Путешествие в национальный парк Паанаярви
Подготовку к путешествию, по крайней мере моральную, мы начали практически сразу же после окончания нашего предыдущего покорения просторов Карелии в 2013 году. Гора Воттоваара, все таки, обладает какой-то притягательной силой, поэтому мы решили обязательно там побывать снова. Но, на следующий 2014й год мы были заняты Финляндией, и ни на что другое времени не осталось. Так что, к лету 2015го мы были абсолютно и безоговорочно настроены посетить Воттоваару, пока в один прекрасный день я не наткнулся на пост на одном замечательном ресурсе. Пост был о крае, имя которому Паанаярви. Рассказ и фотки выглядели очень завораживающе. В итоге, мы снова решили отложить Воттоваару на потом и ехать на самый север Карелии, практически к границе Мурманской области и Финляндии в национальный парк Паанаярви. В край самых высоких в Карелии гор, таежных лесов и водопадов.
Факты того, что дорога предстояла достаточно длинная и незнакомая, в парк пускают только по пропускам, так как он расположен в погранзоне, да и сила природной лени брала свое, мы решили не ехать полными дикарями, а воспользоваться услугами местного организатора туров. Определились с датами, выбрали четырехдневную программу, и оставалось только подготовиться к поездке и дождаться заветной даты отпуска.
А с подготовкой был некоторый нюанс. Дело в том, что еще весной мы очень хорошо посидели в одной луже, и пока сидели, через заливную горловину бензобака залилось воды с песком. Очень скоро характерно пропала тяга - бензонасос потерял давление. Разобрали - а в баке везде песок, в фильтре песок, и он же в магистралях, и даже в рампе и в форсунках.
В общем, отделались заменой насоса, промывкой бака, форсунок и всей системы в целом. Проблема с тягой ушла, двигатель заработал как новый и автомобиль был готов к путешествию.
Про дорогу по мурманке рассказывать особо нечего - хорошего качества шоссе, после границы ленобласти становится пошире и начинаются живописные таежные пейзажи, после Петрозаводска трафика становится совсем мало, и ближе к Беломорску уже начинают проступать лесотундровые нотки в придорожных ландшафтах. Ремонты попались только на границе с Карелией и под Кемью. Дорога совершенно не утомляет, чего мы немного не ожидали. Хотя, предыдущий карельский опыт об этом намекал - в тот раз мы в один присест без напряга доехали от Беломорска до Питера, но в этот раз нас ожидало уже 1200км до самой дальней точки маршрута, и без промежуточной ночевки столько ехать не хотелось.
Ночевку выбрали как раз под Беломорском в поселке Пушной - там есть небольшая база отдыха у озера. К ней мы неожиданно для себя приехали в 3 часа дня, при том что из Питера выехали в 7 часов утра. Усталости не было, спать было ложиться рано, но - что ж поделать - раз забронировали, то почему бы не остановиться. Поели, поспали, на утро двинулись дальше.
На второй день было запланировано доехать до поселка с забавным названием Лоухи, и в нем свернуть с мурманки. Далее нас ожидали несравненные 100км дороги до поселка Пяозерский, в котором находится визит-центр парка, и где нас ждала наша группа. Собственно, дорога до Пяозерского вызывает смешанные чувства: где-то на ней есть даже кое-какой асфальт, а где-то он настолько никакой, что лучше его бы не было - скорость падает до 10км/ч и едешь подпрыгивая на каждой яме, а объезжать их нет смысла - ямы тупо занимают всю ширину дорожного полотна. Диаметр от 30см до трех метров и глубиной от 10 до 30 см. Мы не заморачивались, ибо подвеска позволяет, перли напролом по ямам. На пузотере проехать можно, но нужно это делать крайне внимательно и осторожно. Такой участок длиной всего несколько километров. В остальном трасса представляет из себя среднего качества грейдер, где можно держать 60-80 км/ч.
Поселок Пяозерский встретил нас гостеприимным продуктовым магазином и местными щенками.
Провинциальный колорит
Странное неведомое науке транспортное средство
Одна из улиц поселка. Жизнь течет здесь плавно и размеренно
Решили съездить на заправку - по территории парка планировалось проехать около 200 километров, и запас топлива в тех диких краях был необходим. Заправка располагалась на территории местного железнодорожного узла и была крайне колоритна. Колонки как в 90х годах - я с такими дело не имел уже очень давно, и долго соображал какие кнопки и рычаги на ней нужно дергать чтобы пошел бензин. Особый шик добавляли таблички "бензина нет" на паре колонок.
