Написать пост

Shark66

Пути советского автопрома не исповедимы...

А ведь могли наши делать машины! Сколько тем поднималось про концепт авто времен СССР. Каково качество машин было, которые на экспорт изготавливались. Даже для сравнения взять БМВ тройку конца 70х и копейку. Не рискну говорить, что копейка была лучше, но, всяко, не сильно она отставала от такого "гиганта". По сути, если бы всё продолжалось в том же духе, то автоТАЗ так не хаяли бы, а может даже и престижно было бы иметь волгу или жигули.
Сегодня столкнулся с еще одним чудом советской инженерной мысли...

Девушка одна, в рассказе о том как и на чем училась ездить, заявила, что азы своего вождения получала на дизельной пятерке.
Я, в принципе, не удивился. Особенно после того как увидел пятерку на автомате и копейку на батарейках, но я думал, что это самоделкин. Потом погуглил и вот что нашел:

ВАЗ 21055 «Дизель»



Автомобиль ВАЗ-21055 оснащен вихрекамерным дизельным двигателем ВАЗ-341 производства АО «Барнаултрансмаш».

В целях обеспечения улучшенных потребительских качеств оснащается 5-и ступенчатой коробкой передач, радиатором с повышенным эффектом и электровентилятором, аккумуляторной батареей увеличенной емкости (62Ач), стартером увеличенной мощности со встроенным редуктором, блоком предпусковых свечей накаливания, усиленной шумоизоляцией салона.

По реальным динамическим и скоростным свойствам в условиях городского движения не уступает базовому автомобилю ВАЗ-2105.

Позволяет достичь существенной экономии средств на топливо.

Автомобиль ВАЗ-21055 незаменим при интенсивной круглогодичной эксплуатации (годовой пробег 30-50 тыс.км.) в городских и сельских условиях.

Этот автомобиль подходит по характеру для спокойных, неторопливых людей, а также для начинающих водителей, так как легко «проглатывает» ошибки в управлении.

Технические характеристики:



Вместимость, чел. 5
Снаряженная масса, кг 1060
Рабочий объем двигателя, л. 1,5
Кол-во цилиндров 4
Степень сжатия 23
Мощность, кВт (л.с.) 39(53)
Момент, Нм (при 3000 об/мин) 1060
Коробка передач 5-и ступ.
Топливо дизельное (ГОСТ 305-82)
Температура холодного пуска -25oC
Время разгона до 100 км/ч, с 23

Расход топлива, л/100 км.
при скорости 60 км/ч 3,8
при скорости 90 км/ч 5,6
при скорости 110 км/ч 6,7
в городском цикле 5,7
Ресурс до первого капитального ремонта, км. 150000

источник

Потом погуглил еще:
Ездил в свое время под капотом еще VW Golf первого поколения славный дизелек - объемом 1,5 л и мощностью 50 л.с. Вот этот-то атмосферный вихрекамерный силовой агрегат и стал прототипом для дизельного мотора, производство которого согласно приказу Минавтопрома СССР от 1980 года (повторяем - от 1980 года, то есть почти четверть века тому назад) было предложено освоить Волжскому автомобильному заводу.

В 1981-1985 годах на ВАЗе построили несколько сотен дизелей с рабочим объемом 1,5 л, получивших заводское обозначение ВАЗ-341. Они прошли все необходимые стендовые и эксплуатационные испытания, по результатам которых первый отечественный легковой дизель был рекомендован к серийному изготовлению. Одновременно в Тольятти приступили к работам над турбонаддувной версией этого мотора и новым, более мощным атмосферным дизелем 1,8 л. Но только быстро сказка сказывается! Когда оставался последний шаг, дело застопорилось на годы, и, по сути, дизельная "канитель" продолжается поныне.

