ТагАЗ Aquila — «развод»? Как Drom.ru искал чудо-автомобиль в Таганроге.
Новость о продаже первых двух спорт-каров Аквела «ТагАЗ продал первые «четырехдверные» купе Aquila: кузов из пластика, а цена — фантастика» набрала на Drom.ru более 100 тыс. просмотров. В то же время вокруг проекта много слухов и даже сомнений в том, что Aquila реально существует. Многие обвиняют ТагАЗ в инсценировке. Так существует ли ТагАЗ Aquila в реальности, или это эфемерный PR-проект? Drom.ru отправился в Таганрог, чтобы вживую увидеть 4-х дверную ТагАЗ Aquila и попытаться разобраться в происходящем.
Мнения и сомнения
Эпопея с началом производства спорт-карa ТагАЗ Aquila длится больше года: первые «шпионские» снимки опубликованы еще весной 2012 года. Тогда, согласно официальному пресс-релизу, утверждалось, что производство начнется ближайшим летом.
Чуть позже стали известны и некоторые подробности. Разработкой занимался инжиниринговый центр TAGAZ Korea (дочерняя компания ТагАЗа из Сеула). По некоторым данным, не обошлось и без китайских партнеров из BYD Auto.
Кузов у автомобиля пластиковый, монтированный на стальном каркасе. Привод передний. Двигатель — тоже из Поднебесной, лицензионный Mitsubishi 4G18S объемом всего 1,6 л и мощностью 107 л.с. (знакомый по BYD F3). Характеристики, как мы видим, далеко не «спорт-каровские», но и объявленная цена — всего 415 тысяч рублей.
Красивым планам в 2012-м не суждено было сбыться — завод подал иск о собственном банкротстве из-за 20-миллиардных долгов перед банками. За весь прошлый год было продано 1117 авто, в первую очередь китайских седанов JAC C10 и кроссоверов JAC C190 — мизер!
Тем временем на официальном сайте ТагАЗа в середине февраля появилась новость: 4-местное купе получит еще один, более мощный 150-сильный мотор (его точные характеристики, как и производитель, почему-то не были заявлены) и автоматическую коробку передач. А через месяц, в середине марта, было объявлено и о продаже первых двух Аквелла по 415 тыс. руб. каждый. Это породило покупательский бум — на сегодняшний день количество заявок на авто перевалило за 1 800. В то же время растут и ширятся слухи о том, что на самом деле никакого автомобиля нет. Первые подозрения в том, что церемония вручения покупателям ключей от двух авто выглядит несколько сомнительно, появились сразу после публикации фотографий с этого торжественного мероприятия на официальном сайте завода.
Во-первых, счастливые обладатели Aquila некие Максуд Мусаев и Светлана Михайлова несколько не соответствуют образу потенциального покупателя. Доступные псевдоспортивные авто — удел молодых и горячих, которые во главу ставят яркий внешний вид, а не практичность. На фото же люди вполне себе респектабельные и, судя по внешности — консервативные. Как-то не очень это соотносится с большими легкосплавными дисками, малым клиренсом, большим передним свесом, низкопрофильной резиной и креслами-«ковшами».
Первые владельцы спорткара Aquila: Максуд Мусаев и Светлана Михайлова
Далее — удивляет отсутствие каких-то элементов торжественности в оформлении салона в столь важный для завода день (если за таковые не принимать одинокие воздушные шарики). Еще больше — отсутствие прессы. Чего-то боялись, или это чистой воды постановка?
ТагАЗ явно поскупился на оформление салона в честь старта продаж Aquila. Да и выглядит все это, мягко говоря, «театрализованно»
Тут же в социальных сетях появились первые весьма подозрительные отзывы Максуда Мусаева об Aquila, причем сразу на нескольких Интернет-площадках (как-то это слишком «сложно» для рядового владельца): «Вконтакте» и на популярных форумах. Вряд ли так будет писать обычный пользователь — стиль общения типичен для профессионального пиарщика, старающегося стать «своим» в сообществе автолюбителей. Масла в огонь подливает и то, что пользователи Интернет засыпают Максуда вопросами и просьбами сфотографировать свою Aquila, а тот, очевидно, уже и не рад такому к себе вниманию и крайне неохотно и скупо делится детальной информацией о своем приобретении.
В раздел «Отзывы» на Drom.ru примерно в одно время со стартом продаж появился «отзыв» от Aquila, его автор не называет себя владельцем, но публикует «мнения владельцев» и тут же пишет, что в данный момент автомобиль невозможно купить, а кроме того наотрез отказывается от встреч. Будет обидно, если отзыв окажется фейковым, а автор pr-щиком ТагАЗа.
Мы видели! Но это — прототип
В Таганроге, немного поплутав по городу, мы подъехали к заводскому салону на улице Инструментальная, но попасть внутрь нам так и не удалось — закрыто. Попытались прорваться к Aquila через центральную проходную, но встретили там достойный отпор в лице бабушки-охранника. Пришлось заглядывать в автосалон через окна.
