CarPC при более детальном рассмотрении.
Небольшие размышления, навеянные публикацией с опросом. Точнее, некоторые трудности, с которыми я столкнулся в подготовке к сбору полноценного CarPC.
И так, предлагается наладить мелкосерийное производство своего CarPC с домино и медведями. Некоторое время я тоже был очень увлечен размышлениями о создании универсального CarPC, который подошел бы не только мне, но и кругу знакомых. Делалось это не столько для извлечения выгоды, сколько для продвижения в массы ("ой, какая штука! я себе такую же хочу. где купить?").
Именно поэтому, некоторые мои размышления будут совсем поверхностными - человек не должен знать, как оно работает.
Ещё хотелось бы заранее сказать, что я не располагаю на данный момент полноценным CarPС. Он у меня в заметках и отдельных комплектующих. Всё уткнулось в некоторые технические особенности бортовых устройств на моём авто. И пока жаба борется со словом "хочется", у меня стройка заморожена.
Итак, начнём с одной из самых главных частей в будущем устройстве - с блока питания.
Этим наш компьютер будет очень сильно отличаться от обычных настольных ПК и ноутбуков.
Блок питания (БП) нашего CarPC должен дружественно относиться к аккумулятору в автомобиле и к бортовой сети в целом (здесь имеется ввиду пуск авто и просадка напряжения). Всё уже придумано за нас и на рынке есть несколько различных устройств, которые называют "интеллектуальными блоками питания". Эти устройства могут делать запуск CarPC с некоторой задержкой после пуска двигателя и отправлять в гибернацию после выключения зажигания. В некоторых продуманы варианты, если компьютер по какой-то причине "задумался" и не отправляется в гибернацию самостоятельно, или использование CarPC с заглушенным двигателем. Так же, многие из них проверяют периодически заряд аккумулятора, когда компьютер выключен (ведь потребление энергии есть и в отключенном состоянии, хоть и снижено в разы) и если эти показания близки к т.н. "критическим", происходит полное обесточивание блока питания до момента восстановления нормального заряда на аккумуляторе. Бюджет до 5000р.
Мне приглянулись два варианта:
1. M2-ATX (и улучшенный M2-iTX) - 160 W
Имеет восемь вариантов выключения компьютера и подачи питания на жесткий диск. Проверен временем и устанавливается на подавляющее большинство кустарных и мелкосерийных CarPC. Этот блок может помочь сберечь аккумулятор зимой, просто не включая карпьютер при определенном положении перемычки (нажатой кнопке в салоне).
2. БП Сергея Лебедева - 200W
Не такой гибкий по реакциям на события, но более мощный. Собственно, мощность и при этом надежность и сделали его таким распространённым. Его используют реже первого, но кое-где успели прозвать "легендарным".
В зависимости от платформы, уже можно определиться с заказом блока питания.
Жесткий диск (или основной носитель информации).
Здесь тоже вариантов достаточно. В зависимости от места проживания, места стоянки, частоты использования автомобиля, размещения CarPC и множества других факторов, можно выбрать бесконечное количество подходящих только "по месту" жестких дисков.
Более унифицированный и частый вариант - ноутбучные HDD. Здесь берём любой не особо "жрущий" (к примеру, какой-нить WD на 5400 оборотов) и забываем о нём на пару лет.
В плюсе имеем защищенный от вибраций носитель и малое потребление тока, что позволит нам приблизиться к использованию M2-iTX.
Самым надежным на мой взгляд вариантом, будет EDC 4000
Но штука редкая и цена не совсем вкусная.
Поэтому, можно просто взять переходник с CF-карты на IDE с поддержкой UDMA.
Далее, выбираем на вкус CF-карту и устанавливаем на неё всё необходимое.
Не забываем, что CF имеет малый ресурс записи. Карта, опять же, должна поддерживать UDMA режим и иметь на маркировке как можно больше «Иксов» (200X).
Как правильно установить на неё систему и получить скорость загрузки и работы выше, чем на обычном винте, я могу рассказать в следующий раз. Если кого-то заинтересует ;)
Ссылки и цены обозначать не буду. Кому нужно - продукция легко ищется в поисковиках, а конкретные магазины рекламировать не хочу.
Хочу добавить, что мне очень сильно "вправил" мозги форум http://www.compcar.ru/forum/ и гугль.
