Из Москвы до самого до Бергена (Норвегия)
Пролог. Сейчас я уже и сам с трудом верю, что мы сумели сделать Это.
«Это» — это автомобильное путешествие в три скандинавские страны. Вдвоём. За рулём был только я, так как Дашенька моя машину не водит, за то какой штурман!..
Давно я бредил идеей уехать из Москвы на машине куда-нибудь подальше, нежели моя родная Пенза. Сколько же лет я об этом думал, кумекал насколько это вообще осуществимо и посильно человеку моего возраста. Кумекания эти так и оставались только кумеканиями до тех пор, пока какой-то тумблер не перещёлкнул у меня в мозгу и я отчётливо не осознал, что ДА, всё в моих руках, почему бы не сделать этот вожделенный рывок с мёртвой точки «кумеканий» и не заняться темой подготовки глобального автомобильного путешествия всерьёз… Почему на машине?
Есть туры, самолёты, — два часа и ты там-то, ещё два и ты ещё где-нибудь. Да ездил я в такие туры. Да, интересно, познавательно, но!.. Шаблонно, привязано к пунктам отправления и высадки, линии турпрограммы и целому автобусу опаздывающих, недовольных, молодых, старых, суетных и т. д. и т. п. Но и это не решающий аргумент в пользу путешествия на машине. А решающий аргумент заключается в том, что путешествуя на машине как нельзя лучше можно прочувствовать весь контраст жития-бытия народов, заоконных ланшафтов, климата, автопарка, дорог в конце концов. Даже в процессе преодоления длинных отрезков пути, ты непременно черпаешь впечатления от всего, что видишь; от общения с местным населением, наблюдения за укладами и устоями жизни в той или иной области, деревне или коммуне, поведением водителей на дороге и прочего… Даже 10-ти часовой переезд по обыденной трассе НЕ скучен, он интересен, особенно, если автомобиль достойный и функция круиз-контроля позволяет ехать без существенного напряга, а если уж по западным дорогам, так не напряг, а удовольствие, ей-Богу! Такая это романтика: прекрасная погода за окном (а когда едешь с таким настроем, с каким ехали мы — любая погода прекрасна), любимая музыка, сердце рвётся из груди от предвкушения грандиозных впечатлений!.. Это кафй, Кайф с большой буквы! А что в самолёте? Два-три часа облачного ковра, типичный терминал аеропорта, достопримечательность №1, №2, №3, свободное время, №4, терминал, самолёт, терминал, дом. Обзора ради покатит, но бестолково… Пора же наконец!...
Созрел на «это» я тогда, когда взвесил свои возможности и вдруг понял, что зарплата мне позволяет делать хотя бы первые шаги для последующей реализации моей заветной задумки.
Итак, куда?.. Норвегия, да, конечно Норвегия, ведь после автобусного тура по Скандинавии, в рамках которого мне удалось увидеть и этот Неземной уголок Земли, я понял, что я должен бывать там как можно чаще и никакая Турция с Египтом никогда не будет приоритетнее очередного посещения Норвегии. К тому же я так хотел показать Дашке это чудесное место, ведь сам бывал много где, но именно Норвегию, бесспорно, выделяю в качестве фаворита, страны, где побывать надо непременно! Ну и не только Норвегия: на пути же будет и страна тысячи озёр Финляндия и королевство Швеция тоже, между прочим, наикрасивейшее и наилюбопытнейшее место для посещения…
Первоначально, планируя наш маршрут, мы с Дашоидом решили мыслить шире и договорились включить в наши планы также посещение Германии. Планировали после посещения Норвегии спуститься вниз по карте Европы и, посетив Германию, возвращаться через Польшу и Белоруссию. Но в дальнейшем маршрут наш экспромтом, в процессе самого путешествия, претерпел некие изменения, но об этом расскажу несколько позже дабы следовать логике и порядку изложения…
Когда? Задумываться всерьёз о такой поездке, сравнимой по грандиозности разве что с планами Наполеона о мировом господстве, я начал где-то в сентябре 2007 года. Соответственно, разумный ответ на «когда?» — через годик где-нибудь, летом 2008-ого. Не рано, реалистично, но и не в суперотдалённом будущем, а вполне обозримом. Самое оно. Можно и загодя синхронизировать наши с Дашкой усилия по планированию отпусков, чтобы взять их в один и тот же период с минимальным риском возникновения накладок, и также накопить достаточно денег на реализацию такой комплексной поездки.
Примерно, в общих чертах определившись с желанием реализовать наш план через год, я начал предпринимать вполне конкретные шаги. Первым из них было начало процесса накопления денег. Параллельно с ежемесячным откладыванием определённой части зарплаты, я начал задаваться вопросом:
А на чём поедем? У папы есть Пежо 307, коим я в тот момент времени управлял по доверенности фактически процентах в 80% всего времени его использования. И не смотря на то, что я был основным эксплуататором Пыжика, папа вряд ли бы благословил меня на столь авантюрную поездку на его машине. Да и я сам не хотел бы морально быть автозависимым от папы… Плюс ко всему я уже давно задумывался о приобретении своего железного коня, полностью под свои нужды и ожидания. Очередной, на этот раз автомобильный тумблер щёлкнул у меня в мозгу и я загорелся сопутствующей автопутешественнической цели целью: приобрести собственную тачку!
В скором времени выбор был сделан в пользу Honda CR-V III в кредит на 3 года и был продиктован: адекватно оцененными материальными возможностями;
наличием у Хонды подключаемого полного привода на случай попадания в грязюку или снег, приличного клинерса (дорожного просвета), умного (мощного и в то же время экономичного) двигателя, просторного и трансформируемого под большой объём багажа багажника и прочих немаловажных опций;
соответствием машины всем европейским требованиям (год выпуска, экологический стандарт двигателя, его объём и пр.).
В ноябре 2007 в автосалоне встал очередь на данного «коня» с расчётом оседлать его в марте-мае 2008. Часть II. Планирование, подготовка и томительное ожидание... II.1) Собственно маршрут.
Никто из моих друзей и товарищей не имел опыта поездок на собственной машине куда-нибудь дальше, чем в Белоруссию или на Украину, поэтому всё, абсолютно всё я начал с нуля генерировать у себя в голове, прибегая к различным ресурсам Интернета для получения всей необходимой информации. Благо на работе в достатке было интернета и относительно свободного времени, чтобы можно было вплотную заниматься планированием нашей поездки. Итак, я начал первые регулярные заходы на Google Maps (если кто не знает, это средство поиска любых уголков нашей Планеты на картах с картинками со спутников, прокладки маршрутов, поиска тех или иных предприятий-организаций в привязке к местности на карте и тому подобного). План первый: выехать из Москвы утром, а вечером быть покусанными финскими комарам..
Планирование пути заезда в Финляндию, — первую страну на пути нашего следования в Норвегию, не требовало никаких изысков и даже моя бабушка, уверен, сходу бы выдала единственный верный вариант: через Санкт-Петербург, а затем Выборг; трасса М10 — Москва-финская граница (также называется «Скандинавия»). Что же касалось выбора конкретного КПП, через который можно въезжать на территорию Suomi (Финляндии по-нашему), то исходя из подавляющего большинства отзывов товарищей-путешественников на просторах интернета, выбор был сделан в пользу наиболее популярного КПП «Торфяновка».
Первое, что пригодится любому, кто хочет ехать на машине куда-либо через Финляндию или же в неё саму, это сайт: www.to-finland.ru. Всё: необходимый комплект документов, правила ПДД Финляндии, особенности тамошнего дорожного движения, принцип работы парковок и их оплаты, цены на бензин и куча других полезных материалов есть на этом сайте. Не считаю нужным заострять в данном рассказе внимания на каких-то техническо-бюрократических нюансах пересечения Российско-Финской границы, поэтому очень рекомендую вышеупомянутый сайт.
