Как работает команда F1 на питлейне
В столь плотной борьбе, развернувшейся в нынешнем сезоне в Формуле-1, пилоты и команды не могут позволить себе терять ни секунды. Ни на трассе, ни на пит-лейн во время пит-стопов. Шеф-механик Force India Марк Грэй рассказал «Мотору», как поменять четыре колеса на автомобиле Ф-1 за три с половиной секунды, и познакомил со своей бригадой.
Грэй выглядит сурово. Левая бровь украшена солидных размеров ссадиной. О причинах ее происхождения Марк говорить отказывается. Как отказывается и принимать участие в фотосессии вместе с другими механиками. «Я дам вам фотографию из архива, – говорит он. – Потом вы можете сфотографировать ребят, с которыми поговорите».
Марк Грэй, шеф-механик:
"В этой команде я работаю девять лет – она успела сменить за это время четыре названия, а я – несколько позиций на пит-стопе. Сначала я работал с гайковертом, потом на снятии и установке колеса. Я бы не стал говорить о том, какая позиция наиболее ответственна. Потому что если проблемы возникнут хотя бы у одного из нас, машина не тронется с места. Сейчас у меня в руках «леденец». Со стороны выглядит все просто: я выхожу на пит-лейн параллельно своей позиции на пит-стопе и помогаю пилоту побыстрее нас найти. Как только он остановился на отметке, я опускаю «леденец» с надписью Brake на нос автомобиля. Моя главная задача – следить за всем, что происходит. Но в первую очередь я обращаю внимание на парней с гайковертами. Только они знают, закончена ли установка колеса. У них ярко-салатовые перчатки для привлечения внимания. Как только они все сделали, они поднимают руки вверх. Только после этого машину можно отпускать обратно на трассу."
Кому из механиков Force India можно говорить с нами, Марк выбирает сам. Большинство команд не хотят раскрывать имена членов своих бригад. В отличие от пилотов, их роль в команде не столь заметна. О тех, кто в ходе полуторачасовой гонки меняет колеса на машинах Формулы-1, говорят только в одном случае – если что-то пошло не так. Пресса, например, так и не узнала, как зовут того человека, который четыре года назад раньше времени отпустил Фелипе Массу из боксов в Сингапуре вместе с заправочным шлангом и тем самым, похоже, не дал бразильцу завоевать титул. Не нашли журналисты и того парня, который в апреле в Китае не успел прикрутить гайку на одном из колес Mercedes W03 Михаэля Шумахера и, возможно, лишил семикратного чемпиона мира первой победы после возвращения в Ф-1.
Схема размещения механиков команды Force India
Прозвища
«Я могу дать вам прозвища ребят. К примеру, Саймона, который ставит левое переднее колесо, мы зовем Покетс (Pockets – карманы). Весь первый день, когда он пришел к нам на базу, он стоял, засунув руки в карманы. Так и прилипло. Дэвид на переднем правом колесе – Диско. Я уже не помню почему. Парень с задним левым гайковертом – Лэмби (Lambie – ягненок), он пришел к нам сразу после школы, совсем молодым. К тому же у него белые волосы. Сейчас ему 27, но он по-прежнему Лэмби. Мое прозвище? Нет, у меня его нет. Хотя в последние дни, после того, как у меня появилась эта ссадина на брови, меня как только не называли. Но я не скажу как. Алекса с левым боковым домкратом мы зовем Флэт Эрик (Flat Eric – плоский Эрик). Почему? Это тоже не для прессы. Грэм, который ставит левое переднее колесо – Сути (Sooty – покрытый копотью). Тут все просто. Он работает с композитами, поэтому его одежда все время в пыли».
Многое на пит-лейне происходит еще до того, как машина приехала на позицию для смены резины. Механики, отвечающие за установку колес, должны взять необходимые колеса, после чего все встают на свои позиции. Все происходит примерно за пять-десять секунд до того, как к боксам подъедет автомобиль.
Оборудование, используемое механиками
«Леденец», который перед пилотом держит старший механик. На одной стороне написано Brake – когда пилот видит эту надпись, он должен держать нажатой педаль тормоза. На другой стороне написано In Gear – это значит, что гонщик должен включить первую передачу и быть готовым к старту.
Запасной гайковерт со вставленной в него гайкой.
