Ох уж эта детонация или опять про паленый бензин
Тема довольно известная, но я позволю себе описать пару конкретных примеров и обратиться к вам за помощью в поиске ответов на мучающие меня вопросы.
Сначала немного теории.
Детонацией называют сгорание топливно-воздушной смеси, при котором пламя в цилиндрах двигателя распространяется, как при взрыве, со скоростью 1500-2500 м/с, что в сотни раз превышает скорость распространения пламени при нормальном сгорании (15-25 м/с). Основной признак детонации – характерный металлический стук при увеличении оборотов. Его источник – взрывная волна, ударяющая в стенки цилиндров. Кроме того, работа двигателя при детонации сопровождается повышенными вибрациями, перегревом головки цилиндров, падением мощности. Причин возникновения этого опасного явления, которое носит разрушающий характер по отношению к деталям двигателя, может быть множество. Основные из них – большой угол опережения зажигания, перегрев двигателя, низкооктановый бензин, неисправности датчиков детонации, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала и т.д.
Для детонации характерны резкие "металлические" стуки, похожие на стук пальца при увеличенном зазоре во втулке шатуна, но никакого отношения к состоянию этих деталей не имеющие. Детонировать способен и совершенно новый, с малыми зазорами, и старый двигатель. Стуки же порождаются, в сущности, не механическими причинами. Поскольку скорость детонационного процесса превышает скорость звука, в сжатом заряде смеси процесс сопровождается ударными волнами, слышимыми даже сквозь металлические стенки.
Возьмем конкретный пример из жизни начинающего автолюбителя, коим и будет ниже являться наш герой подопытного автомобиля. Скажем, начинается подъем, перед которым разогнать ее почему-либо не было возможности, и наш водитель пытается упрямо взять его на четвертой передаче, хотя на спидометре всего 60 км/ч. Зачем? - спросите. Оказывается, еще живучи представления, будто езда на высшей передаче всегда экономит топливо. Прибавив газ, водитель тут же слышит резкие стуки, но скорость не увеличивается, ведь для выбранной передачи подъем явно тяжел. А детонация резко снижает и без того недостаточную тут мощность. Как же быть? Казалось бы ясно: надо немедленно перейти на пониженную передачу. Но ясно, к сожалению, не всем.
Теперь, когда все поняли о чем идет речь, пора перейти к двум конкретным двигателям и двум манерам вождения. Я осмелюсь выписать некоторые характеристики двигателей, на которые можно будет опираться для выяснения причин.
Kia cee’d SW 2008 г. ODO 9 000 км.
Бензиновый двигатель — CVVT, многоточечный впрыск и бесконтактная система зажигания
Рабочий объем 1396 см³ и мощностью в 109 л.с. при 6200 мин
Момент силы 137 Н·м при 5000 мин
Степень сжатия 10.5
Собственный вес 1317–1399 кг
Передаточное число МКПП
1-я - 3.786
2-я - 2.053
3-я - 1.370
4-я - 1.031
5-я - 0.837
Hyundai Accent 2005 г. ODO 85 000 км.
Бензиновый двигатель, распределенный впрыск топлива
Рабочий объем 1495 см³ и мощностью 102 л.с. при 5800 мин
Момент силы 136 Н·м при 3000 мин
Степень сжатия 10
Собственный вес 1065 - 1176 кг
Передаточное число МКПП
1-я - 3.615
2-я - 2.053
3-я - 1.370
4-я - 0.971
5-я - 0.825
Что имеем при тестовом заезде
Не крутой подъем протяженностью 500 метров.
В каждой из машин водитель и пассажир.
Двигатели полностью прогреты, за бортом больше 30 по Цельсию.
В Accent'е - 92 с первой попавшейся заправки, в Cee’d'е - 95 с одной из лучших заправок в городе.
За рулем Accent'а женщина, не знающая о детонации и, вообще, что у нее в машине есть двигатель, а владелец Ceed'а - я, которому еще со времен управления ВАЗ-2101, металлический стрекот, как серпом по яйцам.
Поехали!
Она начинает движение перед подъемом как обычно: 1-я - 900, 2-я - 1500, 3-я - 1500...
в самом начале подъема втыкает 4-ю, я смотрю на тахометр - там 1400-1600 об. Машинка едет в горку на 4-ой передаче в районе полутора тысяч оборотов в минуту. И самое интересное - как я ни прислушивался детонационного стрекота нет! Двигатель какбэ намекает мне своим грубым шумом, что ему не по себе, но звук детонации отсутствует.
