Написать пост

Hunter777

ВАЗы на чужбине

Ну как говорится теперь о серьезном. Предлагаю вам статью Константина Костина про ВАЗы, которые создавались за пределами СССР и современной России.

«В этой статье речь пойдет не о тех экспортных автомобилях, большая часть которых спустя некоторое время, снова оказывались в СССР, гордо величаясь „реэкспортные“. Из Москвы через Париж в Мытищи, так сказать. Ведь, по сути, Lada Riva так и оставалась „четверкой“, пусть даже с правым рулем и двойным контролем качества. Переломный момент в деятельности „Автоэкспорта“ и его зарубежных партнеров наступил именно после 1984 года — с появлением ВАЗ-2108...» Ни для кого не секрет, что в советские годы значительная часть продукции отечественного автопрома уходила на экспорт. Даже сегодня еще можно увидеть ГАЗ-24 в итальянской столице, допотопный УАЗ во французской глубинке. Обилие ВАЗов «классической» компоновки на Кубе или в Египте и вовсе не вызывает удивления. Об известности последних за рубежом можно судить даже по такому факту — недавней передаче Top Gear, где специалисты Lotus'а основательно «перетряхнули» Lada Nova — экспортный вариант автомобиля ВАЗ-2105 с правосторонними органами управления.

Популярность советских автомобилей в Бельгии, Германии, Финляндии, Канаде, Бразилии и ряде других стран имело чисто практическое объяснение — цена. На первичном рынке по этому показателю продукция АвтоВАЗа попросту не имела конкурентов, надо полагать, что в основном благодаря тому что автопром Поднебесной еще не вышел на международную арену. В 1984 году, наконец, появился первый советский переднеприводный хэтчбэк — ВАЗ-2108 Спутник, продававшийся за границу под названием Lada Samara 1100, 1300 или 1500 — в зависимости от установленного двигателя. Вполне естественно, что «Автоэкспорт» возлагал большие надежды на новинку, уже подсчитывая в уме возможное пополнение золотовалютного запаса Страны Советов. Однако, здравствуйте.
Пожалуй, главным просчетом был отказ АвтоВАЗа от размещения на клапанной крышке двигателя «восьмерки» штампа «Designed by Porsche». Такая надпись красовалась на клапанной крышке автомобиля Skoda Octavia, к мотору которой так же приложили руку специалисты из Штутгарта, благодаря чему Skoda била все рекорды продаж. Немаловажным было и то, что западный потребитель стал более разборчивым, более искушенным, и в первую очередь это касалось дизайна автомобиля, индивидуальностью которого Samara похвастаться не могла.

Неожиданный всплеск продаж наступил в 1987 году (с 1987 по 1989 годы объемы продаж «Самар» за рубеж практически удвоились!), и все благодаря предприимчивым немцам. В те годы у бюргеров особым спросом пользовались кабриолеты, но стоили они немало, и значительная часть потребителей не могла себе позволить такой автомобиль. Так, с легкой руки компании «Дойче-Лада», появился первый кабриолет на базе ВАЗ-2108 — Lada Samara Fun. Собственно, этот автомобиль был ближе не к кабриолетам, а к ландо. Над передними сидениями сохранилась крыша, но благодаря врезанному люку, ее площадь сводилась к минимуму. Вместо задка, срезанного вместе с задней дверью, на кузове крепили пластиковое «корыто», служившее одновременно и багажником и нишей для укладки синтетического тента с мягкими боковыми и задним стеклом. Сложенный тент занимал и часть пространства за спинкой заднего сидения, так что комфорта в новой «восьмерке» поубавилось. Дополненная пластиковыми накладками, молдингами, литыми дисками, Lada Samara Fun шла на «ура».

Пример немцев оказался заразительным, и уже через год бельгийский партнер АвтоВАЗа АО Scaldia Volga (не без помощи Владимира Ярцева — одного из создателей ВАЗ-2108, а позже ВАЗ-2110, в настоящее время обладателя торгового знака Yartsev Design) создал свой кабриолет — Lada Natasha. Проблему снижения жесткости кузова (ведь он был несущим!) решили усилением в районе порогов и за спинками сидений. Поскольку это было уже не ландо, то пришлось убрать и рамки дверей, решив попутно проблему уплотнения при поднятой крыше. Все то же пластиковое «корыто» стало более элегантным, а место за спинками задних сидений, куда складывался тент, стало использоваться более рационально. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались огромным успехом. Кстати говоря, на Барселонском салоне 1996 г. глава испанского отделения Lada Internacional Хулио Гарсия Мартинес высказывал сожаления по поводу прекращения поставок в Испанию версии Natasha. А между тем никто не сворачивал сборку так полюбившихся испанцам кабриолетов. Просто все они стали уходить в Россию, где у них также появилось немало поклонников.

