Написать пост

body

Дураки на дорогах: диагноз эксперта

На сайте «Эха Москвы» Михаил Блинкин закончил на днях публикацию своего развёрнутого ответа на вопрос о причинах дорожной смертности.

Директору Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ потребовалось три заметки (начало, продолжение, окончание), чтобы сформулировать существующие мировые тенденции в этом вопросе и объяснять российскую специфику.

Настоятельно советую всем, кому тема интересна, прочитать этот текст Блинкина целиком, потому что не каждый день важные и сложные вещи объясняются простым и понятным для неспециалиста языком.

А я вкратце и под катом просуммирую основной вывод профессора о главном отличии российской дорожной ситуации от мировой. Как ни странно, оно никак не связано с состоянием самих дорог. Первая наша беда и в этом вопросе оказалась главнее второй.

Блинкин отмечает два основных принципа, лежащих в основе обеспечения транспортной безопасности в цивилизованном мире, но полностью отвергаемых современным российским обществом и государством.

Первый принцип — равенство всех участников дорожного движения перед требованиями ПДД, начиная с сигналов светофора. В России демонстративное неприятие этого принципа первыми лицами государства — лишь верхушка айсберга. На самом деле, беда вовсе не в том, что правила дорожного движения не писаны лично Путину, лично Медведеву или лично Полтавченко. И даже не в том, что они не писаны депутатам Госдумы, сотрудникам аппарата Администрации или правительства, губернаторам, руководителям силовых ведомств и прочим «гражданам категории А». Всё это — лишь симптомы общей болезни, состоящей в том, что у нас в масштабах всего общества нарушение ПДД является критерием крутости, собственной значимости, высокого статуса и жизненного успеха для представителей самых разных прослоек, отраслей и профессий (а также для родственников тех самых представителей). Напомню в этой связи, что нередкий в моём ЖЖ тег «Купи мерс и убейся» появился здесь 6 лет назад безо всякой связи с властями и региональными элитами. Речь шла о катастрофе, стоившей жизни 19-летнему «фабриканту» Ратмиру Шишкову и четырём его друзьям-ровесникам, которые в пять часов утра неслись по Садовому кольцу на «Мерседесе» 350-й модели. Тормозить на красный свет юным хозяевам жизни казалось недостойным их высокого статуса, и они со всей дури врезались в «Туарег», аккуратно выруливавший на зелёный свет с Орликова переулка. Джип отбросило и развернуло, его водитель и пассажиры получили ушибы. А «Мерседес» отлетел и вспыхнул, все пятеро сидевших в нём мажоров сгорели заживо. В ходе последующего обсуждения этой трагедии в блогах и форумах выяснилось, что тысячи хомячков-телезрителей, оплакивающих утрату, считают гибель своих кумиров героической. Понятно, что все эти хомячки на момент обсуждения имели мало отношения к каким-либо российским элитам, политическим или финансовым. Но если кому-то из них удастся добиться власти и денег, то вскоре мы увидим счастливчиков летящими по встречке на красный свет, по примеру их кумиров...

Второй принцип, о котором говорит Блинкин — правило трёх D. Согласно которому главную опасность для всех участников движения представляют водители, практикующие Dangerous, Drunk and Drugged Driving. Как видим, на первом месте здесь — не алкоголь и даже не наркотики за рулём, а совершенно определённая манера езды (dangerous driving), создающая угрозу для безопасности на дороге. Опасное вождение в цивилизованных странах является серьёзным правонарушением само по себе, независимо ни от факторов, с которыми оно связано, ни от последствий, к которым оно привело.

«Dangerous driving» – это очень суровая статья, применяемая в тех же просвещенных странах безо всякой оглядки на ходатайства «знакомых и родственников кролика», наличие/отсутствие у него водительской лицензии, или же на уровень алкоголя в его благородной крови. В самом деле, так ли важно для общества учитывать, был ли преступник, паливший с балкона из АКМ по случайным прохожим, безукоризненным трезвенником или алкашом!, — пишет Блинкин.

В России, отмечает эксперт, отсутствует сама по себе юридическая категория опасного вождения. Соответственно, не ведётся и борьба с этой категорией общественно опасного поведения на дороге.

