Написать пост

gugglegum

Как реанимировать аккумулятор дешевыми проводами

Случилась со мной вчера неприятная история -- я случайно посадил практически в ноль аккумулятор на своем автомобиле. Впервые за 4 года забыл выключить фары. А все потому что парковался в жопе и выходил смотреть нормально ли встал, а потом доставал ключ со стороны пассажирской двери. По идее должна была сработать защита от разрядки, которая автоматически выключает фары при выключении двигателя и при вытащенном ключе, но почему-то в этот раз она не сработала. Сразу предупреждаю, что ничего нового в этом посте я не расскажу, скорее просто поделюсь опытом применения теории на практике.

Итак, утром припарковал машину около офиса, вечером часов через 10 перед выходом с работы решил дистанционно завести, чтобы прогреть (погодка у нас уже совсем не летняя), а она не реагирует. Подумал может сигнал не достает? Батарейка села? Подошел ближе к окну -- ноль реакции. Собрался, закрыл офис, вышел, подхожу к машине вплотную, нажимаю "открыть двери", "статус" -- тишина. На всякий случай вытащил и вставил батарейку в сигналке -- не помогло. Открываю дверь ключом, думал щас сигналка заорет... Не заорала. Центральный замок тоже не сработал -- открылась лишь одна водительская дверь. Вставляю ключ в зажигание, поворачиваю -- иконки на панели практически неразличимы, а вместо привычного "динь-динь" было что-то тихое и растянутое во времени. Тут я увидел, что выключатель фар и габаритов был в положении "ближний свет". При попытке завестись не было даже щелчка, только иконки полностью гасли. Фары выключил, начал листать телефонную книгу в поисках людей, которые могли бы помочь.

Человек такой нашелся, даже не один, но только один был в момент звонка за рулем, свободен и недалеко от меня. Но проблема была в том, у меня не было в машине проводов (я их выложил на летний период, посчитав, что летом они мне не понадобятся), а человек, который согласился мне помочь, сразу предупредил, что провода дешевые, и что-то как-то зимой пробовали от них заводиться и не завелись. Но попробовать все равно стоит.


Пока ждал с выключенными фарами, аккумулятор немного пришел в чувства, иконки и часы стали более яркими, салонное освещение стало близким к нормальному. Но при попытке завестись появился какой-то пронзительный писк, заморгала иконка двигателя, а от стартера по-прежнему не было никакой реакции.

Итак, мой друг подъехал, встал капотом к капоту, я как поборник ПДД, выставил треугольник перед ним, подцепили провода. Мой друг сначала подцепил плюс к плюс, минус к минусу. Я вставил ключ, появился уже привычный "динь-динь", иконки и часы уже загорелись нормально, но при попытке завестись все так же: иконки гаснут, стартер не крутится, даже не пытается.

Попробовали по моему совету переключить минус с моего аккумулятора на выступающий элемент двигателя. Немного покрутили крокодильчик, чтобы сцарапать слой грязи, искра была -- это хорошо. Снова попробовали завестись -- та же история. Поднимать обороты на доноре в момент завода пробовали -- не помогло.

Я читал, что если провода дешевые с плохим сечением, то завестись через них не получится, но вот подзарядить аккумулятор, чтобы он сам смог выдать нужный ток -- можно. Так мы и сделали. Сели в машину донора, стали греться и разговаривать о жизни, минут через 10 я снова попытался завестись... В первую секунду стартер потихоньку стал проворачиваться, сказав мне "вуф-вуф", как это обычно бывает зимой в очень сильный мороз. Я подумал, что не заведется, но хотя бы тенденция положительная, значит мы на верном пути. Но уже в следующую секунду движок резко схватился и мгновенно завелся. Держал зажигание я не более 1.5 секунды.

Еще я читал, что после того как двигатель завелся, не следует сразу отключать провода, а следует дать подзарядиться в течение нескольких минут -- типа двигатель может заглохнуть, если сразу отцепиться, от того, что ему не будет хватать тока от одного генератора, активно кормящего аккумулятор. Но мой друг со словами "да ничего не будет" отцепил крокодил и действительно ничего не изменилось, двигатель продолжил работать как ни в чем не бывало.

