Майские в Европе: 12 дней, 6000 километров, 6 стран
Начну, наверно, с благодарности людям, писавшим на кадабру посты о путешествиях на запад - из евро отчетов таких юзеров, как @nooze , @fairgod и других, почерпнул много нового на этапе подготовки и планирования.
Маршрут - 6000 км по Германии, Австрии, Чехии, Польше, Беларуси, России
Под катом Часть 1: Москва - Брест - Краков - Прага - Карловы Вары - Берлин
Подготовка
Два предыдущих года на майские срывался в Карелию. А вот за пределами экс-СССР последний раз был в 2011 году, это была "студенческо-пивная" автобусная экскурсия в Польшу и Чехию из Бреста, так что ровно половину увиденных дорог и 4 города я уже видел, но не находясь за рулем и будучи ограниченным туром, что было совсем грустно. Сейчас все было иначе, а в истории синего Пежо было уже с десяток самостоятельных поездок на дальняк, в основном по Украине, Беларуси и северу России. Планов ехать по пяти странам сперва не было, так что все родилось достаточно спонтанно, после того как в начале апреля был наконец готов новый загранник. Ехали вдвоем, готовиться к евротрипу начали всего недели за три, в чем несомненный плюс автопутешествий за границу.
1. Визы
Тут ситуация менялась несколько раз, расскажу подробнее. Очень хотелось получить мультивизу т.к. были в предыдущем паспорте две однократных шенгенских - для многих стран это основание дать многоразовую. Уже имел визу Польши, но получать ее как страну въезда не мог по двум причинам:
- в ней планировалось не больше одной ночи (позже так получилось, что стало две), а в Шенгене мы хотели быть 11 дней
- требуется 50% предоплата жилья в Польше и 100% если поездка проходит по другим странам Шенгена - не вариант для автопутешествий, когда все может меняться на ходу
Германия - там изначально хотели 4 ночи, а в Чехии 3, но немецкая виза вообще считается самой "сложной" в шенгене, мультик не дадут, для одноразовой тоже нужны предоплаты отелей.
В Австрию изначально не собирался. Остается Чехия, которая как раз недавно ввела упрощения (!) внезапно для нынешней геополитической ситуации. Многие рассказывали о проблемном получении виз Чехии пару лет назад - одноразовые визы отменяли уже полученные, если меняешь бронь отеля (выборочный обзвон делают или букинг стучит - неизвестно), а мультики не давали вообще. Но в этом году наличие двух любых отъезженных виз дает право просить годовую визу + для броней достаточно распечаток букинга. Как в Италии и Испании, которые остаются самыми лояльными в шенгене (сейчас вроде сразу дают мультивизы), но Чехия тем не менее проверяет отмены - по возможности лучше избегать перетасовок. Если ночей в Чехии и Германии по 4 - равное количество - надо получать в Чехии как стране въезда. Но, подумав, я для верности (все-таки прошу годовую визу) сделал 4 брони в Чехии, 3 в Германии, 1 в Австрии и 2 в Польше. Маршрут перетасовывался несколько раз, брони на букинге делал и снимал, в общем финальный вариант был только за день до похода в визовый центр. В Посольстве - запись за две недели, а уже середина апреля, поэтому пришлось пойти в визовый центр. Это так же официально, рассматривает визы посольство, но в центре живая (электронная) очередь, что гораздо удобнее. И стоят услуги центра тысячу руб с человека. В итоге оформление виз Чехии заняло 5 дней, мне дали желанную годовую мультивизу, моей спутнице одноразовую на 11 дней т.к. это первый шенген.
Нужно предоставлять в визовый центр/посольство:
- загранник
- брони-распечатки с букинга на все даты нахождения в шенгене
- мед страховка туристов (купил онлайн и распечатал с сайта Оранты)
- фотки (можно сделать в визовом центре)
- справка с работы (в свободной форме, указания оклада >1000 евро точно хватит) либо выписка со счета/карты (чехам подходит и то, и другое; в сбере вымогали 100 р за справку "для визы", мы не стали платить, попросили обычную выписку с печатью банка и ее без проблем приняли, как я и полагал...на счете должна быть сумма, по нынешнему курску кроны соответствующая 2222 рублям на каждый день поездки на человека)
- маршрутный лист, т.е. в произвольной форме таблица дата/город(а) пребывания/отели/телефон отеля
- копию прав и СТС предоставляет и водитель и все пассажиры (лучше предоставить права собственника машины, даже если рулить будете вдвоем)
2. Нужно иметь, но можно купить хоть по дороге в Европу:
- зеленая карта со страхованием "все страны"
- светоотражающие жилеты: входят в число обязательного оборудования в авто в Европе, у меня были
- комплект сменных ламп: у некоторых стран есть такое требование, у меня были только две лампы ближнего, одну как раз поменял в Чехии
Итоговый маршрут получился следующий:
(30 апреля) 1й день: Москва - Брест
2й день: Брест - Краков
3й день: Краков - Прага
4й день: Прага
5й день: Прага - Карловы Вары
6й день: Карловы Вары - Берлин
7й день: Берлин
8й день: Берлин - Мюнхен
9й день: Берлин - Зальцбург - Вена
10й день: Вена - Границе (маленький город в Чехии, потом расскажу как туда попали)
11й день: Границе - Варшава - Бяла Подляска (приграничный с польской стороны)
(11 мая) 12й день: Бяла Подляска - Москва
3. Навигация
По РФ и РБ использую Навител, но в данном случае он был попросту не нужен т.к. дорога от Москвы прямая:) Из городов заезжали только в Брест, там один раз включал навигатор чтобы найти улицу, и то дом помнил на память т.к. останавливался в нем осенью.
Для навигации в Европе, почитав кадабру и форумы, установил Sygic. Карту России не качал, поэтому перед поездкой проверил только то, что он находит спутники и что работает оффлайн:) Включил после пересечения границы и выключать не захотелось - система отличная и очень удобная. Знает все, что нужно, соображает быстро, предупреждает четко и не навязчиво, в итоге использовался постоянно все 11 евродней. По РФ и РБ, говорят, работает не очень. И то, и другое установлено на андроид-смартфон стоимостью 70 баксов.
