Написать пост

vaser

Закрываем тему про Азот

Миф 1. Повышение стабильности давления в шине. Коэффициент теплового расширения азота гораздо меньше, чем у воздуха, поэтому нагрев шины или ее охлаждение почти не влияют на давление в ней. Вариант: азот — идеальный газ, поэтому, в отличие от воздуха, вообще не расширяется.

Утверждение о "стабильности", независимости давления газа от температуры в замкнутом объеме противоречит законам Шарля (р/t=const — отношение давления к температуре — величина постоянная) и Гей-Люссака (коэффициент объемного расширения всех газов одинаков). То есть разговор о том, что поведение азота при изменении температуры чем-то отличается от поведения воздуха, — наукообразное вранье, рассчитанное на дремучего двоечника. Если уж быть совсем точным, то разница в коэффициенте объемного расширения составляет 0,0001, что в пересчете на изменение давления в шине даст 0,00025 атм. У вас случайно нет столь точного манометра? Кстати, все это известно науке уже более 200 лет. Кто не верит — пусть убедится, накачав одно колесо воздухом, а другое азотом: погружая их в кипяток и в прорубь, насладитесь "стабильным" давлением.

Миф 2. Накачанная азотом шина вообще не сдувается. Молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, поэтому азот медленнее просачивается через микропоры резины и шина теряет давление значительно медленнее.

И вправду размер молекулы азота равен 0,364 нм, а кислорода — 0,346 нм. Только разницу эту манометром не выловишь. Если шина не дырявая, она держит давление годами, и уж если стравливает его, то скорее через стык покрышки и обода или вентиль. А потрескавшаяся от старости сдувается на глазах, чем ее ни накачивай. К тому же, если весь кислород просочится сквозь шину, что там останется? Правильно — почти чистый азот.

Может, фокус в том, что молекулы азота "конопатят" поры и не выпускают другие наружу? Но ведь в том газе, что предлагают продавцы воздуха, азота всего на 17% больше, чем в бесплатном воздухе.

Миф 3. Снижение вероятности взрыва шины. Азот — инертный газ, не поддерживающий горение. Вариант: отсутствие нагрева шины при больших скоростях, так как нет кислорода, который является условием горения.

Сначала отделим мух от котлет. Азот, помнится, элемент пятой группы таблицы Менделеева, а инертные газы — в восьмой. Впрочем, это для нас не так важно. Шина не взрывается, а лопается: звук, который мы слышим, — скачок давления, вызванный ударной волной при разрыве шины. Оправданием тезиса может служить лишь то, что при пожаре автомобиля, когда начнут "стрелять" колеса, дыма будет чуть меньше. Вам от этого легче?

Кстати, исправная легковая шина выдерживает около 9 атм. Чтобы ее разорвало давлением, колесо придется нагреть далеко за 1000°С. Даже стальной диск, не говоря об алюминиевом, к тому времени расплавится.

Миф 4. Экономия топлива. Накачанное азотом колесо легче, чем накачанное обычным воздухом. Следовательно, уменьшаются нагрузки на подвеску и значительно снижается расход топлива.

На первый взгляд — железный аргумент! Коль азот легче воздуха, то и колесо с азотом даст выигрыш в массе. А теперь подсчитаем, сколь он велик.

Масса кубометра воздуха, в котором 78% азота — 1,29 кг, чистого азота — 1,25 кг. Возьмем распространенное колесо с шиной 165/70R13 и прикинем массу газа в ней. Объем — около 20 литров, избыточное давление — 2 кгс/см2, то есть в шине — три объема или 60 литров газа. Значит, азота в колесе будет 0,0750 кг, а воздуха — 0,0774 кг. Чистый выигрыш — 2,4 грамма! Или в процентах от массы колеса (пусть оно массой 12 кг) — 0,02%. Это ж на каких аптекарских весах уловить разницу? Ну а поскольку преимущество в массе дутое, то и остальные достоинства азота, из массы вытекающие, столь же "значительны".

Миф 5. Предотвращение старения шины и коррозии диска из-за отсутствия в азоте влаги, масла, пыли — частиц, которые снижают долговечность колеса (подтверждено испытаниями Bridgestone, Michelin, Continental).