На Брюссельском автосалоне 1990 года, кроме вышеупомянутой Lada Natasha, АО Scaldia Volga представила рестайлинговую версию «восьмерки» Lada Carlota и «заряженную» Lada Samara RSI, созданную в отделе спортивных автомобилей ВАЗа. Пластиковый обвес изготовляла немецкая фирма Pichler, а тюнинговая фирма Mangoletti адаптировала под форсированный 1600-кубовый мотор «гоночную» систему впрыска, предусмотрев два варианта — мощностью 100 и 130 л. с. С первой «Мисс Россия» Машей Калининой в качестве хозяйки стенда АО Scaldia Volga и продукция АвтоВАЗа завоевала невиданную доселе популярность за рубежом.

После успеха АО Scaldia Volga на Брюссельской выставке 1990 года и другие экспортеры автомобилей ВАЗ начинают разрабатывать рестайлинговые версии «зубила». Так, например, Норвежская компания «Конела-Норге-Бил», по примеру Lada Carlota, оснащала свои Лады альтернативной оптикой.
Но, пожалуй, самым технически завершенным стал проект АО Lada of Canada. Кабриолет на базе ВАЗ-2108 был оборудован системой механического складывания и установки крыши! А задние боковые панели и крышка багажника использовалась от ВАЗ-21099, что сделало облик автомобиля достаточно гармоничным и завершенным.

В 1993 году появляется один из самых красивых вариантов кабриолета Samara, вышедший из-под пера чешского дизайнера Вацлава Крала — Lada Bohemia, показанная на его персональной вставке в Праге в том же году. Автомобиль отличался кузовом типа «тарга», измененной боковиной, пластиковыми накладками, видоизмененными бамперами, причем передний — с противотуманными фарами в базовой комплектации. Но главной отличительной чертой, конечно, стала… головная оптика ВАЗ-2110! Да-да, головная оптика от еще не вставшей на конвейер, бывший пока только на стадии прототипа «десятки»! Однако сразу по окончанию выставки автомобиль пропадает из поля зрения. По словам Вацлава, некая группа влиятельных представителей чешского автобизнеса выкупает у него прототип, документацию и право производства машины. Так или иначе, но следы Bohemia потерялись… на целых 5 лет, когда вдруг в 1998 г. чешская компания CS Auto-Lada объявила о начале выпуска Bohemia и даже организовала демонстрацию новинки в салоне на Коневой улице в Праге.

Особого интереса заслуживает Лада, подготовленная французами для участия в XII ралли Париж-Дакар. Конечно, это был уже не гражданский автомобиль, а боевой болид, построенный в духе гонки вооружений, каковой, собственно, и является ралли. Стоит заметить, что Жан-Жак Пок — владелец компании Lada Pock вообще был безгранично влюблен в продукцию АвтоВАЗа. Lada Pock, подготовленная по группе Т3 (более широко известная как Лада Самара Т3) вообще представляла собой гибрид Porsche и истребителя — в качестве силовой установки применялся шестицилиндровый оппозитный двигатель Porsche, трансмиссия — тоже от Porsche, но полноприводного, а подвеска спроектирована на основе шасси истребителя. Джеки Икс, управлявший Lada Pock, занял 7 место. Неплохой результат для ралли, где из 500 стартовавших финишировали чуть больше сотни. Нет нужды лишний раз говорить, что кривая продаж ВАЗов во Франции заметно поползла вверх.
Все же экспортеры Лады не зацикливались на одной «Самаре». АвтоВАЗ мог похвастаться еще одни, по своему, уникальным автомобилем — «Нива». Будучи полноприводным джипом, Lada Niva, как и Samara, не знала конкурентов в своем ценовом сегменте.

В Чехии владельцам мелких ферм и перерабатывающих заводов и заводиков, разбросанных в гористых местностях, требовался неприхотливый грузовичок для перевозки небольших грузов в сложных дорожных условиях. «Нива» как нельзя лучше подходила для этого, вот только багажник у нее был маловат. И тогда специалисты компании CS Auto-Lada решили сделать из «Нивы» фургон. Они напрочь убрали заднее сиденье, вместо задних боковых стекол поставили глухие боковины, выровненный пол и стены грузового отделения облицевали моющимся пластиком. В результате получился компактный полутонный фургон, названный Niva Praktik, для работы в сложных дорожных и климатических условиях, не имеющий ни аналогов, ни конкурентов на чешском рынке.

Норвежцы так же использовали Niva как рабочую лошадку, приподняв крышу за счет пластикового модуля и удлинив кузов. В результате сохранилась возможность использовать «Ниву» как легковой автомобиль и быстро трансформировать его в фургон грузоподъемностью более 400 кг.
Французы из Lada Pock и здесь зашли дальше всех. Кроме пластиковых накладок на пороги, пластиковых бамперов и стайлинговой фальшрешетки радиатора они устанавливали на Niva дизельный двигатель производства «Пежо-Ситроен-Мотор» XUD9L объемом 1905 см. куб. и мощностью 65 л. с.