4. Интернет
Кому-то это покажется очередной авантюрой, но никаких сим-карт покупать не стали. Vodafone Smart Passort - имхо дорого, если нет потребности работать в дороге. Вся работа связана с интернетом, частично я фрилансер (которым вообще, как известно, слово "отпуск" только снится), поэтому хотя бы эти дни решил провести без лишних нервов в виде писем и уведомлений на телефоне от клиентов. Туристические симки - примерно равны по предложениям и не дешевле обычного Билайна, который снимает фиксированно 200 р за день (за выход в сеть из Европы) и дает 40 МБ трафика до конца этого дня. Вариант с Билайном был оставлен как запасной, баланс немного пополнен, ну так и поехали. Ни разу не стал пользоваться, реально хватило только вайфая гостиниц, заправок и кафе.
5. Деньги
Описанный выше подготовительный этап вышел в 10500 р на двоих:
- Визы 35 евро*2 + визовый центр 1000 р*2 + фотки = 6400 р
- Зеленая карта Ресо (куплена в Москве) = 2000 р
- Медстраховка туристов (куплена онлайн) = 1000 р на двоих на 11 суток
- Жилеты, пополнение баланса телефона, вроде ничего не забыл:)
Очень часто слышу, что наличка за границей не нужна, типа имей 50-100 евро наличкой на мелкие уличные расходы и автоматы (парковка или метро) и тебе этого хватит. Более того, я сам даже в многочисленных поездках по Беларуси и Украине последние годы пользовался почти всегда только картой. Данная поездка показала другую сторону Европы - много где, а в особенности в Германии картами Виза и Мастеркард не обойтись, хоть их у нас и было три штуки. Без преувеличения пару раз пришлось поголодать, не имея рядом ни банкомата, ни евро/крон :)
Брони на букинге я делал в местах, где есть пометки "бесплатная отмена бронирования" и "платите позже" (должно быть именно обе), чтобы никаких предоплат не списалось и была возможность перетасовки маршрута. Увы, чаще всего с такими пометками идут менее приличные места, чем средняя 3* гостиница, поэтому многие из них принимают только кэш. Об этом указано на букинге. Где-то половина наших мест ночевки принимала только наличку, поэтому для их оплаты были взяты с собой 250 евро + та самая сотня на мелочи:)
Остальные траты - с банковских карт. Финансовый прикид по стоимости самой поездки будет в конце поста.
День 1. Москва - Брест
Выехали в 7 утра с литрами 30-ти бензина в баке, на МКАДе уже тошнили дачники, почти час ушел на то чтобы вырваться из города (это рабочий день 30 апреля). Про дорогу рассказать особенно нечего - в Беларусь езжу часто, дорогая прямая, ровная:) По РФ стандартный режим 80-110, перед деревнями надо замедляться вовремя т.к. штрафы оттуда когда-то уже ловил, камер море. По РБ 90% всей трассы М1 (с востока на запад) это знак 120, без штрафа 130, деревень нет. В кустах обычные советские гаишники с радарами. Народ конечно летает с радар-детекторами и без, если бы даже он у меня был - в Европу такое брать нельзя и лучше этого не делать. Поэтому на этих 130-ти довольно неспешно (все равно ночевка есть) за 12 часов доехали до Бреста первые 1100 км.
Еда - с собой и заправочная, если не заезжать в Минск, то нормально обедать особо негде до Бреста. В Бресте нас ждали - хозяйка квартиры, у которой останавливались полгода назад, встречала с литром пива. Ночлег не бесплатный, но в знакомом и удобном месте, в пяти минутах от границы.
День 2. Брест - Краков
Сперва заправились до упора - дальше ценам на бензин таможенного союза можно сказать прощай, в РБ хоть и сильно дороже сейчас, чем в РФ, но 0.7-0.8 евро против польских 1.2 :) Канистры с собой не было, но многие берут до 10 литров. На границу поехали часам к 9-9.30 утра, переход "Варшавский мост" (недалеко от Бресткой крепости). Есть еще "Домачево" в некотором количестве километров - многие говорили, что там быстрее и что на Краков лучше ехать там. Но на "Мост" очереди практически не было. В Польше 1 мая - выходной, много магазинов закрыто, поэтому белорусов не было, почти вообще (они ездят закупаться, логично). В основном москвичи. Белорусская часть таможни подольше, пока ждешь самой очереди на въезд. Польская - быстро, пограничница распределяет машины на свое усмотрение и две очереди в зеленый коридор превращаются в 6 очередей. Отправила "на шостый" коридор - не надо смотреть, что он красный, все коридоры примерно равны по времени прохождения. Кого нужно досмотреть, направят в отдельное место. Спрашивают куда едете, спрашивают про водку, продукты (мясное, сырное и т.д. запрет само собой), сигареты (лимит - две пачки! не курим, но говорят, недавно мать обклеила сына сигаретами чтобы провезти курево), спрашивают на бензине машина или нет. Досмотр символический, даже без собак, как на украинской. И вот Европа. Переводим время на час назад.
Через несколько километров после вьезда в Польшу - первая крупная инфраструктура в виде Макдака, супермаркета Карфур, магазина техники и т.д. В Макдак и пошли завтракать, общаясь в очереди с другими соотечественниками, с которыми стояли в очереди на границе. Для тех кто не был в Польше и Чехии, наверно сразу стоит сказать про язык. И там, и там, если собеседнику лет за 50 на вид, можно общаться на русском (есть вероятность что тебе на русском ответят), если молодежь, как 18-летние в макдаке - на английском. И те, и другие в целом русский поймут, хоть и ответят на своем (ну а на английский - английским). Абсолютно то же самое, что на западной Украине, лично для меня, дискомфорта нет. В целом объездив в славянских странах самые захудалые деревни, далекие от туристических мест, негативного отношения к русскому языку не встречал. В Польше не стоит бояться обращаться на русском, если что.
