mvcdev

Поездка выходного дня на Горный Алтай

В этом году я наконец-то побывал на Горном Алтае! Вы представляете, прожить в Новосибирске 26 лет и ни разу не побывать на Алтае! Ни разу не посмотреть на горы! Это великая глупость!!! :) Ведь от Новосибирска до Горно-Алтайска всего каких-то 500 км.

Пойми, на небесах только и говорят, что о море горах. Как оно они бесконечно прекрасны… О закате, который они видели… О том, как солнце, погружаясь в волны садясь за горы, стало алым как кровь. И почувствовали, что море горы впитали энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине где-то там за горами. А ты?… Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море в горах. Там, наверху, тебя окрестят лохом.
© Достучаться до небес

Мы отправились на Алтай в пятницу рано утром. Сделали остановку в Сростках (родина Василия Шукшина). Где-то 4 вечера были в Чемале. От Новосибирска до Чемала около 520 км. Субботу провели там. В воскресенье отправились домой, попутно посетив Талдинские пещеры. К вечеру были в Новосибирске и даже успели постоять в воскресных пробках :)

Ездили тремя машинами. Я уже рассказывал в комментариях про Навител.Друзья. Мы немного потестировали этот сервис в дороге. Я предварительно зафрендил своего знакомого и мы всю дорогу видели друг друга на карте. И никаких раций не нужно. Причем даже в местах, где покрытие сети не позволяло сделать звонок, Навител каким-то чудесным образом обновлял наше местоположение на карте. Понятно, что в абсолютной глуши это работать не будет, но все же. Какая от этого польза? Например, я разок ненадолго останавливался и потом всех без проблем нагнал, тем более что ведущий это заметил и немного сбавил скорость. Снова привет @nn4gps :)

Левостороннее движение. Да-да, за Уралом это обычное дело ;)

Выше была шутка :) Это недостроенный участок Чуйского тракта. В этом месте мы даже немного замешкались. На подъезде к этому участку стояла куча временных знаков. Исходя из них нам нужно было ехать по левой стороне. Я ехал вторым в колонне и видел, как мой товарищ поначалу засомневался и пару раз моргнул стопами. Более всего нас смутила машина, которая ехала перед нами и свернула на правую полосу. Остальной же поток поехал за нами. Крадемся мы значит такие по встречке и ведем за собой толпу ни в чем неповинных автомобилистов... Справа отбойник :) А потом нам еще и навстречу поехали автомобили :)) Уже не помню, когда мы успокоились, но вроде бы мы таки догнали какой-то попутный автомобиль. Да еще и буханку справа встретили.

А потом начался дождь...

Сначала мы конечно же расстроились, что поездка не удастся из-за дождя. Но как же, черт возьми, красивы горы в дождливую погоду! Туман и облака буквально на глазах скатываются с вершин.

На въезде в поселок Чемал. Остановились тут случайно. Табличку увидел, только когда разбирал фотографии. Знаковая фотография получилась :)

Кстати об автомобилях. Расход в поездке составил около 7 литров на 100 км, но точно я не считал. По-моему, неплохо для десятилетнего авто с двигателем объемом 1.5 литра и четырех-ступенчатой АКПП. Туда мы ехали мы 90-110 по дождю. Обратно 110-130 + кондиционер.

Кстати о финансах. В целом поездка нам с женой обошлась где-то в 12 000 руб. Жили вот тут. 3000 руб за две ночи. Около 4000 руб на еду и шашлыки. Два полных бака бензина - 2400 руб. Остальное потратили на посещение достопримечательностей и сувениры.

А теперь вернемся назад к природе. Побывать на Алтае и не сфотографировать горную речку с большой выдержкой - это деньги за фотоаппарат на ветер. Есть еще, конечно, чему поучиться. Придется вернуться туда на следующий год. Кстати, это Чемал. В честь этой реки и назван поселок в котором мы остановились.

Катунь и скалы. Катунь в это время очень полноводна. Тает снег в горах.

