Написать пост

Leviathan

Автобан и с чем его едят

Автобан (нем. Autobahn, дословно — «автомобильная трасса», произносится как «áутобан») — в Германии, Австрии и Швейцарии — скоростная автомагистраль/автострада.
© Wikipedia

Автобан. Слово, знакомое каждому водителю. Одно из последних доступных простому смертному мест на планете, где можно выжать из своего автомобиля все, на что он способен, не нарушив правил.

Да, на двух третях немецких автобанов не существует постоянного ограничения скорости. На половине его не существует вообще. И тем не менее, автобаны являются по статистике самыми безопасными дорогами страны - на них происходит меньше аварий и погибает меньше людей, чем в городах или на загородных трассах. Как такое возможно?

В этой статье я хотел бы познакомить читателя с феноменом немецких автобанов, их историей, особенностями и правилами. Начнем, пожалуй, с истории.
История
Формальный термин "Autobahn" появился в немецких документах в 1932 году. Им обозначалась "скоростная трасса без перекрестков и встречного движения". Первая трасса, отвечающая данным требованиям, была открыта в том же году между Кельном и Бонном и была уже в то время рассчитана на скорости движения до 120 км/ч, хотя лишь очень немногие автомобили могли тогда их достигнуть. Сегодня эта трасса несет обозначение А555.

В 1933 году, с пришествием к власти национал-социалистов, началось массовое строительство автобанов. Их планировалось использовать для быстрого перемещения воинских сил по территории страны, а так же в качестве временных взлетных полос в случае необходимости. Под напором нацистской пропаганды сеть автобанов развилась очень быстро, и из-за низкой плотности движения по ним было разрешено ездить даже велосипедистам.



После войны, большая часть автобанов была в плохом состоянии. В Западной Германии уже в 50-е годы была развернута программа восстановления, которая постепенно перетекла в расширение существующей сети; крупные стройки продолжались до середины 80-х. В ГДР, однако, большая часть автобанов пребывала в плачевном состоянии вплоть до воссоединения Германии в 1990 году. Во время Холодной Войны на реставрацию и поддержание дорог выделялось малое количество денег. На автобанах Восточной Германии был установлен предел скорости в 100 км/ч, во многих местах даже ниже.

Автобаны сегодня
На сегодняшний день протяженность автобанов в Германии составляет около 12500 км. Почти на 50% всех автобанов отсуствует ограничение скорости; есть лишь "рекомендуемая" скорость, которая составляет 130 км/ч и рассчитана на оптимальный расход топлива при движении. Обычная скорость потока на средней полосе средне загруженного автобана составляет 140-150 км/ч, на левых полосах нередко наблюдается поток машин на скорости более 170 км/ч.

Для обеспечения безопасности движения на столь высоких скоростях на автобанах созданы уникальные условия. Само собой, отсуствуют перекрестки и светофоры; все соединения автобанов друг с другом и с "меньшими" дорогами осуществляются через скоростные развязки. На любом участке автобана в каждую сторону ведут как минимум две полосы, на более загруженных участках три, четыре, иногда даже больше. Дорожное покрытие поддерживается в идеальном состоянии: асфальтовое покрытие полностью обновляется не реже, чем раз в 15 лет, везде лежит свежая и отлично видимая разметка. В последние годы новые автобаны строятся с использованием современного бетонного покрытия, которое сохраняет необходимые свойства до 30 лет.

На особо загруженных участках автобанов используются специальные табло, на которых могут показываться предупреждающие знаки (например, о ДТП или строительных работах впереди) и/или временные ограничения скорости.



Однако, несмотря на созданные условия для быстрой езды, решающую роль в безопасности автобанов играют правила движения по ним. Этих правил немного и их несложно запомнить; однако их несоблюдение может привести в лучшем случае - к серьезному штрафу, изъятию прав или даже административному преследованию, а в худшем - к страшному ДТП.

Правила автобанов
Главное правило на автобане (как, впрочем, и на всех остальных немецких дорогах) - "Rechtsfahrgebot", предписывающее всегда держаться самой правой из свободных для движения полос. Именно благодаря соблюдению этого правила медленно едущие автомобили не мешают на автобане более быстрым, и их совместное присуствие на дороге не приводит к проблемам. С этим правилом соотносится расположение подавляющего большинства съездов и выездов на автобан с правой стороны (замедляясь перед съездом, вы уходите на правую полосу, а разгоняясь после въезда, вливаетесь в поток налево), а также разрешение обгона только слева.

