Типичные ошибки "новичков". На что обратить внимание в первый год управления автомобилем
Привет, Автокадабра! Решили выкладывать видеоответы по-порядку, от простого сложного. Поэтому в этом выпуске поговорим про ошибки "новичков" (только-только пересевших в автомобиль после автошколы) и водителей с малым стажем.
Ответ Андрея Лунина, ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв":
- Признаком водительского мастерства является интенсивный разгон и плавное торможение. То есть опытный водитель ездит именно так. У "новичка" получается всё наоборот. Новичок, как правило, из потока всегда выпадает.
Дело в том, что в условиях городского движения, безопасная скорость всегда будет скорость потока. "Новичок" ее набирать боится и все время держит перед собой большую дистанцию, потому что боится не успеть затормозить. Самый типичный пример, когда на МКАДе поток машин едет и тут находится специалист, который среди машин начинает "играть в шахматы", несется туда-сюда. Скорость этого человека отличается от скорости потока, он ее превышает.
А если двигаться на том же МКАДе, где скорость 100 км/ч разрешенная, и где поток идет со скоростью 100 км/ч, мы будем двигаться со скоростью 50 км/ч, и поток об нас будет тормозить, то процентная вероятность возникновения ДТП примерно такая же, как если бы мы на 50 км/ч превышали скорость потока.
Наша задача, это рекомендация, смотреть все время вперед и стараться видеть причину раньше и начинать тормозить раньше. Когда вы научитесь это делать, все - эта проблема уже исчезнет. И она за собой снимет целый ряд других проблем.
Тот же МКАД возьмем для примера, едем по левой полосе, рабочее движение, все достаточно быстро едут и тут поток резко начинает тормозить, все тормозят, перестраиваются, оказывается уборочная машина едет. Если вы в такой ситуации оказываетесь, это говорит о том, что вперед далеко вы не смотрели.
Довелось поездить с кем-то из более опытных водителей. Ездит активно, быстро, обладает какими-то навыками большими и человек думает, о, я тоже так могу, почему бы нет, уже год вот езжу, и, как правило, такие эксперименты на эту тему могут окончиться не очень хорошо.
Мы должны на дороге видеть всех, всегда и в любой момент. И не только видеть всех, но еще и сами должны быть видимы на дороге, т.е быть всё время в поле зрения других водителей, потому что любая безопасность строится на прогнозе.
Ответ Аллы Захариной, инструктора Академии скорости Сергея Успенского, кандидата в мастера спорта:
- Желательно набирать как можно больше типовых ситуаций, запоминать и справа сидя, когда едешь с кем-то и когда сам за рулем. Если машина стоит на левый поворот, то не надо чтобы она стояла с повернутыми колесами, потому что если вас кто-то вытолкнет, то вытолкнет на встречку. Впереди машина куда-то сместилась влево, задайте себе вопрос - зачем она сместилась, надо быть готовым или к торможению, или к тому, чтобы перестроиться. Таких типовых ситуаций очень много и у каждого должен быть большой загашник, когда их достаточно много, человек комфортно и безопасно себя чувствует за рулем.
Ответ Михаила Горбачева, мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов:
- Водителю в первый год вождения, водителю-новичку нужно быть, конечно, очень аккуратным и внимательным, с одной стороны, чтобы не попасть в ДТП, с другой стороны, чтобы не отбить у самого себя охоту водить автомобиль.
При выезде на улицы новички обычно очень медленно ведут автомобиль, и когда они самостоятельно попадают в условия дорожного движения, они вынуждены ехать быстрее, так как все напирают, гудят, и нужно как-то вписываться в поток. И в этот момент можно наделать много ошибок. Вы не должны бежать впереди паровоза, опыт должен накапливаться, но это не должно придавать излишней самоуверенности. Если новичку удалось проездить год без аварий и без каких-то серьезных стрессовых ситуаций, у него появляется излишняя самоуверенность, он начинает ездить быстро, хотя к быстрой езде он не готов, у него нет такой программы быстрой езды. И он провоцирует себя на совершение ошибки. Многие, кстати, попадают в аварию на второй-третий год, когда появляется излишняя самоуверенность. Поэтому я бы советовал не спешить, и относиться к автомобилю на "вы", делать все постепенно. И уже имея опыт определенный, потихонечку его использовать в увеличении скорости движения. Я считаю, что новичкам нельзя ездить выше 70 км/ч, абсолютно это правильно написано в правилах, они не успевают собрать достаточное количество информации и обработать ее. И все это абсолютно правильно.
