Как спасти тысячи пешеходов от смерти по ошибке
Ежегодно на дорогах России гибнет более 8 000 пешеходов, более 55 000 получают травмы.
Каждый такой случай – трагедия для обоих участников ДТП и членов их семей. Пешеход отправляется на тот свет, в лучшем случае в больницу. Водитель получает психологическую травму на всю жизнь, отправляется в тюрьму на 3-5 лет (в мягком варианте - условный срок), выплачивает компенсацию пострадавшему (или семье погибшего).
По статистике ГИБДД, «танго танцуют двое»: в 60% случаев вина на пешеходах, в 40% - на водителях.
Но если не брать исключительных случаев (самоубийств и заказных убийств посредством авто), все эти тысячи жертв – результат трагического недоразумения, недопонимания между участниками движения!
В чем недоразумение? Да в том, что пешеход, ступая на проезжую часть, либо не смотрит по сторонам, либо смотрит, но считает, что водитель его прекрасно видит и успеет затормозить. А водитель либо пешехода не видит вовсе, либо замечает слишком поздно, когда не поможет даже экстренное торможение.
Автомобиль, в отличие от пешехода, не останавливается мгновенно, а имеет тормозной путь в десятки метров. Длина тормозного пути при скорости 60 км/ч варьируется от 25 метров на сухой дороге, до 70 метров на скользкой дороге и 150 метров на дороге заснеженной! Разница в 3 и 6 раз. Интересно, многие ли пешеходы знают, помнят и учитывают законы физики, ступая на проезжую часть?
Возможно, кто-то скажет: «Что-либо учитывать и предпринимать должен водитель. А пешеход и так всегда прав, негоже его голову загружать вопросами безопасности». Но это сродни принципу социального дарвинизма «да выживет сильнейший». Если, не дай Бог, в ДТП погибнет или пострадает член вашей семьи, его правота в ДТП вряд ли будет вам утешением. Дорога, проезжая часть – место повышенной опасности, любой находящийся на ней обязан включать голову. Это совсем несложно: ведь факторов, на которые может повлиять пешеход, всего два.
Первый – самому не выскакивать на дорогу внезапно, а убедиться, что тебя пропускают. Это вопрос воспитания и личной ответственности каждого. Это прямо прописано в ПДД, за несоблюдение предусмотрен штраф. И в общем, этот пункт осознается пешеходами (хотя не все и не всегда ему следуют).
Второй – стать заметным для водителя с как можно бОльшего расстояния, особенно в темное время суток. И вот этот вопрос не только не осознается 99% пешеходов, но и не регламентируется государством!
Почему важно стать заметным именно в темное время суток? Потому что 69% погибших пешеходов оказались под колесами именно в сумерках или в темноте. И в этом нет ничего удивительного:
- В светлое время суток водитель видит пешехода за 80-120 метров, а в темное - лишь за 30-40 метров!
- Темное время суток максимально длинное зимой, когда и тормозной путь кратно длиннее, чем летом (70-150 м при скорости 60 км/ч и 150-250 м при скорости 80 км/ч)!
- Сбивают не только переходящих дорогу, но и тех, кто идет по обочине или проезжей части! А так ходят обычно на загородных дорогах, которые не освещены, не оборудованы пешеходными дорожками и тротуарами, а скорость здесь самая высокая.
Единственное действенное, недорогое и быстродействующее лекарство от повышенной смертности – светоотражатели (фликеры).
Светоотражатель (световозвращатель, фликер) – материал, отражающий луч света обратно в сторону источника с минимальным рассеиванием этого луча. Это свойство обеспечивает видимость при недостаточной освещенности (в темноте). Кто видел глаза кошки, тот знает.
Эффективность фликеров определяется по тому, с какого расстояния в темное время суток водитель замечает пешехода. Нормой считают 400 м при дальнем свете фар и 130-150 м при ближнем. Но даже худшие образцы позволяют заметить носителя на расстоянии до 100 метров. Это втрое дальше, чем 30 м, за которые видно пешехода без фликеров в темное время суток!
Пешеходам: какими вас видят водители в темноте и на освещенной улице.
