Tesla 'D' - следующий виток развития мира
Предлагаю вниманию Кадабры репост моей статьи про Теслу и эволюцию автомобильной индустрии. Статья изначально написана не для авто-блога, в философско-популярном ключе. Но чувствую Кадабре тема должна быть интересна. Просьба тапками сильно не кидать. :) А вот вопросы про Теслу и EV - задавайте, расскажу. Я немного в теме.
Итак, незаметно для многих, мы вдруг оказались на следующем витке раскручивающейся спирали развития мира – с другим транспортом, и совсем другим порядком вещей в городах и на дорогах.
Бывает развитие эволюционное, идущее неспешно, а бывает так, что приходят яркие новаторы, обладающие ярким видением того, каким будет мир, и сильным намерением реализовать это видение. И удивительным образом они начинают создавать изменения на уровне устоявшихся мировых систем.
В прошлую пятницу я смотрел неофициальную трансляцию с представления Tesla “D” в Калифорнии и испытывал гамму чувств от радости до восхищения. И дело не в новом продукте инновационного лидера индустрии, дело во всей концептуальной и инженерной красоте происходящего и представлении далеко идущих последствий.
Илон Маск опять сдвинул границу за пределы ожидаемого.
Дальше пост будет слегка техническим. Но фабула тут не в технических деталях, а в том, что будущее уже здесь, а приверженность большой идее, порой дает невероятные результаты.
Time to unveil the D – Два Двигателя
Что же произошло? Немного подробностей.
Лучший автомобиль в мире Tesla Model S получил свой первый апгрейд аппаратной платформы и суффикc “D” в название. D – обозначает Dual Motor. Да, так Тесла решает вопросы: Хотите полный привод? – Давайте добавим второй мотор!
Электромотор компактен, прост, почти бесшумен и не требует вороха доп.агрегатов, как бензиновый двигатель – что делает возможным установку по отдельному мотору на каждую ось. Радикальный отказ от наследия прошлого дает возможности для применения неожиданных решений.
В итоге:
- Разгон до 60 mph (96.5 км/ч) за 3.2 секунды. Это безумно быстро! Неспроста Маск назвал машину персональными американскими горками. Теперь это самая быстрая четырехдверная машина в мире, по динамике разгона как знаменитый суперкар Mclaren F1. При том, что суть Теслы – не суперкар, а семейный премиум-седан с креслами для детей в багажнике :)
- Максимальная скорость выросла до 155 mph (249 км/ч)
- Машина стала полноприводной. Бортовой компьютер управляет моторами: передним и задним.
- А расход энергии при этом… снизился. Машина едет дальше на том же заряде.
Многие на последнем пункте задаются вопросом – как-так расход снизился?
Любая “обычная машина”, при добавлении полного привода начинает потреблять больше топлива и часто бывает сбавляет в поворачиваемости. В Тесле же, все сложные и ненужные элементы сопряжения отсутствуют (коробка передач, раздатка, валы..), моторы управляются по проводам, мощность каждого регулируется с миллисекундной точностью. Механические потери и задержки ничтожны. В итоге, компьютер распределяет нагрузку по моторам так, что они всегда работают в оптимальном режиме, экономят энергию, а управляемость улучшается.
Сложно кратко и популярно объяснить всю инженерную красоту происходящего. Дело не в скорости разгона, дело в удивительных возможностях появляющихся из-за радикальности и бескомпромиссности в создании нового вида транспорта.
Аnd something else… – Автопилот
Но и это еще не всё. Я хорошо помню, как нереально это звучало полтора года назад, когда Маск говорил “к 2015 году мы сделаем автопилот” …И ведь сделали!
В Тесле штатно есть радар, сонар и hires видеокамеры. И теперь все это используется как системы автопилота и совершенной активной безопасности.
Тесла теперь:
- Показывает опасности на приборной панели (приближающиеся машины).
- Учитывает разметку и показывает ее на приборной панели.
- Сама едет поворачивая по полосе,
- Учитывает ограничения скорости (сбавляет-набирает распознавая знаки),
- Дает аудио и тактильные предупреждения.
- Машина анализирует опасно-приближающиеся объекты и старается избежать столкновения. При желании водитель может заставить ехать её в любом направлении, но по-умолчанию машина будет выбирать безопасный путь.
Все это прибавляется к тому, что Model S уже и так, по всем крэштестам – самая безопасная легковая машина в мире.
И ведь на этом прелести автопилота только начинаются:
- Машина сама делает параллельную парковку.
