История корпорации Toyota. Часть 1: отец и сын
В первой серии статей в своём блоге, посвящённом истории автомобилей и автоконцернов, я хочу обратить внимание на корпорацию Toyota, нагло руководствуясь своей давней любовью к этой японской марке. К тому же Toyota, на мой взгляд, имеет одну из самых интересных историй развития своего бизнеса. Ведь когда-то всё начиналось с… ткацких станков.
Сейчас, во времена господствования компании Toyota Motor Corporation на автомобильном рынке, трудно себе представить, что изначально марка Toyota не имела ничего общего с автомобилями, зато имела непосредственное отношение к ткацкому ремеслу. Впрочем, она вовсе могла бы не появиться, если бы в японском городе Косаи 14 февраля 1867 года в семье далеко не самого зажиточного плотника не родился мальчик по имени Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda). Парень, несмотря на относительную неблагополучность семьи, сумел, что называется, выбиться в люди и дажее более того — со временем получить звание короля японских изобретателей и отца индустриальной революции в Японии. И всё это благодаря существенному вкладу лишь в одну-единственную сферу — текстильную промышленность. Дело в том, что Сакичи Тойода за свою жизнь изобрёл целую серию ткацких устройств, первое из которых появилось на свет более ста лет назад — в 1890 году. Это был ручной ткацкий станок, выполненный преимущественно из дерева и получивший немалую популярность среди профессионалов. Однако самым известным изобретением Сакичи Тойода стал автоматический ткацкий станок, в котором был впервые применён так называемый принцип Jidoka. В современном своём понимании это означает следующее: исполнителю продукции предоставляется возможность легко выявлять отклонения в производстве и моментально останавливать работу. В ткацком станке этот принцип явил собой функцию автоматической остановки работы механизмов в случае возникновения неполадки. Некоторое время спустя принцип Jidoka стал частью легендарной системы Toyota Production System (TPS), которой я ещё коснусь в следующих постах. Кстати
Раз уж речь зашла о ключевых принципах производства Toyota, то нельзя не упомянуть «концепцию пяти почему», сформулированную Сакичи Тойода: когда появляется проблема, задай себе вопрос «почему она возникла?» пять раз и постарайся найти источник проблемы, а затем предприми все необходимое, чтобы устранить её. Этот метод также стал частью системы TPS.
Спустя три года после патентования первого ткацкого станка, то есть в 1894 году, в семье Сакичи Тойода появляется наследник — Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda). Разумеется, в связи с появлением сына отец стал меньше времени уделять своим изобретениям, стараясь больше посвящать себя воспитанию Киичиро. Тем не менее, в 1895 году Сакичи основывает свою первую фирму, Toyoda Co., и начинает заниматься продажей своих станков. Сакичи настолько увлекается работой, что в 1896 году расходится с женой и остаётся наедине с сыном, однако вскоре снова женится и в 1907 году открывает своё новое предприятие — Toyoda Loom Works. Три последующих года Сакичи Тойода трудится на благо собственной компании и воспитывает сына, но в 1910 году неожиданно покидает фирму и отправляется в США и Европу, где перенимает массу опыта и, что самое главное, сильно впечатляется американской автомобильной индустрией. С тех пор в голове Сакичи было лишь две вещи: автоматизация и автомобили. Вернувшись на родину, Сакичи открывает новую компанию и называет её Toyoda Automatic Weaving, которая в 1918 году переименовывается в Toyoda Spinning & Weaving Co. К тому моменту молодой Киичиро Тойода получает образование и присоединяется к бизнесу отца, помогая ему совершенствовать и автоматизировать ткацкие станки, что позволяет к 1926 году учредить ещё одно предприятие — Toyoda Automatic Loom Works, занимающееся исключительно автоматическими ткацкими устройствами. Возможно, бизнес развивался бы и дальше, но Сакичи уже практически бредил автомобилями и, что неудивительно, «заразил» машинами сына. Воодушевлённый рассказами своего отца, Киичиро отправляется путешествовать по Старому и Новому Свету, изучая автомобилестроение, которое к тому времени активно развивалось везде, кроме Азиатских стран. Кстати
Как известно, двигатель внутреннего сгорания был изобретён ещё в 1885 году, ознаменовав собой новую эру средств передвижения, а одиннадцать лет спустя в России появился первый серийный автомобиль. Он был представлен на Нижегородской выставке в 1896 году, весил около 300 кг и развивал дикую скорость — 21 км/ч. Однако главным событием стал запуск конвейерного производства автомобилей, организованный Генри Фордом (Henry Ford). Япония же на тот момент плелась позади всех и даже многие вполне современные станки производства семьи Тойода работали на паровых двигателях. Сразу же после возвращения из Соединённых Штатов и Европы Киичиро, движимый идеями своего любимого отца, начинает изучать двигатели, работающие на жидком топливе, то бишь бензине. Но не проходит и нескольких месяцев, как случается непоправимое: 30 октября 1930 года Сакичи Тойода уходит из жизни, возлагая все свои надежды и мечты на единственного родного сына.
