В гости к Санта-Клаусу
На новогодние праздники в этом году у нас была запланирована поездка в финскую Лапландию. В те края, где живет настоящий Санта-Клаус, где настоящий мороз, настоящий снег и настоящая зима. Иллюстрация ниже показывает, как выглядит зима в Финляндии.
В реальности все оказалось несколько другим, отличающимся от этой картинки в положительную сторону, о чем и пойдет речь далее.
Идея съездить в Лапландию появилась у нас еще прошлым летом, после нашего предыдущего путешествия. Более менее точное представление о маршруте и состав участников экспедиции сформировались в конце сентября. Оказалось, что на начало января большинство гостиниц, коттеджей, хостелов и прочих вариантов жилья к этому времени уже забронированы, так что мы оказались в условиях крайне ограниченного выбора.
Получился следующий маршрут: Санкт-Петербург -> Kuopio -> Rovaniemi -> Puhoskylä (Pudasjärvi) -> Joensuu -> Санкт-Петербург
Четыре ночевки. ~2000км пути.
5 членов экипажа
В качестве транспортного средства единогласно и безоговорочно был выбран наш Prius, снаряженный зимними нешипованными колесами. Бензин нынче дорог, а с учетом курса евро дорог вдвойне.
Итак, сразу же после нового года, 3го января, в 4:30 мы стартовали из Петербурга. Погода за окном была уже привычной для этого времени года в нашем городе - околонулевая температура, слякоть, отсутствие нормального снежного покрова. Путь до границы по Выборгскому шоссе не представляет из себя ничего выдающегося. Границу решили проходить в Светогорске - на этом погранпереходе я ранее ни разу не был, и меня очень поразили апокалиптичные виды этого городка и его окрестностей. Дорога разбитая, за окном какой-то зомбиапокалипсис, а так же химическая вонь от целлюлозных заводов. Очень резкий контраст с красивыми пейзажами Сайменского канала (если ехать через Брусничное) или же просто нейтральной Торфяновкой.
Пограничная бюрократия заняла примерно полчаса - тактика раннего выезда из Петербурга снова себя оправдала - на границе с нами в это время было около десятка машин.
И вот, мы в Финляндии.
Ранее утро, на дорогах пусто.
Примерно к обеду добрались до нашей первой остановки в городе Kuopio. Немного подзадержала метель и достаточно обильный снегопад.
Тем не менее, несмотря на сложные погодные условия, транспортного коллапса на дорогах не наблюдалось. Временами попадались грузовики-снегоуборщики, которые ехали со скоростью потока и сгребали снег с дороги на обочину. Посыпать дорогу, какой бы то ни было гадостью, никто даже не помышлял.
В Kuopio рядом с городом на горе стоит 75-метровая башня. Естественно мы возжелали ее посетить.
Забраться груженому Приусу на липучке при околонулевой температуре в горку по укатанному снегу было несколько тяжеловато, однако он с этим справился успешно.
К большому огорчению, снегопад продолжался, и видимость была низкой. Соответственно и посмотреть на живописные дали с вершины башни так же не удалось. Зато в связи с плохой погодой на башню пускали бесплатно.
Что-то особенное про Kuopio вряд ли получится рассказать. Он просто производит приятное впечатление, как и любой другой финский город.
Узкие улочки в центре и малоэтажная застройка
Около старинной кирхи стоят вот такие елочки
По нему приятно гулять. Нет жижи и слякоти, никто не пытается растопить снег реагентами и ждать пока он сам испарится. Просто подсыпают гранитной крошки на тротуары и скользкие участки дорог.
Переночевав в очень приятном хостеле, мы двинулись дальше на север. Выехали часов в 6 утра по финскому времени - нужно было в этот день проехать более 500км и успеть повидаться с Санта-Клаусом. Санта-Клаус, как и вся Финляндия, заканчивает рабочий день очень рано.
Ранее утро, за окном темно. Неожиданно сбоку от дороги в лесу появляется сюрреалистическая картина. Подсвеченное прожекторами дерево в лесу. Чем знаменито именно это дерево, мы увы так и не узнали.
