Написать пост

f1203

Почему современные автомобили (и не только они) скатываются в говно.

Мнение не хрена с горы, а нобелевского лауреата по экономике.

Рекомендую читать полностью по ссылке

Существует множество рынков, где покупатели вынуждены использовать ту или иную рыночную статистику для вынесения суждений о качестве товаров, которые им предстоит купить. На таких рынках у продавцов появляется стимул выставлять на продажу товары низкого качества, поскольку высокое качество создает репутацию в основном не конкретному торговцу, а всем продавцам на рынке, к которому эта статистика относится. В результате возникает тенденция к уменьшению как среднего качества товаров, так и размеров рынка. Необходимо также отметить, что на подобных рынках общественные выгоды не совпадают с частными, поэтому в ряде случаев государственное вмешательство может повысить благосостояние всех участников сделок. Могут возникать также и частные институты, преследующие цель реализовать потенциальный прирост благосостояния всех рыночных агентов, однако по природе своей подобные институты неатомистичны, а следовательно они таят в себе опасность концентрации экономической власти со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.
Чтобы проиллюстрировать и развить эти положения, рассмотрим простейший пример, связанный с рынком автомобилей. Следует подчеркнуть, что такой выбор продиктован соображениями скорее большей конкретности и лучшего понимания проблемы, чем важности или реалистичности рассматриваемой ситуации.
Пример с подержанными автомобилями позволяет уловить самую суть проблемы. Время от времени можно слышать рассуждения или недоуменные замечания по поводу значительной разницы в ценах на новые автомобили и автомобили, которые только что покинули витрины торговых залов. Обычное объяснение этого феномена сводится к тому, что указанная разниц представляет собой плату за удовольствие от обладания "новым" автомобилем. Мы предлагаем иное объяснение. Предположим (ради простоты, а не реалистичности), что автомобили классифицируются всего по двум признакам: с одной стороны, новые и подержанные, с другой – хорошие и плохие (в Америке последние называют "лимонами"). Новая машина может быть хорошей, но может оказаться и "лимоном"; разумеется, то же самое верно и для подержанных машин.
Приобретая новый автомобиль, индивид заранее не знает, что он покупает – хорошую машину или "лимон". Однако ему известно, что с вероятностью q данная машина окажется хорошей, а с вероятностью (1-q) – плохой; предполагается, что q – это доля хороших машин среди всех произведенных, а (1-q) – доля "лимонов".
Вместе с тем владелец автомобиля, пользовавшийся им какое-то время, способен лучше разобраться в том, что за машина ему досталось, т.е. он присваивает новую вероятность тому, что его автомобиль – "лимон". Эта новая оценка более точна, чем первоначальная. Таким образом, возникает асимметрия доступной информации, поскольку продавцы теперь знает о качестве машин больше, чем покупатели. В то же время и хорошие, и плохие автомобили все равно должны продаваться по одной цене, ибо покупатель не может отличить хорошей машины от плохой. Очевидно, что подержанный автомобиль не может оцениваться так же высоко, как новый – иначе владельцам "лимонов" было бы выгодно продать свои машины, а затем по той же цене купить новые, вероятность которых оказаться хорошими (q) выше, а плохими – ниже. А раз так, то владелец хорошей машины оказывается в неблагоприятном положении: он не только не может продать свою машину по ее истинной стоимости, но не может даже получить ожидаемую стоимость своей новой машины.
35 комментариев 1нравится 1избранное
Q2W
  • nooze
    2 25 дек 2014 в 10:40
    Ну вообще в статье речь несколько о другом - там говорится о том, что поддержанные авто стоят дешевле чем могли бы из-за риска покупателя нарваться на плохой авто. При этом продавец "плохого" автомобиля будет всегда продавать его по средней цене (все равно покупатель скорее всего не узнает о том что авто убитый, пока не купит и не поездит), а продавцу хорошего автомобиля приходится цену занижать до средней по рынку потому что он не может на 100% убедить покупателя что его авто беспроблемный. Исходя из этой ситуации - намного выгоднее продавать говно, потому что цена все равно стремится к середине. И из-за таких говно-продавцов и падает средняя цена и растет количество говно-предложений (потому что это все равно выгодно).