При въезде на автобан автомобили, уже находящиеся на нем, имеют преимущество. Таким образом, вливающийся поток не создает помехи траффику на основных полосах. Здесь, кстати, есть единственное исключиние из упомянутого вверху правила: если вы только что въехали на автобан и еще находитесь на "разгонной полосе" (которая является отдельной полосой, идущей довольно долго вдоль автобана с правой стороны после въезда), вы имеете право обгонять по этой полосе автомобили, едущие слева от вас. Таким образом, можно "вырваться" на автобан впереди медленно ползущего грузовика без необходимости снижать скорость и вновь набирать ее, когда правая полоса освободится.

На автобаны имеют право въезжать только моторизованные транспортные средства, способные развивать скорость не менее 60 км/ч. Что интересно, на самом автобане минимальная скорость не регламентирована - запрещено лишь останавливаться, кроме как на обочине в случае технической неисправности. Между прочим, остановка на автобане по причине пустого бака неисправностью не считается, является незаконной и наказывается штрафом - заправок вдоль автобанов в достатке, так что извольте следить.

Штрафы за нарушения правил на автобане, как уже упомянуто выше, весьма высоки. Так, штраф за несоблюдение дистанции на скорости выше 130 км/ч может достигать €400 и лишения прав до трех месяцев. Штраф за превышение скорости может доходить до €600.

Многие нарушения фиксируются автоматически. На автобанах распространены автоматические камеры, которые с недавнх пор ввели и в России. Также изредка можно встретить патрулирующие полицейские автомобили, как с опознавательными знаками, так и замаскированные под гражданских.

Будущее автобанов


Автобаны - одна из важнейших составляющих немецкой транспортной сети. Безусловно, это является гарантом постоянной модернизации и расширения сети, как в ближайшем будущем, так и в отдаленных планах. Однако многое может измениться в ближайшие годы.

Одна из основных проблем сети - ее переполнение, в первую очередь грузовым транспортом. Дальнобойщикам в Германии предписывается находиться в пути не более 4,5 часов, после чего следует сделать перерыв в 45 минут минимум. Проблема в том, что для этих перерывов и ночных стоянок вдоль автобанов не хватает парковок. Для решения этой проблемы предпринимаются различные шаги: строятся новые места отдыха вдоль важных автобанов, вводятся дополнительные пошлины на проезд грузовых автомобилей.

Также уже давно обсуждается введение повсеместного ограничения скорости. Главным аргументом приводится расход топлива на высокой скорости и загрязнение окружающей среды. Дебаты на эту тему идут уже много лет, но окончательное решение пока не предвидится.

