказавшись на пенсии, возглавил российскую «Группу ГАЗ», где толкового стратега заметили и пригласили возглавить флагман отечественного автопрома — АвтоВАЗ. От таких предложений, как известно, отказываться не принято.

Задачу перед «дядюшкой Бу» поставили совершенно конкретную — к 2016 году довести рыночную долю марки Lada до 20%: поклонники отечественного автопрома начали массово пересаживаться на ставшие доступными иномарки, а АвтоВАЗ не имел ни одной принципиально новой модели, которая бы привлекла небогатую, но ставшую очень разборчивой, публику. Вторая цель — выход на уровень безубыточности при 6% операционной рентабельности.

Те самые туалеты (фото сделаны на заводе Lada Ижевск), чистотой которых так гордился Бу Андерссон:


Получив разрешение на жёсткие реформы, Бу выбрал ключевые направления для наступления: первое — сокращение издержек предприятия; второе — повышение качества продукции; третье — расширение линейки моделей. К достижению некоторых целей бывший вице-президент GM проложил витиеватый путь. Например, педант Андерссон искренне считал, что «добиться нужного уровня качества невозможно, пока работники не способны аккуратно справить нужду», и первым делом навёл порядок... в заводских туалетах, раздевалках и столовых.

Что касается управленческого и инженерного состава, то их менеджер шведского происхождения приучал работать по принципу «just in time» — «точно вовремя». До этого точностью АвтоВАЗ не отличался... Теперь же предстояло держать обещания: если объявлено, что выпуск Lada Vesta стартует 25 сентября, значит, никаких отсрочек и переносов. Кроме «Весты», вовремя также вышли первый тольяттинский кроссовер Lada XRAY, а также новые версии старых моделей — Kalina Cross, Largus Cross и 4x4 Urban.

Причина №1 — экономическая


Впрочем, в Тольятти бытует распространённое мнение, что финансист Игорь Комаров (предшественник шведа, сейчас «брошенный на космос»), скорее всего, дождался бы более благоприятного момента для вывода «Весты» и «Иксрея» — кому нужны дорогие «Лады» нового поколения, когда вокруг бушует кризис? Однако Андерссон многократно повторял: если отложить старт давно анонсированной новинки, репутационные потери будут несоизмеримо большими, чем финансовые.

Вышло наоборот. По информации «Авторевю», которая датирована сентябрём, XRAY на 78% состоит из иностранных компонентов (включая «скрытый» импорт — детали, которые только по документам являются российскими), так что при годовом объёме выпуска 40 тысяч машин АвтоВАЗ зарабатывал бы на каждой машине лишь 6% или 25 тысяч рублей. Но сейчас программа выпуска урезана до 20 тысяч кроссоверов, доллар подорожал на 15 рублей и модель, похоже, приносит убытки.


С «Вестой» ситуация тоже непростая. Не секрет, что главную новинку выпускают на предприятии Lada Ижевск, куда сборку модели перенесли, чтобы дозагрузить завод. Но почти полный набор компонентов приходится возить за 600 км из Тольятти! А это — немалые затраты. Плюс — низкая степень локализации самого седана, всего 47%. Таким образом, АвтоВАЗ имеет вторую, если не убыточную, то точно не приносящую прибыли новую разработку, создание которой окупится не скоро.

Общий итог безрадостен. На каждой собранной машине (включая иномарки) АвтоВАЗ теряет 12,5 тыс. рублей! Как следует из аудиторского отчёта, подготовленного фирмой Ernst & Young, основная деятельность принесла предприятию 5,8 млрд рублей убытка! Чистый убыток компании составил рекордные 73,9 млрд рублей, а с учётом ранее накопленных задолжностей — все 94,3 млрд. И это — настоящая катастрофа и причина увольнения шведа №1.

Причина №2 — социальная


В понимании Андерссона «спасение предприятия» никак не означало «спасение Тольятти». Чтобы повысить производительность и сократить издержки, швед затеял жёсткую программу сокращений: на 1 января 2014 года на заводе числились 57 тысяч человек, а к 2020 году число сотрудников планировалось довести... всего до 30 тысяч! С точки зрения бизнеса такое решение было безусловно правильным — по такой схеме спасали и японский Nissan, и отечественный ГАЗ.