А дороги по-прежнему радуют - машин мало, снег чистый и белый, дорога ровная и предсказуемая. Встал на круиз, в соответствии со скоростным лимитом, и едешь себе, любуясь природой (фото дорог будет дальше достаточно много, прошу простить нам эту слабость - уж очень они красивые).
Расход топлива так же не перестает радовать - держится около 5ти литров на сотню.
В районе города Oulu движение достаточно интенсивное. Стали попадаться гонщики, которые - неслыханное дело - превышали лимит аж на целых 7-10 км/ч.
На магистрали E75, недалеко от города Kemi, как раз там, где дорога идет почти по берегу Ботнического залива, нас застал закат. На магистрали не встать, пришлось свернуть на второстепенную дорогу, но красивый вид залива мы так и не нашли. Пришлось довольствоваться этим:
Финишная прямая - до Rovaniemi остается менее сотни километров. Пейзажи вдоль дороги по-прежнему радуют - хоть бери, и на обложку альбома Burzum вешай.
Сделаю небольшое лирическое отступление по поводу автомобилей в Финляндии. Транспортное средство по-умолчанию это Мондео-сарай, или ВАГ-сарай. Строго дизельный. Их большинство.
Остальные автомобили тоже сараи. Чуть реже минивены, и еще реже кроссоверы. Седаны категорически не в почете.
Можете попробовать угадать авто:
У подавляющего большинства автомобилей установлены доп.фары дальнего света на морде, а так же присутствует розетка подключения к сети 220в для подогрева двигателя. Такие розетки стоят на каждой парковке.
С бензином дела обстоят примерно вот так
Когда мы добрались до Rovaniemi уже начало темнеть. В этих широтах, даже после захода солнца, от неба исходит достаточно много света, потому сумерки наступают часа через полтора после заката.
Санта-Клаус обитает, как ни странно, сразу в двух локациях:
1. Деревня Санта-Клауса, которая находится чуть севернее Rovaniemi, как раз там, где проходит полярный круг
2. Санта-Парк - расположенный в пещере на выезде из города.
Естественно нам захотелось сначала добраться до полярного круга. Вот такая вывеска возвещает о том, что полярный круг проходит именно здесь. На заднем плане шоссе, где стоит треугольная стела и автомобили проезжают как раз сквозь нее.
А вот здание, где находится офис Санта-Клауса.
Можете мне не верить, но Санта-Клаус, с которым мы там встретились, был самый, что ни на есть, настоящий! Все наше путешествие стоило этого чудесного момента рождественского волшебства.
В деревне располагается множество сувенирных магазинчиков, ресторанчиков.
Мы покатались на собачьей упряжке. Это круче чем любые американские горки - мчаться по снежному лесу по узкой тропе, петляющей между деревьями, с горы на гору.
Полярный круг проходит как раз через деревню и отмечен столбами и синей гирляндой.
Еще вечером предыдущего дня, когда мы встречались с Сантой, на улице заметно похолодало. С утра же градусник за окном показывал -24.
Тем не менее, по ощущениям было не очень холодно - в Петербурге в -10 бывает холоднее. Проблем с запуском автомобиля естественно никаких не возникло. Сразу с утра мы поехали в Санта-Парк.
Среди скал сделан вход в пещеру. Естественно, повсюду следы жизнедеятельности наших соотечественников в виде наскальной живописи по снегу.
Внутрь пещеры ведет тоннель.
Добравшись до конца тоннеля, мы попадаем в достаточно объемную пещеру. Гермодвери намекают на то, что это бывший военный бункер, либо убежище. Первым делом нас встречают сувенирные лавки.
Большой зал со сценой, где проходят выступления.
Ресторанчик. Наверху расположена площадка angrybirds, где можно покидаться плюшевыми птицами и попрыгать на батутах.
Есть комната-холодильник, где стоят скульптуры изо льда и даже есть ледяной бар. Можно выпить из ледяного стаканчика коктейль.