Для тех, кто считает, что белой футболки достаточно:
В европейских странах световозвращатели используются уже давно. Результаты исследований впечатляющие: травматизм и смертность пешеходов в темное время суток после введения фликеров уменьшается на 75-85%, то есть в 4-7 раз!
Конечно, фликеры – не единственный фактор, влияющий на безопасность. Отсюда разброс данных по смертности в разных странах, где принят закон об обязательном ношении светоотражателей: в Норвегии и Великобритании 5 погибших в ДТП на 100 тыс. чел., в Швеции 6, во Франции 8, в Германии 9-10. Чтобы не ходить далеко, сравним 3 республики страны бывшего СССР: в России и Украине, где закона об обязательном ношении нет, смертность 24-26 человек на 100 тыс. чел., а в Беларуси, где закон есть - 17!
Посчитаем, сколько жизней можно спасти, если количество пострадавших пешеходов в темное время суток уменьшится на 75%. 8000 х 69% х 75% = 4140 человек в год! Сделаем скидку на наши дороги и менталитет: пусть травматизм и смертность пешеходов в результате ношения фликеров снизятся не на европейские 75-85%, а лишь на 25%. Это все равно 1380 человек в год, или 17% от погибших!
Разумеется, любые изменения смертности произойдут не мгновенно. Закон мало ввести - нужно, чтобы его начали массово соблюдать.
Фликеры бывают наклейками, значками, «брелоками» (подвесками) и браслетами. Легко крепятся на рюкзаке, сумке, запястье или верхней одежде. Стоимость одного элемента от 20 до 100 рублей.
Детям и подросткам подходят все 3 категории. Разумеется, есть масса вариантов дизайна в зависимости от возраста и пола. Закрепляются на рюкзаках и верхней одежде.
Есть и более экзотичные варианты.
Композиции для приколистов:
Проблема незаметности на дороге напрямую касается и водителей. Регулярно встречаю сообщения о водителях, сбитых на дороге после ДТП. Иногда в процессе ремонта, иногда при переходе дороги, иногда – еще при установке им аварийного знака! Водитель, выходя на проезжую часть, становится таким же пешеходом, но не всегда об этом помнит.
В большинстве стран Евросоюза все водители давно обязаны иметь в салоне и при аварийной остановке надевать вот такие жилеты.
Вывод: при желании можно подобрать нейтральные и даже стильные варианты светоотражателей на любой пол, возраст и вкус.
Конечно, найдутся люди, которые скажут «не смейте ограничивать мою свободу» или «я серьезный человек, а не клоун, и всякие цацки надевать не буду». Но «свобода быть сбитым» неприемлема не только из гуманитарных соображений по отношению к семье пешехода, но и с точки зрения ответственности водителя (автомобиль – средство повышенной опасности, посему по Гражданскому кодексу водитель в любом случае отвечает за смерть пешехода, даже если сам он не виноват). Что же касается серьезности и стиля… Как остроумно сказал один из участников дискуссии, «лучше быть живым «клоуном», чем стильным мертвым джентльменом».
Несмотря на очень высокую смертность в ДТП, требований об обязательном ношении светоотражателей в России пока нет. Все, что сделало государство, это указало в пункте 4.1 Правил дорожного движения: "При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств".
И всё. «Рекомендуется» значит «хотите - носите, хотите – нет». Наказаний не предусмотрено. Никакой государственной поддержки светоотражателей (хотя бы в виде социальной рекламы) тоже нет. Работы с производителями нет.
На мой взгляд, по светоотражателям государство должно действовать по трем направлениям: законодательное, информационное, работа с производителями.
Законодательно необходимо:
1. Ввести обязательное ношение светоотражателей всеми пешеходами в темное время суток при пересечении проезжей части, при движении по ее краю или обочине.
2. Обязать всех водителей иметь в машине светоотражающий жилет и надевать его при ДТП или вынужденной остановке на проезжей части и обочине в темное время суток.
Для этого нужно:
- Сформулировать пункт 4.1 ПДД РФ так: "При движении по обочинам или краю проезжей части, а равно при пересечении проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств". Делается постановлением Правительства
- Сформулировать пункт 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» ПДД РФ так: «7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001, сигнальный жилет по ГОСТу Р 12.4.219-99»
- Внести изменения в 12-ю главу КоАП, предусмотрев штраф для пешеходов за отсутствие светоотражателей. Размер штрафа нужно обсудить, я бы сделал его 1000 рублей.
