С правой стороны машины, с левой стороны дороги.
На новогодних каникулах довелось оказаться в непривычной до сего момента ситуации — за рулем прокатной праворульной Opel Zafira в Ирландии, одной из нескольких стран в мире, где правильно ездить по встречке, то есть с левой стороны дороги.
Hertz
Машину зарезервировали еще из дома, по выгодной в принципе цене заказали Ford Mondeo 1.6 — с учетом того что нас было 5 человек + багаж меньше брать было неправильно. Мондео было идеальным вариантом с учетом того, что дома я вожу Фокус. Но когда в офисе (кстати не в самом офисе аэропорта Дублина, оттуда нас послали искать специальный хертцевский шатл, который довез нас до отдаленной парковки, где нам и дали машину) нам сказали «Извините, машина будет другая, даже лучше» я не удивился. В итоге предложили нам Зафиру — все мои пассажиры обрадовались (места в салоне больше, багажник гигантский), однако я опечалился — очень уж хотелось покататься на мондео, да и тот факт что к двум непривычностям (левой стороне дороги и МКПП опять же слева, а не справа) добавилась третья — непривычная машина. Zafira
До сих пор не знаю какой движок был у моей зафиры, но ехала она вполне бодро, забегая вперед — когда я научился с ней обращаться даже начал получать удовольствие от вождения — резвое ускорение, удобная посадка, отличная устойчивость на дороге, почти не трясет и скорость ощущалась меньше чем на фокусе. Но поначалу это был ад — не мог сняться с ручника, глох при старте, совсем не чувствовал габаритов, втыкал не те передачи, долго не мог воткнуть заднюю (надо было нажать кнопку под рычагом) и научиться включать дальний свет. Вообще логике праворульная машина слабо поддается. Если педали и замок зажигания расположены привычно, то рычаг МКПП и подрулевые приборы зеркально наоборот. В общем кошмар, знал бы заранее — не экономил бы на автомате.
Дороги
В городе главное — смотреть на полосы, там обычно написано все самое главное — куда может ехать твоя полоса и можно ли ехать по ней вообще (на очень многих улицах выделены полосы ОТ). За городом это тоже не помешает, там часто написано на какое шоссе поворачивает твоя полоса и когда нужно притормозить (SLOW). Качество дорог не везде идеальное — варьируется от хайвеев с разделителями (ограничение скорости 120 кмч) до второстепенных шоссе с 2 полосами и неидеальным покрытием (ограничение обычно 80 кмч). Среднестатистическое шоссе — 2 полосное с выделением 3ей полосы для поворотов + обочина шириной почти в полосу (ограничение 100 кмч). Перед городами висят знаки ограничения 60 кмч, в самих городах 50 кмч. Перед опасными участками, а также школами и интенсивным движением пешеходов висят знаки предупреждающие об этом, на дороге написано SLOW, иногда дополнительно ребристое покрытие, однако дополнительных знаков, ограничивающих скорость нет, надеятся на сознательность водителей. Вообще создалось впечатление, что ограничения скорости сделаны не чтобы покарать водителей, а скорее действительно для безопасности, почти нигде за исключением отличных хайвеев не хотелось ехать быстрее, зачастую на очень извилистых горных дорогах с нависающим скалами ехать 80 кмч было бы очень рисковано (я этого и не делал, ехал 50-60), однако знаками вполне позволялось.
Горные дороги
В той части южной Ирландии, где мы в основном путешествовали, дорогие были в основном горные и очень извилистые, дорогу к нашему дому на холме приходилось штурмовать на первой передаче, на второй я уже глох, уклон был процентов 40, не меньше. Плюс около дорог часто пасутся овцы, иногда они выходят на дорогу, поэтому гонять там не очень хочется, да и страшновато, полосы узкие, обочины как таковой нет, по краям либо разделители, либо скалы, либо просто насыпи небольшие. Обгонять там тоже достаточно опасно, поэтому если кто-то едет медленнее среднестатистического (а это обычно был я :) то за ним собирается кучка более опытных в этих местах автолюбителей.