Трезво оценивая свои потенциальные силы (вот так игра слов!), я знал, что выехав где-то рано утром к вечеру мы достигнем границы, а уже достигнув, в зависимости от обстоятельств, заночевать либо до пересечения границы либо после. После заезда в Финляндию я планировал одним махом долететь до Хельсинки, благо от Торфяновки езды всего ничего — около 250 км с ограничением по скорости 120 км/ч. Но это уже после ночёвки, так что первый планируемый день путешествия должен был состоять из отрезка Москва — Санкт-Петербург — Торфяновка (граница). План второй: «горя-чч-ие финские паа-рнии».
На второй день по моему замыслыу мы должны были в районе полудня быть в Хельсинки, потусоваться там один день и на следующий вечер погрузиться на паром и отчалить в Стокгольм. В Хельсинки я уже бывал однажды и посему с полной уверенностью заявляю: одного полного дня заглаза хватит, чтобы облазить город вдоль и поперёк да так, чтоб ещё и надоесть успело! План третий: Королевство Sverige, г. Стокгольм.
Планировалось на утро 4-ого дня прибыть вмеру трезвымы (после парома, хы-хы) в столицу ихней родины — Стокгольм, где и пообитать денька 3. Я посчитал, что 3 дня вполне достаточно, чтобы я успел и свои впечатления обновить, ведь бывал там уже дважды, и Дашульке провести комплексную экскурсию по основным Стокгольмским достопримечательностям. А их там ой как немало! Всё, абсолютно всё, не утаив ни слова, будет описано в следующих главах, терпение, господа.
Рекомендую хороший ресурс — путеводитель по Швеции и Стокгольму План четвёртый: с отвисшими от тамошних красот челюстями въезд в Норвегию.
На утро 7-ого дня со дня отъезда из Москвы и на 4-ое утро пребывания в Швеции, я запланировал выезд в сторону Норвегии с задумкой пересечь границу и добраться до хостела в районе коммуны (по-нашему что-то типа муниципалитета) Nore og Uvdal. Вообще, основным городом Норвегии, где мы планировали провести побольше времени, должен был стать город Odda (Одда). Почему Одда? Да просто где-то в интернете я набрёл на отзыв людей, имевших опыт автопоездки в Норвегию, в котором они делились опытом собственного планирования поездки в Норвегию с перебором множества альтернативных маршрутов и пунктов основного назначения. В итоге они в качестве такого пункта выбрали г. Одду, т. к. именно поблизости к нему располагается: 3-ий по величине в Норвегии наикрасивейший ледник Buer
великолепный водопад Латефос (Latefoss)
Сам же город имеет очень интересное и туристозаманчивое расположение — в изголовье фьорда Eidfjord
А дорога до Одды (если ехать трассой №40, потом 7№ с востока Норвегии на запад) сама по себе тоже необычайной красоты. Но и это ещё не всё.
По пути следования данной трассой расположен, по некоторым сведениям, самый высокий в Норвегии водопад Ворингфоссен (Voringfossen) … Продолжение «ЧАСТЬ II. Планирование, подготовка и томительное ожидание…»
Итак, заночевав в районе Nore og Uvdal, мы как-раз и задумали к обеду следующего дня добраться до заветной Одды. По приезду в Одду было запланировано провести там дня 3-4 (сейчас уже не вспомню, сколько точно на этапе первоначального планирования я отводил этому городу времени в нашем распорядке). Насладившись всеми тамошними красотами, мы собирались следовать в город на юге Норвегии Кристиансанд.
Прекрасный ресурс для путешествующих по Норвегии — www.visitnorway.com! План пятый: знакомство с Кристиансандом в режиме «на бегу» и...
… вечером же того дня (дня прибытия в Кристиансанд), погрузиться на паром и отчалить в сторону Королевства Датского. План шестой: через Данию транзитом...
После 2-ух с небольшим часов следования парома из норвежского Кристиансанда в датский Хирстхалс мы должны были без остановок «перепрыгнуть» небольшую Данию с севера на юг одним махом и к ночи (часам к 2) достичь немецкого города Киль. План шестой: ночёвка в Киле, путь до Кёльна.
Переночевав в Киле, по плану мы хотели с утречка выдвинуться в Кёльн, где и провести оставшуюся половину дня приезда и следующий день целиком. За это время мы вполне себе слазили бы на коллонаду кёльнского собора, прогулялись бы по берегу Рейна, а на следующее утро (день 10 иль 11-ый) наш танк «CR-V» взял бы курс на Берлин! Проведя там двое суток с момента приезда, экипаж танка должен был начать своё долгое триумфальное шествие транзитом через Польшу и Белоруссию в сторону дома. План седьмой: «прыжок» через Польшу, ночь в Белоруссии.
Тут, я думаю, комментарии излишни… Добавлю только то, что выехав рано утром из Берлина, по моим расчетам, это было вполне реалистично пересечь с запада на восток Польшу, далее границу с Белоруссией, а въехав в последнюю поздно вечером, там заночевать (день 13 или 14-ый). План восьмой: едрёный корень, снова МКАД, пробки, — Дом родной!!!
Да-да, собрав в кулак волю и остатки сил, день на 15-ый или 16-ый надо было-таки привезти, наконец, домой гигабайты фотографий, кучу трофейных сувениров, килограмм 10 нестиранной одежды и вековые, незабываемые впечатления!
Показания одометра на приборной доске по моим расчетам должны были составить в итоге порядка 5500-6500 километров.
Вот такой вот был наш «недушный» план! Ну как? Ага, сам сомневался, что мы это сможем сделать. Какой там, ведь дальше Пензы своей, повторюсь, не ездил. А тут 6000 км, да по Европе, ха-ха-ха. Но решил, Я БУДУ К ЭТОМУ ИДТИ, пусть и не получится, но я сделаю всё, чтобы получилось, а там посмотрим… II.2) Подготовка.
Готовиться к такому вот глобальному мероприятию начал я со сбора информации.
Нужно было поэтапно закрывать все пункты в огромном списке вопросов ради которых, вероятно, вы и читаете эти мои опусы. Как мыслил я... А. Тачка? Допустим, есть. Б. Визы?
И… С первого взгляда, никаких мыслей. Что, прийти в посольство (сразу же возникает вопрос: какой страны?) и сказать: «Здрасти, дяденька консул, вот мой загранничек, а не вклеите ли Вы туда бумажечку, чтобы нас пропускали везде, сроком действия дней на 20?!»?
Думаю, надо с чего-то начать. Нарыл в интернете телефон финского посольства в Москве [8 (495) 787 4174] и позвонил туда, преследуя цель хоть как-то, в первом приближении, подступиться к теме получения виз. Мне в посольстве всё хорошо разъяснили. Вот основные выкладки, которые нужно знать туристам, собирающимся самостоятельно путешествовать по нескольким европейским странам:
1. Для въезда в Шенген нужна виза: либо туристическая, либо частная (по приглашению; бизнес-визу я рассматривать не буду, мы ж не бизнесмены, :-)
2. Туристическую визу нужно получать для той страны (члена Шенгенского соглашения, разумеестся), в которой будет проведено большее количество дней;
2.1. Для получения туристической визы в посольство необходимо предоставить план собственного маршрута, но не просто предоставить, а также подтвердить оплату всех гостиниц на всём пути маршрута.
