Автоэкспертиза: Рецензия на экспертизу
В судебной деятельности есть у меня такая работа, как написание рецензий на чужие экспертизы.
Когда проведена судебная экспертиза, в суде у одной из сторон процесса могут возникнуть обоснованные сомнения в правильности экспертизы. Тогда судья может назначить рецензию на судебную экспертизу, написание которой поручается другому эксперту.
Однако в рамках рецензии эксперт не имеет права выразить свое мнение о ситуации в целом. И следующая автоэкспертная загадка – отличный повод, чтобы мне поделится своей версией случившегося.
Преамбула
В 2011 году в одной из дилерских компаний был приобретен автомобиль Opel Astra Sport.
Через пять дней автомобиль был доставлен эвакуатором в тех.центр продавца, где был проведен ремонт стартера.
Ровно через год (2012), день в день, автомобиль снова ремонтируется в тех.центре в течении месяца. Была произведена замена клапанной крышки и впускного коллектора.
Через два месяца автомобиль снова попадает в тех.центр. Был заменен турбонагнетатель.
И ещё через 3 месяца автомобиль попадает в тех.центр, где сотрудники сервиса отказывают в гарантийном ремонте. Потому что, по их мнению, случай не гарантийный, дефекты машины являются следствием недостаточного уровня масла.
Тогда водитель подает дилеру заявление о расторжении договора купли-продажи, и требует вернуть деньги, включая неустойку за превышение сроков ремонта.
Дилер с требованиями не согласился. И владелец машины подал в суд приплюсовав к иску требование о возмещении морального ущерба и 50% штраф за недобровольное удовлетворение требований водителя.
Суд назначил судебную экспертизу, которая определяет, что выявленные дефекты машины являются следствием недостаточного уровня масла.
Однако юристы истца написали обоснованное возражение, в результате чего судья решает назначить рецензию на экспертизу. Выбор в написании рецензии пал на меня.
Что я предлагаю
Я опубликую чужую судебную экспертизу. И её нужно вам прорецензировать. То есть найти места в тексте, которые вам кажутся не вполне верными и обоснованно дать свой антитезис.
Затем я размещу свою рецензию, а потом свою версию причины дефектов автомобиля.
В судебной экспертизе, конечно, много букв, однако слог у эксперта хороший, читается легко. За качество фото извиняюсь, но это то, что мне прислали судэксперты.
Автор лучшей рецензии получит небезызвестный виртуальный подарок, золотой ключ автоэксперта. ;)
Судебная экспертиза
Перед судебными экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Какие имеются неисправности в автомашине «Opel Astra» и если имеются, то какие и какова причина их происхождения? Носят ли они эксплуатационный характер, производственный или связанный с некачественно выполненными работами по устранению недостатков?
2. Являются ли выявленные в недостатки в автомашине существенными?
3. Устранялись ли выявленные недостатки ранее по гарантии?
Для ответов на вопросы, поставленные перед экспертами был осмотрен автомобиль Opel Astra.
Внешний осмотр показал, что автомобиль полнокомплектный. Изменений в конструкцию автомобиля в процессе эксплуатации не вносили. В моторном отсеке нет следов попадания посторонних предметов.
Впускной тракт, воздушный фильтр осматривались на предмет попадания жидкостей в эксплуатации. Признаки попадания жидкости во впускной тракт отсутствуют.
Автомобиль не имеет внешне видимых признаков попадания в ДТП и следов жесткой внедорожной эксплуатации. Двигатель автомобиля подразобран. Блок цилиндров с установленным в нем коленчатым валом и поршнями находится в моторном отсеке.
Головка блока цилиндров, поддон и другие, демонтированные с двигателя детали, находятся в багажном отсеке.
Технические жидкости из двигателя при разборке были слиты. Часть моторного масла сохранилась в поддоне картера:
Масло черного цвета. По органолептической оценке масло имеет повышенною вязкость, но сохранило текучесть и часть своих смазывающих свойств. При наклоне поддона масло перетекает в сторону наклона. В материалах дела имеется химический анализ и спектральный анализ масла.
Экспертизой был предпринят поиск причины снижения уровня моторного масла в двигателе.
Не зависимо от того, носит ли причина производственный или эксплуатационный характер, лицо, эксплуатирующее автомобиль, не должно допускать снижения уровня масла на масляном щупе ниже отметки MIN. Для этого в распоряжении лица, эксплуатирующего автомобиль, есть два средства: долив масла до нормы или прекращение эксплуатации автомобиля при снижении уровня масла до отметки MIN. Порядок контроля уровня масла изложен в руководстве по эксплуатации автомобиля Opel Astra.
Для того, чтобы на щупе отсутствовало масло, потери должны составлять более 2 литров. При выделении масла во внешнюю среду масло будет подтекать, как на стоянке, оставляя след под автомобилем, так и во время движения - оставит следы на днище автомобиля. Место стоянки мог контролировать тот, кто эксплуатировал автомобиль. Экспертиза осмотрела моторный отсек и днище автомобиля .
Следов масла, характерных для потерь во внешнюю среду, не обнаружено. Потери масла во внешнюю среду не установлены.
При определенных дефектах моторное масло может попадать в систему охлаждения и в систему выпуска отработавших газов. Охлаждающая жидкость из двигателя слита. Об отсутствии попадания масла в систему охлаждения можно сослаться на два обстоятельства: на стенках расширительного бачка отсутствуют следы масла. Специалисты сервисной организации, сливавшей охлаждающую жидкость, не отметили наличие масла в охлаждающей жидкости (это должно быть видно визуально). Потери масла во внутренние системы двигателя не установлены.