    Но в целом это можно в том или ином качестве перенести и на рынок новых автомобилей, но там все таки отношения продавец-покупатель несколько другие.
  • Chevava
    2 25 дек 2014 в 11:42
    Статью не читал, но сейчас на авто.ру идут большие подвижки и ребята требуют наших предложений по улучшению ресурса http://idea.auto.ru/?from=head

    Так вот рынок рынком, а я всё же я хочу предложить идею по предоставлению инфы о проблемных тачках. Подобная инфа есть в любом автоклубе марки/модели. На форумах всегда присутствует раздел типа "тачки на автору" где люди безвозмездно делятся мнениями об уже просмотренных авто с этого ресурса, тем самым экономя время и гемор другим потенциальным покупателям.
    Считаю, что такая инфа должна собираться и на самом ресурсе прям рядом с конкретном объявлением. Если тачка убита, то люди должны об этом знать (возможно за небольшое вознагрождение)
    • Chevava
      25 дек 2014 в 12:02
      Надо лайкать http://idea.auto.ru/show/15/
      • telefrager
        4 25 дек 2014 в 12:04
        вроде окей, но меня пугают идиоты, которые будут писать обо мне неправду и топить мою объяву
        • Moonshine
          1 25 дек 2014 в 15:29
          Да-да, понабегут эксперты определяющие 10-летнюю историю автомобиля по фотографиям...
  • remington12
    1 25 дек 2014 в 12:19
    Для СИЛЬНОГО улучшения ситуации на вторичке нужно всего 3 вещи.
    1. Доступ к страховой базе (то есть чтобы можно было узнать по VIN количество и характер ДТП).
    2. Уголовное наказание за корректировку пробега.
    3. Однозначная идентификация такси (частично вытекает из первого пункта, поскольку для таксистов отдельные тарифы по ОСАГО).
    • Q2W
      25 дек 2014 в 12:51
      Да по пробегу будет ясно, что это такси.
    • f1203
      25 дек 2014 в 12:54
      отдельные тарифы по ОСАГО в такси это где-то в идеальном мире.
      • remington12
        25 дек 2014 в 13:52
        Ну скажем так — если при оформлении полиса ввести агента в заблуждение относительно использования авто в такси, при "попадании" на страховой случай (и если это выяснится) — можно попасть не только на доплату разницы, но и на подлог.
        • f1203
          25 дек 2014 в 14:04
          Видел как при попадании в ДТП таксист снимал первым делом шашечки с крыши, типа теперь уже не таксист. Как доказать обратное?
          • remington12
            25 дек 2014 в 14:36
            Вроде как извоз нынче лицензируемая деятельность, не?
          • Q2W
            25 дек 2014 в 22:49
            Регик может доказать по идее. Только нужно ли это будет пострадавшему от рук таксиста.
            • f1203
              26 дек 2014 в 08:27
              Кому это нужно? Смысл регику делать лишние телодвижения?
              • Q2W
                1 26 дек 2014 в 14:02
                Только если у него особый бугурт к таксисту будет. И то, это ему во вред, т.к. страховая откажет в выплате из-за неправильного полиса, и регику придётся трясти деньги на ремонт с самого таксиста.
                Потому я и усомнился в мотивации регика на этот счёт.
  • maestro471
    1 25 дек 2014 в 12:46
    Меня честно говоря добивает минимальная цена на авто с пробегом. За 200к можно взять японку 2000гв, а за 350к уже более менее свежий авто этого же уровня.

    Чтобы было понятнее: в штатах например можно взять Toyota 2000гв за $500, у нас за эти деньги даже автоваз не взять. При том что новые помойки типа Лифана или Чери стоят по 400к, которые в перепродаже никому не нужны
    • etti82
      1 25 дек 2014 в 13:04
      По США вообще нет смысла смотреть - это отдельная экономика, с отдельными ценами.