Задний домкрат. Частично выполнен из карбона.
Передний домкрат.
Ярко-салатовые перчатки механиков, работающих с гайковертами.
Ключевой момент всего пит-стопа – остановка. Главные ориентиры для гонщика – передний домкрат и руки механиков. Те парни, которые будут снимать передние колеса – Дэвид и Ник – выставляют ладони вперед. У них ярко-оранжевые перчатки – это основной ориентир для пилота. Его задача состоит в том, чтобы передние колеса встали ровно под их руки. «Метки на асфальте ему не видны, они только для нас, – поясняет Марк. – Если пилот остановится не в том месте, это может стоить нам всем две-три секунды».
Крис, передний домкрат:
Самое главное, чтобы пилот остановился на отметке. Это важно для всех нас, но если он промахнется, мне будет больнее всего. В идеале, ему надо приехать на домкрат на совсем небольшой скорости – благодаря инерции его легче поднять. Страшно ли это? А вы как думаете? Парни с гайковертами сидят на коленях, но они в случае чего могут успеть отпрыгнуть. Мне прыгать некуда. Он ударит меня при любом раскладе. Если он промахнулся, домкрат бьет мне в живот. С чем я могу это сравнить? Если в тебя врезается автомобиль Формулы-1 – это уже звучит неплохо.
Быстро сбросить машину с домкрата – важнее, чем поднять. Мы стоим рядом с Марком, и он поднимает леденец быстрее, чем я выбрасываю домкрат. Мне все равно, куда он полетит и стоят ли сзади операторы. Это их проблемы. Домкрат-то я выбросить успею. Главное унести оттуда вовремя свои ноги. Пару раз было очень-очень близко…
Дэйв и Гари отвечают за корректировку переднего крыла – при помощи специальных инструментов они могут быстро изменить угол его атаки. «О том, что именно требуется, мне сообщает гоночный инженер, – говорит Марк. – Я должен донести команду до них».
Все четыре колеса обслуживаются по одному и тому же принципу. Те, кто снимают колесо, стоят спереди. Есть лишь одно исключение – левое заднее колесо. Его снимает Эдриан – он стоит сзади. То, что использованное заднее левое колесо в итоге отбрасывается назад, важно по нескольким причинам. Во-первых, именно с этого угла приезжает машина. Во-вторых, так удобнее работать другим.
В том же углу стоит Рик с задним домкратом. А место в центре нужно для Рича. Он отвечает за то, чтобы машина была стабильна во время пит-стопа и не раскачивалась на домкратах. Как только машина приехала на позицию, он берется за верхний воздухозаборник одной рукой, а второй опирается на боковой понтон. «Если бы мы выбрасывали левое заднее колесо в центр, ему было бы сложно отпрыгнуть, – рассказывает Марк. – Так что мы решили, что будет лучше выбрасывать колесо назад».
Джонни, снимает правое заднее колесо:
Самое главное – оценить скорость машины и предугадать, где именно она остановится. У меня меньше всего времени, чтобы подстроиться. Остальные, в случае чего, могут немного переместиться, пока я хватаю колесо.
В идеале, схватить его надо еще до того, как машина полностью остановилась. Дальше все просто – снять как можно быстрее и не выбрасывать колесо куда попало.
Горячее ли оно? Конечно. Но у нас есть специальные костюмы, которые спасают. Ты чувствуешь жар, но все не так страшно – это две-три секунды. Чем быстрее ты снимешь колесо, тем лучше для тебя же.
У всех механиков есть защитные костюмы. У тех, кто работает с колесами, они ничем не отличаются. «Да, покрышка горячая, примерно 80-90 градусов, – говорит Марк. – Жар чувствуется, но сложнее не тем, кто снимает колеса (все-таки пока машина едет по пит-лейн, шины успевают немного остыть), а тем, кто их ставит».
Грэм, ставит левое переднее колесо:
В прошлом году я держал машину на пит-стопе – сейчас этим занимается Рич. Марк перевел меня в левый передний угол.
Что самое главное? Не перепутать колесо. Я сам забираю его из боксов. Перед самым пит-стопом надо обязательно еще раз проверить, что у меня в руках именно левое переднее. Все происходит быстро. Когда машина уже на пит-лейне, я как можно быстрее стараюсь снять термочехол и подобраться с колесом как можно ближе к Нику, который снимает использованное колесо. Иногда они даже соприкасаются. Все, что остается – убраться побыстрее.