И вообще неизвестно, как бы сложилась судьба "жигулевского" дизеля, если бы им не заинтересовались на заводе "Барнаултрансмаш", выпускавшем тяжелые дизели, в том числе и по военным заказам. Вот людям в погонах как раз-таки и понадобился компактный мотор для комплектации портативного дизель-генератора. Выяснилось, однако, что мощности "Барнаултрансмаша" позволяют не только удовлетворять нужды военных в средствах "малой" энергетики, но и поставлять кое-что на Волжский автомобильный. Первая промышленная партия дизельных ВАЗ-21043-50 была выпущена в начале 1998 года.

Тем не менее вопрос: будет ли налажено на АвтоВАЗ массовое производство дизельных автомобилей - остается открытым до сих пор. Всего за время дизельной эпопеи в Тольятти выпущено не более шести тысяч "Жигулей" и "Нив" с двигателями, работающими на солярке, - ничтожно мало, чтобы изготовление машин такого типа считать хотя бы крупносерийным. Поэтому дизельные "Жигули" по-прежнему остаются автомобилем, приобрести который отнюдь не просто даже россиянам.

Между тем интерес к дизелю огромен и со стороны автомобилистов, и со стороны российских автопроизводителей. Оно и понятно: первым подавай тяговитый и экономичный "аппарат", у вторых страдает репутация - сегодня в мире уже считается неприличием не иметь в модельной гамме дизельную машину. До банкротства "жигулевский" дизель "примеривал" "Москвич", нынче 1,8-литровый дизель ВАЗ-343 стал предметом внимания со стороны Ижевского автозавода, который комплектует этим двигателем модель ИЖ-27171-064. Такой же мотор, как и турбодизель аналогичного объема, попал под капот новой "Шевроле-Нивы", хотя первоначально предполагалось, что совместное детище ВАЗа и General Motors будет комплектоваться дизелем производства Fiat.

Волжский же автозавод с конца 2003 года начал устанавливать 1,5-литровый дизель на модель ВАЗ-2105. Связано это с тем, что АвтоВАЗ перестал выпускать универсал ВАЗ-2104, передав производство этой модели на Ижевский завод. Будет ли на "Ижмаше" продолжено изготовление дизельных ВАЗ-21045, пока неизвестно, но, учитывая заинтересованность ижевцев в выпуске автомобилей с дизелем, такое можно предположить. Кроме того, на ВАЗе единичными экземплярами изготавливаются дизельные машины "десятого" семейства - пока в основном для экспериментальных целей.

Теперь о самих моторах. Несмотря на то, что прототипом для двигателя ВАЗ-341 был дизель Volkswagen, настоящим предшественником "жигулевских" дизелей стал… бензиновый двигатель, устанавливавшийся на ВАЗ-2103, как наиболее близкий по рабочему объему, диаметру и ходу поршня к немецкому мотору. Дело в том, что первоначально выпуск дизеля планировался на производственных мощностях ВАЗа, поэтому требовалось, чтобы новый мотор максимально "вписывался" в технологическое оборудование и оснастку завода. Когда к работам подключился "Барнаултрансмаш", менять что-то в технологическом процессе было уже поздно.

Полуторалитровый ВАЗ-341 развивает мощность 54 л.с. при 4800 об/мин и крутящий момент 92 Нм при 3000 об/мин. Этот мотор устанавливался на универсал ВАЗ-2104. С ним "четверка" разгонялась до 100 км/ч за 23 с и достигала максимальной скорости в 130 км/ч. Незавидные динамические показатели, однако дизель отличает экономичность, о которой более шустрые бензиновые "Жигули" никогда не смели и помышлять: 3,8 л при 60 км/ч, 5,6 л при 90 км/ч и 6,7 л при 110 км/ч.

Для "Нивы" мотор ВАЗ-341 оказался откровенно слабым, поэтому к нему попробовали добавить турбонаддув. Новый дизель получил индекс 3411, мощность 65 л.с., крутящий момент 118 Нм, "Ниву" же с ним стали "величать" ВАЗ-21215-50. Но турбонаддувный вариант под капотом "жигулевского" джипа не прижился. По-настоящему он начинал работать только после 2000 об/мин, когда включался как должно наддув, а на малых оборотах "Нива" нормально просто не ехала.

