Написать пост

S0NIC

Ох уж эта детонация или опять про паленый бензин

Тема довольно известная, но я позволю себе описать пару конкретных примеров и обратиться к вам за помощью в поиске ответов на мучающие меня вопросы.

Сначала немного теории.

Детонацией называют сгорание топливно-воздушной смеси, при котором пламя в цилиндрах двигателя распространяется, как при взрыве, со скоростью 1500-2500 м/с, что в сотни раз превышает скорость распространения пламени при нормальном сгорании (15-25 м/с). Основной признак детонации – характерный металлический стук при увеличении оборотов. Его источник – взрывная волна, ударяющая в стенки цилиндров. Кроме того, работа двигателя при детонации сопровождается повышенными вибрациями, перегревом головки цилиндров, падением мощности. Причин возникновения этого опасного явления, которое носит разрушающий характер по отношению к деталям двигателя, может быть множество. Основные из них – большой угол опережения зажигания, перегрев двигателя, низкооктановый бензин, неисправности датчиков детонации, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала и т.д.
Для детонации характерны резкие "металлические" стуки, похожие на стук пальца при увеличенном зазоре во втулке шатуна, но никакого отношения к состоянию этих деталей не имеющие. Детонировать способен и совершенно новый, с малыми зазорами, и старый двигатель. Стуки же порождаются, в сущности, не механическими причинами. Поскольку скорость детонационного процесса превышает скорость звука, в сжатом заряде смеси процесс сопровождается ударными волнами, слышимыми даже сквозь металлические стенки.
Возьмем конкретный пример из жизни начинающего автолюбителя, коим и будет ниже являться наш герой подопытного автомобиля. Скажем, начинается подъем, перед которым разогнать ее почему-либо не было возможности, и наш водитель пытается упрямо взять его на четвертой передаче, хотя на спидометре всего 60 км/ч. Зачем? - спросите. Оказывается, еще живучи представления, будто езда на высшей передаче всегда экономит топливо. Прибавив газ, водитель тут же слышит резкие стуки, но скорость не увеличивается, ведь для выбранной передачи подъем явно тяжел. А детонация резко снижает и без того недостаточную тут мощность. Как же быть? Казалось бы ясно: надо немедленно перейти на пониженную передачу. Но ясно, к сожалению, не всем.
Теперь, когда все поняли о чем идет речь, пора перейти к двум конкретным двигателям и двум манерам вождения. Я осмелюсь выписать некоторые характеристики двигателей, на которые можно будет опираться для выяснения причин.

Kia cee’d SW 2008 г. ODO 9 000 км.
Бензиновый двигатель — CVVT, многоточечный впрыск и бесконтактная система зажигания
Рабочий объем 1396 см³ и мощностью в 109 л.с. при 6200 мин
Момент силы 137 Н·м при 5000 мин
Степень сжатия 10.5
Собственный вес 1317–1399 кг
Передаточное число МКПП
1-я - 3.786
2-я - 2.053
3-я - 1.370
4-я - 1.031
5-я - 0.837

Hyundai Accent 2005 г. ODO 85 000 км.
Бензиновый двигатель, распределенный впрыск топлива
Рабочий объем 1495 см³ и мощностью 102 л.с. при 5800 мин
Момент силы 136 Н·м при 3000 мин
Степень сжатия 10
Собственный вес 1065 - 1176 кг
Передаточное число МКПП
1-я - 3.615
2-я - 2.053
3-я - 1.370
4-я - 0.971
5-я - 0.825

Что имеем при тестовом заезде

Не крутой подъем протяженностью 500 метров.
В каждой из машин водитель и пассажир.
Двигатели полностью прогреты, за бортом больше 30 по Цельсию.
В Accent'е - 92 с первой попавшейся заправки, в Cee’d'е - 95 с одной из лучших заправок в городе.
За рулем Accent'а женщина, не знающая о детонации и, вообще, что у нее в машине есть двигатель, а владелец Ceed'а - я, которому еще со времен управления ВАЗ-2101, металлический стрекот, как серпом по яйцам.
Поехали!

Она начинает движение перед подъемом как обычно: 1-я - 900, 2-я - 1500, 3-я - 1500...
в самом начале подъема втыкает 4-ю, я смотрю на тахометр - там 1400-1600 об. Машинка едет в горку на 4-ой передаче в районе полутора тысяч оборотов в минуту. И самое интересное - как я ни прислушивался детонационного стрекота нет! Двигатель какбэ намекает мне своим грубым шумом, что ему не по себе, но звук детонации отсутствует.

Теперь моя очередь, разгоняюсь: 1-я - 1500, 2-я - 2500, 3-я - 3000...
в середине подъема включаю 4-ю, еду, на тахометре 2400-2600...
стараюсь, чтобы скорость была постоянной, но машина не разгонялась и чуть чуть увеличиваю давление на акселератор... и вот он... этот металлический стрекот, который можно услышать лишь с закрытыми окнами и без музыки. Пытаюсь поиграть педалью - ослабляю давление - звук пропадает, но машина начинает терять скорость, нажимаю сильнее - звука опять нет, но она начинает резко разгоняться. А вот в среднем, между двумя этими положениями - все как на ладони и слышно.

