КБM. Теория и практика восстановления
О том что такое КБМ написано очень много. В сети есть множество статей на эту тему, например, статья на кадабре. Если кратко, то КБМ – это коэффициент, дающий скидку на приобретение полиса ОСАГО. В идеале, за каждый год безаварийной езды вам предоставляется дополнительно 5% скидки (максимально до 50%).
Естественно, чем больше ваша скидка, тем меньше прибыль страховой компании. Т.к. КБМ невыгоден страховым компаниям, то зачастую в базу РСА исключительно «случайно» или «по вине страхователя» (он же не предоставил справку из предыдущей страховой компании) попадает КБМ более высокий, чем он должен быть.
C этого года страховые начали пользоваться исключительно базой РСА для определения КБМ. А многие автомобилисты обнаружили, что вместо трех тысяч, они должны заплатить за страховку шесть тысяч рублей (приблизительно).
Естественно очень много людей хотят восстановить свою скидку на ОСАГО. Так получилось, что мне пришлось восстанавливать КБМ уже не один раз. Хочу поделиться своим опытом с Вами.
Итак, теория
Хотели как лучше, а получилось... Так делается все и всегда, поэтому опишем все разнообразие возможностей для восстановления справедливости.
Перерыв огромное количество информации в сети было выяснено, что вопросы восстановления КБМ должны решаться страховыми компаниями по заявлению страхователя в рабочем порядке. Пришел, написал - исправили.
Кроме, того можно обратиться в РСА, с заявлением о восстановлении КБМ. На их сайте даже есть информация о том, как подать заявление.
Так же была найдена информация о том, что искать справедливости можно в Управлении службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, Федеральной антимонопольной службе, прокуратуре, суде. Собственно последние представляют довольно стандартный список при различных несправедливостях.
И совершенно без особой рекламы я нашел информацию о том, что контролирующий орган для страховых компаний – Центральный банк России – так же может принимать обращения ко восстановлению КБМ.
Реальность
Что касается государственных структур: Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры, то по моему опыту могу сказать обращение к ним будет не эффективным. Эти структуры, собирают материалы, проводят свое расследование, и направляют материалы в суд. Сколько это пролиться неизвестно, собственно неизвестно и будет ли результат или нет. Поэтому в эти структуры можно не писать, но если напишете, то хуже от этого не станет (но и лучше то же). У вас вежливо примут заявление, и скажут, что будут разбираться. Но делать это будут совсем неторопливо, а нам уже страховку оформлять надо.
Для дальнейших действий нужно выяснить причину завышения КБМ, страховую компанию, завысившую КБМ, и дату этого безобразия. В этом очень помогает сервис kbm-osago.ru.
Теперь первое, что можно сделать – написать в страховую компанию. Они же решают все в рабочем порядке! Для этого, лучше лично прийти в страховую, написать заявление, забрать копию с печатью и входящим номером (обязательно, для дальнейших разборок). Возможно, вам повезет, и вам все восстановят (сведения о таких случаях проскакивали в Интернете). В моем cлучае, я написал три заявления в Росгосстрах (два лично, и одно через сайт). На электронное заявление пришла отписка: «мы за других не отвечаем, ничего не знаем». На письменные обращения ответа так и не пришло (по закону ответ должен быть в течение 30 дней). Более того, оба этих обращения «случайно» затерялись (это выяснилось позже). Оно и понятно, зачес страховая будет себе прибыль по собственной воле уменьшать!
Можно обратиться в РСА. На их сайте написано, что можно это сделать по электронной почте и письменно (придя к ним). В сети описаны случай, что РСА помогала с восстановлением КБМ. Однако пишут, что действуют они очень медленно – около 4 месяцев. Кроме того, на сайте РСА написано, что они не имеют права менять значения в базе АИС РСА. Иными словами, они пишут в страховые компании, чтобы они провели проверку и исправили все.
Я послал заявление, по электронной почте. Ответа в течение 5 месяцев не последовало (даже уведомления о регистрации заявления не пришло).
В сети есть рекомендации, что при таком раскладе нужно идти в суд.
Однако остается еще одна возможность. Написать в Центральный банк. Писать можно через электронную приемную. Пример моего заявления можно найти в этой заметке про восстановление КБМ.
Итак, заходим на сайт Центрального банка, пишем подробно всю свою ситуацию, прикладываем сканы полисов (если есть), информацию из базы АИС РСА. На следующий день из ЦБ придет письмо с уведомлением о регистрации электронного обращения.
В моем случае, через три недели после обращения в Центральный банк из страховых компаний начали приходить письма (копии ответов на запросы ЦБ). В них они писали о том, что все проверили и действительно наши ошибку и уже все поправили.