В 1997 году были наконец изготовлены первые два атмосферных 1,8-литровых дизеля ВАЗ-343 мощностью 68 л.с., хотя, как говорилось выше, работы над этим силовым агрегатом проводились еще до 1985 года. Сегодня готов к производству турбонаддувный 75-сильный вариант этого дизеля. "Вазовские" дизели до сих пор называют перспективными, однако такой эпитет не очень-то подходит для вихрекамерных моторов, которые давно устарели и во всем мире активно вытесняются дизельными двигателями с непосредственным впрыском топлива.
Оригинал здесь
49 комментариев 1нравится 1избранное
Shark66
  • olek
    27 дек 2010 в 17:40
    Даже для сравнения взять БМВ тройку конца 70х и копейку
    При чем здесь ВАЗ — это сравнение БМВ и Фиата.
  • Frantic
    27 дек 2010 в 17:41
    Момент, Нм (при 3000 об/мин) 1060
    Многовато как-то…
  • musicxz
    27 дек 2010 в 17:44
    @olek ну не видели мы копейку с шильдиком фиата!
  • Shark66
    27 дек 2010 в 17:45
    @olek согласен, но сейчас никто не замарачивается даже, поступить подобным образом и делать нормальное авто. Даже если взять тот же сайбер, то они взяли старую модель, но и то «Слава Богу»… А на тот момент, они выбирали лучший авто, производство которого нужно было внедрить.
    А сейчас даже сложно сказать, что из говна конфетку пытаются сделать, просто тупо отмывают бабло громадными суммами. Больше, я думаю, никакой пользы от Волжского Авто Завода нету. Ну и еще огромное количество рабочих мест.
  • Shark66
    27 дек 2010 в 17:46
    @Frantic возможно опечатка, потому что в оригинале и расход был написан на 100км.
  • Shark66
    27 дек 2010 в 17:46
    @Shark66 на 1000 км.
  • DeadTrickster
    27 дек 2010 в 17:47
    почему у ваза такие маломощные моторы? или это только для классики?
  • Rai
    27 дек 2010 в 17:47
    В 2005-ом видел в продаже новые дизельные пятёрки. Звук как от трактора, но едет.
    Знакомый владелец сказал, что двиг одноразовы — 80 ткм прошел и выкидываешь, капиталке не подлежит (ещё бы! Сам блок от двигателя 2106, просто башка другая). Правда он купил себе две таких машины подряд и был очень дволен.
  • IRON
    27 дек 2010 в 18:10
    Дизель в отличие от бензинового не ремонтируется в гараже под мудрым руководством пьяного соседа.
    Потому и не пошли эти дизеля, потому что запчасти хер где найдешь, а надежность никакая.
  • Frantic
    27 дек 2010 в 18:25
    @Kefir0 а 106 мало =))))
    с 1,5 дизеля где-то 200 будет…
  • Shark66
    27 дек 2010 в 18:27
    @Frantic он маломощный, реально и 106, хотя хз…
  • razonar
    27 дек 2010 в 19:29
    Ну как бы не очень большое открытие — классика дизель. Давно про это трубили, в том числе и ЗР, а потом все заглохло. Ну не могут у нас компактные дизеля делать. Войну на дизеле выиграл, а маленький сделать не судьба.
    Сравнение БМВ конца семидесятых и копейки по меньшей мере смешно, разница в конструкции 20 лет, тем более Копейка никогда не была «нашей» машиной. Конечно она хороша, но есть более «наши» машины которые шли более менее в ногу со временем — ГАЗ М20, М21 ну и пожалуй Нива, хотя она предок копейки.
    На вскидку — BMW трешка конца 70-х — это макферсон спереди, независимая подвеска сзади, шестицилиндровый двигатель, а потом и впрыск, бортовой компьютер. Ну, а те кто ездил на той и другой машине понимают, что это две большие заразницы.
