Автоэкспертиза: Рецензия на экспертизу ч.3
Поскольку я не имею права высказать свое мнение в судебной рецензии, данная статья является моим способом отвести душу. :)
Для начала хочу объявить победителя экспертной угадайки.
Победителем стал @SaltLake.
Поздравляю! Вы в целом рассуждали верно, но немного ошиблись, и, по совокупности прошлых заслуг, награждаетесь золотым ключом эксперта:
Мои выводы я сразу публикую под катом, а ответы на комментарии идут ниже.
Выводы о ситуации
Согласно судебной экспертизе произошло разрушение поршней, которое случилось вследствие масляного голодания, показателем которого являются задиры на поршнях. Остается в стороне вопрос – почему в условиях планового прохождения ТО , при исправном двигателе, произошла вдруг нехватка масла?
На ранней стадии появляется трещинка между компрессионными кольцами - перегородками в верхней части поршня, потом вторая, начинают кусочки выпадать.
так примерно выглядят кольца на обычном поршне
На фото ниже видно, что не хватает уже куска поршня, но это уже поздняя стадия.
Падает компрессия, но двигатель ещё работает. Из-за того, что в поршне образуются трещины, кольцо-перегородка уже толком не работает. Газы, которые сдерживают кольца поршня, начинают прорываться внутрь двигателя, в картер.
В результате поднимается давление картерных газов. Поднятие давления картерных газов приводит к “пропаже” клапана от вентиляции.
Честно говоря, я не видел лично клапан на этих моторах, эксперты говорят, что клапан пластмассовый. Не знаю, есть там металлические детали, вроде бы не должны быть. Но если клапан весь пластмассовый, то такое событие теоретически возможно. Высокое давление может выдуть клапан из крышки, как пишут эксперты. Он попадает на впуск двигателя: там температура высокая и пластик может бесследно расплавиться. Если попал в цилиндр , поскольку это пластик, то там ни стука ничего не будет слышно: всосал, прожевал и выплюнул. Наверное, такое может быть, сам я это не изучал, но доверяюсь в этом экспертам, проводившим исследование.
Однако, я обратил внимание, что сгорание клапана произошло вторично, то есть клапан уже сгорал ранее, спустя год после покупки автомобиля.
По моему мнению, в этот период нужно было провести диагностику двигателя, посмотреть почему клапан отсутствует. А тех. центр просто поменял крышку.
Как можно предположить, первый раз клапан также сгорел, вследствие повышенного давления картерных газов, как об этом верно написали эксперты. А повышенное давление картерных газов может быть при разрушении перемычек на поршне. То есть ещё в тот период началось разрушение перемычек. Если бы в тех.центре на этом этапе разобрали двигатель, то увидели бы трещинки. Поршневую поменяли бы и на этом дело и закончилось. Но машину тех.центр отпустил.
Разрушение цилиндра поршня начало развиваться, деталь разрушалась все больше и больше. Уже начало плохо работать маслосъемное кольцо. В итоге это привело к тому, что произошел повышенный расход масла.
Задиры на цилиндрах появляются не вследствие масляного голодания, а вследствие попадания различных частиц разрушающегося поршня. Эксперты же говорят, что эти царапины являются следствием того, что работа была всухую. Отчего нет фото поршня с другой стороны? Есть ли там такие задиры?
Также не исследованы остальные составляющие: возможно неправильно работает электроника или система питания. Судэксперты отметили лишь один факт, что масла мало и, что разрушение перегородок произошло в последний момент из-за масляного голодания. В результате образовались на поршне царапинке, на цилиндре тоже, поскольку кольца начали по этим царапинам скрежетать. И люди подводят под эту версию целую теорию про силу F!
А по моему мнению разрушение поршня, перегородок в нем - первично.
Любое масляное голодание отражается на подшипниках коленчатого вала, так вот они там - идеальные.
Это основной показатель достаточности масла. Как только есть небольшая нехватка масла – моментально вал начинает тереть.
Вобщем, на лицо производственный дефект, а не эксплуатационный. Поэтому вина водителя, как минимум, спорна и претензии к тех.центру или производителю обоснованы.
