Написать пост

150rus

Век АЗС


Даже там, где простой обыватель не заметит ничего необычного, настоящий ретроград найдет повод вспомнить какой-нибудь интересный исторический факт. Самая, казалось бы, прозаическая и привычная АЗС предстает перед пытливым взглядом увлеченного человека в новом историческом свете.
Мало кто из рассматривающих эти старые снимки осознает, что если бы не было этой старинной заправки — не было бы и множества таких привычных нам бензоколонок. Ведь это самая первая АЗС в мире!



Безусловно, бензин продавался и раньше — ведь Карл Бенц изобрел первый бензиновый автомобиль еще в 1885 году. Настоящие любители олдтаймеров даже вспомнят о знаменитой аптеке, в которой жена Карла Бенца купила бензин для своей легендарной поездки Мангейм — Пфорцгейм. Однако до 1913 г. торговля бензином была очень далека от привычной нам — да и попросту удобной. Бензин продолжал продаваться в аптеках как средство для лечения некоторых кожных заболеваний, в керосиновых лавках или просто на улицах из бочек с ручными помпами или в жестяных канистрах.

Даже после покупки бензина водитель поступал совсем не так, как сегодня. Баки чаще всего располагались под водительским сиденьем, чтобы быть выше мотора — ведь до изобретения первых бензонасосов оставалось еще целое десятилетие и бензин должен был попадать в двигатель самотеком, единственно силой гравитации. Соскочив с сиденья, шофер с помощью лейки и подручной емкости заполнял бак своего авто. При этом уровень бензина проверялся только с помощью щупа, поскольку индикаторы уровня топлива тоже еще не были изобретены.

Пока автомобили оставались редкими диковинками, подобный способ торговли еще имел право на существование. Все изменилось 1 декабря 1913 г., когда в Питтсбурге, штат Пенсильвания, была открыта первая АЗС, специально спроектированная и построенная для того, чтобы продавать топливо. Но следует отметить, что в 1913 г. продажа бензина оставалась очень рискованным бизнесом. Во всей Америке тогда было всего несколько сотен тысяч автомобилей, которые все еще оставались игрушками для богатых. К тому ж не все автомобили использовали бензин. Солидная часть автопарка приводилась в действие спиртом, электричеством и даже паром.

Кроме представленных выше уникальных фотографий первой АЗС, сохранился подробнейший отчет о результатах работы этой бензозаправочной станции в первый день. Было продано 114 литров бензина , что составляет менее 1 процента дневного оборота на средней заправочной станции в Америке сегодня. Интересна и цена на бензин — 7 центов за литр , что с учетом инфляции сегодня эквивалентно $1,68 (56 руб) за литр.

Но успех первых АЗС и достижения в области автомобильной промышленности, которые сделали автомобили дешевле и доступнее, очень скоро привели в США к настоящему буму автозаправок. Уже к 1920 году во всей Америке было 15 000 АЗС, а к концу 1920-х годов — около 200 000! А ведь это, между прочим, больше, чем 156 тысяч существующих на сегодняшний день...


http://www.oldtimer.ru/retrospective/10411/

История развития АЗС в России

Бензоколонка на Земляной вал, город Москва, 1929 год.
История развития АЗС в России. В России первые заправочные станции появились еще в 1911 г., когда Императорское Автомобильное Общество заключило договор с Товариществом "Бр. Нобель" относительно "Бензиновых станций". Уже в 1914 в крупных городах страны работало 440 таких станций. Развитие сети автозаправочных станций напрямую связано с развитием транспорта. В довоенные годы автомобильного транспорта было относительно немного, и практически весь он был государственным. Были, конечно, когда машинами в качестве поощрения получали ветераны и передовики производства. Однако эти случаи были настолько малочисленны, что не портили общей статистики. После войны появилось много трофейных автомобилей, да еще выпустили отечественную "Победу", но частного транспорта все равно в Советском Союзе было мало. Эту ситуацию не смогли переломить даже появившиеся чуть позднее "Москвичи" и "Волги". Соответственно, и сеть АЗС была слаборазвитой, но вполне удовлетворявшей спрос относительно немногочисленного парка советских автомобилей. Все предприятия нефтепродуктообеспечения (добывающие, перерабатывающие, нефтехранилища, трубопроводы, АЗС) объединял государственный монстр под названием "Госкомнефтепродукт".

Кстати, занимательные факты:

Цены на бензин в СССР с конца 60-х.

Розничные цены на бензин, введенные в действие с 1 января 1969г. Приведены в рублях за 10л, едины на всей территории СССР, кроме отдалённых районов Сибири - там незначительно дороже.

Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР:

Марка бензина.....ГОСТ,ТУ...........Цена

А-66..............ГОСТ 2084-67......0-60

А-72..............ГОСТ 2084-67......0-70

А-76..............ГОСТ 2084-67......0-75

АИ-93.............ГОСТ 2084-67......0-95

АИ-98.............ГОСТ 2084-67......1-05

Сланцевый.........РТУ ЭССР 268-63...0-60

Экстра............ВТУ НП 67-60......1—00

Авиационный Б-70..ГОСТ 1012-54......1-20

Топливная смесь...ВТУ 30-8-63.......0-80

В середине 60-х годов прошлого века в Москве насчитывалось примерно 250 АЗС, а в Ленинграде - 115. Существенный толчок в развитии сети АЗС в СССР произошел с началом выпуска массового народного автомобиля "Жигули" на Волжском автомобильном заводе, построенном в Тольятти в 1970 году. "Жигули" заправлялись бензином А-92, тогда как государственный транспорт по прежнему ездил на 72-м и 76-м (66-й бензин к тому времени уже вышел из употребления). Бензин для государственных и прочих не частных авто всегда продавался за талоны, а для последних за деньги (кроме двух периодов в несколько лет в конце 60-х - начале 70-х и начале 80-х, когда для "частников" тоже пытались вводить специальные талоны, свободно продававшиеся, например, в Харькове за наличные почему-то в продовольственных магазинах). Вспоминается надпись "Не вставив пистолет в бак, талонов не подавай". А в середине 80-х придумали разделить существующие контейнерные АЗС, которых и без того было мало, на "государственные" и "частные" с соответственной формой оплаты (при этом все автозаправочные станции, естественно, оставались принадлежать государству). "Частные", они же "платные", даже обозначались специальной табличкой, внесённой в ПДД, и на них обычно днём были очереди. Но вот моторное масло на разлив (пластиковые канистры тогда были дефицитом) иногда официально можно было купить за наличные на "государственных" заправках, а на "частных" оно встречалось далеко не всегда. Для налива в ёмкость покупателя разных видов масла предусматривалась специальная колонка с несколькими раздаточными пистолетами без шлангов, обычно сбоку здания АЗС. При переливе неопытный покупатель рисковал испортить одежду трудноудаляемыми пятнами. Часто встречалась колонка с надписью "ВОЗДУХ ВОДА", но ни разу не видел, чтобы ей кто-либо пользовался. На большинстве контейнерных АЗС дискретность порции заправляемого бензина составляла 5л. Впрочем, все неудобства и очереди с лихвой перевешивала низкая цена нефтепродуктов.

Талонная система оплаты топлива впервые дала трещину в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда, в преддверии Московской олимпиады около 20 столичных АЗС были переведены на оплату только на наличный расчет. Окончательно же она рухнула в разгар "Перестройки" - в начале 90-х. Государственные талоны и талоны единого рыночного фонда были отменены. Но тут возникла другая проблема: если частник спокойно стал заправляться за наличку, то как быть с государственным транспортом - не выдавать же водителю наличные деньги? Выход был найден сколь быстрый, столь и простой: талоны вернулись, только теперь они стали называться сервисными абонементами. А вот искусственное разделение АЗС на те, где заправлялся государственный транспорт и на те, где заправлялись рядовые автолюбители, было упразднено окончательно. Первые частные контейнерные АЗС стали появляться в начале 90-х годов. В основном, это были так называемые контейнерные станции (контейнерного типа), представляющие собой простейший набор самого необходимого оборудования. Более того, часто они строились даже без проектно-сметной документации, проведения государственной технической и экологической экспертизы, не говоря уже о предъявлении к ним требований по архитектуре и дизайну. Сегодня рынок автозаправочных станций в России продолжает "взрослеть". Если в Москве и ближайшем Подмосковье сеть заправочных станций в основном сформировалась (в Москве и области сегодня порядка 1600 автозаправочных станций) и можно ожидать их технического совершенствования и расширения функциональности, то в других регионах России процесс формирования разветвленной сети станций еще в стадии становления (в настоящее время в России функционирует около 45 тыс. станций). В целом можно сделать вывод, что поскольку насыщенность автомобильными заправочными станциями в России недостаточна и отстает от ведущих стран мира, сегоднясуществует необходимость размещения новых станций и комплексов для обеспечения розничных продаж топлива и представления сервисных услуг в городах и вдоль дорог различного уровня.
http://vinso-azs.ru/articles/istoriya-razvitiya-azs-v-rossii.html
10 комментариев 5нравится избранное
All4DK
antoxa256
kapion
OlegTar
MrPix
  • Nexan
    3 10 янв 2014 в 01:29
    начало декабря 2013 г.
    • kapion
      4 10 янв 2014 в 08:29
      Да и пофиг! Статья все равно хорошая.
      • Nexan
        10 янв 2014 в 19:20
        Это я к тому, что копипасту надо проверять :)
  • 0lorin
    10 янв 2014 в 09:53
    Так когда была открыта первая АЗС в мире?
  • f1203
    10 янв 2014 в 12:24
    АИ-98 в 1968г ?
    • Tompson
      10 янв 2014 в 14:14
      А чего тут такого? Антидетонационые свойства тетраэтилсвинца в 1920-х годах открыли. Другое дело, что в то время не много было двигателей, которым требовался 98 бензин.
      • f1203
        10 янв 2014 в 15:34
        В действующем (!) ГОСТ 2084-77 по сей день нету упоминания о АИ-98
        • Nexan
          10 янв 2014 в 19:24
          Потому что ГОСТ — советская система, сейчас у нас ГОСТ Р, в котором АИ-98 разумеется присутствует (ГОСТ Р 51866-2002).
  • degrion
    1 10 янв 2014 в 14:51
    очень скоро привели в США к настоящему буму автозаправок. Уже к 1920 году во всей Америке было 15 000 АЗС, а к концу 1920-х годов — около 200 000! А ведь это, между прочим, больше, чем 156 тысяч существующих на сегодняшний день...


    То есть в Москве 1500 заправок, а в штатах всего лишь 156 тысяч?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.