Поймай меня, если сможешь
«Гонорар за угон автомобиля класса Toyota Land Cruiser 200 составляет 500-700 тысяч рублей – как договоришься, – рассказывает мой собеседник, предложивший называть его Андреем. – У нас работает группа из трех человек, по опыту это оптимальное количество для угона. Наше дело – угнать машину и доставить до точки, где произойдет обмен с заказчиком. Сбытом мы не занимаемся».
С Андреем мы встречаемся на нейтральной территории. Он не похож на стереотипный образ преступника и подкупает умным внимательным взглядом и отсутствием явных воровских замашек. Поселится по соседству – будешь думать, что живешь рядом с владельцем небольшого бизнеса.
Сразу охлажу пыл тех, кто при виде гонораров загорелся мыслью стать угонщиком. Угон серьезной машины требует серьезного оборудования: скажем, стоимость иных электронных приспособлений может достигать 1,5 млн рублей, а всего на дело преступная группа берет оборудования на несколько миллионов. Но угнать машину – это одно, а что с ней делать потом – совсем иной вопрос.
Что касается угонщиков, вдохновленных Интернетом, которых Андрей презрительно называет «марамойками», эти обычно специализируются на недорогих плохо защищенных машинах, с горем пополам сбывая их за копейки. Именно эти товарищи чаще всего попадаются в лапы полиции и получают сроки, позволяя улучшить статистику раскрываемости.Рынок в законе
В статистике угонов иномарок доминируют японские машины. От города к городу список предпочтений меняется, но в любом случае угонщики склонны прикипать к какой-то марке, и чаще всего это Toyota, Honda или Mazda. Почему?
«Мы работаем под заказ, поэтому не выбираем, что именно угонять. Мне дают марку, модель, цвет, год, комплектацию, я ищу подходящий автомобиль. Почему его выбрали и что с ним будет, меня не интересует. Спрос формируют «барыги» и представители заказчика», – отвечает Андрей.
Из дальнейших ремарок я понимаю следующее: высококвалифицированное угонное дело работает по тем же законам, что обычный бизнес. Важно не просто угнать машину, а заработать на ней. Условно говоря, нужно «отбить» риски и стоимость оборудования, необходимого для угона. Поэтому спросом пользуются модели, отвечающие двум основным критериям: популярные и достаточно дорогие. На популярные модели больше спрос заказчиков, на дорогих больше навар. И японские автомобили, видимо, имеют оптимальное соотношение этих качеств. Та же Toyota Camry – один из самых продаваемых автомобилей стоимостью более миллиона рублей.
Попутно Андрей говорит, что японские машины имеют слабую «естественную» защиту от угона по сравнению, к примеру, с дорогими немецкими авто.
Нередко угон заказывают владельцы машин, разбившие их в серьезном ДТП, чтобы восстановить пострадавший авто деталями с угнанного. Поэтому в группе риска находятся марки, популярные у криминалитета. Наконец, сказывается техническая инерция: для работы с определенным кругом марок нужно определенное оборудование, поэтому угонщикам выгоднее специализация. Скажем, в городе, где живет Андрей, не угоняют немецкие автомобили премиум-класса – нет нужных «гаджетов» или «игрушек», как их называют угонщики. Он прогнозирует, что волна угонов «немцев» начнется через год-полтора, когда до регионов дойдет оборудование из Москвы. В столице с угонами «бумеров» полный порядок: cкажем, BMW X6 в лидерах списка.
На другом полюсе находятся «Лады» – их тоже угоняют часто, но в основном менее квалифицированные угонщики, пользуясь их слабой защищенностью и высоким спросом на запчасти. Гонорар для профессионалов за угон «Приоры», к примеру, составляет 40-45 тысяч рублей, но «любителю» столько не заплатят: наркоманы стараются и за 10 тысяч.
Далее Андрей говорит фразу, которой я ждал: защитить машину от угона на 100% невозможно в принципе. «Если есть заказ, заберут все равно», – говорит он.
Тем не менее из контекста я понимаю, что угонщики идут по пути наименьшего сопротивления, и если есть возможность, предпочитают машину с наиболее слабой обороной.