Не сгоревшее масло может попадать в систему выпуска, что оставляет характерные следы на картридже каталитического нейтрализатора.
На фото показано состояния каталитического нейтрализатора. Не сгоревшее моторное масло на него не попадало. Утечек масла из турбонагнетателя в направлении системы выпуска (в катализатор) не было.
При утечках масла через турбонагнетатель моторное масло может попадать, как в систему выпуска (см. выше- не установлено), так и на впуск. Если масло из турбонагнетателя попадает во впускной коллектор, то оно затем попадает в цилиндры двигателя, где сгорает (расходуется). Так как масло из турбонагнетателя поступает в не испаренном и не распыленном виде, то оно оставляет характерные потеки в самом турбонагнетателе
Подтекания моторного масла из самого турбонагнетателя во впуск также не установлено. Турбонагнетатель находится в работоспособном состоянии. Техническое состояние турбонагнетателя не было причиной повышенного расхода моторного масла.
Нарушение процесса сгорания в виде детонации - исследование. При детонации после инициирования зажигания запальной искрой/в других частях камеры сгорания происходит самовоспламенение; что ведёт примерно к десятикратному повышению скорости горения топлива. Это, в свою очередь, вызывает скачкообразный рост давления до 300 бар на градус угла поворота коленчатого вала (нормальное значение - от 3 до 5 бар), а также колебания с частотами, приближающимися к ультразвуковым значениям, и перегрев по причине неравномерного процесса сгорания топлива.
Следствием этих проявлений являются трещины и надломы перемычек поршневых колец и юбки поршня по направлению сверху вниз.
Такой сбой работы двигателя также имеет название «детонационного сгорания топлива».
Пример поломки межкольцевой перемычки (перегородки) в результате детоционного сгорания топлива в двигателе.
Детонация может быть следствием применения несоответствующего топлива по октановому числу. Топливо, которое находилось в топливном баке, было проверено в лаборатории. Результат см. Протокол испытаний. На момент исследования в автомобиле заправлено надлежащее топливо.
Однако нельзя ни подтвердить и не опровергнуть то обстоятельство, что низкооктановый бензин мог быть выработан, а на его место мог быть заправлен надлежащий бензин. В таком случае информация может быть сохранена в памяти блока управления двигателем (в компьютере автомобиля). Тестирование памяти компьютера привело к результату, показанному на рис. 9 . Диагностические коды неисправности не сохранены. В заказ-наряде от 31.032013 года отражено: - кодов неисправностей нет. Т.е. коды неисправности отсутствовали еще при поступлении автомобиля в тех.центр.
Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем имеет возможность, до определенной степени, путем изменения угла опережения зажигания, подстраиваться для работы на низкооктановом топливе. Если возможности ЭБУ исчерпаны, то в память компьютера будет записана ошибка, а двигатель автомобиля будет переведен в режим, при котором автомобиль перестанет разгоняться. В таком случае водители говорят: «Машина не едет». Если водитель обратиться в сервисную организацию, то в хорошем сервисе сначала сделают диагностику ДАС, а потом, при отсутствии проблем, сотрут ошибки в компьютере. Если это гаражный сервис, то диагностики может не быть, а ошибки могут быть стерты временным отсоединением клеммы аккумуляторной батареи в надежде, что после заправки надлежащим бензином ошибки не повторятся.
Таким образом, показать прямыми экспертными методами на использование в двигателе топлива с пониженным октановым числом не представляется возможным. На момент экспертизы в автомобиле заправлено надлежащее по октановому числу топливо.
Также не представляется возможным доказать, что детонация могла бы возникнуть из-за повышенного давления наддува — коды неисправностей отсутствуют.
Установлено, что моторное масло обильно поступало во впускной коллектор.
Во впуск двигателя моторное масло попадало из системы вентиляции картера через трубку вентиляции картерных газов, по схеме, показанной на рисунке ниже.
Вывод из блока двигателя картерных газов осуществляется при помощи системы вентиляции полузакрытого типа. Газы выводятся через крышку газораспределительного механизма и по специальному шлангу поступают во впускной трубопровод.
Картерные газы несут в своем составе пары моторного масла. След, оставленный картерными газами во впускном трубопроводе, показан на фото:
Поступление картерных газов во впускной коллектор регулируется клапаном принудительной вентиляции картера (PCV) (см. рис. выше). При работе двигателя с частично открытой дроссельной заслонкой картерные газы всасываются во впускной коллектор через клапан PCV. Как правило, производительности клапана хватает для отвода картерных газов и небольшого количества вентиляционного воздуха.
Место установки клапана PCV в крышке ГБЦ. Клапан PCV отсутствует.
Движение картерных газов от места расположения клапана PCV к впускному тракту и далее в цилиндры двигателя.
На автомобилях с чрезмерным количеством картерных газов клапан не справляется с их полным отводом. Клапан (мелкая пластмассовая деталь) может быть сорван со своего штатного места давлением газов и перемещен во впускной тракт, из которого может попасть в один из цилиндров двигателя. В цилиндре двигателя пластмассовый клапан может сгореть. Установленное отсутствие клапана PCV указывает на повышенное давление картерных газов. Так как отсутствуют доказательства детонационного сгорания или повышенного давления наддува, то экспертиза связывает повышенное давление картерных газов с нагрузкой на двигатель, форсированным режимом эксплуатации двигателя.
