Написать пост

MaxDM

Зимние шины — лучше узкие или широкие?

В нашем распоряжении Volkswagen Golf седьмого поколения и три комплекта колес, рекомендованных производителем: 195/65R15, 205/55R15 и 225/45R17. Все шины одной модели Nokian Hakkapeliita 8, которые перед тестом прошли 100-километровую прикатку на полигоне.


Перед заездами — контроль ширины и массы шины. Первое открытие — фактическая разница в ширине между 195/65R15 и 205/55R16 оказалась не 10, а 8 мм. Самыми увесистыми ожидаемо оказались шины 225/45R17. Причем если покрышка 195/65R15 легче 225/45R17 на 1,7 кг, то при контроле колеса в сборе разница становится уже 4,6 кг (суммарная — 18,4 кг) — основная прибавка приходится именно на диск.

Разгон и торможение на снегу


Оборудование для измерений: внешняя антенна для большей точности, прибор Racelogic VBOX, который частотой 100 Гц поддерживает связь минимум с 8 спутниками, ноутбук с программой вывода и первичной обработки данных.


Сначала утрамбованный снег. Первая передача, мягкий старт и сразу педаль газа в пол. Система ESP ограничивает пробуксовку колес, а по достижении 45 км/ч — звуковой сигнал, дающий мне команду на торможение. Теперь нажимаю среднюю педаль, и ABS делает всю работу за меня. Благодаря этому, получаются воспроизводимые данные. За одну 700-метровую снежную прямую выполняется десяток разгонов и торможений. Разгон замеряем до 45 км/ч, а торможение — с 44 км/ч до 5 км/ч.

Разгон-торможение на прямой из утрамбованного снега. На современных автомобилях все просто: ABS не допускает блокировку колес, а противобуксовочная система — излишнюю пробуксовку. Благодаря электронным помощникам результаты стабильны.


Что же скажет беспристрастный измерительный прибор Racelogic? Разница получилась несущественная: на разгоне колеса 195/65R15 были чуть впереди всех, но на торможении они уступили 40 см (или около 2,7%) более широким шинам. 205-е R16 выступили стабильнее всех. Я повторил замер на базовых покрышках, чтобы определить, не изменились ли условия — данные сошлись с первым заездом.

Итог: Результаты разгона и торможения на снегу очень близки. На торможении узкая шина 195/65R15 незначительно (2,7% или 40 см) уступила лучшей 205/55R16.

Управляемость на снегу


Компания Nokian предоставила «трехмерную» снежную трассу номер 34, проложенную по сосновому лесу. После заезда на каждом комплекте колес ратрак выравнивал дорожку до первозданного состояния.


По окончании заездов на трассе управляемости, я был удивлён, насколько разным может быть поведение VW Golf в поворотах в зависимости от размера шин!

Первый выезд на 205/55R16. Страшно! Дело не в покрышках, а в «трехмерной» сложной снежной дорожке, проложенной через хвойный лес. Но уже через круг — полное взаимопонимание с VW Golf и удовольствие от контроля над автомобилем. Нейтральная поворачиваемость, небольшой доворот задней оси под сброс газа, который не пугает и мягко гасится системой стабилизации. Баланс машины настолько понравился, что если бы я взял Volkswagen с этими шинами на любительские гонки, то ничего менять не стал — быстро и безопасно.

На шинах 195/65R15 тестовый Golf становится нервным, автомобиль резко уходит в занос, требует быстрых и размашистых движений рулем, после заноса стабилизируется долго. Но для переднеприводного автомобиля в «боевом» режиме выгодна избыточная поворачиваемость — именно поэтому, несмотря на резкий характер, в такой конфигурации показано лучшее время круга, хотя это было опасно.

На самых широких шинах 225/45R17 поведение хэтчбека похоже на «спокойную» шину 205 мм, но с увеличением скорости появляется коварство — после входа в поворот машину начинает неожиданно сносить. Только на шинах 225 мм я цеплял снежные брустверы и чуть не долетел до дерева в попытках поставить быстрый круг. Время на этих покрышках оказалось худшим.