Спустя три года усилиями Киичиро Тойода в Toyoda Automatic Loom Works открывается Автомобильный департамент. Таким образом, 1933 год ознаменовал собой начало японской автомобильной эпохи. Продолжение следует…
Сейчас, во времена господствования компании Toyota Motor Corporation на автомобильном рынке, трудно себе представить, что изначально марка Toyota не имела ничего общего с автомобилями, зато имела непосредственное отношение к ткацкому ремеслу. Впрочем, она вовсе могла бы не появиться, если бы в японском городе Косаи 14 февраля 1867 года в семье далеко не самого зажиточного плотника не родился мальчик по имени Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda). Парень, несмотря на относительную неблагополучность семьи, сумел, что называется, выбиться в люди и дажее более того — со временем получить звание короля японских изобретателей и отца индустриальной революции в Японии. И всё это благодаря существенному вкладу лишь в одну-единственную сферу — текстильную промышленность. Дело в том, что Сакичи Тойода за свою жизнь изобрёл целую серию ткацких устройств, первое из которых появилось на свет более ста лет назад — в 1890 году. Это был ручной ткацкий станок, выполненный преимущественно из дерева и получивший немалую популярность среди профессионалов. Однако самым известным изобретением Сакичи Тойода стал автоматический ткацкий станок, в котором был впервые применён так называемый принцип Jidoka. В современном своём понимании это означает следующее: исполнителю продукции предоставляется возможность легко выявлять отклонения в производстве и моментально останавливать работу. В ткацком станке этот принцип явил собой функцию автоматической остановки работы механизмов в случае возникновения неполадки. Некоторое время спустя принцип Jidoka стал частью легендарной системы Toyota Production System (TPS), которой я ещё коснусь в следующих постах. Кстати
Раз уж речь зашла о ключевых принципах производства Toyota, то нельзя не упомянуть «концепцию пяти почему», сформулированную Сакичи Тойода: когда появляется проблема, задай себе вопрос «почему она возникла?» пять раз и постарайся найти источник проблемы, а затем предприми все необходимое, чтобы устранить её. Этот метод также стал частью системы TPS.
Спустя три года после патентования первого ткацкого станка, то есть в 1894 году, в семье Сакичи Тойода появляется наследник — Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda). Разумеется, в связи с появлением сына отец стал меньше времени уделять своим изобретениям, стараясь больше посвящать себя воспитанию Киичиро. Тем не менее, в 1895 году Сакичи основывает свою первую фирму, Toyoda Co., и начинает заниматься продажей своих станков. Сакичи настолько увлекается работой, что в 1896 году расходится с женой и остаётся наедине с сыном, однако вскоре снова женится и в 1907 году открывает своё новое предприятие — Toyoda Loom Works. Три последующих года Сакичи Тойода трудится на благо собственной компании и воспитывает сына, но в 1910 году неожиданно покидает фирму и отправляется в США и Европу, где перенимает массу опыта и, что самое главное, сильно впечатляется американской автомобильной индустрией. С тех пор в голове Сакичи было лишь две вещи: автоматизация и автомобили. Вернувшись на родину, Сакичи открывает новую компанию и называет её Toyoda Automatic Weaving, которая в 1918 году переименовывается в Toyoda Spinning & Weaving Co. К тому моменту молодой Киичиро Тойода получает образование и присоединяется к бизнесу отца, помогая ему совершенствовать и автоматизировать ткацкие станки, что позволяет к 1926 году учредить ещё одно предприятие — Toyoda Automatic Loom Works, занимающееся исключительно автоматическими ткацкими устройствами. Возможно, бизнес развивался бы и дальше, но Сакичи уже практически бредил автомобилями и, что неудивительно, «заразил» машинами сына. Воодушевлённый рассказами своего отца, Киичиро отправляется путешествовать по Старому и Новому Свету, изучая автомобилестроение, которое к тому времени активно развивалось везде, кроме Азиатских стран. Кстати
Как известно, двигатель внутреннего сгорания был изобретён ещё в 1885 году, ознаменовав собой новую эру средств передвижения, а одиннадцать лет спустя в России появился первый серийный автомобиль. Он был представлен на Нижегородской выставке в 1896 году, весил около 300 кг и развивал дикую скорость — 21 км/ч. Однако главным событием стал запуск конвейерного производства автомобилей, организованный Генри Фордом (Henry Ford). Япония же на тот момент плелась позади всех и даже многие вполне современные станки производства семьи Тойода работали на паровых двигателях. Сразу же после возвращения из Соединённых Штатов и Европы Киичиро, движимый идеями своего любимого отца, начинает изучать двигатели, работающие на жидком топливе, то бишь бензине. Но не проходит и нескольких месяцев, как случается непоправимое: 30 октября 1930 года Сакичи Тойода уходит из жизни, возлагая все свои надежды и мечты на единственного родного сына.
Спустя три года усилиями Киичиро Тойода в Toyoda Automatic Loom Works открывается Автомобильный департамент. Таким образом, 1933 год ознаменовал собой начало японской автомобильной эпохи. Продолжение следует…
Интересно также будет почитать, какие шаги предпринимало государство для стимуляции автопроизводителей не только Японии, но и Южной Кореи.
Про роль правительства Японии в жизни Тойоты немного будет. Что же до Южной Кореи, то этой темы я коснусь в серии статей про KIA.