Написать пост

Dostavalli

Автомобильная пробка сознания

Андрей Шароградский пишет:

Люди в значительно большей степени огорчаются по поводу каждого потерянного доллара (или другой валюты), чем радуются приобретенному. Это означает, к примеру, что часто инвесторы, даже видя, как акции катастрофически падают в цене, не спешат от них избавляться, надеясь на изменение неблагоприятной тенденции. И остаются вообще ни с чем. (По-моему, кто-то даже Нобелевскую премию по экономике получил, каким-то неведомым мне совершенно образом «вбив» эту особенность в формулу расчета инвестиционных рисков.)

Но инвестиции в современном мире – большое казино, так что можно, видимо, говорить шире: человеческой природе свойственно больше переживать по поводу проигрыша, чем радоваться выигрышу.

При чем здесь автомобильные пробки?

Попадание в пробку (очередь) играет с нами злую шутку, резко обостряя чувство справедливости, меняя восприятие времени. Подвергая нашу психику тяжелому испытанию. Желание как можно быстрее выбраться из пробки приводит к постоянному «соперничеству» между машинами, в котором всегда есть и победители, и проигравшие. Чем больше «микроматчей» ты проиграл, тем ты злее, тем неадекватнее твое поведение… А «победы» особого удовлетворения не приносят. Все это только усиливает хаос на дорогах, где движение и так сложно эффективно регулировать.

Для большинства важно не то, что дорога занимает много времени. Все не так плохо в нашем восприятии, если мы знаем, ради чего отправились в путь, представляем, сколько времени он займет, и не испытываем чувства, что стали жертвой несправедливости. Самым важным часто оказывается, что другим удается по каким-то причинам проехать этот путь быстрее. В такой ситуации пропустить на свою полосу перестраивающуюся машину – все равно что нанести самому себе моральную травму. Отдавать «завоеванное» жалко. Не только в пробках. Водители, занявшие в разгар притока посетителей удобное место на парковке у торгового центра, уезжают с него медленнее, чем обычно. Вдумайтесь: место уже не нужно, но отдавать его не хочется.

Еще хуже, когда перед вами возникает пробка, но вы не знаете ее причины: неопределенность только усиливает раздражение, потому что ожидание без знания его причин просто невыносимо. И совсем чудовищно ощущение от стояния в хвосте длинной пробки. Зато, когда и сзади много машин, чувствуешь себя как-то спокойнее. Как в очереди за ананасами в советские времена: не будет так обидно, что ананасы кончились прямо перед тобой, если сзади стояли еще 100 человек.

Куда приятнее плавно постоянно двигаться, даже медленно, чем стоять на месте. И это, в принципе, достижимо, но машины в пробках сохраняют минимальную дистанцию и двигаются рывками, как люди в той же очереди за ананасами почти прижимаются друг к другу, хотя время ожидания это не сокращает. А любой попытавшийся влезть без очереди обречен по меньшей мере на грубое оскорбление действием.

Раздражение испытываешь даже тогда, когда на перекрестке на зеленый свет соседняя полоса вдруг начинает двигаться быстрее, чем твоя, потому что с твоей полосы кому-то надо повернуть, и он ждет подходящего момента. Тут аналогия с очередями в McDonald’s, где, даже становясь в более короткую очередь к многочисленным кассам, не уверен, что тебя обслужат раньше того, кто встал в более длинную. Проигрыш в этом «соревновании» тоже кажется обидной несправедливостью, хотя выбор ты делал сам.

Мой приятель, учивший меня водить машину (уже после автошколы, конечно), как-то посоветовал мне во время интенсивного движения по городу отказаться от перестроений, взяв за ориентир соседний автомобиль, который перестраивался постоянно. За сорок минут пути выигрыш «соперника» оказался минимальным. Я же сэкономил нервы и силы. И, наверное, топливо. Но без этого совета (который часто с благодарностью вспоминаю) тоже, наверное, беспрерывно бы перестраивался. Кстати, не менее 10 процентов столкновений на дороге связаны с перестроением из полосы в полосу, а присутствие пассажира в машине сглаживает нервозность водителя.

Когда-то очереди (раздражение от них) сыграли важную роль в падении советского режима. Это, конечно, были очереди другого рода.