Информационно государство должно в разных формах и форматах сообщать людям 2 простых посыла: «Светоотражатели спасают жизни», «Светоотражатели могут быть классными». То есть ни много ни мало сформировать моду на них. Способы все известны: рекламные кампании в СМИ и на билбордах, дизайнерские разработки светоотражателей, видео-ролики, инспекторы ГИБДД в школах и детских садах, бесплатная раздача светоотражателей на оживленных переходах (и в тех же школах и детских садах). Очень полезно будет оказать поддержку тем группам волонтеров, которые давно и бесплатно занимаются этим вопросом, использовать их опыт.
В работе с бизнесом власти должны дать производителям и импортерам одежды однозначный сигнал: встраивать светоотражающие элементы, везде где можно. Конечно, делать это нужно по-умному, в координации с ассоциациями производителей, чтобы это было не только социально-полезно, но и выгодно, и модно. Например, светоотражатели в спортивной и неделовой одежде легко стимулировать, введя на их импорт пониженные пошлины - это сделает такую одежду более выгодной к ввозу. Для отечественных производителей одежды со светоотражателями можно предусмотреть какие-нибудь налоговые льготы. А в верхней уличной одежде для детей (как импортной, так и российской) светоотражатели вообще стоило бы сделать обязательными; конечно, не мгновенно, а в течение 2-3 лет, чтобы успели подготовиться.
Отсюда.
Каждый такой случай – трагедия для обоих участников ДТП и членов их семей. Пешеход отправляется на тот свет, в лучшем случае в больницу. Водитель получает психологическую травму на всю жизнь, отправляется в тюрьму на 3-5 лет (в мягком варианте - условный срок), выплачивает компенсацию пострадавшему (или семье погибшего).
Кто виноват?
По статистике ГИБДД, «танго танцуют двое»: в 60% случаев вина на пешеходах, в 40% - на водителях.
Но если не брать исключительных случаев (самоубийств и заказных убийств посредством авто), все эти тысячи жертв – результат трагического недоразумения, недопонимания между участниками движения!
В чем недоразумение? Да в том, что пешеход, ступая на проезжую часть, либо не смотрит по сторонам, либо смотрит, но считает, что водитель его прекрасно видит и успеет затормозить. А водитель либо пешехода не видит вовсе, либо замечает слишком поздно, когда не поможет даже экстренное торможение.
Автомобиль, в отличие от пешехода, не останавливается мгновенно, а имеет тормозной путь в десятки метров. Длина тормозного пути при скорости 60 км/ч варьируется от 25 метров на сухой дороге, до 70 метров на скользкой дороге и 150 метров на дороге заснеженной! Разница в 3 и 6 раз. Интересно, многие ли пешеходы знают, помнят и учитывают законы физики, ступая на проезжую часть?
Что зависит от пешехода?
Возможно, кто-то скажет: «Что-либо учитывать и предпринимать должен водитель. А пешеход и так всегда прав, негоже его голову загружать вопросами безопасности». Но это сродни принципу социального дарвинизма «да выживет сильнейший». Если, не дай Бог, в ДТП погибнет или пострадает член вашей семьи, его правота в ДТП вряд ли будет вам утешением. Дорога, проезжая часть – место повышенной опасности, любой находящийся на ней обязан включать голову. Это совсем несложно: ведь факторов, на которые может повлиять пешеход, всего два.
Первый – самому не выскакивать на дорогу внезапно, а убедиться, что тебя пропускают. Это вопрос воспитания и личной ответственности каждого. Это прямо прописано в ПДД, за несоблюдение предусмотрен штраф. И в общем, этот пункт осознается пешеходами (хотя не все и не всегда ему следуют).
Второй – стать заметным для водителя с как можно бОльшего расстояния, особенно в темное время суток. И вот этот вопрос не только не осознается 99% пешеходов, но и не регламентируется государством!
