Написать пост

lolwut

В гости к Санта-Клаусу

На новогодние праздники в этом году у нас была запланирована поездка в финскую Лапландию. В те края, где живет настоящий Санта-Клаус, где настоящий мороз, настоящий снег и настоящая зима. Иллюстрация ниже показывает, как выглядит зима в Финляндии.



В реальности все оказалось несколько другим, отличающимся от этой картинки в положительную сторону, о чем и пойдет речь далее.

Идея съездить в Лапландию появилась у нас еще прошлым летом, после нашего предыдущего путешествия. Более менее точное представление о маршруте и состав участников экспедиции сформировались в конце сентября. Оказалось, что на начало января большинство гостиниц, коттеджей, хостелов и прочих вариантов жилья к этому времени уже забронированы, так что мы оказались в условиях крайне ограниченного выбора.

Получился следующий маршрут: Санкт-Петербург -> Kuopio -> Rovaniemi -> Puhoskylä (Pudasjärvi) -> Joensuu -> Санкт-Петербург
Четыре ночевки. ~2000км пути.
5 членов экипажа

В качестве транспортного средства единогласно и безоговорочно был выбран наш Prius, снаряженный зимними нешипованными колесами. Бензин нынче дорог, а с учетом курса евро дорог вдвойне.

День первый


Итак, сразу же после нового года, 3го января, в 4:30 мы стартовали из Петербурга. Погода за окном была уже привычной для этого времени года в нашем городе - околонулевая температура, слякоть, отсутствие нормального снежного покрова. Путь до границы по Выборгскому шоссе не представляет из себя ничего выдающегося. Границу решили проходить в Светогорске - на этом погранпереходе я ранее ни разу не был, и меня очень поразили апокалиптичные виды этого городка и его окрестностей. Дорога разбитая, за окном какой-то зомбиапокалипсис, а так же химическая вонь от целлюлозных заводов. Очень резкий контраст с красивыми пейзажами Сайменского канала (если ехать через Брусничное) или же просто нейтральной Торфяновкой.

Пограничная бюрократия заняла примерно полчаса - тактика раннего выезда из Петербурга снова себя оправдала - на границе с нами в это время было около десятка машин.

И вот, мы в Финляндии.



Ранее утро, на дорогах пусто.

Примерно к обеду добрались до нашей первой остановки в городе Kuopio. Немного подзадержала метель и достаточно обильный снегопад.



Тем не менее, несмотря на сложные погодные условия, транспортного коллапса на дорогах не наблюдалось. Временами попадались грузовики-снегоуборщики, которые ехали со скоростью потока и сгребали снег с дороги на обочину. Посыпать дорогу, какой бы то ни было гадостью, никто даже не помышлял.

В Kuopio рядом с городом на горе стоит 75-метровая башня. Естественно мы возжелали ее посетить.



Забраться груженому Приусу на липучке при околонулевой температуре в горку по укатанному снегу было несколько тяжеловато, однако он с этим справился успешно.



К большому огорчению, снегопад продолжался, и видимость была низкой. Соответственно и посмотреть на живописные дали с вершины башни так же не удалось. Зато в связи с плохой погодой на башню пускали бесплатно.



Что-то особенное про Kuopio вряд ли получится рассказать. Он просто производит приятное впечатление, как и любой другой финский город.



Узкие улочки в центре и малоэтажная застройка



Около старинной кирхи стоят вот такие елочки



По нему приятно гулять. Нет жижи и слякоти, никто не пытается растопить снег реагентами и ждать пока он сам испарится. Просто подсыпают гранитной крошки на тротуары и скользкие участки дорог.

День второй


Переночевав в очень приятном хостеле, мы двинулись дальше на север. Выехали часов в 6 утра по финскому времени - нужно было в этот день проехать более 500км и успеть повидаться с Санта-Клаусом. Санта-Клаус, как и вся Финляндия, заканчивает рабочий день очень рано.

Ранее утро, за окном темно. Неожиданно сбоку от дороги в лесу появляется сюрреалистическая картина. Подсвеченное прожекторами дерево в лесу. Чем знаменито именно это дерево, мы увы так и не узнали.