Итоги: На снежной лесной трассе мы оценивали не только время круга, но и надёжность управления VW Golf. Изучив результаты, заводской водитель-испытатель Nokian согласился с нами по всем пунктам:
- поведение автомобиля серьёзно менялось в зависимости от комплекта колес;
- шины 195/65R15 наделяли Golf избыточной поворачиваемостью, автомобиль частенько стремился развернуться, огорчал нервным поведением в поворотах;
- шины 225/45R17 наоборот привили пятидверному хэтчбеку недостаточную поворачиваемость и общее низкое сцепление с дорогой
- шины 205/55R16 словно исцелили Golf — на них он проходит сложную трехмерную снежную трассу быстро, спокойно, а занос начинался плавно и не был неожиданностью для водителя


Разгон и торможение на льду


Тест разгон/торможение на льду проводился в уникальном 300 метровом туннеле, где поддерживается стабильная температура покрытия (на графике пунктиром). На автомобиль установлены специальные резиновые щетки, которые убирают снежную крошку перед колесами и позволяют добиться стабильных, воспроизводимых результатов. После заездов — замер на выступание шипов: берётся дюжина с внутренней части и дюжина с внешней части шины, затем высчитывается среднее значение.


Еще десять лет назад замеры разгона и торможения на льду были сущим адом: покрытие на озере неровное, с уклонами и наростами, с разным сцеплением, а зависимость от ветра, солнца и нанесенного снега делала испытания похожими на русскую рулетку. Теперь все иначе. Уникальный 300-метровый туннель привел все параметры практически к константе. Но ответственность чудовищная, стены рядом — права на ошибку нет, и по сценарию замеры должен был проводить специальный испытатель. Однако, убедившись в нашей профпригодности на снежных тестах, нас допустили до управления и в закрытом помещении.

«Ледовые» испытания похожи на те, что я проводил ранее на снегу. Разгон с 5 км/ч до 31 км/ч, а после звукового сигнала — резкое торможение уже с 30 и до 5 км/ч. Сначала ускорение на 205/55R16 — какой зацеп! И торможение отличное. Меняем шины на узкие — похожие результаты. Далее широкие 225/45R17. Ба! Даже без измерительного оборудования чувствую, как машина укатывается значительно дальше (при замерах я сдвигал Golf в сторону лишь на ширину предыдущих колес, чтобы сэкономить испытательный лед).

В качестве тестового автомобиля выступал Volkswagen Golf с двигателем 1.2 TSI, но нетипичной для российской спецификации мощностью в 85 л. с. и 160 Н∙м крутящего момента. Снаряженная масса 1205 кг. Разгон до 100 км/ч за 11,9 сек. Максимальная скорость 187 км/ч. Динамики автомобиля хватает до 100 км/ч, в этих рамках мы и выполняли замеры.


Проводим замер среднего выступания шипов: 195 мм — 1 мм, 205 мм — 1,1 мм, 225 мм — 0,9 мм.
Рабочий день окончен. А после — общение с инженером по разработке шин Nokian, который с интересом наблюдал за испытаниями:

— Ты заметил, что у шин 225/45R17 было меньшее выступание шипов? Именно в этом причина неважных результатов торможения на льду.

— Да, но не больше двух метров же! Ведь между шинами 195 мм и 205 мм разница в выступании шипов такая же — 0,1 миллиметр, — парировал я.

После дискуссии инженер Матти демонстрирует мне график закрытых внутренних испытаний Nokian, который показывает зависимость тормозного пути от выступания шипа. «Видишь, да...». Я пересчитал результаты согласно зависимостям Nokian, и все равно разница между лучшими результатами и шинами 225/45R17 составила 1,9 метра! Поэтому мы решили ориентироваться все же на фактические данные.

Итог: На торможении и разгоне по льду шины 195/65R15 и 205/55R16 выступили близко (разница 2,9%), а покрышки 225/45R17 откровенно провалили торможение и плохо цеплялись за покрытие при разгоне.

Управляемость на льду


Тест шин на ледовой трассе: перед каждым зачетным проездом ее очищают от крошки. Кроме того, проводятся регулярные замеры температуры. После заездов на каждом комплекте — проверка на выступание шипа. Последний заезд — контрольный, на базовых шинах, чтобы понять, не изменилось ли состояние покрытия.


На второй день по плану замеры времени круга и оценка управляемости на льду — для этого мы полностью отключили ESP, вынув предохранитель. Выезжаю на 225/45R17 — сцепления с дорогой не много, но VW Golf постоянно мечется между сносом и заносом, а руль имеет неприятную ступеньку по усилию, после которой связь с передними колесами совсем теряется. Из-за недостатка сцепления даже на небольшой скорости автомобиль скользит задней осью и норовит развернуться вокруг оси.