Распорядок ночи
«Мы забирали автомобили даже с охраняемых стоянок, – говорит Андрей. – Под утро у любого человека начинается состояние дремоты, мы просто ждем момент. Сам угон занимает 3-5 минут: охранник не успевает ничего понять».
Группа Андрея специализируется на дорогих машинах. Предварительно узнаются подробности: привычки владельца, тип противоугонных средств и другие нюансы. «Рыбачат» (выслеживают) у супермаркетов или на местах постоянной парковки «клиента», и подъезжают к нему дважды: первый раз для сканирования и разведки, второй – для угона.
Я спрашиваю, может ли человек почувствовать, что за машиной следят?
«Только если он очень подозрительный, нервный, может сработать чуйка, – отвечает Андрей. – Но обычно следят из припаркованной недалеко машины, и это может быть стоянка у работы или супермаркета. Половина дела выполняется с помощью электронных устройств».
Угоняют обычно ночью от дома или с парковки. С собой приносят необходимое оборудование, один человек стоит «на палеве», двое работают по ситуации.
После разблокировки краденую машину перегоняет самый «малоценный» член бригады, который находится на начальной ступени воровской иерархии.
Перед угнанным авто идет машина сопровождения, определяющая дислокацию постов ДПС. Связь держат по рациям или сотовым телефонам.
«Я обычно покупаю дюжину телефонов и дюжину симок, зарегистрированных на бомжей, – говорит Андрей. – После дела все это сжигается».
На угнанный автомобиль ставятся «доски» – фальшивые номера. «Обычно буквенно-цифровая комбинация повторяет госномер существующей машины такой же модели, года и цвета, чтобы в случае остановки ДПС не было подозрений. «Доски» стоят примерно 10 тысяч рублей – даже голограммы есть», – говорит Андрей.
А как же VINы, удивляюсь? «А их никто не проверяет, – отвечает собеседник. – На моей практике такого не было. К тому же если угнали Lexus, за руль садится солидный человек, так что подозрений – минимум».
Если заказчик из другого города, машина сразу направляется на выезд. Если работают с местными – в отстойник. Здесь могут провести дополнительные работы, например, отыскать «маячки» и антенны спутниковых сигнализаций или завершить разблокировку машины. Не всегда противоугонные системы нейтрализуются прямо на месте угона: бывает, до отстойника машину гонят на одной передаче, без работающих приборов или фар, а то и с наполовину затянутым ручником: так запутывают некоторые противоугонные системы.
Насчет планов «Перехват» и прочих антиугонных мер Андрей высказался скептически: «Суди сам: в три часа ночи машину забрали, в 8 утра владелец обнаружил пропажу, в 9 часов объявили план «Перехват». Где машина будет в это время?»
Инструменты угонщика
Поддельные документы на автомобиль готовятся заранее, причем, цена зависит от необходимого качества подделки. Скажем, технический паспорт могут изготовить за 10-30 тысяч рублей, номера – за 10 тысяч. Естественно, если машину готовят к продаже, делаются документы более высокого уровня, а номер кузова перебивают так качественно, что отличить от настоящего сможет только эксперт с помощью лабораторных методов.
Обычно угоны организуются ради трех сценариев. Самый очевидный – последующая продажа по поддельным документам, нередко в другом регионе. Продажей, по словам Андрея, занимаются «барыги», которые обозначают угонщикам, что пользуется спросом и по какой цене. Способов «легализации» довольно много: могут заимствовать номер кузова и документы от такой же битой машины, могут создать автомобиль-клон – по документам он будет идентичен существующей машине, владелец которой не подозревает о наличии этакого близнеца.
Второй сценарий – разбор на запчасти. Иногда их продают, иногда используют для восстановления разбитого автомобиля клиента.
Бывают и мошеннические схемы, например, владельцы машины вступают в сговор с угонщиками, отдавая им «гонорар» и получая впоследствии страховую выплату.
Проще пареной репы?
3-5 минут на угон – признаться, это выглядит бравадой, хотя серьезный вид моего собеседника не предполагает шуток. Если речь о примитивной сигнализации, да еще с автозапуском, охотно верю. Но ведь мы говорим про машины, владельцы которых не жалеют денег на хорошую диалоговую сигнализацию, механические противоугонки, дополнительные иммобилайзеры...