А дороги по-прежнему радуют - машин мало, снег чистый и белый, дорога ровная и предсказуемая. Встал на круиз, в соответствии со скоростным лимитом, и едешь себе, любуясь природой (фото дорог будет дальше достаточно много, прошу простить нам эту слабость - уж очень они красивые).



Расход топлива так же не перестает радовать - держится около 5ти литров на сотню.



В районе города Oulu движение достаточно интенсивное. Стали попадаться гонщики, которые - неслыханное дело - превышали лимит аж на целых 7-10 км/ч.



На магистрали E75, недалеко от города Kemi, как раз там, где дорога идет почти по берегу Ботнического залива, нас застал закат. На магистрали не встать, пришлось свернуть на второстепенную дорогу, но красивый вид залива мы так и не нашли. Пришлось довольствоваться этим:



Финишная прямая - до Rovaniemi остается менее сотни километров. Пейзажи вдоль дороги по-прежнему радуют - хоть бери, и на обложку альбома Burzum вешай.



Сделаю небольшое лирическое отступление по поводу автомобилей в Финляндии. Транспортное средство по-умолчанию это Мондео-сарай, или ВАГ-сарай. Строго дизельный. Их большинство.



Остальные автомобили тоже сараи. Чуть реже минивены, и еще реже кроссоверы. Седаны категорически не в почете.



Можете попробовать угадать авто:



У подавляющего большинства автомобилей установлены доп.фары дальнего света на морде, а так же присутствует розетка подключения к сети 220в для подогрева двигателя. Такие розетки стоят на каждой парковке.



С бензином дела обстоят примерно вот так



Когда мы добрались до Rovaniemi уже начало темнеть. В этих широтах, даже после захода солнца, от неба исходит достаточно много света, потому сумерки наступают часа через полтора после заката.

Санта-Клаус обитает, как ни странно, сразу в двух локациях:
1. Деревня Санта-Клауса, которая находится чуть севернее Rovaniemi, как раз там, где проходит полярный круг
2. Санта-Парк - расположенный в пещере на выезде из города.

Естественно нам захотелось сначала добраться до полярного круга. Вот такая вывеска возвещает о том, что полярный круг проходит именно здесь. На заднем плане шоссе, где стоит треугольная стела и автомобили проезжают как раз сквозь нее.



А вот здание, где находится офис Санта-Клауса.



Можете мне не верить, но Санта-Клаус, с которым мы там встретились, был самый, что ни на есть, настоящий! Все наше путешествие стоило этого чудесного момента рождественского волшебства.



В деревне располагается множество сувенирных магазинчиков, ресторанчиков.



Мы покатались на собачьей упряжке. Это круче чем любые американские горки - мчаться по снежному лесу по узкой тропе, петляющей между деревьями, с горы на гору.



Полярный круг проходит как раз через деревню и отмечен столбами и синей гирляндой.

День третий


Еще вечером предыдущего дня, когда мы встречались с Сантой, на улице заметно похолодало. С утра же градусник за окном показывал -24.



Тем не менее, по ощущениям было не очень холодно - в Петербурге в -10 бывает холоднее. Проблем с запуском автомобиля естественно никаких не возникло. Сразу с утра мы поехали в Санта-Парк.



Среди скал сделан вход в пещеру. Естественно, повсюду следы жизнедеятельности наших соотечественников в виде наскальной живописи по снегу.



Внутрь пещеры ведет тоннель.



Добравшись до конца тоннеля, мы попадаем в достаточно объемную пещеру. Гермодвери намекают на то, что это бывший военный бункер, либо убежище. Первым делом нас встречают сувенирные лавки.



Большой зал со сценой, где проходят выступления.



Ресторанчик. Наверху расположена площадка angrybirds, где можно покидаться плюшевыми птицами и попрыгать на батутах.



Есть комната-холодильник, где стоят скульптуры изо льда и даже есть ледяной бар. Можно выпить из ледяного стаканчика коктейль.