Вот такие бывают разгадайки! :)
Ответы по комментариям
@111q
За 2 месяца до поломки меняли турбонагнетатель. Следы масла во впускном коллекторе вполне могли остаться от поломки старого нагнетателя. (коллектору всего 2 месяца исполнилось на момент замены нагнетателя)
Сомневаюсь, но всё может быть.
@111q
Написано так, как будто это штатный режим эксплуатации автомобиля и каждый второй приезжает на сервис без клапана. Причины возникновения повышенного давления не исследованы. Само давление могло возникнуть из-за разрушения колец, из-за недостатка масла. т.е. отсутствие клапана - не причина а следствие низкого уровня масла.
Совершенно правильный вывод, достойный эксперта.
@111q
Масло чернющее, за 3 месяца оно наврятли таким бы стало - это скорее за пол-года - год. т.е. при замене турбины скорее всего в сервисе масло не меняли.
Если масло быстро чернеет – это говорит о не совсем правильной работе двигателя. Но черное масло на таком плохом фото - не самый важный показатель.
@Maksoff
На автомобилях с чрезмерным количеством картерных газов клапан не справляется с их полным отводом.
Это констркутивная особенность автомобиля, никак не связанная с эксплуатацией авто.
Повышенное количество картерных газов – это следствие неисправности двигателя. При исправном двигателе клапан не выдует, потому что расход газов не такой большой.
@vamp756
А вот мне интересно - если человек, на новой машине, приезжает на ТО своевременно, и потом вдруг что то ломается - разве могут ему предъявить что это следствие низкого уровня масла, ведь владелец все делал для того что бы масло там было
Уровень масла проверяется при ТО. Но по инстукции водитель сам обязан проверять уровень масла. При отсутствии нормального уровня масла, если выявляются следы масляного голодания, вся ответственность ложится на водителя. То есть водитель должен сам проверять. :) В автомобиле было масло, но его было мало.
@Maksoff
Из этого можно сделать вывод, что во время последней замены клапанной крышки и впускного коллектора клапан не был установлен на свое место, что привело к повышенному расходу масла.
Это врядли. Там специально крышку меняли, вряд ли вставляли её, предварительно вынув клапан.
@SaltLake
Рассмотрим имеющиеся повреждения и следы неисправной работы двигателя:
— Износ вкладышей
Задиры юбки, доходящие до колец, имеют светлый металический цвет, что, обычно, свидетельствует о поступлении недостаточного количества масла в пару поршень-цилиндр.
Не вижу износа вкладышей. То, что Вы видите, как следы износа – просто блики при фотографировании. Отличные вкладыши, не менее отличные шейки вкладышей. То есть пара трения – отличная. А это признак , что масла было достаточно. И масло, вытекая из вкладыша, разбрызгивалось и попадало на стенки цилиндра и смазывало поршень. А для поршня надо совсем чуть-чуть масла.
Задиры, когда мало масла, выглядят несколько иначе. При недостатке масла происходит повышение температуры, соответственно перегрев, соответственно пригар масла, на чугунном цилиндре могут возникнуть следы побежалости. Кроме того, в цилиндре задир обычно идет по большей поверхности, а не по узкому сегменту.
Поломка перемычки поршня скорее вызвана детонацией, а не "прихваткой" поршня к цилиндру.
Здравая мысль, согласен.
Развитие поломки.
В результате детонации лопается перемычка на поршне между компрессионными кольцами. После этого происходит прорыв газов из камеры сгорания в картер и через систему вентиляции масло гонит во впускной коллектор (на фотографиях видны следы масла).
Совершенно верно. За это и получаете ключ эксперта. :)
Со временем уровень масла падает до критического и начинается износ вкладышей и юбок поршней.
Масло было, маслоприемник закрыт, масло подавалось. Кроме того, как я уже писал ранее – масло подавалось и задиры на юбке вызваны не этим.
Полагаю, если бы Вы осматривали, держали в руках пару трения – Вы бы сделали верный вывод. Всё-таки качество фото плохое.