Для детей в пещере множество развлечений: можно посетить почтовое отделение Санты, написать письмо, поучиться эльфийской каллиграфии, сделать игрушечного эльфа своими руками, научиться делать имбирные пряники, покататься на трамвайчике, трасса которого проходит сквозь обиталища эльфов Санты
Но нам это наскучило. Набежала огромная толпа посетителей, стало шумно. А еще очень огорчило посещение офиса местного Санта-Клауса. Он был полной противоположностью вчерашнему Санте, необщительный, замкнутый. Коллективным мнением мы решили, что этот Санта ненастоящий и направились прочь из Санта-Парка.
Далее наш путь лежал на юг, по 78й дороге в сторону Pudasjärvi.
Рассвет очень быстро переходит в закат в этих краях.
Менее чем в ста километрах к югу от Rovaniemi находится еще одна интересность - зоопарк в Ranua. Его особенность в том, что можно наблюдать животных в их естественной среде обитания - прямо в лесу. Надо сказать, что к моменту, когда мы добрались до зоопарка, уже стало вечереть и еще сильнее похолодало. Далее передаю слово @nyancat
Пришли мы в один из самых северных зоопарков мира. Красота, лес, снег вокруг, настоящая зима. И холодно.
А животные эти вовсе не улыбаются и не машут. -30 на улице, все попрятались и спят.
Ходишь такой среди леса и через щель в шарфе высматриваешь животных.
Заходишь в теплые павильоны, а там за стеклом шапки лежат.
В каждом, блин.
И с плакатов на тебя грозно смотрят.
Или вообще никого нет. Песца не нашли(
Только оленям пофиг на мороз. Они жрут.
Но и они к нам задом.
Игра «найди сову».
Не, зоопарк хороший. Но лучше как-нибудь летом.
Кстати, в зоопарке есть ледяной домик, где продают чай, кофе и горячий шоколад, для тех, кто замерз. В домике температура примерно -5, что после уличных -30 воспринимается как летняя жара.
На улице стемнело окончательно, мы продолжили наше путешествие и добрались до нашего следующего ночлега - деревни Puhoskylä, расположенной в финской пасторальной глуши. Мы остановились в гостинице под названием Urhon Kievari. Ее хозяином является замечательный человек Юрий Беспалов (огромный вам привет и спасибо за гостеприимство!)
Утро началось с красивейшего рассвета.
Градусник за окном показывал -33, но нам нужно было продолжать наш путь.
Если по поводу -20 волнений никаких не было, то температура за -30 уже начинала немного напрягать - а как себя почувствует ДВС Приуса в момент запуска?
В бачок омывателя у нас был залит концентрат, разбавленный в пропорции "до -40". А вот отечественная незамерзайка в баклахе превратилась в твердую ледышку.
В принципе, для жителей Сибири я сейчас не открою ничего нового, но жителям столиц должно быть интересно. Вот, например, что происходит с резиной, на таком морозе
Это была надувная подушка для шеи. Ее оставили на ночь в машине, а с утра просто взяли в руки несколько неаккуратно. Она тут же растрескалась по швам, будто сделана из тонкого пластика. На таком морозе так же не стоит прикасаться голыми руками к металлическим предметам. Ощущения, как при ожоге.
Но нам нужно запустить наш Приус
Собственно процесс запуска на видео
Приус секунд 10 крутил электромотором ДВС со страшным лязгом, после чего в цилиндрах ДВС начались равномерные вспышки и он заработал уже сам по себе. Прогреваться до рабочей температуры мы, конечно же, не стали - минут через 5 сели и поехали. На ходу он до рабочей температуры догрелся примерно минут за 15.
По дороге от Puhoskylä к 78й дороге проезжали гору, с которой открывался очень красивый вид
Неподалеку в этих краях есть водопад Hepoköngäs. Его мы тоже решили посетить.
Сам водопад зимой предстает в виде огромной скалы с сосульками. Но при этом в ущелье, где он находится, даже в -30 бьют подземные теплые ключи и река частично не замерзшая. В ущелье тепло (ну -20 где-то по ощущениям) и было очень приятно находиться - мы отогревались от тридцатиградусного мороза.
От водопада до стоянки идти всего полкилометра. Но мороз-то за тридцать. Вид теплого Приуса, ожидающего нас, радовал как никогда ранее.
Держим путь дальше на юг. Понемногу теплеет. Встретили на одной из заправок одноклубника. Финский Приус определенно чище нашего.
