Дураки на дорогах: диагноз эксперта
На сайте «Эха Москвы» Михаил Блинкин закончил на днях публикацию своего развёрнутого ответа на вопрос о причинах дорожной смертности.
Директору Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ потребовалось три заметки (начало, продолжение, окончание), чтобы сформулировать существующие мировые тенденции в этом вопросе и объяснять российскую специфику.
Настоятельно советую всем, кому тема интересна, прочитать этот текст Блинкина целиком, потому что не каждый день важные и сложные вещи объясняются простым и понятным для неспециалиста языком.
А я вкратце и под катом просуммирую основной вывод профессора о главном отличии российской дорожной ситуации от мировой. Как ни странно, оно никак не связано с состоянием самих дорог. Первая наша беда и в этом вопросе оказалась главнее второй.
Блинкин отмечает два основных принципа, лежащих в основе обеспечения транспортной безопасности в цивилизованном мире, но полностью отвергаемых современным российским обществом и государством.
Первый принцип — равенство всех участников дорожного движения перед требованиями ПДД, начиная с сигналов светофора. В России демонстративное неприятие этого принципа первыми лицами государства — лишь верхушка айсберга. На самом деле, беда вовсе не в том, что правила дорожного движения не писаны лично Путину, лично Медведеву или лично Полтавченко. И даже не в том, что они не писаны депутатам Госдумы, сотрудникам аппарата Администрации или правительства, губернаторам, руководителям силовых ведомств и прочим «гражданам категории А». Всё это — лишь симптомы общей болезни, состоящей в том, что у нас в масштабах всего общества нарушение ПДД является критерием крутости, собственной значимости, высокого статуса и жизненного успеха для представителей самых разных прослоек, отраслей и профессий (а также для родственников тех самых представителей). Напомню в этой связи, что нередкий в моём ЖЖ тег «Купи мерс и убейся» появился здесь 6 лет назад безо всякой связи с властями и региональными элитами. Речь шла о катастрофе, стоившей жизни 19-летнему «фабриканту» Ратмиру Шишкову и четырём его друзьям-ровесникам, которые в пять часов утра неслись по Садовому кольцу на «Мерседесе» 350-й модели. Тормозить на красный свет юным хозяевам жизни казалось недостойным их высокого статуса, и они со всей дури врезались в «Туарег», аккуратно выруливавший на зелёный свет с Орликова переулка. Джип отбросило и развернуло, его водитель и пассажиры получили ушибы. А «Мерседес» отлетел и вспыхнул, все пятеро сидевших в нём мажоров сгорели заживо. В ходе последующего обсуждения этой трагедии в блогах и форумах выяснилось, что тысячи хомячков-телезрителей, оплакивающих утрату, считают гибель своих кумиров героической. Понятно, что все эти хомячки на момент обсуждения имели мало отношения к каким-либо российским элитам, политическим или финансовым. Но если кому-то из них удастся добиться власти и денег, то вскоре мы увидим счастливчиков летящими по встречке на красный свет, по примеру их кумиров...
Второй принцип, о котором говорит Блинкин — правило трёх D. Согласно которому главную опасность для всех участников движения представляют водители, практикующие Dangerous, Drunk and Drugged Driving. Как видим, на первом месте здесь — не алкоголь и даже не наркотики за рулём, а совершенно определённая манера езды (dangerous driving), создающая угрозу для безопасности на дороге. Опасное вождение в цивилизованных странах является серьёзным правонарушением само по себе, независимо ни от факторов, с которыми оно связано, ни от последствий, к которым оно привело.
«Dangerous driving» – это очень суровая статья, применяемая в тех же просвещенных странах безо всякой оглядки на ходатайства «знакомых и родственников кролика», наличие/отсутствие у него водительской лицензии, или же на уровень алкоголя в его благородной крови. В самом деле, так ли важно для общества учитывать, был ли преступник, паливший с балкона из АКМ по случайным прохожим, безукоризненным трезвенником или алкашом!, — пишет Блинкин.
В России, отмечает эксперт, отсутствует сама по себе юридическая категория опасного вождения. Соответственно, не ведётся и борьба с этой категорией общественно опасного поведения на дороге.
Впрочем, заканчивается текст Блинкина на оптимистической ноте. Эксперт убеждён, что со временем российскому обществу неизбежно придётся перенимать лучшие зарубежные практики борьбы со смертностью в ДТП.
Осталось лишь надеяться, что в этом он окажется прав.
Источник.
Директору Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ потребовалось три заметки (начало, продолжение, окончание), чтобы сформулировать существующие мировые тенденции в этом вопросе и объяснять российскую специфику.