Домой я ехал, предпочитая давать чуть больше оборотов, чем обычно. Где-то 3000-3300, временами до 3500. Для меня это достаточно много, потому что обычно я езжу 2000-3000. Сильнее крутить движку побаивался, т.к. недавние эксперименты с ездой на высоких оборотах закончились утечкой масла из двигателя, пришлось менять какую-то там прокладку, плюс надо менять еще две прокладки, которые я уже купил, но жду последние 500 км до 6-го ТО.

Доехал до дома, путь составил 17 км, преодолел их примерно за 30 минут, припарковался. Решил проверить зарядился ли аккумулятор достаточно (если что у дома-то я найду у кого прикурить, и провода тут есть нормальные). Выключил двигатель, подождал пару секунд, снова завел -- завелся сразу, как обычно, без проблем. Дал еще чуть-чуть двигателю поработать и пошел домой. Утром дистанционно завелся без проблем.

В многочисленных "факах" и "хаутушках" в интернете по прикуриванию автомобилей пишут в основном общие рекомендации, а в этой истории читатель может почерпнуть конкретные численные данные, чтобы составить некоторое представление о том сколько и чего. Например, в интернете рекомендуют после прикуривания поездить несколько часов на повышенных оборотах, мой опыт показал, что достаточно 30 минут или даже меньше. Рекомендуют не отцеплять провода прикуривания сразу после завода двигателя -- это оказалось не обязательно.

Численные данные такие:

* Мой автомобиль: Chevrolet Aveo Hatchback 1.2 SOHC 2006 г.в.
* Автомобиль донора: Hyundai Elantra.
* Мой аккумулятор ATLAS 55Ач (родной был на 45Ач), возраст около 2-х лет, ни разу не обслуживался. Был разряжен очень сильно (10 часов с включенными фарами), но насколько именно сказать не могу.
* Провода какие-то дешевые Noname, материал, сопротивление и площадь сечения неизвестны. С виду похожи на медные, но скорее всего просто медное покрытие. Пусковой ток они провести не смогли.
* Свечи обычные Bosch WR8DC по 170 рублей за штуку, прошли 14800 км.
* Бензин АИ-92 Лукойл.
* С минусом на двигателе заряжали примерно 10 минут, держа на доноре постоянно около 2000 оборотов.
* С момента завода двигатель проработал где-то 40 минут (считая время стоянки в начале и в конце) и машина проехала 17 км со средними оборотами во время движения в районе 3000. Этого хватило для того, чтобы зарядить аккумулятор до некоего приемлемого уровня, при котором автомобиль уже смог повторно завестись без посторонней помощи, причем завестись сразу, без насилования стартера и несколько раз подряд.