Дальше по навигатору поехали вдоль границы (большинство наших попилило на Варшаву) на юг Польши. Дело в том, что в Варшаве и Вроцлаве я уже был, было желание посетить именно Краков, и не зря. Сама дорога была и скучная (потому что 50 км/в в населенных, а они один за другим), и нет (потому что деревеньки колоритные). На 2-полосной дороге 90 км/ч, на 4-полосной 100. Так прошли километров 200, почти весь день и тащились. И вот наконец выезд на магистраль (140), но вместе с этим сильный ливень и начало темнеть. Коротко о скоростном режиме в Польше - наклейка на бензовозе:
За 100 км до Кракова остановка еще в одном заправочном кафе, так что у нас сплошной фастфуд (лучше иметь запас времени и не повторять). Держу дверь женщине, она мне по-польски "дженькую". Потом слышу говорит со своими по-русски. Смотрю по номерам - киевские и львовские;)
Долетели до Кракова, в навигаторе адрес гостевого дома на окраине. Дождь, вокруг все закрыто, окна темные - в католической Польше вообще после 20 часов жизни нет. Хозяева были дома, женщина встретила более чем хорошим русским. Была очень приветлива и добра, много и долго рассказывала где найти ближайшие нужные нам магазины. Если вдруг кто не знает, гостевой дом - это когда семья живущая в доме, сдает его часть как гостиницу, но ты в любом случае общаешься с самой семьей, завтракаешь с ними) Деньги на злотые не менял, без проблем взяли евро (50, что дороже средней цены по маршруту, но могу сказать что было комфортно, кроме небольших перебоев с водой). Ее муж показал, куда ставить машину - обычный гараж с кучей хлама:)
День 3-4. Краков - Прага
Переночевали, позавтракали и поехали туда куда указала хозяйка - в два больших торговых центра, стоящих рядом. Поулыбались при виде запретного разнообразия в гипермаркете, поспрашивали в аптеке витамины и поехали в центр города. Туристов там не так мало, но русских вообще не слышал и не видел. Зато в магазине и аптеке в центре - снова свободно говорили на русском с продавщицами средних лет. Легко нашел место (это суббота), уточнил у паркующегося рядом, что парковка сегодня free (на английском), далее прогулялись до центральной площади.
Далее поехали в Чехию. На этот раз скоростная магистраль началась практически сразу после выезда из Кракова. У нее было два платных участках - на обоих надо заплатить по 10 злотых (150 р), можно картой. Зато очень скоро были в Чешской Республике.
После соответствующего знака довольно скоро следует заправка - там надо остановиться и купить виньетку для оплаты всех чешских дорог. Снова встречи с соотечественниками - много русских номеров остановилось за тем же. Я купил еще и виньетку на Австрию, т.к. минимальная виньетка на 10 дней, на 1-2 дня не бывает, хоть и Австрия не так скоро в маршруте. Итого две виньетки на 10 дней - по 10 евро примерно. Они клеятся в разные части лобового стекла - надо смотреть на обороте наклейки. Здесь я просто рядом положил, чтобы сфоткать
Вечером были в Праге. Я слышал, что чемпионат мира по хоккею, будь он неладен, в эти дни, но не знал, что это доставит столько неприятностей. Вот первое общение с полицейским (он не то чтобы остановил, просто подошел когда я подъехал к перекрытой улице - навигатор-то вел туда). Полицай очень уверенно болтал на чешском и ему вообще не было интересно понимают ли его:) Худо-бедно удалось понять, куда можно проехать. Там я увидел знак, о котором был много наслышан - что парковка в этом районе только для резидентов (синяя зона), не остановиться. Увидели других полицейских, встали с аварийкой и стали спрашивать куда и чего. Они не знают ни отель, ни улицу (навигатор знает), но на закрытую улицу пустили. Оказывается, прямо рядом О2 Арена (где позже Россия будет сливать финал), и счастье, что в те дни Россия играла не в Праге, а в Остраве. Но мы приехали в минуты матча Чехия-Латвия. Пока добрались до гостиницы, уже насмотрелись местного ура-патриотизма:) Гостиница тоже разочаровала - по сути хостел, на рецепшене дед не понимает вообще никаких языков, но выбора нет - из за хоккея ажиотаж с жильем. К тому же парковка во дворе была оплачена. Остались там на двое суток. Рядом станция метро, но билет можно купить только за монетки кроны, в общем, в тот день решили никуда больше не ехать и легли спать. Утром позавтракали едой из супермаркета (бутерброды), купили в табачном ларьке билеты на метро и поехали в центр. Поменяли немного денег на кроны, чтобы была наличка. Далее был день брождения по Праге, а заодно первый день, когда можно было нормально питаться, ведь Прага - это город, где зайдя в любой ресторанчик в центре, можно до отвала поесть не сильно смотря на цены, и пивом запить:) Обед был в каком-то маленьком заведении около Пражского Града, а ужин в ресторане традиционной кухни Mustek. Цветущая майская Прага:
День 5. Прага - Карловы Вары
Утром выпилились из Праги и поехали по живописной дороге в Карловы Вары (что всего 120 км) с заездом с два замечательных места. Первая достопримечательность по дороге - та самая деревня Крушовице с тем самым заводом. Пиво спеет
Много разных сортов Крушовице. Какой-то русский, спросивший меня "где тут самое обычное". Цены тут из параллельной реальности, вот это все (с бокалом) стоит 200 р
Потом поехали в Krivoklat. Если обратититься к википедии: "Кршивоклат — один из старейших и известнейших средневековых замков князей и королей Чехии. Замок расположен на территории одноимённого поселения Кршивоклат в округе Раковник Среднечешского края." Дорога сказочная, очень красивая, среди плантаций хмеля. Туристов снова не было вообще (после Праги это счастье), только копошащиеся с какими-то бочками работники замка. Сам замок:
Настоящая, тру Чехия вот такая:
Приехали в Карловы Вары. Город известен богатыми отелями для богатых русских, в прошлый свой приезд я видел там соотечественников на феррари и навеселе. Ну а наше жилье - домик на въезде в город. Ночлег стоил 20 евро, с парнем списались по смс, после чего он прибежал из соседнего здания и отдал ключи от всего здания. Вид из окна:
По всем улицам города можно пройти пешком за пару часов, если не меньше. 99% населения Вар говорит на русском (чехи если там и остались, учат его, чтобы работать в сфере обслуживания). Вары - место, где можно увидеть одновременно: пальмы, россиян, чешскую еду, немецкие домики. Ехать при этом - очень стоит, многим нравится больше Праги.