И все же, для смазывания юбки нужно очень мало масла. В двигателе существует две пары трения: жидкое и полужидкое. Жидкое требует постоянной подачи масла с избытком и под давлением: вкладыши коленчатого, распределительного вала – они очень чуткие к потере масла, там ведь сразу идет контакт и повышенный износ: задиры и т.д. А такая поверхность, как поршень, не имеет таких окружных скоростей. Скорости меньше, удельные нагрузки меньше, поэтому они смазываются разбрызгиванием масла. Хватает с избытком.
Если ездили когда-то на старых жигулях, то знаете, что при износе маслосъемных колец, которые очищают цилиндр от избыточного масла, машина начинает дымить.
Единственное, там, где происходит прорыв газа, маcло “сдувается” в верхней части цилиндра и ухудшаются немного условия смазки.
А разве на алюминиевом поршне будут цвета побежалости из-за перегрева от сухого трения? А можно ли чугунную гильзу цилиндра окруженную рубашкой охлаждения двигателя довести до таких температур?
Можно. На алюминиевом поршне будут не следы побежалости, а пригорит масло. Кроме того, на нем начнутся не такие резкие задиры, а будет выглядеть, как небольшое оплавление. В данном случае задиры не от недостатка масла, а от попадания частиц разрушающегося поршня и части остекленевшего нагара. И эти задиры образуются сразу под повреждением поршня.
От недостатка масла задиры бы были с двух сторон, к сожалению судэксперты не сделали фото обратной стороны поршня.
> Также, не учитывается действие на кольца силы от давления газов в
>цилиндре (при движении поршня вниз), которая, действуя
>во встречном направлении (вниз), уменьшает действие
>силы F, направленной вверх. Соответственно...
Это касательно рабочего такта. Но на такте впуска, когда поршень также движется вниз, над поршнем создается разряжение и силы суммируются.
Ну и что, что силы суммируются.
Максимальное разряжение, которое мы можем достичь на земле это 1 атмосфера. В двигателе гораздо меньшее разряжение, а сила давления газов, которые давят с другой стороны, намного её превосходит. Сила давления в цилиндре во время сжатия , во время сгорания, в десятки раз превосходит разряжение. Поэтому давлением разряжения можно пренебречь: оно имеет слишком малую величину.
Мы находимся на дне воздушного океана в котором давление – 1 атмосфера, если мы поднимемся в космос – давление будет 0 атмосфер. Этим и обусловлено, почему легче сделать космическую станцию, чем станцию подводную. Потому что при спуске на 10 метров в воду мы получаем 1 атмосферу, а на 1 км – 100 атмосфер.
Размышления
Всем спасибо за комментарии. Не могу не отметить инженерный ум @111q и @SaltLake, молодцы. Приятно видеть коллег-инженеров в вашем поколении. Для меня же эта автозагадка была поводом выразить свои мысли после рецензии, освободить ум от незавершенности, что и было сделано.
До новых встреч. Берегите себя на дорогах.
— Бесплатный ремонт по ОСАГО
— добавляйтесь к нам в группу вконтакте
Для начала хочу объявить победителя экспертной угадайки.
Победителем стал @SaltLake.
Поздравляю! Вы в целом рассуждали верно, но немного ошиблись, и, по совокупности прошлых заслуг, награждаетесь золотым ключом эксперта:
Мои выводы я сразу публикую под катом, а ответы на комментарии идут ниже.
Выводы о ситуации
Согласно судебной экспертизе произошло разрушение поршней, которое случилось вследствие масляного голодания, показателем которого являются задиры на поршнях. Остается в стороне вопрос – почему в условиях планового прохождения ТО , при исправном двигателе, произошла вдруг нехватка масла?
На ранней стадии появляется трещинка между компрессионными кольцами - перегородками в верхней части поршня, потом вторая, начинают кусочки выпадать.
так примерно выглядят кольца на обычном поршне
На фото ниже видно, что не хватает уже куска поршня, но это уже поздняя стадия.
Падает компрессия, но двигатель ещё работает. Из-за того, что в поршне образуются трещины, кольцо-перегородка уже толком не работает. Газы, которые сдерживают кольца поршня, начинают прорываться внутрь двигателя, в картер.