Надеюсь мой опыт окажется кому-то полезным.
68 комментариев нравится избранное
  • nooze
    26 авг 2011 в 12:37
    Вообще если прикуриваться на современных машинах, то я считаю что лучше как раз подзарядить аккумулятор (достаточно 5-10 минут даже на холостых и потом сняв провода зводить)
    Это намного безопаснее для машины донора, а точнее для всякой хитрой электроники в современных авто.
    От зарядки второго аккума ничего не случиться, от внезапного скачка потребления для стартера по нестандартной схеме — тоже скорее всего ничего, но всяко бывает.
  • Movario
    26 авг 2011 в 12:38
    Личный опыт: Всегда скидываю провода сразу. Всегда ставлю минус на минус. Если не заводится всегда жду около 10 минут давая зарядиться. После, час не езжу, но кружок по району на высоких оборотах обязательно.
  • Movario
    26 авг 2011 в 12:39
    @Movario продемонстрировал бы все если бы успел приехать :-D
  • Movario
    26 авг 2011 в 12:42
    @nooze Я прикуривал от гетца, элантры, фрилэндера, мондео, аккорда, джаза. Ни у кого никакие мозги не разу не свихнулись и современная электроника даже не подала виду. По моему это мифы.
  • Movario
    26 авг 2011 в 12:43
    @Movario а еще от прадо прикуривал)
  • Kamikaze
    26 авг 2011 в 12:44
    Мы раз знакомому машину вообще без проводов завели. Поставили мой аккум, завели, на работающем двигателе сняли и поставили родной, севший. Но то был ваз 2107 :)
  • FullZero
    26 авг 2011 в 12:45
    @Movario Возможно эта проблема просто утратила актуальность, хотя в руководстве все еще пишут в какой последовательности правильно и без риска подключать провода.
  • gugglegum
    26 авг 2011 в 12:47
    @Movario Кстати, да, про это везде пишут, но я как-то не слышал ни про один реальный случай сгорания электроники от прикуривания. Разве что сам магнитолку стараюсь отключать путем съема панельки. Кстати, а подцепление минуса на двигатель не снижает этот риск порчи электроники?
  • gugglegum
    26 авг 2011 в 12:49
    @Kamikaze Интересный опыт: замена аккумулятора при работающем двигателе. Интересно можно ли такой фокус провернуть на иномарках?
  • Movario
    26 авг 2011 в 12:49
    @Kamikaze тоже как то был переносной аккумулятор. Элантра с него заводилась, а вот гетц не захотел ни в какую. Возможно разная степень разрядки.
  • Movario
    26 авг 2011 в 12:51
    @FullZero Я думаю что это просто меры предосторожности, которые будут не лишними. Однако реальной разницы от последовательности подключения проводов и установки минуса на корпус или другой минус нет. Я обычно цепляю сначала на разряженный АКБ, потом уже на работающий.
  • Kamikaze
    26 авг 2011 в 12:54
    @gugglegum Что-то я сомневаюсь, семерка даже чертыхалась и прыгала оборотами, пока один снимал аккумулятор, второй сидел поддавал газку, чтоб не заглохла.
  • WarAngel
    26 авг 2011 в 12:57
    @gugglegum На моей наверное можно.
    Зимой в процессе поездки отвалилась клейма с аккумулятора. Заметил только когда ехать нужно было в следующий раз,,, пол дня вокруг машины прыгал млин…
  • vamp756
    26 авг 2011 в 12:58
    Всегда — минус на двигатель. Всегда — дать подзарядится 5-10 мин. Даже в лютые морозы заводился.
  • cooler777
    26 авг 2011 в 13:03
    Спасибо/ Полезно освежить память перед зимой/
  • FullZero
    26 авг 2011 в 13:05
    @Movario Этим летом на природе прикуривал от Suzuki SX4, никто не помнил как нужно правильно, поэтому соединяли как придется. Провода вообще левые были, у товарища валялось метров 5-6 обычного электрического провода из трехжильной меди по 2,5 квадрата, через него и прикуривал.
  • ronin
    26 авг 2011 в 13:07
    ниразу не прикуривал, зимой однажды еще на восьмерке использовал устройство какоето пусковое, снимал аккум, тащил домой, 15 минут заряжал и заводилась потом с полпинка.
  • Movario
    26 авг 2011 в 13:31
    @gugglegum по мне так один черт на минусе или на корпусе (двигателе) провод. Мне кажется риска никакого.
  • Movario
    26 авг 2011 в 13:33
    @ronin по секрету скажу, что даже без зарядного устройства может завестись если АК отогреть. ))) Бывает и такое.
  • LionAlex
    26 авг 2011 в 13:37
    Потому что зацита срабатывает при открывании ВОДИТЕЛЬСКОЙ двери
  • Kievskiy
    26 авг 2011 в 13:43
    @Kamikaze а ты всегда в питере жил???????
  • vintyara
    26 авг 2011 в 13:44
    @Kamikaze я тоже так делал на ваз 2107 и 2109 — все пучком.
  • Kamikaze
    26 авг 2011 в 13:45
    @Kievskiy Да.
  • Kievskiy
    26 авг 2011 в 13:49
    @Kamikaze Мы просто точно так же делали, пацан аккум из нашей семеры в свой червонец засовывал в свой червонец засовывал
  • Kamikaze
    26 авг 2011 в 13:52
    @Kievskiy У нас была обратная трансплантация %)
  • Kievskiy
    26 авг 2011 в 13:57
    @Kamikaze у нас точно так же было, это я наоборот написал
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 14:29
    обычно я езжу 2000-3000
    Мой автомобиль: Chevrolet Aveo Hatchback 1.2