В наличии был только дизель и 92й, что, впрочем, нас абсолютно устроило.
Детали и запчасти от раритетных бензоколонок поблизости
После встречи с нашей туристической группой мы направились в визит-центр Паанаярви с целью получения заветных пропусков через кордоны на территорию парка. Визит-центр на фоне остального поселка выглядит очень контрастно - его строили фины, в 2002м году в рамках совместного проекта связанного с национальными парками. Кстати, со стороны Финляндии парк тоже имеет свою территорию под названием "Оуланка". То есть, государственная граница делит весь большой природный парк на две части: Оуланка и Паанаярви.
Карта парка в визит-центре (кликабельно)
Вся наша большая компания погрузилась в Дефендер, Буханку и Спортейдж и мы двинулись к в сторону кордона.
Рабочее место шофера Дефендера
Кабина УАЗ-452 "Буханка" ака "Автомобиль для Наказаний". Тем не менее, на капоте очень удобно играть в домино
Люфт руля у буханки достигает пугающих величин. Так же наблюдаются множественные разрывы кузова от суровых карельских дорог
После достаточно непростой дороги от Мурманки до Пяозерского я ждал, что дальше будет только хуже, но к удивлению дорога от Пяозерского до кордона оказалась очень хорошего качества грейдером. Мы спокойно шли по нему 80-90км/ч. До кордона 60 километров грунтовки пролетели незаметно.
Ждем отставшую буханку, небольшой привал, и вот - мы официально в Паанаярви.
Кордон
Знаки близости государственной границы
Старый деревянный мост
Четыре дня в парке пролетели насыщенно и незаметно. Немного подвела погода - было пасмурно - но в этом тоже было хорошее: горы выглядели очень атмосферно, окутанные тучами и облаками. В кратце о самых интересных локациях, которые мы смогли посетить:
Гора Кивакка. На нее мы совершили восхождение в первый день. Высота 499м. Пусть цифры и не очень впечатляющие, но с этой горы открываются потрясающие виды.
Ощущение, будто стоишь на вершине мира, а под тобой расстилаются леса и озера. Словно вся Карелия как на ладони.
Временами на гору наползало облако и все вокруг погружалось в туман
На горе стоит крест, который периодически падает. Есть мнение, что гора, будучи старым языческим местом силы не принимает крест.
На гору ведут благоустроенные мостки и лестницы, так что маршрут совершенно ненапрягающий.
Озеро Паанаярви. Оно же и дало название всему парку.
По озеру мы плавали на небольшом дизельном кораблике.
Заправочная станция для кораблика у берега
Озеро имеет вытянутую форму, ощущение будто плывешь по реке. По берегам то тут, то там виднеются остатки финских хуторов. Живописные скалы.
Кораблик привез нас к реке Мянтюкоски и одноименному водопаду.
Водопад хоть и небольшой, но безумно красивый. Чем-то напоминает водопад Юканкоски из южной Карелии.
С комарами особых проблем не возникало. Они там легко приручаются
Водопад Киваккакоски. К нему пролегает достаточно протяженный пеший маршрут, но оно того стоит. Масштабы у водопада потрясающие.
Грохот стоит такой, что разговаривать приходится только крича на ухо. Если бы не такая удаленность, то у невзрачного, но дико популярного водопада Кивач не осталось бы вообще никаких шансов.
Гора Пяйнур. С ней связана немного грустная история - дело в том, что по непредсказуемому стечению погодных обстоятельств, над этой горой постоянно висела туча. Изредка показывалась вершина и снова скрывалась.
Следовательно, подниматься на нее не имело никакого смысла, и даже было опасно: эта гора стоит вдалеке от обустроенных туристических маршрутов, на нее не ведут тропы и топать нужно по пересеченной местности, так что восхождение в условиях тумана невозможно. К тому же местный лесник предупредил, чтобы были начеку - у горы жил прикормленный медведь. В итоге мы смогли полюбоваться горой со стороны, с места нашей стоянки, и этим довольствовались. Что ж - еще один повод вернуться снова в Паанаярви.
И это не считая просто неописуемой природной красоты лесов, ручейков в которых течет кристально чистая вода, и просто потрясающей энергетики этих мест. И еще множества гор, озер и рек, которые мы в этот раз посетить не успели.