Ну, во-первых, если уж вы настолько щепетильны, что мешает закачивать в шины чистый воздух, снабдив компрессор фильтром и осушителем? А во-вторых, снаружи на шину действует гораздо больше разрушительных факторов: там, кроме кислорода, есть ультрафиолетовое излучение солнца, противогололедные реагенты, битум и еще бог весть какая гадость, в изобилии встречающаяся на дорогах. Да и колесо ржавеет в основном снаружи.

Быть может, закачав азот, мы убережем от окисления каркас шины? Верится с трудом. Во-первых, он надежно упрятан в толще резины и с воздухом не контактирует, а во-вторых, сами проволочки для лучшей адгезии покрыты латунью и просто так не ржавеют.

Миф 6. Повышение сцепления шин с дорогой. По сравнению с воздухом (который обычно подвергается сильному влиянию изменений температуры и давления) азот более стабилен.

Просто не знаю, как прокомментировать этот слоган. С какой стороны ни посмотри — нет предмета для разговора. Сцепление шин с дорогой определяется свойствами резины протектора, конструкцией шины, распределением напряжений в пятне контакта, состоянием покрытия, наконец. И этим параметрам безразлично, что за газ в шине. Хоть самый благородный!

Другое дело, что иные продавцы специально недокачивают "азотные" шины, чтобы клиент "почувствовал разницу". И добавляют: "Проверять давление не надо, а воздухом подкачивать нельзя!".

Итого:
Азот в шинах гражданских автомобилей - скорее мода, нежели новаторство. А мода, как известно, с наукой не советуется. Та небольшая сумма, которую просят "торговцы воздухом", может показаться совсем мелочью после того, как вы впечатлите всех своих друзей фразой: "На моем авто теперь азотные шины, как у Шумахера". Ну а что еще нужно для счастья?

