Реквием по классике
Год назад 17 сентября 2012 года произошло событие, которое прошло почти незамеченным - была снята с производства последняя машина «классического» семейства АвтоВАЗ - Lada-2104. Очень скоро классика исчезнет с улиц российских городов, о том, как она выглядела, будет напоминать разве что скромный памятник "копейке" (ВАЗ-2101), установленный на Волгоградском проспекте Москвы.
Между тем, это памятник не просто легендарной машине, а великой эпохе.
В Италии эта эпоха началась 11 июля 1899 года, когда в туринском палаццо Бричеразио был подписан учредительный договор о создании компании Fabbrica Italiana di Automobili Torino (Итальянская автомобильная фабрика в Турине, FIAT).
Инициатором создания нового предприятия был 33-летний предприниматель и общественный деятель Джованни Аньелли. Он родился 13 августа 1866 года в деревне Виллар Пероза, неподалеку от Турина. Во время учебы в военном училище Джованни проникся социалистическими идеями, а потому в 1892 году оставил военную службу, вернулся в свою вотчину, где был выбран мэром. Через пять лет, в течение которых Джованни Аньелли безуспешно пытался построить социализм в одной отдельно взятой деревне, он перебрался с семьей в Турин. Это было связано с тем, что Аньелли загорелся идеей вытащить Италию из состояния нищеты и безысходности, наладив производство отечественных автомобилей. Вскоре ему удалось убедить состоятельных граждан провинции Пьемонт создать первую автомобильную компанию.
Поначалу компания закупала корпуса и двигатели во Франции и Германии, но уже через год была построена фабрика, производившая, помимо легковых и грузовых автомобилей, автобусы, судовые двигатели и трамваи. Впрочем, объем выпуска продукции был невелик, предприятие едва держалось на плаву и все шло к тому, что вся эта затея рухнет. Так бы и случилось, но в 1908 году компанию возглавил Джованни Аньелли.
Первым делом он занялся тем, что облегчил условия труда и быта сотрудников, создав специальные школы для повышения квалификации, спортивные клубы, свою систему здравоохранения и социальной защиты. Он пропадал на фабрике с раннего утра до поздней ночи, знал всех своих работников по именам. Побывав в США, Аньелли увидел фордовский комплекс Хайленд-парк и в 1916 году начал строительство аналогичного комплекса с по-итальянски изящно закрученным испытательным треком на крыше здания. Однако денег хронически не хватало. Богатые предприниматели и банкиры Турина считали идею Аньелли насчет поточного производства недорогих автомобилей совершенно безумной, всерьез опасаясь за его душевное здоровье. Его не поддержали даже рабочие FIAT, недовольные тем, что он урезал ставки. Взбешенный Аньелли хлопнул дверью и уехал в свою деревню. Спустя некоторое время рабочие подписали петицию, в которой просили Джованни Аньелли вернуться.
Неизвестно, сколько бы времени строился новый комплекс, если бы в 1922 году к власти не пришли социалисты во главе с Бенито Муссолини. Аньелли удалось убедить будущего дуче поддержать амбициозный план создания народного автомобиля и строительства новых современных шоссейных дорог.
В 1936 году с конвейера завода Аньелли сошел народный автомобиль — легендарный FIAT-500, который итальянцы прозвали Topolino («мышонок»). Этот изящный двухместный автомобиль (творение дизайнера Данте Джакозо) с мотором мощностью 13 л/с стоил 8900 лир (примерно 500 долларов). Спрос на машины был фантастическим: до 1955 года заводской цех покинули свыше полумиллиона автомобилей.
Безумная мечта Джованни Аньелли сбылась. Однако в апреле 1945 года за сотрудничество с Муссолини Итальянский комитет национального освобождения отстранил его от должности. В декабре того же года Аньелли умер, а компания FIAT была национализирована.
Продолжил дело Джованни Аньелли его старый друг и единомышленник Аньелли профессор Витторио Валетта. Он буквально поднял FIAT из руин, а в 1955 году представил на Женевском автосалоне очередной шедевр Данте Джакозо — FIAT-600. Маленький автомобиль весом всего 580 кг с расположенным сзади 22-сильным мотором отличался экономичностью, надежностью и неприхотливостью. Стильный дизайн с «наивным выражением лица» заставлял улыбаться всех, кто видел этот автомобиль. Итальянцы влюбились в новую машину с первого взгляда. FIAT-600 стал новым народным автомобилем, который не снимали с производства вплоть до 1975 года. Кстати, именно эта машина послужила прообразом «Запорожца», который в СССР называли "горбатым".