- Сама заезжает в гараж.
- Она может выехать из гаража и встретить хозяина у дверей.
- Мало того, машина может ориентироваться на встречи, добавленные в календаре, и выехать с парковки заранее. Отправляясь на встречу, вам отстается только выйти из дома и сесть в машину у дверей.
То, на что у опытных, но консервативных авто-концернов уходит десятилетие (доведение новинки от обещания и прототипа до серии), Тесле, "компании-новичку", хватает год. Причем, параллельно с внедрением десятков других инноваций.
Платформа
Некоторые люди говорят: “паркинг-ассистента сейчас ставят и на Форды”. Важно понимать, что здесь речь о вещах другого порядка. Тесла – это не набор функцинальных фич. Это целостная радикально-инновационная платформа и сила в интеграции всех её элементов. В момент добавления возможности с календарем, все существующие паркинг-ассисты сразу же стали устаревшими. И так происходит по каждому направлению которое развивает Тесла.
* Неделю назад я как-раз наблюдал как на Теслу скачивалось последнее программное обновление (v 6.0) с функциональностью синхронизации календаря с телефоном. Думал тогда еще “ну, небольшая но удобная фича”. И вдруг, *взмах лапы промышленного робота*, к календарю добавляют автопилот и получается что-то из фантастического фильма… Все что делает Тесла – оно не с проста :)
Тесла Model S это не машина, это платформа совершенно нового вида транспорта.
- Сделав автопилот они предлагают апгрейд для предыдущих Model S.
- Сделав электрический полный привод, они поменяют кузов и получат вместительный кроссовер Model X.
- Сделав тачскрин-панель, они могут сколько угодно совершенствовать интерфейс машины.
- Сделав изначально радикально новый кузов, они получают низкий вес (высокий пробег) и совершенно новый уровень безопасности для всех машин серии.
- Сделав однажды обновление и диагностику по сети, они получают статистику, обновления и неугоняемость для всех последующих машин.
…
Этот список весьма велик уже сейчас. Я не буду здесь рассказывать о электромеханических тормозах и прочей технической магии.
С каждым обновлением платформа становится все сильнее и все недостижимее с позиции технологий прошлого века. Разрыв растет.
И когда смотришь на очередной шаг развития платформа – разгорается любопытство: какие же визионерские фокусы из будущего Илон приберег на следующий год.
Нас ждет светлое будущее. :)
Бонусы
Тест-драйв на презентации D, демонстрация разгона и работы автопилота
https://www.youtube.com/watch?v=7quu551ehc0
Презентация Tesla D в Калифорнии (на английском)
https://www.youtube.com/watch?v=FZ6lZJWL_Xk
Заметка в официальном блоге Tesla Motors (на английском).
http://www.teslamotors.com/blog/dual-motor-model-s-and-autopilot
Q: А вы уже готовы заряжать свою машину от розетки?
Кросспост из: http://igorantarov.livejournal.com/16332.html
Итак, незаметно для многих, мы вдруг оказались на следующем витке раскручивающейся спирали развития мира – с другим транспортом, и совсем другим порядком вещей в городах и на дорогах.
Бывает развитие эволюционное, идущее неспешно, а бывает так, что приходят яркие новаторы, обладающие ярким видением того, каким будет мир, и сильным намерением реализовать это видение. И удивительным образом они начинают создавать изменения на уровне устоявшихся мировых систем.
В прошлую пятницу я смотрел неофициальную трансляцию с представления Tesla “D” в Калифорнии и испытывал гамму чувств от радости до восхищения. И дело не в новом продукте инновационного лидера индустрии, дело во всей концептуальной и инженерной красоте происходящего и представлении далеко идущих последствий.
Илон Маск опять сдвинул границу за пределы ожидаемого.
Дальше пост будет слегка техническим. Но фабула тут не в технических деталях, а в том, что будущее уже здесь, а приверженность большой идее, порой дает невероятные результаты.
Time to unveil the D – Два Двигателя
Что же произошло? Немного подробностей.
Лучший автомобиль в мире Tesla Model S получил свой первый апгрейд аппаратной платформы и суффикc “D” в название. D – обозначает Dual Motor. Да, так Тесла решает вопросы: Хотите полный привод? – Давайте добавим второй мотор!
Электромотор компактен, прост, почти бесшумен и не требует вороха доп.агрегатов, как бензиновый двигатель – что делает возможным установку по отдельному мотору на каждую ось. Радикальный отказ от наследия прошлого дает возможности для применения неожиданных решений.