Кстати о таянии снега. Хозяйка усадьбы, где мы остановилась рассказала, что зимой у них практически не бывает снега. Если снег и выпадает, то утром он моментально тает. А прямо под снегом сухая трава, которой питается скотина. Корова тут есть у каждого. Более того, по ее словам, обычно коровы гуляют сами по себе и никто даже не парится о запасании корма на зиму. Но прошлая зима было очень снежной и много скотины подохло.

Пока ехали по трассе, коровы постоянно наровили вылезти на дорогу. Иногда они нагло лежали на теплом асфальте и приходилось их объезжать :)

Рафтеры. Маааленькие такие. Хозяйке на заметку. Увидите рафтеров - кричите "Бабочку" ;)

Чемальская ГЭС.

Слияние Чемала и Катуни. Одно из самых впечатляющих мест. Вода из Чемала чистая и прозрачная, а вода в Катуни в это время года мутная от известняка. Такой вот контраст.

Урочище Че-Чкыш. Сюда мы съездили на экскурсию. До места добирались на каком-то старом при старом ПАЗе. Он всю дорогу пытался заглохнуть. А как он трясся при трогании... Зато водитель попался веселый и наравне с экскурсоводом рассказывал нам, как над ним смеялись, когда он покупал это ведро с болтами :))

Интересный факт. Урочище Че-Чкыш является примером того, как предприимчивые местные жители зарабатывают на доверчивости туристов. В урочище сооружено несколько больших куч камней, которые выдаются за «древние курганы». На ручье построен искусственный водопад, который выдается за естественный. На одной из скал нацарапаны якобы древние наскальные изображения.

Отвесная скала. Когда смотришь на отвесную скалу с расстояния 100-200 метров, то может закружиться голова. А я поймал себя на мысли, что никогда таких больших объектов то и не видел :) Непередаваемые ощущения. К сожалению, ни одна фотография не передает реальных размеров гор.

Мы приехали на Алтай во второй половине Июня. В это время как раз начал активно таять снег в горах и уровень воды сильно повысился. Накануне мы жарили шашлыки в этом мангале :)

Напоследок парочка умиротворяющих фотографий. Посмотрите на них, расслабьтесь, пропустите следующий абзац про гаишников, лайкните статью и переходите к комментариям :))

Обратно мы уехали в воскресенье. По пути на Алтай мы не встретили ни одного гаишника. По дороге же домой мы даже начали их считать, встретив 5-ый по счету экипаж. Насчитали то ли 10, то ли 15 засад. Как сами не попались - не понимаю :) Ехали 110-130. Почти всегда кто-то моргал дальним.

В воскресенье уже было тепло, ясно и сухо. И горы были уже совсем не те...

Личный опыт: Путешествие
BeeRMaN
Dozer
    1 09 сен 2013 в 08:22
    да уж,я бы как минимум раз месяц ездил бы если не чаще живя в новосибе ...
    сам там был 5 раз... на сплавах...
      09 сен 2013 в 08:35
      Вот такая вот я булка. Надо будет обязательно сплавиться.
        1 09 сен 2013 в 09:50
        Сплавляться лучше со знакомыми, ибо когда набирают кого попало, то маршрут берут слишком лёгкий, и удовольствия немного.

Ну и пить горячительные напитки не рекомендую, был у нас случай - группа чуть не утонула. Есть такой порог, Шабаш называется, не то чтобы сложный, но и не простой, вот там парни с похмела не выгребли, их волна перевернула, а кого-то просто стащило с рафта (там когда вода прокатывается по тебе, если держишься плохо, то выбрасывает). Хорошо что пацаны на страховке выловили всех, а то там самому можно и не выплыть.

Те, кто не пил, прошли нормально.

И это, обычно туристы обгорают, так что одевайся в тельняшку, длинные брюки и панамку (шею тоже чтоб накрывала), так хоть только кисти рук сгорят, всё легче ;)
          09 сен 2013 в 09:57
          хм,пить понятие растяжимое,обычно пьют вечером и то ради того чтобы не заболеть,то есть совсем чуть чуть..
          да и шабаш уж не такой и сложный порог,я понимаю речь шла бы о бегемоте ,турбинном и горизонте:)
            09 сен 2013 в 10:15
            Пить - это когда ты пьёшь :) Скажем, 300г 40-градусного - это "пить". Не так много, чтобы ощущать себя пьяным, но уже достаточно, чтобы начались функциональные проблемы в физических упражнениях.