При повышенном количестве картерных газов, поступающих в цилиндры двигателя, происходит быстрое снижение уровня моторного масла в двигателе. Пары моторного масла, содержащиеся в картерных газах, сгорают в двигателе. Происходит повышенный расход моторного масла на угар. При повышенном расходе моторного масла на угар количества масла, залитого в двигатель при прохождении планового технического обслуживания, окажется недостаточно для работы мотора до наступления срока очередного планового технического обслуживания (ТО).
Для наглядности на рисунке показано, как при снижении уровня смазки начинают испытывать масляное голодание, а затем повышенный износ пара трения поршень-цилиндр, а также поршневые кольца-цилиндр:
Износ цилиндро-поршневой группы из-за недостатка смазки имеет место в двигателе автомобиля Opel Astra. Ясно видны задиры металла на юбках поршней:
На зеркале цилиндров ясно видны широкие полосы вертикальных задиров
Вертикальные задиры металла зеркала цилиндров (показано стрелкой).
Взаимодействие поршневых колец и зеркала цилиндров приводило, с одной стороны, к образованию задиров на зеркале цилиндров, а, с другой стороны, приводило к возрастанию силы F (см. рис ниже).
Сила F способна привести к поломке межкольцевой перемычки. При этом широкая сторона излома образуется сверху (со стороны головки поршня). Именно такой характер имеет разрушение исследуемого поршня двигателя автомобиля Opel /Astra.
Пары трения, которые смазываются под давлением, например, вкладыши коленчатого вала ( не испытывали острого масляного голодания.
Это объясняется тем, что маслоприемник масляного насоса оставался погруженным в то малое количество моторного масла, которое еще оставалось в поддоне картера двигателя. Опасными с точки зрения масляного голодания для пар трения, смазывающихся под давлением, являлись режимы, когда из-за рельефа местности, масло в поддоне стекало в сторону от маслоприемника и последний всасывал порцию воздуха.
Предотвратить работу мотора в режиме масляного голодания должны действия лица, эксплуатирующего автомобиль. Регулярная проверка и, при необходимости, долив моторного масла, предусмотренные Руководством по эксплуатации, позволит мотору доработать до поступления автомобиля в сервисную организацию для планового ТО без масляного голодания. Если автомобиль прибыл в сервисную организацию с пониженным уровнем моторного масла (см. лист дела 28 и 29) и имеются повреждения на парах трения, вызванные масляным голоданием, то устранение такого дефекта, который принято относить к эксплуатационным, производится заменой поврежденных деталей или агрегатным методом.
Работа двигателя в режиме масляного голодания, когда происходят задиры на всех поршнях и цилиндрах двигателя, а поршневые кольца скользят по цилиндрам в режиме сухого трения и создают нештатные нагрузки на межкольцевые перемычки (перегородки) может вызывать поломки независимо от качества материала поршней. Однако так как нельзя исключить, что дефект материала поршней мог иметь место и действовал, как самостоятельный фактор, то для полноты заключения было выполнено металлографическое исследование.
Металлографическая часть
На металлографическое исследование поступил поршень двигателя автомобиля Opel Astra 2011 года выпуска. В результате внешнего осмотра установлено наличие сломанной перегородки между компрессионными кольцами:
На поверхности днища поршня имеются отложения в виде нагара сажи, а на боковой поверхности в виде асфальтенов и лака .
Поршень работал достаточно длительное время со сломанной межкольцевой перемычкой, о чем свидетельствует наличие отложений на поверхности излома. Разрушение шло со стороны юбки к головке поршня. На юбке поршня имеются задиры
Поверхность излома межкольцевой перемычки поршня покрыта отложениями,
образованными в процессе работы двигателя. Стрелкой F указанно направление Разрушения
Разрушение перемычки происходило от действия сил, возникших от заедания поршня в цилиндре.
Вывод по металлографическому исследованию: Металлургические дефекты в материале в виде пор, крупных неметаллических включений, усадочных раковин и др. не установлены. Разрушение произошло под действием нагрузки, превышающей конструктивную прочность поршня.
Ответы на вопросы суда
1. Какие имеются неисправности в автомашине «Opel Astra» и если имеются, то какие и какова причина их происхождения? Носят ли они эксплуатационный характер, производственный или связанный с некачественно выполненными работами по устранению недостатков?
В автомашине Opel Astra 2011 года выпуска имеются неисправности двигателя: отсутствие в крышке головки блока цилиндров клапана PCV и механические повреждения деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) всех поршней и всех цилиндров в виде вертикальных задиров металла деталей. Причина отсутствия клапана PCV, наиболее вероятно, связана с повышенным давлением картерных газов в двигателе. Клапан PCV был установлен на автомобиль вместе с крышкой в 2012 г. Исчезнуть с своего штатного места (если не предполагать специальные действия третьих лиц) клапан мог только путем выдавливания его повышенным давлением картерных газов в систему впуска и далее в один из цилиндров двигателя. В цилиндре двигателя клапан мог сгореть. Механические повреждения деталей ЦПГ вызваны недостатком смазки при работе двигателя.
2. Являются ли выявленные в недостатки в автомашине существенными?
Существенность недостатка правовое понятие. Суждение по вопросам права выходит за пределы специальных познаний автотехнических экспертов. Эксперты в рамках ответа на второй вопрос сообщат только сведения технического характера, которые могут быть полезны при отнесении (или не отнесении) недостатка к существенному. В результате дефектов деталей (см. ответ на первый вопрос) двигатель автомобиля Opel Astra 2011 года выпуска утратил
работоспособность. Для восстановления технических характеристик двигателя необходимо произвести ремонт, который, если следовать рекомендациям производителя, потребует замены базовых деталей двигателя, объединенных в так называемый короткий блок и замену крышки ГВЦ из-за отсутствующего клапана PCV. Автомобиль может продолжать эксплуатироваться после проведения ремонта двигателя.