Андрей говорит, что вскрывается все: просто для угона необходимы голова, руки и определенный набор оборудования, часто дорогостоящего.
Но нередко все еще проще: либо владелец пожалел денег на серьезный противоугонный комплекс, либо сам набор компонентов неудачный, либо установка. Иногда угонщикам удается найти брешь в системе, которую обыватель считает весьма надежной.
Штатный иммобилайзер, говорите? Есть десяток способов обмануть его, например, с помощью «заводилки» – устройства, которое подключается в салоне автомобиля к диагностическому разъему и вводит контролер двигателя в сервисный режим, прописывая новый ключ.
Дополнительный иммобилайзер с меткой и диалоговым кодом добавляет угонщику сложностей, но не является непреодолимой преградой. В крайнем случае приносят с собой всю топливную систему от насоса до форсунок и заменяют ей штатную. Неужели и в этом случае требуется лишь несколько минут?
«От квалификации зависит, – говорит Андрей. – Но для профессионала – где-то так».
Код-грабберы маскируются под брелоки обычных сигнализаций
Некоторые сигнализации так и вовсе можно записать в лучшие друзья угонщика. «Сигнализация с динамическим кодом» – звучит многообещающе, но на деле вся эта «динамика» давно известна угонщиками и записана в память код-грабберов, которыми автомобиль вскрывается и даже заводится дистанционно. Работа некоторых моделей грабберов заметна «клиенту»: сигнализация глючит и не ставится на охрану с первого раза. Но есть и те, что работают скрытно (алгоритмические).
Один из специалистов в сфере безопасности рассказал о следующем эксперименте: «Как-то я сидел на парковке перед супермаркетом с код-граббером, и заводил припаркованные машины сразу после того, как владелец отходил от них. Меня поразило, что, даже видя моргание своей машины и ее запуск, большинство никак не реагировало, и лишь один владелец Toyota Land Cruiser прибежал на парковку, долго оглядывался и затем уехал».
Вообще, производители сигнализаций подчеркивают, что основная их функция – это именно сигнализация, оповещение владельца о каких-то проблемах. Особых противоугонных свойств сама по себе сигнализация обычно не имеет, а иногда и снижает их.
Впрочем, есть тип «сигналок», которые хотя бы не помогают угонщикам: речь о системах с диалоговым индивидуальным кодом, которые невозможно вскрыть с помощью код-граббера. Разумеется, и такую сигнализацию можно устранить физическим воздействием, но как минимум она защищает от среднеквалифицированных угонщиков, а также от краж личных вещей из салона.
«В этой области идет гонка вооружений, – говорит Андрей. – Производители выпускают что-то новое, но и вторая сторона не сидит без дела. У нас есть друзья по всей стране, мы обмениваемся опытом, получаем информацию о новом оборудовании и методах...»
В этот момент мне кажется, будто мы говорим о чем-то вполне законном: командировки, обмен опытом, презентации оборудования... Угонное дело превратилось в высокотехнологичный бизнес с криминальной подложкой.
Считается, что альянс сигнализации и механического блокиратора практически спасает от угона. Многое зависит от типа блокиратора, в частности от личинки его замка. Замки с пиновыми механизмами нередко вскрывают «бампингом» – довольно примитивным способом, дающим на удивление хорошие результаты. Есть замки, устойчивые к бампингу (с дисковыми механизмами), но и в них порой находятся бреши и конструктивные просчеты. Иные замки нельзя вскрыть подручными средствами, и тогда угонщики используют спецоборудование. На хороший блокиратор может уйти до 15 минут, а это делает угон весьма рискованным занятием.
Однако пусть эти откровения не подведут вас к мысли, что защищать машину не надо – мол, угонят все равно. Еще как надо! Угонщики умеют оценивать свои риски, и при наличии выбора из нескольких одинаковых машин остановятся на той, у которой самый самоуверенный хозяин. Тот, что ограничился недорогой сигнализацией и бросил авто во дворе.