Для детей в пещере множество развлечений: можно посетить почтовое отделение Санты, написать письмо, поучиться эльфийской каллиграфии, сделать игрушечного эльфа своими руками, научиться делать имбирные пряники, покататься на трамвайчике, трасса которого проходит сквозь обиталища эльфов Санты



Но нам это наскучило. Набежала огромная толпа посетителей, стало шумно. А еще очень огорчило посещение офиса местного Санта-Клауса. Он был полной противоположностью вчерашнему Санте, необщительный, замкнутый. Коллективным мнением мы решили, что этот Санта ненастоящий и направились прочь из Санта-Парка.



Далее наш путь лежал на юг, по 78й дороге в сторону Pudasjärvi.



Рассвет очень быстро переходит в закат в этих краях.



Менее чем в ста километрах к югу от Rovaniemi находится еще одна интересность - зоопарк в Ranua. Его особенность в том, что можно наблюдать животных в их естественной среде обитания - прямо в лесу. Надо сказать, что к моменту, когда мы добрались до зоопарка, уже стало вечереть и еще сильнее похолодало. Далее передаю слово @nyancat

Пришли мы в один из самых северных зоопарков мира. Красота, лес, снег вокруг, настоящая зима. И холодно.



А животные эти вовсе не улыбаются и не машут. -30 на улице, все попрятались и спят.



Ходишь такой среди леса и через щель в шарфе высматриваешь животных.



Заходишь в теплые павильоны, а там за стеклом шапки лежат.



В каждом, блин.



И с плакатов на тебя грозно смотрят.



Или вообще никого нет. Песца не нашли(
Только оленям пофиг на мороз. Они жрут.



Но и они к нам задом.



Игра «найди сову».



Не, зоопарк хороший. Но лучше как-нибудь летом.




Кстати, в зоопарке есть ледяной домик, где продают чай, кофе и горячий шоколад, для тех, кто замерз. В домике температура примерно -5, что после уличных -30 воспринимается как летняя жара.



На улице стемнело окончательно, мы продолжили наше путешествие и добрались до нашего следующего ночлега - деревни Puhoskylä, расположенной в финской пасторальной глуши. Мы остановились в гостинице под названием Urhon Kievari. Ее хозяином является замечательный человек Юрий Беспалов (огромный вам привет и спасибо за гостеприимство!)

День четвертый




Утро началось с красивейшего рассвета.



Градусник за окном показывал -33, но нам нужно было продолжать наш путь.



Если по поводу -20 волнений никаких не было, то температура за -30 уже начинала немного напрягать - а как себя почувствует ДВС Приуса в момент запуска?



В бачок омывателя у нас был залит концентрат, разбавленный в пропорции "до -40". А вот отечественная незамерзайка в баклахе превратилась в твердую ледышку.



В принципе, для жителей Сибири я сейчас не открою ничего нового, но жителям столиц должно быть интересно. Вот, например, что происходит с резиной, на таком морозе



Это была надувная подушка для шеи. Ее оставили на ночь в машине, а с утра просто взяли в руки несколько неаккуратно. Она тут же растрескалась по швам, будто сделана из тонкого пластика. На таком морозе так же не стоит прикасаться голыми руками к металлическим предметам. Ощущения, как при ожоге.

Но нам нужно запустить наш Приус



Собственно процесс запуска на видео



Приус секунд 10 крутил электромотором ДВС со страшным лязгом, после чего в цилиндрах ДВС начались равномерные вспышки и он заработал уже сам по себе. Прогреваться до рабочей температуры мы, конечно же, не стали - минут через 5 сели и поехали. На ходу он до рабочей температуры догрелся примерно минут за 15.



По дороге от Puhoskylä к 78й дороге проезжали гору, с которой открывался очень красивый вид



Неподалеку в этих краях есть водопад Hepoköngäs. Его мы тоже решили посетить.



Сам водопад зимой предстает в виде огромной скалы с сосульками. Но при этом в ущелье, где он находится, даже в -30 бьют подземные теплые ключи и река частично не замерзшая. В ущелье тепло (ну -20 где-то по ощущениям) и было очень приятно находиться - мы отогревались от тридцатиградусного мороза.