Но ведь времена меняются.
20 комментариев 20нравится 4избранное
vovka2012
last1hopeful
OlegTar
CactusLuis
ThDif
shurikki
sniffersly
krusha
kirill000
Gwynnbleidd
mibios
Disa
etti82
PbICb
vnztlv
Ramkus
Kamikaze
Fukurokudzu
MaxKadett
  • Kalashmatik
    9 13 дек 2012 в 01:52
    хех, философ... только уж больно обобщает про гонки соревнования и вовсе далеко не каждый и далеко не всегда соревнуется, есть на дороге люди (типа меня), флегматичные похренисты, я как встану в ряд так и еду, мне даже влом иной раз перестраиваться, мечтая об адаптивном круиз-контроле и системой слежения за полосой, а если кто-то перестраивается, совсем не проблема - проезжай, что то типа такого:



    В качестве заключения:

    Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
    Смакует каждый миг и наблюдает,
    Как спит ребенок, молится старик,
    Как дождь идет, и как снежинки тают.
    В обычном вдруг увидев красоту,
    Поняв, что миг уже не повторится,
    Поторопись осуществить мечту,
    Покой нам в этом мире только снится...
    • Fukurokudzu
      13 дек 2012 в 02:04
      человек рассуждает о факторах, провоцирующих агрессию на дороге, мне кажется это вполне полезным. понятно, что фактор действует на всех в разной степени, но его можно учитывать хотя бы при анализе ситуаций.
  • Allalala
    2 13 дек 2012 в 03:09
    По поводу Нобелевской премии.
    Это называется Теория перспектив, авторы - Канеман (получил премию), Тверски.
    Основана на психологии и теории вероятности, ну и микроэкономике.
    Практическое применение вполне объяснимое: реально ожидаемое (мат. ожидание) значение результата события (операции) корректируется на психологическое восприятие человеком удачи или неудачи. На основании этого принимается итоговое решение относительно выбора между риском и альтернативным вариантом.
    • CactusLuis
      2 13 дек 2012 в 13:46
      Ты чего такая умная? )
      • Allalala
        13 дек 2012 в 16:18
        Так надо ;)
  • methodx
    5 13 дек 2012 в 07:17
    Согласен с большинством Ваших мыслей.
    Поднял настрой с самого утра. Спасибо.
    Наконец-то хоть кто-то написал что-то действительно интересное, и актуальное.
  • lookomorie
    9 13 дек 2012 в 07:21
    Все правильно пишешь. У меня любимое развлечение с утра на МКАДе (я еду рано, часов в 6 утра уже) - это встать спокойно в левый ряд за какой-нибудь более-менее симпатичной машинкой (ну не Газелью, ясен хрен, а чтобы стопы было видно и так далее) и ехать неспеша со скоростью потока и наблюдать "летунов", которые старательно упираются в меня, летят вправо поиграть в шашки, а потом, через километр-другой, снова повторяют то же самое - упираются в меня и улетают вправо. Так происходит процентах в 70 случаев. Оставшиеся 30% - это, видимо, либо действительно удачливые игроки в шашки, которым повезло выиграть за счет этого время, либо они просто уходят на съезды в итоги =)))

    А еще сегодня с утра позабавил "чоткей посан" на БЧД белого цвета. На выезде из ЮБутово на МКАД сначала один светофор проехал на красный, перед другим сфетофором он через разделительную объехал всех, встал посреди перекрестка, осознал, что выглядит мудаком и поехал дальше на красный. В районе Ясенево я его догнал и он тупо тошнил в одном из правых рядов, упершись в очередной Хуюндай Портер.... =)))

    И как-то постигаешь "дзен" и удовольствие от неспешного вождения в такие моменты. А для выплескивания нервов предпочитаешь либо заброшенные парковки, либо тихие пустые улочки своей маленькой деревеньки ночью.
    • Noop
      8 13 дек 2012 в 07:45
      Ну вот нахрена в 6 часов утра вылазить в левый ряд МКАДа?
      • lookomorie
        2 13 дек 2012 в 08:30
        ЭЭэээ..... Вы часто ездите с утра по МКАДу в это время? В 6 часов утра левый ряд едет быстрее, чем ряды справа, например. Не аргумент?
        PS: я не тошнот, я еду ровно со скоростью потока в левом ряду (от 90 до 140 на разных участках), не держу дистанцию до впередиидущего авто больше одного-двух корпусов. В чем проблема?
        • Gwynnbleidd
          5 13 дек 2012 в 10:33
          на 140 тоже один корпус держишь?)