Ведь здесь нет суеты, только неспешные прогулки по набережной, кареты, горный воздух, горячие и холодные источники, предельная вежливость всех и низкие цены. В супермаркете при нынешнем курсе клубника обойдется в 50 рублей, чай в пакетиках в 20, чипсы в 10 (знаю, странный выбор продуктов, но это почему-то запомнил)). Ужин в ресторане можно устроить дешевле тысячи рублей на двоих, если жировать то полторы. Обязательно пробовать жареный сыр и другие чешские блюда, хотя это индивидуально - многих раздражает жирность и калорийность чешской кухни, моя Виктория вообще не стремилась в поездке ко всему гастрономическому т.к. далека от восторгов славянской кухней, поэтому и ели мало) Но от жареного сыра в восхищении вообще все.
Расстроило, что не работает (выставлен на продажу) открытый термальный бассейн в одноименном отеле Thermal - очень понравилось там купаться в прошлый приезд, осенью это сказочные впечатления. В Варах впервые заплатил за парковку - 80 крон (160 р) за вьезд под шлагбаум на два часа, пока сидели ужинали. На второй день заехал на одну из высоких точек города (сам центр в низине) в каком-то дворе, бесплатно припарковался, пока опять же ходили в ресторан и в пару магазинов.
День 6-7. Карловы Вары - Берлин
В середине дня выехали в Германию, предварительно заправившись в Карловых Варах до упора - в Бундесрепублик бензин будет еще, прямо-таки неприлично дороже. Думаю, маршрут был гораздо интереснее, чем если бы летели в Берлин по автобану из Праги. Дорога по холмам, с крутыми поворотами, практически как в Карелии, даже качество дороги не особо лучше. Несколько маленьких чешских населенных пунктов, и вот так незаметно в какой-то глуши начинается другая, из посещенных в этот раз первая новая для меня страна.
Места совершенно в плане туризма девственные, думаю что население всех этих деревень шпрехает только на немецком, но выходить не пришлось - снова дождь. Машина кстати идеально чистая после всех этих ливней даже по трассам - привет московским кислотным облакам. И вот навигатор показывает выезд на автостраду и конец всех скоростных ограничений в принципе - началась дорога на Берлин. Она правда была не такая впечатляющая, как до Мюнхена и потом из Мюнхена в Австрию, а самая обычная, даже с неровностями, и народа со скоростями 200+ пока не было. Много фур, были и из России. Приехали на место рано, в смысле было еще светло. Наконец-то нормальный отель в плане удобств, но и в этот раз он у нас был на окраине - ну а с другой стороны зачем бронировать ближе к центру, имея в нагрузку машину и останавливаясь максимум на две ночи.
Первое впечатление от Берлина: очень зеленая и просторная столица, в которой легко дышится и есть районы частного сектора, где тихо-мирно дачники копошатся в своих огородах, и при этом данные районы - какая-нибудь штрассе столицы такого государства. Именно в таком мы и остановились. Ближе к ночи выехали в город, просто покататься по центру на машине и перекусить. Опять же - ночью очень свободно, места для парковки на первый взгляд есть и платные и бесплатные. Много великов, даже в час ночи порой водители ждут, когда велики их пропустят)) В смысле ты можешь поворачивать направо, а кто-то по велодорожке лететь параллельно тебе прямо - надо смотреть. Много шаурмы и панков:) Графити почти на каждом доме. Вообще город очень неформальный и молодежный, одна из музыкальных и клубных столиц Европы.
Наутро почапали пешком до эс-бана около двух километров. Во всех немецких городах U-bahn - это метро под землей, S-bahn - электричка по верху, билеты единые, ветки связаны. Не так далеко, многие в Дефолт-сити не ближе живут. Тут ждала самая серьезная подстава в плане денег и налички - во-первых, в супермаркете не приняли ни Визу, ни Мастеркард. Только Маэстро (не понимаю, что немцы в ней нашли, почему везде берут только ее...у австрийцев таких заморочек нет), поэтому пришлось уйти ни с чем, оставив и продукты, и воду, и наушники Grundig по акции:) Во-вторых, автомат в метро также маэстро и наличные. Наскребли кэшем, купили безлимитные однодневные билеты (вроде по двум зонам, не помню, но охватывает и весь центр и наш район) по 7 евро за штуку. Турникетов в Германии нет, оплата проезда держится на честном слове. Приехали на площадь Александрплац, выпили кофе в старбаксе. Ну и в целом искали только места, где берут оплату нашими картами. Деловая столица, будний день:
Дальше стандартная туристическая программа - Рейхстаг, Берлинская стена, Бранденбургские ворота, немного шопинга и магазинов. Что-то пешком, что-то на банах (билеты окупились точно). У Рейхстага стоял вот такой нежданчик:
По речи похоже что проплаченные немецкие пенсионеры, а не соотечественники (я уж подумал, это ночные волки добрались, которые ехали "на берлин" в те же даты). Внимания к ним ноль, только от туристов. Неподалеку одна полицейская машина спокойно наблюдает, но думаю она там стоит и когда нет таких двухцветных акций. В общем, свобода лозунгов во всей своей красе.
Рейхстаг:
Берлинская стена:
Берлин нам очень понравился, особенно в сравнении с Прагой. Там конечно нет такой бросающейся в глаза архитектуры как в Праге, Мюнхене, Вене, на части города немного сказывается серость социалистических лет, но он просто удобный и приятный для жизни и работы. Именно самый современный из посещенных мной в Европе. На следующее утро выезжаем в консервативный и пивной Мюнхен.
(...продолжение следует...)
Маршрут - 6000 км по Германии, Австрии, Чехии, Польше, Беларуси, России
Под катом Часть 1: Москва - Брест - Краков - Прага - Карловы Вары - Берлин
Подготовка
Два предыдущих года на майские срывался в Карелию. А вот за пределами экс-СССР последний раз был в 2011 году, это была "студенческо-пивная" автобусная экскурсия в Польшу и Чехию из Бреста, так что ровно половину увиденных дорог и 4 города я уже видел, но не находясь за рулем и будучи ограниченным туром, что было совсем грустно. Сейчас все было иначе, а в истории синего Пежо было уже с десяток самостоятельных поездок на дальняк, в основном по Украине, Беларуси и северу России. Планов ехать по пяти странам сперва не было, так что все родилось достаточно спонтанно, после того как в начале апреля был наконец готов новый загранник. Ехали вдвоем, готовиться к евротрипу начали всего недели за три, в чем несомненный плюс автопутешествий за границу.