Ответ Николая Островского, мастера спорта, инструктора Школы водительского мастерства "Тушино Ринг":
- Автошколы, которые готовят водителей к езде на автомобиле, в основном готовят к сдаче экзаменов в ГИБДД, т.е. водителей натаскивают на те упражнения, на те элементы, которые необходимы при сдаче экзамена в ГАИ. Движению в потоке уделяется очень мало времени. Если я не ошибаюсь, порядка 30-ти часов выделяется на практическое вождение автомобиля, и львиная доля времени отводится на так называемую габаритную подготовку на площадке: это постановка на стоянку, бокс - те элементы, которые сдаются на экзамене в ГАИ. А на движение в городе, той среде, в которой будет ездить водитель, уделяется очень мало времени. И когда человек попадает в эту среду, помимо того, что у него недостаточно навыка, он получает большой стресс, так как он не может себя контролировать в потоке движения транспорта. Если брать стопроцентную безаварийность езды, то 30% - это правильное движение и правильное владение органами управления автомобиля и 70% - движение в потоке, способность прогнозирования дорожной ситуации, ее развития и правильное реагирование на эту дорожную ситуацию, а также с помощью правильных движений органами управления автомобиля принятие соответствующих действий. К сожалению, движению в потоке в автошколах уделяется мало внимания.
Для водителей, которые имеют стаж порядка 2-3 года, характерна немножко другая специфика. Она заключается в том, что они адаптируются немного в потоке движения, получают какие-то определенные навыки. К сожалению, их действия приобретают характер не уверенного вождения, а самоуверенного, когда они начинают переоценивать свои навыки вождения. Так и возникают тяжелые аварии с трагическими последствиями. При первоначальном навыке управления автомобилем возможны царапины, небольшие вмятины. А вот когда человек начинает переоценивать свои навыки вождения, ехать на грани риска, что приводит к негативным последствиям.
Ответ Александра Илюхина, мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ:
- После окончания обычной автошколы вместе с водительским удостоверением водитель, как правило, получает комплекс неполноценности. Этот комплекс переносит на дороги общего пользования: пытается кому-то уступать дорогу, ехать там, где он считает безопасным, тем самым, осуществляет неправильные действия и наносит больше ущерба всем окружающим.
eXtrimDrive
Ответ Андрея Лунина, ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв":
- Признаком водительского мастерства является интенсивный разгон и плавное торможение. То есть опытный водитель ездит именно так. У "новичка" получается всё наоборот. Новичок, как правило, из потока всегда выпадает.
Дело в том, что в условиях городского движения, безопасная скорость всегда будет скорость потока. "Новичок" ее набирать боится и все время держит перед собой большую дистанцию, потому что боится не успеть затормозить. Самый типичный пример, когда на МКАДе поток машин едет и тут находится специалист, который среди машин начинает "играть в шахматы", несется туда-сюда. Скорость этого человека отличается от скорости потока, он ее превышает.
А если двигаться на том же МКАДе, где скорость 100 км/ч разрешенная, и где поток идет со скоростью 100 км/ч, мы будем двигаться со скоростью 50 км/ч, и поток об нас будет тормозить, то процентная вероятность возникновения ДТП примерно такая же, как если бы мы на 50 км/ч превышали скорость потока.
Наша задача, это рекомендация, смотреть все время вперед и стараться видеть причину раньше и начинать тормозить раньше. Когда вы научитесь это делать, все - эта проблема уже исчезнет. И она за собой снимет целый ряд других проблем.
Тот же МКАД возьмем для примера, едем по левой полосе, рабочее движение, все достаточно быстро едут и тут поток резко начинает тормозить, все тормозят, перестраиваются, оказывается уборочная машина едет. Если вы в такой ситуации оказываетесь, это говорит о том, что вперед далеко вы не смотрели.
Довелось поездить с кем-то из более опытных водителей. Ездит активно, быстро, обладает какими-то навыками большими и человек думает, о, я тоже так могу, почему бы нет, уже год вот езжу, и, как правило, такие эксперименты на эту тему могут окончиться не очень хорошо.
Мы должны на дороге видеть всех, всегда и в любой момент. И не только видеть всех, но еще и сами должны быть видимы на дороге, т.е быть всё время в поле зрения других водителей, потому что любая безопасность строится на прогнозе.
Ответ Аллы Захариной, инструктора Академии скорости Сергея Успенского, кандидата в мастера спорта:
- Желательно набирать как можно больше типовых ситуаций, запоминать и справа сидя, когда едешь с кем-то и когда сам за рулем. Если машина стоит на левый поворот, то не надо чтобы она стояла с повернутыми колесами, потому что если вас кто-то вытолкнет, то вытолкнет на встречку. Впереди машина куда-то сместилась влево, задайте себе вопрос - зачем она сместилась, надо быть готовым или к торможению, или к тому, чтобы перестроиться. Таких типовых ситуаций очень много и у каждого должен быть большой загашник, когда их достаточно много, человек комфортно и безопасно себя чувствует за рулем.