По материалам zr.ru
37 комментариев 1нравится 1избранное
Vuhdjaaz
  • RainbowDemon
    03 ноя 2010 в 10:11
    Не, ну мягше же с азом едет…
  • monolith
    03 ноя 2010 в 10:13
    тоже смотришь щас разрушителей ленегн?
  • vaser
    03 ноя 2010 в 10:13
    @RainbowDemon Конечно, да Шумахер точно не дурак, что-то есть в этом азоте.
    Просто так никто не поедет накачивать, а мы с тобой сможем цену сбить. Тока тссссс.
  • Rai
    03 ноя 2010 в 10:22
    Эстетам предлагаю накачивать шины водой.
  • TsaaRr
    03 ноя 2010 в 10:23
    Отлично написано. Как говорится, расследование, суд и казнь.:-) А Итого бесподобно! +1
  • RainbowDemon
    03 ноя 2010 в 10:23
    @Rai А я накачивал, я эстет )
  • vaser
    03 ноя 2010 в 10:30
    @Rai Триальщики так и делают.
  • Vufer
    03 ноя 2010 в 10:39
    @vaser А в чем профит?
  • vaser
    03 ноя 2010 в 10:54
    @Vufer Тут у нас уже где-то писали. Там пятно контакта больше препятствие облипает и центр тяжести смещается чуть ли не под машину.
  • Ell
    03 ноя 2010 в 10:54
    @Vufer Смешно булькает на поворотах
  • vaser
    03 ноя 2010 в 10:55
    @vaser И температура покрышки куда стабильнее.
  • RainbowDemon
    03 ноя 2010 в 10:55
    @Vufer Центр тяжести, работа покрышки на рельефе, охлаждение при экстримальном буксе на скалах
  • vamp756
    03 ноя 2010 в 11:06
    Вспоминая тему азот+Шумахер, почему то мало кто вспоминает что на гоночных авто, каждые лишние граммы веса могут повлиять на те тысячные секунды которые так важны для них. Естесственно, что на гонках шины нужно накачивать наилучшим газом, ибо от шин зависит 30% успеха в гонке. В обычной повседневной жизни, накачать азотом шины обычного городского, то же самое что помацать памелу андерсен за жопу — ты будешь гордится и всем это рассказывать, но толку от этого хрен да маленько.
  • Horzer
    03 ноя 2010 в 11:10
    Мда, масса грязи на дисках больше разницы массы кислорода и азота
  • vintyara
    03 ноя 2010 в 11:11
    @vamp756 ху я се толку мало! а ну, дайте мне памеллу!
  • vamp756
    03 ноя 2010 в 11:13
    @vintyara ) ну вот и про то и речь, что НУ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, а толку то. )
  • gugglegum
    03 ноя 2010 в 11:17
    Черт. Я только хотел это запостить, уже отформатировал…
  • Tdr
    03 ноя 2010 в 11:33
    @Vufer Профит в снижении центра тяжести, а значит, в большей устойчивости при экстримальных наклонах.
  • Spyhunter
    03 ноя 2010 в 11:45
    @vaser И в радиатор, если что, можно долить, если выкипит.
  • Shark66
    03 ноя 2010 в 11:55
    @vaser шумахер — это рекламный ход)
  • frolko
    03 ноя 2010 в 12:39
    «Практически все владельцы Субар выбрали для себя специальный газовый состав, состоящий из 78% Азота, 21% Кислорода, 0,03% Углекислого газа (это для улучшения управляемости) и небольшого количества других примесей!»
  • isot
    03 ноя 2010 в 12:48
    @vamp756 Вот только гелием их почему-то не накачивают (ну водородом то понятно, хотя даже если водородом накачать вероятность что вдруг получится гремучая смесь достаточная для повреждений весьма сомнительна).
  • Nichegoneponimay
    03 ноя 2010 в 12:58
    Превосходно разложил! Жду horses, ты где?
  • postdig
    03 ноя 2010 в 13:39
    @isot гелий или водород так просто не удержится внутри… протечка у него куда выше
  • Ell
    03 ноя 2010 в 13:41
    @frolko Зачем же всех владельцев марки прям так сходу записывать в идиоты… ну что вы
  • Ell
    03 ноя 2010 в 13:42
    @Nichegoneponimay Ты что, это ж тебе не копипасту делать :) если не найдет копипасту — опровержение, то все, спор слит :(
  • Nichegoneponimay
    03 ноя 2010 в 13:45
    @Ell Только как он мне сможет накопипастить то, что я ни разу себе не качал азотом, но много раз ездил на таких колесах еще и на чужих машинах-разницу не заметил, а он мне предъявил за это=)
  • jartashi
    03 ноя 2010 в 13:46
    По азотной теме я встречал только одно вменяемое обоснование разницы, наблюдаемой на практике многими:
    При сепарации или что-там делают с воздухом чтобы получить «азот», получаемый газ осушают, избавляя его от молекул воды, на которые вышеупомянутые законы физики не распространяются.
    То бишь вывод из мифа 5 — закачивайте осушенный воздух, звучит вполне разумно. Другое дело где его закачивать…
    Интерестно послушать коменты физиков-теоретиков.
  • RainbowDemon
    03 ноя 2010 в 13:59
    @jartashi Самый простой способ получить осушку воздуха — прогнать через компрессор и ресивер очков на 10-15, большая часть влаги осядет в ресивере или в его сепараторе, если такой имеется.
  • gugglegum
    03 ноя 2010 в 14:02
    @jartashi Что плохого если в закачанном в шину воздухе будет немного водяных испарений? В шиномонтажках грязные шины моют, но я никогда не слышал о том, чтобы их сушили перед накачкой. Значит в шинах может быть не только влажный воздух, но и целые капли воды. Есть ли смысл сушить закачиваемый воздух, если в момент одевания на диск шины были мокрые внутри?
  • jartashi
    03 ноя 2010 в 15:23
    @gugglegum с водой плохо то, что она легко переходит из жидкого состояния в газообразное (и так же ненапряжно в твердое) и при этом Бойль с Мариотом курят в сторонке, т.е. давление меняется (насколько я понимаю — заметно).
  • vaser
    03 ноя 2010 в 19:27
    @postdig Про гинденбург и водород ничего не слышал?
  • vaser
    03 ноя 2010 в 19:29
    @jartashi Сколько там той воды? Бойль с Мориотом по таким мелочам не курят.
  • Vufer
    03 ноя 2010 в 22:17
    @vaser Понял… н оведь масса безумн овозрастает?
  • RainbowDemon
    03 ноя 2010 в 23:05
    @Vufer С триальными раздатками — это не проблема
  • Vitaminych
    03 ноя 2010 в 23:51
    тысячи водителей шестерок и десяток не могут ошибаться, я не верю!!! ;)
  • jartashi
    04 ноя 2010 в 14:01
    @vaser У меня курс физики подвыветрился давно, если вы сможете посчитать влияние влаги скажем при 70% влажности при +10C и последующем падении температуры до скажем -10, был бы очень признателен.
    Если оно таки невелико, то остается только эффект плацебо.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.