Впрочем, есть и другие способы защиты авто. «Как я сказал, угнать можно любую машину, но у профессионалов спросом не пользуются автомобили с противоугонной маркировкой и аэрографией, – говорит Андрей. – Один раз мы проколились на сотовом телефоне, который владелец надежно спрятал в машине и подключил к бортовой сети. Во время угона мы пользуемся «глушилками», которые подавляют радиосигналы, но «глушилки» тоже дают сбои и, кроме того, не работают вечно. Если телефон или GSM-маячок спрятан надежно, есть вероятность, что он сообщит владельцу координаты машины».
Причем маячки предпочтительней: большую часть времени они ведут себя пассивно, не позволяя запеленговать их, и выходят на связь с владельцем лишь через определенный интервал времени.
Специалисты из МВД говорят, что маркировку нельзя считать стопроцентной защитой, поскольку фактически ее никто и никогда не проверяет. Некоторые щепетильные банды не связываются с маркированными машинами, тогда как их менее разборчивые коллеги могут не придать этому факту никакого значения.
То же касается аэрографии: она может защитить от угона с целью последующей перепродажи, но если машину уводят под запчасти – вряд ли.
Вообще, для защиты от угона самое эффективное – это обратиться в компанию, которая не просто «банчит» сигнализациями, а длительное время профессионально создает и устанавливает противоугонные комплексы. Для защиты автомобиля важен не только набор компонентов, но зачастую и творческий подход бригады установщиков: иногда удается сбить с толку даже опытного угонщика.
Что делать?
Один из сотрудников правоохранительных органов, комментируя ситуацию, сказал: «Угонный бизнес высокодоходный и высокоорганизованный. Он располагает деньгами на оборудование, специалистов и подкуп сотрудников полиции. Бороться очень сложно».
Сложно бороться и потому, что статья 166 УК РФ предусматривает не самое суровое наказание: так, можно отделаться штрафом или получить условный срок, а если и заключение, то на срок до пяти лет (если в одиночку и без насилия) или до 12 лет (с применением насилия).
Угонщики знают особенности УК, поэтому многие принципиально не связываются с разбоем и другими видами преступлений, вроде кражи ключей. Наибольшая вероятность быть пойманным у самого малоопытного члена группы, который перегоняет автомобиль, а поскольку теневой бизнес имеет длинные руки, за свое деяние злоумышленник нередко получает условный срок, штраф, в крайнем случае пару лет заключения, выходя по УДО через год. При доходах в несколько сотен тысяч рублей в месяц, многие готовы терпеть подобные «неудобства».
На осенней сессии Госдумы рассмотрят вопрос об ужесточении наказания за угон. Предлагается исключить из него штрафы и условные сроки, а реальные повысить до 15 лет лишения свободы. Впрочем, разговоры об этом ведутся с начала нулевых годов.
Кто-то справедливо заметит, что есть еще понятие кражи автомобиля, и за него по статье 158 УК РФ наказание более серьезное, но воровской процесс организован таким образом, что в самой рискованной фазе операции – транспортировке машины до «отстойника» – злоумышленник совершает именно угон. Ведь доказать его намерение присвоить чужую собственность практически невозможно.
В руки полиции обычно попадаются молодые малоопытные угонщики
Представитель МВД, специализирующийся на расследовании автомобильных краж, так прокомментировал ситуацию: «Действительно, если угонщик попался в первый раз и в одиночку, бывают прецеденты, что он отделывается весьма мягким наказанием, иногда даже подпиской о невыезде. Но сейчас руководство МВД стало уделять этой теме повышенное внимание, и наша работа – в том числе предоставлять суду доказательную базу, подтверждающую, что человек работал в составе группы и имел целью коммерческую выгоду (то есть совершал кражу). Это непросто, зачастую требует сбора большого количества доказательств, но это работает: так, недавно задержанная нами банда угонщиков получила сроки от 7 до 11 лет лишение свободы. Бывает, конечно, что угонщики получают по три года лишения – все зависит от ситуации».
Разговор с Андреем позволил взглянуть на проблему с другой стороны: бесполезно ловить угонщиков, как таковых. Это профилактическая мера, вроде подрезания кустов, которое не убивает корень. Поймаешь десять – на их место придут еще двадцать любителей экстрима и легких денег.
