Написать пост

Shoohurt

История корпорации Toyota. Часть 2: TPS и первые автомобили

Как и обещал, продолжаю публиковать серию статей, посвящённых истории компании Toyota. В первой части я рассказывал про знаменитого японского промышленника Сакичи Тойода и его сына — Киичиро Тойода. Именно ему было суждено не только продолжить «текстильные дела» отца, но и осуществить его заветную мечту — создать первый японский автомобиль. Вторая часть посвящена первым успехам Киичиро и его коллег.
Тридцатые годы прошлого века несомненно можно назвать наиболее значимыми в судьбе не только семьи Тойода, но и всей японской автомобильной промышленности, которая к тому моменту находилась в стадии зарождения. В это трудно поверить, но Японии всемирная автомобилизация коснулась куда позже, чем США и Европы. Именно поэтому путешествие Киичиро Тойода в технологически развитые страны весьма определённым образом повлияло на первые этапы развития автомобильного департамента, учреждённого через три года после смерти легендарного изобретателя Сакичи Тойода. К тому моменту как Киичиро получил в своё распоряжение компанию Toyoda Automatic Loom Works, он был уже достаточно опытен и точно знал каким образом следует начать осуществление планов отца. Кроме того, к нему примкнул Тайити Оно (Taiichi Ohno), очень талантливый и мудрый инженер компании Toyota Spinning and Weaving Co, который впоследствии станет одной из ключевых фигур Toyota Motor Company. Прежде чем начинать конкретные разработки, они решили создать специализированную производственную систему, которая стала бы крепким фундаментом нового предприятия. Так было положено начало системе Toyota Production System (TPS).
Без преувеличения скажу, что TPS — это даже не столько система, сколько целая философия, описывающая грамотную организацию производства и логистики, включая принципы взаимодействия с поставщиками и клиентами. Концепция TPS по большей части была создана усилиями Тайити Оно при меньшем участии Тойода. Именно Тайити определил два основных элемента TPS: понятие Jidoka, о котором я упоминал в первой части, и понятие «Точно вовремя» (Just-in-Time — JIT). О нём чуть подробнее.
Главный принцип системы JIT звучит так: производи только то, что нужно, когда нужно и в таком количестве, которое необходимо на конкретный момент. Следование этому принципу означает исключения из процесса лишних действий и вещей. Иными словами, каждый производственный этап должен совершать только те операции, которые необходимо выполнить к началу следующего этапа, и только в том объёме, который требует следующая ступень производства. Применение JIT на практике позволяет избавиться от невостребованных деталей, сократить производственный цикл и даже удешевить производство. Кстати
TPS, ныне состоящая из более чем десятка принципов и изучаемая во многих учебных заведениях мира, являет собой первый и главный элемент, на котором вот уже многие десятилетия строится бизнес компании Toyota, чьё производство считается чуть ли не самым совершенным в мире. Именно благодаря TPS о тонкостях делового подхода японских производственников и менеджеров сегодня ходят легенды и пишутся книги. Одна из таких книг, выпущенная Джеффри К. Лайкером, заслужила, пожалуй, наибольший интерес публики по всему миру. Называется она «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» и повествует об истоках успеха корпорации, который в немалой степени связан с грамотным подходом не только к производству, но и к персоналу. Несмотря на то, что в книге речь идёт преимущественно о менеджменте и кадрах, к TPS она имеет весьма немалое отношение.
Итак, система TPS, сочетающая в себе два основных принципа эффективного производства, была частично внедрена в самом начале тридцатых годов XX века, незадолго до учреждения в Toyoda Automatic Loom Works Автомобильного департамента. И уже несколько лет спустя, а именно в 1934 году департамент демонстрирует свою первую серьёзную разработку — знаменитый тойотовский двигатель Type A, оснащённый шестью расположенными в ряд цилиндрами.