1. Визы
Тут ситуация менялась несколько раз, расскажу подробнее. Очень хотелось получить мультивизу т.к. были в предыдущем паспорте две однократных шенгенских - для многих стран это основание дать многоразовую. Уже имел визу Польши, но получать ее как страну въезда не мог по двум причинам:
- в ней планировалось не больше одной ночи (позже так получилось, что стало две), а в Шенгене мы хотели быть 11 дней
- требуется 50% предоплата жилья в Польше и 100% если поездка проходит по другим странам Шенгена - не вариант для автопутешествий, когда все может меняться на ходу
Германия - там изначально хотели 4 ночи, а в Чехии 3, но немецкая виза вообще считается самой "сложной" в шенгене, мультик не дадут, для одноразовой тоже нужны предоплаты отелей.
В Австрию изначально не собирался. Остается Чехия, которая как раз недавно ввела упрощения (!) внезапно для нынешней геополитической ситуации. Многие рассказывали о проблемном получении виз Чехии пару лет назад - одноразовые визы отменяли уже полученные, если меняешь бронь отеля (выборочный обзвон делают или букинг стучит - неизвестно), а мультики не давали вообще. Но в этом году наличие двух любых отъезженных виз дает право просить годовую визу + для броней достаточно распечаток букинга. Как в Италии и Испании, которые остаются самыми лояльными в шенгене (сейчас вроде сразу дают мультивизы), но Чехия тем не менее проверяет отмены - по возможности лучше избегать перетасовок. Если ночей в Чехии и Германии по 4 - равное количество - надо получать в Чехии как стране въезда. Но, подумав, я для верности (все-таки прошу годовую визу) сделал 4 брони в Чехии, 3 в Германии, 1 в Австрии и 2 в Польше. Маршрут перетасовывался несколько раз, брони на букинге делал и снимал, в общем финальный вариант был только за день до похода в визовый центр. В Посольстве - запись за две недели, а уже середина апреля, поэтому пришлось пойти в визовый центр. Это так же официально, рассматривает визы посольство, но в центре живая (электронная) очередь, что гораздо удобнее. И стоят услуги центра тысячу руб с человека. В итоге оформление виз Чехии заняло 5 дней, мне дали желанную годовую мультивизу, моей спутнице одноразовую на 11 дней т.к. это первый шенген.
Нужно предоставлять в визовый центр/посольство:
- загранник
- брони-распечатки с букинга на все даты нахождения в шенгене
- мед страховка туристов (купил онлайн и распечатал с сайта Оранты)
- фотки (можно сделать в визовом центре)
- справка с работы (в свободной форме, указания оклада >1000 евро точно хватит) либо выписка со счета/карты (чехам подходит и то, и другое; в сбере вымогали 100 р за справку "для визы", мы не стали платить, попросили обычную выписку с печатью банка и ее без проблем приняли, как я и полагал...на счете должна быть сумма, по нынешнему курску кроны соответствующая 2222 рублям на каждый день поездки на человека)
- маршрутный лист, т.е. в произвольной форме таблица дата/город(а) пребывания/отели/телефон отеля
- копию прав и СТС предоставляет и водитель и все пассажиры (лучше предоставить права собственника машины, даже если рулить будете вдвоем)
2. Нужно иметь, но можно купить хоть по дороге в Европу:
- зеленая карта со страхованием "все страны"
- светоотражающие жилеты: входят в число обязательного оборудования в авто в Европе, у меня были
- комплект сменных ламп: у некоторых стран есть такое требование, у меня были только две лампы ближнего, одну как раз поменял в Чехии
Итоговый маршрут получился следующий:
(30 апреля) 1й день: Москва - Брест
2й день: Брест - Краков
3й день: Краков - Прага
4й день: Прага
5й день: Прага - Карловы Вары
6й день: Карловы Вары - Берлин
7й день: Берлин
8й день: Берлин - Мюнхен
9й день: Берлин - Зальцбург - Вена
10й день: Вена - Границе (маленький город в Чехии, потом расскажу как туда попали)
11й день: Границе - Варшава - Бяла Подляска (приграничный с польской стороны)
(11 мая) 12й день: Бяла Подляска - Москва
3. Навигация
По РФ и РБ использую Навител, но в данном случае он был попросту не нужен т.к. дорога от Москвы прямая:) Из городов заезжали только в Брест, там один раз включал навигатор чтобы найти улицу, и то дом помнил на память т.к. останавливался в нем осенью.
Для навигации в Европе, почитав кадабру и форумы, установил Sygic. Карту России не качал, поэтому перед поездкой проверил только то, что он находит спутники и что работает оффлайн:) Включил после пересечения границы и выключать не захотелось - система отличная и очень удобная. Знает все, что нужно, соображает быстро, предупреждает четко и не навязчиво, в итоге использовался постоянно все 11 евродней. По РФ и РБ, говорят, работает не очень. И то, и другое установлено на андроид-смартфон стоимостью 70 баксов.
4. Интернет
Кому-то это покажется очередной авантюрой, но никаких сим-карт покупать не стали. Vodafone Smart Passort - имхо дорого, если нет потребности работать в дороге. Вся работа связана с интернетом, частично я фрилансер (которым вообще, как известно, слово "отпуск" только снится), поэтому хотя бы эти дни решил провести без лишних нервов в виде писем и уведомлений на телефоне от клиентов. Туристические симки - примерно равны по предложениям и не дешевле обычного Билайна, который снимает фиксированно 200 р за день (за выход в сеть из Европы) и дает 40 МБ трафика до конца этого дня. Вариант с Билайном был оставлен как запасной, баланс немного пополнен, ну так и поехали. Ни разу не стал пользоваться, реально хватило только вайфая гостиниц, заправок и кафе.