Социалист Витторио Валетта предлагал построить в СССР завод по производству FIAT-600, но до осуществления этой идеи дело тогда не дошло. Лишь в мае 1966 года в Турине бывший в то время министром автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов и Витторио Валетта подписали протокол по строительству в Тольятти автозавода с полным производственным циклом. В качестве модели был выбран автомобиль FIAT-124, который итальянцы шутя называли «коробкой на колесах». Дизайн этой машины был действительно незатейливым, зато он оказался ладно скроенным и на удивление прочным. С самого начала он разрабатывался как настоящий народный автомобиль: дешевый, практичный и долговечный, основное назначение которого — безотказная работа в экстремальных дорожных и климатических условиях.
Строительство завода-гиганта в Тольятти началось в сумасшедшем темпе. 21 января 1967 года вынули первый ковш мерзлого грунта, а уже 19 апреля 1970 года из ворот завода выкатились первые шесть легковых автомобилей ВАЗ-2101. Правда, собрали их, что называется, «на коленке», чтобы отрапортовать в честь 100-летнего юбилея Ленина, но уже в сентябре главный конвейер заработал на полную мощь. В сооружении завода приняли участие тысяча итальянских инженеров и рабочих, поставку оборудования обеспечивали 188 итальянских фирм, причем всю работу координировал президент FIAT Витторио Валетта, которого по праву можно считать отцом-основателем завода в Тольятти.
Машины ВАЗ-2101 выпускались с 1970 по 1983 год: за это время с конвейера сошли 2,7 млн. В Италии и Испании FIAT-124 также продолжали выпускать до 1980 года, но эпоха Джованни Аньелли уходила в прошлое. В 1966 году FIAT вернули в собственность семьи Аньелли. Спустя некоторое время профессор Витторио Валетта был назначен почетным президентом фирмы, а бразды правления принял внук основателя фирмы Джованни Аньелли-младший.
На протяжении послевоенных 20 лет он вел жизнь богатого повесы, среди его увлечений значились футбол (он не упускал возможности продемонстрировать тренерам «Ювентуса» свои познания в этой игре), горные лыжи, яхты, рулетка, автогонки и, конечно, женщины. Фотографии красавца не сходили со страниц глянцевых журналов. Целое поколение итальянцев старалось во всем походить на своего кумира. Многие в Италии так же, как и он, носили часы поверх манжеты рубашки или ходили с выпущенным поверх застегнутого пиджака галстуком. «Единственное, на что я надеюсь, — шутил итальянский комик Роберто Бениньи, — так это на то, что Джованни не будет ходить с расстегнутой ширинкой, иначе в скором времени вся Италия последует его примеру».
К сожалению, Джованни Аньелли-младший походил на своего деда только внешне. В тонкости производства новый управляющий не вникал, в заводских цехах его презрительно называли «адвокатом». Он сократил инвестиции в модернизацию производства, расходуя лишь тот задел, который оставили ему в наследство его дед и Витторио Валетта. В результате FIAT очень быстро потерял репутацию производителя изящных и надежных малолитражек. Практически без усилий этот сегмент рынка заняли иностранные фирмы — на европейском рынке автомобилей доля FIAT упала на треть, а в Италии с 60 до 30%.
Сейчас многие издания наперебой расхваливают деловую хватку и предприимчивость Джованни Аньелли-младшего, но в действительности он довел свою фирму до ручки. Лишь по чистой случайности ее со всеми потрохами не приобрела американская корпорация General Motors.
Отсюда.
ну и еще на заметку крузак...
Жигуль конечно был хорош. Для своего времени - 70х-80х
Но всему своё время - жигуль должен был исчезнуть в 90х.
o rly? посмотри на немцев и американцев тех лет.
Я вообще говоря не спец в этих делах, просто мнение.
сейчас же, по цене топовой гранты, в сша можно взять фиесту 1.6, 120 л.с., семь подушек, электропакет, кондей.
омериканский рабочий на заводе форд получает меньше, чем на вазе? может, у них сталь дешевле?
если бы не пошлины, тазы стоили в полтора раза дешевле - и это их реальная цена.
Но если ограничиться только новыми автомобилями, то нет :D
Я бы купил Калину 2 - мне хэтчбеки нравятся.
И она реально лучше выглядит, чем гранта, кобальт, альмера или сандеро.
http://www.dacia.ro/modele-si-preturi/noul-sandero/
переводить нада?
ну а на что ты еще собрался там смотреть?
15ые диски это кстати реальная фигня - толку никакого. 14ые в самый раз.
а остальные для чего?