Здесь по методу обрезания народ выгнали на улицу. Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче. Вопрос стоит достаточно остро, и в регионе, и в правительстве поднимался уже не раз...

Сергей Чемезов - глава государственной корпорации Ростех


Но Бу, похоже, совершенно не учитывал, что Тольятти — это моногород, жизнь которого целиком и полностью зависит от жизни завода. В итоге, когда АвтоВАЗ избавился от 12 тысяч человек (плюс 2 тысячи уволенных дали ликвидированные опытно-промышленное производство и Волжский машиностроительный), «столицу российского автопрома» официально признали «депрессивной» — за этим эпитетом скрывается высокая степень социальной напряжённости.

В России сейчас нет ни одного производителя, который приносит прибыль. За последнее время рынок сократился вполовину, и я не знаю никого, кто сейчас делал бы на нём деньги. Поэтому никто не ждёт прибыли от АвтоВАЗа.

Карлос Гон - глава альянса Renault-Nissan


Впрочем, те, кому удалось сохранить работу, тоже не слишком довольны. С 15 февраля на автогиганте введена четырёхдневная рабочая неделя, так что доходы заводчан (и рабочих, и инженеров, и управленцев) сократились на 20%. Вдобавок запущены мягкие процессы «добровольного ухода» — тем, кто готов покинуть завод, выплачивают по пять-семь окладов — и «естественной убыли», когда на место ушедших не берут новых сотрудников...

Причина №3 — политическая


В принципе, только этих двух причин достаточно, чтобы уволить Бу. Хотя... По многим статьям Андерссона следует «оправдать». Кто мог предположить, что рубль подешевеет вдвое, а автомобильный рынок сожмётся до полутора миллионов машин? Согласитесь, в кризисе, накрывшем российскую экономику, швед не виноват. Не случись всего этого, мы бы сейчас радовались дешёвым «Вестам» и «Иксреям», а завод наверняка получал прибыль... Однако случилось то, что случилось.

Но впереди выборы и народу надо дать надежду на лучшее. Уже известно, что на поддержку автопрома из «кармана страны» будет выделено 50 млрд рублей, и понятно, что большая часть бюджетных миллиардов попадёт именно на АвтоВАЗ. Кроме того, банки готовы поддержать пульс завода новыми кредитами. По разным госпрограммам получит денег и непосредственно Тольятти... Отставка шведа просто станет сигналом для горожан: «Смотрите, как без него стало лучше!».

Перед самым своим уходом Бу достиг поставленной задачи: в январе доля марки Lada достигла 20%.


Станет лучше и компании Renault-Nissan. Бу постоянно повторял «Я не человек альянса» и продавливал провазовские решения. А если вместо упрямого шведа пост президента займёт лояльный альянсу человек, то империя Карлоса Гона сможет выиграть «маленькую победоносную войну»: без труда забрать платформу «Весты» под новый Logan (такая идея действительно есть), а будущего конкурента «Дастера» — «Ниву-3», напротив, убрать.

Впрочем, о возможном будущем автогиганта «Авто Mail.Ru» расскажет отдельно. Пока же отметим только одно: российский автопром покидает действительно яркая и сильная личность. Несмотря на противоречивость многих поступков, Бу Инге Андерссон мощно встряхнул вначале ГАЗ, а затем ВАЗ. Настолько мощно, что последствия этой встряски будут ощущаться очень и очень долго.

Кто увольняет Андерссона?


Совет директоров, который контролируется двумя силами — государственной корпорацией Ростех и альянсом Renault-Nissan (напомним, что 25,5% акций ОАО «АвтоВАЗ» принадлежат миноритарным акционерам, 50% — альянсу и 24,5% — госкорпорации). При этом инициатором отставки, по всей видимости, выступает именно Ростех, а франко-японская корпорация не противится этой инициативе.

Отметим, что пресс-служба «АвтоВАЗа» никак не комментирует сложившуюся ситуацию. Недоступен для комментариев и лично господин Андерссон. По нашим данным, формально продолжающий оставаться президентом автогиганта подданный Швеции уже покинул территорию России...