Обычно понятие существенный недостаток применяется к производственному дефекту (дефектам). Дефекты двигателя автомобиля Opel Astra возникли из-за низкого уровня моторного масла.
Снижение уровня моторного масла произошло в эксплуатации, и уровень не был своевременно восполнен лицом, эксплуатировавшим автомобиль (лист дела 29 ). Автотехнические эксперты относят дефекты, возникшие из-за несвоевременного долива масла в двигатель, к эксплуатационным.
3. Устранялись ли выявленные недостатки ранее по гарантии?
Дефекты в виде механического повреждения деталей цилиндропоршневой группы ранее по гарантии не устранялись. Ранее по гарантии заменялась крышка ГВЦ (в которой расположен клапан PCV). Причину замены крышки ГБЦ по документам, имеющимся в материалах гражданского дела, установить нельзя
Послесловие
Эксперты проводившие судебную экспертизу - хорошие, уважаемые. Но в данной экспертизе как будто решили акценты расставить не вполне объективно. Почему? Не знаю. Как поется в известной песне: "мысль мертва, радость моя, а жизнь жива". И жизнь богаче, чем любые предположения.
Оставляйте свои ответы в комментариях. Завтра опубликую свою рецензию и свои мысли о том, что же произошло "на самом деле". :-) Автор лучшего ответа получит золотой ключ эксперта.
— Бесплатный ремонт по ОСАГО
— добавляйтесь к нам в группу вконтакте
Когда проведена судебная экспертиза, в суде у одной из сторон процесса могут возникнуть обоснованные сомнения в правильности экспертизы. Тогда судья может назначить рецензию на судебную экспертизу, написание которой поручается другому эксперту.
Однако в рамках рецензии эксперт не имеет права выразить свое мнение о ситуации в целом. И следующая автоэкспертная загадка – отличный повод, чтобы мне поделится своей версией случившегося.
Преамбула
В 2011 году в одной из дилерских компаний был приобретен автомобиль Opel Astra Sport.
Через пять дней автомобиль был доставлен эвакуатором в тех.центр продавца, где был проведен ремонт стартера.
Ровно через год (2012), день в день, автомобиль снова ремонтируется в тех.центре в течении месяца. Была произведена замена клапанной крышки и впускного коллектора.
Через два месяца автомобиль снова попадает в тех.центр. Был заменен турбонагнетатель.
И ещё через 3 месяца автомобиль попадает в тех.центр, где сотрудники сервиса отказывают в гарантийном ремонте. Потому что, по их мнению, случай не гарантийный, дефекты машины являются следствием недостаточного уровня масла.
Тогда водитель подает дилеру заявление о расторжении договора купли-продажи, и требует вернуть деньги, включая неустойку за превышение сроков ремонта.
Дилер с требованиями не согласился. И владелец машины подал в суд приплюсовав к иску требование о возмещении морального ущерба и 50% штраф за недобровольное удовлетворение требований водителя.
Суд назначил судебную экспертизу, которая определяет, что выявленные дефекты машины являются следствием недостаточного уровня масла.
Однако юристы истца написали обоснованное возражение, в результате чего судья решает назначить рецензию на экспертизу. Выбор в написании рецензии пал на меня.
Что я предлагаю
Я опубликую чужую судебную экспертизу. И её нужно вам прорецензировать. То есть найти места в тексте, которые вам кажутся не вполне верными и обоснованно дать свой антитезис.
Затем я размещу свою рецензию, а потом свою версию причины дефектов автомобиля.
В судебной экспертизе, конечно, много букв, однако слог у эксперта хороший, читается легко. За качество фото извиняюсь, но это то, что мне прислали судэксперты.
Автор лучшей рецензии получит небезызвестный виртуальный подарок, золотой ключ автоэксперта. ;)
Судебная экспертиза
Перед судебными экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Какие имеются неисправности в автомашине «Opel Astra» и если имеются, то какие и какова причина их происхождения? Носят ли они эксплуатационный характер, производственный или связанный с некачественно выполненными работами по устранению недостатков?
2. Являются ли выявленные в недостатки в автомашине существенными?
3. Устранялись ли выявленные недостатки ранее по гарантии?
Для ответов на вопросы, поставленные перед экспертами был осмотрен автомобиль Opel Astra.
Внешний осмотр показал, что автомобиль полнокомплектный. Изменений в конструкцию автомобиля в процессе эксплуатации не вносили. В моторном отсеке нет следов попадания посторонних предметов.
Впускной тракт, воздушный фильтр осматривались на предмет попадания жидкостей в эксплуатации. Признаки попадания жидкости во впускной тракт отсутствуют.
Автомобиль не имеет внешне видимых признаков попадания в ДТП и следов жесткой внедорожной эксплуатации. Двигатель автомобиля подразобран. Блок цилиндров с установленным в нем коленчатым валом и поршнями находится в моторном отсеке.
Головка блока цилиндров, поддон и другие, демонтированные с двигателя детали, находятся в багажном отсеке.
Технические жидкости из двигателя при разборке были слиты. Часть моторного масла сохранилась в поддоне картера:
Масло черного цвета. По органолептической оценке масло имеет повышенною вязкость, но сохранило текучесть и часть своих смазывающих свойств. При наклоне поддона масло перетекает в сторону наклона. В материалах дела имеется химический анализ и спектральный анализ масла.
Экспертизой был предпринят поиск причины снижения уровня моторного масла в двигателе.