Гайковерт работает быстро. Когда Уилл, закручивающий колесо, закончил, он вскидывает руку вверх – это значит, что машина сейчас поедет. Тогда я оборачиваюсь назад, чтобы удостовериться, что меня не заденет задним колесом.
«Покрышки, которые мы ставим на автомобиль, вынимаются из термочехлов, – поясняет Марк. – Они даже горячее, и тем, кто надевает их, в этом отношении сложнее. Они держат колеса примерно по 10-15 секунд, обняв их руками. В этом году мы изменили процедуру. Если раньше они приносили колеса уже расчехленными, то теперь чехлы снимаются на месте. Так колесо дольше сохраняет температуру перед установкой».
«Как только колесо установлено, они должны отодвинуться, чтобы мне было видно всех ребят с гайковертами, – продолжает Грэй. – В чем заключается их работа – понятно. У каждого свой «пистолет». Если гайка выпала, нет смысла ее ловить – укатиться она может очень далеко. Рядом всегда есть запасной гайковерт, в котором уже вставлена другая гайка. Как только работа закончена, механик должен вскинуть левую руку вверх, чтобы я видел, что все в порядке».
Грэг, задний правый гайковерт:
Я начинаю целиться еще до того, как машина остановилась. Очень многое зависит от пилота. Важно, чтобы он остановился ровно там, где нам надо.
Погрешность – сантиметров пять с каждой стороны. Если больше, мне будет неудобно. Мы сидим на коленях и чтобы подстроиться, тратится много времени.
Важно и то, насколько он далеко от меня. Я сижу на достаточно большом расстоянии от колеса, чтобы оставить место для Джона и Джонни. Поэтому если он остановился неправильно, мне приходится либо тянуться вперед, либо перебираться назад.
Время пит-стопа во многом зависит от самого пилота. Если он остановится там, где надо, мы сэкономим ему пару секунд.
Если необходимо сменить антикрыло, Алекс и Джед, которые обычно сидят по бокам, должны подобраться к специальным фиксаторам переднего антикрыла и повернуть их при помощи инструментов. Грэй, который обычно отвечает за регулировку переднего антикрыла, снимает поврежденное крыло, а Крис ставит новый нос, потому что передний домкрат в этом случае не нужен. «Мы используем центральный домкрат, с которым работает Рич, – поясняет Марк. – Алекс просто держит домкрат на всякий случай. Если машина другой команды будет заезжать на пит-стоп, он может его подвинуть. Рич подкатывает домкрат с левой стороны посередине и поднимает машину, чтобы парни тоже могли поменять передние колеса».
Тренировки
«В течение уикенда мы проводим по сто тренировок, – говорит Грэм. – Главная – за два часа до начала гонки. Все надевают свои комбинезоны, мы проводим небольшое собрание. Если в пятницу мы можем экспериментировать, пробовать разных людей на разных позициях, то в воскресенье концентрация должна быть такой же, как в гонке. Каждую попытку в ходе тренировок мы снимаем на видео, которое затем анализируем».
Есть еще несколько человек. Во-первых, сзади всегда дежурит Марк с запасным задним домкратом на тот случай, если сломался основной. Рядом стоит Гари со стартером. Если машина заглохла, он может запустить двигатель. В таком случае Джонни, который отвечает за правое заднее колесо, берет небольшую подставку и подкатывает ее под машину. Затем Рик сбрасывает ее с домкрата, освобождая место для Гари. Когда двигатель запущен вновь, Рик снова поднимает машину, Джонни убирает подставку – машину можно отпускать.
«Сейчас пит-стопы это очень важный элемент гонки по многим причинам, – говорит Марк. – С новыми шинами от Pirelli их стало больше, и все стремятся сделать их как можно короче. С дозаправками было намного проще – у нас было как минимум семь-восемь секунд, чтобы поменять колеса. Сейчас пит-стоп за восемь секунд – это провал. В идеале мы должны укладываться в три с половиной секунды. Обычно получается».
© Motor.ru
http://megavisor.com/ru/view/0ce57e67-2468-433b-b6d4-e9ddc183f077