Водители
Как и везде в Европе в основном очень вежливые и дисциплинированные, оббибикали меня только пару раз, когда я попервости встал не на свою полосу и загородил ее тем, кому был зеленый, или когда сильно тупил на светофоре. Но гораздо больше раз было когда тупил, а никто и дальним не подумал моргать. Скорость тоже мало кто превышает, на шоссе были гонщики которые шли 150 при разрешенных 120, да и часто мне казалось что сзади хотели бы ехать чуть быстрее, но при этом никаких знаков не подавали и не обгоняли. Очень часто меня пропускали там где приоритет был не у меня (у меня вообще с приоритетами было тяжело — не мог быстро сориентироваться кого нужно пропускать в левосторонней стороне), а в маленьких городах это вообще целый ритуал («проезжайте» — «нет, Вы проезжайте» — «нет, я настаиваю»). На многополосных шоссе тоже царит порядок — все жмутся в медленные левые ряды, по правым только обгоняют или идут «на максимуме». Как-то ехали в пробке километров 10, ехали медленно и печально, но при широкой обочине и свободной встречке НИКТО туда не выезжал. У нас бы уже 3 ряда стояло, их тех кому «очень нужно» и «ну очень нужно», здесь все стояли по честному один за другим — вот это больше всего поразило.
Машины
Вообще автопарк достаточно разнообразный, разве что много вольксвагенов и очень старых, почти антикварных машинок. Из кроссоверов популярен кашкай, а джипов очень мало — по их виду заметно что они не статусные, а по необходимости. «Крутыми» там видимо считаются Audi и BMW — они обычно самые новенькие и чистенькие.
Заправки
Заправки тоже встречались самые разные — от сетевых с магазинами и кафе до старых двухколоночных, много дизельных, оно и понятно. Удивило то, что нет фиксатора на пистолете — приходится зажимать и стоят пока наливается, по этой же причине до последнего не решались налить полный бак — казалось что автомат не поймет что бак полон :) Но как потом оказалось — вполне резво отсчелкивается когда нужно. Еще странный факт — на большенстве заправок только две опции — дизель и Unleaded бензин, без указания октанового числа, мы так решили что это все-таки 95ый.
Аварии
Дома дня не проедешь чтобы не увидеть аварию, тут я за неделю не увидел ни одной (разве что сам едва не свалился с обрыва, перепутав первую и заднюю передачи). Один раз остановился с аварийкой (уточнить дорогу) — первый же притормозивший спросил все ли у меня ОК (кстати как потом выяснилось – аварийка тут только для аварий, при остановке включают левый поворотник). В общем-то банальный вывод — если все вежливы, терпеливы, адекватны, не превышают скорость и не понтуются если у них дорогой автомобиль — ездить становится гораздо безопаснее и комфортнее.
Hertz
Машину зарезервировали еще из дома, по выгодной в принципе цене заказали Ford Mondeo 1.6 — с учетом того что нас было 5 человек + багаж меньше брать было неправильно. Мондео было идеальным вариантом с учетом того, что дома я вожу Фокус. Но когда в офисе (кстати не в самом офисе аэропорта Дублина, оттуда нас послали искать специальный хертцевский шатл, который довез нас до отдаленной парковки, где нам и дали машину) нам сказали «Извините, машина будет другая, даже лучше» я не удивился. В итоге предложили нам Зафиру — все мои пассажиры обрадовались (места в салоне больше, багажник гигантский), однако я опечалился — очень уж хотелось покататься на мондео, да и тот факт что к двум непривычностям (левой стороне дороги и МКПП опять же слева, а не справа) добавилась третья — непривычная машина. Zafira
До сих пор не знаю какой движок был у моей зафиры, но ехала она вполне бодро, забегая вперед — когда я научился с ней обращаться даже начал получать удовольствие от вождения — резвое ускорение, удобная посадка, отличная устойчивость на дороге, почти не трясет и скорость ощущалась меньше чем на фокусе. Но поначалу это был ад — не мог сняться с ручника, глох при старте, совсем не чувствовал габаритов, втыкал не те передачи, долго не мог воткнуть заднюю (надо было нажать кнопку под рычагом) и научиться включать дальний свет. Вообще логике праворульная машина слабо поддается. Если педали и замок зажигания расположены привычно, то рычаг МКПП и подрулевые приборы зеркально наоборот. В общем кошмар, знал бы заранее — не экономил бы на автомате.