Вот теперь и вопрос. Должно ли быть это все поводом для опасения, что с моей машинкой что-то не так, несмотря на то, что она совсем еще новая. Или может быть мне продолжать поиски качественной заправки в нашей провинции. И неужели двигатель Акцента настолько более эластичен при практически равных с Сидом характеристиках и массе автомобилей.

И да, чуть не забыл, читал где-то, что оценивая возможность возникновения детонационного сгорания, обычно на первое место ставят степень сжатия двигателя и детонационную стойкость топлива. Чем выше степень сжатия - тем более вероятна при прочих равных условиях детонация и тем выше требования к детонационной стойкости топлива.

И еще, думаю, что этот вопрос актуален для многих, особенно сейчас, в момент активного пользования компрессора кондиционера, который будет у меня в двигателе еще парочку стрекочущих кузнечиков :)

И последнее - это первая моя статья, прошу отнестись с пониманием :)
30 комментариев нравится избранное
  • porcuhighpedd
    02 апр 2012 в 15:51
  • RainbowDemon
    18 июл 2010 в 14:21
    Ну вес-то отличается более чем на 200 кило, нет?
  • TsaaRr
    18 июл 2010 в 14:23
    Мне кажется, дело все-таки в бензине…
  • TsaaRr
    18 июл 2010 в 14:24
    @TsaaRr 95-й. да с лучшей заправки… Изумительно должна машина ехать. И едет же…
  • S0NIC
    18 июл 2010 в 14:46
    @RainbowDemon Безусловно, да. Но только разница в весе не соизмерима с 2-х кратной разницей в оборотах двигателя на подъеме. Был бы Смарт или Матиз, тогда, да.
  • Kalashmatik
    18 июл 2010 в 14:48
    У товарища тоже Kia Ceed и тоже проблемы с бензином/детонацией — сменил туеву хучу заправок, пока не нашел нормальный, а от некоторых видов 95-го сразу загорался check engine :)
  • S0NIC
    18 июл 2010 в 14:51
    @Kalashmatik Check Engine тьфу-тьфу, пока не горел, но у нас в городе вообще очень плохо с топливом качественным. Забыл упомянуть, что экологический класс играет тут не последнюю роль и в задушенности холостых и в качестве топлива. А у меня он IV.
  • Kalashmatik
    18 июл 2010 в 14:53
    @S0NIC угу, вся проблема в Евро-4 движке и отсутствии евро-4 бензина, например на моей альмере с евро-3 легко проглатываются любые 95-е сорта и даже 92-й, где детонация намного вероятнее.
  • S0NIC
    18 июл 2010 в 14:53
    @S0NIC Блин, но Акцент то не стрекочет даже с самым ужасным 92, которым жигули инжекторные вообще давятся.
  • Kalashmatik
    18 июл 2010 в 15:00
    @S0NIC Дык, если не ошибаюсь Акценты 2005-го это вообще Евро-2 такому даже ужасный 92 очень хорошее топливо.
  • RainbowDemon
    18 июл 2010 в 15:06
    @S0NIC 200 с лишним кило — это еще от 2-х до 3-х человек, что на хилой машине очень сильно скажется. И если честно я не понял сути эксперимента — заезжали-то с разными скоростями. Нужно было экспериментировать на одинаковых передачах, на одинаковых оборотах, с одинаковым весом.
  • S0NIC
    18 июл 2010 в 15:32
    @RainbowDemon Ну как бы объяснить. Передачи были одинаковые. Акцент делался не на скорость, а на работу двигателя на одной и той же передаче в определенном диапазоне оборотов. Тут становится очевидным, что если Акцент не детонировал на 1500 об/мин под нагрузкой, то на 2500-3000 — он вообще заскочит на горку пулей без малейших звуков. А у меня 2500-3000 уже стрекочет, и тоже на 4-ой, ну ведь понятно, что полу торе тысячах мне вообще даже страшно пробовать туда заезжать. При близких значениях передаточных отношений наших коробок — скорости у нас должны быть практически одинаковые. Ну и как я писал выше, что чем выше передача, ниже скорость и обороты, тем больше предпосылок для детонации. Так вот Акцент двигался на мой взгляд в наигубительнейших условиях для двигателя и не детонировал. Вот в чем суть.
  • S0NIC
    18 июл 2010 в 15:43
    Позволю себе сделать еще одно предположение. Если положить, что момент возрастает равномерно на всем диапазоне допустимых оборотов (хотя я практически уверен, что это не совсем верно), то путем несложных вычислений получаем, что на Акценте при 1500 об/мин момент силы равен 68 Н·м, а на Сиде при 2400 об/мин момент силы равен 65 Н·м
  • Nichegoneponimay
    18 июл 2010 в 15:48
    Кстати я последнее время заправляюсь на заправках Газпромнефть-вроде нормальный бензин...(не реклама, просто поделился инфой)