Борьба с угонным бизнесом – это прежде всего создание барьеров для легализации краденого транспорта. Пока же наблюдается обратная тенденция. Так, отмена сверки номера двигателя, по словам угонщика Андрея, пусть не сильно, но облегчила жизни его коллегам. Из этой же оперы отсутствие единой базы данных угнанных транспортных средств, отсутствие практики регулярной проверки VIN-номеров и так далее. Нынешние препоны, по сути, мешают угонщикам-любителям, которые в эйфории от покупки код-граббера хватают первую попавшуюся машину и толком не знают, что с ней делать. Профессионалы прекрасно осведомлены не только о методах угона, но и способах минимизации своих рисков.
Остается надеяться, что ужесточение Уголовного кодекса для угонщиков будет сопровождаться и другими мерами по борьбе с этим бизнесом: от создания надежной базы данных похищенных авто до регулярной проверки маркировки на автомобилях и запасных частях.
Источник: http://autochel.ru/text/instructor/572675.html
Как это бывает:
Угонщик поджидал владельца Туарега и дождался, когда он оставит заведенный автомобиль прогреваться и пойдет закрывать гараж. Видимо, эти действия владельца регулярны и за ними подсмотрели угонщики. Наличие противоугонной системы, к примеру, с бесконтактной меткой, предотвратило бы угон.
Потому что их никто не ищет.
С аэрографией машину даже продать сложнее.
Считаю, что аэрография - красивый фантик за большие деньги.
Кто-нибудь в курсе, Пандоры уже повзламывали? Или производителю все еще можно верить?
Если автомобиль в риске разбоя и грабежа (не угона), то хватит нормальной сигналки с карточкой которая будет в кармане.
Если авто в риске угона, то помочь вам могут только известные установщики противоугонных комплексов. Те самые установщики, которые подходят к работе творчески.
Ну и третий вариант, купить неугоняемый авто и не оставлять в нём вещи.
Так что вопрос очень даже актуален.
Но вопрос по Пандоре всё ещё актуален. Потому что если не она, то придётся свою колхозить. А это гемор.
Погугли на эту тему, потом нам расскажешь)
а вообще сам понимаешь, если машина кому то уж очень приглянется - её хоть на эвакуаторе увезут
Заблокировать сигнал от сигнализации до брелока. Любой глушилкой стоимостью от 100 долларов.
Отвезти машину в гараж
Снять сигнализацию.
Можно ещё убить владельца и всю его семью, а потом забрать машину.
А без палева, кстати, грузить на эвакуатор машину с парковки, которая орёт сигналкой? Хотя, всем пофиг скорее всего будет. Поэтому надо ставить в качестве сигналки аццкий ревун, но датчик движения выеручивать в минальную чувствительность, чтобы он сигналил только, когда положение машины сильно изменилось.
На эвакуатор никто машину не берет. Это уже кража и сроки совершенно другие.
Да и капот, особенно с доп.замком, надо ещё постараться открыть.
Можно, конечно, ломом, но представь себе ситуацию, когда на парковке ТЦ чувак с покер-фейсом ломом ковыряет капот орущей машины =).
Ломом поддевается капот, кусачками перекусывается блокиратор.
Его для начала найти надо.
Банальная парольная защита практически на 100% исключает подмену ключа. И в протокол не вклиниться. Далее весь вопрос стоит в том, сколько выдержат иммобилайзеры.
когда его машину угнали, он просто попросил оператора связи, указать на место нахождения телефона
и машину нашли.
Возможно мужику надо было позвонить на этот телефон, тогда на телефоне отключать вибро и звук.
Встроенный акселерометр есть передача смс
Тут по-моему уже все кирпичей отложили по поводу угонов, давайте займемся полезным - как доставить того самого гемороя угонщикам и что можно сделать чтобы машина стала наиболее сложной для взлома?
Вот вопросы, которые, как я считаю, нужно обсуждать:
1. Какую сигнализацию поставить? (на "шерхан" мазда клуб бузит). Как на счет старлайна или давинчи? Написано что есть алгоритмический сигнализации 0 посоветуйте конкретного производителя.