Данный пункт — это жесть, так как в автопутешествии, и ежу понятно, очень большая вероятность, что что-то может пойти не так (поломка машины, застрявание в пробки и т. д. и т. п.). Ведь если загодя проплать все гостиницы, а потом в процессе уже самого путешествия, не дай Бог, попасть в какую-то передрягу, всё пойдёт наперекосяк. Мой излюбленный пример-иллюстрация всей неприятности вышеупомянутого пункта — это опоздание по той или иной причине на паром. Представьте себе, вы опоздали на самый поздний паром из-за проколовшегося колеса и он ушёл без вас. В таком случае вы вынуждены будете покупать билеты на паром на следующий день, т. к. это не такси и плавает он согласно расписанию. А на следующий день у вас, предположим, забронирована гостиница, а ещё на следующий — уже другая и в другом городе или даже стране и т. д… Таким образом, опоздание на паром повлечёт за собой смещение всего графика поездки на один день вперёд, а это обернётся вам дублированием запланированных вами и без того не маленьких расходов. Вывод из приведённого мною примера таков: для такой поездки, которую проделали мы, пункт 2.1 неприемлем. По крайней мере, если подходить к делу со всей ответственностью, а не рассчитывать на «авось» или благосклонность туристических Богов!
3. Частную визу получают по приглашению резидента страны — члена Шенгенского соглашения. Соответственно, ваша официальная цель — поездка в страну приглашающего. При этом, въезжая в Шенген через ту же Финляндию такой вариант вполне приемлен. На границе вы будете спрошены импортным пограничником о цели вашей поездки; ответ: «к друзьям в Голландию». Ведь могут же люди захотеть поехать на машине хоть в Португалию? При этом должны же они как-то въехать на территорию Шенгена! Так что нет такого, например, правила, по которому вы не могли бы на машине въезжать через какую-либо страну Шенгенского соглашения, при этом следуя в совершенно иную.
Пункт 3 является для автопутешественника самым что ни наесть оптимальным. В нашем случае мы попросили наших друзей из Голландии сделать нам приглашения «с… по ...» и мы беспрепятственно «поехали в Голландию» ;-) В. Проживание?
К рассмотрению данного вопроса стоит подходить исходя из размеров собственного кошелька. Поскольку я не был (да и сейчас тоже) обременён ношей тяжелейшего портмоне (по московским меркам), то сразу же начал склоняться в сторону бюджетного проживания.
Рассматривал два варианта: в вагончиках кэмпингов либо же в хостелах. Сравнивал, выбирал. Кстати, пользовался я вот этими ресурсами:
1) Международный портал поиска и бронирования хостелов www.hihostels.com;
2) Порталы Финляндии, Швеции и Норвегии по поиску и бронированию, соответственно, кэмпинговых домиков/вагончиков (www.camping.fi, www.camping.se, www.camping.no).
В результате, после сравнения удобства расположения, комфортности предлагаемых номеров и цен, мы с Дашей совместно сделали выбор в пользу хостелов. Хостел — это типа отеля, только без обслуживания, наличия постельных принадлежностей (их можно арендовать за дополнительную плату) и с общим туалетом/душем. Да, для русского человека последнее звучит просто ужасающе, т. к. мы привыкли за отнюдь не низкую цену получать такое Г., что аж слов нет. В частности, у нас был подобный опыт, когда мы останавливались за 2000 рублей в «гостинице» «Ока» (даже не мотеле, блин) Нижнего Новгорода в 2007-ом году. Можно я не буду рассказывать эти ужасы?.. Но, оказавшись хоть на 1 метр по ту сторону Российско-Европейской границе, вы, безусловно, попадаете в иное измерение и, поверьте мне, зачастую тамошний хостел — это трёхзвёздочный отель в России.
Хостелы, выбранные в привязке к детальному маршруту (см. пункт «З»), я бронировал заранее. Процесс бронирования с помощью пластиковой карточки не составляет никакого труда и происходит не отходя от компьютера, за то как удобно! Приезжаешь в конкретный хостел, называешь номер брони или фамилию свою, доплачиваешь недостающую сумму и порядок! 100%-ая уверенность где и когда будешь проживать!
Интерфейс же сайта Hihostels для человека, более или менее продвинутого в использовании интернета, более чем дружелюбный. Он предоставляет кучу полезных возможностей, таких как поиск хостела на карте конкретной страны, просмотр отзывов по различным критериям (комфорт, цена, дружелюбность персонала и пр.) постояльцев, фотографии и даже GPS-координаты каждого хостела для удобства его нахождения на карте своей GPS-системы.
Перейдём к следующему вопросу… Г. Провоз машины? Необходимые предпосылки и документы.
На упомянутом в Части I моего повествования сайте www.to-finland.ru по данному вопросу есть ну просто ВСЯ необходимая информация, так что освобожу себя от необходимости копировать все подробности у себя… Д. Особенности вождения за границей, требования к автомобилю? ПДД и особенности вождения в Финляндии — см. предыдущий пункт; для Швеции, для Норвегии. Для Дании, Германии и Польши искал в Гугле, так что не помню сейчас ссылок на ресурсы по ПДД, но по запросу «правила дорожного движения в Германии», например, вы без труда найдёте интересующую информацию. На самом деле, понимая как ездят в первых 3-ёх странах, в остальные можно ехать и не запариваясь над изучением их ПДД, так как особенных тонкостей там нет. Е. Необходимая для путешествия техника?
Техническая оснастка архи важна для таких глобальных путешествий как наше.
1. Первое и самое необходимое — GPS-навигация. Мы, например, ездили с ноутбуком, на котором я установил специальную (для ноутбуков) версию навигационной программы iGo, и который ловил вражеские GPS-сигналы (скорее бы ГЛОНАСС :-)) посредством внешнего GPS-приёмника Holux GPSlim240, подаренным мне моей милой Дашенькой ещё за долго до поездки, но уже с заделом на неё!
Естественно, озаботьтесь закачкой самых последних, свежих карт тех стран, по которым собираетесь колесить.
2. Если вы, как и мы, едите с ноутбуком, а не с собственно GPS-навигатором (Garmin и тому подобные), то необходимо, конечно, обзавестись таким полезным зверем, как автомобильный преобразователь напряжения (инвертор). Он позволит вам иметь в машине розетку 220V как дома. Мой инвертор был на 150 Ватт, но, как выяснилось в последствии, нужно было бы брать на 300. Объясню. Мой ноутбук (а именно под него я и покупал инвертор) имел номинальное потребление в 150 Ватт, т. е., как говориться, тютелька в тютельку (секс лилипутов, ха-ха-ха). Из-за постоянной работы «на пределе возможности» инвертор сильно грелся, что вызывало у нас с Дашкой опасение, как бы ни загорелся. Из-за этого нам приходилось его периодически отключать, дабы он подостыл. Как объяснил мне потом лучший инженер всех времён и народов (без сарказма) Медведев В. С., — мой дедушка, у прибора, по-хорошему, всегда должен быть запас мощности, так что в следующий раз для подобных целей я возьму инвертор с мощностью не меньше 300 Ватт. А в этот раз я сэкономил и в очередной раз убедился в справедливости поговорки «Скупой платит дважды», а в моём случае «… платит дважды в 4-ой степени»… Об этой грустной истории вы узнаете совсем-совсем не скоро, а ближе к концу моего повествования!
Итак, далее по делу…
Я заранее «забил» в iGo на карты стран, пролегающих на нашем пути, все наиболее важные точки: паромные причалы, хостелы, достопримечательности. Таким образом, у меня была база всех особенно важных пунктов, которые мне в процессе езды по загранице оставалось лишь выбирать в качестве «конечной точки маршрута», не парясь с поиском их на месте и не тратя, тем самым, уйму бесценного времени. Как показал опыт, во время путешествия эта моя предусмотрительность и скрупулёзность очень, ну ОЧЕНЬ сильно облегчила нам жизнь!