В итоге:
- Разгон до 60 mph (96.5 км/ч) за 3.2 секунды. Это безумно быстро! Неспроста Маск назвал машину персональными американскими горками. Теперь это самая быстрая четырехдверная машина в мире, по динамике разгона как знаменитый суперкар Mclaren F1. При том, что суть Теслы – не суперкар, а семейный премиум-седан с креслами для детей в багажнике :)
- Максимальная скорость выросла до 155 mph (249 км/ч)
- Машина стала полноприводной. Бортовой компьютер управляет моторами: передним и задним.
- А расход энергии при этом… снизился. Машина едет дальше на том же заряде.
Многие на последнем пункте задаются вопросом – как-так расход снизился?
Любая “обычная машина”, при добавлении полного привода начинает потреблять больше топлива и часто бывает сбавляет в поворачиваемости. В Тесле же, все сложные и ненужные элементы сопряжения отсутствуют (коробка передач, раздатка, валы..), моторы управляются по проводам, мощность каждого регулируется с миллисекундной точностью. Механические потери и задержки ничтожны. В итоге, компьютер распределяет нагрузку по моторам так, что они всегда работают в оптимальном режиме, экономят энергию, а управляемость улучшается.
Сложно кратко и популярно объяснить всю инженерную красоту происходящего. Дело не в скорости разгона, дело в удивительных возможностях появляющихся из-за радикальности и бескомпромиссности в создании нового вида транспорта.
Аnd something else… – Автопилот
Но и это еще не всё. Я хорошо помню, как нереально это звучало полтора года назад, когда Маск говорил “к 2015 году мы сделаем автопилот” …И ведь сделали!
В Тесле штатно есть радар, сонар и hires видеокамеры. И теперь все это используется как системы автопилота и совершенной активной безопасности.
Тесла теперь:
- Показывает опасности на приборной панели (приближающиеся машины).
- Учитывает разметку и показывает ее на приборной панели.
- Сама едет поворачивая по полосе,
- Учитывает ограничения скорости (сбавляет-набирает распознавая знаки),
- Дает аудио и тактильные предупреждения.
- Машина анализирует опасно-приближающиеся объекты и старается избежать столкновения. При желании водитель может заставить ехать её в любом направлении, но по-умолчанию машина будет выбирать безопасный путь.
Все это прибавляется к тому, что Model S уже и так, по всем крэштестам – самая безопасная легковая машина в мире.
И ведь на этом прелести автопилота только начинаются:
- Машина сама делает параллельную парковку.
- Сама заезжает в гараж.
- Она может выехать из гаража и встретить хозяина у дверей.
- Мало того, машина может ориентироваться на встречи, добавленные в календаре, и выехать с парковки заранее. Отправляясь на встречу, вам отстается только выйти из дома и сесть в машину у дверей.
То, на что у опытных, но консервативных авто-концернов уходит десятилетие (доведение новинки от обещания и прототипа до серии), Тесле, "компании-новичку", хватает год. Причем, параллельно с внедрением десятков других инноваций.
Платформа
Некоторые люди говорят: “паркинг-ассистента сейчас ставят и на Форды”. Важно понимать, что здесь речь о вещах другого порядка. Тесла – это не набор функцинальных фич. Это целостная радикально-инновационная платформа и сила в интеграции всех её элементов. В момент добавления возможности с календарем, все существующие паркинг-ассисты сразу же стали устаревшими. И так происходит по каждому направлению которое развивает Тесла.
* Неделю назад я как-раз наблюдал как на Теслу скачивалось последнее программное обновление (v 6.0) с функциональностью синхронизации календаря с телефоном. Думал тогда еще “ну, небольшая но удобная фича”. И вдруг, *взмах лапы промышленного робота*, к календарю добавляют автопилот и получается что-то из фантастического фильма… Все что делает Тесла – оно не с проста :)
Тесла Model S это не машина, это платформа совершенно нового вида транспорта.
- Сделав автопилот они предлагают апгрейд для предыдущих Model S.
- Сделав электрический полный привод, они поменяют кузов и получат вместительный кроссовер Model X.
- Сделав тачскрин-панель, они могут сколько угодно совершенствовать интерфейс машины.
- Сделав изначально радикально новый кузов, они получают низкий вес (высокий пробег) и совершенно новый уровень безопасности для всех машин серии.
- Сделав однажды обновление и диагностику по сети, они получают статистику, обновления и неугоняемость для всех последующих машин.
