Написать пост

donriga

Навыки контраварийного вождения

Многие автолюбители слышали о «безопасном» или «антиаварийном» вождении. Но большинство имеет об этом весьма смутное представление. Правильнее будет – контраварийное вождение. И этим все сказано. Подобные навыки помогают водителю справиться с нестандартными дорожными ситуациями: выйти из заноса и вращения, осуществить экстренное торможение на скользкой дороге или экстренный объезд препятствия и многое другое.

Конечно, технический прогресс не стоит на месте и в области автомобилестроения созданы различные системы стабилизации, которые не позволяют автомобилю уходить в занос: очень удобная коробка-автомат, при наличии которой в автомобиле существуют всего 2 педали, антиблокировочная система тормозов, которая тормозит за нас. В автомобилях устанавливается много приборов и датчиков, которые сообщают нам об изменении покрытия, некачественном топливе, любой поломке в авто и о многом другом.
Однако количество аварий не уменьшается, и безопасное вождение по-прежнему зависит от водителя. Контраварийное обучение необходимо для того, чтобы водитель мог контролировать, предвидеть, предупредить критическую ситуацию на дороге. Конечно, человек, прошедший подобный курс, не может быть застрахован от любых аварийных ситуаций, но он не растеряется, а сделает все возможное, чтобы спасти свою и чужую жизнь.

Существуют общие рекомендации по безопасному управлению автомобилем, но чтобы дать правильный совет, нужно рассматривать каждую ситуацию в отдельности, потому что на поведение автомобиля влияют такие факторы, как покрытие, состояние и качество резины и др. И, конечно же, учиться ездить и повышать уровень вождения нужно на закрытой территории и под присмотром инструкторов.

Начинать следует с мелочей. К сожалению, в большинстве автошкол не уделяют должного внимания таким простым вещам, как правильная посадка, положение рук на руле (каждый держит руль, как ему удобно, не задумываясь о том, сможет ли он удержать его в случае попадания в яму или столкновения), как быстро остановить автомобиль в случае необходимости. Как показывает практика, в экстремальной ситуации большинство тестируемых просто впадают в состояние «ступора» и давят педаль газа в пол, вследствие чего автомобиль не только не останавливается, но еще и становится неуправляемым. Поэтому главная задача инструктора – научить водителя принимать верное решение при дефиците времени.

Начальным этапом контраварийной подготовки является овладение рациональной техникой управления рулевым колесом. Специальные упражнения обучаемые проходят в автомобиле, который находится на «блинчиках». Приемы скоростного руления применяются для компенсации допущенных водителем ошибок за счет быстрого вращения рулевого колеса. Неопытный водитель часто обладает поздней реакцией на занос. Поэтому, чем ниже квалификация и опыт водителя, тем более высокими показателями скоростного руления он должен обладать, чтобы стабилизировать автомобиль при потере управляемости.

В процессе контраварийного курса кроме навыков прямых действий водителю должно быть привито правильное пространственное восприятие. Благодаря габаритной подготовке водитель лучше ощущает продольные и поперечные габариты автомобиля, а правильная работа с зеркалами способствует точности маневрирования при парковке и на загруженной улице с интенсивным движением.

Индивидуальный подход

Прежде чем приступить к контраварийной подготовке, необходимо пройти тестирование, после чего составить индивидуальную программу обучения. Такой подход позволяет экономить время и работать только над теми аспектами, которые необходимы именно Вам.

Опытному инструктору для проведения теста достаточно 15-20 минут. Вам предложат выполнить такие элементы вождения, как парковка, торможение, прохождение поворота, задний ход, заезд в гараж, тронуться под горку и многое другое, то есть те элементы вождения, которые водитель делает ежедневно. После этого инструктор видит, над чем ученику необходимо работать.