Настоятельно советую всем, кому тема интересна, прочитать этот текст Блинкина целиком, потому что не каждый день важные и сложные вещи объясняются простым и понятным для неспециалиста языком.
А я вкратце и под катом просуммирую основной вывод профессора о главном отличии российской дорожной ситуации от мировой. Как ни странно, оно никак не связано с состоянием самих дорог. Первая наша беда и в этом вопросе оказалась главнее второй.
Блинкин отмечает два основных принципа, лежащих в основе обеспечения транспортной безопасности в цивилизованном мире, но полностью отвергаемых современным российским обществом и государством.
Первый принцип — равенство всех участников дорожного движения перед требованиями ПДД, начиная с сигналов светофора. В России демонстративное неприятие этого принципа первыми лицами государства — лишь верхушка айсберга. На самом деле, беда вовсе не в том, что правила дорожного движения не писаны лично Путину, лично Медведеву или лично Полтавченко. И даже не в том, что они не писаны депутатам Госдумы, сотрудникам аппарата Администрации или правительства, губернаторам, руководителям силовых ведомств и прочим «гражданам категории А». Всё это — лишь симптомы общей болезни, состоящей в том, что у нас в масштабах всего общества нарушение ПДД является критерием крутости, собственной значимости, высокого статуса и жизненного успеха для представителей самых разных прослоек, отраслей и профессий (а также для родственников тех самых представителей). Напомню в этой связи, что нередкий в моём ЖЖ тег «Купи мерс и убейся» появился здесь 6 лет назад безо всякой связи с властями и региональными элитами. Речь шла о катастрофе, стоившей жизни 19-летнему «фабриканту» Ратмиру Шишкову и четырём его друзьям-ровесникам, которые в пять часов утра неслись по Садовому кольцу на «Мерседесе» 350-й модели. Тормозить на красный свет юным хозяевам жизни казалось недостойным их высокого статуса, и они со всей дури врезались в «Туарег», аккуратно выруливавший на зелёный свет с Орликова переулка. Джип отбросило и развернуло, его водитель и пассажиры получили ушибы. А «Мерседес» отлетел и вспыхнул, все пятеро сидевших в нём мажоров сгорели заживо. В ходе последующего обсуждения этой трагедии в блогах и форумах выяснилось, что тысячи хомячков-телезрителей, оплакивающих утрату, считают гибель своих кумиров героической. Понятно, что все эти хомячки на момент обсуждения имели мало отношения к каким-либо российским элитам, политическим или финансовым. Но если кому-то из них удастся добиться власти и денег, то вскоре мы увидим счастливчиков летящими по встречке на красный свет, по примеру их кумиров...
Второй принцип, о котором говорит Блинкин — правило трёх D. Согласно которому главную опасность для всех участников движения представляют водители, практикующие Dangerous, Drunk and Drugged Driving. Как видим, на первом месте здесь — не алкоголь и даже не наркотики за рулём, а совершенно определённая манера езды (dangerous driving), создающая угрозу для безопасности на дороге. Опасное вождение в цивилизованных странах является серьёзным правонарушением само по себе, независимо ни от факторов, с которыми оно связано, ни от последствий, к которым оно привело.
«Dangerous driving» – это очень суровая статья, применяемая в тех же просвещенных странах безо всякой оглядки на ходатайства «знакомых и родственников кролика», наличие/отсутствие у него водительской лицензии, или же на уровень алкоголя в его благородной крови. В самом деле, так ли важно для общества учитывать, был ли преступник, паливший с балкона из АКМ по случайным прохожим, безукоризненным трезвенником или алкашом!, — пишет Блинкин.
В России, отмечает эксперт, отсутствует сама по себе юридическая категория опасного вождения. Соответственно, не ведётся и борьба с этой категорией общественно опасного поведения на дороге.
Впрочем, заканчивается текст Блинкина на оптимистической ноте. Эксперт убеждён, что со временем российскому обществу неизбежно придётся перенимать лучшие зарубежные практики борьбы со смертностью в ДТП.
Осталось лишь надеяться, что в этом он окажется прав.
Источник.
Согласен.
Но боюсь, что он оказался не прав.
За разумный срок это у нас не изменится.
правило трёх D. Согласно которому главную опасность для всех участников движения представляют водители, практикующие Dangerous, Drunk and Drugged Driving - Тут вроде 4 получилось. D+D+DD
Но то быдло, которое материт в открытую сотрудников при исполнении, я считаю, нужно калечить прямо на месте.