Отсюда.
36 комментариев нравится избранное
  • He1ix
    17 09 мар 2016 в 18:01
    Правильно! И убрать все эти богомерзкие весты с конвейера! Мы наши, родные шестерочки можем производить полностью из локальных компонентов! Диды ездили, и ничего!
  • andrewcocos
    09 мар 2016 в 18:20
    А я уж думал всё, помер @MaxDM , никто не постит новости на Кадаброчку.
    • MaxDM
      1 09 мар 2016 в 18:34
      Жив )
      • Rosamaha
        12 мар 2016 в 00:38
        Цел)
        • seven
          13 мар 2016 в 15:48
          Орел?
          • Timur1976
            13 мар 2016 в 15:56
            Какой заяц, какой орёл, какая блоха?!
          • Rosamaha
            13 мар 2016 в 17:55
            Он сам самый :D
            • Timur1976
              13 мар 2016 в 18:15
              И вообще не заяц а орел!
              • Rosamaha
                13 мар 2016 в 23:25
                Какой заяц? О_о
                • Timur1976
                  14 мар 2016 в 01:28
                  Насмерть убитый, как прыгнет куда глаза глядят — аж на тот берег моря, которое ни перелететь, ни перебежать, из которого тулуп вышел, на который тень от блохи упала и зайца убила, хоть заяц — не заяц, а орёл…
  • pivanovmail
    09 мар 2016 в 19:20
    Ну и хер с ним, один ушел - другой придет. Как будто что-то изменится. Неужели они наивно полагают, что всё дело в президенте...
    • OlegTar
      5 09 мар 2016 в 22:18
      Да, всё дело в президенте. И Швед сделал хорошо нашему автопрому.
  • intersign
    11 09 мар 2016 в 20:58
    Уже устал говорить, что если переживания такие за народ Тольятти, который живет только за счёт этого завода - просто раздавайте им деньги в размере зарплаты как "жертвам автоваза" : дешевле будет, чем это говно дотировать. По последним данным, численность рабочих = 42 345 - при зарплате в четвертной - это всего миллиард рублей в год. Менеджеров не считаем, всё равно мудаки бесполезные работу себе найдут, может не с такими БОНУСИКАМИ и не в таком ОФИСИКЕ.
    "В 2014 году «АвтоВАЗ» получил от государства дотацию в размере 9 миллиардов рублей на сохранение рабочих мест. "
    Это ещё 7 лет только на одну эту дотацию можно было бы людей кормить, без всякого блядозавода.
    • He1ix
      5 09 мар 2016 в 21:22
      Проблема в том, что с дважды автомобильного кормится дохуа смежников, причем масштабы воровства и попилов там какие-то нереальные. Одна печально известная группа "СОК" чего стоит. Кстати, в тексте выше про это есть. Как смел этот поганец заказывать импортные компоненты вместо родного говнища? Свое не пахнет, и ниипет.
      • intersign
        5 10 мар 2016 в 00:27
        Оно и понятно. Надо было ему наверное поддерживать нашего производителя запчастей. Так и вижу органично вписанные в интерьер новой Весты эти кнопки:
        • intersign
          4 10 мар 2016 в 00:28
          и этот стоп-сигнал - в корму:
        • He1ix
          10 мар 2016 в 00:35
          Цытирую:
          Желание Андерссона работать с иностранными поставщиками противоречила и бизнес-интересам «Ростеха». Госкорпорации принадлежит крупнейший в России холдинг по производству автокомпонентов «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). На долю ОАТ приходится порядка 40% закупок АвтоВАЗа. Чтобы избежать проблем с загрузкой мощностей ОАТ, Чемезов в начале 2015 года вроде бы убедил Андерссона выкупить автокомпонентный холдинг на АвтоВАЗ. Актив был оценен в $165 млн, сделку планировали закрыть к 1 сентября 2015 года. Но против оказался Renault-Nissan, и Андерссон не стал спорить с контрольным акционером. Именно это и испортило его отношения с Чемезовым, рассказывали источники РБК, близкие к АвтоВАЗу и на самом заводе.