Почему важно стать заметным именно в темное время суток? Потому что 69% погибших пешеходов оказались под колесами именно в сумерках или в темноте. И в этом нет ничего удивительного:
- В светлое время суток водитель видит пешехода за 80-120 метров, а в темное - лишь за 30-40 метров!
- Темное время суток максимально длинное зимой, когда и тормозной путь кратно длиннее, чем летом (70-150 м при скорости 60 км/ч и 150-250 м при скорости 80 км/ч)!
- Сбивают не только переходящих дорогу, но и тех, кто идет по обочине или проезжей части! А так ходят обычно на загородных дорогах, которые не освещены, не оборудованы пешеходными дорожками и тротуарами, а скорость здесь самая высокая.
Единственное действенное, недорогое и быстродействующее лекарство от повышенной смертности – светоотражатели (фликеры).
Что такое светоотражатели и чем они хороши?
Светоотражатель (световозвращатель, фликер) – материал, отражающий луч света обратно в сторону источника с минимальным рассеиванием этого луча. Это свойство обеспечивает видимость при недостаточной освещенности (в темноте). Кто видел глаза кошки, тот знает.
Эффективность фликеров определяется по тому, с какого расстояния в темное время суток водитель замечает пешехода. Нормой считают 400 м при дальнем свете фар и 130-150 м при ближнем. Но даже худшие образцы позволяют заметить носителя на расстоянии до 100 метров. Это втрое дальше, чем 30 м, за которые видно пешехода без фликеров в темное время суток!
Пешеходам: какими вас видят водители в темноте и на освещенной улице.
Для тех, кто считает, что белой футболки достаточно:
В европейских странах световозвращатели используются уже давно. Результаты исследований впечатляющие: травматизм и смертность пешеходов в темное время суток после введения фликеров уменьшается на 75-85%, то есть в 4-7 раз!
Конечно, фликеры – не единственный фактор, влияющий на безопасность. Отсюда разброс данных по смертности в разных странах, где принят закон об обязательном ношении светоотражателей: в Норвегии и Великобритании 5 погибших в ДТП на 100 тыс. чел., в Швеции 6, во Франции 8, в Германии 9-10. Чтобы не ходить далеко, сравним 3 республики страны бывшего СССР: в России и Украине, где закона об обязательном ношении нет, смертность 24-26 человек на 100 тыс. чел., а в Беларуси, где закон есть - 17!
Посчитаем, сколько жизней можно спасти, если количество пострадавших пешеходов в темное время суток уменьшится на 75%. 8000 х 69% х 75% = 4140 человек в год! Сделаем скидку на наши дороги и менталитет: пусть травматизм и смертность пешеходов в результате ношения фликеров снизятся не на европейские 75-85%, а лишь на 25%. Это все равно 1380 человек в год, или 17% от погибших!
Разумеется, любые изменения смертности произойдут не мгновенно. Закон мало ввести - нужно, чтобы его начали массово соблюдать.
Какими бывают светоотражатели
Фликеры бывают наклейками, значками, «брелоками» (подвесками) и браслетами. Легко крепятся на рюкзаке, сумке, запястье или верхней одежде. Стоимость одного элемента от 20 до 100 рублей.
Детям и подросткам подходят все 3 категории. Разумеется, есть масса вариантов дизайна в зависимости от возраста и пола. Закрепляются на рюкзаках и верхней одежде.
Есть и более экзотичные варианты.
Композиции для приколистов:
Проблема незаметности на дороге напрямую касается и водителей. Регулярно встречаю сообщения о водителях, сбитых на дороге после ДТП. Иногда в процессе ремонта, иногда при переходе дороги, иногда – еще при установке им аварийного знака! Водитель, выходя на проезжую часть, становится таким же пешеходом, но не всегда об этом помнит.
В большинстве стран Евросоюза все водители давно обязаны иметь в салоне и при аварийной остановке надевать вот такие жилеты.
Вывод: при желании можно подобрать нейтральные и даже стильные варианты светоотражателей на любой пол, возраст и вкус.