Впрочем, заканчивается текст Блинкина на оптимистической ноте. Эксперт убеждён, что со временем российскому обществу неизбежно придётся перенимать лучшие зарубежные практики борьбы со смертностью в ДТП.

Осталось лишь надеяться, что в этом он окажется прав.

Источник.
48 комментариев 21нравится 4избранное
CactusLuis
Kalashmatik
lkamenl
savex
ride
AlienJust
lolwut
Trig
Disa
scr1pt
Filippy
dkoknk
imbeat
Linberg
iAxeL
Leeemon
derfur
negr55
ThDif
  • iAxeL
    28 фев 2013 в 09:17
    воистину, ёмко и точно!
  • kharchenko
    28 фев 2013 в 09:23
    слушал ещё на Эхе.
    Согласен.
    Но боюсь, что он оказался не прав.
    За разумный срок это у нас не изменится.
  • Timur1976
    2 28 фев 2013 в 09:41
    Чтобы верхушка отказалась от пустого мкада (ну или по чем там ездит первый), плюс сопровождение не менее двух полицейских батальонов впереди и сзади - не верю. Скажите мне, когда такое случится, возьму кредит, займу, но приеду в Москву лично в этом убедиться.

    правило трёх D. Согласно которому главную опасность для всех участников движения представляют водители, практикующие Dangerous, Drunk and Drugged Driving - Тут вроде 4 получилось. D+D+DD
  • Timur1976
    1 28 фев 2013 в 09:44
    Я бы еще добавил - у нас нет необратимости наказания. Т.е. у нас спокойно при задержании бухих водил, последние вовсю матерят депсов, угрожают, бьют машины - а те даже их пальцем тронуть не смеют. Или вот - там знак проезд запрещен, но вот если я вот так проеду, а потом быстро во двор и выеду на другую улицу - никто же не увидел, значит можно нарушить. Подумаешь, ограничение 90, что я, не мужик чтоли, пойду на 140! никто же не видит, а раз не видит, то и не накажут.
    • imbeat
      3 28 фев 2013 в 10:02
      вы хотели сказать "неотвратимости" ?!
      • Timur1976
        28 фев 2013 в 10:15
        Ну, так тоже можно
    • nash71
      1 28 фев 2013 в 10:17
      к сожалению бывает и наоборот, когда менты слишком усердствуют с силовыми методами без должной на то причины...
      Но то быдло, которое материт в открытую сотрудников при исполнении, я считаю, нужно калечить прямо на месте.
  • qreal
    28 фев 2013 в 10:05
    Первый принцип — равенство всех участников дорожного движения перед требованиями ПДД, начиная с сигналов светофора.
    Это базисный принцип. Но только его исполнение в этой стране НЕ ВОЗМОЖНО!!!
    Ибо сверху всегда принято делить общество на "патриции и плебеи".
    Поэтому 5-10 процентов общества будет ездить так как они этого хотят, а остальное общество - как получится!!!!
    • Gwynnbleidd
      14 28 фев 2013 в 10:26
      как получится!!!! Ключевое слово. Не "как надо по ПДД" а "как получится"......

      А вообще автор кругом прав, особенно

      нарушение ПДД является критерием крутости, собственной значимости, высокого статуса и жизненного успеха для представителей самых разных прослоек, отраслей и профессий (а также для родственников тех самых представителей).



      Фак е. Быдло (огромное кол-во быдла) искренне верит что нарушать закон от ПДД до УК - это йоу круто, признак нереальной дерзости, чодкости и вообще. Современный отечественный кинематорграф и "музяка" это аааактивненько пропагандируют, особенно макаки-"ганстареперы". А если ты шашкуешь 200 по мкаду то у тебя автоматом +5 см и ваще ты нереально крут.

      В последнее время все чаще замечаю-люди которые ездят "рэзко, чодка, дерзка" вне авто - очень часто опущенные и убогие. У...щность своего бытового сущетствования они отыгрывают, хамя на дорогах.

