Написать пост

Frantic

Самый большой седан в мире: МАЗ-541

Увидел где-то в жж короткое описание и решил погуглить =) тут копипасты из нескольких статей и википедии... Довольно интересно.

Это самый большой седан в мире, сделанный в СССР:



28,23 тонны полной массы, почти 39 литров объема дизельного двигателя, отключаемый полный привод - и это далеко не все технические особенности монстра, представленного на этой фотографии. Зачем же был построен такой монстр, ведь в СССР рекорды ради рекордов были, мягко говоря, непопулярны? Дело в том, что эта машина должна была стать, фактически, "лицом страны". В смысле, аэродромным тягачом огромных авиалайнеров с международных авиалиний. Почему был выбран такой дизайн сказать не могу - но вышло весьма зрелищно.


Могучий "лимузин", оснащенный дефорсированным танковым дизелем В-2 \описание двигателя ниже...\ (в мирном виде он стал называться Д-12А) был выполнен по схеме балластного тягача, иначе мощь двигателя пропала бы впустую. А так - придавленные к бетону колеса позволяют ему таскать авиалайнеры весом до 85 тонн (* - на фото МАЗ-541 работает с ИЛ-62, у которого сухая масса больше ста тонн). Ограничение по массе было выбрано неспроста - именно столько весили самые большие самолеты того времени. Очень неравномерная нагрузка на колеса привела к тому, что машина получила различные по диаметру и ширине колеса. Большие задние колеса (как бы не сдвоенные?) от карьерного самосвала МАЗ-525, а передние - поменьше, от простого самосвала ЯАЗ-214 (будущего КрАЗа, если что)

Описание карьерного самосвала МАЗ-525

Описание Самосвала ЯАЗ-214



Интересной особенностью машины было наличие у нее двух рулей. Но это не от плюрализма в головах конструкторов и не из-за отстутствия усилителя руля, как говорят некоторые - а просто машина имела два полнофункциональных поста управления. Для движения передним и задним ходом соответственно, - ведь двигать хрупкие крылатые машины нужно было очень нежно и аккуратно. К сожалению, такие стильные и откровенно симпатичные тягачи в большую серию не пошли. По разным сведениям (источникам) было произведено то ли три, то ли три-надцать машин, после чего производство было прекращено. В принципе, можно понять - обзор из кабины "родстера" был отвратительный - огромные мертвые зоны впереди и сзади. Тут и до происшествия на летном поле недалеко... Однако, как минимум, до 1970 года машина проработала - и даже засветилась в фильме про первый полет Ту-144 (сухая масса - 85 тонн, полная взлетная - 180).

Описание двигателя:

Дизельный двигатель В-2 — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения со струйным распылением топлива.

Объём 38,8 л, степень сжатия 14—15. Расположение цилиндров под углом в 60°.

Номинальная мощность базовой модели — 500 л.с. Также производились модификации двигателя мощностью 375, 400, 450 и 600 л.с. Использовался в лёгком танке БТ-7М, средних танках Т-34 (В-2, 500л.с.), тяжёлых танках КВ (В-2К, 600 л.с.), гусеничных тягачах Ворошиловец (В-2В, 375 л.с.)

Изначально двигатель разрабатывался для применения в авиации — на тяжёлых бомбардировщиках. Это обстоятельство определило некоторые конструктивные особенности дизеля, нехарактерные для двигателей сухопутных машин, и обусловило весьма высокое техническое совершенство двигателя. Среди них:
Облегчённая конструкция с широким использованием лёгких сплавов;
Верхнее расположение распределительных валов (DOHC);
4 клапана на цилиндр;
Сухой картер;
Непосредственный впрыск топлива, струйное смесеобразование;
Привод всех агрегатов и систем двигателя посредством конических зубчатых передач и промежуточных наклонных валов.


Большинство из этих решений, например, на серийных легковых автомобилях, получили распространение лишь в конце XX века.

Однако довести мощность до требований авиаторов (1000—1500 л.с.) даже путём применения наддува не удалось, и конструкция двигателя была откорректирована для установки на танки.