…
Этот список весьма велик уже сейчас. Я не буду здесь рассказывать о электромеханических тормозах и прочей технической магии.
С каждым обновлением платформа становится все сильнее и все недостижимее с позиции технологий прошлого века. Разрыв растет.
И когда смотришь на очередной шаг развития платформа – разгорается любопытство: какие же визионерские фокусы из будущего Илон приберег на следующий год.
Нас ждет светлое будущее. :)
Бонусы
Тест-драйв на презентации D, демонстрация разгона и работы автопилота
https://www.youtube.com/watch?v=7quu551ehc0
Презентация Tesla D в Калифорнии (на английском)
https://www.youtube.com/watch?v=FZ6lZJWL_Xk
Заметка в официальном блоге Tesla Motors (на английском).
http://www.teslamotors.com/blog/dual-motor-model-s-and-autopilot
Q: А вы уже готовы заряжать свою машину от розетки?
Кросспост из: http://igorantarov.livejournal.com/16332.html
Тесла в этом году выйдет на уровень 35000+.
Правда уже с 2015 только фабрика Теслы в США, будет выдавать 2500 машин в неделю.
Они очень здорово наращивают обороты.
После запуска Гигафабрики к 2020 (через 5 лет) Тесла планирует выпустить батареей на 0.5 млн машин.
http://www.teslamotors.com/sites/default/files/blog_attachments/gigafactory.pdf
Даже у самой Теслы есть программа гарантированного выкупа трехлетних машин за пол цены, под последующую перепродажу: http://www.teslamotors.com/financing/faq
Сейчас после выпуска D, в штатах полно Tesla S на вторичном рынке по весьма интересным ценам.
Про Charger SRT Hellcat - как я понял он сейчас нигде не продается.
Здесь его так же нет: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_fastest_production_cars_by_acceleration
И про характеристики разгона информация плавает (или я не нашел подтверждений), на топгире пишут про 3.5 секунды: http://www.topgearrussia.ru/news/car-news/216593/bbee9e36.html
Представители Теслы весьма аккуратны в высказываниях, прежде чем что-то утверждать они уж точно трижды убедились что это правда.
Вы видели какие чудеса позволяет вытворять Mercedes SLS Electric Drive?
Четыре мотора, по мотору на колесо 750hp, 2200kg.
Динамическое управление тягой для каждого колеса отдельно. И машина одним переключением тумблера превращается из фантастически прилившего к дороге агрегата (моторы делают всё, что бы держать машину на траектории) в дрифт-мобиль и обратно.
Приборы, кстати все аналоговые. Классика внутри, хайтек под капотом :)
Рекомендую к просмотрю, это чудо:
https://www.youtube.com/watch?v=IElqf-FCMs8
В общем-то это и на ДВС никто не мешает сделать. В том же Джуке на задней оси не дифференциала — каждое колесо "подключается" отдельным сцеплением.
Мало того, сама система без раздаток - гораздо проще и надеждней. Даже в статьях про ATTESA E-TS говорят что она механический очень сложна.
Это, конечно, безумно красиво с инженерной точки зрения:
http://s1.cdn.autoevolution.com/images/news/nissan-gt-r-s-secret-attesa-e-ts-awd-system-explained-35006_1.jpg
Но в достижении результата простым способом - живет особая красота.
неа, это - бесполезное дрочерство с инженерной точки зрения
сделать-то можно, но какова будет надёжность такого решения? сколько будет это стоить?
проще - лучше.
Но я понял в чем причина. Я говорил что раздельные электромоторы рулят. А про механические трюки такой сложности - да, это жесть. Тут просто потеряна нить дискуссии. :) Слишком много комментов сразу.
Имеется у виду — трансмиссия без дифференциалов с индивидуальным сцеплением по сложности ничем не лучше 4 электромоторов с индивидуальными трансмиссиями.
Трансмиссия двс:
Трансиссия электро, двигатель соединенный прямой передачей с осью:
ДВС:
Электромотор (статор, ротор и всё!:)
Tesla S Model D - 1-ступенчатый редуктор (9,73:1)
Макс. скорость: 155mph (250 км/ч)
Разгон 0-60 mph (96.5 км/ч) за 3.2 секунды
691 лошадиных сил. 931 Nm постоянного крутящего момента со старта.
И это городской седан, а не форсированный суперкар.
У Mercedes SLS Electric Drive - те же 250 км/ч и 751hp
Скорость ограничена програмно, что бы не перегружать моторы.