Теперь моя очередь, разгоняюсь: 1-я - 1500, 2-я - 2500, 3-я - 3000...
в середине подъема включаю 4-ю, еду, на тахометре 2400-2600...
стараюсь, чтобы скорость была постоянной, но машина не разгонялась и чуть чуть увеличиваю давление на акселератор... и вот он... этот металлический стрекот, который можно услышать лишь с закрытыми окнами и без музыки. Пытаюсь поиграть педалью - ослабляю давление - звук пропадает, но машина начинает терять скорость, нажимаю сильнее - звука опять нет, но она начинает резко разгоняться. А вот в среднем, между двумя этими положениями - все как на ладони и слышно.
Вот теперь и вопрос. Должно ли быть это все поводом для опасения, что с моей машинкой что-то не так, несмотря на то, что она совсем еще новая. Или может быть мне продолжать поиски качественной заправки в нашей провинции. И неужели двигатель Акцента настолько более эластичен при практически равных с Сидом характеристиках и массе автомобилей.
И да, чуть не забыл, читал где-то, что оценивая возможность возникновения детонационного сгорания, обычно на первое место ставят степень сжатия двигателя и детонационную стойкость топлива. Чем выше степень сжатия - тем более вероятна при прочих равных условиях детонация и тем выше требования к детонационной стойкости топлива.
И еще, думаю, что этот вопрос актуален для многих, особенно сейчас, в момент активного пользования компрессора кондиционера, который будет у меня в двигателе еще парочку стрекочущих кузнечиков :)
И последнее - это первая моя статья, прошу отнестись с пониманием :)
Сначала немного теории.
Детонацией называют сгорание топливно-воздушной смеси, при котором пламя в цилиндрах двигателя распространяется, как при взрыве, со скоростью 1500-2500 м/с, что в сотни раз превышает скорость распространения пламени при нормальном сгорании (15-25 м/с). Основной признак детонации – характерный металлический стук при увеличении оборотов. Его источник – взрывная волна, ударяющая в стенки цилиндров. Кроме того, работа двигателя при детонации сопровождается повышенными вибрациями, перегревом головки цилиндров, падением мощности. Причин возникновения этого опасного явления, которое носит разрушающий характер по отношению к деталям двигателя, может быть множество. Основные из них – большой угол опережения зажигания, перегрев двигателя, низкооктановый бензин, неисправности датчиков детонации, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала и т.д.
Для детонации характерны резкие "металлические" стуки, похожие на стук пальца при увеличенном зазоре во втулке шатуна, но никакого отношения к состоянию этих деталей не имеющие. Детонировать способен и совершенно новый, с малыми зазорами, и старый двигатель. Стуки же порождаются, в сущности, не механическими причинами. Поскольку скорость детонационного процесса превышает скорость звука, в сжатом заряде смеси процесс сопровождается ударными волнами, слышимыми даже сквозь металлические стенки.
Возьмем конкретный пример из жизни начинающего автолюбителя, коим и будет ниже являться наш герой подопытного автомобиля. Скажем, начинается подъем, перед которым разогнать ее почему-либо не было возможности, и наш водитель пытается упрямо взять его на четвертой передаче, хотя на спидометре всего 60 км/ч. Зачем? - спросите. Оказывается, еще живучи представления, будто езда на высшей передаче всегда экономит топливо. Прибавив газ, водитель тут же слышит резкие стуки, но скорость не увеличивается, ведь для выбранной передачи подъем явно тяжел. А детонация резко снижает и без того недостаточную тут мощность. Как же быть? Казалось бы ясно: надо немедленно перейти на пониженную передачу. Но ясно, к сожалению, не всем.
Теперь, когда все поняли о чем идет речь, пора перейти к двум конкретным двигателям и двум манерам вождения. Я осмелюсь выписать некоторые характеристики двигателей, на которые можно будет опираться для выяснения причин.
Kia cee’d SW 2008 г. ODO 9 000 км.
Бензиновый двигатель — CVVT, многоточечный впрыск и бесконтактная система зажигания
Рабочий объем 1396 см³ и мощностью в 109 л.с. при 6200 мин
Момент силы 137 Н·м при 5000 мин
Степень сжатия 10.5
Собственный вес 1317–1399 кг
Передаточное число МКПП
1-я - 3.786
2-я - 2.053
3-я - 1.370
4-я - 1.031
5-я - 0.837
Hyundai Accent 2005 г. ODO 85 000 км.