В результате поднимается давление картерных газов. Поднятие давления картерных газов приводит к “пропаже” клапана от вентиляции.
Честно говоря, я не видел лично клапан на этих моторах, эксперты говорят, что клапан пластмассовый. Не знаю, есть там металлические детали, вроде бы не должны быть. Но если клапан весь пластмассовый, то такое событие теоретически возможно. Высокое давление может выдуть клапан из крышки, как пишут эксперты. Он попадает на впуск двигателя: там температура высокая и пластик может бесследно расплавиться. Если попал в цилиндр , поскольку это пластик, то там ни стука ничего не будет слышно: всосал, прожевал и выплюнул. Наверное, такое может быть, сам я это не изучал, но доверяюсь в этом экспертам, проводившим исследование.
Однако, я обратил внимание, что сгорание клапана произошло вторично, то есть клапан уже сгорал ранее, спустя год после покупки автомобиля.
По моему мнению, в этот период нужно было провести диагностику двигателя, посмотреть почему клапан отсутствует. А тех. центр просто поменял крышку.
Как можно предположить, первый раз клапан также сгорел, вследствие повышенного давления картерных газов, как об этом верно написали эксперты. А повышенное давление картерных газов может быть при разрушении перемычек на поршне. То есть ещё в тот период началось разрушение перемычек. Если бы в тех.центре на этом этапе разобрали двигатель, то увидели бы трещинки. Поршневую поменяли бы и на этом дело и закончилось. Но машину тех.центр отпустил.
Разрушение цилиндра поршня начало развиваться, деталь разрушалась все больше и больше. Уже начало плохо работать маслосъемное кольцо. В итоге это привело к тому, что произошел повышенный расход масла.
Задиры на цилиндрах появляются не вследствие масляного голодания, а вследствие попадания различных частиц разрушающегося поршня. Эксперты же говорят, что эти царапины являются следствием того, что работа была всухую. Отчего нет фото поршня с другой стороны? Есть ли там такие задиры?
Также не исследованы остальные составляющие: возможно неправильно работает электроника или система питания. Судэксперты отметили лишь один факт, что масла мало и, что разрушение перегородок произошло в последний момент из-за масляного голодания. В результате образовались на поршне царапинке, на цилиндре тоже, поскольку кольца начали по этим царапинам скрежетать. И люди подводят под эту версию целую теорию про силу F!
А по моему мнению разрушение поршня, перегородок в нем - первично.
Любое масляное голодание отражается на подшипниках коленчатого вала, так вот они там - идеальные.
Это основной показатель достаточности масла. Как только есть небольшая нехватка масла – моментально вал начинает тереть.
Вобщем, на лицо производственный дефект, а не эксплуатационный. Поэтому вина водителя, как минимум, спорна и претензии к тех.центру или производителю обоснованы.
Вот такие бывают разгадайки! :)
Ответы по комментариям
@111q
За 2 месяца до поломки меняли турбонагнетатель. Следы масла во впускном коллекторе вполне могли остаться от поломки старого нагнетателя. (коллектору всего 2 месяца исполнилось на момент замены нагнетателя)
Сомневаюсь, но всё может быть.
@111q
Написано так, как будто это штатный режим эксплуатации автомобиля и каждый второй приезжает на сервис без клапана. Причины возникновения повышенного давления не исследованы. Само давление могло возникнуть из-за разрушения колец, из-за недостатка масла. т.е. отсутствие клапана - не причина а следствие низкого уровня масла.
Совершенно правильный вывод, достойный эксперта.
@111q
Масло чернющее, за 3 месяца оно наврятли таким бы стало - это скорее за пол-года - год. т.е. при замене турбины скорее всего в сервисе масло не меняли.
Если масло быстро чернеет – это говорит о не совсем правильной работе двигателя. Но черное масло на таком плохом фото - не самый важный показатель.
@Maksoff
На автомобилях с чрезмерным количеством картерных газов клапан не справляется с их полным отводом.
Это констркутивная особенность автомобиля, никак не связанная с эксплуатацией авто.
