Музей Škoda
Приятный момент для посетителей — сразу после входа стоит старенькая Шкода, рядом с которой нет никаких останавливающих посетителей надписей или ограждений:
Дальше по коридору — первый небольшой зал. Интересен он тем, что там стоят три ретро-автомобиля, на которых наглядно продемонстрирован процесс реставрации. Сначала — всё очень запущено:
Потом видно, что машину разбирают до состояния скелета и начинают собирать вновь:
И, наконец, модель Шкода 645 во всей своей отреставрированной красоте:
Второй, достаточно большой зал, с точки зрения интереса к автомобилям неинтересен вообще — там их просто нет. На плане-схеме музея обозначено, что куча свободного пространства отдана под проведение разных мероприятий.
Самое интересное начинается в третьем зале, который выставочный, причем именно в плане экспозиций он же первый, он же последний, он же — единственный. Путь к нему из зала для мероприятий проходит через эдакий «предбанник», в котором стоит гордость Шкоды.
Наверное, это самый известный и популярный автомобиль чешской марки, вернее, этой модели прабабушка — старая добрая Октавия.
Причем прабабушка, по европейской моде, представлена в кузове универсал, или комби.
Далее — другая легендарная модель, современная, которая принесла Шкоде немало спортивных побед.
Фабия Супер2000, на которой пилоты команды «Шкода Моторспорт» (самые известные пары водитель-штурман: Ян Копецки и Павел Дреслер и Эсапекка Лаппи и Ян Ферм) из года в год привозят с ралли IRC призовые кубки.
Рядом с современной Фабией С2000 — еще один спортивный чешский болид, Шкода 130 РС 735 типа.
В год своего выпуска этот автомобиль принес двойную победу — в Ралли Монте-Карло и в Европейском чемпионате спортивных машин.
Закончу спортивную тему еще одной Шкодой, которая нам попалась в конце маршрута по музею. Не знаю, к сожалению, что это за модель. Выглядит очень интересно:
Дальше — экспозиции, посвященные предшественникам чешских автомобилей.
Вообще-то производство у Шкоды (которая тогда называлась «Лорен и Клемент») началось с велосипедов, но на выпуске безмоторных средств передвижения основатели одного из старейших в Европе автобрендов надолго не задержались.
Как, впрочем, и на двухколесных транспортных средствах тоже:
Первым творением Лорена и Клемента, который можно назвать автомобилем, стал Laurin&Klement Type A. Его презентация состоялась более чем 100 лет назад, в далеком 1906 году, на Парижском автосалоне.
В то время Франция являлась пионером автомобилестроения, поэтому название кузова этой самоходной повозки — французское, voiturette. На современный русский это слово можно перевести как «малолитражка» (ну или субкомпакт, если на очень современный )))
В выставочном зале в зоне доступности находится еще несколько ретро-автомобилей.
Здесь же — современный концепт Вижн Д.
Именно он стал прототипом нового стиля Шкоды, который россиянам демонстрирует новая Октавия, а белоруссам и прочим цивилизованным европейцам — еще и Рапид.
Не могу не поделиться самым большим разочарованием от музея. У музея Шкоды по сравнению с музеями Мерседеса и Фольксвагена в Германии, Феррари в Сан-Марино (да и прочих музеев, в которых я побывал) есть одно большое отличие — очень богатая история бренда «спрятана» в многоуровневую стену:
И много интересных машин, которые я бы с удовольствием поразглядывал поближе — не то что вне зоны досягаемости, на них даже посмотреть толком нельзя. Например, дедушка всех Рапидов, первый Рапид, видно только так:
Кто и зачем придумал ставить машины в стену друг над другом — непонятно. Причем вроде как до реконструкции музея такого ущербного способа показать свои автомобили не было.
Впрочем, хватит о грустном. Некоторые ретромашины (правда, к сожалению, их оказалось немного, и не было, например, легендарной Гиспано-Суизы) организаторы все-таки выставили обычным способом, и я на них душу отвел :) Сейчас их показывать не буду, эти машины стоят отдельных постов. Завершу же рассказ о музее Шкоды эволюцией логотипов и символов марки, которые нащелкал с автомобилей. Началось все, как уже говорилось ранее, не со Шкоды, а с Лорена и Клемента:
Потом появилось имя Шкода, которое сначала выглядело так:
Ну а потом появилась стрела:
Она же — голова какого-то мифического индейца вроде как:
Отсюда.