3. Ну про фотоаппарат, я думаю, писать нет необходимости?
А так, вроде бы это всё, по крайней мере, из того, что необходимо в первую очередь. Ж. Паромы?
Покупал я билет на паром Хельсинки — Стокгольм у официального представителя паромной компании Viking Line (проверить) нашей русской компании Viking Travel. Есть ещё и паромная компания Silja Line (проверить), тоже имеющая сообщение Хельсинки — Стокгольм, но Викинги оказались подешевле.
В принципе, народ ещё плавает в Стокгольм через финский город Турку, -древнюю столицу Финляндии, известную своим аквапарком. Признаться, в Турку я не был и не очень хотел туда попасть, поэтому мы решили плыть из Хельсинки, но, если у вас есть желание, то через Турку плыть в Стокгольм — абсолютно эквивалентный вариант. Только вот езды от границы до Турку где-то в 3 раза больше. Рассчитывайте правильно свой маршрут! Примечание. При путешествии летом билеты на паром надо покупать загодя, за месяц минимум, лучше за 2, ведь лето, особенно конец июля — пик туристического сезона и можно просто «пролететь» с билетом на желаемую дату, если не позаботитесь о покупке заранее.
Правильный для путешествующих на машине туристов тип билета на паром — это Автопакет. Он дешевле, особенно если едут 4 человека, т. к. он подразумевает машиноместо на машинной палубе парома, а также 4-ёх местную каюту выбранного класса (см. сайты паромных компаний). При этом будь в машине 1 человек или 4, цена автопакета фиксированная! Мы ехали вдвоём и 2 верхние полки (каюта похожа на купе нашего советского вагона) были подняты и необитаемы.
Билет на паром Кристиансанд — Хирстхалс мы решили покупать на месте, т. к. этот паром не столько туристический, сколько регулярный, поэтому, по моим соображениям, проблем с билетами на него не должно было быть. Паромная компания — Color Line. Но тут, хоть паром и идёт всего 2 часа, цены уже другие, не Финские. Это же Нор-ве-гия! З. Конкретно когда и куда едем-то?
Решили с Дашкой взять отпуска вместе в одно и то же время (а как иначе?). Путём согласований пришли к дате старта 24.07.2008, четверг (на следующий день — день смерти Высоцкого В. С.; так я и не сходил традиционно на Ваганьковское кладбище). Ориентировочная дата возвращения 09.08.2008. Итого: 17 дней. И. Детальный план поездки?
После привязки запланированного маршрута (см. пункт II.1) к конкретным датам получалась следующая картина:
24.07.2008 — выезд с утра, целый день в пути до границы, ночёвка на границе в мотеле Медведь (*);
25.07.2008 — рано утром пересечение границы, во второй половине дня прибытие в Хельсинки, размещение в хостеле, прогулки по городу;
26.07.2008 — до 15:30 свободное время в Хельсинки (ох как не люблю я выражение «свободное время», навивает от него турпрограммами), в 15:30 посадка на паром Хельсинки — Стокгольм. В 17:00 отплытие;
27.07.2008 — в 9:30 прибытие в Стокгольм, за тем едем в хостел под названием Majorskan в подстокгольмском городке Jakobsberg (Якобсберг), время в Стокгольме;
27.07.2008 — вечер 29.07.2008 — дофига времени на Стокгольм;
30.07.2008 — рано утром выезд в сторону Норвегии, хостела
возле городка Nore og Uvdal, свободное время, ночёвка там (*)… конец “ЧАСТИ II. Планирование, подготовка и томительное ожидание…”
31.07.2008 — утречком выезд из Nore og Uvdal, чуть позже полудня — приезд в г. Одда, точнее Lofthus. Это очень близко от Одды, и именно там я забронировал отличный хостел.
01.08.2008 — 02.08.2008 — время в Одде (она же Лофтхус), подъём на ледник, посещение «Языка Тролля» (Trolltunga), купание во фьорде, исследование города и тому подобное;
03.08.2008 — выезд утром в Кристиансанд. Вечером (в районе 19:00) погрузка на паром до Хирстхалса. За тем транзитом через королевство Датское (без остановок) проедем до Федеративной Республики Германии, где и заночуем в районе г. Киль. (*)
На этом этапе никакой хостел я не бронировал, потому что, во-первых, мы с Дашей сразу оговорили, что, вероятно, мы экспромтом изменим наши планы относительно посещения Германии и возврата через Польшу с Белоруссией. Во-вторых же, Германия мне очень знакома (бывал там много-много раз) и опасений по-поводу отсутствия какой-либо ночлежки в столь нетуристическом городе у меня не было.
04.08.2008 — 05.08.2008 — приезд и остановка в Кёльне, где так же был заранее подыскан, но не забронирован подходящий хостел; любование Кёльнскими красотами и т. п.;
06.08.2008-08.08.2008 — короткий путь до Берлина и, собственно, три дня там;
09.08.2008 — ранним утром, собрав все силы, перемахнуть Польшу, добраться до Белоруссии, где и заночевать (так же походу дела найдя где) (*);
10.08.2008 — финальный марш-бросок до России, до дома родного (*).
Как-то вот так…
Относительно укрупнённого плана, изложенного ранее, день 10.08.2008 мы, всё же, включили в наши планы, т. к. времени катастрофически не хватало, и лишний денёк был бы нужен как вода в пустыне! Хотя до этого решили вернуться 9-ого дабы отдохнуть денёк перед выходом на работу.
Что такое звёздочки в скобочках, — (*)? А это пометочки тех дней в плане нашего гранд-путешествия, которые запланированы как исключительно дни в пути, по сути, как «технические»: в туристическом плане — потерянные дни. Звёздочек всего, как можно видеть, 5. В другие же дни перегоны не столь значительные. Итого, из 17-ти дней поездки 5 должны были стать «техническими». На этот счёт Дашка, конечно, изначально имела некоторые нарекания, но, всё же пришлось согласиться, ибо иначе никак… Иначе в Турцию бухать!.. Читать дальше!
«Это» — это автомобильное путешествие в три скандинавские страны. Вдвоём. За рулём был только я, так как Дашенька моя машину не водит, за то какой штурман!..
Давно я бредил идеей уехать из Москвы на машине куда-нибудь подальше, нежели моя родная Пенза. Сколько же лет я об этом думал, кумекал насколько это вообще осуществимо и посильно человеку моего возраста. Кумекания эти так и оставались только кумеканиями до тех пор, пока какой-то тумблер не перещёлкнул у меня в мозгу и я отчётливо не осознал, что ДА, всё в моих руках, почему бы не сделать этот вожделенный рывок с мёртвой точки «кумеканий» и не заняться темой подготовки глобального автомобильного путешествия всерьёз… Почему на машине?
Есть туры, самолёты, — два часа и ты там-то, ещё два и ты ещё где-нибудь. Да ездил я в такие туры. Да, интересно, познавательно, но!.. Шаблонно, привязано к пунктам отправления и высадки, линии турпрограммы и целому автобусу опаздывающих, недовольных, молодых, старых, суетных и т. д. и т. п. Но и это не решающий аргумент в пользу путешествия на машине. А решающий аргумент заключается в том, что путешествуя на машине как нельзя лучше можно прочувствовать весь контраст жития-бытия народов, заоконных ланшафтов, климата, автопарка, дорог в конце концов. Даже в процессе преодоления длинных отрезков пути, ты непременно черпаешь впечатления от всего, что видишь; от общения с местным населением, наблюдения за укладами и устоями жизни в той или иной области, деревне или коммуне, поведением водителей на дороге и прочего… Даже 10-ти часовой переезд по обыденной трассе НЕ скучен, он интересен, особенно, если автомобиль достойный и функция круиз-контроля позволяет ехать без существенного напряга, а если уж по западным дорогам, так не напряг, а удовольствие, ей-Богу! Такая это романтика: прекрасная погода за окном (а когда едешь с таким настроем, с каким ехали мы — любая погода прекрасна), любимая музыка, сердце рвётся из груди от предвкушения грандиозных впечатлений!.. Это кафй, Кайф с большой буквы! А что в самолёте? Два-три часа облачного ковра, типичный терминал аеропорта, достопримечательность №1, №2, №3, свободное время, №4, терминал, самолёт, терминал, дом. Обзора ради покатит, но бестолково… Пора же наконец!...