  • razonar
    27 дек 2010 в 19:30
    @razonar Как бы я обязательно должен был появиться в теме в которой говорят, даже вскользь, про машину на три буквы.
  • Shark66
    27 дек 2010 в 19:40
    @razonar Я не пытался BMW унизить, сам люблю немцев и BMW в частности))
  • vaser
    27 дек 2010 в 20:10
    @razonar Да че ты стесняешься? Все 30 лет. Плюс забыл про рейку и полный привод. Да и элементарные подголовники с ремнями будут отличаться имхо.
  • dimon777
    27 дек 2010 в 20:34
    насчет бмв:
    знаешь, москвич был такой старый, модель не помню, так вот, у него 4 циллиндра наполовину набок накренены были. машина была скопирована с бмв, а двигатель представлял собой половину бмв-шного V8
  • Dusha
    27 дек 2010 в 21:11
    @IRON ремонтировали и катались ещё где то 150к, как раз дизелёк от фольца 1,6 турбо)))
  • Dusha
    27 дек 2010 в 21:13
    @razonar ты не сравнивай разнве по классу машины(в смысле ценовому классу), скажем щас трёшка бмв или с-ка мерса будут на голову покруче чем киа сид, шевроле круз и и прочего, хотя класс то по всем показателям С, а цена в 2 раза…
  • dimon777
    27 дек 2010 в 21:15
    @Dusha ну по размеру-С, а вот по комплектации треха от пятеры почти не отличается
  • Dusha
    27 дек 2010 в 21:15
    @dimon777 двигатель был копией 4х цилиндрового, кстати у бмв и у мерсов они под наклоном, вообще у всех нормальных автопроизводителей…
  • dimon777
    27 дек 2010 в 21:17
    @Dusha ну х.з.
    информация довольно мутная, говорят, что на оригинале V-образный стоял
  • Dusha
    27 дек 2010 в 21:20
  • Dusha
    27 дек 2010 в 21:21
    @dimon777 у нас много что хотели в оригинале поставить. да вот только…
    Кстати а вы не заметили что максимальный момент на бешеных оборотах для дизеля…
  • dimon777
    27 дек 2010 в 21:22
    @Dusha разница заметна
  • monolith
    27 дек 2010 в 21:36
    у папы такая была. 120 тыс. Капиталить стали — движек состояние нового. Прокладку заменили и закрыли обратно. К сожалению папа в те годы окрутел, продал машину за бесценок и взял рено.
  • dimon777
    27 дек 2010 в 21:38
    @monolith ну дык в совке любая машина пиздец как ценилась.ибо продать одну и дождаться+заработать на следующую мог далеко не каждый
  • Varrkan52
    27 дек 2010 в 21:41
    В конце 70х у БМВ была е21 купешка, на неё уже ставили инжекторы, гуры, электрические приборки с датчиками, кондерами и прочими плюшками
  • dimon777
    27 дек 2010 в 21:42
    @Varrkan52 гуры с акпп на западные авто массово ставили уже после второй мировой
  • Frantic
    27 дек 2010 в 22:25
    @Shark66 Ну степень сжатия не маленькая, значить это обычный дизель… потому 106 момента там никак не будет…
  • Shark66
    27 дек 2010 в 22:32
    @dimon777 согласен что машины были на много более нашпигованы, знакомый гонял японцев в начале 90х. дак там говорит на японцах 70-80 уже дохрена чего было. Тока одного не могу понять: Говорится, что правительство СССР выбрало один из лучших авто, и купила конвеер (как-то так). Дык получется, что это просто тупо разводка для советского народа, а купили то, на что денег хватило?
  • kwin
    27 дек 2010 в 23:59
    @Shark66 Ну а кто продаст самое современное производство? Продали что не жалко.
  • RainbowDemon
    28 дек 2010 в 00:16