Источники: de.wikipedia.org, focus.de, Kraftfahrt-Bundesamt, многие другие и вообще Google.
26 комментариев 3нравится 3избранное
Deto4kin
fade
Bessya
  • mumi
    02 июн 2009 в 23:01
    Раз в 15 лет? Да они просто не умеют осваивать бюджеты!
  • vlad
    02 июн 2009 в 23:05
    Проклятые экологи хотят добраться до последнего убежища любителей быстрой езды. Ездили бы спокойно на своих велосипедах по паркам.
  • vlad
    02 июн 2009 в 23:13
    @vlad Кстати, кто-нибудь знает, на какой скорости оптимальный расход топлива, скажем, у Вейрона? Или, там, у Ламбо? А то владельцы смогут подать коллективный иск «из-за проклятых экологов мы должны плестись слишком медленно и сжигать больше топлива». Пусть гринписовцы оплачивают им пожизненно бензин ))
  • vea
    02 июн 2009 в 23:20
    Эх, спасибо за заметку. Ностальгия охватила :) Как сейчас помню, в году две тысячи втором 1800 км отмотали по такому вот «аутобану». До сих пор, гоняя по нашим «федеральным трассам», вспоминаю Германию и роняю скупую слезу :)
  • aLexusPro
    03 июн 2009 в 00:17
    Отличный материал, спасибо.
  • antonheck
    03 июн 2009 в 01:13
    Да… грузовики это зло особенно если один другого начинает обгонять и у обоих ограничитель 90, слоновьи гонки )
  • Leviathan
    03 июн 2009 в 01:15
    @antonheck Когда две полосы — да, это действует на нервы. Когда же полос больше, никаких проблем, просто поток немного замедляется, втискиваясь в левую полосу.
  • Anatolevich
    03 июн 2009 в 07:55
    Я бы не сказал, что такие уж идеальные, мне очень понравилось подпрыгивать на колдобине на скорости 200. Но, конечно, количество колдобин не идет ни в какое сравнение с отечественными.
    И тошнотов с крайнего левого, кстати, тоже принято сгонять миганием фар. Там тошнот тот, кто менее 220 едет:)
  • Shajtan
    03 июн 2009 в 09:33
    @Anatolevich Совершенно верно! Меня тоже весьма удивило — ожидал по рассказам гладчайшего асфальта, без малейшей ямочки и выщербинки (типа как напротив Константиновского дворца :) ), а прокатился по вполне хорошей — но не идеальной дороге. Есть и стыки, есть и трещинки… правда, справедливости ради стоит отметить — ни одна встреченная мною неровность не вызывала сколь-либо серьёзного дискомфорта при езде.
  • stef
    03 июн 2009 в 10:04
    я бы еще отдельно отметил — так как все тут вежливые водители — что на автобанах НЕ СТОИТ никого благодарить аварийкой ;) лучше просто помахать рукой при обгоне.
  • vea
    03 июн 2009 в 10:17
    @Shajtan Я бы сказал что дело не только в качестве дорожного покрытия. В Германии автобаны, да и большинство обычных трасс разделены высоким отбойником, и встречные не слепят друг друга. Разметка отлично видна даже ночью. И в свете фар она светится аж до самого горизонта. Кроме того, при наезде на разметку, на кузов автомобиля передается вибрация. Если будешь засыпать за рулем и отклоняться из своего ряда — сразу почувствуешь это пятой точкой. Пожалуй, именно от неосвещенности наших дорог я страдаю больше всего. Летишь по типичной российской дороге в две полосы, разметка стерлась после очередной теплой зимы, а на встречу тебе едет колхозник с ксеноном — типичная ситуация.
  • stef
    03 июн 2009 в 10:49
    @vea я бы отметил тут Голландию и особенно Бельгию. В темное время суток автобаны освещены по всей длине. Фонари стоят.
  • Captain
    03 июн 2009 в 11:28
    @stef Да, на автобанах в Европе это предупреждение о пробке, его по цепочке передают.
  • fade
    03 июн 2009 в 12:02
    Поучительно. Я пока не купил машину о дорогах задумывался лишь иногда…
  • stef
    03 июн 2009 в 13:48
    @Anatolevich по-моему это преувеличение. не так много людей едут быстрее чем 180. даже в левом ряду.
  • Anatolevich
    03 июн 2009 в 13:50
    @stef Я бы сказал не так много МАШИН едут быстрее:) Левый ряд бехи аудюхи и мерсы летают:) Ну и дикие русские туристы типа меня пытаются раскочегарить прокатный голф-класс:)
  • Leviathan
    03 июн 2009 в 14:04
    @Anatolevich Между прочим, мигание фарами и прижимание в левом ряду называется по штраф-каталогу «Drängeln» (дословно «напирать») и штрафуется тоже весьма серьезно. Не любят этого немцы :)
  • Leviathan
    03 июн 2009 в 14:05
    @stef Очень зависит от конкретного участка. На прямом четырехполосном А5 между Франкфуртом и Дармштадтом меня каждый раз обгоняют с полдесятка «болидов».
  • dimonline
    03 июн 2009 в 14:06
    @Anatolevich сгонять тошнотов принято включенным левым поворотником!
  • Anatolevich
    03 июн 2009 в 14:08
    @Leviathan Ну не знаю, но видел не раз:)
  • Leviathan
    03 июн 2009 в 14:09
    @dimonline Большинство «тошнотов» сами направо свалят, если увидят быстро летящего сзади и есть куда свалить. А в крайнем случае — абсолютно верно, повоторник влево и не прижиматься.
  • Leviathan
    03 июн 2009 в 14:13
    @stef Не только на автобанах, кстати. Тут заведено: хочешь кого-то пропустить (что на узких улочках часто имеет смысл) — остановись и моргни дальним, а если тебя пропустили — проезжая мимо, помахай или просто приветственно подними ладонь.
  • stef
    03 июн 2009 в 14:18
    @Leviathan о, я как раз там несколько раз ездил :)
    правда была пробка 1 раз.
  • Leviathan
    03 июн 2009 в 14:33
    @stef Обычно заторы только в самом Франкфурте бывают, и то в час пик. Ну или если ДТП где-то, возле аэропорта они бывают.
  • Dimitri
    03 июн 2009 в 15:01
    Вот еще одна статья похожая про автобан, кому интересно: Автобаны — история и современность
  • aLexusPro
    08 июн 2009 в 13:19
    @Dimitri Спасибо.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.