2. Запуск двигателя с брелка - облегчает путь к угону? Вывод - лучше его не ставить - я верно рассуждаю?
3,... Какие еще можно предпринять шаги? Что там на тему блокировки руля и кпп, аэрографии?
2. Говорят, что да, насколько я понимаю, при автозапуске угонщик может перехватить сигнал.
3. Есть механические блокировки руля и КПП (немного достает каждый раз открывать - закрывать их, уходя из авто, надо всегда проверять, не забыл ли ты их закрыть), по-идее, они доставляют немало возни для угонщиков. Есть надежда, что промудохтавшись с этими замками минут 10, угонщик просто плюнет и пойдет сворует соседнее авто.
Так же существует замок капота (не откроешь замок - не заведется авто, это так же лишние 5 секунд для водителя каждый раз, когда он садится за руль). Ключ от замка выглядит как магнитный ключ от входа в подъезд, ключ надо приложить к замку, который находится в неприметном месте (к примеру где-то внизу под рулем, в районе колен водителя).
Рекомендуют сочетать замок капота + замок КПП или руля.
3. Куда копать - понял, спасибо, пока годных статей найти не могу (все сводятся к: №вот блокиратор, он классный, наши мастера вам его установят...№).
Вот нашел целую пачку соотв товаров: http://hotline.ua/auto/mehanicheskie-blokiratory/
А идентификатор все равно должен быть.
Эта проблема, правда, решается ещё проще - ключ должен быть несимметричным и им надо подписывать помимо всего прочего время команды. И часы брелка и машины должны быть точно синхронизированы.
это так же лишние 5 секунд для водителя каждый раз, когда он садится за руль
Т.о. ключевая функция не замок капота, а секретка запуска двигателя.
Может у меня оно?)
", выждали несколько минут/часов " - ну тогда надо какой-нибудь Циановодород HCN надо вместо дыма ))
А Кондрашов дельно пишет
И пусть страховщики мудохаются и борются с автоворами.
Запуск двигателя с брелка - облегчает путь к угону? Вывод - лучше его не ставить - я верно рассуждаю?
Сама часто слышала, что автозапуск в машине повышает вероятность угона. Кто-нить объясните, каким именно образом? Это же не единственный повод общения брелка с машиной, перехватить / заблочить сигнал можно же и в другом случае.
По идее после этого можно врубить передачу и ехать. А чтобы машина не вырубилась, как написано в этой статье, её заставляют думать, что она стоит, например недоотпустив ручник.
А еще для того, чтобы поехать, надо открыть замок блокировки руля или КПП :)
Да и в любом случае надо еще и двери открыть...
А ты не нажимай на тормоз. Ручником тормози и плавненько укатывайся восвояси.
Другой вопрос в том, что у меня, к примеру, на автомате механический замок - пока ключа нет в зажигнии, то авто не снять с режима паркинга.
"Beeline Интернет Дома" - гамно (( по крайней мере в Казахстане
1. Дешёвая электроника, способная использовать хорошее шифрование, появилась относительно недавно.
2. Зачем выпускать сигналку на новом дорогом железе по 3000р, если можно выпусать старую сигналку со старым дешёвым железом по 30р, но добавить телевизионной рекламы про аллигаторов?
Дорогие сигналки, наверное, используют уже сильное шифрование.
Но я думаю, кстати, что можно вообще заюзать как-нить одноразовые ключи, которые прошивались бы в брелок и сигналку с запасом лет на пять, и всё.
А в сигналках можно навешать лапши покупателям, и всего делов. Кто там будет разбираться в алгоритмах этой сигналки, если их сложно подсмотреть?
Думаю, дело в этом.
Например сим-карты и чипы на банковских картах. В чипе симкарты стоит специализированный микропроцессор который занимается только шифрованием. При этом на входе он имеет данные, на выходе зашифрованный поток, а сам ключ которым проводится шифрования, в целях безопасности, он не сообшает (способы взлома примитивных чипов уже придумали, но все равно этот способ заключается не просто в считывании кода из памяти)