Написать пост

Shoohurt

История корпорации Toyota. Часть 1: отец и сын

В первой серии статей в своём блоге, посвящённом истории автомобилей и автоконцернов, я хочу обратить внимание на корпорацию Toyota, нагло руководствуясь своей давней любовью к этой японской марке. К тому же Toyota, на мой взгляд, имеет одну из самых интересных историй развития своего бизнеса. Ведь когда-то всё начиналось с… ткацких станков.
Сейчас, во времена господствования компании Toyota Motor Corporation на автомобильном рынке, трудно себе представить, что изначально марка Toyota не имела ничего общего с автомобилями, зато имела непосредственное отношение к ткацкому ремеслу. Впрочем, она вовсе могла бы не появиться, если бы в японском городе Косаи 14 февраля 1867 года в семье далеко не самого зажиточного плотника не родился мальчик по имени Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda).
Парень, несмотря на относительную неблагополучность семьи, сумел, что называется, выбиться в люди и дажее более того — со временем получить звание короля японских изобретателей и отца индустриальной революции в Японии. И всё это благодаря существенному вкладу лишь в одну-единственную сферу — текстильную промышленность. Дело в том, что Сакичи Тойода за свою жизнь изобрёл целую серию ткацких устройств, первое из которых появилось на свет более ста лет назад — в 1890 году. Это был ручной ткацкий станок, выполненный преимущественно из дерева и получивший немалую популярность среди профессионалов. Однако самым известным изобретением Сакичи Тойода стал автоматический ткацкий станок, в котором был впервые применён так называемый принцип Jidoka. В современном своём понимании это означает следующее: исполнителю продукции предоставляется возможность легко выявлять отклонения в производстве и моментально останавливать работу. В ткацком станке этот принцип явил собой функцию автоматической остановки работы механизмов в случае возникновения неполадки. Некоторое время спустя принцип Jidoka стал частью легендарной системы Toyota Production System (TPS), которой я ещё коснусь в следующих постах. Кстати
Раз уж речь зашла о ключевых принципах производства Toyota, то нельзя не упомянуть «концепцию пяти почему», сформулированную Сакичи Тойода: когда появляется проблема, задай себе вопрос «почему она возникла?» пять раз и постарайся найти источник проблемы, а затем предприми все необходимое, чтобы устранить её. Этот метод также стал частью системы TPS.
Спустя три года после патентования первого ткацкого станка, то есть в 1894 году, в семье Сакичи Тойода появляется наследник — Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda). Разумеется, в связи с появлением сына отец стал меньше времени уделять своим изобретениям, стараясь больше посвящать себя воспитанию Киичиро. Тем не менее, в 1895 году Сакичи основывает свою первую фирму, Toyoda Co., и начинает заниматься продажей своих станков. Сакичи настолько увлекается работой, что в 1896 году расходится с женой и остаётся наедине с сыном, однако вскоре снова женится и в 1907 году открывает своё новое предприятие — Toyoda Loom Works. Три последующих года Сакичи Тойода трудится на благо собственной компании и воспитывает сына, но в 1910 году неожиданно покидает фирму и отправляется в США и Европу, где перенимает массу опыта и, что самое главное, сильно впечатляется американской автомобильной индустрией. С тех пор в голове Сакичи было лишь две вещи: автоматизация и автомобили. Вернувшись на родину, Сакичи открывает новую компанию и называет её Toyoda Automatic Weaving, которая в 1918 году переименовывается в Toyoda Spinning & Weaving Co.
К тому моменту молодой Киичиро Тойода получает образование и присоединяется к бизнесу отца, помогая ему совершенствовать и автоматизировать ткацкие станки, что позволяет к 1926 году учредить ещё одно предприятие — Toyoda Automatic Loom Works, занимающееся исключительно автоматическими ткацкими устройствами. Возможно, бизнес развивался бы и дальше, но Сакичи уже практически бредил автомобилями и, что неудивительно, «заразил» машинами сына. Воодушевлённый рассказами своего отца, Киичиро отправляется путешествовать по Старому и Новому Свету, изучая автомобилестроение, которое к тому времени активно развивалось везде, кроме Азиатских стран. Кстати
