Написать пост

MaxDM

Реквием по классике


Год назад 17 сентября 2012 года произошло событие, которое прошло почти незамеченным - была снята с производства последняя машина «классического» семейства АвтоВАЗ - Lada-2104. Очень скоро классика исчезнет с улиц российских городов, о том, как она выглядела, будет напоминать разве что скромный памятник "копейке" (ВАЗ-2101), установленный на Волгоградском проспекте Москвы.


Между тем, это памятник не просто легендарной машине, а великой эпохе.

В Италии эта эпоха началась 11 июля 1899 года, когда в туринском палаццо Бричеразио был подписан учредительный договор о создании компании Fabbrica Italiana di Automobili Torino (Итальянская автомобильная фабрика в Турине, FIAT).

Инициатором создания нового предприятия был 33-летний предприниматель и общественный деятель Джованни Аньелли. Он родился 13 августа 1866 года в деревне Виллар Пероза, неподалеку от Турина. Во время учебы в военном училище Джованни проникся социалистическими идеями, а потому в 1892 году оставил военную службу, вернулся в свою вотчину, где был выбран мэром. Через пять лет, в течение которых Джованни Аньелли безуспешно пытался построить социализм в одной отдельно взятой деревне, он перебрался с семьей в Турин. Это было связано с тем, что Аньелли загорелся идеей вытащить Италию из состояния нищеты и безысходности, наладив производство отечественных автомобилей. Вскоре ему удалось убедить состоятельных граждан провинции Пьемонт создать первую автомобильную компанию.


Поначалу компания закупала корпуса и двигатели во Франции и Германии, но уже через год была построена фабрика, производившая, помимо легковых и грузовых автомобилей, автобусы, судовые двигатели и трамваи. Впрочем, объем выпуска продукции был невелик, предприятие едва держалось на плаву и все шло к тому, что вся эта затея рухнет. Так бы и случилось, но в 1908 году компанию возглавил Джованни Аньелли.

Первым делом он занялся тем, что облегчил условия труда и быта сотрудников, создав специальные школы для повышения квалификации, спортивные клубы, свою систему здравоохранения и социальной защиты. Он пропадал на фабрике с раннего утра до поздней ночи, знал всех своих работников по именам. Побывав в США, Аньелли увидел фордовский комплекс Хайленд-парк и в 1916 году начал строительство аналогичного комплекса с по-итальянски изящно закрученным испытательным треком на крыше здания. Однако денег хронически не хватало. Богатые предприниматели и банкиры Турина считали идею Аньелли насчет поточного производства недорогих автомобилей совершенно безумной, всерьез опасаясь за его душевное здоровье. Его не поддержали даже рабочие FIAT, недовольные тем, что он урезал ставки. Взбешенный Аньелли хлопнул дверью и уехал в свою деревню. Спустя некоторое время рабочие подписали петицию, в которой просили Джованни Аньелли вернуться.


Неизвестно, сколько бы времени строился новый комплекс, если бы в 1922 году к власти не пришли социалисты во главе с Бенито Муссолини. Аньелли удалось убедить будущего дуче поддержать амбициозный план создания народного автомобиля и строительства новых современных шоссейных дорог.

В 1936 году с конвейера завода Аньелли сошел народный автомобиль — легендарный FIAT-500, который итальянцы прозвали Topolino («мышонок»). Этот изящный двухместный автомобиль (творение дизайнера Данте Джакозо) с мотором мощностью 13 л/с стоил 8900 лир (примерно 500 долларов). Спрос на машины был фантастическим: до 1955 года заводской цех покинули свыше полумиллиона автомобилей.

Безумная мечта Джованни Аньелли сбылась. Однако в апреле 1945 года за сотрудничество с Муссолини Итальянский комитет национального освобождения отстранил его от должности. В декабре того же года Аньелли умер, а компания FIAT была национализирована.


Продолжил дело Джованни Аньелли его старый друг и единомышленник Аньелли профессор Витторио Валетта. Он буквально поднял FIAT из руин, а в 1955 году представил на Женевском автосалоне очередной шедевр Данте Джакозо — FIAT-600. Маленький автомобиль весом всего 580 кг с расположенным сзади 22-сильным мотором отличался экономичностью, надежностью и неприхотливостью. Стильный дизайн с «наивным выражением лица» заставлял улыбаться всех, кто видел этот автомобиль. Итальянцы влюбились в новую машину с первого взгляда. FIAT-600 стал новым народным автомобилем, который не снимали с производства вплоть до 1975 года. Кстати, именно эта машина послужила прообразом «Запорожца», который в СССР называли "горбатым".


