Обгон на мосту — лишение
Хочу обратить внимание общественности на одно важное изменение в ПДД, вступившее в силу 20 ноября 2010 года, о котором здесь вроде бы не писали, и в СМИ особо не упоминали. Ну или это мимо меня только прошло. Все знают или слышали про новые правила: про изменения в понятии термина "обгон", про пешеходные переходы, про дневные ходовые огни, а вот про расширение списка мест, на которых обгон запрещен многие не слышали.
А между тем пункт 11.4 (ранее пункт 11.5) "Обгон запрещен:" был дополнен пунктом: "на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях". Причем, поскольку обгоном считается маневр, связанный с выездом на встречную полосу, то попадает это под статью 12.15.4 ("Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления"). Таким образом любой выезд в нарушение правил на встречку (кроме объезда препятствия) будь то конец подъема или ограниченная видимость наказывается лишением прав на 4-6 месяцев, либо штраф 5000 рублей в случае автоматической фиксации.
Напомню еще раз где запрещен обгон (и за что соответственно могут лишить прав):
* на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
* на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
* на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
* на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
* в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
При этом сплошной разметки может и не быть. То есть обогнали вы, к примеру, на проселочной двухполосной дороге без разметки какого-нибудь тошнота менее, чем за 100 метров до ж/д-переезда -- лишение. Обогнали на такой же дороге на пешеходном переходе, по которому начали переходить люди -- будет не штраф за непредоставление преимущества пешеходу (800-1000 рублей), а именно лишение за выезд на встречку в нарушение правил.
Возвращаясь к мостам хочется отметить, что законодатели, принимая закон, упустили один важный момент. Дело в том, что мост, как элемент дороги, не описан в правилах и не имеет каких-либо специальных обозначений. Поэтому далеко не всегда, несясь на скорости 90 км/ч (и это еще в лучшем случае), можно понять что сейчас вы проезжаете именно по мосту и где границы этого моста. Наличие синей таблички "р. Говнотечка" не является прямым указанием на мост (река реально может проходить просто где-то рядом с дорогой, не пересекая её, а может "р." -- это и не река вовсе, это может быть любой объект на букву "р", не являющийся населенным пунктом: резервация, расселение, радиостанция... Если река маленькая, то может протекать не под мостом, а по большой трубе, закопанной в землю, тогда место ее пересечения мостом не является. Отдельный вопрос: является ли мостом дорога на плотине, ведь там вода тоже течет в сущности по трубам, но тут скорее всего определяющим является искусственность сооружения непосредственно под дорогой. Земляная насыпь, сделанная искусственно, сооружением не считается. Синей таблички может и не быть вовсе, мост от этого мостом быть не перестанет. Отбойники по бокам могут быть не только у мостов, но и по бокам обычной дороги на насыпи. Какая-либо вертикальная разметка, да и вообще разметка может отсутствовать, знаков запрещающих обгон может не стоять, т.к. наличие моста само по себе запрещает обгон и знаки будут просто дублировать это.
Официального определения моста не существует, поэтому в суде приходится опираться на различные определения из энциклопедий и справочников. Википедия, например, дает такое определение:
Мост — искусственное сооружение, возведенное через реку, озеро, пролив или любое другое водное препятствие. Мост, возведенный через дорогу, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье — виадуком.
То есть для моста критично именно наличие воды под ним. Если речка, к примеру, высохла, т.е. воды под мостом нет, то это уже не мост, а виадук. А про виадуки в правилах ничего не сказано.
Хотя есть и другие определения. Так, например, справочник дорожных терминов, разработанный Московским автодорожным институтом и ООО ЭКЦ "Экон", автором которого является доктор технических наук, профессор В.В.Ушаков и еще ряд профессоров и кандидатов наук, дает такое определение:
Мост -- это инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей. Путепровод - конструктивно-аналог моста. Мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях. Подход к мосту -- это участок насыпи земляного полотна дороги, примыкающий к мостовому сооружению и служащий для въезда на мост и съезда с него транспортных средств.
Из этого определения следует, что мост ограничен отрезком пути, непосредственно находящимся в подвешенном состоянии, а не началом и концом отбойника. Земляная насыпь является "подходом к мосту", про него в правилах ничего не сказано.