Созрел на «это» я тогда, когда взвесил свои возможности и вдруг понял, что зарплата мне позволяет делать хотя бы первые шаги для последующей реализации моей заветной задумки.
Итак, куда?.. Норвегия, да, конечно Норвегия, ведь после автобусного тура по Скандинавии, в рамках которого мне удалось увидеть и этот Неземной уголок Земли, я понял, что я должен бывать там как можно чаще и никакая Турция с Египтом никогда не будет приоритетнее очередного посещения Норвегии. К тому же я так хотел показать Дашке это чудесное место, ведь сам бывал много где, но именно Норвегию, бесспорно, выделяю в качестве фаворита, страны, где побывать надо непременно! Ну и не только Норвегия: на пути же будет и страна тысячи озёр Финляндия и королевство Швеция тоже, между прочим, наикрасивейшее и наилюбопытнейшее место для посещения…
Первоначально, планируя наш маршрут, мы с Дашоидом решили мыслить шире и договорились включить в наши планы также посещение Германии. Планировали после посещения Норвегии спуститься вниз по карте Европы и, посетив Германию, возвращаться через Польшу и Белоруссию. Но в дальнейшем маршрут наш экспромтом, в процессе самого путешествия, претерпел некие изменения, но об этом расскажу несколько позже дабы следовать логике и порядку изложения…
Когда? Задумываться всерьёз о такой поездке, сравнимой по грандиозности разве что с планами Наполеона о мировом господстве, я начал где-то в сентябре 2007 года. Соответственно, разумный ответ на «когда?» — через годик где-нибудь, летом 2008-ого. Не рано, реалистично, но и не в суперотдалённом будущем, а вполне обозримом. Самое оно. Можно и загодя синхронизировать наши с Дашкой усилия по планированию отпусков, чтобы взять их в один и тот же период с минимальным риском возникновения накладок, и также накопить достаточно денег на реализацию такой комплексной поездки.
Примерно, в общих чертах определившись с желанием реализовать наш план через год, я начал предпринимать вполне конкретные шаги. Первым из них было начало процесса накопления денег. Параллельно с ежемесячным откладыванием определённой части зарплаты, я начал задаваться вопросом:
А на чём поедем? У папы есть Пежо 307, коим я в тот момент времени управлял по доверенности фактически процентах в 80% всего времени его использования. И не смотря на то, что я был основным эксплуататором Пыжика, папа вряд ли бы благословил меня на столь авантюрную поездку на его машине. Да и я сам не хотел бы морально быть автозависимым от папы… Плюс ко всему я уже давно задумывался о приобретении своего железного коня, полностью под свои нужды и ожидания. Очередной, на этот раз автомобильный тумблер щёлкнул у меня в мозгу и я загорелся сопутствующей автопутешественнической цели целью: приобрести собственную тачку!
В скором времени выбор был сделан в пользу Honda CR-V III в кредит на 3 года и был продиктован: адекватно оцененными материальными возможностями;
наличием у Хонды подключаемого полного привода на случай попадания в грязюку или снег, приличного клинерса (дорожного просвета), умного (мощного и в то же время экономичного) двигателя, просторного и трансформируемого под большой объём багажа багажника и прочих немаловажных опций;
соответствием машины всем европейским требованиям (год выпуска, экологический стандарт двигателя, его объём и пр.).
В ноябре 2007 в автосалоне встал очередь на данного «коня» с расчётом оседлать его в марте-мае 2008. Часть II. Планирование, подготовка и томительное ожидание... II.1) Собственно маршрут.
Никто из моих друзей и товарищей не имел опыта поездок на собственной машине куда-нибудь дальше, чем в Белоруссию или на Украину, поэтому всё, абсолютно всё я начал с нуля генерировать у себя в голове, прибегая к различным ресурсам Интернета для получения всей необходимой информации. Благо на работе в достатке было интернета и относительно свободного времени, чтобы можно было вплотную заниматься планированием нашей поездки. Итак, я начал первые регулярные заходы на Google Maps (если кто не знает, это средство поиска любых уголков нашей Планеты на картах с картинками со спутников, прокладки маршрутов, поиска тех или иных предприятий-организаций в привязке к местности на карте и тому подобного). План первый: выехать из Москвы утром, а вечером быть покусанными финскими комарам..
Планирование пути заезда в Финляндию, — первую страну на пути нашего следования в Норвегию, не требовало никаких изысков и даже моя бабушка, уверен, сходу бы выдала единственный верный вариант: через Санкт-Петербург, а затем Выборг; трасса М10 — Москва-финская граница (также называется «Скандинавия»). Что же касалось выбора конкретного КПП, через который можно въезжать на территорию Suomi (Финляндии по-нашему), то исходя из подавляющего большинства отзывов товарищей-путешественников на просторах интернета, выбор был сделан в пользу наиболее популярного КПП «Торфяновка».
Первое, что пригодится любому, кто хочет ехать на машине куда-либо через Финляндию или же в неё саму, это сайт: www.to-finland.ru. Всё: необходимый комплект документов, правила ПДД Финляндии, особенности тамошнего дорожного движения, принцип работы парковок и их оплаты, цены на бензин и куча других полезных материалов есть на этом сайте. Не считаю нужным заострять в данном рассказе внимания на каких-то техническо-бюрократических нюансах пересечения Российско-Финской границы, поэтому очень рекомендую вышеупомянутый сайт.
Трезво оценивая свои потенциальные силы (вот так игра слов!), я знал, что выехав где-то рано утром к вечеру мы достигнем границы, а уже достигнув, в зависимости от обстоятельств, заночевать либо до пересечения границы либо после. После заезда в Финляндию я планировал одним махом долететь до Хельсинки, благо от Торфяновки езды всего ничего — около 250 км с ограничением по скорости 120 км/ч. Но это уже после ночёвки, так что первый планируемый день путешествия должен был состоять из отрезка Москва — Санкт-Петербург — Торфяновка (граница). План второй: «горя-чч-ие финские паа-рнии».
На второй день по моему замыслыу мы должны были в районе полудня быть в Хельсинки, потусоваться там один день и на следующий вечер погрузиться на паром и отчалить в Стокгольм. В Хельсинки я уже бывал однажды и посему с полной уверенностью заявляю: одного полного дня заглаза хватит, чтобы облазить город вдоль и поперёк да так, чтоб ещё и надоесть успело! План третий: Королевство Sverige, г. Стокгольм.
Планировалось на утро 4-ого дня прибыть вмеру трезвымы (после парома, хы-хы) в столицу ихней родины — Стокгольм, где и пообитать денька 3. Я посчитал, что 3 дня вполне достаточно, чтобы я успел и свои впечатления обновить, ведь бывал там уже дважды, и Дашульке провести комплексную экскурсию по основным Стокгольмским достопримечательностям. А их там ой как немало! Всё, абсолютно всё, не утаив ни слова, будет описано в следующих главах, терпение, господа.