Часто сами ученики просят внести в программу обучения те элементы, которым они бы хотели научиться. Каждый приходит со своими проблемами: кто-то попал в аварию и теперь боится сесть за руль, кто-то очень давно не ездил, кто-то купил права и хочет научиться ездить. Благодаря индивидуальному подходу каждый получает то, за чем он обратился. Если приходит 18-летняя девушка, которая только вчера получила права и заявляет, что видела, как ездят наши инструкторы, и что ей хочется научиться делать «полицейский разворот» (разворот автомобиля на 180 градусов), то к 10-му занятию у нее это получится.

Для каждого из курсов и направлений существует своя стандартная программа обучения. К нам обращаются люди с разным опытом и уровнем вождения. После определения уровня подготовки им предлагается начальный, базовый или специальный курс.

Начальный курс рассчитан на тех, кто еще не сталкивался с управлением автомобилем. Курсантов учат как трогаться с места, какая передача используется в том или ином скоростном режиме и другим элементам, без знания которых управление автомобилем невозможно. Обычно на это уходит не более 1-3 занятий, а далее дается программа базового курса, который рассчитан на тех, кто уже владеет элементарными навыками вождения, и тех, кто хочет поднять свой уровень вождения.

В программу входят следующие элементы:

навыки скоростного руления;

габаритная подготовка;

работа по зеркалам (скорость реакции);

парковка;

задний ход;

различные виды торможения в зависимости от покрытия;

экстренное торможение;

экстренное торможение с уходом от препятствий;

прохождение поворотов различной категории сложности в различных скоростных режимах;

выбор правильной траектории прохождения поворота;

ознакомление с ситуацией, когда автомобиль попадает в занос, и выход из нее.

Курс рассчитан на 10 занятий по 1,5 часа. Но индивидуальная программа может корректироваться в процессе обучения. Каждый человек воспринимает материал по-разному: кому-то легче дается торможение, кому-то - прохождение поворотов и парковка.

Инструктор по ходу занятий видит, какой материал необходимо давать в большем объеме. Если обучаемый усвоил элемент программы быстрее, чем предполагалось, наступает время перехода к более сложным приемам.

Также на каждом из курсов даются теоретические и практические знания о работе переднеприводного и заднеприводного автомобиля, особенности управления полноприводным автомобилем.

Первые шаги

В первую очередь, каждый водитель, устраиваясь на сидении автомобиля, должен чувствовать себя комфортно. Садясь за руль, необходимо настроить кресла и зеркала под себя. Туловище должно иметь лишь незначительный уклон назад.

На первый взгляд, связь между посадкой водителя и его способностью чувствовать автомобиль и одновременно точно ориентироваться в обстановке неочевидна. Однако только правильная посадка обеспечивает минимальное напряжение скелетной мускулатуры и постоянную готовность к действиям в критической ситуации.

Рекомендуется следующий порядок регулировки сидения:

Сесть, откинув спинку сидения, выжать педаль сцепления до пола. Подогнать сидение так, чтобы левая нога в этом положении была слегка изогнута в коленном суставе.

Вытянуть руки прямо перед собой. Кисти рук должны находиться за верхней точкой рулевого колеса. Плотно подогнать спинку сидения.

Чтобы проверить правильно ли Вы настроили сидение, пристегнитесь ремнями, левой рукой возьмите рулевое колесо в верхней точке, а правой попробуйте включить дальнюю на рычаге передачу.

Регулировка сделана правильно, если спина при этом не оторвалась от спинки сидения. В нашей школе не случайно уделяется много внимания посадке водителя. Ведь, как правило, в самые напряженные моменты зрительная информация становится вторичной. На первый план выступает "чувство машины", которое способно в эти мгновения с высочайшей точностью дать представление о реальном положении дел. И чем больше площадь контакта с сидением, тем точнее сведения, получаемые водителем. При этом масса всего тела должна восприниматься только креслом. Ноги и руки должны быть полностью разгружены. И если водитель стремится принять более удобное положение, значит, сидение выставлено неправильно.