И так, предлагается наладить мелкосерийное производство своего CarPC с домино и медведями. Некоторое время я тоже был очень увлечен размышлениями о создании универсального CarPC, который подошел бы не только мне, но и кругу знакомых. Делалось это не столько для извлечения выгоды, сколько для продвижения в массы ("ой, какая штука! я себе такую же хочу. где купить?").
Именно поэтому, некоторые мои размышления будут совсем поверхностными - человек не должен знать, как оно работает.
Ещё хотелось бы заранее сказать, что я не располагаю на данный момент полноценным CarPС. Он у меня в заметках и отдельных комплектующих. Всё уткнулось в некоторые технические особенности бортовых устройств на моём авто. И пока жаба борется со словом "хочется", у меня стройка заморожена.
Итак, начнём с одной из самых главных частей в будущем устройстве - с блока питания.
Этим наш компьютер будет очень сильно отличаться от обычных настольных ПК и ноутбуков.
Блок питания (БП) нашего CarPC должен дружественно относиться к аккумулятору в автомобиле и к бортовой сети в целом (здесь имеется ввиду пуск авто и просадка напряжения). Всё уже придумано за нас и на рынке есть несколько различных устройств, которые называют "интеллектуальными блоками питания". Эти устройства могут делать запуск CarPC с некоторой задержкой после пуска двигателя и отправлять в гибернацию после выключения зажигания. В некоторых продуманы варианты, если компьютер по какой-то причине "задумался" и не отправляется в гибернацию самостоятельно, или использование CarPC с заглушенным двигателем. Так же, многие из них проверяют периодически заряд аккумулятора, когда компьютер выключен (ведь потребление энергии есть и в отключенном состоянии, хоть и снижено в разы) и если эти показания близки к т.н. "критическим", происходит полное обесточивание блока питания до момента восстановления нормального заряда на аккумуляторе. Бюджет до 5000р.
Мне приглянулись два варианта:
1. M2-ATX (и улучшенный M2-iTX) - 160 W
Имеет восемь вариантов выключения компьютера и подачи питания на жесткий диск. Проверен временем и устанавливается на подавляющее большинство кустарных и мелкосерийных CarPC. Этот блок может помочь сберечь аккумулятор зимой, просто не включая карпьютер при определенном положении перемычки (нажатой кнопке в салоне).
2. БП Сергея Лебедева - 200W
Не такой гибкий по реакциям на события, но более мощный. Собственно, мощность и при этом надежность и сделали его таким распространённым. Его используют реже первого, но кое-где успели прозвать "легендарным".
В зависимости от платформы, уже можно определиться с заказом блока питания.
Жесткий диск (или основной носитель информации).
Здесь тоже вариантов достаточно. В зависимости от места проживания, места стоянки, частоты использования автомобиля, размещения CarPC и множества других факторов, можно выбрать бесконечное количество подходящих только "по месту" жестких дисков.
Более унифицированный и частый вариант - ноутбучные HDD. Здесь берём любой не особо "жрущий" (к примеру, какой-нить WD на 5400 оборотов) и забываем о нём на пару лет.
В плюсе имеем защищенный от вибраций носитель и малое потребление тока, что позволит нам приблизиться к использованию M2-iTX.
Самым надежным на мой взгляд вариантом, будет EDC 4000
Но штука редкая и цена не совсем вкусная.
Поэтому, можно просто взять переходник с CF-карты на IDE с поддержкой UDMA.
Далее, выбираем на вкус CF-карту и устанавливаем на неё всё необходимое.
Не забываем, что CF имеет малый ресурс записи. Карта, опять же, должна поддерживать UDMA режим и иметь на маркировке как можно больше «Иксов» (200X).
Как правильно установить на неё систему и получить скорость загрузки и работы выше, чем на обычном винте, я могу рассказать в следующий раз. Если кого-то заинтересует ;)
Ссылки и цены обозначать не буду. Кому нужно - продукция легко ищется в поисковиках, а конкретные магазины рекламировать не хочу.
Хочу добавить, что мне очень сильно "вправил" мозги форум http://www.compcar.ru/forum/ и гугль.
Ещё есть смысл подумать о диске 1,8'' вместо 2,5. В плюсах — размер, энергопотребление, в минусах быстродействие и редкость. Но скорость работы с диском мне не видется тут критичной.