До Великой Отечественной войны производился только на моторостроительном заводе № 75, подрядчиками выступали ХТЗ, Челябинский и Кировский заводы. После начала войны выпускался на Сталинградском тракторном заводе и в Свердловске, позднее и на новом заводе в Барнауле. В октябре 1941 года завод № 75 был эвакуирован в Челябинск и объединён с Кировским заводом.

Преимущества и недостатки

Разработанные в 30-х годах дизели Д12 и М-401 даже по состоянию на 2008 год характеризуются высокими удельными параметрами, их удельная масса составляет всего 2,05 кг/л.с., а удельный расход топлива — 165 г/л.с.*ч. Но возраст конструкции обуславливает следующие недостатки:

неэффективная работа маслосъёмных колец устаревшей конструкции — как следствие, большой расход масла на угар — 20 г/л.с.*ч;
сложная схема приводов распределительных валов, содержащая большое количество механических передач (в 30-х годах ещё не существовало приводных цепей, способных работать на высоких скоростях) — как следствие — повышенный уровень шума, низкий ресурс, сложность в обслуживании;
сложный сборный коленвал, стоимость которого составляет около 30 % от всего двигателя — в 30-х годах ещё не существовало способов объёмной штамповки столь крупных деталей;
сложный, ненадёжный и дорогой ТНВД (топливный насос высокого давления), содержащий большое количество прецизионных деталей;
неэффективная система электростартерного пуска (низкий КПД стартера СТ-712, неоптимальное передаточное число).

Тем не менее, за долгие годы серийного выпуска дизелей В-2, Д12 и М-401, их конструкция, несмотря на появление новых материалов и технических решений, позволяющих сравнительно легко устранить указанные недостатки, практически не претерпела изменений.
20 комментариев 1нравится 1избранное
lin
  • vamp756
    13 сен 2010 в 10:13
    Да охренеть можно
  • Primarius
    13 сен 2010 в 10:49
    Монстырь
  • Lebedev
    13 сен 2010 в 10:59
    Интересно, где эти машины сейчас?
  • Frantic
    13 сен 2010 в 11:25
    @Lebedev До нас не дожили… как предположение — сгнили на какой-то госстоянке, разобрали на лом, разобрали на запчасти…
  • stepanok
    13 сен 2010 в 12:02
    Бентли))
  • vertex
    13 сен 2010 в 12:53
    Вот это Авто с большой буквы :)
  • yhomin
    13 сен 2010 в 13:17
    Знал бы хозяина этого чуда, так с пеной у рта просил бы: ну дай, дай покатаца. )
  • dolgonosic
    13 сен 2010 в 13:25
    багажника сзади нет — не седан
  • TBC
    13 сен 2010 в 13:27
    у неё 3 руля? :)
  • TBC
    13 сен 2010 в 13:28
    @TBC тьфу, надо было полностью читать пост :)
  • MegaPavel
    13 сен 2010 в 13:30
    Интересно, какой момент у двигателя!?
  • yhomin
    13 сен 2010 в 13:33
    @MegaPavel Много. )
  • Frantic
    13 сен 2010 в 13:36
    @MegaPavel Ну 39 литров дизеля…
    Гипотетически момент около 6000.
  • limitium
    13 сен 2010 в 13:45
    Где картники????
  • Boomburum
    13 сен 2010 в 15:00
    Офигеть танк!!! )
  • hexeract
    13 сен 2010 в 18:29
    >ведь в СССР рекорды ради рекордов были, мягко говоря, непопулярны
    Я бы поспорил.
  • dimon777
    13 сен 2010 в 19:55
    @Primarius на него бы еще литье поставить, затонировать и можно ехать клеить телок
  • Frantic
    13 сен 2010 в 20:50
    @dimon777 Да… штук 10 влезет точно =))))
  • dimon777
    13 сен 2010 в 21:09
    @Frantic таких жирных, с большими дойками=))
  • agentapple
    13 сен 2010 в 22:04
    @dolgonosic Ага, если докапываться до истины, то это, вероятно, самый большой автомобиль с трехобъемным кузовом. =)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.