:)
Сложность - антоним надежности.
http://www.torquenews.com/106/torquenews-exclusive-hellcat-charger-runs-107-29s-0-60-drs-video
Но машина конечно невероятная. Сравнить можно будет, когда выйдет в открытую продажу и мы увидим с Теслой (на одинаковой резине, итп).
Насчет батарей, создание Gigafactory, на которую я давал ссылку выше, обойдется в 5 млрд. долларов. Из которых Тесла делает прямых инвестиций 2 млрд, а панасоник 1 млрд. Там много R&D (исследований и разработки) в создании фабрики, и она просадит стоимость ячеек минимум на 30%.
По поводу дисплеев - это уже кто что любит. Для меня тоже большим вопросом был сенсорный интерфейс (я люблю ручки и живые кнопки). Но на удивление в реальной машине оно оказалось органично и удобно, а после нее в тех авто что есть на рынке сейчас - все кажется архаичным (ну как примерно кассетный магнитофон сейчас:).
Серьезно, это без лишнего фанатизма. Чистые впечатления. :)
Сорри, не туда нажал в прошлый раз.
Плюсую. Их в ближайшее время не предвидится. О ЛЮБОЙ мало-мальски стоящей научно-практической работе, которая может положительно повлиять на ресурс, емкость и "токоприем" батарей, трубят уже через пару дней после публикации. Но — до практического применения им еще очень далеко.
Я как бы сам верю, что емкие и недорогие батареи будут. Когда-нибудь. Может быть, даже при моей жизни:)
Вот, на моем сайте, выдержки из базовых документов в которых есть вся информация по генерации в РФ:
http://levelupcoaching.ru/warehouse/energy-for-ev-cars-in-russia/
Вот, распределение источников по миру\по топливу\итп:
http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/KeyWorld2013.pdf
Насчет экологичности электромобилей, в том случае, когда основным источником энергии является уголь, есть различные мнения. На мой взгляд - электромобили значительно берегут здоровье городских жителей, даже если загрязнения от электростанций сравняются с загрязнениями от бензиновых авто. В США в совершенно угольных штатах, кстати, Тесла по экологичности бьет ДВС.
Вот детальный диалог (со ссылками и параметрами) с бывшим сотрудником Револьты, у которого пессимистичный взгляд на вопрос экологичности:
https://www.facebook.com/IgorAntarov/posts/903442152999353
Но даже при таком взгляде на ситуацию, на текущем уровне генерации (вообще без изменений), есть запас на ~1 млн. электромобилей, и это только для центральной части РФ. Даже этот миллион, заменивший ДВС, окажет значительное благотворительное влияние на городскую экологию. А там, опять же, будет другой мир и другие инфраструктурные вопросы.
PS: Кстати, в исходной в статье про Теслу, я не написал ни слова про экологию. Вся статья про совсем другие плюсы EV :) Экология - отдельная большая тема.
Не поленюсь еще раз сослаться на эту картинку:
Когда одна фабрика будет производить батарей больше чем суммарно сейчас производится в мире - это будут совсем другая степень потребности и другие условия для создания инноваций.
В США - http://en.wikipedia.org/wiki/File:US_PEV_Sales_2010_2013.png
В Норвегии - http://en.wikipedia.org/wiki/File:Registrations_EVs_Norway_2004_2013.png
Форма графиков многое говорит о динамике развития EV сегмента.
Пост, в общем-то, не про Теслу, а про то, что внезапно настали времена настоящего прогресса в автоиндустрии в целом.
Врятли кто-то не понял о чем речь.
— Фердя, что за движок на твоем танке? - фюрер ласково похлопал по плечу своего любимца. Порше начал объяснять свою систему электротрансмиссии. Фюрер слегка переменился в лице.
— Электрический? Фердя, у тебя крыша поехала? Да на твоего слона батареек во всем Рейхе не напасешься? Какова у него дальность хода? 50 км??? А потом что, зарядную станцию к нему подгонять? Ах бензомоторы? ФЕРДИНАНД, ТЫ ЧТО, ИДИОТ??? Два мотора на танке??? Не два? ШЕСТЬ??? Подайте мне ковер!
Фюрер сгрыз принесенный адьютантом половичок, слегка успокоился и дал рыдающему Порше свой носовой платок.
А вообще Tesla для меня сейчас образчик технологичности. Потрясающая машина.
Ссылка на полный текст про Танкг Тигр: http://armor.kiev.ua/humor/txt/tiger_1.php