          по сабжу согласен с автором. кстати вот очень верно подмечено-когда пробку не ожидаешь\не знаешь ее причины намного нерзвознее. и наоборот, если заранее себя настроить "ну мол в этом месте всегда тупняк" то потом едешь спокойнее. а если в привычном месте тупняка нет то вообще лыба до ушей и позитифф
        • Noop
          13 дек 2012 в 12:45
          Езжу около 6 утра по МКАДу, через юг. Не вижу необходимости лезть в левый ряд, так как МКАД обычно едет, за редкими исключениями.
  • name-no
    13 дек 2012 в 08:44
    > посоветовал мне во время интенсивного движения по городу отказаться от перестроений, взяв за ориентир соседний автомобиль, который перестраивался постоянно

    Мне льстит, что я до этого допёр без советов приятелей. А ещё вычислил, что если бы ВСЕ последовали этому совету, то пробки серьёзно уменьшились бы. Но есть оговорка: если поток не слишком плотный, то постоянные перестроения помогают реально двигаться быстрее потока, правда, не всем, хотя все, кто так делает, кажется, что именно они всё делают правильно.
    • PbICb
      1 13 дек 2012 в 08:47
      Ну постоянно в одном ряду ехать не совсем правильно. Везде есть какие-то развороты, съезды, повороты и нужно брать правее/левее, чтобы быстрее проехать.
      • name-no
        13 дек 2012 в 10:34
        Более того, я специально пробовал в Мск ехать, не меняя ряда, и был весьма удивлён результатам: из правого ряда я внезапно оказывался в левом, который только для разворота, и наоборот, из левого я внезапно оказывался в правом и даже чуть ли не на выделенке для ОТ.
      • Gwynnbleidd
        13 дек 2012 в 10:35
        имелись наверное в виду "бессмысленные" перестроения из ряда в ряд.

        Имхо шашки из этой же оперы. Помню прошлой зимой ехал по мкад по левой, поток идет прилично, где-то 90-120 скорость скачет. и тут значет догоняет меня белая тонированная в хлам мандева, резко (чодко, дерзко) перестраивается в другой ряд, ттам кого то режет, дальше правее...

        минуты через три я в него упираюсь)
        Он снова куда то уезжает еще через пять минут я снова в него упираюсь)
        • MadeOfSun
          1 13 дек 2012 в 11:49
          порой пробка на мкаде образуется в левом ряде,а правый и обочина вполне такие едут.
  • dbond
    2 13 дек 2012 в 09:01
    Это все туфта, скоро пробок в Москве не будет. Правительство нашло эффективное средство http://smixer.ru/news/a-433.html
  • freewood
    2 13 дек 2012 в 10:12
    Будет много цитат, заранее прошу извенить.
    "...пропустить на свою полосу перестраивающуюся машину – все равно что нанести самому себе моральную травму."
    Категорически не согласен. Если водитель решает перестроиться и делает это не нагло, то я получаю удовольствие когда его пропускаю, это же банальная вежливость. А уж если он еще и аварийкой моргнет так вообще настроение улучшается, сделал человеку приятное.

    "...приятнее плавно постоянно двигаться, даже медленно, чем стоять на месте."
    Я готов на все, но только не постоянно дергаться двигаясь по метру вперед и стоять 10 секунд, потом еще метр и опять стоять. Это просто садизм какой-то.

    "...посоветовал мне во время интенсивного движения по городу отказаться от перестроений."
    Никто мне такого не советовал, сам допер, чем спокойнее езда, тем она наиболее безопасна.
  • eskybu
    2 13 дек 2012 в 13:32
    "...посоветовал мне во время интенсивного движения по городу отказаться от перестроений."
    Очень давно сам дошел до этого. Даже термин для себя определил - иллюзия движения. При плотном потоке бесполезная трата своих и чужих нервных и автомобильных ресурсов.
    • dbond
      3 13 дек 2012 в 13:39
      Часто в пробке какой-нибудь экскаватор, в правом ряду едет на протяжении всей дороги гораздо быстрее тебя не смотря на все метания между рядами и выбирания всех зазоров.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.