Ответ Михаила Горбачева, мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов:
- Водителю в первый год вождения, водителю-новичку нужно быть, конечно, очень аккуратным и внимательным, с одной стороны, чтобы не попасть в ДТП, с другой стороны, чтобы не отбить у самого себя охоту водить автомобиль.
При выезде на улицы новички обычно очень медленно ведут автомобиль, и когда они самостоятельно попадают в условия дорожного движения, они вынуждены ехать быстрее, так как все напирают, гудят, и нужно как-то вписываться в поток. И в этот момент можно наделать много ошибок. Вы не должны бежать впереди паровоза, опыт должен накапливаться, но это не должно придавать излишней самоуверенности. Если новичку удалось проездить год без аварий и без каких-то серьезных стрессовых ситуаций, у него появляется излишняя самоуверенность, он начинает ездить быстро, хотя к быстрой езде он не готов, у него нет такой программы быстрой езды. И он провоцирует себя на совершение ошибки. Многие, кстати, попадают в аварию на второй-третий год, когда появляется излишняя самоуверенность. Поэтому я бы советовал не спешить, и относиться к автомобилю на "вы", делать все постепенно. И уже имея опыт определенный, потихонечку его использовать в увеличении скорости движения. Я считаю, что новичкам нельзя ездить выше 70 км/ч, абсолютно это правильно написано в правилах, они не успевают собрать достаточное количество информации и обработать ее. И все это абсолютно правильно.
Ответ Николая Островского, мастера спорта, инструктора Школы водительского мастерства "Тушино Ринг":
- Автошколы, которые готовят водителей к езде на автомобиле, в основном готовят к сдаче экзаменов в ГИБДД, т.е. водителей натаскивают на те упражнения, на те элементы, которые необходимы при сдаче экзамена в ГАИ. Движению в потоке уделяется очень мало времени. Если я не ошибаюсь, порядка 30-ти часов выделяется на практическое вождение автомобиля, и львиная доля времени отводится на так называемую габаритную подготовку на площадке: это постановка на стоянку, бокс - те элементы, которые сдаются на экзамене в ГАИ. А на движение в городе, той среде, в которой будет ездить водитель, уделяется очень мало времени. И когда человек попадает в эту среду, помимо того, что у него недостаточно навыка, он получает большой стресс, так как он не может себя контролировать в потоке движения транспорта. Если брать стопроцентную безаварийность езды, то 30% - это правильное движение и правильное владение органами управления автомобиля и 70% - движение в потоке, способность прогнозирования дорожной ситуации, ее развития и правильное реагирование на эту дорожную ситуацию, а также с помощью правильных движений органами управления автомобиля принятие соответствующих действий. К сожалению, движению в потоке в автошколах уделяется мало внимания.
Для водителей, которые имеют стаж порядка 2-3 года, характерна немножко другая специфика. Она заключается в том, что они адаптируются немного в потоке движения, получают какие-то определенные навыки. К сожалению, их действия приобретают характер не уверенного вождения, а самоуверенного, когда они начинают переоценивать свои навыки вождения. Так и возникают тяжелые аварии с трагическими последствиями. При первоначальном навыке управления автомобилем возможны царапины, небольшие вмятины. А вот когда человек начинает переоценивать свои навыки вождения, ехать на грани риска, что приводит к негативным последствиям.
Ответ Александра Илюхина, мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ:
- После окончания обычной автошколы вместе с водительским удостоверением водитель, как правило, получает комплекс неполноценности. Этот комплекс переносит на дороги общего пользования: пытается кому-то уступать дорогу, ехать там, где он считает безопасным, тем самым, осуществляет неправильные действия и наносит больше ущерба всем окружающим.
eXtrimDrive
учитывая самой безопасной скоростью именно скорость потока приходится двигаться на тех же скоростях, естественно увеличивая дистанцию
смотреть вперёд не всегда получается из-за наглухо затонированных машин и/или БЧД/минивенов/фур, etc.
Когда у них план тогда они тормозят всех подряд и пофиг на скорость потока.
Это было ночью и левый ряд ехал стабильные 140
вообще я скорее предпочту заплатить штраф, чем заплатить за ремонт машины
А если от дистанции не зависит, то значит это фура. Не надо за ней ехать просто и все:)
А если двигаться на том же МКАДе, где скорость 100 км/ч разрешенная, и где поток идет со скоростью 100 км/ч, мы будем двигаться со скоростью 50 км/ч, и поток об нас будет тормозить, то процентная вероятность возникновения ДТП примерно такая же, как если бы мы на 50 км/ч превышали скорость потока.