Рекомендую хороший ресурс — путеводитель по Швеции и Стокгольму План четвёртый: с отвисшими от тамошних красот челюстями въезд в Норвегию.
На утро 7-ого дня со дня отъезда из Москвы и на 4-ое утро пребывания в Швеции, я запланировал выезд в сторону Норвегии с задумкой пересечь границу и добраться до хостела в районе коммуны (по-нашему что-то типа муниципалитета) Nore og Uvdal. Вообще, основным городом Норвегии, где мы планировали провести побольше времени, должен был стать город Odda (Одда). Почему Одда? Да просто где-то в интернете я набрёл на отзыв людей, имевших опыт автопоездки в Норвегию, в котором они делились опытом собственного планирования поездки в Норвегию с перебором множества альтернативных маршрутов и пунктов основного назначения. В итоге они в качестве такого пункта выбрали г. Одду, т. к. именно поблизости к нему располагается: 3-ий по величине в Норвегии наикрасивейший ледник Buer
великолепный водопад Латефос (Latefoss)
Сам же город имеет очень интересное и туристозаманчивое расположение — в изголовье фьорда Eidfjord
А дорога до Одды (если ехать трассой №40, потом 7№ с востока Норвегии на запад) сама по себе тоже необычайной красоты. Но и это ещё не всё.
По пути следования данной трассой расположен, по некоторым сведениям, самый высокий в Норвегии водопад Ворингфоссен (Voringfossen) … Продолжение «ЧАСТЬ II. Планирование, подготовка и томительное ожидание…»
Итак, заночевав в районе Nore og Uvdal, мы как-раз и задумали к обеду следующего дня добраться до заветной Одды. По приезду в Одду было запланировано провести там дня 3-4 (сейчас уже не вспомню, сколько точно на этапе первоначального планирования я отводил этому городу времени в нашем распорядке). Насладившись всеми тамошними красотами, мы собирались следовать в город на юге Норвегии Кристиансанд.
Прекрасный ресурс для путешествующих по Норвегии — www.visitnorway.com! План пятый: знакомство с Кристиансандом в режиме «на бегу» и...
… вечером же того дня (дня прибытия в Кристиансанд), погрузиться на паром и отчалить в сторону Королевства Датского. План шестой: через Данию транзитом...
После 2-ух с небольшим часов следования парома из норвежского Кристиансанда в датский Хирстхалс мы должны были без остановок «перепрыгнуть» небольшую Данию с севера на юг одним махом и к ночи (часам к 2) достичь немецкого города Киль. План шестой: ночёвка в Киле, путь до Кёльна.
Переночевав в Киле, по плану мы хотели с утречка выдвинуться в Кёльн, где и провести оставшуюся половину дня приезда и следующий день целиком. За это время мы вполне себе слазили бы на коллонаду кёльнского собора, прогулялись бы по берегу Рейна, а на следующее утро (день 10 иль 11-ый) наш танк «CR-V» взял бы курс на Берлин! Проведя там двое суток с момента приезда, экипаж танка должен был начать своё долгое триумфальное шествие транзитом через Польшу и Белоруссию в сторону дома. План седьмой: «прыжок» через Польшу, ночь в Белоруссии.
Тут, я думаю, комментарии излишни… Добавлю только то, что выехав рано утром из Берлина, по моим расчетам, это было вполне реалистично пересечь с запада на восток Польшу, далее границу с Белоруссией, а въехав в последнюю поздно вечером, там заночевать (день 13 или 14-ый). План восьмой: едрёный корень, снова МКАД, пробки, — Дом родной!!!
Да-да, собрав в кулак волю и остатки сил, день на 15-ый или 16-ый надо было-таки привезти, наконец, домой гигабайты фотографий, кучу трофейных сувениров, килограмм 10 нестиранной одежды и вековые, незабываемые впечатления!
Показания одометра на приборной доске по моим расчетам должны были составить в итоге порядка 5500-6500 километров.
Вот такой вот был наш «недушный» план! Ну как? Ага, сам сомневался, что мы это сможем сделать. Какой там, ведь дальше Пензы своей, повторюсь, не ездил. А тут 6000 км, да по Европе, ха-ха-ха. Но решил, Я БУДУ К ЭТОМУ ИДТИ, пусть и не получится, но я сделаю всё, чтобы получилось, а там посмотрим… II.2) Подготовка.
Готовиться к такому вот глобальному мероприятию начал я со сбора информации.
Нужно было поэтапно закрывать все пункты в огромном списке вопросов ради которых, вероятно, вы и читаете эти мои опусы. Как мыслил я... А. Тачка? Допустим, есть. Б. Визы?
И… С первого взгляда, никаких мыслей. Что, прийти в посольство (сразу же возникает вопрос: какой страны?) и сказать: «Здрасти, дяденька консул, вот мой загранничек, а не вклеите ли Вы туда бумажечку, чтобы нас пропускали везде, сроком действия дней на 20?!»?
Думаю, надо с чего-то начать. Нарыл в интернете телефон финского посольства в Москве [8 (495) 787 4174] и позвонил туда, преследуя цель хоть как-то, в первом приближении, подступиться к теме получения виз. Мне в посольстве всё хорошо разъяснили. Вот основные выкладки, которые нужно знать туристам, собирающимся самостоятельно путешествовать по нескольким европейским странам:
1. Для въезда в Шенген нужна виза: либо туристическая, либо частная (по приглашению; бизнес-визу я рассматривать не буду, мы ж не бизнесмены, :-)
2. Туристическую визу нужно получать для той страны (члена Шенгенского соглашения, разумеестся), в которой будет проведено большее количество дней;
2.1. Для получения туристической визы в посольство необходимо предоставить план собственного маршрута, но не просто предоставить, а также подтвердить оплату всех гостиниц на всём пути маршрута.
Данный пункт — это жесть, так как в автопутешествии, и ежу понятно, очень большая вероятность, что что-то может пойти не так (поломка машины, застрявание в пробки и т. д. и т. п.). Ведь если загодя проплать все гостиницы, а потом в процессе уже самого путешествия, не дай Бог, попасть в какую-то передрягу, всё пойдёт наперекосяк. Мой излюбленный пример-иллюстрация всей неприятности вышеупомянутого пункта — это опоздание по той или иной причине на паром. Представьте себе, вы опоздали на самый поздний паром из-за проколовшегося колеса и он ушёл без вас. В таком случае вы вынуждены будете покупать билеты на паром на следующий день, т. к. это не такси и плавает он согласно расписанию. А на следующий день у вас, предположим, забронирована гостиница, а ещё на следующий — уже другая и в другом городе или даже стране и т. д… Таким образом, опоздание на паром повлечёт за собой смещение всего графика поездки на один день вперёд, а это обернётся вам дублированием запланированных вами и без того не маленьких расходов. Вывод из приведённого мною примера таков: для такой поездки, которую проделали мы, пункт 2.1 неприемлем. По крайней мере, если подходить к делу со всей ответственностью, а не рассчитывать на «авось» или благосклонность туристических Богов!
3. Частную визу получают по приглашению резидента страны — члена Шенгенского соглашения. Соответственно, ваша официальная цель — поездка в страну приглашающего. При этом, въезжая в Шенген через ту же Финляндию такой вариант вполне приемлен. На границе вы будете спрошены импортным пограничником о цели вашей поездки; ответ: «к друзьям в Голландию». Ведь могут же люди захотеть поехать на машине хоть в Португалию? При этом должны же они как-то въехать на территорию Шенгена! Так что нет такого, например, правила, по которому вы не могли бы на машине въезжать через какую-либо страну Шенгенского соглашения, при этом следуя в совершенно иную.