Вообще, подобное устройство мне видется в качестве мультимедиа-центра + установки на практически любую машину, с опциями по вкусу (видеорегистрация, камеры парковки сзади, 3G, hands free и т.д.), то есть замарачиваться со считыванием данных с БК я бы не стал, ибо тут всё может меняться от машины к машине и теряется универсальность.
Ну и остаётся открытый вопрос с ОС, на данный момент самой перспективной в данном направлении мне кажется Android.
Особых ограничений честно говоря не вижу.
Сам вообще делал CarPC из смартфона. Пробки и яндекс-карты на штатном мониторе авто получил, вообще не внося никаких изменений в проводку.
Эта система должна строиться с возможностью расширения. Иначе можно было бы взять недорогой КПК с GPS и вкрячить его куда-нить в торпеду и запитать изнутри.
1. Взял свой старый телефон Nokia N82 и положил в бардачок.
2. Включил его на постоянную зарядку в розетку прикуривателя.
3. От AV-входа штатного тюнера кинул провод до бардачка, воткнул в телефон.
4. Зафиксировал телефон, чтобы он работал в «горизонтальной» проекции.
5. Связал телефон с BT-клавиатурой нокии, которую закрепил в районе экрана. Т.к. телефон не сенсорный, то с клавиатуры в любом приложении управление полное.
Последний пункт пока на этапе подбора — маленькие qwerty клавиатуры не удобны, но есть большой выбор всяких разных способов управления телефоном по BT на китайских сайтах. Плюс пока не решен вопрос питания.
И всё: мой CarPC умеет:
1. Работать с Яндекс.Картами и пробками + навигацией Garmin.
2. Играть музыку/книги с карты телефона.
3. Ходить в интернет с Opera.mini.
4. Тянет фильмы, правда в телефонном разрешении.
5. Если телефон получше спрятать, то это бюджетненькая антиугонная система с GPS и GSM.
6. Если вывести микрофон или придумать, чем заменить BT-клавиатуру, то можно будет принимать звонки.
Даже не знаю, что тут фоткать… телефон с кучей проводов в бардачке, вот и всё :)
Единственная проблема — экран в машине сенсорный, и вот что бы его задействовать, надо сильно заморачиваться. Не стал.
Специфичной для себя считаю ситуацию с фонотекой. Дома у меня более 300 гигов музыки, но даже 8 гигов в телефоне я не могу никак заполнить, т.к. подбираю по настроению. Соответственно, хочу по вифи синхронизироваться с домом. В общем, для меня размер не имеет решающего значения :P
И не забывайте, что регистратор пишет постоянно, а флешка имеет ресурс на порядок ниже, чем нормальные винты.
Я не то что так сильно ратую за такой форм-фактор, просто имеет смысл о нём задуматься и взвесить все плюсы и минусы.
Синхронизация по вай-фай — это клёво, но жители 14-го этажа не оценят. Нужен ещё какой-то способ, по юсб, например.
А флешка в регистраторе — расходник, сдохнет — можно заменить, благо бюджетно. Нужно только узнать момент когда она сдохла. К тому же несомненный плюс — флешку можно вытащить и отдать в суд, экспертам, предварительно сбекапив.
В конце концов, не так уж сложно реализовать запись таких-то данных при вставке носителя с таким-то ID. К примеру, при вставке флешки, записывать на неё последний день, а затем идти к ГАИшникам и смотреть с неё.
Жители четырнадцатого этажа могут покурить форумы и спаять антенну повышенного радиуса =) можно хоть на три километра. правда, в условиях города, эта цифра будет достаточно сильно урезана.
Я пока упёрся в БП ) Жаба душит покупать готовый. Хочу попробовать переделать АТХ
Да на самом деле очень много чего можно придумать… но не легче ли использовать какой-нибудь айпад? Самый простой вариант стоит 19к — останется только закрепить его в подходящем месте и будет почти любой функционал — видео, аудио, интернет, карты, ведение автоучета (бензин, ТО), пдд и что угодно. Причем все это достаточно шустро, вполне удобно, и без возни в салоне. Ну и автономность немаловажный показатель.