Не зависимо от того, носит ли причина производственный или эксплуатационный характер, лицо, эксплуатирующее автомобиль, не должно допускать снижения уровня масла на масляном щупе ниже отметки MIN. Для этого в распоряжении лица, эксплуатирующего автомобиль, есть два средства: долив масла до нормы или прекращение эксплуатации автомобиля при снижении уровня масла до отметки MIN. Порядок контроля уровня масла изложен в руководстве по эксплуатации автомобиля Opel Astra.
Для того, чтобы на щупе отсутствовало масло, потери должны составлять более 2 литров. При выделении масла во внешнюю среду масло будет подтекать, как на стоянке, оставляя след под автомобилем, так и во время движения - оставит следы на днище автомобиля. Место стоянки мог контролировать тот, кто эксплуатировал автомобиль. Экспертиза осмотрела моторный отсек и днище автомобиля .
Следов масла, характерных для потерь во внешнюю среду, не обнаружено. Потери масла во внешнюю среду не установлены.
При определенных дефектах моторное масло может попадать в систему охлаждения и в систему выпуска отработавших газов. Охлаждающая жидкость из двигателя слита. Об отсутствии попадания масла в систему охлаждения можно сослаться на два обстоятельства: на стенках расширительного бачка отсутствуют следы масла. Специалисты сервисной организации, сливавшей охлаждающую жидкость, не отметили наличие масла в охлаждающей жидкости (это должно быть видно визуально). Потери масла во внутренние системы двигателя не установлены.
Не сгоревшее масло может попадать в систему выпуска, что оставляет характерные следы на картридже каталитического нейтрализатора.
На фото показано состояния каталитического нейтрализатора. Не сгоревшее моторное масло на него не попадало. Утечек масла из турбонагнетателя в направлении системы выпуска (в катализатор) не было.
При утечках масла через турбонагнетатель моторное масло может попадать, как в систему выпуска (см. выше- не установлено), так и на впуск. Если масло из турбонагнетателя попадает во впускной коллектор, то оно затем попадает в цилиндры двигателя, где сгорает (расходуется). Так как масло из турбонагнетателя поступает в не испаренном и не распыленном виде, то оно оставляет характерные потеки в самом турбонагнетателе
Подтекания моторного масла из самого турбонагнетателя во впуск также не установлено. Турбонагнетатель находится в работоспособном состоянии. Техническое состояние турбонагнетателя не было причиной повышенного расхода моторного масла.
Нарушение процесса сгорания в виде детонации - исследование. При детонации после инициирования зажигания запальной искрой/в других частях камеры сгорания происходит самовоспламенение; что ведёт примерно к десятикратному повышению скорости горения топлива. Это, в свою очередь, вызывает скачкообразный рост давления до 300 бар на градус угла поворота коленчатого вала (нормальное значение - от 3 до 5 бар), а также колебания с частотами, приближающимися к ультразвуковым значениям, и перегрев по причине неравномерного процесса сгорания топлива.
Следствием этих проявлений являются трещины и надломы перемычек поршневых колец и юбки поршня по направлению сверху вниз.
Такой сбой работы двигателя также имеет название «детонационного сгорания топлива».
Пример поломки межкольцевой перемычки (перегородки) в результате детоционного сгорания топлива в двигателе.
Детонация может быть следствием применения несоответствующего топлива по октановому числу. Топливо, которое находилось в топливном баке, было проверено в лаборатории. Результат см. Протокол испытаний. На момент исследования в автомобиле заправлено надлежащее топливо.
Однако нельзя ни подтвердить и не опровергнуть то обстоятельство, что низкооктановый бензин мог быть выработан, а на его место мог быть заправлен надлежащий бензин. В таком случае информация может быть сохранена в памяти блока управления двигателем (в компьютере автомобиля). Тестирование памяти компьютера привело к результату, показанному на рис. 9 . Диагностические коды неисправности не сохранены. В заказ-наряде от 31.032013 года отражено: - кодов неисправностей нет. Т.е. коды неисправности отсутствовали еще при поступлении автомобиля в тех.центр.
Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем имеет возможность, до определенной степени, путем изменения угла опережения зажигания, подстраиваться для работы на низкооктановом топливе. Если возможности ЭБУ исчерпаны, то в память компьютера будет записана ошибка, а двигатель автомобиля будет переведен в режим, при котором автомобиль перестанет разгоняться. В таком случае водители говорят: «Машина не едет». Если водитель обратиться в сервисную организацию, то в хорошем сервисе сначала сделают диагностику ДАС, а потом, при отсутствии проблем, сотрут ошибки в компьютере. Если это гаражный сервис, то диагностики может не быть, а ошибки могут быть стерты временным отсоединением клеммы аккумуляторной батареи в надежде, что после заправки надлежащим бензином ошибки не повторятся.
Таким образом, показать прямыми экспертными методами на использование в двигателе топлива с пониженным октановым числом не представляется возможным. На момент экспертизы в автомобиле заправлено надлежащее по октановому числу топливо.
Также не представляется возможным доказать, что детонация могла бы возникнуть из-за повышенного давления наддува — коды неисправностей отсутствуют.
Установлено, что моторное масло обильно поступало во впускной коллектор.
Во впуск двигателя моторное масло попадало из системы вентиляции картера через трубку вентиляции картерных газов, по схеме, показанной на рисунке ниже.
Вывод из блока двигателя картерных газов осуществляется при помощи системы вентиляции полузакрытого типа. Газы выводятся через крышку газораспределительного механизма и по специальному шлангу поступают во впускной трубопровод.
