Экспертный Lifehack: Зима летом
Не всегда экспертиза интересна своими выводами и не всегда её можно представить в виде загадки, но бывает, что она любопытна с точки зрения её проведения и обстоятельств, в которых она проводится. Продолжая предыдущую историю, начну повествование о втором дне проведения экспертизы, где была задача в летнюю жару проверить соответствие работы отопления требованиям ГОСТ в зимнее время..
Поскольку в исковом заявлении автолюбитель не заявлял претензии относительно работы системы вентиляции, а только относительно системы отопления автомобиля, я принял решение проводить исследование автомобиля, на соответствие ГОСТ в части требований, касаемых системы отопления.
ГОСТ(Р 50993-96 ) требует обеспечить тепловые условия в кабине, обитаемом помещении автомобиля через 15 минут после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25оС в соответствии с таблицей:
В связи с тем, что исследования автомобиля проводились в летнее время года, я арендовал контейнер-рефрижератор для охлаждения автомобиля до минус 25 .
Однако внутренние размеры контейнера не позволяли осуществить в нём движение автомобиля. Поэтому для проведения исследований работы отопителя на соответствие ГОСТ Р 50993-96 я решил заменить движение на имитацию движения, с вращением поднятых на домкрате передних колёс, на первой передаче и на повышенных до 5000 -5800 оборотах/минуту двигателя. Благодаря этому достигалась небольшая нагрузка на двигатель автомобиля, необходимая для его прогрева.
Значение нагрузки на двигатель автомобиля при имитации движения было замерено не в ходе исследования, а позже с использованием однотипного автомобиля и дилерского компьютерного оборудования:
Абсолютное значение нагрузки составило 24,3% при 5691 оборотов /минуту двигателя.
Для сравнения был совершён пробный заезд автомобиля, в ходе которого фиксировалось значение нагрузки на двигатель, обороты и скорость:
Исследования показали, что нагрузка около 20% соответствует реальному движению автомобиля со скоростью не более 30 км/час. Имитация движения, с вращением поднятых на домкрате передних колёс, на первой передаче и на повышенных до 5000 -5800 оборотах/минуту двигателя по нагрузке соответствует движению со скоростью не более 30 км/час.
В условиях города это реальная средняя скорость, кроме того ГОСТ не оговаривает скорость и интенсивность движения, а также не запрещает поддерживать повышенные обороты во время остановок на светофорах или в пробках. Также ГОСТ мне не запрещает прогрев двигателя до начала движения. Следовательно, принятое мною решение о замене движения на имитацию движения, с вращением поднятых на домкрате передних колёс, на первой передаче и на повышенных до 5000 -5800 оборотах/минуту двигателя не противоречит требованию ГОСТа.
С учётом принятых допущений с 1 по 2 августа было проведено исследование автомобиля на соответствие ГОСТ Р 50993-96 в части требований, касаемых системы отопления.
Результаты проведённого исследования приведены ниже:
1 августа 2012г.
1) Размещение термометров в салоне автомобиля:
2) Установка автомобиля внутри контейнера рефрижератора:
3) Подъём передней оси автомобиля на домкратах.
Компьютером мы отключили АБС, иначе АБС не дала колесам крутиться.
До этого всю операцию я проделал на тестдрайвовском автомобиле у дилера. С включенным АБС до 1000 оборотов делаешь и больше система не дает разогнаться (газуешь и ничего не происходит).
13 часов 27 минут
4) Начало охлаждения автомобиля (включение холодильной установки).
2 августа 2012г.
11 часов 53 минуты
1) Вскрытие контейнера рефрижератора, температура в салоне автомобиля минус 22 С.
12 часов 06 минут
2) Запуск двигателя обороты 1050 об/мин.
3) Прогрев двигателя до момента установления оборотов холостого хода 900 об/мин.
12 часов 11 минут
4) Начало имитации движения автомобиля: включена первая передача, обороты двигателя повышены до 5000-5800 об/мин.
