Из гаража Николая II
Представленная выше картинка была найдена мной случайно на просторах рунета.
На ней представлены первые в мире автосани, созданные специально для передвижения по заснеженным просторам России. Их создатель — заведующий технической частью Императорского гаража и личный шофер императора Николая II Адольф Кегресс.
К слову, он был непрочь погонять, что всегда нервировало князя Орлова, опасавшегося за жизнь императора. Однако Николай II и сам был любителем скорости, а Кегресс — настоящим профессионалом того времени, так что князь Орлов оказался в меньшинстве.
Работу в имперском гараже Кегресс совмещал с исследовательской работой по улучшению устойчивости и проходимости автомобилей в зимнее время. Результатом стала замена передних колёс на лыжи, а задних — на мягкие гусеницы, которые сначала изготавливали из сежи, затем из толстого верблюжьего войлока, а в дальнейшем и из резины.
Зимой 1911 года Кегресс участвовал в первых испытаниях моторных средств транспорта при движении по снегу, установив на автомобиль французской фирмы «ФЛ» лыжи и цепи.
В 1912 году его приспособление в виде гусениц было установлено в Царском гараже на автомобиль марки Мерседес с мощностью двигателя 45 л.с., который Кегрессу выделил Николай II «для опытов».
С этого времени Кегресс постоянно усовершенствовал свое изобретение и участвовал в испытаниях и автопробегах.
Результаты соревнований были настолько успешны, что Адольф Кегресс на свое изобретение — гусеничный движитель — 31 мая 1914 года получил привилегию (патент) № 26751-а «автомобильные сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженные поворотными полозьями на передней оси».
С началом первой мировой войны Адольфу Кегрессу присвоили звание прапорщика русской армии и предоставили возможность совершенствовать свое изобретение. Было изготовлено несколько полугусеничных автомобилей, принимавших участие в военных действиях. Кегресс разработал целую серию автомобилей на полугусеничном ходу. Это были легковые и грузовые машины, Руссо-Балт, Рено, Паккард, в 1916 году в опытном порядке был переоборудован один английский броневик Остин.
Публикуем список всех известных «автосаней» Кегресса времен Российской Империи:
1. ФЛ 30
2. Мерседес 14-30
3. Руссо-Балт С 24/30
4. Руссо-Балт С 24/40
5. Руссо-Балт М 24/35 санитарный
6. Рено Б-16 санитарный
7. Паккард Сикс (2 или 3 штуки)
8. Остин Мк 2 броневик
Первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль — английский Остин 2-й серии, оборудованный в 1916 году движителем Кегресса.
Один из первый «Русских Остинов — Кегрессов» в цеху Путиловского завода, 1919 год.
Санитарный автомобиль «Руссо-Балт М — Кегресс» с прицепом санями, у здания ИРАО на Дворцовой наб. д. 10, Санкт-Петербург, 1916 год.
Остин-Кегресс на ученьях Красной Армии в конце 20-х годов, эти броневики служили долго.
Источники: Артель-ретро машины Царскосельский автомобильно-спортивный клуб АвтоПарк Вокруг света