Картерные газы несут в своем составе пары моторного масла. След, оставленный картерными газами во впускном трубопроводе, показан на фото:
Поступление картерных газов во впускной коллектор регулируется клапаном принудительной вентиляции картера (PCV) (см. рис. выше). При работе двигателя с частично открытой дроссельной заслонкой картерные газы всасываются во впускной коллектор через клапан PCV. Как правило, производительности клапана хватает для отвода картерных газов и небольшого количества вентиляционного воздуха.
Место установки клапана PCV в крышке ГБЦ. Клапан PCV отсутствует.
Движение картерных газов от места расположения клапана PCV к впускному тракту и далее в цилиндры двигателя.
На автомобилях с чрезмерным количеством картерных газов клапан не справляется с их полным отводом. Клапан (мелкая пластмассовая деталь) может быть сорван со своего штатного места давлением газов и перемещен во впускной тракт, из которого может попасть в один из цилиндров двигателя. В цилиндре двигателя пластмассовый клапан может сгореть. Установленное отсутствие клапана PCV указывает на повышенное давление картерных газов. Так как отсутствуют доказательства детонационного сгорания или повышенного давления наддува, то экспертиза связывает повышенное давление картерных газов с нагрузкой на двигатель, форсированным режимом эксплуатации двигателя.
При повышенном количестве картерных газов, поступающих в цилиндры двигателя, происходит быстрое снижение уровня моторного масла в двигателе. Пары моторного масла, содержащиеся в картерных газах, сгорают в двигателе. Происходит повышенный расход моторного масла на угар. При повышенном расходе моторного масла на угар количества масла, залитого в двигатель при прохождении планового технического обслуживания, окажется недостаточно для работы мотора до наступления срока очередного планового технического обслуживания (ТО).
Для наглядности на рисунке показано, как при снижении уровня смазки начинают испытывать масляное голодание, а затем повышенный износ пара трения поршень-цилиндр, а также поршневые кольца-цилиндр:
Износ цилиндро-поршневой группы из-за недостатка смазки имеет место в двигателе автомобиля Opel Astra. Ясно видны задиры металла на юбках поршней:
На зеркале цилиндров ясно видны широкие полосы вертикальных задиров
Вертикальные задиры металла зеркала цилиндров (показано стрелкой).
Взаимодействие поршневых колец и зеркала цилиндров приводило, с одной стороны, к образованию задиров на зеркале цилиндров, а, с другой стороны, приводило к возрастанию силы F (см. рис ниже).
Сила F способна привести к поломке межкольцевой перемычки. При этом широкая сторона излома образуется сверху (со стороны головки поршня). Именно такой характер имеет разрушение исследуемого поршня двигателя автомобиля Opel /Astra.
Пары трения, которые смазываются под давлением, например, вкладыши коленчатого вала ( не испытывали острого масляного голодания.
Это объясняется тем, что маслоприемник масляного насоса оставался погруженным в то малое количество моторного масла, которое еще оставалось в поддоне картера двигателя. Опасными с точки зрения масляного голодания для пар трения, смазывающихся под давлением, являлись режимы, когда из-за рельефа местности, масло в поддоне стекало в сторону от маслоприемника и последний всасывал порцию воздуха.
Предотвратить работу мотора в режиме масляного голодания должны действия лица, эксплуатирующего автомобиль. Регулярная проверка и, при необходимости, долив моторного масла, предусмотренные Руководством по эксплуатации, позволит мотору доработать до поступления автомобиля в сервисную организацию для планового ТО без масляного голодания. Если автомобиль прибыл в сервисную организацию с пониженным уровнем моторного масла (см. лист дела 28 и 29) и имеются повреждения на парах трения, вызванные масляным голоданием, то устранение такого дефекта, который принято относить к эксплуатационным, производится заменой поврежденных деталей или агрегатным методом.
Работа двигателя в режиме масляного голодания, когда происходят задиры на всех поршнях и цилиндрах двигателя, а поршневые кольца скользят по цилиндрам в режиме сухого трения и создают нештатные нагрузки на межкольцевые перемычки (перегородки) может вызывать поломки независимо от качества материала поршней. Однако так как нельзя исключить, что дефект материала поршней мог иметь место и действовал, как самостоятельный фактор, то для полноты заключения было выполнено металлографическое исследование.
Металлографическая часть
На металлографическое исследование поступил поршень двигателя автомобиля Opel Astra 2011 года выпуска. В результате внешнего осмотра установлено наличие сломанной перегородки между компрессионными кольцами:
На поверхности днища поршня имеются отложения в виде нагара сажи, а на боковой поверхности в виде асфальтенов и лака .
Поршень работал достаточно длительное время со сломанной межкольцевой перемычкой, о чем свидетельствует наличие отложений на поверхности излома. Разрушение шло со стороны юбки к головке поршня. На юбке поршня имеются задиры
Поверхность излома межкольцевой перемычки поршня покрыта отложениями,
образованными в процессе работы двигателя. Стрелкой F указанно направление Разрушения
Разрушение перемычки происходило от действия сил, возникших от заедания поршня в цилиндре.
Вывод по металлографическому исследованию: Металлургические дефекты в материале в виде пор, крупных неметаллических включений, усадочных раковин и др. не установлены. Разрушение произошло под действием нагрузки, превышающей конструктивную прочность поршня.
Ответы на вопросы суда
1. Какие имеются неисправности в автомашине «Opel Astra» и если имеются, то какие и какова причина их происхождения? Носят ли они эксплуатационный характер, производственный или связанный с некачественно выполненными работами по устранению недостатков?