1) Управляемось авто совершенно разная на 50 и на 150, системы стабилизации, элетро усилители руля , системы экстренного торможения и тд работают совершенно по другому. Естественно вероятность что ТЫ куда-нибудь впилишься гораздо больше при 150.
2) Можно рассматривать вариант, что в тебя кто-то впилится. И конечно же вероятности будут отличатся на 50 и на 150, но эта разница не покроет разницу описанную в первом пункте.
Или я не прав?!??!?!
Хотя если на пустом МКАДе ехать 50 в левом ряду, то тут я уже не знаю что опаснее.
- После окончания обычной автошколы вместе с водительским удостоверением водитель, как правило, получает комплекс неполноценности. Этот комплекс переносит на дороги общего пользования: пытается кому-то уступать дорогу, ехать там, где он считает безопасным, тем самым, осуществляет неправильные действия и наносит больше ущерба всем окружающим.
Что такое "обычная автошкола"? Бывают необычные? Может быть у нас бывают какие-то специальные автошколы, а я не знаю?
О каком комплексе неполноценности идёт речь?
Какой ущерб всем окружающим наносит начинающий водитель тем, что "пытается кому-то уступать дорогу, ехать там, где он считает безопасным"?
Примерно про такие ситуации речь. Я как права получил, так первый месяц вообще предпочитал по правой полосе ездить, меня даже не ломало за автобосум на остановке постоять :)
Просто по неопытности хочешь сделать мир лучше, пропуская вперед себя всех подряд со второстепенных дорог и выездов с прилегающих территорий. Это уже с опытом приходит понимание ситуаций где можно пропустить, а где это создаст больше проблем всем остальным.
Я и сейчас уступаю и пропускаю перед собой в среднем больше, чем большинство других водителей. Если машины идут равномерным потоком, и я вижу, что кто-то пытается выехать или пересечь дорогу, и на встречке появилось окно, то я просто метров за 100-150 слегка сбрасываю газ, увеличивая дистанцию до впереди идущей машины, моргаю несколько раз для верности. Таким образом я и человеку помог, и сзади никому особо не помешал. А потерю времени сведу к нулю, догнав свой поток.
И правого ряда я до сих пор стараюсь придерживаться, если позволяет состояние дороги. В левый ряд без необходимости не вылезаю. Я считаю, что ехать в правом ряду действительно безопасней, т.к. правый ряд тупо дальше от встречки, соответственно меньше вероятность повстречаться с тем, кого занесло или кто неправильно поделил на глаз дорогу пополам, плюс скорости в левом ряду обычно выше. Единственное, что в правом ряду много припаркованных машин и выезжающих со дворов, но это гораздо менее опасно при должной внимательности, дистанции и скоростном режиме. Вот я и не понимаю, что плохого в том, что я еду там, где считаю безопасным? Почему я должен ехать по более опасному месту?
Я всё время выбираю наиболее безопасную стратегию поведения на дороге с учётом всех возможных факторов. То есть это и выбор полосы, и скорость, и дистанция, и не мешать тем, кто хочет ехать быстрее разрешённой скорости, но и не поддаваться на различные уловки водителей, чтобы заставить меня самого нарушать правила.
Сам предпочитаю начинать движение вместе с потоком, но при увеличении скорости дистанцию увеличивать. Откровенно не понимаю людей, которые на скорости 90 км/ч держатся в 3 метрах от впереди идущего авто, мол, "едем так уже 20 минут без проблем, значит, и дальше все ок будет".
Около м. Рязанский проспект в область есть место после светофора, где народ резко набирает до 80ми, а потом так же резко сбрасывает до 0. В первый раз, когда я эту "особенность" не знал, кирпичей оставил за собой.
Ну или опять же к вопросу о дистанции/скорости потока/прогнозировании. Было со мной на 2 или 3ю неделю вождения. Едем подряд: мазда 6(впереди), лексус какой-то, я (сзади). Едем, скорость небольшая, дистанция тоже. Мазда решает резко без поворотников повернуть налево. И если впереди идущий лексус знает о маневре хотя бы за полсекунды по стопам и положению колес, то я был поставлен перед фактом приближающегося черного зада лексуса. Оттормозиться успел, как и понять, что лучше перебдеть. Неадекватов сложно спрогнозировать, поэтому внимательность и дистанция со скоростью согласно обстановке - наше все.