На другой заправке нам попался на глаза вот такой стенд со свечами. Причем свечи там как для автомобилей, так и для всяких мотоблоков, сельхозтехники и бензопил. Так же на этой же заправке стояла отдельная колонка для заправки маслом.
Наша последняя ночевка в Финляндии была в городе Joensuu.
К сожалению, много внимания этому городу уделить не получилось. У нас снова был хитрый план по беспробочному прохождению границы. Этот план предполагал появление на погранпереходе в 9:00, а значит встать надо было снова в 6 утра.
В целом, город тоже неплохой и приятный, но начинает сказываться близость с российской границей.
Хитрый план оправдал себя. На границу, куда мы прибыли к 9 утра, вместе с нами приехало только еще два автомобиля. Заспанные пограничники проштамповали паспорта, и мы снова оказались на родине. Выехав на Выборгское шоссе, я впервые за тысячу километров был вынужден воспользоваться омывателем лобового стекла. До свидания, Лапландия, мы к тебе еще вернемся!
На закуску видео о том, как происходит перемещение по дорогам финской Лапландии зимой. Скоростной режим соблюдаем по GPS - спидометр у Приуса врет на 8 км/ч.
В реальности все оказалось несколько другим, отличающимся от этой картинки в положительную сторону, о чем и пойдет речь далее.
Идея съездить в Лапландию появилась у нас еще прошлым летом, после нашего предыдущего путешествия. Более менее точное представление о маршруте и состав участников экспедиции сформировались в конце сентября. Оказалось, что на начало января большинство гостиниц, коттеджей, хостелов и прочих вариантов жилья к этому времени уже забронированы, так что мы оказались в условиях крайне ограниченного выбора.
Получился следующий маршрут: Санкт-Петербург -> Kuopio -> Rovaniemi -> Puhoskylä (Pudasjärvi) -> Joensuu -> Санкт-Петербург
Четыре ночевки. ~2000км пути.
5 членов экипажа
В качестве транспортного средства единогласно и безоговорочно был выбран наш Prius, снаряженный зимними нешипованными колесами. Бензин нынче дорог, а с учетом курса евро дорог вдвойне.
День первый
Итак, сразу же после нового года, 3го января, в 4:30 мы стартовали из Петербурга. Погода за окном была уже привычной для этого времени года в нашем городе - околонулевая температура, слякоть, отсутствие нормального снежного покрова. Путь до границы по Выборгскому шоссе не представляет из себя ничего выдающегося. Границу решили проходить в Светогорске - на этом погранпереходе я ранее ни разу не был, и меня очень поразили апокалиптичные виды этого городка и его окрестностей. Дорога разбитая, за окном какой-то зомбиапокалипсис, а так же химическая вонь от целлюлозных заводов. Очень резкий контраст с красивыми пейзажами Сайменского канала (если ехать через Брусничное) или же просто нейтральной Торфяновкой.
Пограничная бюрократия заняла примерно полчаса - тактика раннего выезда из Петербурга снова себя оправдала - на границе с нами в это время было около десятка машин.
И вот, мы в Финляндии.
Ранее утро, на дорогах пусто.
Примерно к обеду добрались до нашей первой остановки в городе Kuopio. Немного подзадержала метель и достаточно обильный снегопад.
Тем не менее, несмотря на сложные погодные условия, транспортного коллапса на дорогах не наблюдалось. Временами попадались грузовики-снегоуборщики, которые ехали со скоростью потока и сгребали снег с дороги на обочину. Посыпать дорогу, какой бы то ни было гадостью, никто даже не помышлял.
В Kuopio рядом с городом на горе стоит 75-метровая башня. Естественно мы возжелали ее посетить.
Забраться груженому Приусу на липучке при околонулевой температуре в горку по укатанному снегу было несколько тяжеловато, однако он с этим справился успешно.
К большому огорчению, снегопад продолжался, и видимость была низкой. Соответственно и посмотреть на живописные дали с вершины башни так же не удалось. Зато в связи с плохой погодой на башню пускали бесплатно.
Что-то особенное про Kuopio вряд ли получится рассказать. Он просто производит приятное впечатление, как и любой другой финский город.