5) Вентилятор печки (В) включён на третье положение, регулятор температуры (А) переведён в положение максимальной температуры, включена рециркуляция (4), потоки воздуха направлены в ноги и голову водителя, в зону пояса переднего и заднего пассажиров.
12 часов 26 минут
6)Двигатель автомобиля остановлен, вентилятор печки выключен.
7)Съём показаний термометров.
В связи с тем, что температура автомобиля в контейнере рефрижератора не достигла минус 25С на момент начала исследования, а была минус 22С, необходимо скорректировать на 3 градуса значение получившихся температур в сторону уменьшения.
На основе показаний размещённых в автомобиле термометров и требований ГОСТ составлена таблица:
Проведённое исследование позволило установить, что отопитель автомобиля способен за 15 минут значительно поднять температуру в салоне, при этом я не заметил дефектов связанных с работой отопителя.
В тоже время работа системы отопления и кондиционирования соответствует требованиям ГОСТ в зимнее время, только для водителя автомобиля и пассажира переднего сиденья, пассажирам заднего сиденья необходимо дополнительное время для того, чтобы температура поднялась до уровня соответствующего требованиям ГОСТ.
Комментарии
В ГОСТе написано: “температура в салоне через 15 минут после начала движения”. Там не указанно – допускается прогревать машину или нет? И потом, какого движения, на какой скорости? Информации об этом в ГОСТЕ не было. Поэтому у меня была свобода действий.
Очевидно, что прошлая экспертиза автолюбителю не понравилась, поэтому он решил отслеживать и оспаривать каждое наше движение.
Но водитель отчасти прав, машина действительно холодновата. Двигатель маленький – 1,2 ; современный: не особо греется; салон большой: естественно не прогревается. Как опция на этих моделях Шкод есть электрический подогреватель (может сейчас уже и не опция), но на исследуемом автомобиле такой опции не было.
На эту экспертизу владелец автомобиля тоже подготовился: пришел с регистратором (в качестве камеры) и всё записывал и “учил жизни”, чем меня напрягал. Хотя я его могу понять. Кроме того, если уж довелось побывать на экспертизе, то внимательность к действиям эксперта не помешает.
По ГОСТу мы по температуре задних сидений не прошли, а спереди было все нормально. Но, увы, судья посчитала нужным в иске владельцу отказать.
Эта судебная экспертиза мне запомнилась, потому что пришлось проводить несколько любопытных исследований подряд, в рамках одного дела.
На подходе к публикации у меня ещё две интересные экспертизы, причем одна из них никак не связана с автомобилями.
До скорого!
— Бесплатный ремонт по ОСАГО
— добавляйтесь к нам в группу вконтакте
на фото термометры плюшевые висят, как-то не феншуй, хозяин мог придраться из-за отсутствия поверенных приборов измерения
Фелиция карбюраторная 1,3 прогревала себя и салон за 5 минут, пока снег счищал )
Поставил штатный утеплитель - стало чуть-чуть получше. Недавно еще шумку капота сделал, зимой поставлю зимнюю защиту радиатора от Heko - красивый аналог картонке - должно быть еще лучше ))
Ехал примерно 20 минут..
У меня он не охлаждается. Просто ну очень медленно греется
Вы серьезно?
А вот если ехать в горку при 2000 об/мин и открыть дроссель на 100%, то нагрузка будет в разы больше, чем на 5000 об/мин, слегка приоткрытом дросселе и вывешенных колесах.
по ГОСТ то может и верно,но жалко автовладельца..........
у нас такие машины вообще никто не покупает...в -40 я бы посмотрел как салон там прогревается при нормальной езде а не на отсечке :))))))))))
у коллеги пассат новый 1.8тси...ездит и плюётся. На улице -30...Заводит вебасту с утра. 15 минут она колотит...потом с включенной вебастой 30 минут едет на работу...и не то что салон...двигатель не прогревается даже...а так то да, валит и расход относительно низкий...но не для сибири...
а 1.2TSI в сибири купит только круглый идиот )))
у меня в -1 мазда успевает прогреться до 90 градусов пока я еду на работу....но я еду 4 минуты )))
Думаю, что зимой в реальных условиях исследование было бы более точным.