Социалист Витторио Валетта предлагал построить в СССР завод по производству FIAT-600, но до осуществления этой идеи дело тогда не дошло. Лишь в мае 1966 года в Турине бывший в то время министром автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов и Витторио Валетта подписали протокол по строительству в Тольятти автозавода с полным производственным циклом. В качестве модели был выбран автомобиль FIAT-124, который итальянцы шутя называли «коробкой на колесах». Дизайн этой машины был действительно незатейливым, зато он оказался ладно скроенным и на удивление прочным. С самого начала он разрабатывался как настоящий народный автомобиль: дешевый, практичный и долговечный, основное назначение которого — безотказная работа в экстремальных дорожных и климатических условиях.

Строительство завода-гиганта в Тольятти началось в сумасшедшем темпе. 21 января 1967 года вынули первый ковш мерзлого грунта, а уже 19 апреля 1970 года из ворот завода выкатились первые шесть легковых автомобилей ВАЗ-2101. Правда, собрали их, что называется, «на коленке», чтобы отрапортовать в честь 100-летнего юбилея Ленина, но уже в сентябре главный конвейер заработал на полную мощь. В сооружении завода приняли участие тысяча итальянских инженеров и рабочих, поставку оборудования обеспечивали 188 итальянских фирм, причем всю работу координировал президент FIAT Витторио Валетта, которого по праву можно считать отцом-основателем завода в Тольятти.


Машины ВАЗ-2101 выпускались с 1970 по 1983 год: за это время с конвейера сошли 2,7 млн. В Италии и Испании FIAT-124 также продолжали выпускать до 1980 года, но эпоха Джованни Аньелли уходила в прошлое. В 1966 году FIAT вернули в собственность семьи Аньелли. Спустя некоторое время профессор Витторио Валетта был назначен почетным президентом фирмы, а бразды правления принял внук основателя фирмы Джованни Аньелли-младший.
На протяжении послевоенных 20 лет он вел жизнь богатого повесы, среди его увлечений значились футбол (он не упускал возможности продемонстрировать тренерам «Ювентуса» свои познания в этой игре), горные лыжи, яхты, рулетка, автогонки и, конечно, женщины. Фотографии красавца не сходили со страниц глянцевых журналов. Целое поколение итальянцев старалось во всем походить на своего кумира. Многие в Италии так же, как и он, носили часы поверх манжеты рубашки или ходили с выпущенным поверх застегнутого пиджака галстуком. «Единственное, на что я надеюсь, — шутил итальянский комик Роберто Бениньи, — так это на то, что Джованни не будет ходить с расстегнутой ширинкой, иначе в скором времени вся Италия последует его примеру».


К сожалению, Джованни Аньелли-младший походил на своего деда только внешне. В тонкости производства новый управляющий не вникал, в заводских цехах его презрительно называли «адвокатом». Он сократил инвестиции в модернизацию производства, расходуя лишь тот задел, который оставили ему в наследство его дед и Витторио Валетта. В результате FIAT очень быстро потерял репутацию производителя изящных и надежных малолитражек. Практически без усилий этот сегмент рынка заняли иностранные фирмы — на европейском рынке автомобилей доля FIAT упала на треть, а в Италии с 60 до 30%.

Сейчас многие издания наперебой расхваливают деловую хватку и предприимчивость Джованни Аньелли-младшего, но в действительности он довел свою фирму до ручки. Лишь по чистой случайности ее со всеми потрохами не приобрела американская корпорация General Motors.

Отсюда.
58 комментариев 5нравится 1избранное
greezlee
alexi-s
kapion
Blush
shock2d
  • muzhaos
    10 16 окт 2013 в 23:42
    Ага, очень скоро она исчезнет с улиц России...только если все чурки от сюда уедут - тогда да, есть шанс, а так...
    • MaxDM
      4 16 окт 2013 в 23:46
      • muzhaos
        16 окт 2013 в 23:54
        Ну или так)))
        • Zoriko
          1 16 окт 2013 в 23:59
          не "или так", а "так лучше"!
      • Timur1976
        2 17 окт 2013 в 02:51
        Вот почему от нашего урала-бензовоза шарахились в сторону все машины, как только он выезжал за пределы части, где я служил.
        • horses
          17 окт 2013 в 15:32
          Ну у меня когда еще не было прав и я вообще был мелкий, любил на таком отцовском погонять по частнику. Вообще не страшно было ездить. А что ему будет, если у него бампер - это целый швеллер?
      • scl
        17 окт 2013 в 07:40
        • scl
          1 17 окт 2013 в 07:47
          это я к тому, что от урала ничего не поможет :(
          • scl
            17 окт 2013 в 07:49