В автомашине Opel Astra 2011 года выпуска имеются неисправности двигателя: отсутствие в крышке головки блока цилиндров клапана PCV и механические повреждения деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) всех поршней и всех цилиндров в виде вертикальных задиров металла деталей. Причина отсутствия клапана PCV, наиболее вероятно, связана с повышенным давлением картерных газов в двигателе. Клапан PCV был установлен на автомобиль вместе с крышкой в 2012 г. Исчезнуть с своего штатного места (если не предполагать специальные действия третьих лиц) клапан мог только путем выдавливания его повышенным давлением картерных газов в систему впуска и далее в один из цилиндров двигателя. В цилиндре двигателя клапан мог сгореть. Механические повреждения деталей ЦПГ вызваны недостатком смазки при работе двигателя.
2. Являются ли выявленные в недостатки в автомашине существенными?
Существенность недостатка правовое понятие. Суждение по вопросам права выходит за пределы специальных познаний автотехнических экспертов. Эксперты в рамках ответа на второй вопрос сообщат только сведения технического характера, которые могут быть полезны при отнесении (или не отнесении) недостатка к существенному. В результате дефектов деталей (см. ответ на первый вопрос) двигатель автомобиля Opel Astra 2011 года выпуска утратил
работоспособность. Для восстановления технических характеристик двигателя необходимо произвести ремонт, который, если следовать рекомендациям производителя, потребует замены базовых деталей двигателя, объединенных в так называемый короткий блок и замену крышки ГВЦ из-за отсутствующего клапана PCV. Автомобиль может продолжать эксплуатироваться после проведения ремонта двигателя.
Обычно понятие существенный недостаток применяется к производственному дефекту (дефектам). Дефекты двигателя автомобиля Opel Astra возникли из-за низкого уровня моторного масла.
Снижение уровня моторного масла произошло в эксплуатации, и уровень не был своевременно восполнен лицом, эксплуатировавшим автомобиль (лист дела 29 ). Автотехнические эксперты относят дефекты, возникшие из-за несвоевременного долива масла в двигатель, к эксплуатационным.
3. Устранялись ли выявленные недостатки ранее по гарантии?
Дефекты в виде механического повреждения деталей цилиндропоршневой группы ранее по гарантии не устранялись. Ранее по гарантии заменялась крышка ГВЦ (в которой расположен клапан PCV). Причину замены крышки ГБЦ по документам, имеющимся в материалах гражданского дела, установить нельзя
Послесловие
Эксперты проводившие судебную экспертизу - хорошие, уважаемые. Но в данной экспертизе как будто решили акценты расставить не вполне объективно. Почему? Не знаю. Как поется в известной песне: "мысль мертва, радость моя, а жизнь жива". И жизнь богаче, чем любые предположения.
Оставляйте свои ответы в комментариях. Завтра опубликую свою рецензию и свои мысли о том, что же произошло "на самом деле". :-) Автор лучшего ответа получит золотой ключ эксперта.
— Бесплатный ремонт по ОСАГО
— добавляйтесь к нам в группу вконтакте
Так же мне очень сомнительно, что клапан мог бесследно сгореть полностью не оставив никаких следов.
Как-то так.
О том, что их оттуда могли убрать в любой момент.
Кстати, я вот что-то сомневаюсь, что клапан унесло во впуск, как пишет эксперт, и он мирно сгорел в двигателе.
За 2 месяца до поломки меняли турбонагнетатель. Следы масла во впускном коллекторе вполне могли остаться от поломки старого нагнетателя. (коллектору всего 2 месяца исполнилось на момент замены нагнетателя)
2. Исчезнуть с своего штатного места (если не предполагать специальные действия третьих лиц) клапан мог только путем выдавливания его повышенным давлением картерных газов в систему впуска и далее в один из цилиндров двигателя.
Написано так, как будто это штатный режим эксплуатации автомобиля и каждый второй приезжает на сервис без клапана. Причины возникновения повышенного давления не исследованы. Само давление могло возникнуть из-за разрушения колец из-за недостатка масла. т.е. отсутствие клапана - не причина а следствие низкого уровня масла.
3. Масло чернющее, за 3 месяца оно наврятли таким бы стало - это скорее за пол-года - год. т.е. при замене турбины скорее всего в сервисе масло не меняли. При этом развалившаяся турбина могла съесть уйму масла, что и послужило причиной поломки.
Но владелец ССЗБ - масло нужно проверять, в том числе на выезде из сервиса.
на новом Jimny к 13000 км оно стало темным, но не черным.
так что за несколько дней черным - что-то тут не так...
По вашей логике: мне нужно отвезти двигатель, у которого: полностью отсутствует расход масла; расход топлива и динамика полностью сосуществуют паспортным значениям; отсутствуют нагар и отложения на деталях клапанного механизма; отсутствуют визуальные течи из соединений; отсутствуют посторонние шумы и т.д. - отвезти на диагностику? :) Спасибо, я уж как - нибудь сам дальше )
Так что стремительно чернеющее масло ИМХО плохой знак...
Проверять масло на выезде из сервиса? Только в этой стране.
А по делу:
На автомобилях с чрезмерным количеством картерных газов клапан не справляется с их полным отводом.
Это констркутивная особенность автомобиля, никак не связанная с эксплуатацией авто.
Опасными с точки зрения масляного голодания для пар трения, смазывающихся под давлением, являлись режимы, когда из-за рельефа местности, масло в поддоне стекало в сторону от маслоприемника и последний всасывал порцию воздуха.
В этом случае должна гореть "масленка" на панели. Раз уж владелец не долил масла при виде этой масленки, смею предположить, что лампочка (или система контроля) была не исправна.
Но похоже в rss статья как-то показывается на время.