А собирать компы… это конечно интересно, но я не понаслышке знаю, какой это гемор — подбор комплетующих по крупицам, установка, возня с напильником… а когда все будет готово, то в получите винду — хорошо если будет сенсорный экран ) А если нет, то вы просто обречете себя на муки — пальцеоптимизированных интерфейсов нет, пользоваться компьютером вы сможете только тогда, когда остановитесь чтобы что-то накликать. Возможностей у win-платформы побольше будет, но попробуйте например хотя бы в инет выйти, чтобы пробки посмотреть? Намучаетесь.
Я, конечно, не apple-дрочер, но если у меня появится новая машина, то место CarPC в ней наверняка займет съемный айпад ) Вот.
— в машине (в москве и МО, где я обычно и обитаю) всегда есть безлимитный достаточно шустрый (до 5-6мбит) беспроводной инет, которым помимо меня может пользоваться любой желающий. Соответственно я не трачу денег на всякие там gprs-ы и в пробках не отказываю себе в удовольствии на большом экране полистать кадабру с картинками (и даже видео)
— очень нехватает GPS-модуля, который вроде как есть в 3G-версии (но и там вроде бы только AGPS). Но хз каким макаром, айпад вполне неплохо определяет на яндекс.картах мое местоположение. Однако карты я использую именно для справки — найти кафешки, посмотреть вид местности со спутника итд — навигация у меня делегирована коммуникатору с прогородом.
— В пробке я могу делать что угодно — читать новости и твиттер, писать что-то, слушать музыку, играть в игрушки, оперативно отвечать на почту… А если тормозят ДПС (давненько этого не было), то один клик и передо мной все пдд, кодексы и прочие how to — не нужно доставать клаву, чтобы нажать CTRL+F и найти нужный пункт пдд… а пару раз коснулся пальцем экрана и вся инфа как на ладони.
— Полно вариантов можно придумать )
Была бы магнитолка посовременней, я бы к ней и как музплеер его подключал — благо на айпаде вот уже несколько дней как появилась многозадачность.
дрочу налюбитель техники от Apple, но iPad — это один из самых неудобных вариантов. Не хочу залезать в эти узкие рамки, честно. Проблема в том, что если бы я хотел iPad, я бы купил iPad. Но я хочу CarPC и мне нравится всё это ковыряние и выискивание единственно верного варианта.Использование HDD (по отзывам владельцев) достаточно удачный вариант. Как утверждают на форумах, винты пережили и прошлую зиму без проблем.
Эти мои размышления — самое начало CarPC. Нюансов и специфик тут целое море. Начиная от формы системника и материала, из которого он изготовлен и заканчивая софтом. Мне, к примеру, по душе CentralFuse. Достаточно пальцеориентированный.
Другое дело, что тут самое начало, а Вы забегаете вперёд с сенсорными экранами =) Окончательно не понятно, может я ошибся сайтом и вообще нет смысла писать тут по этой тематике дальше.
Я не отрицаю что полноценный комара это хорошо — до недавнего времени я бы сам пошел по этому пути… Но очень уж там много спорных моментов, на очень многие компромиссу идется пойти; а без сенсорного управления это действительно только сплошная мука будет. Если есть прямые руки, нужен весь потенциал, есть много времени и желания — то да, имеет смысл заморочиться )
«Едь за мной, самка, я знаю где много еды» — с традиционным carpc такой фокус не прокатит )
Да, ради таких моментов и живём.
Я не уверен, что это прагматичный фактор.
Ладно, не буду спорить — к тому же айпаду хрен прикрутишь что-нибудь для диагностики авто через провод, там гемор с айтюнсом и в целом платформа достаточно закрытая…
Сейчас для IVI модены андроид и маемо. Ну или что-то непонятное для Sigma процов.
Для начала надо сделать, чтобы он работал от постоянного тока в широких пределах напряжений (не всегда ж в сети ровно 12V) и на выходе выдавал стабильные 5+9+12 или как там на выходе у обычного БП?
По сути хочу повторить что-нить типа БП Лебедева, о котором ты упомянул.
На данный момент останавливает отсутствие знаний в этой области, отсутствие паяльной станции и времени :)
Всё решаемо ) Заготовка пока не выкинута, а лежит ждёт своего часа ) Может когда и доберутся руки :)
На счёт девайсов, конечно можно. В мобилках на этих системах есть и камеры и GPS и всё что хочешь. Ессно надо включать мозги, но это не только для эмбеда нужно.
Я не знаю, почему умельцы не возьмутся и не напишут чего-нибудь действительно красивого и могучего