    @IRON Да лад сказки рассказывать — еще как ремонтируются — хоть в гараже, хоть в поле — мало что ли трактористов-камазистов по гаражам?
  • Leviathan
    28 дек 2010 в 00:25
    @kwin Да нет, Фиат 121 был хорошей машиной для своего времени. А наворотов в нем не было, потому что он изначально разрабатывался как авто для развивающихся рынков — в первую очередь надежным и простым в обслуживании и ремонте. Примерно как в наше время у французов Renault Logan. Ну а то, что некоторые рынки с тех времен так и не развились… :)
  • fantom
    28 дек 2010 в 00:43
    @Leviathan И поэтому снобская Европа признала Фиат-124 лучшей машиной 1967 года.
  • dimon777
    28 дек 2010 в 00:49
    @Shark66 ну, тазик с фиата копировали.а эта модель фиата в то время была обычной бюджетной и доступной тачкой, аля фордфокус.поэтому это было далеко не лучшее авто.при этом тазовская классика представляла собой предельно упрощенную версию того фиата.
    сталинский зис был с паккарда скопирован, на газ 13 палюбому америкосы 60-х повлияли, в частности бель эйр
  • dimon777
    28 дек 2010 в 00:50
    @fantom с этого же фиата турки свой злоебучий тофаз содрали.
    даже звучит похоже-таз и тофаз
  • dimon777
    28 дек 2010 в 00:57
    @fantom ну может быть лучшей в эконом-классе?
    у итальяшек в то время уже феррари были
  • horses
    28 дек 2010 в 08:03
    @Frantic Ну ниже по тексту еще меньшая цифра фигурирует: 92 Нм при 3000 об/мин
  • horses
    28 дек 2010 в 08:06
    @dimon777 Ага, попутать сложно
  • horses
    28 дек 2010 в 08:09
    @dimon777 Еще в топ гире обсуждали насколько мы умудрились упростить оригинальный фиат. Были заменены дисковые тормоза, на барабанные, машина стала тяжелее, подвеску упростили (читай сделали хуже) и еще и еще много чего сделали с машиной, что она стала еще бюджетнее и еще менее продвинутой даже от своей копии.
  • Shark66
    28 дек 2010 в 08:34
    @dimon777 аха, жалко, что феррари не купили у итальянцев))
  • Shark66
    28 дек 2010 в 08:35
    @horses да-да, упростили, а стоимость у неё была только на 50 фунтов меньше.
  • Frantic
    28 дек 2010 в 10:33
    @horses гм… бредовый какой-то дизель…
  • Frantic
    28 дек 2010 в 10:34
    @dimon777 москвичевский двиг это БМВшный М10…
  • himikgenuine
    28 дек 2010 в 11:00
    @Shark66 Правительство выбрало один из лучших авто в своем классе, после чего совместно с фиатом его перелопатило и построило завод.
    Но сделало оно это в конце 60-х, а не 70-х, бльо, копейки начали серийно делать в 1970 году.
  • himikgenuine
    28 дек 2010 в 11:23
    @horses Это в каком топгире такой хуйни наговорили, в оригинальном или нашей пародии?
    Всех упрощений которые есть в классике относительно предка — барабаны сзади, и отсутствие заднего-же стаба. Все, в остальном она заметно лучше предка, взять хоть двигло, например.
  • Shark66
    28 дек 2010 в 15:11
    @himikgenuine в оригинале
  • himikgenuine
    28 дек 2010 в 15:19
    @Shark66 В оригинале 90% стеба, его как источник серьезной инфы в подобных случаях использовать не стоит.
    Да и вообще, в принципе, не стоит. Оно делается что-бы поржать.
  • dimon777
    29 дек 2010 в 01:24
    @Shark66 нда, феррари 70-х годов и по сей день бы спокойно конкурировали с немцами и япами
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.