Итак, подошло время сворачивать лагерь и трогаться в обратный путь.
Лесная дорога где-то в дебрях парка
Кострище из колесных дисков - фирменный стиль всех стоянок Паанаярви
В поселке Пяозерский мы переночевали и в 6 утра выдвинулись в сторону мурманки. На этот раз мы решили, что без проблем сможем добраться за один перегон до Питера, без ночевок. Но впереди нас ждало еще одно приключение.
Спортейдж успешно преодолел сотни километров по разбитым грунтовкам. Но как только мы добрались до асфальта и свернули на мурманку на север близ Лоух, чтобы посетить стеллу у полярного круга, неожиданно пропала тяга и появилась характерная вибрация. Двигатель стал работать на трех цилиндрах, приобретя характерные субаровские обертона.
Тем не менее, стеллу мы все-таки посетили
Помня о бессмертной заповеди - "Либо нечему гореть, либо нечем поджечь" - и отметая мысли вида "а вдруг это клапан прогорел, поршень рассыпался итд.", мы решили дотянуть до ближайшей заправки с автомагазином. Таковая, в виду пустынности тех краев, нашлась уже только под Кемью.
Контрольный осмотр днища и подвески
Первым делом следовало оценить состояние свечей, ибо цвет свечи это зеркало здоровья мотора! На спортаже с маздовским шестнадцатиклапанником FE эта задача несколько непроста. Впускной тракт проходит поперек моторного отсека и пересекает клапанную крышку ровно посередине, тем самым препятствуя свободному доступу к свечным колодцам. Нужно все это разбирать, скидывать кучу всего лишнего, в общем возни там достаточно.
Благо, с собой был достаточный набор инструмента и огромное желание вылечить захворавший мотор. Всего-то около сорока минут и свечи у нас в руках.
Осмотр свечей выявил следующее:
-свечи сами по себе старые, и просятся под замену
-присутствует небольшой черный нагар из-за богатой смеси (ЭБУ ушел в аварийный режим, зажег "джекичан" и стал пытаться богатить смесь из-за неработающего цилиндра)
-на свече второго цилиндра нагар отсутствует, равно как и следы масла или бензина - свеча практически чистая
Это была как хорошая новость - значит железо в порядке, и проблема явно с подачей бензина. Плохая новость - до дома предстояло проехать еще около тысячи километров, а на карельских просторах найти форсунку на первый спортейдж будет малореально. В итоге, для чистоты эксперимента, купили новые свечи и вкрутили их взамен старых и решили "на честном слове и на одном крыле" тянуть до дома как получится.
Само собой замена свечей проблему не решила - мотор по прежнему воображал себя субарой, и деловито тарахтя и трясясь троил оставшимися живыми цилиндрами. Делать нечего, тронулись в путь. И путь этот был нелегок: дело в том, что динамика исправного мотора позволяла спокойно обгонять тихоходов, а с захворавшим двигателем мы сразу же оказались будто в другом измерении. В измерении фур, грузовиков, самосвалов и тракторов. Каждый обгон давался только с предварительного разгона и только при достаточном запасе видимости, наличие обеих факторов бывало не всегда, так что пришлось вжиться в роль неторопливого дальнобойщика и тащиться 70-80.
Кстати, к чести спортейджа, даже на трех цилиндрах он, хоть и не быстро, но мог набрать скорость около 120-130. Но не хотелось испытывать на прочность оставшиеся три цилиндра, потому в таком темпе практически не ехали. Расход топлива, тем временем, вырос до крайне неприличных 16-17 литров - еще один повод "тошнить" не более 90. На всякий случай, от греха, закупились двадцатилитровой канистрой - запас хода от заправки до заправки снизился до 250-300 км и обсохнуть посреди таежных просторов очень не хотелось. Так и доковыляли до самого Питера за 12 часов.
По приезду, отдохнув и придя в себя, собрались лечить нашего захворавшего друга. Кстати, отношение к ситуации было не негативным, а наоборот - мы радовались, что спортейдж нас не подвел, и дотащил до дома во что бы то ни стало. В гараже валялся старый перегретый мотор со спортейджа-американца, с него и было решено позаимствовать форсунку. А точнее, решили сразу целиком рампу вместе со всеми форсунками переставить, чтобы наверняка. Тут то самое время вспомнить о той весенней луже - видимо форсунка второго цилиндра все таки не вынесла песчаной атаки, и доживала свои последние сотни километров, что и проявилось в путешествии.
