Маховик
«Формула-1» всегда была колыбелью технологий для гражданского автотранспорта.
Именно в королевских гонках оттачивались технологии применения композитных панелей кузова, керамических тормозных дисков, роботизированных коробок передач и многих других узлов, позволяющих автомобилю ехать по-настоящему быстро. Кто бы мог подумать, что именно «Формула» даст толчок развитию нового поколения гибридных автомобилей, цель которых – быть не только и не столько динамичными, сколько энергетически эффективными, экономичными и экологически чистыми. Речь идет об автомобилях с маховиковой системой рекуперации энергии торможения.
Все началось в 2007 году, когда президент FIA Mакс Мосли и Ассоциация команд-участниц F1 FOTA начали диалог об изменении технического регламента соревнований с целью «озеленения» гонок. В результате поправок, внесенных в технический регламент гонок, с 2009 года команды получили возможность устанавливать на свои болиды системы KERS любой конфигурации. Аббревиатура KERS расшифровывается как Kinetic Energy Recovery System, или система рекуперации кинетической энергии. KERS позволяет аккумулировать энергию торможения болида, вместо того чтобы расходовать ее на бесполезный нагрев тормозных дисков, а затем вновь передавать эту энергию на вал трансмиссии.
http://www.popmech.ru/article/6541-bolshaya-krasnaya-knopka/
Технология KERS разработана консорциумом компаний Xtrac, Flybrid и Torotrak. Xtrac в рамках этого проекта создала специальную трансмиссию – тороидальный бесступенчатый вариатор CVT, которую устанавливают между маховиком и валом двигателя. Принцип работы системы заключается в отводе части накопленной маховиком энергии на вал двигателя при ускорениях и повышении нагрузки. Именно в режиме ускорений обычные ДВС работают наиболее неэффективно и потребляют много топлива. При замедлении автомобиля, кинетическая энергия вращения вала двигателя, которая в обычных условиях просто теряется впустую, через вариатор передается на маховик. А при последующем ускорении накопленная энергия также через вариатор возвращается обратно, помогая двигателю раскручивать вал.
Как считают инженеры компании, системы KERS могут быть столь же эффективны в плане снижения расхода топлива, как и гибриды. Согласно расчетам, расход топлива двигателей внутреннего сгорания может быть снижен на 25 – 40% в городских условиях. При этом, технически они намного проще гибридных силовых установок, а весят всего около 5 килограммов. Кроме того, даже в гибридных силовых установках есть место для технологии KERS. Например, подобные системы могут использоваться, как экстендеры – генераторы энергии для зарядки бортового аккумулятора гибрида, для питания климатических установок, электроприборов автомобиля и так далее. При этом в состав KERS войдут дополнительно электромотор-генератор и электронный блок управления. Именно такой подход демонстрирует команда Формулы Один BMW Sauber, разрабатывающая электрическую систему рекуперации кинетической энергии и компактный аккумулятор для использования на своих гоночных болидах. По расчетам, система BMW Sauber будет способна при торможении автомобиля накапливать энергию, достаточную для развития в течение 6,5 секунд добавочной мощности 60 кВт при собственном весе 40 кг.
Время покажет, какой подход эффективнее. Как вариант – использование обоих вместе.
Как на AUDI до сих пор используют torsen. Никто пока ничего более умного не придумал. Где-то электроника работает, где-то механика/гидравлика. Главное чтобы польза была.
но наверняка это продумали раз вообще о такой технологии речь зашла!