А вот на высоких и узких шинах 195/65R15 кажется, что в покрышках значительно больше шипов — VW Golf буквально впивается в лед. В случае превышения скорости в повороте — выраженная недостаточная поворачиваемость, добиться скольжения задней оси очень сложно (только с помощью специальной раскачки автомобиля). Однако, и рулить при обычном движении приходится много — высокий профиль тому причина.

На шинах 205/55R16 зацеп еще больше, чем на узких 195/65R15. Автомобиль более сбалансирован, и требует меньшего руления при прохождении тех же поворотов — лучшее время круга со значительным преимуществом, и главное -безопасное поведение.

Итог: Шины 205/55R16 выступили отменно, к узким шинам 195/65R15 особых претензий нет, однако рулить приходится больше, а недостаточная поворачиваемость мешает показать хорошее время круга и может в некоторых случаях испугать неопытного водителя.

Широкие шины 225/45R17 имеют недостаточное сцепление со льдом, именно поэтому Golf постоянно хочет развернуться вокруг своей оси, словно это заднеприводный автомобиль — требует быстрой работой рулем в сторону заноса. При этом также неожиданно может начаться снос передней оси, который будет продолжаться значительно дольше, чем вы рассчитывали.


Итоги




Узкие шины приводят к резким срывам в поворотах на снежной поверхности, хотя на льду они — сама послушность, а высокий 65-й профиль с большим боковым уводом заставит крутить руль на больший угол даже при обычном проезде виражей. Такие шины мы рекомендуем только для автомобилей с ESP, а в случае езды по снегу управлять нужно предельно аккуратно.



Золотая середина — это как раз про данный комплект. В активе 205-й шины ни одного провального результата ни на снегу, ни на льду, а большинство испытаний покрышки среднего типоразмера выиграли. В нашем случае для массы автомобиля в 1205 кг именно эта ширина оказалась оптимальной, а умеренная высота профиля сделала поведение автомобиля понятным.



Шины полностью провалили ледовые испытания. Большая площадь контакта с поверхностью привела к малому удельному давлению шипов на лед в связи с малой массой автомобиля в 1205 кг. На снегу машину на таких покрышках начинает рано сносить, и она стремится всегда ехать прямо. Руль на широких шинах имеет ступеньку по усилию, после которой пропадает всякая информация о дороге. Мы не рекомендуем устанавливать опционные широкие и низкопрофильные шины на зиму.

Итоговые оценки шин:


Отсюда.
20 комментариев 3нравится 1избранное
remington12
f1203
Xtrime
  • andrewcocos
    19 окт 2015 в 11:07
    >> 195/65R15, 205/55R16 и 225/45R17.
    Статью ещё не читал, но тут больше будет зависеть от высоты профиля, чем от ширины, разве нет?
    • Dusha
      19 окт 2015 в 11:35
      Скорее всего зависимость от параметров авто(масса/привод/база/колея) на параметры покрышки. Я думаю если бы вместо гольфа был бы поло, результат был бы другим.
      • Moonshine
        1 19 окт 2015 в 11:41
        Да, влияет масса и профиль, остальное не влияет на разницу в работе покрышек.
  • Moonshine
    2 19 окт 2015 в 11:48
    Вроде бы всё интересно и хорошо, но меня смущает что выдвижение шипов на 195 было меньше чем на 205. Мне кажется это следствие недостаточного давления. Об этом говорит и отмеченная в статье вялость руления. По моему мнению для автомобиля с 85 л.с. и 1.300 кг 195 профиль в самый раз, большую ширину двигатель не сможет реализовать полноценно.
    • TrueNoName
      19 окт 2015 в 12:00
      А что скажете о ~170 л.с. и 1700 кг, какой ширины профиль по вашему тут больше подойдёт?
      • Moonshine
        2 19 окт 2015 в 12:13
        225 для более стабильного поведения, 215 для более азартного. Сбалансированное отношение - заводские параметры будут в самый раз.
        • TrueNoName
          20 окт 2015 в 08:42
          Спасибо! Катаюсь как раз на 225)
  • Moonshine
    2 19 окт 2015 в 13:48
    Вообще шинная тема весьма занятная. Предлагаю вернуться в начало 90х и посмотреть на шины той эпохи. Заводской комплектацией на автомобили 1.100-1.500 кг и ~100 л.с. обычно устанавливалость что-нибудь вроде 185 / 65 / R14. Увеличение ширины колёс в принципе можно объяснить увеличением производительности тормозных механизмов. Но этот прирост имеет место на асфальте, но не на снегу и не на льду. Заводские размеры всё-таки рассчитываются исходя из "цивильной" асфальтовой эксплуатации автомобиля и в зимнее время, потому не стоит считать заводские рекомендации истиной в последней инстанции если условия эксплуатации существенно отличаются от идеальных.
  • Molodec
    20 окт 2015 в 10:55
    Было б неплохо запилить опрос, у кого какая ширина на зимней.
    • remington12
      20 окт 2015 в 11:14
      По уму, надо делать опрос не только с шириной, но и с весом (и мощностью желательно)
      • Xtrime
        1 20 окт 2015 в 13:24
        А смысл? Мы только узнаем популярный размер, но связь между "популярный" и "лучший" - может отсутствовать. В статье хотя бы обьективные цифры приведены. С резиной всегда компромисс: широкая и не зубастая лучше на асфальте. Зубастый протектор и ширина помогает на снегу. На льду лучше узкая. Узкая и не зубастая будет тихой и экономичной (и дешевой). Вот и надо выбирать, что взять :) но по моему опыту дорогая брендовая резина везде себя ведет нормально.
  • Teutonick
    24 окт 2015 в 20:14
    А диаметр резины имеет какую то роль? что лучше на зиму 17 или 18 дюймов?
    • Xtrime
      1 24 окт 2015 в 21:59
      Если коротко, то единственный важный плюс для повседневной езды от большего диаметра дисков и колес - это внешний вид автомобиля, других весомых преимуществ у 18"+ перед 15" колесами нет.