Конечно, найдутся люди, которые скажут «не смейте ограничивать мою свободу» или «я серьезный человек, а не клоун, и всякие цацки надевать не буду». Но «свобода быть сбитым» неприемлема не только из гуманитарных соображений по отношению к семье пешехода, но и с точки зрения ответственности водителя (автомобиль – средство повышенной опасности, посему по Гражданскому кодексу водитель в любом случае отвечает за смерть пешехода, даже если сам он не виноват). Что же касается серьезности и стиля… Как остроумно сказал один из участников дискуссии, «лучше быть живым «клоуном», чем стильным мертвым джентльменом».
Российская Федерация: как сейчас и что делать
Несмотря на очень высокую смертность в ДТП, требований об обязательном ношении светоотражателей в России пока нет. Все, что сделало государство, это указало в пункте 4.1 Правил дорожного движения: "При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств".
И всё. «Рекомендуется» значит «хотите - носите, хотите – нет». Наказаний не предусмотрено. Никакой государственной поддержки светоотражателей (хотя бы в виде социальной рекламы) тоже нет. Работы с производителями нет.
На мой взгляд, по светоотражателям государство должно действовать по трем направлениям: законодательное, информационное, работа с производителями.
Законодательно необходимо:
1. Ввести обязательное ношение светоотражателей всеми пешеходами в темное время суток при пересечении проезжей части, при движении по ее краю или обочине.
2. Обязать всех водителей иметь в машине светоотражающий жилет и надевать его при ДТП или вынужденной остановке на проезжей части и обочине в темное время суток.
Для этого нужно:
- Сформулировать пункт 4.1 ПДД РФ так: "При движении по обочинам или краю проезжей части, а равно при пересечении проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств". Делается постановлением Правительства
- Сформулировать пункт 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» ПДД РФ так: «7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001, сигнальный жилет по ГОСТу Р 12.4.219-99»
- Внести изменения в 12-ю главу КоАП, предусмотрев штраф для пешеходов за отсутствие светоотражателей. Размер штрафа нужно обсудить, я бы сделал его 1000 рублей.
Информационно государство должно в разных формах и форматах сообщать людям 2 простых посыла: «Светоотражатели спасают жизни», «Светоотражатели могут быть классными». То есть ни много ни мало сформировать моду на них. Способы все известны: рекламные кампании в СМИ и на билбордах, дизайнерские разработки светоотражателей, видео-ролики, инспекторы ГИБДД в школах и детских садах, бесплатная раздача светоотражателей на оживленных переходах (и в тех же школах и детских садах). Очень полезно будет оказать поддержку тем группам волонтеров, которые давно и бесплатно занимаются этим вопросом, использовать их опыт.
В работе с бизнесом власти должны дать производителям и импортерам одежды однозначный сигнал: встраивать светоотражающие элементы, везде где можно. Конечно, делать это нужно по-умному, в координации с ассоциациями производителей, чтобы это было не только социально-полезно, но и выгодно, и модно. Например, светоотражатели в спортивной и неделовой одежде легко стимулировать, введя на их импорт пониженные пошлины - это сделает такую одежду более выгодной к ввозу. Для отечественных производителей одежды со светоотражателями можно предусмотреть какие-нибудь налоговые льготы. А в верхней уличной одежде для детей (как импортной, так и российской) светоотражатели вообще стоило бы сделать обязательными; конечно, не мгновенно, а в течение 2-3 лет, чтобы успели подготовиться.
Отсюда.
Более разумно использовать другие методы воздействия. Перешел дорогу не по переходу - получи 10 ударов плетью.
У нас браслеты (10 разных цветов) по 50р. шт (сын с пеленок с ними ходит).
Пишите в комментарии к заказу "Привет с автокадабры" будет вам скидка 10%
По россии отправляем)
ttp://www.promist.ru/main/item/10
http://www.ci-reflex.ru/content/braslety
не пропустил пешика на переходе-10 ударов плетью.
нарушение правил парковки-50 ударов плетью
превышение 60+ - раскаленный паяльник в ноздрю...
и т.д.?
Вот f1203 и придумал как это обойти.
Если есть документы - выписывают штраф.
Нет документов - предлагают оплатить на месте (официально, чек выдают)
Нет документов и денег - плетью.
У нас браслеты (10 разных цветов) по 50р. шт (сын с пеленок с ними ходит).
Пишите в комментарии к заказу "Привет с автокадабры" будет вам скидка 10%
По россии отправляем)