      В США все дешевле, чем в остальном мире :-)
      • maestro471
        25 дек 2014 в 13:12
        я в принципе про подход к б\у авто. Я понимаю если авто действительно чуть ли не консервации стояло. Но когда было 3-4 владельца с неизвестными условиями эксплуатации, а просят среднюю по рынку цену - на кол.
        • etti82
          25 дек 2014 в 13:36
          А кого на кол то? Последнего владельца? Вот купили бы вы ауди 2004 за 450 тысяч в 2012 году, сейчас она на рынке столько же стоит в России. Вы бы сами что, за 150-200 её продали?
          • f1203
            25 дек 2014 в 13:41
            Если бы утилизация стоила пару тычяч баксов, продал бы.
          • maestro471
            25 дек 2014 в 15:15
            дело в том что ауди 2004 года в 2012 не должна стоить 450тр
            • etti82
              25 дек 2014 в 15:15
              Это понятно, мы тут ищем кому на кол надо. Кто же виноват, что она столько стоит?
              • maestro471
                25 дек 2014 в 15:19
                на кол надо сажать первых владельцев которые считают что отъездив год-два авто теряет примерно 15-20%
                • Moonshine
                  2 25 дек 2014 в 15:27
                  Ну, тут же спрос диктует цены. За сколько покупают, за столько и отдают.
                  • maestro471
                    1 25 дек 2014 в 15:29
                    я не понимаю тех кто покупает машину которая 1-2 года была в пользовании. Все-таки не сотовый телефон, чтобы вот так менять и терять в деньгах продавцу. Опять же зачем покупать авто со скидкой в 15% если можно купить НОВУЮ да еще и с новыми плюшками.
                    • Moonshine
                      25 дек 2014 в 15:33
                      Так 1-2 года это небольшой срок и автомобиль с высокой вероятностью прослужит еще 2-3 года вообще без проблем. Ну и инфляция вносит свой вклад. Если в 2012 автомобиль стоил миллион, то в 2014 такой новый стоит 1.3 млн, а подержанный 2012 года продают за 800-900. Разница налицо.
                    • vans239
                      25 дек 2014 в 16:39
                      в новую машину надо еще в идеале купить - зимнию резину, коврики, сигналку, защиту картера и т.п. . В сумме выходит довольно немало. В 2-3 годовалой этой все может идти в подарок
                • etti82
                  25 дек 2014 в 15:46
                  Согласен с @Moonshine

                  Вот посмотрите что сейчас делается на рынке. Увидел тут камри, который 2-3 года, продают за 1.3 миллиона. Позвонили товарищу, который продает эти машины новыми. На мой вопрос, как так - почему люди продают старую машину по цене, за которую можно купить новую, он ответил - "ага, попробуй купи сейчас новую" :-)

                  А вот посмотрите, сейчас народ выложил все деньги, которые должен был выложить в 2015 году, плюс кредитов не будет. Я уверен, что уже в середине следующего года, люди будут максимум за 800 эти машины скидывать и еще продать проблема будет.

                  Рынок, такой рынок.

    • telefrager
      25 дек 2014 в 13:04
      Ты оперируешь крайностями, вот давай возьмем конкретно.
      Kia Cerato 2006 года, в штатах она называется Spectra и стоит около 6000 долларов,
      у нас же 300 т рублей, что по сегодняшнему курсу 5500 долларов. Трололо?
      • Moonshine
        25 дек 2014 в 14:08
        Смотри потерю стоимости. Новая она стоила тысяч 12, т.е. потеряла 50%. У нас же она новая стоила 450т., т.е. потеряла около 33%. Существенная разница.
        • telefrager
          25 дек 2014 в 14:14
          В 2006 доллар стоил 27 руб, машина импортная. Цена была 16.5 тыс долл. Значит у нас она потеряла в цене 67%. Чудеса математики :-)
          • Moonshine
            25 дек 2014 в 14:18
            В России нужно сравнивать цены в рублях, ведь 95% населения имеют именно рублёвые доходы, размер которых никак не связан с курсом валют.
            • telefrager
              25 дек 2014 в 14:18
              Еще раз на пальцах - новые рубли в которых ты оцениваешь стоимость сильно потеряли в цене. Покупали ее за дорогие рубли, а продают уже за дешевые. Банальная инфляция.
              • Moonshine
                25 дек 2014 в 14:21
                Я вот не уверен, что рубль внутри нашей страны обесценился настолько же сильно, как и на мировом рынке. Инфляция безусловно имеет место быть. Какой её размер в США с 2006 года?
                • telefrager
                  25 дек 2014 в 14:28
                  Хрен с ним, уберем этот скачок цен за последний месяц.
                  Инфляция внутренних денег в сша 2 процента, в россии 7.
                  За 8 лет это +17% в сша и +71% в россии.

                  Вопросы? :)
                  • Moonshine
                    25 дек 2014 в 14:41
                    Вопросов нет - есть ответы. Потеря реальной стоимости в США составляет 57.2%. В РФ - 61%. В целом паритет, т.е. всё нормально. Ну и по моим ощущениям, у нас тоже всё ок. Я вот на прошлой неделе купил довольно свежий автомобиль за 230.000 и по моим ощущениям это весьма хорошая цена за такой автомобиль, в сравнении с 600.000 за новый аналог.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.