Как видите, тонкостей много, доказывать в суде при отсутствии свидетелей будет непросто, многое зависит от судьи, поэтому совет: чтобы не гадать мост это или просто дорога на отсыпанном грунте с отбойником, просто не обгоняйте в местах, где этот отбойник есть. Конечно, не всякий отбойник является признаком моста, но у всякого моста обязательно есть отбойник, так что не ошибетесь.
А между тем пункт 11.4 (ранее пункт 11.5) "Обгон запрещен:" был дополнен пунктом: "на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях". Причем, поскольку обгоном считается маневр, связанный с выездом на встречную полосу, то попадает это под статью 12.15.4 ("Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления"). Таким образом любой выезд в нарушение правил на встречку (кроме объезда препятствия) будь то конец подъема или ограниченная видимость наказывается лишением прав на 4-6 месяцев, либо штраф 5000 рублей в случае автоматической фиксации.
Напомню еще раз где запрещен обгон (и за что соответственно могут лишить прав):
* на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
* на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
* на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
* на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
* в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
При этом сплошной разметки может и не быть. То есть обогнали вы, к примеру, на проселочной двухполосной дороге без разметки какого-нибудь тошнота менее, чем за 100 метров до ж/д-переезда -- лишение. Обогнали на такой же дороге на пешеходном переходе, по которому начали переходить люди -- будет не штраф за непредоставление преимущества пешеходу (800-1000 рублей), а именно лишение за выезд на встречку в нарушение правил.
Возвращаясь к мостам хочется отметить, что законодатели, принимая закон, упустили один важный момент. Дело в том, что мост, как элемент дороги, не описан в правилах и не имеет каких-либо специальных обозначений. Поэтому далеко не всегда, несясь на скорости 90 км/ч (и это еще в лучшем случае), можно понять что сейчас вы проезжаете именно по мосту и где границы этого моста. Наличие синей таблички "р. Говнотечка" не является прямым указанием на мост (река реально может проходить просто где-то рядом с дорогой, не пересекая её, а может "р." -- это и не река вовсе, это может быть любой объект на букву "р", не являющийся населенным пунктом: резервация, расселение, радиостанция... Если река маленькая, то может протекать не под мостом, а по большой трубе, закопанной в землю, тогда место ее пересечения мостом не является. Отдельный вопрос: является ли мостом дорога на плотине, ведь там вода тоже течет в сущности по трубам, но тут скорее всего определяющим является искусственность сооружения непосредственно под дорогой. Земляная насыпь, сделанная искусственно, сооружением не считается. Синей таблички может и не быть вовсе, мост от этого мостом быть не перестанет. Отбойники по бокам могут быть не только у мостов, но и по бокам обычной дороги на насыпи. Какая-либо вертикальная разметка, да и вообще разметка может отсутствовать, знаков запрещающих обгон может не стоять, т.к. наличие моста само по себе запрещает обгон и знаки будут просто дублировать это.
Официального определения моста не существует, поэтому в суде приходится опираться на различные определения из энциклопедий и справочников. Википедия, например, дает такое определение:
Мост — искусственное сооружение, возведенное через реку, озеро, пролив или любое другое водное препятствие. Мост, возведенный через дорогу, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье — виадуком.
То есть для моста критично именно наличие воды под ним. Если речка, к примеру, высохла, т.е. воды под мостом нет, то это уже не мост, а виадук. А про виадуки в правилах ничего не сказано.
Хотя есть и другие определения. Так, например, справочник дорожных терминов, разработанный Московским автодорожным институтом и ООО ЭКЦ "Экон", автором которого является доктор технических наук, профессор В.В.Ушаков и еще ряд профессоров и кандидатов наук, дает такое определение:
Мост -- это инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей. Путепровод - конструктивно-аналог моста. Мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях. Подход к мосту -- это участок насыпи земляного полотна дороги, примыкающий к мостовому сооружению и служащий для въезда на мост и съезда с него транспортных средств.
Из этого определения следует, что мост ограничен отрезком пути, непосредственно находящимся в подвешенном состоянии, а не началом и концом отбойника. Земляная насыпь является "подходом к мосту", про него в правилах ничего не сказано.
Как видите, тонкостей много, доказывать в суде при отсутствии свидетелей будет непросто, многое зависит от судьи, поэтому совет: чтобы не гадать мост это или просто дорога на отсыпанном грунте с отбойником, просто не обгоняйте в местах, где этот отбойник есть. Конечно, не всякий отбойник является признаком моста, но у всякого моста обязательно есть отбойник, так что не ошибетесь.