Немногие знают, но появлению кабриолетов на базе «Нивы» мы так же обязаны Жан-Жаку Поку — по его заказу французская кузовная компания «Ля Роше» сделала первый кабриолет. С тех пор кабриолеты, фаэтоны и ландо на базе «ВАЗ-2121» выходили «из-под пера» канадских, немецких, итальянских, турецких и арабских дизайнеров. Что и говорить — даже всемирно известное дизайнерское ателье «Бретоне», работавшее над обликом не одного поколения Lamborghini и Ferrari, приложило руку к созданию кабриолета из «Нивы»! Много оригинальных конструкций родилось на фирме Lada of Canada. Здесь выпускали и удлиненные, и, что самое неожиданное, укороченные варианты «Нивы» с мягким верхом и жесткой съемной крышей типа «хардтоп».

Справедливости ради стоит отметить и отечественных производителей элементов стайлинга для ВАЗов. Та же Carlota или Praktik стоили на внутреннем рынке порядка 9000-10000 $. Для рядового советского потребителя сумма невероятно высокая, к тому же продавались эти автомобили исключительно за валюту. В то же время однообразный транспортный поток на улицах городов СССР порядочно приелся, и автолюбители старались выделить свой автомобиль из толпы, причем не всегда удачно. Пионером в области стайлинга можно считать Рижскую фирму «Формика». Именно эта компания произвела первый советский «боди-кит» для ВАЗ-2108 в, подумать только, еще 1988 году! Он состоял из переднего и заднего бампера, накладок на пороги, заднего спойлера и боковых дефлекторов.

В 1993 году, под влиянием огромного разнообразия кабриолетов на базе ВАЗ-2108, предлагаемых экспортерами ВАЗ, компания «ЛЛД-авто» разработала кабриолет Lada Amadeo. В начале 1990х годов как раз стали появляться потребители, способные выложить за автомобиль немалую сумму, чем и объяснялось обилие реэкспортных Natasha, Carlota и Konelia на российских дорогах. Упускать шанс заполнить вакуум на рынке «ЛЛД-авто» не могла. Перечень доработок Lada Amadeo поистине внушительный. Кроме удаления крыши с последующим усилением в виде несущей рамы, вваренной в кузов, была изменена с помощью пластиковых накладок линия кузова, были расширены арки колес. Автомобиль получил электростеклоподъемники, зеркала и антенну с электроприводом, четырнадцатидюймовые легкосплавные диски колес, совершенно новую приборную панель и спортивный руль меньшего диаметра. «ЛЛД-авто» предлагала два варианта автомобиля — двухместный кабриолет с жестким верхом и четырехместный с мягким.

В том же 1993 году специалисты из НАМИ предложили свой вариант доработки Нивы — «боди-кит» «Лунный свет», разработанный дизайнером Дмитрием Бурцевым. Стеклопластиковые накладки на крылья, пороги, пороги, передний и задний бампер, фальшрешетка радиатора разительно изменили облик автомобиля, стоящего на конвейере уже более 15 лет. Завершили картину отформованные из полистирола колпаки колес.

Сегодня реэкспортные автомобили в цене у фанатов тюнинга. В первую очередь из-за качества сборки и материалов. Пластиковые накладки и катафоды выцвели за прошедшие годы, но бампер Карлоты, например, не трескается на морозе, как подавляющее большинство современных стайлинг-комплектов. Да и кабриолеты строили, надо сказать, на совесть, грамотно усиляя кузов после варварского удаления крыши. В наши дни, к сожалению, доля экспорта АвтоВАЗа падает, чему способствовало как постоянно ухудшающееся качество сборки автомобилей, так и постоянно ужесточающаяся конкуренция, в первую очередь со стороны Китайских производителей. Впрочем, что будет завтра — неизвестно. Может, родятся еще новые Carlota и Bohemia на базе ВАЗ-2110 или ВАЗ-1118?
К сожалению, все эти проекты появились слишком рано, лет на десять опередив свое время, а потому остались практически невостребовнными.
© К. Костин / 2007.
5 комментариев 2нравится 2избранное
last1hopeful
Loci
  • medved13
    07 окт 2008 в 00:29
    Спасибо, очень интересная оказалась публикация.
  • creat0r
    07 окт 2008 в 08:10
    мало кто знает, но оттуда же пошла плодово-ягодная тема в автовазе: aebergon.club.fr/Lada/page_Lada_Kalinka_Olympe.htm
    :)
  • ViGilant
    07 окт 2008 в 12:08
    спасибо, интересно!!!
  • EvilHomer
    07 окт 2008 в 12:19
    Lada Amadeo понравилась, на корвет похожа
  • MegaPavel
    03 дек 2008 в 16:17
    были выштамповки designed by porsche на головке блока. у меня такая была) 1988 года машина
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.