      Что до опасного вождения и наказания за него - тут все упирается в одну неочевидную, но очень важную проблему. "Опасное вождение" само по себе оценочное понятие. И сделать его однозначным, подвести под него некую совокупность конкретных действий водителя-не выйдет никак. Банальная "перестановка" на скорости 100+ безопасна на пустой трассе на хорошем авто, но крайне опасна в плотном потоке на ржавом заниженном ТАЗу.

      А наш закон, и что самое главное, наши правоприменители (ДПС это тоже правоприменитель. ага) ОЧЕНЬ не любят оценочных категорий. Не любят толковать закон (хотя вроде бы должны не только любить но еще и уметь, о, они и не умеют еще т.к. образования то нет).
      • name-no
        28 фев 2013 в 11:41
        > как получится!!!! Ключевое слово. Не "как надо по ПДД" а "как получится"......

        Зря придрался. Когда 5-10% ездят как хотят, я не могу безоговорочно соблюдать правила, мне именно приходится ездить как получится.
        • Mighty
          28 фев 2013 в 12:30
          О как интересно. Т.е. когда ты едешь в потоке из 100 машин, то 5-10 машин, не обязательно находящиеся рядом с тобой заставляют тебя менять стиль вождения.
          • name-no
            28 фев 2013 в 12:47
            На поворотах и при перестроениях — да. Кроме того, 10% — это не пять машин из ста, это 1 машина из десяти. В городе большая часть движения состоит вовсе не из езды по прямой в потоке из ста машин. И ты знаешь, как ни странно, но на каждом повороте эти идиоты внезапно оказываются рядом, несмотря на то, что ста машин вокруг нет.
          • name-no
            28 фев 2013 в 15:58
            > заставляют тебя менять стиль вождения.

            http://autokadabra.ru/shouts/56608#comment_830929
        • Gwynnbleidd
          28 фев 2013 в 14:35
          отонож как, шарапов....пример можешь привести когда конкретное нарушение другим участником ВЫНУЖДАЕТ тебя нарушать?
          • name-no
            28 фев 2013 в 14:43
            Да, я уже несколько раз тут про это писал, но мне почему-то всё равно не верят. Есть узенькая улочка, на которой с двух сторон припаркованы машины, припаркованы так, что между ними и сплошной линией разметки на этой улочке не вмещается легковая машина. Приходится пересекать разметку, фактически — выезжать на встречку.

            Про выезд на перекрёсток неравнозначных дорог со второстепенной дороги, когда на главной стоит пробка — я вообще не знаю, что рассказывать, и как вы можете не верить, что туда невозможно выехать, не нарушив двух пунктов КОАП. Речь про случай, когда со второстепенной дороги (или с прилегающей территории) нужно повернуть налево и пробка именно в этом направлении.
          • nash71
            28 фев 2013 в 14:44
            тебя никогда не подрезал "внезапно" отъезжающий от остановки автобус, да так что ты либо в него, либо выезд на встречку? или упырь в шашки играющий? у нас в "деревне" так постоянно любят делать...
            • name-no
              28 фев 2013 в 14:51
              Я не стал эти примеры приводить, потому что сейчас выяснится, что конкретно его ни разу не подрезал.
            • Mighty
              28 фев 2013 в 15:04
              Автобусы стали начинать маневрирование быстрее чем вы, которые находитесь в движении?
              Или скорее просто не хотели уступать и пролезть перед автобусом, чтобы потом не плестись?
              • nash71
                28 фев 2013 в 15:12
                о, а вот и ты :)
                представляешь, и такое бывает, особенно когда перед автобусом стоит автолайн или ПАЗик, и он начинает его объезжать, перегораживая обе полосы, ему-то похрену, приоритет...
                не знакома ситуация? хотя, да, откуда... ты же в левую только для поворота становишься.
                • Mighty
                  28 фев 2013 в 15:13
                  Вполне логично что у него приоритет, а вот зачем пытаться пролезть - не ясно. Если же ты не пролезаешь, но едешь на крейсерской допустимой скорости, то у тебя должно быть расстояние чтобы затормозить и пропустить автобус.
                  • nash71
                    28 фев 2013 в 15:16
                    я так и думал. спасибо за ваш ценный-бесценный комментарий.
                  • name-no
                    28 фев 2013 в 15:16
                    > Вполне логично что у него приоритет