      Если говорить про опыт эксплуатации:

      Имеет роль высота резины. Если брать ультранизкопрофильную резину, то больше грязи попадает на полку диска. Когда много такой грязи засыхает неравномерным слоем, то колесо теряет балансировку и на скоростях свыше 100-120 км/ч начинаются ощутимые вибрации и надо ехать на мойку. У меня на 265/30R19 такое бывает пару раз за зиму, во время оттепелей со снегом.
      Выглядит это примерно вот так :)


      Диаметр колеса сам по себе ни на что не влияет. Но он связан с другими параметрами:
      - ширина колеса: влияет на износостойкость (чем шире колесо, тем дольше проходит), шум и расход топлива (чем шире тем хуже);
      - вес колеса (обычно, чем шире и больше диск и резина, тем колесо тяжелее) - больший вес означает больший расход топлива, и ухудшение плавности хода. Но если покупать дорогие кованные диски, то они легче - соответственно лучше;
      - профиль резины. Чем ниже, тем лучше управляемость, но увеличивается риск повредить диск в глубокой яме или об бордюр вот так:

      + надо следить за чистотой колес; зато более жесткие борта препятствуют появлению грыж (спорный момент, но у меня на 30м профиле за 4 года грыж нет).
      • Teutonick
        25 окт 2015 в 10:21
        доступно) спасибо.
      • Teutonick
        25 окт 2015 в 10:39
        В моем случае производитель четко рекомендует 1 размер и 2 диаметра, но тут значит тоьлко по цене могу ориентироваться, вот думаю что выбрать из
        Nokian Nordman 5 SUV 225/65 R17 106T
        Yokohama Ice Guard IG55 225/65 R17 106T
        Continental ContiIceContact 225/65 R17 102T HD

        ибо хакку8 брать дороговато( а по обзорам она лишь на несколько процентов лучше перечисленных выше
        • Xtrime
          25 окт 2015 в 12:53
          Я бы брал самую дешевую из брендовых. У первых двух борты пожестче (массовый индекс выше) я бы их выбрал.
    • andrewcocos
      25 окт 2015 в 16:33
      Ты пост читал вообще? Там 15, 16 и 17 дюймов сравнивают.
      • Xtrime
        25 окт 2015 в 18:08
        Вообще то 15, 15 и 17, но суть то в ширине - диаметр никакой роли не играет;)
        • Xtrime
          25 окт 2015 в 18:09
          Хм в первом абзатце видимо опечатка. В остальных местах - действительно 15,16,17
          • andrewcocos
            26 окт 2015 в 10:23
            Да, 205/55R15 - очень редкий размер.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.