Отдельное спасибо за картинку со второго железного человека. Прям представляю, как эксперту по анализу обломков надо определить, что же пошло не так ;)
Под самостоятельно конечно можно подразумевать заезды на СТО для этой проверки по инициативе водителя, если руки у него не приспособлены.
А лампочка - не панацея - сам убедился http://autokadabra.ru/shouts/79136#comment_1566810
я говорю именно про лампочку уровня масла, обычно желтого цвета загорается когда масло по щупу к минимуму подходит.
Если я покупаю дорогую одежду, то она служит дольше, дорогая мебель служит десятки лет и не сыпется, основное преимущество премиумных запчастей к моему велосипеду - это как отсутствие необходимости в их смазке и регулировке длительное время. Таких примеров можно привести десятки и даже больше.
Так почему же покупая дорогую машину я должен с ней постоянно трахаться? Более того, если у автовладельца руки растут из задницы, а такое бывает у многих людей и это нормально, то он огребает дикие простои при поездках в официальный сервис по записи. Не думаю, что можно заехать часов в 9 после работы и попросить сервисменов за 10 минут долить тебе масла... В чем же тогда преимущество новой машины?
И да, у себя в двигателе я масло меняю через 10к, а не 15, как рекомендует производитель в инструкции.
Сколько раз в день ты проверяешь уровень масла?
По моим ощущениями, на обычной машине обычному потребителю проверять уровень масла чаще раза в месяц нет никакого смысла.
А по твоему высказыванию я делаю вывод, что его надо проверять пару раз в неделю.
Я на своей тоже так делаю, но она у меня должна масло есть. Если она его не съест, надо срочно фиксить проблему.
Всё зависит от того как часто человек дальняки гоняет. И какие расстояния считает дальняком. Есть люди которые по 100км ездят в одну сторону чисто на работу каждый день...
Лично для себя я перед каждой дальней поездкой проверяю масло, лампочки, колеса, омывайку и доп. ёмкость с ней и т.д.
А вот товарищ например пишет http://autokadabra.ru/shouts/79136#comment_1567194 про то, что он этого совсем не должен делать, потому, что купил новую машину.
На сколько я понял из экспертизы, там было всё сухо.
Лично для себя я перед каждой дальней поездкой проверяю масло, лампочки, колеса, омывайку и доп. ёмкость с ней и т.д.
Ну перед дальней, да. Но 99% поездок - это из дома на работу или обратно.
Ты отвечаешь в ветку, в которой я с г-ном @PopikRUS обсуждаю необходимость присутствия требования производителя авто о проверке уровня масла силами владельца.
Причём тут твои эксперты и ОП пост? Они в этой ветке присутствуют исключительно в том виде, что я выше написал, что владелец ССЗБ раз гонял без масла и загубил двигло.
Ну перед дальней, да. Но 99% поездок - это из дома на работу или обратно.
Как скучна твоя жизнь =))))
Ну так в тему я пишу. Раз в месяц на щуп посмотрел, на потёки под машиной в случае чего внимание обратил, и всё. Больше потребитель, имхо, ничего не должен делать.
Причём тут твои эксперты и ОП пост?
При том, что в данной ситуации потребитель скорее всего выполнил необходимый минимум.
владелец ССЗБ раз гонял без масла и загубил двигло.
Так зависит от того, почему масло ушло.
Если оно ушло из-за конструктивного недостатка или плохого ремонта, и владелец заметил это поздно лишь потому, что проверял уровень масла с адекватной частотой, а не каждые пять минут, то виноват явно не потребитель.
Как скучна твоя жизнь =))))
Я на работу чаще всего пешком вообще хожу. Речь была о среднестатистической поездке всех людей вообще.
При каждой заправке - это чё-то жёстко.
На привиденных фотографиях и в отчете отсутствуют любые следы как и самого клапана, так и его установки.
Из этого можно сделать вывод, что во время последней замены клапанной крышки и впускного коллектора клапан не был установлен на свое место, что привело к повышенному расходу масла.
Особенно учитывая, что температура кипения моторного масла в районе 400 градусов, а температура его нормального состояния в двигателе - где-то 120 градусов.
— Задиры на юбках всех поршней, доходящие до колец (светлого цвета)
— Задиры на зеркале цилиндров
— Поломка перемычки поршня между канавками компрессионных колец
— Износ вкладышей
— Масло во впускном коллекторе
Поверхность юбки поршня задрана от контакта с зеркалом цилиндра. Задиры юбки, доходящие до колец, имеют светлый металический цвет, что, обычно, свидетельствует о поступлении недостаточного количества масла в пару поршень-цилиндр. Юбка поршня смазывается путем разбрызгивания масла подшипниками коленвала. Уменьшение количества разбрызгиваемого масла может быть связано с недостаточным давлением масла вследствии его низкого уровня, недостаточной производительностью масляного насоса, либо износа подшипников коленвала (либо их недостаточной затяжкой, но тогда поломка бы проявилась гораздо раньше). По фотографиям видно, что вкладыши имеют следы износа, что оставляет два варианта — низкий уровень масла, либо износ масляного насоса.
Поломка перемычки поршня скорее вызвана детонацией, а не "прихваткой" поршня к цилиндру. Сломалась толстая перемычка между компрессионными кольцами, а не более тонкая между вторым компресионным и маслосъемным кольцом.
Развитие поломки.
В результате детонации лопается перемычка на поршне между компрессионными кольцами. После этого происходит прорыв газов из камеры сгорания в картер и через систему вентиляции масло гонит во впускной коллектор (на фотографиях видны следы масла). Со временем уровень масла падает до критического и начинается износ вкладышей и юбок поршней.