Бензиновый двигатель, распределенный впрыск топлива
Рабочий объем 1495 см³ и мощностью 102 л.с. при 5800 мин
Момент силы 136 Н·м при 3000 мин
Степень сжатия 10
Собственный вес 1065 - 1176 кг
Передаточное число МКПП
1-я - 3.615
2-я - 2.053
3-я - 1.370
4-я - 0.971
5-я - 0.825
Что имеем при тестовом заезде
Не крутой подъем протяженностью 500 метров.
В каждой из машин водитель и пассажир.
Двигатели полностью прогреты, за бортом больше 30 по Цельсию.
В Accent'е - 92 с первой попавшейся заправки, в Cee’d'е - 95 с одной из лучших заправок в городе.
За рулем Accent'а женщина, не знающая о детонации и, вообще, что у нее в машине есть двигатель, а владелец Ceed'а - я, которому еще со времен управления ВАЗ-2101, металлический стрекот, как серпом по яйцам.
Поехали!
Она начинает движение перед подъемом как обычно: 1-я - 900, 2-я - 1500, 3-я - 1500...
в самом начале подъема втыкает 4-ю, я смотрю на тахометр - там 1400-1600 об. Машинка едет в горку на 4-ой передаче в районе полутора тысяч оборотов в минуту. И самое интересное - как я ни прислушивался детонационного стрекота нет! Двигатель какбэ намекает мне своим грубым шумом, что ему не по себе, но звук детонации отсутствует.
Теперь моя очередь, разгоняюсь: 1-я - 1500, 2-я - 2500, 3-я - 3000...
в середине подъема включаю 4-ю, еду, на тахометре 2400-2600...
стараюсь, чтобы скорость была постоянной, но машина не разгонялась и чуть чуть увеличиваю давление на акселератор... и вот он... этот металлический стрекот, который можно услышать лишь с закрытыми окнами и без музыки. Пытаюсь поиграть педалью - ослабляю давление - звук пропадает, но машина начинает терять скорость, нажимаю сильнее - звука опять нет, но она начинает резко разгоняться. А вот в среднем, между двумя этими положениями - все как на ладони и слышно.
Вот теперь и вопрос. Должно ли быть это все поводом для опасения, что с моей машинкой что-то не так, несмотря на то, что она совсем еще новая. Или может быть мне продолжать поиски качественной заправки в нашей провинции. И неужели двигатель Акцента настолько более эластичен при практически равных с Сидом характеристиках и массе автомобилей.
И да, чуть не забыл, читал где-то, что оценивая возможность возникновения детонационного сгорания, обычно на первое место ставят степень сжатия двигателя и детонационную стойкость топлива. Чем выше степень сжатия - тем более вероятна при прочих равных условиях детонация и тем выше требования к детонационной стойкости топлива.
И еще, думаю, что этот вопрос актуален для многих, особенно сейчас, в момент активного пользования компрессора кондиционера, который будет у меня в двигателе еще парочку стрекочущих кузнечиков :)
И последнее - это первая моя статья, прошу отнестись с пониманием :)
а заправляюсь кстати всегда в Балашихе на БТК (Балашихинская ТК… )), нормуль бензин…
после заправки на газпромнефти 95-м бензином через километров 30 вообще встал посреди мкада на своём фиате. так себе ощущение. пришлось до усёру топливо прокачивать, дабы машина хотя бы завелась.
а еще пахнет у них бензин как то иначе, будто с моющими средствами перемешан.
Только после ТНК/ВР периодически были залёты, да и то выражались только в меньшей мощности.
по своему опыту скажу: пересев на время с 1,5 авео на 1,4 сузуку свифт я понял разницу этих 100грамм воочию.
Более того, автор, не мучай животинушку, а крути её двигатель сильнее.
Кстати датчик детонации, при возникновении оной по идее дает команду ЭБУ сменить угол, чтобы она прекратилась. Исходя из этого, либо он неисправен, либо… это вовсе не детонация.
У меня прошитая машина, и на дерьмовом 92-м есть детонации, но они наблюдаются ровно одну секунду во время старта движения, а дальше датчик говорит что есть оные и углом зажигания всё исправляется