          Андерссон в интервью РБК говорил, что ОАТ не выдержал конкуренции. «Я всем поставщикам говорю, что заказчик ждет выполнения пяти условий: качества, исполнения сроков поставки, сервиса, цены и условий оплаты. ОАТ — критически важный поставщик АвтоВАЗа, и на нем мы показываем, что приемлемо и неприемлемо в отношениях с нами», — пояснял он. При этом вопрос о покупке части бизнеса ОАТ не закрыт, проводится due dilligence.

          Покупка ОАТ позволила бы контролировать качество и сроки поставки комплектующих, но АвтоВАЗу было бы сложно развивать актив, считает управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев: «Производство автокомпонентов не входит в компетенцию завода. Наконец, вертикальная интеграция в автопроизводстве противоречит мировой практике».

          Подробнее на РБК:
          http://www.rbc.ru/business/09/03/2016/56e041989a7947240d410dc4
          • intersign
            10 мар 2016 в 16:16
            Всё понятно...
  • Timur1976
    4 10 мар 2016 в 01:23
    Ну, поставят на его место своего, прикормленного человека, тот доведет завод до тех же границ, что было до Андерсона, и потом будут жаловаться государству, что у них все плохо, и надо еще больше денег на поддержку.
    С работягами тоже не все так радужно, если они привыкли работать спустя рукава, и получать за это деньги, то Андерсону такое не понравилось, скорее всего, и было поставлено условие - либо работай, либо увольняйся, причем в жесткой форме.
  • vantus
    2 10 мар 2016 в 10:08
    Несказанное: кто был заинтересован в уходе Бу Андерссона из АвтоВАЗа
    Как комментируют уход Бу Андерссона газеты?
    Давайте посмотрим, как комментируется уход Бу Андерссона с поста гендиректора АвтоВАЗа. Можно отметить, что конкретные причины или выглядят невнятными, или не озвучиваются. Например:

    — "Нам просто нужен новый человек" (Чемезов)
    — "Он много потратил на презентацию Lada Vesta в Италии" (Чемезов)
    — "Надо учитывать социальную ситуацию в регионе" (Чемезов)

    Дело в том, что ньюсмейкеры могут скрывать реальные причины происходящих событий прикрываясь приемлемым, но ложным, объяснением. Поэтому надо учиться читать между строк. Хороший пример такого чтения между строк - это Евросеть.

    У Евросети не было возможности говорить: "Мы перестанем возить контрабандные сотовые телефоны!" (хотя очевидно, что они возили. В то время вообще все возили контрабанду). Поскольку следующий вопрос очевиден: "А сколько вы её возите?" + большой интерес со стороны органов. Поэтому риторика за обеление рынка проходила под лозунгом "равные правила игры для всех" и "давайте жить дружно".

    Примерно то же происходит и в случае увольнения Бу Андерссона. При этом рекордные убытки АвтоВАЗа, постоянно поднимаемые прессой, акционерами не поминаются. Людям из бизнеса понятно, что в год запуска двух новых моделей (чего с АвтоВАЗом не было с рождения) капитальные расходы будут велики.

    А каковы настоящие причины увольнения Бу Андерссона?
    — Андерссон собирался продвигать на рынке Vesta и Xray, которые напрямую конкурируют с продуктами Nissan (например, Almera) и Renault (Duster). Может кто не знает, но альянс Renault-Nissan контролирует более 50% акций АвтоВАЗа. И при равной стоимости обходят их в "заряженности". Без Андерссона АвтоВАЗ планирует делать упор на low-cost, не конкурирующий с иномарками: Granta, Kalina, Priora, 4x4 (Нива). Ещё Бу покусился на святая святых: он начал объяснять, что ВАЗ это тачка не только для рукастых владельцев, но и для тех, кто её просто купил и ездит, обслуживаясь на авторизованном сервисе. А это вотчина только иномарок, ВАЗ на этом поле никто не ждёт. В ходе войн с поставщиками, Андерссон останавливал конвейер, производящий машины для Рено-Ниссана. То есть, Renault-Nissan прямо был заинтересован убрать Андерссона (более подробно можно прочитать тут: http://www.rbc.ru/interview/business/04/03/2016/56d972e69a7947492ca9bd88).