Как известно, двигатель внутреннего сгорания был изобретён ещё в 1885 году, ознаменовав собой новую эру средств передвижения, а одиннадцать лет спустя в России появился первый серийный автомобиль. Он был представлен на Нижегородской выставке в 1896 году, весил около 300 кг и развивал дикую скорость — 21 км/ч. Однако главным событием стал запуск конвейерного производства автомобилей, организованный Генри Фордом (Henry Ford). Япония же на тот момент плелась позади всех и даже многие вполне современные станки производства семьи Тойода работали на паровых двигателях.
Сразу же после возвращения из Соединённых Штатов и Европы Киичиро, движимый идеями своего любимого отца, начинает изучать двигатели, работающие на жидком топливе, то бишь бензине. Но не проходит и нескольких месяцев, как случается непоправимое: 30 октября 1930 года Сакичи Тойода уходит из жизни, возлагая все свои надежды и мечты на единственного родного сына.
Спустя три года усилиями Киичиро Тойода в Toyoda Automatic Loom Works открывается Автомобильный департамент. Таким образом, 1933 год ознаменовал собой начало японской автомобильной эпохи. Продолжение следует…
20 комментариев 2нравится 2избранное
aishek
ecologiarus
  • ecologiarus
    26 дек 2007 в 14:24
    А можно источник? Очень интересная информация!
  • Shoohurt
    26 дек 2007 в 14:27
    @ecologiarus Источников десятки: я сам всё пишу, собирая по крупицам информацию.
  • ecologiarus
    26 дек 2007 в 14:30
    @Shoohurt Спасибо! Кстати интересно, что последнее время (2 недели примерно). Во многих изданиях написали про Тойоту. Это спонтанный порыв? Или нас к чему-то готовят.
  • Shoohurt
    26 дек 2007 в 14:32
    @ecologiarus Про Тойоту пишут просто потому, что с конвейера подпитерского завода начали сходить первые автомобили. А что касается меня, то у я давно готовлю целую серию статей, посвящённых истории автомобилестроения. И эта моя инициатива никак не связана с какими-либо событиями на автомобильном рынке:)
  • ecologiarus
    26 дек 2007 в 14:41
    @Shoohurt Понятно, ждем продолжение!
  • ecologiarus
    26 дек 2007 в 14:54
    Кстати, если возможность, остановитесь поподробнее на системе контроля качества на производстве в Тойоте. Буду признателен, да и всем интересно будет, наверное. Это во многом объясняет стабильно высокое качество автомобилей.
  • Shoohurt
    26 дек 2007 в 15:06
    @ecologiarus Обязательно! Дело в том, что TPS появилась даже чуть раньше, чем автомобильное подразделение в Toyoda Automatic Loom Works, так что этой системе будет уделено достаточно внимания:)
  • WanderingStar
    26 дек 2007 в 15:10
    Интересно. Ждем продолжения. Плюс вам в карму для повышения энтузиазма.
  • OlegusMDH
    26 дек 2007 в 15:13
    @Shoohurt А еще про Тойоту пишут потому, что она вышла на первое место по производству авто.
  • Shoohurt
    26 дек 2007 в 15:22
    @WanderingStar Спасибо:) Мне бы ещё свободного времени побольше, а энтузиазма хватит всегда:)
  • garA
    26 дек 2007 в 16:30
    Спасибо за статью!
    Интересно также будет почитать, какие шаги предпринимало государство для стимуляции автопроизводителей не только Японии, но и Южной Кореи.
  • bogatchik
    26 дек 2007 в 16:40
    @ecologiarus Есть прекрасная книга ДАО ТОЙОТА (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2148007/), там рассказывается как раз о становлении всего производственного цикла на их заводах, о защите от дураков, про историю возникновения Приуса и Лексуса.
  • k1ruha
    26 дек 2007 в 16:43
  • Shoohurt
    26 дек 2007 в 16:53
    @garA Рад, что пост понравился:)
    Про роль правительства Японии в жизни Тойоты немного будет. Что же до Южной Кореи, то этой темы я коснусь в серии статей про KIA.
  • Shoohurt
    26 дек 2007 в 16:56
    @bogatchik Я очень люблю эту книгу, но столь подробно, разумеется, описывать систему менеджмента и контроля качества не буду. Коснусь лишь основных, наиболее интересных и значимых нюансов.
  • Lebedev
    26 дек 2007 в 17:46
    Тоже понравилось. Если время будет, напишу про Форд и Крайслер и Ли Якокку. Молодчина, читать интересно. С нетерпением жду 2 части.
  • Shoohurt
    26 дек 2007 в 17:50
    @Lebedev Пиши, конечно! Очень интересно будет. У меня, правда, про Ford уже готова серия статеек. Просто не хочу все сразу выкладывать:)
  • Lebedev
    26 дек 2007 в 17:59
    @Shoohurt Выкладывай, выкладывай! Это же интересно!
  • bardo
    26 дек 2007 в 21:58
    спасибо, буду читать для расширения кругозора
  • nexxton
    27 дек 2007 в 07:57
    очень интересно написано, с нетерпением жду продолжения
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.