В следующем году свою работу начинает новоиспечённая производственная линия Hinode Motors (ныне называется Aichi Toyota), и всего за несколько месяцев компания умудряется разработать не одну, а целых два автомобиля на базе двигателя Type A: в мае 1935 года был представлен прототип легкового пассажирского автомобиля A1, а в августе — грузовик G1.
Ничем особенным эти авто не отличались и уж конечно же едва ли могли соперничать с зарубежными аналогами, однако это было не столь важно.
1936 год стал весьма богатым на события. В мае был открыт сборочный завод Кария (Kariya), а ещё через месяц — исследовательская лаборатория Шибаура (Shibaura). В некоторой степени благодаря именно им компании удалось в достаточно короткие сроки наладить производство серийного легкового автомобиля Toyoda Model AA Sedan, прародителем которого стала модель A1. Вместе с тем были анонсированы ещё две модели: грузовик GA и фаэтон AB. Но самое интересное произошло во второй половине года: компании удалось наладить сотрудничество с Китаем, вследствие чего была осуществлена первая экспортная поставка в истории компании — целых четыре грузовичка G1 были отправлены в Китай.
Но вернёмся к первой легковушке Toyoda Model AA Sedan. К моменту начала разработок модели A1 автомобильный рынок Японии уже вовсю делили между собой две крупных компании — GM и Chrysler. Последняя даже успела выпустить модель Chrysler Airflow, правда, продавала её преимущественно в США, хотя американцы эту машину не очень-то любили: уж больно необычный был у неё дизайн, особенно если сравнивать с тогдашними «квадратными» автомобилями, которые рассекали улицы Соединённых Штатов. Зато Киичиро, увидивший эту красивую модель с обтекаемым кузовом во время своего путешествия по Америке, проявил куда больший интерес к Airflow. Как результат — выпущенная в 1936 году Toyoda Model AA Sedan представляла собой практически точную копию Chrysler Airflow как в плане кузова, так и по части шасси. Но это, разумеется, никого не смутило.
Сразу же после выпуска седана AA Киичиро Тойода объявил об учреждении новой марки и создании новой компании. Так Toyoda превратилась в Toyota, а небольшой Автомобильный департамент в составе текстильной компании и несколько производственных линиий образовали предприятие Toyota Motor Co. Но обо всём этом в следующий раз. Продолжение следует…
8 комментариев 1нравится 1избранное
Kostya
  • Erlioniel
    28 дек 2007 в 00:31
    Спасибо, очень позновательно
  • pnd
    28 дек 2007 в 01:25
    скажи пажалуйста, ести ли какая нибуть информация о том почему тойоДа стал тойТой? интересно очень:)
    спасиба за статью!
  • ecologiarus
    28 дек 2007 в 10:20
    @pnd По-моему было вызвано развитием торговых отношений с Америкой, на английском языке Тойода произносилось сложнее чем Тойота, а легкозапоминающееся имя марки — основа развития и рекламы. По-моему так дело было. Но я могу и ошибаться, надеюсь специалист нас просветИт.
  • pnd
    28 дек 2007 в 10:25
    @ecologiarus спасида за ответ:) пожалуй так оно и было
  • Shoohurt
    28 дек 2007 в 12:43
    @pnd О превращении Тойоды в Тойоту будет в следующей части:)
  • Shoohurt
    28 дек 2007 в 12:45
    @ecologiarus «Д» сменилась на «Т» в 1936 году, когда отношений у компании с США впомине не было (ну, ежели не считать таковыми «слизывание» дизайна:)). Причины в другом — о них расскажу в следующей части.
  • kapitan
    28 дек 2007 в 17:02
    Тойода-по-японски: обильное(урожайное) поле. Тоё-урожай, изобилие; Да-поле. Букву «Д» сменили на «Т» действительно для «благозвучности» в английском произношении.
  • Shoohurt
    28 дек 2007 в 17:05
    @kapitan Да, в целом все верно:) Но там есть некоторые нюансы. На днях выложу третью часть, где обо всём этом подробно расскажу.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.