  • Nichegoneponimay
    18 июл 2010 в 16:09
    @S0NIC Попробуй заправиться на других заправках и проверь еще раз, можно еще попробовать добавить присадку и тоже проверить в бензине проблема или нет.
  • Phaeton
    18 июл 2010 в 18:45
    сколько раз слышал, уже и не счесть… когда упоминали детонацию, то описывали этим термином нежелающий глохнуть двиг после выключения зажигания)
  • RainbowDemon
    18 июл 2010 в 18:53
    @Phaeton ага, бывает путают с калильным зажиганием. Впрочем, зачастую калильное зажигание — это последствия от работы двигателя с детонацией.
  • S0NIC
    18 июл 2010 в 19:04
    @Nichegoneponimay Да у нас и пробовать то негде. Из известных брендов только Роснефть и ТНК. И там и там попробовал. 98 вообще не продают.
  • klinsmann
    18 июл 2010 в 22:49
    На акценте порой на горках ели скорость набирается) звуков никаких нет, но иногда напрягает шо ели ели :)
    а заправляюсь кстати всегда в Балашихе на БТК (Балашихинская ТК… )), нормуль бензин…
  • Swarm
    19 июл 2010 в 00:09
    @Nichegoneponimay контраверсия — мой опыт.
    после заправки на газпромнефти 95-м бензином через километров 30 вообще встал посреди мкада на своём фиате. так себе ощущение. пришлось до усёру топливо прокачивать, дабы машина хотя бы завелась.
    а еще пахнет у них бензин как то иначе, будто с моющими средствами перемешан.
  • Nichegoneponimay
    19 июл 2010 в 01:13
    @Swarm Мои обе машины поверь по плаксивей к бензину чем фиат, проблем ни разу не возникало, думаю проблема не в бензине, а в машине…
  • RainbowDemon
    19 июл 2010 в 01:23
    @Nichegoneponimay Ну дык ты сравнил «самураев» с итальяшками. Итальяшки — они чуть что — сразу в истерику. А у японцев — сегун сказал — «Едем!» значит едим, а не ноем на отсутствие хорошего питания )
  • Nichegoneponimay
    19 июл 2010 в 01:29
    @RainbowDemon Да мне все равно кажется там хороший бензин, по крайней мере на БП пару раз заправился, были капризы-здесь все ровно.
  • RainbowDemon
    19 июл 2010 в 01:48
    @Nichegoneponimay Да и не говори — БП это кошмар. Я уже как-то тут рассказывал, как у меня кореш в начале зимы «запарафинил» после БП — они распродавали летнюю соляру уже после морозов.
  • S0NIC
    19 июл 2010 в 09:22
    Интересует мнение автолюбителей. Ребят, ну что у вас никогда не сверчит? Или вы просто без музыки не ездите? ;) Я думаю, что тут много народу на Маздах 3, Фокусах, Лачетах, Пыжыках, Королах и Ярисах :) Ну ведь 100-120 л.с. это как раз большинство Гольф класса, как хетчей, так и седанов. А тем более щас жара, и наверняка все ездят с A/C.
  • Swarm
    19 июл 2010 в 11:03
    @Nichegoneponimay На других заправках всё ок. Может конкретная заправка хреновая была (в троицке на калужском шоссе рядом с макдаком)
    Только после ТНК/ВР периодически были залёты, да и то выражались только в меньшей мощности.
  • S0NIC
    19 июл 2010 в 12:06
    @rstayalive Курск
  • panaslonik
    19 июл 2010 в 19:15
    ну во первых машины очень разные… эти 100 грамм объема кардинально меняют и мощность и момент, вы же сами пишете что мощность и момент хоть и одинаковы, но наступают на двигателе в разном промежутке оборотов…
    по своему опыту скажу: пересев на время с 1,5 авео на 1,4 сузуку свифт я понял разницу этих 100грамм воочию.
    Более того, автор, не мучай животинушку, а крути её двигатель сильнее.
    Кстати датчик детонации, при возникновении оной по идее дает команду ЭБУ сменить угол, чтобы она прекратилась. Исходя из этого, либо он неисправен, либо… это вовсе не детонация.
    У меня прошитая машина, и на дерьмовом 92-м есть детонации, но они наблюдаются ровно одну секунду во время старта движения, а дальше датчик говорит что есть оные и углом зажигания всё исправляется
  • S0NIC
    20 июл 2010 в 12:08
    @rstayalive ТНК на танке мне не нравится определенно. На Мотогазе залил полный бак 95 — показалось, что намного лучше. Продолжил поиски и заправился 95 на Сумской на РусьНефть. Там при 2-заправках в течении месяца мойка в подарок. Не уверен, но ощущения что на Сумской чуть лучше чем на Мотогазе — буду смотреть дальше.
  • S0NIC
    22 июл 2010 в 00:01
    @rstayalive Ну разумеется :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.