    Автор, я тебя ненавижу.
    А насчет проводов — что ж это за провода такие ужасные, что завести не могут? Никогда не видел таких. Они должны даже при подключении к аккуму (не включая стартер) греться ппц как.
    Могу добавить, что при таком заряде аккума (если он высажен в ноль — он заряжается от генератора очень большим током) он быстро изнашивается. Так что если есть возможность, то надо его заряжать зарядным утсройством, дома.
  • LionAlex
    26 авг 2011 в 14:40
    @C00LM4N А что тебя не устраивает в таком стиле вождения?
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 14:42
    @LionAlex Медленно. Очень.
  • WarAngel
    26 авг 2011 в 14:43
    @C00LM4N Я товарища прикуривал проводом компьютерным, Прицепились, и он завёлся(x-trail) с полпинка. И ничего не грелось :)
    Нет, от генератора большим током скорее всего не заряжается. Должно быть ограничение. А вот когда кидаешь провода со свежего на севший аккум, вот тут точно ппц какие токи идут.
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 14:44
    @WarAngel Да нетути там ограничений.
    А чтобы токи не шли огромные — и кидают на кузов, а не на "-" клемму.
    Каким проводом прикуривал?) Витухой?)))
  • WarAngel
    26 авг 2011 в 14:47
    @C00LM4N Гонщег,, ты из Москвы? Приезжай на наши встречи зимой ))
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 14:48
    @WarAngel Что за встречи?)
  • WarAngel
    26 авг 2011 в 14:51
    @C00LM4N глянь мои посты )
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 14:52
    @WarAngel О, прикольно ) Давно хотел покатать )
  • WarAngel
    26 авг 2011 в 14:56
    @C00LM4N Витухой эт ппц ))
    Провод на 220 компьютерный раздраконили, и прикуривались…
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 14:58
    @WarAngel Витухой в Челябе прикуривают камазы.
  • mpp181
    26 авг 2011 в 15:08
    @C00LM4N Это типа охуенное сопротивление между кузовом и минусовой клеммой токи ограничивает или чо? Дядя ом устал в гробу вертеться. Кидют на кузов, а не на клемму для того чтобы случайная искра не подожгла возможные испарения водорода.
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 15:09
    @mpp181 Оно не охуенное, но оно есть.
    Откуда пары водорода в мороз на разряженном аккуме?
  • Fukurokudzu
    26 авг 2011 в 15:17
    @vamp756 а в чем разница между минусом на движке и на лейме?
  • gugglegum
    26 авг 2011 в 15:25
    @Movario Да, так тоже заводился, только на отогрев аккумулятора в квартире надо не 15 минут, а в идеале 3 часа (для полного отогрева). Минимум час-полтора. Крайне не советую отогревать аккумулятор в горячей воде, иначе может получиться вот так: www.youtube.com/watch?v=ngIDl4cYHtA
    Комментарий к видео: Грел в ванне в довольно горячей воде. Решил через час вытащить. Начал браться за ручку и он… взорвался. Заложило уши, как-будто из ружья пальнуло. В лицо прилетели пары и брызги. Сам в целом не пострадал. Чего не сказать об аккумуляторе.
  • fouriki
    26 авг 2011 в 15:26
    @gugglegum На нексии можно. Про остальных — хз
  • LionAlex
    26 авг 2011 в 15:55
    @C00LM4N Ага. Надо ж на второй ехсть 60км/ч при 4500.
  • gugglegum
    26 авг 2011 в 16:00
    @C00LM4N Мне кажется обороты слабо связаны со скоростью. Может разве что ускорение. Но ехать с постоянной скоростью, держа 4500 оборотов — это выбрасывание денег на ветер.
  • ronin
    26 авг 2011 в 16:25
    @Movario он уже уставший был, но боролся до конца, пока его моя подруга не убила окончательно забыв выключить фары
  • VitaliyK
    26 авг 2011 в 16:28
    @gugglegum Прокатит, но у меня в инструкции написано, что так категорически запрещено делать!
  • SanTar
    26 авг 2011 в 16:50
    @C00LM4N соплей телефонной или шлейфом от матрицы…
  • C00LM4N
    26 авг 2011 в 17:27
    @gugglegum Лучше так не делать.
    Реле-регулятор не мгновенно срабатывает и при удалении аккума напруга нехило скаканет. Может повезти и сдохнет ecu и ещё какая-нить электроника.