Руль всему голова

Существует множество различных способов удержания рулевого колеса. Учитывая, что водитель должен быть постоянно готов к активным действиям в критической ситуации, мы рекомендуем закрытый хват, он естественнее и физиологичнее. Используя такой способ удержания, Вы можете удержать руль даже при неожиданном ударе о какое-либо препятствие (камень на дороге, попадание колеса в яму).

Закрытый хват позволяет водителю держать руки расслабленными, что повышает уровень маневренности, и чувствовать себя более комфортно.

Неполный хват применим только для больших скоростей, где требуется высочайшая скорость руления. Благодаря тому, что большие пальцы упираются в обод, возрастает «чувство руления».

Располагать руки на руле рекомендуется симметрично.

Тормозить или не тормозить?

Одним из наиболее важных элементов контраварийного обучения является торможение. Общие рекомендации давать очень сложно, нужно рассматривать каждый случай. Имеют значение такие факторы, как состояние дороги, погода, выбор резины, оснащен ли Ваш автомобиль антиблокировочной системой тормозов или нет.

Экстренное торможение

Оно используется при дефиците времени и малом пути торможения. При его выполнении необходимо обратить внимание на первоначальное усилие, прикладываемое к педали. Ошибка здесь обходится очень дорого. Предположим, водитель сильно нажал на педаль. Колеса заблокировались. Это неминуемо приведет к необходимости разблокировать колеса и начинать новую попытку. Начинающий водитель может так и продолжать держать педаль тормоза, а это приведет к тому, что автомобиль станет неуправляемым.

Нужно научиться прикладывать к педали газа начальное усилие, плавно и быстро увеличивая его до кратковременной блокировки колес, а лучше – до первых ее признаков. Затем, предотвращая юз, следует чуть ослабить усилие на педали и снова увеличить его. Со временем, когда появится опыт и процесс торможения будет контролироваться подсознательно, изменение усилий на педали станет минимальным.

Нестандартные приемы торможения

Если при полном отказе тормозов имеется отрезок пути, достаточный для безопасной остановки, то лучше всего использовать торможение двигателем. Последовательно спускаясь с «перегазовкой» по ступеням передач, следует дойти до первой, выключить зажигание и открыть дроссель. При этом важно помнить, что при неаккуратном применении на скользкой дороге торможения двигателем с переходом на низшие передачи может возникнуть блокировка колес со всеми вытекающими из этого последствиями.

Если же времени на торможение двигателем нет, то исход будет полностью зависеть от самообладания водителя. Главное, что нужно сделать – подавить естественный в критических ситуациях страх, не поддаться панике и не отказываться от борьбы.

Но не во всех ситуациях возможно и эффективно торможение, иногда нужно уйти в сторону, и на принятие такого решения остается еще меньше времени. Куда уйти, чтобы избежать аварии: вправо или влево? Для получения необходимых навыков на специально оборудованной трассе отрабатываются проход препятствий и повороты разной категории сложности в различных скоростных режимах, определяется траектория и максимальная скорость прохождения для каждого типа поворота.
7 комментариев 5нравится 4избранное
wayfarer
sidvisor
ALEMALYOu
Lexy
donriga
  • light-up
    24 окт 2011 в 15:24
    "большинство тестируемых просто впадают в состояние «ступора» и давят педаль газа в пол" — верно, педаль газа?
  • donriga
    24 окт 2011 в 15:49
    @light-up ахаха
  • ALEMALYOu
    24 окт 2011 в 21:03
    @light-up и будь что будет!
  • donriga
    24 окт 2011 в 21:05
    А что, будет вполне нестандартный прием торможения...
  • light-up
    25 окт 2011 в 00:49
    то есть, вы это и хотели написать... я понял )
  • ranensarsfur
    11 сен 2012 в 07:29
    Автор, почему так хило обновляете сайт?
    Забытая рота смотреть
  • exvibade
    19 сен 2012 в 22:18
    Даа… Пока это у нас не сильно развито, так что придётся чуть подождать.
    "Спартак" нарушил график
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.