Итог
Мой стаж вождения 4 года, КБМ – 0.5. Почему? Если вам завысили КБМ, то они неправы, а если вам присвоили меньший КБМ (это делалось для привлечения клиентов), то это их проблемы. Кроме того, страховые компании «добровольно» решили мне вернуть деньги которые я переплатил по договорам ОСАГО за последние три года (это около 5.5 тысяч рублей). Страховые должны вернуть деньги за все договора, которые они оформили неправильно. И Центральный банк - та самая организация, которая может заставить страховые сделать сделать это быстро и без судебной волокиты!
Итак, самым эффективным оказалось обращение в Центральный банк.
Эффективность подтвердилась еще несколькими моими запросами (для родственников и друзей), которые я сразу направлял в ЦБ. В каждом случае изменения в АИС РСА вносились примерно через 3-4 недели. И в суд идти не пришлось. Насколько я понял, такая эффективность объясняется тем, что ЦБ является государственным надзорным органом для страховых компаний, который отбирает у страховых лицензии на раз.
я владелец,я страхуюсь который уже год подряд и который год подряд без дтп, впрочем как и вписанные в дтп не попадали на моем авто
Я, Иванов Иван Иванович, проживаю в г. Ивановске, имею водительский стаж безаварийной езды 27 лет с 1900 года. Мой КБМ должен быть равен 0.5.
В 2008 году поменял права и класс безаварийной езды был выставлен в 3. Естественно полисы ОСАГО за то время не сохранились.
Но даже если считать с 2008 года, то в настоящее время должен иметь класс безаварийности 9 и КБМ равный 0.7. В настоящее время коэффициент КБМ выданный по базе РСА равен 0.95.
Имею сведения о предыдущих договорах ОСАГО, которые подтверждаются и сведениями из АИС РСА:
1. ВВВ XXXXXXXXXX в 2010 г. с компанией ООО «Росгосстрах» (класс 5)
2. ВВВ XXXXXXXXXX в 2011 г. с компанией ООО «Росгосстрах» (класс 6)
3. ВВВ XXXXXXXXXX в 2012 г. с компанией ООО «Росгосстрах» (класс 7)
4. ССС XXXXXXXXXX в 2013 г. с компанией Алфа-Страхование (класс 3)
5. ССС XXXXXXXXXX в 2014 г. с компанией МАКС (класс 4) (действующий полис)
Никто, кроме меня, в полисах в качестве водителей не значился. Последний полис оформлен без ограничения на количество водителей. За все время моего водительского стажа не было ни одного ДТП. Сведения обо всех указанных полисах есть в базе АИС РСА.
При заключении договора ОСАГО в 2013 года компанией Альфа-Страхование был неверно выставлен класс безаварийности. Вместо 8 класса был присвоен 3 класс, и соответственно вместо коэффициента КБМ 0.75 применен КБМ равный 1. Соответственно в следующем договоре ОСАГО КБМ также занижен.
Прошу исправить КБМ на верное значение равное 0.7 (класс 9) для меня по договору ССС XXXXXXXXXX и, соответственно на 0.65 (класс 10) для нового договора.
Дополнительные сведения:
Данные Иванов Иван Иванович:
Дата рождения: XX.XX.XXXXг.
Серия и номер водительского удостоверения заявителя: XXXXXXXXX.
Дата выдачи водительского удостоверения заявителя: XX.XX.XXXXг.
(старое водительское удостоверение XXXXXXXXX)
Ходить никуда не надо. Пишите в ЦБ через интернет http://www.cbr.ru/Reception/Complaint/
И вам все поправят.
Следующий класс и КБМ Класс 10 (0.65)
Предыдущий
полис Номер полиса Страховая компания Период действия КБМ в полисе
ССС 0308152022 ИНГОССТРАХ c 15.05.2014 до 14.05.2015 0.70
Убытки по полису Убытков нет
попробовал на сайте,но там почем то только за последний год, хотя я с 2008 года не менял страховую и в дтп я ни разу не был
правда в последний раз я вынужденно сменил страховую,но в следующий раз вернусь в ингосстрах
интересно максимальный кбм когда же у меня будет? сейчас пишут следующая 10ка
Полисов на руках естественно нет (макулатура мне эта не была нужна (до настоящего момента).
Я имею право написать в ЦБ письмо со смыслом "чёт маловат у меня КБМ, посоны" и они сразу сделают запросы во все страховые? Я ведь не вспомню где страховался в разное время.
И, да, за 5 лет безаварийной какой КБМ должен быть?
Так-то про РСА и их методы в курсе.
Действительно, придётся бегать по страховым.
Сбросил КБМ мне россгострах, сцуки. При этом страхуюсь в другой компании, в россгострахе был вписан на другую машину. При этом по kbm-osago числиться КБМ 1 и последний полис в россгострахе. Хотя последний должен быть в РЕСО. Непонятно.
Весело.
Главное укажите как можно больше информации, не забудьте указать все свои данные в т.ч. дару рождения, паспорт, права (все которые были и время действия прав).
А потом уже, не торопясь, идти в страховые и брать справки. Если за месяц не поправят, напишите еще одно заявление с уточненными данными.