  • chega
    27 авг 2011 в 08:50
    1-ое у Daewoo и шевролей-наследников(т.е. почти все, продаваемые в РФ официально) проблема с прокладкой ГБЦ. Тупо раз в год-два почти у всех замена прокладки ГБЦ.
    2-ое горят не мозги а таблетка генератора у донора если провода не снимать.
    3-е 5 минут на холостых и минуты на 1500 об/мин как правило хватало в моем случае даже для того, чтобы зимой прикурить дизель стоявший 2 месяца без дела. При этом когда давал попользоваться другим людям, сказали что провода гамно. Не знаю, у меня хороших не было(скажите квадратуру сечения хороших проводов и заставьте писать квадратуру на проводах, тогда у всех будут хорошие).
  • gugglegum
    27 авг 2011 в 21:10
    @chega 1. Да, у меня как раз пришла пора менять прокладку ГБЦ, плюс еще какую-то, связанную с выпуском выхлопных газов. А когда масло потекло — там два сальника заменили. Но машине уже 5 лет, и это первая замена всех этих прокладок. Все запчасти куплены, в ближайшие дни сделаю ТО и всё поменяю.
    2. Что такое таблетка генератора? То есть после завода реципиента провода как раз наоборот лучше снимать? То есть не просто можно снять, а нужно, чтобы ничего плохого не случилось с донором?
    3. Вполне возможно.
  • extremeEXIT
    28 авг 2011 в 01:51
    @Kamikaze На VW Polo таким методом заводили двигатель. Все прошло отлично. Проводов для прикуривания не оказалось.
  • Pechenka
    28 авг 2011 в 11:43
    Проще толкнуть :/
  • chega
    28 авг 2011 в 15:32
    @gugglegum 1. повезло с крышкой ГБЦ(единственное решение этой проблемы), возможно сейчас ее немного повело посему готовься что раз в два года будешь менять(хотя возможно уже просто время пришло прокладке и высокие обороты здесь не при чем).
    2. встроенный в генератор регулятор напряжения(вольты а не амперы). Т.е. после подзарядки аккума с потерпевшего снимаются крокодилы и он пробует завестись, не получилось, ставятся обратно до удачного результата. Иначе идёт удар по таблетке, вырабатываемая генератором донора энергия(авто донора ведь включен) высасывается через провода и таблетка «тупит» как ей регулировать напряжение.
    3. одно время хотел купить провода от какой-нибудь сварки и переделать сварочные крокодилы на обычные, потом забил. Меня и мои устраивают. Лишние 5 минут помощи кому-то на плохих проводах ничего не изменят раз уже помогаешь.
  • mpp181
    28 авг 2011 в 21:46
    @gugglegum Пробки-то там зря чо ли?
  • mpp181
    28 авг 2011 в 22:06
    @C00LM4N Химию тоже прогуливал?
  • C00LM4N
    28 авг 2011 в 23:28
    @mpp181 Я вообще ничего не прогуливал.
    Когда клеммы подсоединяете (особенно если акустические усилители стоят) искра тоже проскакивает, и че терь?
  • Varrkan52
    28 авг 2011 в 23:32
    как-то заряжал так самыми обычными проводами, первый раз по незнанию сожгли 2 провода, доставали еще 2 =)
  • Varrkan52
    28 авг 2011 в 23:33
    @Pechenka вдвоём не больно потолкаешь :/
  • Varrkan52
    28 авг 2011 в 23:38
    @extremeEXIT на бнв тоже без проблем
  • mpp181
    1 29 авг 2011 в 07:34
    @C00LM4N Ничего. Спасибо.
  • gugglegum
    29 авг 2011 в 10:03
    @mpp181 Про пробки в своих советах отогревать аккумулятор в теплой воде, почему-то никто никогда не говорит. К тому же, сейчас много необслуживаемых аккумуляторов, у которых пробки в принципе нечего выкручивать.
  • RainbowDemon
    29 авг 2011 в 10:13
    @gugglegum Ну кто не выкручивает или не проверяет забит ли адсорбер, тот сам себе злобный буратино — это же просто физика. Я бесчисленное количество раз грел аккуму в ванне и ничего не взрывалось. Да и греть нужно не час, а достаточно минут 20-ти. А еще рулят старые акумы с карболитовым корпусом — их можно греть паяльной лампой.
  • gugglegum
    29 авг 2011 в 10:34
    @chega 1. > повезло с крышкой ГБЦ(единственное решение этой проблемы)