Узкие улочки в центре и малоэтажная застройка
Около старинной кирхи стоят вот такие елочки
По нему приятно гулять. Нет жижи и слякоти, никто не пытается растопить снег реагентами и ждать пока он сам испарится. Просто подсыпают гранитной крошки на тротуары и скользкие участки дорог.
День второй
Переночевав в очень приятном хостеле, мы двинулись дальше на север. Выехали часов в 6 утра по финскому времени - нужно было в этот день проехать более 500км и успеть повидаться с Санта-Клаусом. Санта-Клаус, как и вся Финляндия, заканчивает рабочий день очень рано.
Ранее утро, за окном темно. Неожиданно сбоку от дороги в лесу появляется сюрреалистическая картина. Подсвеченное прожекторами дерево в лесу. Чем знаменито именно это дерево, мы увы так и не узнали.
А дороги по-прежнему радуют - машин мало, снег чистый и белый, дорога ровная и предсказуемая. Встал на круиз, в соответствии со скоростным лимитом, и едешь себе, любуясь природой (фото дорог будет дальше достаточно много, прошу простить нам эту слабость - уж очень они красивые).
Расход топлива так же не перестает радовать - держится около 5ти литров на сотню.
В районе города Oulu движение достаточно интенсивное. Стали попадаться гонщики, которые - неслыханное дело - превышали лимит аж на целых 7-10 км/ч.
На магистрали E75, недалеко от города Kemi, как раз там, где дорога идет почти по берегу Ботнического залива, нас застал закат. На магистрали не встать, пришлось свернуть на второстепенную дорогу, но красивый вид залива мы так и не нашли. Пришлось довольствоваться этим:
Финишная прямая - до Rovaniemi остается менее сотни километров. Пейзажи вдоль дороги по-прежнему радуют - хоть бери, и на обложку альбома Burzum вешай.
Сделаю небольшое лирическое отступление по поводу автомобилей в Финляндии. Транспортное средство по-умолчанию это Мондео-сарай, или ВАГ-сарай. Строго дизельный. Их большинство.
Остальные автомобили тоже сараи. Чуть реже минивены, и еще реже кроссоверы. Седаны категорически не в почете.
Можете попробовать угадать авто:
У подавляющего большинства автомобилей установлены доп.фары дальнего света на морде, а так же присутствует розетка подключения к сети 220в для подогрева двигателя. Такие розетки стоят на каждой парковке.
С бензином дела обстоят примерно вот так
Когда мы добрались до Rovaniemi уже начало темнеть. В этих широтах, даже после захода солнца, от неба исходит достаточно много света, потому сумерки наступают часа через полтора после заката.
Санта-Клаус обитает, как ни странно, сразу в двух локациях:
1. Деревня Санта-Клауса, которая находится чуть севернее Rovaniemi, как раз там, где проходит полярный круг
2. Санта-Парк - расположенный в пещере на выезде из города.
Естественно нам захотелось сначала добраться до полярного круга. Вот такая вывеска возвещает о том, что полярный круг проходит именно здесь. На заднем плане шоссе, где стоит треугольная стела и автомобили проезжают как раз сквозь нее.
А вот здание, где находится офис Санта-Клауса.
Можете мне не верить, но Санта-Клаус, с которым мы там встретились, был самый, что ни на есть, настоящий! Все наше путешествие стоило этого чудесного момента рождественского волшебства.
В деревне располагается множество сувенирных магазинчиков, ресторанчиков.
Мы покатались на собачьей упряжке. Это круче чем любые американские горки - мчаться по снежному лесу по узкой тропе, петляющей между деревьями, с горы на гору.
Полярный круг проходит как раз через деревню и отмечен столбами и синей гирляндой.
День третий
Еще вечером предыдущего дня, когда мы встречались с Сантой, на улице заметно похолодало. С утра же градусник за окном показывал -24.
Тем не менее, по ощущениям было не очень холодно - в Петербурге в -10 бывает холоднее. Проблем с запуском автомобиля естественно никаких не возникло. Сразу с утра мы поехали в Санта-Парк.