После замены рампы и форсунок мотор ожил и бодро заурчал всеми своими четырьмя цилиндрами, как положено.
Общий пробег за поездку
Хэппи энд.
Видео с регистратора, для представления о дорогах парка Паанаярви
Факты того, что дорога предстояла достаточно длинная и незнакомая, в парк пускают только по пропускам, так как он расположен в погранзоне, да и сила природной лени брала свое, мы решили не ехать полными дикарями, а воспользоваться услугами местного организатора туров. Определились с датами, выбрали четырехдневную программу, и оставалось только подготовиться к поездке и дождаться заветной даты отпуска.
А с подготовкой был некоторый нюанс. Дело в том, что еще весной мы очень хорошо посидели в одной луже, и пока сидели, через заливную горловину бензобака залилось воды с песком. Очень скоро характерно пропала тяга - бензонасос потерял давление. Разобрали - а в баке везде песок, в фильтре песок, и он же в магистралях, и даже в рампе и в форсунках.
В общем, отделались заменой насоса, промывкой бака, форсунок и всей системы в целом. Проблема с тягой ушла, двигатель заработал как новый и автомобиль был готов к путешествию.
Про дорогу по мурманке рассказывать особо нечего - хорошего качества шоссе, после границы ленобласти становится пошире и начинаются живописные таежные пейзажи, после Петрозаводска трафика становится совсем мало, и ближе к Беломорску уже начинают проступать лесотундровые нотки в придорожных ландшафтах. Ремонты попались только на границе с Карелией и под Кемью. Дорога совершенно не утомляет, чего мы немного не ожидали. Хотя, предыдущий карельский опыт об этом намекал - в тот раз мы в один присест без напряга доехали от Беломорска до Питера, но в этот раз нас ожидало уже 1200км до самой дальней точки маршрута, и без промежуточной ночевки столько ехать не хотелось.
Ночевку выбрали как раз под Беломорском в поселке Пушной - там есть небольшая база отдыха у озера. К ней мы неожиданно для себя приехали в 3 часа дня, при том что из Питера выехали в 7 часов утра. Усталости не было, спать было ложиться рано, но - что ж поделать - раз забронировали, то почему бы не остановиться. Поели, поспали, на утро двинулись дальше.
На второй день было запланировано доехать до поселка с забавным названием Лоухи, и в нем свернуть с мурманки. Далее нас ожидали несравненные 100км дороги до поселка Пяозерский, в котором находится визит-центр парка, и где нас ждала наша группа. Собственно, дорога до Пяозерского вызывает смешанные чувства: где-то на ней есть даже кое-какой асфальт, а где-то он настолько никакой, что лучше его бы не было - скорость падает до 10км/ч и едешь подпрыгивая на каждой яме, а объезжать их нет смысла - ямы тупо занимают всю ширину дорожного полотна. Диаметр от 30см до трех метров и глубиной от 10 до 30 см. Мы не заморачивались, ибо подвеска позволяет, перли напролом по ямам. На пузотере проехать можно, но нужно это делать крайне внимательно и осторожно. Такой участок длиной всего несколько километров. В остальном трасса представляет из себя среднего качества грейдер, где можно держать 60-80 км/ч.
Поселок Пяозерский встретил нас гостеприимным продуктовым магазином и местными щенками.
Провинциальный колорит
Странное неведомое науке транспортное средство
Одна из улиц поселка. Жизнь течет здесь плавно и размеренно
Решили съездить на заправку - по территории парка планировалось проехать около 200 километров, и запас топлива в тех диких краях был необходим. Заправка располагалась на территории местного железнодорожного узла и была крайне колоритна. Колонки как в 90х годах - я с такими дело не имел уже очень давно, и долго соображал какие кнопки и рычаги на ней нужно дергать чтобы пошел бензин. Особый шик добавляли таблички "бензина нет" на паре колонок.
В наличии был только дизель и 92й, что, впрочем, нас абсолютно устроило.
Детали и запчасти от раритетных бензоколонок поблизости
После встречи с нашей туристической группой мы направились в визит-центр Паанаярви с целью получения заветных пропусков через кордоны на территорию парка. Визит-центр на фоне остального поселка выглядит очень контрастно - его строили фины, в 2002м году в рамках совместного проекта связанного с национальными парками. Кстати, со стороны Финляндии парк тоже имеет свою территорию под названием "Оуланка". То есть, государственная граница делит весь большой природный парк на две части: Оуланка и Паанаярви.
