Написать пост

ecologiarus

Нестандартная ситуация, прав нет – ответственность не ясна.

С другом приключилась интересная ситуация. Поехал он недавно поотдыхать в Крым с девушкой, и благополучно лишился прав на территории Украины. Выписали ему протокол, который не несет никакой юридической силы на территории России, времянку в Украине не выдают. Добрались до дома они нормально, у девушки есть права (ночью рулил друг, днём – девушка).
Кто виноват сейчас разбирать не будем, гораздо интереснее, что делать.


В продолжение истории рассказываю, что удалось выяснить другу на посту ДПС (уже у нас в России). Он расписал ситуацию, ему порекомендовали написать заявление об утере водительского удостоверения, вероятность того, что не смогут узнать об изъятии на территории Украины процентов 98.

Хорошо, переходим к разбору ответственности следующего вопроса. Друг предложил ситуацию: он едет за рулем на машине со всеми документами, кроме прав, рядом сидит водитель с правами, его останавливают и что дальше? Какая ответственность? КоАП говорит о трех видах ответственности, в зависимости от условий нарушения, но все они заканчиваются отстранением от управления ТС:
№1 Штраф 100 рублей… (при условии, что права есть, но забыл);
№2 Штраф 2500 рублей… (при условии, что прав нету в принципе);
№3 Арест на срок до 15 суток… (при условии повторного нарушения, стоящего лишения, если прав уже лишили).
Третий вариант отсекаем сразу. Я склоняюсь к тому, что будет выбрана отвественность за номером 2, обосную: друг едет без прав, формально они есть, но предъявить он их не может ни через три часа, ни через трое суток, следовательно для постового сотрудника ГИБДД прав у него нет в принципе. Друг сетует за ответственность №1, так права у него есть, а проверить, что их изъяли на территории Украины в ГИБДД не смогут, как и доказать то, что права есть не сможет мой друг.
Дальше лучше, допустим штраф (величина его не ясна), но в этих пунктах предусматривается отстранение от управления ТС. Напомню у нас запасной козырь в виде водителя с правами. Как сотрудник ГИБДД с законной точки зрения будет исполнять норму об отстранении? Составит протокол об отстранении? Или всё пишется вместе и о штрафе, и об отстранении? На каком основании друг посадит за руль водителя с правами и не оставит машину на штраф-стоянке? Формально, водитель с правами есть и документы на авто в порядке, значит он имеет право посадить за руль «запасного» и ехать дальше на пассажирском сидении с протоколом о нарушении в руках (довольный до жути). Опережая вопросы и ответы, выходящие за рамки правового поля оговорюсь, что у водителя запасного есть все основания вести этот автомобиль, пихание по карманам сотрудника ГИБДД пятитысячных не рассматривается.
Такое ощущение, что что-то мы с другом упустили из внимания.
Поиск по всему интернету ответа на похожую ситуацию не дал.
История конечно из разряда «Нарочно не придумаешь», но тем не менее вполне реальна.
25 комментариев 1нравится 1избранное
igorekk
  • aLexusPro
    15 мая 2009 в 12:39
    Действует вариант номер раз: права утеряны. Вообще же у него есть ПРАВО управлять, но документа нет. Если каким-то волшебнейшим образом узнают, что лишен, то могут поразводить на номер три, но это маловероятно как с т.з. обнаружения ситуации, так и с т.з. правового обоснования. Лишили-то не по нашим законам (это уже догадка).
    Надо срочно сгонять в ГИБДД, подать заявление на восстановление, получить времянку и не париться. Вообще говорить, что забыл дома, получать предупреждение/штраф и сажать пассажира за руль.
    Никакого отстранения там нет, там есть задержание до устранения причины задержания.
  • aLexusPro
    15 мая 2009 в 12:41
    @aLexusPro В догонку: у водителя нет обязанности привозить права для сличения, есть база, в базе права есть, разговор окончен. Есть причина задержания ТС — водитель без прав. Причина устранена — машина поехала дальше.
  • mumi
    15 мая 2009 в 12:42
    Насколько я помню, в Конвенции о дорожном движении сказано, что водительское удостоверение должно быть возвращено при выезде гражданина из страны.
  • aLexusPro
    15 мая 2009 в 12:42
    @aLexusPro Но по ситуации можно честно сказать, что права посеял, а до ГИБДД не доехал. За это ничего не лишают.
  • aLexusPro
    15 мая 2009 в 12:45
    @aLexusPro Всё на правах ИМХИ, но, если сильно надо, могу четко обосновать со ссылками на статьи КоАП и конкретные тексты. Если нигде не промазал, конечно :)
  • aLexusPro
    15 мая 2009 в 12:57
    @aLexusPro Ваш случай: 27.12. ч.1:… лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3… настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.
  • ecologiarus
    15 мая 2009 в 13:06
    @mumi Это в нормальной Европе. С бывшим СССР есть нюансы:)
  • ecologiarus