Сложность порога ещё от уровня воды зависит. Я вот оба раза когда по Чуе ходил, Турбинный проходили очень легко - разгоняешься, и пролетаешь. А так да, я верю, что он сложный порог, да и все так говорят :)
              09 сен 2013 в 10:21
              ну 300 грамм это перебор,хотя все индивидуально,да и с утра кто пьет то?:)))
              мы пили много,именно пили на реке Белая на Урале,категория первая :))
              там тяжело было не спиться:)))
              Турбинный без разведки сходу? круто круто:))) Еще скажите слева:)))
                1 09 сен 2013 в 10:51
                Ну как без разведки - с берега конечно же смотрели каждый порог :)

Да, слева оба раза.

Насколько я понял всю суть (я не про в этом деле, так что могу путать), там главное разогнаться и чётко выйти на траекторию посередине. С разгоном проблем у нас не было - восемь гребцов, четверо из них мощные стокилограммовые дядьки (я, например, норматив на первый разряд по пауэрлифтингу делаю), все восемь довольно слаженные (Турбинный ближе к концу сплава у нас был, то есть часов восемь-девять до него шли). По траектории - ну тут капитана работа, оба раза он справился :)

Рафт у нас тяжёлый, может ещё и поэтому так легко показалось. Более лёгким рафтам, наверное, сложнее.
                  09 сен 2013 в 10:57
                  А ,вы ж на рафте, на катах обычно справа проходят Турбинный и там 6-4-2 гребца....
                  А как это конец сплава ? У нас он почти началом был,начинали перед Бегемотом за Чемалом,вроде,точно не помню......
                  После Турбинного,Горизонт,слияние Чуи с Катунью и дальше куча порогов же...
                  Кстати мне очень нравится соединение Чуи с Катунью,воронки завораживают мощностью и разностью по цвету...
                    09 сен 2013 в 11:14
                    А я там с местностью путаюсь, так что мне сложно сказать, откуда начинали :)

Первый раз начинали за Чике-Таманом, там кемпинг, вроде речка Малый Яломан, если ничего не путаю.

Второй раз дальше заезжали, ближе к Монголии.
                      09 сен 2013 в 11:15
                      ясно:)
                      не,мы всегда почти с бегемота начинали:) до недостроенной гэс...
                  09 сен 2013 в 11:08
                  Понравилось описание Бегемота :)
                  Порог Бегемот V к.с. - начинается через 500м после устья правого притока Айгулак. Чалка к левому берегу перед мостом. Бегемот - одно из сложнейших препятствий нижней Чуи, имеет мощные сливы, бочки, бушующие валы высотой до 2м. Длина 400м Условно порог можно разбить на 7 ступеней. Наиболее опасны 1,3,4. Первый слив находится между опорами моста. Высота слива 1,5м за ним такой же стоячий вал. 2-й слив проще, но за ним тоже высокий вал. На 3-й ступени в сливе "зуб" на который несет основная струя. За сливом несколько подводных плит, валы 1,5м бочки 1,5м.
                  Порог Бегемот. Река Чуя - Trasa.ru

За первыми двумя сливами торчат "зубья"(при определенном уровне воды напоминающие морды бегемотов). Вода кипит на первых трех ступенях. 4-я ступень - мощный слив с закрученным валом. 5-я - прямой слив. 6-я - слив с пульсирующими валами на выходе. 7-я - самая простая - шиверистый участок длиной 50м. Просмотр и места страховки на левом берегу. Обнос по дороге на правом берегу либо проводка вдоль левого. Вопрос о прохождении решается после тщательного просмотра самого порога и 7 мемориальных табличек на разных ступенях.
          09 сен 2013 в 10:05
          кстати про какого попало и легкий я категорически не согласен,команда будет не согласована,возможно будет куча новичков и сплав будет напротив тяжелым и опасным,испытал на своей шкуре дважды на разных реках разной категории...
            1 09 сен 2013 в 10:19
            Ну я хз, у меня было так, что когда набрали кого попало, мы поехали на волнах качаться, у меня даже очко ни разу не сжалось, простите за грубость. Да, физически было тяжелее, чем в команде, которая гребёт нормально, но это не экстрим. Ну и в общем чувство раздражения превалирует в этом случае, нах такое надо, ещё и за свои деньги.