Карта парка в визит-центре (кликабельно)
Вся наша большая компания погрузилась в Дефендер, Буханку и Спортейдж и мы двинулись к в сторону кордона.
Рабочее место шофера Дефендера
Кабина УАЗ-452 "Буханка" ака "Автомобиль для Наказаний". Тем не менее, на капоте очень удобно играть в домино
Люфт руля у буханки достигает пугающих величин. Так же наблюдаются множественные разрывы кузова от суровых карельских дорог
После достаточно непростой дороги от Мурманки до Пяозерского я ждал, что дальше будет только хуже, но к удивлению дорога от Пяозерского до кордона оказалась очень хорошего качества грейдером. Мы спокойно шли по нему 80-90км/ч. До кордона 60 километров грунтовки пролетели незаметно.
Ждем отставшую буханку, небольшой привал, и вот - мы официально в Паанаярви.
Кордон
Знаки близости государственной границы
Старый деревянный мост
Четыре дня в парке пролетели насыщенно и незаметно. Немного подвела погода - было пасмурно - но в этом тоже было хорошее: горы выглядели очень атмосферно, окутанные тучами и облаками. В кратце о самых интересных локациях, которые мы смогли посетить:
Гора Кивакка. На нее мы совершили восхождение в первый день. Высота 499м. Пусть цифры и не очень впечатляющие, но с этой горы открываются потрясающие виды.
Ощущение, будто стоишь на вершине мира, а под тобой расстилаются леса и озера. Словно вся Карелия как на ладони.
Временами на гору наползало облако и все вокруг погружалось в туман
На горе стоит крест, который периодически падает. Есть мнение, что гора, будучи старым языческим местом силы не принимает крест.
На гору ведут благоустроенные мостки и лестницы, так что маршрут совершенно ненапрягающий.
Озеро Паанаярви. Оно же и дало название всему парку.
По озеру мы плавали на небольшом дизельном кораблике.
Заправочная станция для кораблика у берега
Озеро имеет вытянутую форму, ощущение будто плывешь по реке. По берегам то тут, то там виднеются остатки финских хуторов. Живописные скалы.
Кораблик привез нас к реке Мянтюкоски и одноименному водопаду.
Водопад хоть и небольшой, но безумно красивый. Чем-то напоминает водопад Юканкоски из южной Карелии.
С комарами особых проблем не возникало. Они там легко приручаются
Водопад Киваккакоски. К нему пролегает достаточно протяженный пеший маршрут, но оно того стоит. Масштабы у водопада потрясающие.
Грохот стоит такой, что разговаривать приходится только крича на ухо. Если бы не такая удаленность, то у невзрачного, но дико популярного водопада Кивач не осталось бы вообще никаких шансов.
Гора Пяйнур. С ней связана немного грустная история - дело в том, что по непредсказуемому стечению погодных обстоятельств, над этой горой постоянно висела туча. Изредка показывалась вершина и снова скрывалась.
Следовательно, подниматься на нее не имело никакого смысла, и даже было опасно: эта гора стоит вдалеке от обустроенных туристических маршрутов, на нее не ведут тропы и топать нужно по пересеченной местности, так что восхождение в условиях тумана невозможно. К тому же местный лесник предупредил, чтобы были начеку - у горы жил прикормленный медведь. В итоге мы смогли полюбоваться горой со стороны, с места нашей стоянки, и этим довольствовались. Что ж - еще один повод вернуться снова в Паанаярви.
И это не считая просто неописуемой природной красоты лесов, ручейков в которых течет кристально чистая вода, и просто потрясающей энергетики этих мест. И еще множества гор, озер и рек, которые мы в этот раз посетить не успели.
Итак, подошло время сворачивать лагерь и трогаться в обратный путь.
Лесная дорога где-то в дебрях парка
Кострище из колесных дисков - фирменный стиль всех стоянок Паанаярви
В поселке Пяозерский мы переночевали и в 6 утра выдвинулись в сторону мурманки. На этот раз мы решили, что без проблем сможем добраться за один перегон до Питера, без ночевок. Но впереди нас ждало еще одно приключение.