От водопада до стоянки идти всего полкилометра. Но мороз-то за тридцать. Вид теплого Приуса, ожидающего нас, радовал как никогда ранее.



Держим путь дальше на юг. Понемногу теплеет. Встретили на одной из заправок одноклубника. Финский Приус определенно чище нашего.



На другой заправке нам попался на глаза вот такой стенд со свечами. Причем свечи там как для автомобилей, так и для всяких мотоблоков, сельхозтехники и бензопил. Так же на этой же заправке стояла отдельная колонка для заправки маслом.



Наша последняя ночевка в Финляндии была в городе Joensuu.



К сожалению, много внимания этому городу уделить не получилось. У нас снова был хитрый план по беспробочному прохождению границы. Этот план предполагал появление на погранпереходе в 9:00, а значит встать надо было снова в 6 утра.



В целом, город тоже неплохой и приятный, но начинает сказываться близость с российской границей.

День пятый


Хитрый план оправдал себя. На границу, куда мы прибыли к 9 утра, вместе с нами приехало только еще два автомобиля. Заспанные пограничники проштамповали паспорта, и мы снова оказались на родине. Выехав на Выборгское шоссе, я впервые за тысячу километров был вынужден воспользоваться омывателем лобового стекла. До свидания, Лапландия, мы к тебе еще вернемся!

P.S.


На закуску видео о том, как происходит перемещение по дорогам финской Лапландии зимой. Скоростной режим соблюдаем по GPS - спидометр у Приуса врет на 8 км/ч.
Личный опыт: Путешествие
57 комментариев 49нравится 5избранное
lumpur
shaman3D
Turbocat
SpeedySwallow
severvam
llmaxxxll
toywar
Loi
Dusus
BeeRMaN
Xtrime
antoxa256
alexGoldie
HierOS
Merider
Las-os
alexi-s
ivyinfinity
ferdy
  • scl
    11 янв 2015 в 22:28
    Я жидкостью сегодня воспользовался, не доехав до ненавистной Вологды 100 км:) А до этого более 1500 км также не пользовался омывайкой...
    Вернувшись в Москву с Хибин попал словно в ад - грязь, слякоть, сырость:(
    • scl
      11 янв 2015 в 22:28
      Кстати,насчет деда мороза
      А как же Великий Устюг?
      • lolwut
        11 янв 2015 в 23:47
        Про Деда Мороза никто и не говорил. Тут то о Санта Клаусе речь
        • scl
          12 янв 2015 в 00:15
          ну так то да :) хотя какая хрен разница,санта или дед :)
          • lolwut
            12 янв 2015 в 00:23
            Разница достаточная. Дед Мороз российский, Санта Клаус - нет.
            • scl
              12 янв 2015 в 00:28
              А смысл один и тот же:))
              Полярные сияния видели ? 4 го сильно сияло, мы проморгали: ( 6го увидели, но слабое: (
              • lolwut
                12 янв 2015 в 00:29
                Ну видели чуток )
                • scl
                  12 янв 2015 в 00:35
                  Телефоном хреново выходит, ребята на зеркалку сняли…
              • Tangerine
                1 12 янв 2015 в 09:41
                Смысл разный.
                Один - довольно языческий персонаж, второй - напрямую от Святого Николая.
                • scl
                  12 янв 2015 в 09:43
                  вполне возможно,для меня все же один персонаж:)
    • TeleTaip
      11 янв 2015 в 22:54
      Я про омывайку забыл уже ме яца полтора назад. И кажется что до апреля вряд ли вспомню
      • scl
        11 янв 2015 в 22:55
        везет:)))
  • dolgonosic
    11 янв 2015 в 22:58
    5.5 литров на приусе? я в декабре в тверь гонял....шкода показала 6.6
    • lolwut
      3 11 янв 2015 в 23:49
      Зима, -30 на улице, машина загружена, 5 человек и багажник вещами доверху набит.
      • zzzzz0rr0
        12 янв 2015 в 00:08
        -7 на компе
        • CooLeroff
          1 12 янв 2015 в 00:11
          Эти минус 7 мы видели очень мало. В основном - 17 - -22
          • lolwut
            12 янв 2015 в 00:22
            В -30 было забавнее - в низине комп показывает -28, заезжаешь на вершину холма и сразу на глазах теплеет до -20. И это все за пару километров. Первый раз такие аномалии встретил.
    • CooLeroff
      1 12 янв 2015 в 00:01
      Зимой приус очень похож на обычную малолитражку по расходу, мотор работает практически всегда, отсюда и расход. Зато как пассажир заднего ряда, могу сказать что без проблем пережил поездку овер 2000 км на заднем сиденье. Рост 195 есличо) спасибо Приус 20 за больше расстояние между рядами)
      • Q2W
        1 12 янв 2015 в 12:47
        А по внешнему виду заднего диванчика и не скажешь, что он комфортный. Он же коротенький, ноги висят наверняка, а значит устают. Ну должны. =)
        • CooLeroff
          12 янв 2015 в 14:10
          Это кажется! Он длинный, места как в бизнес классе.