5. Деньги
Описанный выше подготовительный этап вышел в 10500 р на двоих:
- Визы 35 евро*2 + визовый центр 1000 р*2 + фотки = 6400 р
- Зеленая карта Ресо (куплена в Москве) = 2000 р
- Медстраховка туристов (куплена онлайн) = 1000 р на двоих на 11 суток
- Жилеты, пополнение баланса телефона, вроде ничего не забыл:)
Очень часто слышу, что наличка за границей не нужна, типа имей 50-100 евро наличкой на мелкие уличные расходы и автоматы (парковка или метро) и тебе этого хватит. Более того, я сам даже в многочисленных поездках по Беларуси и Украине последние годы пользовался почти всегда только картой. Данная поездка показала другую сторону Европы - много где, а в особенности в Германии картами Виза и Мастеркард не обойтись, хоть их у нас и было три штуки. Без преувеличения пару раз пришлось поголодать, не имея рядом ни банкомата, ни евро/крон :)
Брони на букинге я делал в местах, где есть пометки "бесплатная отмена бронирования" и "платите позже" (должно быть именно обе), чтобы никаких предоплат не списалось и была возможность перетасовки маршрута. Увы, чаще всего с такими пометками идут менее приличные места, чем средняя 3* гостиница, поэтому многие из них принимают только кэш. Об этом указано на букинге. Где-то половина наших мест ночевки принимала только наличку, поэтому для их оплаты были взяты с собой 250 евро + та самая сотня на мелочи:)
Остальные траты - с банковских карт. Финансовый прикид по стоимости самой поездки будет в конце поста.
День 1. Москва - Брест
Выехали в 7 утра с литрами 30-ти бензина в баке, на МКАДе уже тошнили дачники, почти час ушел на то чтобы вырваться из города (это рабочий день 30 апреля). Про дорогу рассказать особенно нечего - в Беларусь езжу часто, дорогая прямая, ровная:) По РФ стандартный режим 80-110, перед деревнями надо замедляться вовремя т.к. штрафы оттуда когда-то уже ловил, камер море. По РБ 90% всей трассы М1 (с востока на запад) это знак 120, без штрафа 130, деревень нет. В кустах обычные советские гаишники с радарами. Народ конечно летает с радар-детекторами и без, если бы даже он у меня был - в Европу такое брать нельзя и лучше этого не делать. Поэтому на этих 130-ти довольно неспешно (все равно ночевка есть) за 12 часов доехали до Бреста первые 1100 км.
Еда - с собой и заправочная, если не заезжать в Минск, то нормально обедать особо негде до Бреста. В Бресте нас ждали - хозяйка квартиры, у которой останавливались полгода назад, встречала с литром пива. Ночлег не бесплатный, но в знакомом и удобном месте, в пяти минутах от границы.
День 2. Брест - Краков
Сперва заправились до упора - дальше ценам на бензин таможенного союза можно сказать прощай, в РБ хоть и сильно дороже сейчас, чем в РФ, но 0.7-0.8 евро против польских 1.2 :) Канистры с собой не было, но многие берут до 10 литров. На границу поехали часам к 9-9.30 утра, переход "Варшавский мост" (недалеко от Бресткой крепости). Есть еще "Домачево" в некотором количестве километров - многие говорили, что там быстрее и что на Краков лучше ехать там. Но на "Мост" очереди практически не было. В Польше 1 мая - выходной, много магазинов закрыто, поэтому белорусов не было, почти вообще (они ездят закупаться, логично). В основном москвичи. Белорусская часть таможни подольше, пока ждешь самой очереди на въезд. Польская - быстро, пограничница распределяет машины на свое усмотрение и две очереди в зеленый коридор превращаются в 6 очередей. Отправила "на шостый" коридор - не надо смотреть, что он красный, все коридоры примерно равны по времени прохождения. Кого нужно досмотреть, направят в отдельное место. Спрашивают куда едете, спрашивают про водку, продукты (мясное, сырное и т.д. запрет само собой), сигареты (лимит - две пачки! не курим, но говорят, недавно мать обклеила сына сигаретами чтобы провезти курево), спрашивают на бензине машина или нет. Досмотр символический, даже без собак, как на украинской. И вот Европа. Переводим время на час назад.
Через несколько километров после вьезда в Польшу - первая крупная инфраструктура в виде Макдака, супермаркета Карфур, магазина техники и т.д. В Макдак и пошли завтракать, общаясь в очереди с другими соотечественниками, с которыми стояли в очереди на границе. Для тех кто не был в Польше и Чехии, наверно сразу стоит сказать про язык. И там, и там, если собеседнику лет за 50 на вид, можно общаться на русском (есть вероятность что тебе на русском ответят), если молодежь, как 18-летние в макдаке - на английском. И те, и другие в целом русский поймут, хоть и ответят на своем (ну а на английский - английским). Абсолютно то же самое, что на западной Украине, лично для меня, дискомфорта нет. В целом объездив в славянских странах самые захудалые деревни, далекие от туристических мест, негативного отношения к русскому языку не встречал. В Польше не стоит бояться обращаться на русском, если что.
Дальше по навигатору поехали вдоль границы (большинство наших попилило на Варшаву) на юг Польши. Дело в том, что в Варшаве и Вроцлаве я уже был, было желание посетить именно Краков, и не зря. Сама дорога была и скучная (потому что 50 км/в в населенных, а они один за другим), и нет (потому что деревеньки колоритные). На 2-полосной дороге 90 км/ч, на 4-полосной 100. Так прошли километров 200, почти весь день и тащились. И вот наконец выезд на магистраль (140), но вместе с этим сильный ливень и начало темнеть. Коротко о скоростном режиме в Польше - наклейка на бензовозе:
За 100 км до Кракова остановка еще в одном заправочном кафе, так что у нас сплошной фастфуд (лучше иметь запас времени и не повторять). Держу дверь женщине, она мне по-польски "дженькую". Потом слышу говорит со своими по-русски. Смотрю по номерам - киевские и львовские;)
Долетели до Кракова, в навигаторе адрес гостевого дома на окраине. Дождь, вокруг все закрыто, окна темные - в католической Польше вообще после 20 часов жизни нет. Хозяева были дома, женщина встретила более чем хорошим русским. Была очень приветлива и добра, много и долго рассказывала где найти ближайшие нужные нам магазины. Если вдруг кто не знает, гостевой дом - это когда семья живущая в доме, сдает его часть как гостиницу, но ты в любом случае общаешься с самой семьей, завтракаешь с ними) Деньги на злотые не менял, без проблем взяли евро (50, что дороже средней цены по маршруту, но могу сказать что было комфортно, кроме небольших перебоев с водой). Ее муж показал, куда ставить машину - обычный гараж с кучей хлама:)
День 3-4. Краков - Прага
Переночевали, позавтракали и поехали туда куда указала хозяйка - в два больших торговых центра, стоящих рядом. Поулыбались при виде запретного разнообразия в гипермаркете, поспрашивали в аптеке витамины и поехали в центр города. Туристов там не так мало, но русских вообще не слышал и не видел. Зато в магазине и аптеке в центре - снова свободно говорили на русском с продавщицами средних лет. Легко нашел место (это суббота), уточнил у паркующегося рядом, что парковка сегодня free (на английском), далее прогулялись до центральной площади.