Спортейдж успешно преодолел сотни километров по разбитым грунтовкам. Но как только мы добрались до асфальта и свернули на мурманку на север близ Лоух, чтобы посетить стеллу у полярного круга, неожиданно пропала тяга и появилась характерная вибрация. Двигатель стал работать на трех цилиндрах, приобретя характерные субаровские обертона.
Тем не менее, стеллу мы все-таки посетили
Помня о бессмертной заповеди - "Либо нечему гореть, либо нечем поджечь" - и отметая мысли вида "а вдруг это клапан прогорел, поршень рассыпался итд.", мы решили дотянуть до ближайшей заправки с автомагазином. Таковая, в виду пустынности тех краев, нашлась уже только под Кемью.
Контрольный осмотр днища и подвески
Первым делом следовало оценить состояние свечей, ибо цвет свечи это зеркало здоровья мотора! На спортаже с маздовским шестнадцатиклапанником FE эта задача несколько непроста. Впускной тракт проходит поперек моторного отсека и пересекает клапанную крышку ровно посередине, тем самым препятствуя свободному доступу к свечным колодцам. Нужно все это разбирать, скидывать кучу всего лишнего, в общем возни там достаточно.
Благо, с собой был достаточный набор инструмента и огромное желание вылечить захворавший мотор. Всего-то около сорока минут и свечи у нас в руках.
Осмотр свечей выявил следующее:
-свечи сами по себе старые, и просятся под замену
-присутствует небольшой черный нагар из-за богатой смеси (ЭБУ ушел в аварийный режим, зажег "джекичан" и стал пытаться богатить смесь из-за неработающего цилиндра)
-на свече второго цилиндра нагар отсутствует, равно как и следы масла или бензина - свеча практически чистая
Это была как хорошая новость - значит железо в порядке, и проблема явно с подачей бензина. Плохая новость - до дома предстояло проехать еще около тысячи километров, а на карельских просторах найти форсунку на первый спортейдж будет малореально. В итоге, для чистоты эксперимента, купили новые свечи и вкрутили их взамен старых и решили "на честном слове и на одном крыле" тянуть до дома как получится.
Само собой замена свечей проблему не решила - мотор по прежнему воображал себя субарой, и деловито тарахтя и трясясь троил оставшимися живыми цилиндрами. Делать нечего, тронулись в путь. И путь этот был нелегок: дело в том, что динамика исправного мотора позволяла спокойно обгонять тихоходов, а с захворавшим двигателем мы сразу же оказались будто в другом измерении. В измерении фур, грузовиков, самосвалов и тракторов. Каждый обгон давался только с предварительного разгона и только при достаточном запасе видимости, наличие обеих факторов бывало не всегда, так что пришлось вжиться в роль неторопливого дальнобойщика и тащиться 70-80.
Кстати, к чести спортейджа, даже на трех цилиндрах он, хоть и не быстро, но мог набрать скорость около 120-130. Но не хотелось испытывать на прочность оставшиеся три цилиндра, потому в таком темпе практически не ехали. Расход топлива, тем временем, вырос до крайне неприличных 16-17 литров - еще один повод "тошнить" не более 90. На всякий случай, от греха, закупились двадцатилитровой канистрой - запас хода от заправки до заправки снизился до 250-300 км и обсохнуть посреди таежных просторов очень не хотелось. Так и доковыляли до самого Питера за 12 часов.
По приезду, отдохнув и придя в себя, собрались лечить нашего захворавшего друга. Кстати, отношение к ситуации было не негативным, а наоборот - мы радовались, что спортейдж нас не подвел, и дотащил до дома во что бы то ни стало. В гараже валялся старый перегретый мотор со спортейджа-американца, с него и было решено позаимствовать форсунку. А точнее, решили сразу целиком рампу вместе со всеми форсунками переставить, чтобы наверняка. Тут то самое время вспомнить о той весенней луже - видимо форсунка второго цилиндра все таки не вынесла песчаной атаки, и доживала свои последние сотни километров, что и проявилось в путешествии.
После замены рампы и форсунок мотор ожил и бодро заурчал всеми своими четырьмя цилиндрами, как положено.
Общий пробег за поездку
Хэппи энд.
Видео с регистратора, для представления о дорогах парка Паанаярви
Личный опыт:
Путешествие
Кстати подобные стрелочные заправочные колонки регулярно у себя на родине посещаю, там надо сбоку на кнопку нажимать и держать пока насос не включится.