Дороги
В городе главное — смотреть на полосы, там обычно написано все самое главное — куда может ехать твоя полоса и можно ли ехать по ней вообще (на очень многих улицах выделены полосы ОТ). За городом это тоже не помешает, там часто написано на какое шоссе поворачивает твоя полоса и когда нужно притормозить (SLOW). Качество дорог не везде идеальное — варьируется от хайвеев с разделителями (ограничение скорости 120 кмч) до второстепенных шоссе с 2 полосами и неидеальным покрытием (ограничение обычно 80 кмч). Среднестатистическое шоссе — 2 полосное с выделением 3ей полосы для поворотов + обочина шириной почти в полосу (ограничение 100 кмч). Перед городами висят знаки ограничения 60 кмч, в самих городах 50 кмч. Перед опасными участками, а также школами и интенсивным движением пешеходов висят знаки предупреждающие об этом, на дороге написано SLOW, иногда дополнительно ребристое покрытие, однако дополнительных знаков, ограничивающих скорость нет, надеятся на сознательность водителей. Вообще создалось впечатление, что ограничения скорости сделаны не чтобы покарать водителей, а скорее действительно для безопасности, почти нигде за исключением отличных хайвеев не хотелось ехать быстрее, зачастую на очень извилистых горных дорогах с нависающим скалами ехать 80 кмч было бы очень рисковано (я этого и не делал, ехал 50-60), однако знаками вполне позволялось.
Горные дороги
В той части южной Ирландии, где мы в основном путешествовали, дорогие были в основном горные и очень извилистые, дорогу к нашему дому на холме приходилось штурмовать на первой передаче, на второй я уже глох, уклон был процентов 40, не меньше. Плюс около дорог часто пасутся овцы, иногда они выходят на дорогу, поэтому гонять там не очень хочется, да и страшновато, полосы узкие, обочины как таковой нет, по краям либо разделители, либо скалы, либо просто насыпи небольшие. Обгонять там тоже достаточно опасно, поэтому если кто-то едет медленнее среднестатистического (а это обычно был я :) то за ним собирается кучка более опытных в этих местах автолюбителей.
Водители
Как и везде в Европе в основном очень вежливые и дисциплинированные, оббибикали меня только пару раз, когда я попервости встал не на свою полосу и загородил ее тем, кому был зеленый, или когда сильно тупил на светофоре. Но гораздо больше раз было когда тупил, а никто и дальним не подумал моргать. Скорость тоже мало кто превышает, на шоссе были гонщики которые шли 150 при разрешенных 120, да и часто мне казалось что сзади хотели бы ехать чуть быстрее, но при этом никаких знаков не подавали и не обгоняли. Очень часто меня пропускали там где приоритет был не у меня (у меня вообще с приоритетами было тяжело — не мог быстро сориентироваться кого нужно пропускать в левосторонней стороне), а в маленьких городах это вообще целый ритуал («проезжайте» — «нет, Вы проезжайте» — «нет, я настаиваю»). На многополосных шоссе тоже царит порядок — все жмутся в медленные левые ряды, по правым только обгоняют или идут «на максимуме». Как-то ехали в пробке километров 10, ехали медленно и печально, но при широкой обочине и свободной встречке НИКТО туда не выезжал. У нас бы уже 3 ряда стояло, их тех кому «очень нужно» и «ну очень нужно», здесь все стояли по честному один за другим — вот это больше всего поразило.