                    А если я еду в третьем ряду?
                    • at-hacker
                      3 28 фев 2013 в 15:39
                      Размеры автобуса часто не позволяют ему резко выпрыгнуть и сразу встроиться во второй ряд. Когда на Ленинградке поверху с разворота тралик вылезает, он все три ряда перекрывает. И стоит иногда по полчаса, потому что никто ему не уступает и не пропускает. Я пару раз остановил левый ряд, чтобы дать возможность троллейбусу выехать, так вопли сигналов, наверное, в центре ажно были слышны.
                      • nash71
                        1 28 фев 2013 в 15:46
                        перестроиться он конечно не успевает, но под углом 45 градусов от остановки он может вылезти.
                        я вообще не понимаю этих пи**сов, они будут пыхтеть руль выкручивать (в т.ч. газелисты) чтобы объехать впередистоящий транспорт, а в итоге получается, пока они крутят-вертят-пыхтят, маршрутка уже отъезжает и им ничего не остается, кроме как опять вернуться в свой ряд и ехать за ней...
                        • at-hacker
                          28 фев 2013 в 15:50
                          Не только может, ему просто ничего другого не остаётся.

                          Про маршрутку впереди я согласен, конечно, это всё идиотизм пытаться тыркаться, а маршрутка впереди уезжает :-) Но часто ведь умники просто паркуются на остановке, и автобусы/троллейбусы просто выбора не имеют, им приходится на 2-3 полосы раскорячиваться.
                          • nash71
                            28 фев 2013 в 15:54
                            с троллейбусами попроще, они к проводам "привязаны", и от резкого "старта" рога слететь могут, а автобусам пофиг.
                            по крайней мере, от троллейбусов уворачиваться мне не приходилось :) я лучше пропущу, один хрен он в правый ряд потом встанет, и я слева объехать смогу. а вот "резкие" автобусы-маршрутки встречал..
                      • name-no
                        28 фев 2013 в 15:57
                        Я нормально терплю вопли сигналов и останавливаю любой ряд, в котором я еду, чтобы пропустить ОТ. Бывало, даже встречные автобусы пропускал, находясь в левом (третьем с моей стороны) ряду, мне не проблема. Но когда он выпрыгивает в третий ряд ВНЕЗАПНО — я же не пророк, ёлки, второй ряд едет: откуда мне знать, что он в третий ряд прыгнет?
            • Gwynnbleidd
              28 фев 2013 в 15:22
              не подрезал. я просто знаю что водители ОТ и маршруток обезбашенные и заранее готов к сюрпризам от них
              • name-no
                28 фев 2013 в 15:25
                Ну, что я говорил. Шашечников, конечно, тоже не встречал.
                • nash71
                  28 фев 2013 в 15:38
                  может они по другим дорогам ездят?? там где все правила соблюдают, поворотниками пользуются и даже включают их заранее (!!!), резко не тормозят, а притормаживают, чтобы у автомобилей сзади было время среагировать... и пешеходы только по зебре ходят...
                  эх... утопия!
                  • name-no
                    28 фев 2013 в 16:01
                    > может они по другим дорогам ездят?

                    Нет, мне кажется, что этот случай, когда в чужом глазу соринка бревно и что там далее по тексту.
                    • nash71
                      28 фев 2013 в 16:03
                      жаль... я так надеялся в тот мир попасть :(
                      • Timur1976
                        28 фев 2013 в 16:42
                        приезжай к нам, я тебе покажу, как автобус выезжает с остановки сразу в третий ряд, несмотря на протесты автолюбителей
                        • nash71
                          28 фев 2013 в 16:46
                          нет уж, спасибо, насмотрелся...
                          лучше @Gwynnbleidd и @Mighty пригласи, они не видели.
              • nash71
                28 фев 2013 в 15:35
                я тоже готов, стараюсь заранее их маневр просчитать, но не всегда выходит, несколько раз приходилось оттормаживаться или навстречку вылезать.
                очень надеюсь, что это только у нас такие дебилы...
                • name-no
                  28 фев 2013 в 15:52
                  Я заранее начинаю оттормаживаться, когда вижу шашечника в зеркало заднего вида. Я никогда не еду параллельно с другой машиной (ну, добровольно). Я стараюсь уйти из второго ряда в третий и дальше, если на остановке стоит автобус/троллейбус. Я за километр занимаю ряд перед светофором, если не собираюсь поворачивать — между прочим, не так легко угадать, какие ряды будут заняты поворачивальщиками. Я встаю в непонятную очередь в правом ряду за километр до нужной развязки, даже если не имею понятия, стоит ли эта очередь на мою развязку или нет.