Пункт 3 является для автопутешественника самым что ни наесть оптимальным. В нашем случае мы попросили наших друзей из Голландии сделать нам приглашения «с… по ...» и мы беспрепятственно «поехали в Голландию» ;-) В. Проживание?
К рассмотрению данного вопроса стоит подходить исходя из размеров собственного кошелька. Поскольку я не был (да и сейчас тоже) обременён ношей тяжелейшего портмоне (по московским меркам), то сразу же начал склоняться в сторону бюджетного проживания.
Рассматривал два варианта: в вагончиках кэмпингов либо же в хостелах. Сравнивал, выбирал. Кстати, пользовался я вот этими ресурсами:
1) Международный портал поиска и бронирования хостелов www.hihostels.com;
2) Порталы Финляндии, Швеции и Норвегии по поиску и бронированию, соответственно, кэмпинговых домиков/вагончиков (www.camping.fi, www.camping.se, www.camping.no).
В результате, после сравнения удобства расположения, комфортности предлагаемых номеров и цен, мы с Дашей совместно сделали выбор в пользу хостелов. Хостел — это типа отеля, только без обслуживания, наличия постельных принадлежностей (их можно арендовать за дополнительную плату) и с общим туалетом/душем. Да, для русского человека последнее звучит просто ужасающе, т. к. мы привыкли за отнюдь не низкую цену получать такое Г., что аж слов нет. В частности, у нас был подобный опыт, когда мы останавливались за 2000 рублей в «гостинице» «Ока» (даже не мотеле, блин) Нижнего Новгорода в 2007-ом году. Можно я не буду рассказывать эти ужасы?.. Но, оказавшись хоть на 1 метр по ту сторону Российско-Европейской границе, вы, безусловно, попадаете в иное измерение и, поверьте мне, зачастую тамошний хостел — это трёхзвёздочный отель в России.
Хостелы, выбранные в привязке к детальному маршруту (см. пункт «З»), я бронировал заранее. Процесс бронирования с помощью пластиковой карточки не составляет никакого труда и происходит не отходя от компьютера, за то как удобно! Приезжаешь в конкретный хостел, называешь номер брони или фамилию свою, доплачиваешь недостающую сумму и порядок! 100%-ая уверенность где и когда будешь проживать!
Интерфейс же сайта Hihostels для человека, более или менее продвинутого в использовании интернета, более чем дружелюбный. Он предоставляет кучу полезных возможностей, таких как поиск хостела на карте конкретной страны, просмотр отзывов по различным критериям (комфорт, цена, дружелюбность персонала и пр.) постояльцев, фотографии и даже GPS-координаты каждого хостела для удобства его нахождения на карте своей GPS-системы.
Перейдём к следующему вопросу… Г. Провоз машины? Необходимые предпосылки и документы.
На упомянутом в Части I моего повествования сайте www.to-finland.ru по данному вопросу есть ну просто ВСЯ необходимая информация, так что освобожу себя от необходимости копировать все подробности у себя… Д. Особенности вождения за границей, требования к автомобилю? ПДД и особенности вождения в Финляндии — см. предыдущий пункт; для Швеции, для Норвегии. Для Дании, Германии и Польши искал в Гугле, так что не помню сейчас ссылок на ресурсы по ПДД, но по запросу «правила дорожного движения в Германии», например, вы без труда найдёте интересующую информацию. На самом деле, понимая как ездят в первых 3-ёх странах, в остальные можно ехать и не запариваясь над изучением их ПДД, так как особенных тонкостей там нет. Е. Необходимая для путешествия техника?
Техническая оснастка архи важна для таких глобальных путешествий как наше.
1. Первое и самое необходимое — GPS-навигация. Мы, например, ездили с ноутбуком, на котором я установил специальную (для ноутбуков) версию навигационной программы iGo, и который ловил вражеские GPS-сигналы (скорее бы ГЛОНАСС :-)) посредством внешнего GPS-приёмника Holux GPSlim240, подаренным мне моей милой Дашенькой ещё за долго до поездки, но уже с заделом на неё!
Естественно, озаботьтесь закачкой самых последних, свежих карт тех стран, по которым собираетесь колесить.
2. Если вы, как и мы, едите с ноутбуком, а не с собственно GPS-навигатором (Garmin и тому подобные), то необходимо, конечно, обзавестись таким полезным зверем, как автомобильный преобразователь напряжения (инвертор). Он позволит вам иметь в машине розетку 220V как дома. Мой инвертор был на 150 Ватт, но, как выяснилось в последствии, нужно было бы брать на 300. Объясню. Мой ноутбук (а именно под него я и покупал инвертор) имел номинальное потребление в 150 Ватт, т. е., как говориться, тютелька в тютельку (секс лилипутов, ха-ха-ха). Из-за постоянной работы «на пределе возможности» инвертор сильно грелся, что вызывало у нас с Дашкой опасение, как бы ни загорелся. Из-за этого нам приходилось его периодически отключать, дабы он подостыл. Как объяснил мне потом лучший инженер всех времён и народов (без сарказма) Медведев В. С., — мой дедушка, у прибора, по-хорошему, всегда должен быть запас мощности, так что в следующий раз для подобных целей я возьму инвертор с мощностью не меньше 300 Ватт. А в этот раз я сэкономил и в очередной раз убедился в справедливости поговорки «Скупой платит дважды», а в моём случае «… платит дважды в 4-ой степени»… Об этой грустной истории вы узнаете совсем-совсем не скоро, а ближе к концу моего повествования!
Итак, далее по делу…
Я заранее «забил» в iGo на карты стран, пролегающих на нашем пути, все наиболее важные точки: паромные причалы, хостелы, достопримечательности. Таким образом, у меня была база всех особенно важных пунктов, которые мне в процессе езды по загранице оставалось лишь выбирать в качестве «конечной точки маршрута», не парясь с поиском их на месте и не тратя, тем самым, уйму бесценного времени. Как показал опыт, во время путешествия эта моя предусмотрительность и скрупулёзность очень, ну ОЧЕНЬ сильно облегчила нам жизнь!
3. Ну про фотоаппарат, я думаю, писать нет необходимости?
А так, вроде бы это всё, по крайней мере, из того, что необходимо в первую очередь. Ж. Паромы?
Покупал я билет на паром Хельсинки — Стокгольм у официального представителя паромной компании Viking Line (проверить) нашей русской компании Viking Travel. Есть ещё и паромная компания Silja Line (проверить), тоже имеющая сообщение Хельсинки — Стокгольм, но Викинги оказались подешевле.
В принципе, народ ещё плавает в Стокгольм через финский город Турку, -древнюю столицу Финляндии, известную своим аквапарком. Признаться, в Турку я не был и не очень хотел туда попасть, поэтому мы решили плыть из Хельсинки, но, если у вас есть желание, то через Турку плыть в Стокгольм — абсолютно эквивалентный вариант. Только вот езды от границы до Турку где-то в 3 раза больше. Рассчитывайте правильно свой маршрут! Примечание. При путешествии летом билеты на паром надо покупать загодя, за месяц минимум, лучше за 2, ведь лето, особенно конец июля — пик туристического сезона и можно просто «пролететь» с билетом на желаемую дату, если не позаботитесь о покупке заранее.
Правильный для путешествующих на машине туристов тип билета на паром — это Автопакет. Он дешевле, особенно если едут 4 человека, т. к. он подразумевает машиноместо на машинной палубе парома, а также 4-ёх местную каюту выбранного класса (см. сайты паромных компаний). При этом будь в машине 1 человек или 4, цена автопакета фиксированная! Мы ехали вдвоём и 2 верхние полки (каюта похожа на купе нашего советского вагона) были подняты и необитаемы.