Среди скал сделан вход в пещеру. Естественно, повсюду следы жизнедеятельности наших соотечественников в виде наскальной живописи по снегу.
Внутрь пещеры ведет тоннель.
Добравшись до конца тоннеля, мы попадаем в достаточно объемную пещеру. Гермодвери намекают на то, что это бывший военный бункер, либо убежище. Первым делом нас встречают сувенирные лавки.
Большой зал со сценой, где проходят выступления.
Ресторанчик. Наверху расположена площадка angrybirds, где можно покидаться плюшевыми птицами и попрыгать на батутах.
Есть комната-холодильник, где стоят скульптуры изо льда и даже есть ледяной бар. Можно выпить из ледяного стаканчика коктейль.
Для детей в пещере множество развлечений: можно посетить почтовое отделение Санты, написать письмо, поучиться эльфийской каллиграфии, сделать игрушечного эльфа своими руками, научиться делать имбирные пряники, покататься на трамвайчике, трасса которого проходит сквозь обиталища эльфов Санты
Но нам это наскучило. Набежала огромная толпа посетителей, стало шумно. А еще очень огорчило посещение офиса местного Санта-Клауса. Он был полной противоположностью вчерашнему Санте, необщительный, замкнутый. Коллективным мнением мы решили, что этот Санта ненастоящий и направились прочь из Санта-Парка.
Далее наш путь лежал на юг, по 78й дороге в сторону Pudasjärvi.
Рассвет очень быстро переходит в закат в этих краях.
Менее чем в ста километрах к югу от Rovaniemi находится еще одна интересность - зоопарк в Ranua. Его особенность в том, что можно наблюдать животных в их естественной среде обитания - прямо в лесу. Надо сказать, что к моменту, когда мы добрались до зоопарка, уже стало вечереть и еще сильнее похолодало. Далее передаю слово @nyancat
Пришли мы в один из самых северных зоопарков мира. Красота, лес, снег вокруг, настоящая зима. И холодно.
А животные эти вовсе не улыбаются и не машут. -30 на улице, все попрятались и спят.
Ходишь такой среди леса и через щель в шарфе высматриваешь животных.
Заходишь в теплые павильоны, а там за стеклом шапки лежат.
В каждом, блин.
И с плакатов на тебя грозно смотрят.
Или вообще никого нет. Песца не нашли(
Только оленям пофиг на мороз. Они жрут.
Но и они к нам задом.
Игра «найди сову».
Не, зоопарк хороший. Но лучше как-нибудь летом.
Кстати, в зоопарке есть ледяной домик, где продают чай, кофе и горячий шоколад, для тех, кто замерз. В домике температура примерно -5, что после уличных -30 воспринимается как летняя жара.
На улице стемнело окончательно, мы продолжили наше путешествие и добрались до нашего следующего ночлега - деревни Puhoskylä, расположенной в финской пасторальной глуши. Мы остановились в гостинице под названием Urhon Kievari. Ее хозяином является замечательный человек Юрий Беспалов (огромный вам привет и спасибо за гостеприимство!)
День четвертый
Утро началось с красивейшего рассвета.
Градусник за окном показывал -33, но нам нужно было продолжать наш путь.
Если по поводу -20 волнений никаких не было, то температура за -30 уже начинала немного напрягать - а как себя почувствует ДВС Приуса в момент запуска?
В бачок омывателя у нас был залит концентрат, разбавленный в пропорции "до -40". А вот отечественная незамерзайка в баклахе превратилась в твердую ледышку.
В принципе, для жителей Сибири я сейчас не открою ничего нового, но жителям столиц должно быть интересно. Вот, например, что происходит с резиной, на таком морозе
Это была надувная подушка для шеи. Ее оставили на ночь в машине, а с утра просто взяли в руки несколько неаккуратно. Она тут же растрескалась по швам, будто сделана из тонкого пластика. На таком морозе так же не стоит прикасаться голыми руками к металлическим предметам. Ощущения, как при ожоге.
Но нам нужно запустить наш Приус
Собственно процесс запуска на видео
Приус секунд 10 крутил электромотором ДВС со страшным лязгом, после чего в цилиндрах ДВС начались равномерные вспышки и он заработал уже сам по себе. Прогреваться до рабочей температуры мы, конечно же, не стали - минут через 5 сели и поехали. На ходу он до рабочей температуры догрелся примерно минут за 15.