Машины
Вообще автопарк достаточно разнообразный, разве что много вольксвагенов и очень старых, почти антикварных машинок. Из кроссоверов популярен кашкай, а джипов очень мало — по их виду заметно что они не статусные, а по необходимости. «Крутыми» там видимо считаются Audi и BMW — они обычно самые новенькие и чистенькие.
Заправки
Заправки тоже встречались самые разные — от сетевых с магазинами и кафе до старых двухколоночных, много дизельных, оно и понятно. Удивило то, что нет фиксатора на пистолете — приходится зажимать и стоят пока наливается, по этой же причине до последнего не решались налить полный бак — казалось что автомат не поймет что бак полон :) Но как потом оказалось — вполне резво отсчелкивается когда нужно. Еще странный факт — на большенстве заправок только две опции — дизель и Unleaded бензин, без указания октанового числа, мы так решили что это все-таки 95ый.
Аварии
Дома дня не проедешь чтобы не увидеть аварию, тут я за неделю не увидел ни одной (разве что сам едва не свалился с обрыва, перепутав первую и заднюю передачи). Один раз остановился с аварийкой (уточнить дорогу) — первый же притормозивший спросил все ли у меня ОК (кстати как потом выяснилось – аварийка тут только для аварий, при остановке включают левый поворотник). В общем-то банальный вывод — если все вежливы, терпеливы, адекватны, не превышают скорость и не понтуются если у них дорогой автомобиль — ездить становится гораздо безопаснее и комфортнее.
Нет тут приоритетов. НЕТУ. нет ни правила правой руки, ни левой, ни средней.
Есть знаки и разметка. Есть приоритет у тех кто на кольцевом движении.
Если ни знаков ни разметки — есть правило «eye contact» — то самое «маленьких городах это вообще целый ритуал „
а вообще вопрос хороший — про правила в другой стране. Мне в ГАИ выдали МВУ, там список стран в которых я могу ездить, экзаменов дополнительных я не сдавал, т.о. подразумевается что для езды в этих странах я вполне квалифицирован в рамках учебы в автошколе. Поэтому честно говоря даже мысли не возникло искать и читать их правила.
объясняю. на многих country side дорогах спидлимит 60 миль.
знаки и разметка на самом деле не всегда есть в «глухих» местах (точнее разметка может и быть — но например снежок выпал).
местные все прекрасно знают — на перекрестке смотреть внимательно и сбавлять скорость…
а ты можешь ехать и думать что у тебя приоритет. а его НЕТ.
последствия представляешь? :)
насчет прав «международных» — посмешил.
ок — вот тебе еще пример… в GB _можно_ пересекать двойную сплошную если тебе нужно повернуть (и довольно нередкое явление). в россии — лишение прав ГАИшники пытаются впаять… и тд и тп.
перед поезкой в ЛЮБУЮ страну нужно изучать местные правила. есть ОЧЕНЬ много отличий даже внутри европы. и кроме как раздолбайством твое поведение никак не назвать :P
p.s. в UK можно 80 промилле, по европе — почти везде 50, в чехии — НОЛЬ например. тобишь выпив во франции по правилам в UK — попадаешь на «вождение в состоянии алкогольного опьянения».
p.p.s. в курсе что путешествуя по франции, ты ОБЯЗАН иметь запасные лампочки для авто? короче — в следующий раз готовься лучше, а то можно попасть :)
чего уж говорить про отличия от _Российских_ правил…
неместные это знаю тем более ;) вообще по моему очевидно, что на непривычной машине в незнакомой стране я старался перестраховываться и опасные ситуации не создавать и не попадать в них
на шкале от беспечности до раздолбайства я бы свое поведение квалифицировал ближе к первому пункту
ну скажем так
1) в UK и Германии водители одни из самых воспитанных/вежливых в мире
2) Это воспринимается как норма, а те же французы воспринимаются как ужасные водители и как дикари, хотя они водят намного лучше русских (московских?)
Короче — все в мире относительно…
«варвары, дикое скопище пьяниц
не создавать — разрушать мастера..» © Некрасов
минусы — Некрасову :P