Повышенное количество картерных газов – это следствие неисправности двигателя. При исправном двигателе клапан не выдует, потому что расход газов не такой большой.
@vamp756
А вот мне интересно - если человек, на новой машине, приезжает на ТО своевременно, и потом вдруг что то ломается - разве могут ему предъявить что это следствие низкого уровня масла, ведь владелец все делал для того что бы масло там было
Уровень масла проверяется при ТО. Но по инстукции водитель сам обязан проверять уровень масла. При отсутствии нормального уровня масла, если выявляются следы масляного голодания, вся ответственность ложится на водителя. То есть водитель должен сам проверять. :) В автомобиле было масло, но его было мало.
@Maksoff
Из этого можно сделать вывод, что во время последней замены клапанной крышки и впускного коллектора клапан не был установлен на свое место, что привело к повышенному расходу масла.
Это врядли. Там специально крышку меняли, вряд ли вставляли её, предварительно вынув клапан.
@SaltLake
Рассмотрим имеющиеся повреждения и следы неисправной работы двигателя:
— Износ вкладышей
Задиры юбки, доходящие до колец, имеют светлый металический цвет, что, обычно, свидетельствует о поступлении недостаточного количества масла в пару поршень-цилиндр.
Не вижу износа вкладышей. То, что Вы видите, как следы износа – просто блики при фотографировании. Отличные вкладыши, не менее отличные шейки вкладышей. То есть пара трения – отличная. А это признак , что масла было достаточно. И масло, вытекая из вкладыша, разбрызгивалось и попадало на стенки цилиндра и смазывало поршень. А для поршня надо совсем чуть-чуть масла.
Задиры, когда мало масла, выглядят несколько иначе. При недостатке масла происходит повышение температуры, соответственно перегрев, соответственно пригар масла, на чугунном цилиндре могут возникнуть следы побежалости. Кроме того, в цилиндре задир обычно идет по большей поверхности, а не по узкому сегменту.
Поломка перемычки поршня скорее вызвана детонацией, а не "прихваткой" поршня к цилиндру.
Здравая мысль, согласен.
Развитие поломки.
В результате детонации лопается перемычка на поршне между компрессионными кольцами. После этого происходит прорыв газов из камеры сгорания в картер и через систему вентиляции масло гонит во впускной коллектор (на фотографиях видны следы масла).
Совершенно верно. За это и получаете ключ эксперта. :)
Со временем уровень масла падает до критического и начинается износ вкладышей и юбок поршней.
Масло было, маслоприемник закрыт, масло подавалось. Кроме того, как я уже писал ранее – масло подавалось и задиры на юбке вызваны не этим.
Полагаю, если бы Вы осматривали, держали в руках пару трения – Вы бы сделали верный вывод. Всё-таки качество фото плохое.
И все же, для смазывания юбки нужно очень мало масла. В двигателе существует две пары трения: жидкое и полужидкое. Жидкое требует постоянной подачи масла с избытком и под давлением: вкладыши коленчатого, распределительного вала – они очень чуткие к потере масла, там ведь сразу идет контакт и повышенный износ: задиры и т.д. А такая поверхность, как поршень, не имеет таких окружных скоростей. Скорости меньше, удельные нагрузки меньше, поэтому они смазываются разбрызгиванием масла. Хватает с избытком.
Если ездили когда-то на старых жигулях, то знаете, что при износе маслосъемных колец, которые очищают цилиндр от избыточного масла, машина начинает дымить.
Единственное, там, где происходит прорыв газа, маcло “сдувается” в верхней части цилиндра и ухудшаются немного условия смазки.
А разве на алюминиевом поршне будут цвета побежалости из-за перегрева от сухого трения? А можно ли чугунную гильзу цилиндра окруженную рубашкой охлаждения двигателя довести до таких температур?
Можно. На алюминиевом поршне будут не следы побежалости, а пригорит масло. Кроме того, на нем начнутся не такие резкие задиры, а будет выглядеть, как небольшое оплавление. В данном случае задиры не от недостатка масла, а от попадания частиц разрушающегося поршня и части остекленевшего нагара. И эти задиры образуются сразу под повреждением поршня.