По дороге от Puhoskylä к 78й дороге проезжали гору, с которой открывался очень красивый вид
Неподалеку в этих краях есть водопад Hepoköngäs. Его мы тоже решили посетить.
Сам водопад зимой предстает в виде огромной скалы с сосульками. Но при этом в ущелье, где он находится, даже в -30 бьют подземные теплые ключи и река частично не замерзшая. В ущелье тепло (ну -20 где-то по ощущениям) и было очень приятно находиться - мы отогревались от тридцатиградусного мороза.
От водопада до стоянки идти всего полкилометра. Но мороз-то за тридцать. Вид теплого Приуса, ожидающего нас, радовал как никогда ранее.
Держим путь дальше на юг. Понемногу теплеет. Встретили на одной из заправок одноклубника. Финский Приус определенно чище нашего.
На другой заправке нам попался на глаза вот такой стенд со свечами. Причем свечи там как для автомобилей, так и для всяких мотоблоков, сельхозтехники и бензопил. Так же на этой же заправке стояла отдельная колонка для заправки маслом.
Наша последняя ночевка в Финляндии была в городе Joensuu.
К сожалению, много внимания этому городу уделить не получилось. У нас снова был хитрый план по беспробочному прохождению границы. Этот план предполагал появление на погранпереходе в 9:00, а значит встать надо было снова в 6 утра.
В целом, город тоже неплохой и приятный, но начинает сказываться близость с российской границей.
День пятый
Хитрый план оправдал себя. На границу, куда мы прибыли к 9 утра, вместе с нами приехало только еще два автомобиля. Заспанные пограничники проштамповали паспорта, и мы снова оказались на родине. Выехав на Выборгское шоссе, я впервые за тысячу километров был вынужден воспользоваться омывателем лобового стекла. До свидания, Лапландия, мы к тебе еще вернемся!
P.S.
На закуску видео о том, как происходит перемещение по дорогам финской Лапландии зимой. Скоростной режим соблюдаем по GPS - спидометр у Приуса врет на 8 км/ч.
Личный опыт:
Путешествие
Вернувшись в Москву с Хибин попал словно в ад - грязь, слякоть, сырость:(
А как же Великий Устюг?
Полярные сияния видели ? 4 го сильно сияло, мы проморгали: ( 6го увидели, но слабое: (
Один - довольно языческий персонаж, второй - напрямую от Святого Николая.
На фото сиденья максимально отодвинуты назад
Почему в длинном Приусе не смогли сделать длинный диван?
А вообще больше интересует удобство передних сидений. Сколько вот можно проехать на них подряд вообще не вылезая из машины? В моей мазде, например, километров 500 я проезжал по финке и не чувствовал никаких неудобств (ну разве что чуть не заснул).
Жаль, в Питере нет проката Приусов. Я бы покатался денёк, чтобы понять.
Кстати, вот на фотке это же экокожа? Как оно?
И можно ли привыкнуть к той странной пластмассе с фактурой дерева на торпеде? У меня пока ассоциации с какими-то пластмассовыми не то подделками, не то игрушками.
Или может можно обклеить торпеду незадорого чем-нить?
А вот поездить денёк - это совсем другое.
единственное, что меня смутило - это ручка кпп. она такая... хм... как из секс-шопа ))
а вот ватрушки или банан за снегоходом не люблю:)))
И о картинге, уже пора организовывать?
а может еще конусы устроим, пока снег есть? у меня теперь есть секундомер =)
Осенью смотрел гостницы в Rovaniemi на НГ и после-НГ, все уже было выкуплено, мест не было совсем.
Что, поменялись правила ?
Ребята, вы классные. Словно с вами там прогулялась. Пишите еще, очень приятно вас читать, вы одиниз моих любимых авторов тут :)
Я первый раз своими глазами такое увидел. Сначала думал, что это какой-нибудь Сааб.
У них в виде сарая может быть вообще что угодно. Очень неожиданно было увидеть, например, Civik-сарай!