          На фото сиденья максимально отодвинуты назад
          • Q2W
            12 янв 2015 в 16:01
            Ну я сидел на заднем диване Приуса - у меня коленки висят. Но я длинный, 195 как раз =).
            Почему в длинном Приусе не смогли сделать длинный диван?

            А вообще больше интересует удобство передних сидений. Сколько вот можно проехать на них подряд вообще не вылезая из машины? В моей мазде, например, километров 500 я проезжал по финке и не чувствовал никаких неудобств (ну разве что чуть не заснул).
            • lolwut
              12 янв 2015 в 16:14
              На передних сидениях ни разу не устал за всю поездку. Максимальный пробег за день был около 600 км.
              • Q2W
                12 янв 2015 в 16:22
                Звучит довольно удивительно, конечно.
                Жаль, в Питере нет проката Приусов. Я бы покатался денёк, чтобы понять.

                Кстати, вот на фотке это же экокожа? Как оно?

                И можно ли привыкнуть к той странной пластмассе с фактурой дерева на торпеде? У меня пока ассоциации с какими-то пластмассовыми не то подделками, не то игрушками.
                Или может можно обклеить торпеду незадорого чем-нить?
                • lolwut
                  12 янв 2015 в 16:40
                  Ты ж с @cooleroff договаривался встретиться как нибудь и покататься на приусе. Лучше один раз увидеть, чем сто раз на кадабре писать. Я на своей двадцатке тоже могу приехать, заодно и сравнить можно будет с тридцаткой.
                  • Q2W
                    12 янв 2015 в 17:28
                    Посидеть несколько минут - это одно, и это я уже сделал.
                    А вот поездить денёк - это совсем другое.
                • Dozer
                  12 янв 2015 в 17:24
                  по качеству салон как в любой другой машине ц-класса, места много и спереди и сзади. экокожа нормально смотрится и ощущается (летом - точно).
                  единственное, что меня смутило - это ручка кпп. она такая... хм... как из секс-шопа ))
                  • Q2W
                    12 янв 2015 в 17:29
                    Вот ручка кпп меня в последнюю очередь смущает =). И таких ассоциаций, пока ты не сказал, не было.
                    • Dozer
                      1 12 янв 2015 в 17:37
                      я безнадежно испорчен :(
  • Spirit999
    12 янв 2015 в 09:01
    катались бы на лыжах или сноуборде, могли бы заехать в леви или юлляс, там тоже очень красиво и интересно и так же холодно :))
    • lolwut
      12 янв 2015 в 09:07
      В Рованиеми тоже гонолыжный комлекс есть, как раз рядом с ним мы жили. Но да, мы не увлекаемся этим видом спорта. Не люблю транспортные средства у которых нет руля и тормозов)
      • scl
        12 янв 2015 в 09:09
        как это нет? там как раз есть и руль и тормоз :) то есть ноги:)))
        а вот ватрушки или банан за снегоходом не люблю:)))
        • lolwut
          12 янв 2015 в 09:14
          Нету их там. Для того, чтобы ноги в "руль" и "тормоз" превратились нужно целенаправленно тренироваться. С нуля рулить и тормозить не получается.
          • scl
            12 янв 2015 в 09:15
            было бы желание:) уж на лыжах то думаю почти все в детстве катались :)))
          • Moonshine
            12 янв 2015 в 12:50
            На беговых лыжах катаетесь?
            • lolwut
              12 янв 2015 в 12:55
