У копейки – юбилей, 40-летие
Первый автомобиль этой модели сошел с конвейера Волжского автозавода ровно 40 лет назад. Практически все основные узлы и детали этих авто были сделаны в Италии.
В этот день с конвейера сошло всего шесть автомобилей. Из них два были окрашены в синий цвет и четыре – в красный. Все эти машины были использованы для испытаний и покупателям в руки так и не попали. Такая же судьба ожидала и все, выпущенные в течение первых четырех месяцев «копейки». В продажу машины пошли лишь в августе.
Автомобиль, собранный на базе модели Fiat 124 производился до 1986 года. Его отличала от оригинала модифицированная подвеска, улучшенные коробка передач и двигатель (всего 800 изменений). На основе этой модели разработана вся «классика» АвтоВАЗа, которая выпускается на предприятии и сегодня. Всего реализовано почти 2,7 млн. авто ВАЗ 2101 различных модификаций.
Машина давала водителю и пассажирам комфорт, скорость и экономичность. Она была весьма популярна. В первые годы «Жигули», практически, невозможно было приобрести из за огромных очередей (покупали подержанные, через комиссионку см. прим. авт.). В то же время, некоторые модели «Москвичей» продавались свободно.
Для советского автопрома выпуск первой модели «Жигулей» также был огромным шагом вперед. Прогрессивный двигатель (компоновка головки блока цилиндров с распредвалом и кулачками, вместо коромысел в «Москвичах») обеспечивал высокий крутящий момент и был прост в обслуживании. У других советских предприятий, до самого развала СССР так и не вышло создать модели, аналогичные по популярности "Жигулям".
На АвтоВАЗе, в честь юбилея прошел массовый любительский забег «Вазовская верста».