            ну и еще на заметку крузак...
            • tutpusto
              1 17 окт 2013 в 07:56
              В автоугадайку надо было.
              • scl
                17 окт 2013 в 08:01
                ну таких автоугадаек к сожалению можно до кучи нарыть:(
  • BearVodkaBalalaika
    5 16 окт 2013 в 23:53
    Не сказать чтобы я успел по ней соскучиться
  • Moonshine
    1 17 окт 2013 в 00:31
    Клёвая машина, хочу купить такую - для общехозяйственных нужд самое то.
    • yastreb
      2 17 окт 2013 в 07:29
      она клевая пока на ней не начинаешь активно ездить
      • ifknew
        2 17 окт 2013 в 07:46
        why not? почти полтора года проездил на 2106, замечательная была машина.
        • scl
          2 17 окт 2013 в 08:00
          два первых года ездил на 4ке:) 200 тысяч наездил ,много чему научился на ней от вождения до устройства автомобиля:)
  • MaxKadett
    1 17 окт 2013 в 01:08
    Моя первая машина - учили на ней в автошколе :) Сдавал на ней же - с первого раза. За что ей тоже можно сказать спасибо :)
  • grizvolt
    17 окт 2013 в 01:20
    Ну как бы пора) Потому неудивительно, автопарк страны должен обновляться. А хорошие памятники советскому автопрому оседать в музеях и частных коллекциях. Но вот в чём беда, не скажется ли это на стоимости и количеству запчастей в регионах?
    • alex-shadie
      5 17 окт 2013 в 06:59
      не скажется. Копейску сняли с конвейера в 80м, запчасти есть до сих пор. Так что до 2036 года по поводу запчастей на классику париться не стоит))
  • Blush
    1 17 окт 2013 в 09:36
    Спасибо, репортаж интересный.
    Жигуль конечно был хорош. Для своего времени - 70х-80х
    Но всему своё время - жигуль должен был исчезнуть в 90х.
    • Dozer
      4 17 окт 2013 в 11:19
      Жигуль конечно был хорош. Для своего времени - 70х-80х

      o rly? посмотри на немцев и американцев тех лет.
      • Blush
        1 17 окт 2013 в 16:25
        Ну, имелось в виду "дешёвое ведро, которое наша промышленность реально может освоить, в отличие от дорогого самовара" - на сколько я понимаю, упоминаемые немцы и американцы были дороже и сложнее, нет?
        Я вообще говоря не спец в этих делах, просто мнение.
        • Dozer
          17 окт 2013 в 17:01
          в ссср выбора не было в принципе, поэтому сравнивать цены невозможно.

          сейчас же, по цене топовой гранты, в сша можно взять фиесту 1.6, 120 л.с., семь подушек, электропакет, кондей.
          • Turbocat
            17 окт 2013 в 17:41
            В гранте тоже электропакет, климат и тд...
            • muzhaos
              17 окт 2013 в 17:48
              Но в ней нет 120 лс) И машина то все равно гавно)
              • Turbocat
                17 окт 2013 в 17:54
                Гавно вообще все кроме мочи.
                • muzhaos
                  17 окт 2013 в 18:04
                  Ну гранта ведь и правда говно)
                  • Turbocat
                    17 окт 2013 в 19:06
                    Не могу утверждать, не ездил. Чисто со стороны вполне на уровне с логанами, кобальтами и прочими.
                    • Dozer
                      17 окт 2013 в 19:37
                      а ты сходи на тест драйв. полезно, просветляет.
                    • muzhaos
                      17 окт 2013 в 19:59
                      логан тож говно, кобальт вообще консервная банка какаято вздутая))
            • Dozer
              1 17 окт 2013 в 18:18
              ты о чем вообще? гранта выглядит, как говно, едет, как говно и имеет никакую безопасность.
              • Turbocat
                1 17 окт 2013 в 19:06
                Едет 11с, прям как твой сид)
                • Dozer
                  17 окт 2013 в 19:30
                  ога, только у меня автомат.
                • Dozer
                  17 окт 2013 в 19:34
                  и сколько звезд гранта получила в евронкап?
          • Moonshine
            1 17 окт 2013 в 18:43
            США не показатель: у них хитрая копро-экономика, позволяющая американцам покупать всё дешевле, чем оно стоит на самом деле. Лучше сравнивать с Европой. На своей родине, в Германии, фиеста в средней комплектации стоит около 13.000 евро. Это, около 570.000 рублей. Самая дешевая фиеста стоит 9.000 евро и в ней нет тех плюшек, что есть в гранте, а двигатель там просто жопа - 1.25, 60лс. Так что тут реально есть выбор между топовой грантой и минимальной фиестой.
            • Dozer
              17 окт 2013 в 19:33
              хитрая копро-экономика

              омериканский рабочий на заводе форд получает меньше, чем на вазе? может, у них сталь дешевле?