Чисто мой опыт, да.
              09 сен 2013 в 10:26
              очень странно,мне было страшно с кем попало нинакого не положишься полностью,хрен знает что чел сделает в трудную минуту,возьмет да и бросит весло, будет держатся за раму или еще что нибудь когда от него зависит прохождение порога..
              а вот когда команда из знакомых, проверенных временем,уверенность уже есть...
              а так я понял вашу мысль,с кем попало проходить пороги будут максимально безопасно,а иногда тупо по берегу,с опытной же командой пороги будут проходить максимально интересно,где действительно очко заиграет :) например иногда самосплавом,когда ломается рама под тобой и ты вылетаешь с катамарана в бурлящую воду кишащую камнями:)
          09 сен 2013 в 10:15
          Я после этого видео начал у знакомых спрашивать с кем бы лучше сплавиться. Но все мне говорили, что первый раз вообще пофиг. А про пьяных я и так достаточно историй наслушался. Любит народ на Алтае медовухой убиваться :)
            09 сен 2013 в 10:27
            вот кстати яркий пример прохождения порога с неслаженной командой :)
    09 сен 2013 в 08:25

Катунь кстати очень чистая,просто после весны грязь еще не вся ушла...
  • ProstoMike
    1 09 сен 2013 в 08:33
    Наша 8-мидневная поездка по Алтаю:
    9 09 сен 2013 в 10:03
    Не могу удержаться от пары своих фоток ;)

Церковь в Сростках:

Тавдынские пещеры:

Чемальская ГЭС:

Слияние Чемала и Катуни:

Ну и раз автомобильный ресурс - фото с автомобилем:

И ещё автомобильное фото, правда, это Бийск:

В пару фоток не уложился, но с Алтаем сложно даже в сотню фоток уложиться :)
      09 сен 2013 в 10:17
      Классные фотки. В пещерах, кстати, экускурсоводы прикольные были? В тупик водили? Бросить вас пытались? :)
        09 сен 2013 в 10:22
        Не, в пещерах никто не шутил - мы попали в группу с пожилыми, им и без шуток было не до шуток ;)

А у меня у жены вообще клаустрофобия, я если бы знал, что там такие низкие потолки, то мы б с сыном без неё лучше пошли бы :)
    6 09 сен 2013 в 11:15
    Давно хочу на Алтае побывать, сколько в нашей стране есть чудесных мест, а мы всё по европам шаримся. Хотя из СПб в Европу наверное ближе)
    А ведь Алтай и Саяны - это только полпути. Есть еще Верхоянский хребет и хр. Черского. Вот уж где абсолютно безлюдные и чистые места.
      09 сен 2013 в 11:16
      Ой,безлюдных чистых мест в России к счастью хватает:)
      3 09 сен 2013 в 15:35
      А моя мечта - Камчатка :)
        09 сен 2013 в 15:36
        и моя:)
  • Timur1976
    3 09 сен 2013 в 14:00
    скашити пашалста, а с какой халагтики эта пыланета?
      09 сен 2013 в 14:41
      Надобно призвать к ответу @theFerret :)
  • Timur1976
    3 09 сен 2013 в 14:01
    Молодец, удивительное рядом, и оно не запрещено :)
    Зачем ехать за границу, когда тут такие красоты?
    • Slava27
      09 сен 2013 в 15:31
      это да)
    09 сен 2013 в 15:43
    А ты на водопаде был?
    у меня не получилось этим летом туда попасть, но говорят там тоже круто и всего в 100км от сиба!