От недостатка масла задиры бы были с двух сторон, к сожалению судэксперты не сделали фото обратной стороны поршня.
> Также, не учитывается действие на кольца силы от давления газов в
>цилиндре (при движении поршня вниз), которая, действуя
>во встречном направлении (вниз), уменьшает действие
>силы F, направленной вверх. Соответственно...
Это касательно рабочего такта. Но на такте впуска, когда поршень также движется вниз, над поршнем создается разряжение и силы суммируются.
Ну и что, что силы суммируются.
Максимальное разряжение, которое мы можем достичь на земле это 1 атмосфера. В двигателе гораздо меньшее разряжение, а сила давления газов, которые давят с другой стороны, намного её превосходит. Сила давления в цилиндре во время сжатия , во время сгорания, в десятки раз превосходит разряжение. Поэтому давлением разряжения можно пренебречь: оно имеет слишком малую величину.
Мы находимся на дне воздушного океана в котором давление – 1 атмосфера, если мы поднимемся в космос – давление будет 0 атмосфер. Этим и обусловлено, почему легче сделать космическую станцию, чем станцию подводную. Потому что при спуске на 10 метров в воду мы получаем 1 атмосферу, а на 1 км – 100 атмосфер.
Размышления
Всем спасибо за комментарии. Не могу не отметить инженерный ум @111q и @SaltLake, молодцы. Приятно видеть коллег-инженеров в вашем поколении. Для меня же эта автозагадка была поводом выразить свои мысли после рецензии, освободить ум от незавершенности, что и было сделано.
До новых встреч. Берегите себя на дорогах.
— Бесплатный ремонт по ОСАГО
— добавляйтесь к нам в группу вконтакте
Спасибо.
"Уровень масла проверяется при ТО. Но по инстукции водитель сам обязан проверять уровень масла. При отсутствии нормального уровня масла, если выявляются следы масляного голодания, вся ответственность ложится на водителя. То есть водитель должен сам проверять. :) В автомобиле было масло, но его было мало. "
Если представить ситуацию, в которой уровень масла понизился из-за производственного брака в двигателе или в следствие его конструктивного недостатка, не описанного в документации к автомобилю, являются ли последствия масляного голодания (поломки двигателя и прочее) прямой виной водителя?
в документации к Джиму написано, что допустимым считается расход масла 1л/1000 км. соответственно, если масло уходит быстрее - ремонт двигателя будет гарантийным. если медленнее - то пользователь сам дурак.
Конструктивный недостаток (особенность) двигателя это другое — поэтому производители дают допуски на расход масла. В инструкции по эксплуатации автомобиля указывается когда нужно делать проверки уровня масла. Каждый указывает по разному: перед каждой поездкой, перед длительной поездкой, при каждой заправке топливом, и т.д. Например необходимо проверять уровень масла при каждой заправке топливом. Водитель посмотрел щуп — масло чуть выше отметки минимум. Заправил полный бак (50 л), при среднем расходе в 10 л/100 км — запас хода 500 км. Если двигатель начинает расходовать масла больше (скажем 2 л на 1000 км), чем указывает производитель (0.8 л на 1000 км). То при следующей проверке уровень упадет сильно ниже отметки минимум. Если двигатель получит повреждения от нехватки масла, то вины водителя в этом не будет. Он строго следовал инструкции. Но это будет достаточно сложно доказать. Нужны задокументированные данные по пробегу (записи у дилера) и расходу масла (чеки о покупке масла). Доказать нужно будет то, что за межсервисный интервал (10000 км) водитель покупал на долив более 10 л масла.
А клапанную крышку меняли, наверное из-за того что масло давило из-под ее прокладки из-за повышенного давления в системе ВКГ. Это уже верный признак лезть в двигатель.
Ох уж эти вкладыши. На фотке четко видно что вкладыш полностью стерт до меди. Зачем такие фотографии включать в экспертизу... А на фотке поршня показан лишь нижний вкладыш, который не нагружается, он выглядит нормальным.