              если бы не пошлины, тазы стоили в полтора раза дешевле - и это их реальная цена.
              • Moonshine
                17 окт 2013 в 19:47
                Эти автомобили производятся где-нибудь в южной америке. В США максимум это крупно-узловая сборка. Цены на лады завышены процентов на 10, но никак не на 33%. В целом эти цены вполне соответствуют общему уровню цен как по России, так и по миру.
                • muzhaos
                  17 окт 2013 в 20:00
                  Ну вот ты бы купил гранту за 400 тыщ?
                  • Moonshine
                    2 17 окт 2013 в 20:09
                    Я вообще не фанат новых автомобилей.
                    Но если ограничиться только новыми автомобилями, то нет :D
                    Я бы купил Калину 2 - мне хэтчбеки нравятся.
                    И она реально лучше выглядит, чем гранта, кобальт, альмера или сандеро.
                    • Dozer
                      17 окт 2013 в 20:30
                      а ниче, шо калина 2 от гранты и от калины 1 отличается только фарами и названием?
                      • Moonshine
                        17 окт 2013 в 20:33
                        Дрыгатель 106лс? Тросовая КПП? Новая торпеда? Новый обвес?
                        • Dozer
                          17 окт 2013 в 20:34
                          двигатель старый, остальное вообще смешно.
                          • Moonshine
                            17 окт 2013 в 20:37
                            А, реношные двигатели на Логане прямо только из НИИ. Им уже тоже больше десяти лет.
                            • Dozer
                              17 окт 2013 в 20:42
                              гг а восьмерочному двигателю за тридцатник.
                              • Moonshine
                                1 17 окт 2013 в 20:49
                                Значит хороший двигатель, проверенный временем :D
                                • Dozer
                                  17 окт 2013 в 22:49
                                  у тя монитор не элт случаем? ну, проверенный временем ))
                • Dozer
                  17 окт 2013 в 20:31
                  че ты придумываешь?
                  http://www.dacia.ro/modele-si-preturi/noul-sandero/

                  переводить нада?

                  • Moonshine
                    17 окт 2013 в 20:36
                    Вот когда он у нас выйдет, тогда и посмотрим. Меня еще калина прельщает наличием доступных деталей для доработки: двигло-кпп от Торгмаша и подвеска от Plaza.
                    • Dozer
                      17 окт 2013 в 20:40
                      ты реально думаешь, что у нас он подешевеет, относительно предыдущего?
                      • Moonshine
                        17 окт 2013 в 20:43
                        Я не разобрался в контексте. Что подешевеет?
                        • Dozer
                          17 окт 2013 в 22:51
                          сандеро.
                          ну а на что ты еще собрался там смотреть?
                    • Dozer
                      17 окт 2013 в 20:41
                      и все равно это будет говно ) даже на 15-х дисках и модной подвеске.
                      • Moonshine
                        2 17 окт 2013 в 20:52
                        В чем говно то? Это автомобиль для езды, а не общупывания пластика на предмет мягкости или дегустации вин на заднем диване.
                        15ые диски это кстати реальная фигня - толку никакого. 14ые в самый раз.
                        • Dozer
                          17 окт 2013 в 22:50
                          этот автомобиль для езды

                          а остальные для чего?
                          • Turbocat
                            2 17 окт 2013 в 23:13
                            Для выеб... ну ты понял)
  • fearmer
    17 окт 2013 в 11:40
    Вчера видел очень бодрую и быструю копейку. На набережной Обводного. Не выглядит на свои годы)
  • BHYCHIK
    17 окт 2013 в 12:55
    Ездил на семёрке 2003 года. Ведро и есть ведро, но научила ездить самому без электронных систем помощи. Но теперь не знаю, полезный ли это навык.
  • at-hacker
    1 18 окт 2013 в 14:20
    Справедливости ради надо сказать, что Фиат-124 прочностью не блистал. Читал как-то статьи про те времена, инженеры писали, что на автодроме без особых нагрузок Фиаты просто рассыпались, в буквальном смысле этого слова -- отваливались кузовные детали, срезались болты, ломались на части элементы подвески. Перед тем, как принять его на производство в виде "копейки" пришлось вносить овердофига изменений, и конструктивных и в смысле материалов, иначе на этом ездить было нельзя в принципе.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.