Далее поехали в Чехию. На этот раз скоростная магистраль началась практически сразу после выезда из Кракова. У нее было два платных участках - на обоих надо заплатить по 10 злотых (150 р), можно картой. Зато очень скоро были в Чешской Республике.
После соответствующего знака довольно скоро следует заправка - там надо остановиться и купить виньетку для оплаты всех чешских дорог. Снова встречи с соотечественниками - много русских номеров остановилось за тем же. Я купил еще и виньетку на Австрию, т.к. минимальная виньетка на 10 дней, на 1-2 дня не бывает, хоть и Австрия не так скоро в маршруте. Итого две виньетки на 10 дней - по 10 евро примерно. Они клеятся в разные части лобового стекла - надо смотреть на обороте наклейки. Здесь я просто рядом положил, чтобы сфоткать
Вечером были в Праге. Я слышал, что чемпионат мира по хоккею, будь он неладен, в эти дни, но не знал, что это доставит столько неприятностей. Вот первое общение с полицейским (он не то чтобы остановил, просто подошел когда я подъехал к перекрытой улице - навигатор-то вел туда). Полицай очень уверенно болтал на чешском и ему вообще не было интересно понимают ли его:) Худо-бедно удалось понять, куда можно проехать. Там я увидел знак, о котором был много наслышан - что парковка в этом районе только для резидентов (синяя зона), не остановиться. Увидели других полицейских, встали с аварийкой и стали спрашивать куда и чего. Они не знают ни отель, ни улицу (навигатор знает), но на закрытую улицу пустили. Оказывается, прямо рядом О2 Арена (где позже Россия будет сливать финал), и счастье, что в те дни Россия играла не в Праге, а в Остраве. Но мы приехали в минуты матча Чехия-Латвия. Пока добрались до гостиницы, уже насмотрелись местного ура-патриотизма:) Гостиница тоже разочаровала - по сути хостел, на рецепшене дед не понимает вообще никаких языков, но выбора нет - из за хоккея ажиотаж с жильем. К тому же парковка во дворе была оплачена. Остались там на двое суток. Рядом станция метро, но билет можно купить только за монетки кроны, в общем, в тот день решили никуда больше не ехать и легли спать. Утром позавтракали едой из супермаркета (бутерброды), купили в табачном ларьке билеты на метро и поехали в центр. Поменяли немного денег на кроны, чтобы была наличка. Далее был день брождения по Праге, а заодно первый день, когда можно было нормально питаться, ведь Прага - это город, где зайдя в любой ресторанчик в центре, можно до отвала поесть не сильно смотря на цены, и пивом запить:) Обед был в каком-то маленьком заведении около Пражского Града, а ужин в ресторане традиционной кухни Mustek. Цветущая майская Прага:
День 5. Прага - Карловы Вары
Утром выпилились из Праги и поехали по живописной дороге в Карловы Вары (что всего 120 км) с заездом с два замечательных места. Первая достопримечательность по дороге - та самая деревня Крушовице с тем самым заводом. Пиво спеет
Много разных сортов Крушовице. Какой-то русский, спросивший меня "где тут самое обычное". Цены тут из параллельной реальности, вот это все (с бокалом) стоит 200 р
Потом поехали в Krivoklat. Если обратититься к википедии: "Кршивоклат — один из старейших и известнейших средневековых замков князей и королей Чехии. Замок расположен на территории одноимённого поселения Кршивоклат в округе Раковник Среднечешского края." Дорога сказочная, очень красивая, среди плантаций хмеля. Туристов снова не было вообще (после Праги это счастье), только копошащиеся с какими-то бочками работники замка. Сам замок:
Настоящая, тру Чехия вот такая:
Приехали в Карловы Вары. Город известен богатыми отелями для богатых русских, в прошлый свой приезд я видел там соотечественников на феррари и навеселе. Ну а наше жилье - домик на въезде в город. Ночлег стоил 20 евро, с парнем списались по смс, после чего он прибежал из соседнего здания и отдал ключи от всего здания. Вид из окна:
По всем улицам города можно пройти пешком за пару часов, если не меньше. 99% населения Вар говорит на русском (чехи если там и остались, учат его, чтобы работать в сфере обслуживания). Вары - место, где можно увидеть одновременно: пальмы, россиян, чешскую еду, немецкие домики. Ехать при этом - очень стоит, многим нравится больше Праги.
Ведь здесь нет суеты, только неспешные прогулки по набережной, кареты, горный воздух, горячие и холодные источники, предельная вежливость всех и низкие цены. В супермаркете при нынешнем курсе клубника обойдется в 50 рублей, чай в пакетиках в 20, чипсы в 10 (знаю, странный выбор продуктов, но это почему-то запомнил)). Ужин в ресторане можно устроить дешевле тысячи рублей на двоих, если жировать то полторы. Обязательно пробовать жареный сыр и другие чешские блюда, хотя это индивидуально - многих раздражает жирность и калорийность чешской кухни, моя Виктория вообще не стремилась в поездке ко всему гастрономическому т.к. далека от восторгов славянской кухней, поэтому и ели мало) Но от жареного сыра в восхищении вообще все.