              Не особо. Коньковый ход вообще не дается.
              • Moonshine
                2 12 янв 2015 в 13:09
                И не нужно. Как показывает мой опыт - любой, кто уверенно ездит по лыжне на беговых лыжах, может достаточно быстро освоить и горные. Подумай об этом.
                И о картинге, уже пора организовывать?
                • k102
                  12 янв 2015 в 17:46
                  картинг это хорошо, да.
                  а может еще конусы устроим, пока снег есть? у меня теперь есть секундомер =)
                  • Moonshine
                    2 12 янв 2015 в 17:55
                    Можно. Только не на этой неделе. Предлагаю всем желающим в субботу поехать в Карелию, будет офигенно!
                  • CooLeroff
                    12 янв 2015 в 20:53
                    А у меня толщиномер!=)
                    • Moonshine
                      12 янв 2015 в 21:02
                      Красава. Теперь буду у тебя брать в аренду.
                      • CooLeroff
                        13 янв 2015 в 08:17
                        Ну он простенький совсем, но работает))
  • leonov
    12 янв 2015 в 12:09
    Расскажите про бронирование гостиниц. Когда, где и как?
    Осенью смотрел гостницы в Rovaniemi на НГ и после-НГ, все уже было выкуплено, мест не было совсем.
    • lolwut
      12 янв 2015 в 12:28
      Через booking.com бронировали. Подробнее @Cooleroff расскажет. Еле успели забронировать буквально последний коттедж в Рованиеми, и то не заняты в нем были только одни сутки. Хотелось бы там два или три дня пожить, но увы. Конец сентября это уже слишком поздно - все расписано уже у всех.
  • mirfut
    12 янв 2015 в 14:03
    Раньше ездил в Финку и шипованная резина была обязательна.
    Что, поменялись правила ?
    • Moonshine
      12 янв 2015 в 14:37
      Не обязательно шипованная. Любая зимняя нужна с декабря по февраль...
    • Dozer
      12 янв 2015 в 14:46
    • lolwut
      12 янв 2015 в 15:48
      В финке достаточно много местных видел на липучке. Вот тот финский приус на фото, например.
      • Dozer
        12 янв 2015 в 17:26
        я шесть лет езжу туда на липучке. все норм )
  • bw3d
    4 12 янв 2015 в 15:57
    елопуки в шоке - какой нахрен сантаклаус в финляндии ??
  • antoxa256
    1 12 янв 2015 в 18:04
    Фото - просто великолепны!
  • Loi
    2 13 янв 2015 в 09:57
    Великолепнейший пост, а описания Нян - просто восторг. Шапки :)))
    Ребята, вы классные. Словно с вами там прогулялась. Пишите еще, очень приятно вас читать, вы одиниз моих любимых авторов тут :)
    • nyancat
      13 янв 2015 в 12:05
      Спасибо :3
  • SpeedySwallow
    1 14 янв 2015 в 21:24
    Водопад после ваших фоток очень захотелось посмотреть вживую, да и зоопарк тоже :) И чудесные северные закаты с белоснежными шапками на ёлках впечатляют, вместе с чистотой дорог.
  • Turbocat
    1 15 янв 2015 в 13:00
    Автоугадайка - 5й гольф сарай.
    • lolwut
      3 15 янв 2015 в 13:13
      Угадано )
      Я первый раз своими глазами такое увидел. Сначала думал, что это какой-нибудь Сааб.
      У них в виде сарая может быть вообще что угодно. Очень неожиданно было увидеть, например, Civik-сарай!

      • Turbocat
        15 янв 2015 в 14:16
        Civic не видел, а гольф такой у подруги был.
  • lumpur
    1 25 фев 2015 в 09:20
    Оч крутой отчёт.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.