Внутри одиноко стояла черная Аквелла, но уже с другими колесами: литые диски внезапно стали на пару дюймов меньше, а профиль резины увеличился и стал похож на внедорожный. Странно — спорт-кар оснастили пакетом «плохие дороги»? Но больше похоже на то, что первым что подвернулось под руку.
Куда пропали 18-дюймовые диски и низкопрофильные шины?
Есть ли здесь заявленная подушка безопасности, кондиционер, аудиосистема с поддержкой MP3 и сигнализация выяснить не удалось — просто некому ответить на столь незамысловатые вопросы. Но это — не серийный автомобиль! В самом лучшем случае — «ходовой прототип». Что чуть позже подтвердили рабочие, которых мы «поймали» у проходной после смены.
По словам одного из сотрудников завода, который внимательно выслушал наши вопросы, на ТагАЗе только началась работа по созданию тестовых образцов. Получается, что о серийном производстве пока и речи нет, а то, что якобы продано и стоит в салоне — просто собранные «на коленке» шоу-кары.
ТагАЗ Aquila — пока не серийный образец, а шоу-кар
То же подтвердил представитель маркетинговой службы ТагАЗа, заявив нам по телефону (лично он с нами встретиться не смог — якобы из-за чрезмерной занятости), что серийные автомобили будут отличаться от тех, что уже продемонстрированы общественности. О том, что именно поменяется в реальной Aquila, нам опять же не сказали: «Будет много других деталей», — таинственно подытожил руководитель отдела маркетинга Таганрогского автозавода Денис Поваляев.
Бюджетный «супер-кар» ручной сборки
В Интернете тем временем появились снимки — как сейчас происходит сборка тестовых образцов ТагАЗа Aquila: вручную и при помощи инструмента типа «молоток». На тестовом образце в салоне — громадные зазоры между кузовными деталями (опять же, признак того, что это лишь прототип, не более). Как при такой организации производства, когда на выпуск одного автомобиля может уходить до двух недель работы, удастся удержать заявленную цену в 415 тысяч рублей — непонятно.
Ручная сборка ТагАЗа Аквелла
Ряд вопросов вызывает сервисная сеть завода. Она для обслуживания Aquila просто не готова — нет ни понимания у специалистов, ни поставок даже самых элементарных запчастей (колодок, фильтров и т.д.), а значит проходить плановые ТО будущим покупателям негде. Более того, многие дилерские центры даже не знают, что это за автомобиль.
Что собой будет представлять серийная машина, сейчас понять, по сути, невозможно. Что если под «некоторыми деталями» представитель ТагАЗа имел в виду другой кузов, другие колеса, другие кресла, другую оптику и другой интерьер? И не повторится ли история Ё-мобиля, когда ходовой концепт был красив и изящен, но, в конце концов, машина превратилась в Suzuki SX4 c электродвигателем? Вопрос более глобальный — а будет ли автомобиль доведен до реального производства, или это на самом деле просто PR-акция?
Если дело дойдет до серийного производства, автомобиль может сильно измениться как внешне, так и внутренне
Вопросы, вопросы, вопросы... На которые никто не может (или не хочет, или даже — боится) дать ответы. На сегодня мы имеем несколько прототипов ТагАЗ Aquila. Никакого серийного производства в марте (как обещали ранее) запущено не было: это подтвердил и рабочий завода, и производственный план на март текущего года (копия есть у Drom.ru). И никакой определенности, когда это произойдет (и произойдет ли вообще), тоже нет. Никаких следов Aquila в текущем производственном плане нам обнаружить не удалось. Откуда взялись «прототипы», непонятно — может они были собраны и не на заводе?
Тогда зачем устраивать весь этот спектакль с первыми проданными Aquila? Как вариант — желание показать (видимо, потенциальным инвесторам и автомобильному сообществу), что ТагАЗ скорее жив, чем мертв, ведь с 14 марта на заводе в судебном порядке введено временное внешнее управление для предупреждения банкротства что, конечно же, не способствует притоку капитала.
Территория завода выглядит безжизненно
ТагАЗ за колючей проволокой
Конечно же, хочется верить в лучшее: что Аквелла пойдет в производство и не будет сильно отличаться от представленных прототипов. Что за относительно небольшие деньги покупатели получат переднеприводный 107-сильный автомобиль с нетривиальной внешностью, 18-дюймовыми легкосплавными дисками, спортивными креслами, кондиционером, подушкой безопасности, аудиосистемой, подогревом боковых зеркал и штатной сигнализацией. Правда, чтобы говорить о том, что это случится в ближайшее время (и случится вообще) — надо быть большим оптимистом.
Хотелось бы, чтобы результаты нашей поездки в Таганрог выглядели первоапрельской шуткой, но увы, это не так.
Николай Назайкинский, Михаил Гризли, Евгений Загатин
Drom.ru
0_о На фото классические сельские гопники.