Расстроило, что не работает (выставлен на продажу) открытый термальный бассейн в одноименном отеле Thermal - очень понравилось там купаться в прошлый приезд, осенью это сказочные впечатления. В Варах впервые заплатил за парковку - 80 крон (160 р) за вьезд под шлагбаум на два часа, пока сидели ужинали. На второй день заехал на одну из высоких точек города (сам центр в низине) в каком-то дворе, бесплатно припарковался, пока опять же ходили в ресторан и в пару магазинов.
День 6-7. Карловы Вары - Берлин
В середине дня выехали в Германию, предварительно заправившись в Карловых Варах до упора - в Бундесрепублик бензин будет еще, прямо-таки неприлично дороже. Думаю, маршрут был гораздо интереснее, чем если бы летели в Берлин по автобану из Праги. Дорога по холмам, с крутыми поворотами, практически как в Карелии, даже качество дороги не особо лучше. Несколько маленьких чешских населенных пунктов, и вот так незаметно в какой-то глуши начинается другая, из посещенных в этот раз первая новая для меня страна.
Места совершенно в плане туризма девственные, думаю что население всех этих деревень шпрехает только на немецком, но выходить не пришлось - снова дождь. Машина кстати идеально чистая после всех этих ливней даже по трассам - привет московским кислотным облакам. И вот навигатор показывает выезд на автостраду и конец всех скоростных ограничений в принципе - началась дорога на Берлин. Она правда была не такая впечатляющая, как до Мюнхена и потом из Мюнхена в Австрию, а самая обычная, даже с неровностями, и народа со скоростями 200+ пока не было. Много фур, были и из России. Приехали на место рано, в смысле было еще светло. Наконец-то нормальный отель в плане удобств, но и в этот раз он у нас был на окраине - ну а с другой стороны зачем бронировать ближе к центру, имея в нагрузку машину и останавливаясь максимум на две ночи.
Первое впечатление от Берлина: очень зеленая и просторная столица, в которой легко дышится и есть районы частного сектора, где тихо-мирно дачники копошатся в своих огородах, и при этом данные районы - какая-нибудь штрассе столицы такого государства. Именно в таком мы и остановились. Ближе к ночи выехали в город, просто покататься по центру на машине и перекусить. Опять же - ночью очень свободно, места для парковки на первый взгляд есть и платные и бесплатные. Много великов, даже в час ночи порой водители ждут, когда велики их пропустят)) В смысле ты можешь поворачивать направо, а кто-то по велодорожке лететь параллельно тебе прямо - надо смотреть. Много шаурмы и панков:) Графити почти на каждом доме. Вообще город очень неформальный и молодежный, одна из музыкальных и клубных столиц Европы.
Наутро почапали пешком до эс-бана около двух километров. Во всех немецких городах U-bahn - это метро под землей, S-bahn - электричка по верху, билеты единые, ветки связаны. Не так далеко, многие в Дефолт-сити не ближе живут. Тут ждала самая серьезная подстава в плане денег и налички - во-первых, в супермаркете не приняли ни Визу, ни Мастеркард. Только Маэстро (не понимаю, что немцы в ней нашли, почему везде берут только ее...у австрийцев таких заморочек нет), поэтому пришлось уйти ни с чем, оставив и продукты, и воду, и наушники Grundig по акции:) Во-вторых, автомат в метро также маэстро и наличные. Наскребли кэшем, купили безлимитные однодневные билеты (вроде по двум зонам, не помню, но охватывает и весь центр и наш район) по 7 евро за штуку. Турникетов в Германии нет, оплата проезда держится на честном слове. Приехали на площадь Александрплац, выпили кофе в старбаксе. Ну и в целом искали только места, где берут оплату нашими картами. Деловая столица, будний день:
Дальше стандартная туристическая программа - Рейхстаг, Берлинская стена, Бранденбургские ворота, немного шопинга и магазинов. Что-то пешком, что-то на банах (билеты окупились точно). У Рейхстага стоял вот такой нежданчик:
По речи похоже что проплаченные немецкие пенсионеры, а не соотечественники (я уж подумал, это ночные волки добрались, которые ехали "на берлин" в те же даты). Внимания к ним ноль, только от туристов. Неподалеку одна полицейская машина спокойно наблюдает, но думаю она там стоит и когда нет таких двухцветных акций. В общем, свобода лозунгов во всей своей красе.
Рейхстаг:
Берлинская стена:
Берлин нам очень понравился, особенно в сравнении с Прагой. Там конечно нет такой бросающейся в глаза архитектуры как в Праге, Мюнхене, Вене, на части города немного сказывается серость социалистических лет, но он просто удобный и приятный для жизни и работы. Именно самый современный из посещенных мной в Европе. На следующее утро выезжаем в консервативный и пивной Мюнхен.
(...продолжение следует...)
Личный опыт:
Путешествие, Фото и видео
Так вот, в первый раз получали визу в Италию по всем правилам. Дали на срок поезди, второй раз получали по всем правилам но в Чехию, тоже жали ровно на срок поездки.
В этот раз что бы не заморачиваться с бронью отелей, составление маршрутного листа сделали проще:
- забронировали с отменой брони отель в Италии
- забранировали самолет без оплаты
- в итальянском консульстве получили мульти-визу на год.
Отменили брони и поехали на машине:) В италию не заезжали)
Надеюсь на забанят, т.к. таким образом знакомые таким же образом получали визу и даже не заезжали в италию. В этом опять в итальянском консульстве получили без каких либо проблем.
Кстати вопрос, как оплатить финский шраф?)
С италиии сразу не дают. Нужна одна их виза либо 2 любых других стран. Это является основание для того что бы дали мультивизу.
Так же, вроде как если, была мульти на год, и в следующем году получаешь еще одну визу в италию, то могу дать мульти на 2 года.
1 евро = 100 Мб (по всей Европе)
Покупается через знакомых или есть доставщики в Мск
Кста, этим летом, я может только в Латвию съезжу на 3 дня, так что обращайтесь могу дать погонять.
Билайн дает 40 Мб = 200 р на день. Да. А потом за помегабайтно 1Мб = 4 р (что те же 40Мб = 200р )
И еще молодцы заранее предупреждают, когда ты подходишь к лимиту
Отдельно спасибо за кусок про Краков ^^