около села "Белово"
      1 09 сен 2013 в 17:40
      Давно его заприметил. Новосибирские велоклубы часто устраивают покатушки туда. В это воскресенье поучаствовал в покатушке до святого источника и мраморных карьеров. Это все рядом с Искитимом и недалеко от Белово. Но в Белово в этот раз не заезжали. Зато видел Белаз. Оказался не таким большим как я думал. Ну и карьеры тоже впечатляют. Пылища правда ужасная.
      3 09 сен 2013 в 17:46
      Мраморный карьер, тоже, кстати, прикольный.

• Leeemon
    09 сен 2013 в 17:36
    Зависти пост.
      09 сен 2013 в 17:51
      Везде есть свои ништяки. Мне когда приходит рассылка с ozon.travel с ценами на авиабилеты из Москвы в Европу, то я неистово завидую :) С другой стороны, у нас тут тоже есть на что посмотреть.
      • Leeemon
        09 сен 2013 в 18:09
        Алтай, Байкал и Камчатка в моём шот-листе на эту жизнь, но пока восточней Костромы не выбирался :(
          09 сен 2013 в 18:34
          Я только в этом году набрался смелости попутешествовать на машине. Не то что бы прям смелости, просто все совпало. Отпуск, желание, время. Съездил на Алтай (500км) и в Томск (250км). Были планы скататься в Красноярск или даже в Астану, но в Красноярск я съездить не успел, а от Астаны меня отговорили родственники, да знакомые. В следующем году, пожалуй, съезжу на Байкал или в ту же Астану. Главное попутчиков найти. Одному как-то не по себе ехать. Да и машина уже старенькая.
    • OlegTar
      09 сен 2013 в 17:53
      Зависти комент ↑
  • Toretto
    1 09 сен 2013 в 19:33
    Много воды было в Чемале. Прошлым летом тоже туда ездил. С ГЭС есть несколько кадров с идентичными ракурсами :).
    Если свободного времени больше чем пару дней, советую доехать как минимум до Семинского перевала, или ещё лучше до перевала Чике-Таман.Там кончается туристический сервис, но именно после него начинается настоящая красота - серпантины, большие горы и долины! А доехав до Акташа и свернув сторону Красных ворот и Усть-Улагана, можно увидеть снежные шапки на горах! Вот такой пейзаж я увидел проснувшись утром. Это было одним из обязательных пунктов моей поездки.
      10 сен 2013 в 07:58
      Да я всего на пару дней ездил. И дальше Чемала не выбирался. Для первого раза, конечно, все равно море впечатлений, но в следующем году надо обязательно съездить подальше. В настоящие горы.
    09 сен 2013 в 20:46
    Ну что, может с Питером съездим куда-нибудь с ночевкой, пока еще не совсем холодно?
    Знаю прикольное место в Карелии на озере, доехать можно на любой машине, но людей там ноль, правда ехать туда 5-6 часов.
    • Dozer
      10 сен 2013 в 13:24
        10 сен 2013 в 14:19
        Жаль, что как раз в указанные выходные не могу. Пораньше бы =)
        • Turbocat
          10 сен 2013 в 16:52
          Пораньше остались только эти выходные.
  • SaintAnger
    13 сен 2013 в 14:23
    Тоже в этом году был...но 2 недели...
    снимали комнату в домике по 400р с человека.....
    был уже раз 4ый...больше не поеду...надоело...все излазили уже :)
  • Loi
    16 сен 2013 в 22:31
    Прелесть, побольше бы таких постов! С огромным удовольствием прочитала и... я так скучаю по горам...(
  • nn4gps
    01 ноя 2013 в 11:40
    Андрей, спасибо за Ваш отзыв о нашем сервисе Навител.Друзья.

Фотографии просто замечательные, такая красота! Прочитав/посмотрев, и мне самой захотелось посетить эти необыкновенные места :)
      1 01 ноя 2013 в 11:42
      о,вы девушка?:) съездите конечно, чистый воздух и красивые виды стоят того:)
      • nn4gps
        01 ноя 2013 в 12:13
        :) отметила Алтай в списке мест "к посещению"!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.