                  1. Если это не называется "заставляют тебя менять стиль вождения", то я папа римский.
                  2. Это не помогает, они всё равно меня достают.
              • body
                01 мар 2013 в 11:59
                Кстати, вот всегда стараюсь уступить отъезжающему общественному транспорту, однако, очень часто водители ОТ как только подъезжают к отстановке сразу же врубают левый повортник и так с ним и стоят и хз отъезжает он уже от остановки или еще 5 минут тут стоять будет? Бесят ужасно такие кадры.
                (Не знаю, кому получилось ответить, я так, в общий поток)
                • nash71
                  01 мар 2013 в 12:33
                  чаще наоборот, вообще им не пользуются. или он не работает.
          • name-no
            28 фев 2013 в 15:55
            А вот ещё: пробовал не нарушая правил повернуть со МКАД/ТТК на шоссе, когда на съезде пробка длинной более километра? Если ты не ездишь там каждый день, то как ты можешь угадать, на твой съезд стоит эта километровая очередь или они в супермаркет поворачивают? Встаёшь в километровую очередь, не зная, куда она стоит? Проезжаешь мимо, а потом возвращаешься? Или всё-таки поворачиваешь со второго-третьего ряда?
            • Gwynnbleidd
              28 фев 2013 в 17:06
              со второго \третьего ряда за 5 лет стажа поворачивал ну раза может 3....

              все проще. я заранее просчитываю свой маршрут и варианты объезда. Если вижу что в городе жопа-еду на ОТ или не еду вообще
              • name-no
                28 фев 2013 в 17:20
                Отлично. Мы обсуждаем техническую возможность ездить, не нарушая правил, с пешеходом.
      • qreal
        28 фев 2013 в 11:54
        абсолютно верно!!!!
        Столько много неудачников с непомерно завышенным БЧД, быдла на прохаченных тазах и прочей шалупони общества, возомнивших о себе неимоверно не по статусу!!!!
        Это просто БИЧ ОБЩЕСТВА, когда вся перечисленная братия пытается самоутвердиться на дорогах. Печально это, глупо и необоснованно никакими моралями....
  • vevorobev
    1 28 фев 2013 в 10:34
    Статья какая-то однобокая. Рассмотрены не все факторы. Например, развитие дорожной сети. Если мы хотим приблизиться к показателям развитых стран, одной только смены менталитета и законодательных норм недостаточно. Сколько у нас аварий происходит на однополосных трассах при обгоне. Опыт других стран показывает, что строительство двухполосных дорог с разделителем сокращает количество ДТП и смертности в них в разы.
    • scr1pt
      1 28 фев 2013 в 10:51
      а эта смертность не только из-за трасс, а в первую очередь из-за Durak's Dangerous Driving - вон тока недавно было видео с лобовой аварией на 99 - вот спрашивается нахрена он на встречку полез, если его таз не едет нифига?
      • vevorobev
        28 фев 2013 в 10:55
        Я и не говорю что только из-за трасс, просто автор статьи её вообще не рассматривает.
        • Gwynnbleidd
          4 28 фев 2013 в 10:58
          неа, он говорит что мол сначала дураки а потом уже дороги
          • snikeg
            1 28 фев 2013 в 11:47
            потому что наши дураки, даже на 8 полосной дороге с разделителем высотой 5 метров, умудряться устроить филиал ада
            • vevorobev
              28 фев 2013 в 13:39
              Да конечно дураки будут, это не избавит от них, но то что сократит число ДТП и уж тем более со смертельным исходом - это факт.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.