    — Андерссон мешал поставщикам "сидеть на попе ровно", требуя от них снижения закупочных цен, увеличения отсрочки платежа и соблюдения качества. Пять условий Андерссона к поставщикам: "качество, исполнение сроков поставки, сервис, цена и условия оплаты". "Объединенные автомобильные технологии" (крупный поставщик, структура Ростеха) был выкинут Андерссоном на мороз за несоблюдение этих требований. Чемезов, который по случайности глава Ростеха, прямо сказал, что это было одной из причин отставки (слова Чемезова из статьи: http://www.gazeta.ru/auto/2016/03/05_a_8109569.shtml)

    То есть, два крупнейших акционера недовольны, директора можно убирать. Вишенка на торте: осторожные планы АвтоВАЗа по выводу внезапно подешевших российских машин на нетрадиционные иностранные рынки, где у Renault-Nissan свои планы.

    А был ли Бу хорошим менеджером? Ведь он сокращал людей, не так ли?

    Ответ такой: невозможно на падающем рынке наращивать эффективность производства без роста продаж (а его на сегодняшнем авторынке точно не будет). То есть варианта "не сокращать людей" вообще нет, если перед Бу Андерссоном стоит задача по увеличению эффективности. Поэтому сокращение были необходимы.

    Так же, как нельзя наращивать качество и при этом не выкидывать на мороз тех поставщиков ("Объединенные автомобильные технологии"), которые прикрылись общим акционером и думают, что они "в домике"

    Андерссон - это символ строгого, но справедливого руководителя.
    - Строгого к сотрудникам (он заставил, например, менеджеров ВАЗа пересесть на Largus'ы, пусть и в спецкомплектации)
    - Он строг к поставщикам (выше)
    - Он смог добиться того, что при проседании рынка на 30%, выручка упала лишь на 10%.
    Короче: он эффективный менеджер в хорошем смысле этого слова. Со своим мнением.

    То что с ним делают — это плохой сигнал тем кто хочет делать эффективные бизнесы в России. Им говорят: главное правильно дружить с акционерами, а не качественно работать.

    Можно ли что-то сделать в текущей ситуации?
    Ростех - это государственная корпорация. То есть по сути, она должна делать то, что выгодно людям. Я считаю, что я и другие россияне имеют право влиять на те решение, которые принимаются Ростехом. Решения, которые принимает Ростех, не должны идти во вред россиянам. Увольнение Бу Андерссона Ростехом может и должно быть оспорено нами, россиянами.

    Renault-Nissan - это частная компания. Для такого рода компаний репутация - один из важнейших корпоративных элементов. Поэтому я уверен, что если о настоящих причинах увольнения Бу Андерссона узнают как можно больше людей, тем больше акционеров и членов правления Renault-Nissan задумаются о том, стоит ли увольнять Бу Андерссона и стоит ли его увольнение тех репутационных рисков, которые в таком случае компания понесет.

    Я зарегистрировался на Пикабу, чтобы высказаться. Мне не важен рейтинг, но мне по-настоящему больно то, что сейчас, когда у АвтоВАЗа появилась впереди надежда, что он станет хорошей автомобильной компанией, мгновенно меняют генерального директора. Поэтому я прошу Пикабу вывести пост в топ, комменты для минусов я оставлю внутри.

    Я хочу, чтобы этот пост прочло как можно больше людей, поэтому не стесняйтесь его забирать, цитировать или копировать. Уверен, что в наших силах сделать это достоянием общественности, и вполне возможно, если общественное возмущение будет велико, Бу дадут хотя бы докончить срок своего контракта. Если же нет, то АвтоВАЗ навсегда останется не машиной, а предметом насмешек.

    Автор: Юрий Синодов
  • Dusha
    1 10 мар 2016 в 10:25
    Уже определили кто новый будет, будет француз который рулит дачией. А чермезову привет, если поставщик не хочет делать что от него хочет заказчик, никто заставлять не будет, это не в школе когда тебя учитель подтягивает, это жизнь. Не хочешь так, на твое место придет тот кто хочет.
    • Sergeymtv
      10 мар 2016 в 21:26
      "Поставщик" хочет, что бы его купили и можно было паразитировать уже на автовазе.
  • etti82
    10 10 мар 2016 в 13:01
    Спасибо Бу! Ты первый, кто смог делать лучше.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.