    Не понял, какое решение? И какой проблемы? 5 лет мне кажется нормальный срок. Резинка просто задубела и стала трескаться.
    2. Таблетка может и тупит, но почему таблетка обязательно должна выходить из строя от этого? Какой процент таких случаев? Какова вероятная стоимость ремонта? Подзаряжать аккумулятор может получиться довольно долго, особенно, если все это происходит еще и на морозе. 5 минут может не хватить, а мало кто согласится спокойно сидеть и ждать минут 20-30. Людям же всегда некогда, люди всегда куда-то опаздывают. И они верят своему опыту: 100 раз так заводились и ни разу ничего плохого не было. А так заводу реципиента помогает генератор донора. Традиционно в момент завода донор поднимает обороты, чтобы передать стартеру реципиента максимальный ток. Если провода хорошие, то могут сразу завести реципиента без подзарядки его аккумулятора. Я, кстати, не знаю ни одного случая среди своих знакомых, когда бы у кого-то что-то выходило из строя от такого способа прикуривания. Более того, в руководстве по эксплуатации моего автомобиля написано, что прикуривать кого-то и прикуривать от кого-то при работающем двигателе можно. Так зачем мучиться?
    3. Вчера, например, позвонил сосед, сказал, что его жена забыла фары, аккумулятор сел полностью. Так, что даже сигналка двери не открыла. Ну, в общем, такой же как у меня случай один в один. Я как раз опробовал свои провода, которые я считал более-менее нормальными, но с момента как их купил еще не приходилось их использовать. Так с этими проводами сразу получилось завести. Я свою машину не глушил и лишь поднял обороты до 1500, хотя, скорее всего этого можно было и не делать, т.к. в момент завода донора я ничего не почувствовал: ни кратковременного падения оборотов, ни какого-либо изменения звука в работе двигателя. Причем, я еще переживал по поводу того, что у меня малолитражный компакт B-класса, а у соседа здоровенный кроссовер Honda CR-V, но все получилось легко и непринужденно. Так за одно и провода проверили, оказались хорошими. И не дорогими, кстати. Если кому интересно, то провода вот такие:
    Покупал год назад в Ашане рублей за 300-400. Мне понравилось, что в комплекте идет сумка, а сами крокодилы пластмассовые, вся металлическая начинка спрятана внутри и защищена пластмассовым кожухом. Это снижает риск случайного КЗ от касания крокодила об крокодил. Внутри видно, что провод действительно медный (многожильный), и тщательно припаян к крокодилам.
  • gugglegum
    29 авг 2011 в 10:41
    @Pechenka Толкнуть не проще, т.к. во-первых, машина была припаркована лесенкой (хорошо, что хоть мордой на дорогу), во-вторых, дорога там узкая и довольно оживленная, и в-третьих, попытки заведения с толкача убивают каталитический нейтрализатор тем, что на него попадает не сгоревшая горючая смесь. На семерке так можно делать, на иномарках можно, но в итоге очень дорого.
  • gugglegum
    29 авг 2011 в 10:47
    @RainbowDemon Да, но откуда людям знать про пробки, про адсорбер? У меня к аккумулятору не было никакой инструкции. Про существование в нем пробок я узнал лишь пару недель назад. А про адсорбер вообще сейчас первый раз услышал. Плюс, как быть с необслуживаемыми аккумуляторами? И как определить обслуживаемый или необслуживаемый у меня? Как узнать что можно снимать и откручивать, а что нельзя и нарушает требование «не разбирать»? Я вот лично без понятия совершенно.
  • Pechenka
    29 авг 2011 в 11:12
    @gugglegum Понял, вопросов больше не имею :)
  • mpp181
    29 авг 2011 в 20:39
    @gugglegum Универсальное решение только одно — читать. Или на собственной — часто в буквальном смысле — шкуре.
  • T100
    30 авг 2011 в 19:58
    @Movario Мне мужик на девятке сказал, что боится, что мозги выгорят, а ещё один парень на каком-то паркетнике уверял, что ОТ машины с АКПП нельзя прикуривать!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.