Это базисный принцип. Но только его исполнение в этой стране НЕ ВОЗМОЖНО!!!
Ибо сверху всегда принято делить общество на "патриции и плебеи".
Поэтому 5-10 процентов общества будет ездить так как они этого хотят, а остальное общество - как получится!!!!
А вообще автор кругом прав, особенно
нарушение ПДД является критерием крутости, собственной значимости, высокого статуса и жизненного успеха для представителей самых разных прослоек, отраслей и профессий (а также для родственников тех самых представителей).
Фак е. Быдло (огромное кол-во быдла) искренне верит что нарушать закон от ПДД до УК - это йоу круто, признак нереальной дерзости, чодкости и вообще. Современный отечественный кинематорграф и "музяка" это аааактивненько пропагандируют, особенно макаки-"ганстареперы". А если ты шашкуешь 200 по мкаду то у тебя автоматом +5 см и ваще ты нереально крут.
В последнее время все чаще замечаю-люди которые ездят "рэзко, чодка, дерзка" вне авто - очень часто опущенные и убогие. У...щность своего бытового сущетствования они отыгрывают, хамя на дорогах.
Что до опасного вождения и наказания за него - тут все упирается в одну неочевидную, но очень важную проблему. "Опасное вождение" само по себе оценочное понятие. И сделать его однозначным, подвести под него некую совокупность конкретных действий водителя-не выйдет никак. Банальная "перестановка" на скорости 100+ безопасна на пустой трассе на хорошем авто, но крайне опасна в плотном потоке на ржавом заниженном ТАЗу.
А наш закон, и что самое главное, наши правоприменители (ДПС это тоже правоприменитель. ага) ОЧЕНЬ не любят оценочных категорий. Не любят толковать закон (хотя вроде бы должны не только любить но еще и уметь, о, они и не умеют еще т.к. образования то нет).
Зря придрался. Когда 5-10% ездят как хотят, я не могу безоговорочно соблюдать правила, мне именно приходится ездить как получится.
http://autokadabra.ru/shouts/56608#comment_830929
Про выезд на перекрёсток неравнозначных дорог со второстепенной дороги, когда на главной стоит пробка — я вообще не знаю, что рассказывать, и как вы можете не верить, что туда невозможно выехать, не нарушив двух пунктов КОАП. Речь про случай, когда со второстепенной дороги (или с прилегающей территории) нужно повернуть налево и пробка именно в этом направлении.
Или скорее просто не хотели уступать и пролезть перед автобусом, чтобы потом не плестись?
представляешь, и такое бывает, особенно когда перед автобусом стоит автолайн или ПАЗик, и он начинает его объезжать, перегораживая обе полосы, ему-то похрену, приоритет...
не знакома ситуация? хотя, да, откуда... ты же в левую только для поворота становишься.
А если я еду в третьем ряду?
я вообще не понимаю этих пи**сов, они будут пыхтеть руль выкручивать (в т.ч. газелисты) чтобы объехать впередистоящий транспорт, а в итоге получается, пока они крутят-вертят-пыхтят, маршрутка уже отъезжает и им ничего не остается, кроме как опять вернуться в свой ряд и ехать за ней...
Про маршрутку впереди я согласен, конечно, это всё идиотизм пытаться тыркаться, а маршрутка впереди уезжает :-) Но часто ведь умники просто паркуются на остановке, и автобусы/троллейбусы просто выбора не имеют, им приходится на 2-3 полосы раскорячиваться.
по крайней мере, от троллейбусов уворачиваться мне не приходилось :) я лучше пропущу, один хрен он в правый ряд потом встанет, и я слева объехать смогу. а вот "резкие" автобусы-маршрутки встречал..
эх... утопия!
Нет, мне кажется, что этот случай, когда в чужом глазу соринка бревно и что там далее по тексту.
лучше @Gwynnbleidd и @Mighty пригласи, они не видели.
очень надеюсь, что это только у нас такие дебилы...
1. Если это не называется "заставляют тебя менять стиль вождения", то я папа римский.
2. Это не помогает, они всё равно меня достают.
(Не знаю, кому получилось ответить, я так, в общий поток)
все проще. я заранее просчитываю свой маршрут и варианты объезда. Если вижу что в городе жопа-еду на ОТ или не еду вообще
Столько много неудачников с непомерно завышенным БЧД, быдла на прохаченных тазах и прочей шалупони общества, возомнивших о себе неимоверно не по статусу!!!!
Это просто БИЧ ОБЩЕСТВА, когда вся перечисленная братия пытается самоутвердиться на дорогах. Печально это, глупо и необоснованно никакими моралями....