    15 мая 2009 в 13:09
    @aLexusPro Если база существует и работает, тогда согласен. Точно знаю, что по машинам федеральная база если есть, то далеко не везде и там где есть работает через зад.
  • ecologiarus
    15 мая 2009 в 13:15
    @aLexusPro Спасибо, за подсказку, просто мне казалось, что нужно как-то доказывать, что права есть. Помню Сальто писал про то как его на мкаде тормознули, сказали, что если в течение трёх часов не предъявит права, то машину на штраф-стоянку.
    В данном случае, устранение причины — посадка запасного водителя, согласен. По поводу 100 рублей согласен только если база есть и она работает и в таких случаях пробивка по базе доказывает, что у человека есть права. Если базы нет или она не работает или, что тоже может быть, могут сказать, типа база-то есть, но лишения то в ней не отображаются, или отображаются с опазданием склонить ко второму варианту, на законных основаниях. Ну видимо в таком случае всё переходит в тонкие судебные материи, потому как лишения в базу должны вносить в определенный срок и т.д. и т.п.
  • aLexusPro
    15 мая 2009 в 13:25
    @ecologiarus Не, второй вариант тут никак не катит. Вообще. На права сдал в одна тысяча пицот восьмом? Всё, значит дальше либо забыл, либо лишили.
    Третий катит на уровне развода. Всяческие «если не принесешь» — это развод. Ну не принесу, и что? Нёс-нёс и потерял по дороге. Машина уехала, водитель ушел — проблемы нет.
    Про базы и сроки их актуализации — это вообще не проблема водителя. Я честный и у меня есть презумпция невиновности (привет, конституция). Есть какие-то подозрения? Письменно. Как ваша фамилия? Номер значка? Вот мой свидетель, кстати, и подскажите как в ваше управление проехать.
    Уверяю вас, никому вы не нужны со своими «забытыми правами». Но это уж в качестве контрнаступления, если вдруг начнут «приставать».
  • ecologiarus
    15 мая 2009 в 13:35
    @aLexusPro Убедил, спасибо.
  • mumi
    15 мая 2009 в 13:45
    @ecologiarus Что за нюансы такие?
  • ecologiarus
    15 мая 2009 в 13:55
    @mumi Я толком не понял, но права при выезде не отдали, и даже не дали надежды на это, хотя вопрос задан был.
  • mumi
    15 мая 2009 в 14:00
    @ecologiarus «Потеряли/лень/самый умный штоли?» Я думаю, что они всё-таки должны отдать, просто это надо было самому заморачиваться и возвращать. Как минимум — они же не знают, когда и через какой пункт ты выезжать будешь…
  • dbond
    15 мая 2009 в 14:14
    Есть еще четвертый вариант, лучше всего выходит в темное время суток. Одеваетесь в одежду примерно одинаковых тонов (хотя это не обязательно) при остановке инспектором проезжаете как можно дальше, затем оба выходите из авто и идете друг за другом, что бы исходя из вашего расположения не было понятно кто сидел справа, а кто слева. Друг с правами предъявляет свое в/у и говорит, что был за рулем.
    Вариант более рискованный, но на невнимательных инспекторах срабатывает безотказно, особенно когда из машины выходят не двое, а больше народа.
  • AVP
    15 мая 2009 в 14:24
    Семен, извини, что не совсем в тему, но вроде как по украинским законам местная ГАИ не имела законных оснований для задержания водительского удостоверения у гражданина РФ. Надеюсь украинцы меня подправят если я не прав, но в све время местные мне говорили, что нет у их ГАИ законной возможности даже оштрафовать иностранца.
  • mumi
    15 мая 2009 в 14:44
    @dbond Желательно тогда через пятую дверь выходить, чтобы уж точно запутать.
  • AVP
    15 мая 2009 в 14:45
    @mumi Лучше лаз через капот
  • ecologiarus
    15 мая 2009 в 15:03
    @AVP Не знаю, но не уверен. По твоей логике — езжай в Украину и гоняй до потери пульса, пьяный, задом, по встречной, ночью без фар, без аптечки и т.д.
  • AVP
    15 мая 2009 в 15:05
    @ecologiarus За что купил, за то продал. Меня в этом крымский таксист уверял. Правдо это было года полтора назад. Может сейчас все поменялось.
  • ecologiarus
    15 мая 2009 в 15:06
    @dbond Лучше вчетвером, вообще феерия будет:) Для надежности все документы всех людей ссыпать в один портфель. и говорить одно и тоже, хором:)
    С гайцом случится истерика:)
  • smartello
    15 мая 2009 в 15:59
    @AVP В Чернигове месяц назад говорили что могут изъять, но вроде как дают времянку на то время пока штраф не оплатишь. В любом случае после этого он открытым текстом рубли попросил и разговор был закончен.
  • AVP
    15 мая 2009 в 16:06
    @smartello Они говорили и они могут — две большие разницы. Тем паче, что рубили бабло.
    Но я не настаиваю
  • Kalashmatik
    15 мая 2009 в 16:32
    Кстати вот забавный случай в тему: http://www.nr2.ru/automobile/221393.html
  • SanTar
    15 мая 2009 в 23:04
    @Kalashmatik баян тут уже проскальзывал)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.