Билет на паром Кристиансанд — Хирстхалс мы решили покупать на месте, т. к. этот паром не столько туристический, сколько регулярный, поэтому, по моим соображениям, проблем с билетами на него не должно было быть. Паромная компания — Color Line. Но тут, хоть паром и идёт всего 2 часа, цены уже другие, не Финские. Это же Нор-ве-гия! З. Конкретно когда и куда едем-то?
Решили с Дашкой взять отпуска вместе в одно и то же время (а как иначе?). Путём согласований пришли к дате старта 24.07.2008, четверг (на следующий день — день смерти Высоцкого В. С.; так я и не сходил традиционно на Ваганьковское кладбище). Ориентировочная дата возвращения 09.08.2008. Итого: 17 дней. И. Детальный план поездки?
После привязки запланированного маршрута (см. пункт II.1) к конкретным датам получалась следующая картина:
24.07.2008 — выезд с утра, целый день в пути до границы, ночёвка на границе в мотеле Медведь (*);
25.07.2008 — рано утром пересечение границы, во второй половине дня прибытие в Хельсинки, размещение в хостеле, прогулки по городу;
26.07.2008 — до 15:30 свободное время в Хельсинки (ох как не люблю я выражение «свободное время», навивает от него турпрограммами), в 15:30 посадка на паром Хельсинки — Стокгольм. В 17:00 отплытие;
27.07.2008 — в 9:30 прибытие в Стокгольм, за тем едем в хостел под названием Majorskan в подстокгольмском городке Jakobsberg (Якобсберг), время в Стокгольме;
27.07.2008 — вечер 29.07.2008 — дофига времени на Стокгольм;
30.07.2008 — рано утром выезд в сторону Норвегии, хостела
возле городка Nore og Uvdal, свободное время, ночёвка там (*)… конец “ЧАСТИ II. Планирование, подготовка и томительное ожидание…”
31.07.2008 — утречком выезд из Nore og Uvdal, чуть позже полудня — приезд в г. Одда, точнее Lofthus. Это очень близко от Одды, и именно там я забронировал отличный хостел.
01.08.2008 — 02.08.2008 — время в Одде (она же Лофтхус), подъём на ледник, посещение «Языка Тролля» (Trolltunga), купание во фьорде, исследование города и тому подобное;
03.08.2008 — выезд утром в Кристиансанд. Вечером (в районе 19:00) погрузка на паром до Хирстхалса. За тем транзитом через королевство Датское (без остановок) проедем до Федеративной Республики Германии, где и заночуем в районе г. Киль. (*)
На этом этапе никакой хостел я не бронировал, потому что, во-первых, мы с Дашей сразу оговорили, что, вероятно, мы экспромтом изменим наши планы относительно посещения Германии и возврата через Польшу с Белоруссией. Во-вторых же, Германия мне очень знакома (бывал там много-много раз) и опасений по-поводу отсутствия какой-либо ночлежки в столь нетуристическом городе у меня не было.
04.08.2008 — 05.08.2008 — приезд и остановка в Кёльне, где так же был заранее подыскан, но не забронирован подходящий хостел; любование Кёльнскими красотами и т. п.;
06.08.2008-08.08.2008 — короткий путь до Берлина и, собственно, три дня там;
09.08.2008 — ранним утром, собрав все силы, перемахнуть Польшу, добраться до Белоруссии, где и заночевать (так же походу дела найдя где) (*);
10.08.2008 — финальный марш-бросок до России, до дома родного (*).
Как-то вот так…
Относительно укрупнённого плана, изложенного ранее, день 10.08.2008 мы, всё же, включили в наши планы, т. к. времени катастрофически не хватало, и лишний денёк был бы нужен как вода в пустыне! Хотя до этого решили вернуться 9-ого дабы отдохнуть денёк перед выходом на работу.
Что такое звёздочки в скобочках, — (*)? А это пометочки тех дней в плане нашего гранд-путешествия, которые запланированы как исключительно дни в пути, по сути, как «технические»: в туристическом плане — потерянные дни. Звёздочек всего, как можно видеть, 5. В другие же дни перегоны не столь значительные. Итого, из 17-ти дней поездки 5 должны были стать «техническими». На этот счёт Дашка, конечно, изначально имела некоторые нарекания, но, всё же пришлось согласиться, ибо иначе никак… Иначе в Турцию бухать!.. Читать дальше!
Автор Вы конечно «не продолжение здесь» пишите, а просто дайте ссылку на блог, а материал весь здесь все равно выложите.
понимаю чувства автора :)
пока ездил только в Румынию через Молдавию, но возможно скоро это исправлю :)
Замечания, наблюдения, вопросы:
-мега не на московском шоссе находится, чтоб в одну из них попасть надо было как раз таки по КАДу ехать.
-от выборга до границы километров 30, живописные пейзажи ещё до выборга начинаются.
-я бы наверно не стал никого через границу перевозить, это же на такие неприятности можно напороться!
-очень контрастно смотрятся ресторан за 40 евро и бомж-пакеты!)
-а почему фоток ржавых машин и зловещих мест нету? Может где то все фотки выложены?
-а во сколько день у норвежцев начинается?
-нет ссылки на конец 12 части в предыдущей подчасти.
-можно было попробовать позвонить в наше консульство по поводу виз.
Очень мне импонирует такое стремление отойти от тур маршрутов, стремление снизить расходы и коммуникация с местными и не очень.
PS для тех кто не хочет всё читать: 6 часть хороша, и вообще после неё всё менее стандартно и более интересно чем до. Самые классные фотки в 7 части. Чисто по тематике кадабры 12 и 13 можно даже сказать главы про аварию и бюрократию.
Сейчас убегаю на работу. Постараюсь либо с работы (с сотового в инет выйду), либо вечером из дома ответить на Ваши вопросы и исправить недочёты…
До связи!
Под конец на номера частей вообще уже не обрашал.)) Если не секрет скоко еще частей??
Правда, на своей машине в дальние поездки ездить не люблю. Мне как-то ближе схема самолет-прокат-покатаца-прокат-самолет.
Автор — герой. И фотки обалденные.
— «Мега не на московском ш.»… Понял, буду знать!
— «Не стал бы никого перевозить через границу»… А мы в этом никакого риска не увидели. В чём бы ему заключаться? (может я чего не догоняю просто?)
— «Ресторан и бомж-пакеты»! Да, так и живём)))
— «Нету фоток ржавых машин и зловещих мест»… А мы же ездили в те дебри с целью просто искупаться и фотик не брали! :-(
— День у норвежцев, по-моему, в 8 стартует.
— Ссылку на конец части XII добавил; дату в XIII части поправил!
— Я сперва «не проникся» автокадаброй, поэтому не сразу написал сюда… Я только недавно тут вообще зарегистрировался.
Конец обязательно будет, думаю даже сегодня-завтра выложу очередную часть (у себя на сайте). А сюда буду нарастающим
итогом прямо в эту статью добавлять материал.
Вот!
Имеется ввиду причина по которой не получилось сразу (в конце лета) родить рассказ по свежим эмоциям и доброй памяти?
Возможно имеет смысл вынести рассказ про аварию в отдельный пост.
А насчёт чувака, которого мы в Финляндию завезли, так он не вызывал подозрения просто))
сам планирую в недалеком будущем попутешествовать на авто )
почему не специальный (и более надежный, и с лучшим кпд, имхо) автомобильный адаптер питания для ноутбуков, типа AcmePower AP CH-P1609?
Отчет к концу мая наверное дозреет — времени не хватает.
Но честно, у вас фотки классные! В апреле на горах еще немного снега, и деревья голые. Поэтому красота такая… суровая, что ли, в это время. А летом конечно отпад! В следующем году летом поедем.