Советы автомобилистам, которые едут в путешествие по Европе
Путешествие на машине по Европе - один из самых популярных видов отдыха летом для россиян. Как говорится, удобно и дешевле чем самолетом. Не надо таскаться с чемоданами, стоять в очередях, ждать "вылетит во время-не вылетит". В общем, никакой нервотрепки, когда захотел остановился, что захотел посмотрел по пути. Единственные проблемы - не отсидеть "медный зад" и не заснуть за рулем…Но единственные ли? Или проблем в пути может быть больше?
Что ж, поделимся опытом. Главное тут знать, за что и где надо платить. Проблем с бандитами на дорогах, которые догоняют, подрезают, встречают на заправках, уже давно не стало. В этом плане все спокойно на 100 процентов хоть в Белоруссии, хоть в Польше… Через Украину, думаю, вряд ли кому-то сейчас придет в голову транзитом ехать, хотя ранее путь через Карпаты в Словакию-Венгрию и далее в Черногорию-Хорватию был весьма популярным, хоть и затратным из-за взяток местным гаишникам. Впрочем, если кто-то до сих пор такую мысль вынашивает, ведь формально транзит для машин с российскими номерами по Украине не закрыт, то надо учесть, что это "русская рулетка". Может прокатить, а может нет. На отрицательный вариант шансов больше. Один пример: 27 декабря 2015 года несколько белорусских семей из Бреста собрались в Луцк на рынок. Скакнувший курс гривны тогда сделал покупки в соседней незалежной для белорусов очень выгодными. К тому же ехать недалеко, от Бреста через пограничный переход Мокраны до Ковеля и Луцка менее 200 километров. Вот и собрались братья-белорусы закупиться к Новому году. Поехали на микроавтобусе одного из знакомых, скинувшись на бензин.
Проблемы возникли прямо на границе. Украинским пограничникам не понравилось, что у водителя, пожилого белоруса, в машине висит георгиевская лента. "Снимай", - сказали. Тот им в ответ, мол, вы там с Россией разбирайтесь, а мы-то с вами добрые соседи. Мы же - белорусы. Как же я ленту сниму, когда у меня на войне два деда погибли. Украинские пограничники ему: "Все равно, снимай!". Тот уперся и ни в какую. Закончилось тем, что водителя пограничники стали избивать, не стесняясь ни камер, ни других водителей в очереди. К избиению присоединился еще и пограничный спецназ. Жена водителя попыталась было снять ленту и со слезами побежала к разъяренным пограничникам обменять ленту на избиваемого мужа. Но тот приказал ей вернуть ленту назад. Получил, как говорится, по полной, но ленту снять не дал. Вот такая история.
Так что в Европу лучше ехать через Белоруссию. Дорога, что из Питера, что из Москвы, - прекрасная, но за скоростным режимом надо следить в оба. И дело даже не в многочисленных камерах вдоль всей трассы. Все равно штрафы тем, кто едет с российскими номерами, не придут. Пусть себе фотографируют. Дело в живых гаишниках. Взяток они не берут, подкупать бесполезно, можно еще и в тюрьму угодить за предложения "разобраться на месте". У всех сотрудников есть камеры, запись с которых послужит доказательством в суде. Рисковать не надо. Надо лишь знать, где они "охотятся". Таких мест - три. Часто ловят с радарами сразу после пересечения границы в районе Орши. Оршанские гаишники - самые злые. Почему - не знаю. Ограничения скорости до Орши в основном - 100 км/час, а есть и 70. Поэтому после скоростного смоленского участка бывает сложно перестроиться и жать на тормоз.
Далее проблемное место уже на подъезде к Минску - на минской кольцевой. Там гаишники не прячутся в засаде. Они ездят по трассе и "ловят" на встречном курсе. Ограничения скорости - 120. Но трасса идеальная. На таких в Европе ограничений нет вообще, потому что видимость "миллион на миллион", и безопасно можно ехать хоть 200. Но, как говорят сами местные сотрудники ГАИ, раньше обсуждался вопрос повысить разрешенную на трассе скорость хотя бы до 130, но не повысили, потому что в Белоруссии есть проблемы с бюджетом, который надо пополнять. Кстати, пополнение белорусского бюджета за счет штрафов - отдельная тема. Особенно плачут те, кто едет на машинах не с белорусскими и не с российскими номерами, потому как для них эта трасса - платная. Но узнать об этом удается, как правило, поздно. В Белоруссии все сделано, чтобы иностранцы этого не заметили. При въезде в страну из Польши или из России нет уведомлений о том, что иностранцам надо срочно купить транспондер и установить его на лобовое стекло. Более того, даже тем, кто об этом знает, еще придется поискать места, где эти транспондеры продают. Многие местные уверены, что сделано это намеренно. Раньше при въезде на платный автобан в Белоруссии стояли шлагбаумы, и все, кроме белорусов и россиян, платили за транзит. Потом шлагбаумы и пункты взимания платы сломали, езжай - не хочу. Но вдоль всей трассы установили малозаметные арки с камерами. Проехал под такой без транспондера - 100 евро штрафа. Один мой знакомый немец, который первый раз побывал в Белоруссии, отныне знает, что путь из Бреста в Минск обходится в 1000 евро. Для сбора штрафов по трассе ездят экипажи "транспортной безпеки" на мощных микроавтобусах. Догонят и оштрафуют - можно не сомневаться.
Третье место, где частенько стоят гаишники, - это подъезды к Бресту в районе города Жабинка. Там скоростной режим в 120 км/ч часто и резко чередуется с 60 км/ч. А после долгой дороги из Москвы внимание притупляется, так что надо быть настороже.
Дальше - граница. Сейчас - это переход "Варшавский мост". Раньше многие ушлые россияне, из бывалых, ездили через переход "Домачево", что в 30 километрах от Бреста. Но пару недель назад его закрыли на реконструкцию. Так что придется постоять в очереди на границе в Бресте. Днем и вечером прохождение границы займет несколько часов. Есть еще вариант снять на ночь квартиру и через границу на "Варшавский мост" ехать рано утром, часов в 6. Это самый верный путь пересечь границу за час. В Бресте сдача квартир - это развитой бизнес. Достаточно набрать в поисковике "квартиры посуточно в Бресте", и проблем не возникнет. Все удовольствие - долларов 25-35 за ночь. Вечером можно, кстати, еще посетить знаменитую Брестскую крепость. К 70-й годовщине великой Победы власти Белоруссии отреставрировали этот мемориал.
Далее - Польша, в которую лучше въезжать с полным баком и разрешенными 10 литрами в канистре. Отсюда в Европу ведут две популярные дороги. Первая - на Варшаву. Вторая - южнее на Люблин. Предпочтительнее - первая, она лучше, хотя скоростные ограничения есть и тут. Первые 100 километров от Бреста до Седлице надо очень внимательно следить за тем, кто пристроился сзади. Местная полиция на этом участке практикует скрытое патрулирование на гражданских оперативных машинах. В основном это неприметный черный Opel новой модели, с камерами в салоне. Полицейские в них тоже в штатском, чтобы потенциальные нарушители не заподозрили неладное. Штрафы в Польше немаленькие. За минимальное превышение скорости придется расстаться с 50 долларами.
Если вы въезжаете на чужом автомобиле, то у вас могут попросить доверенность. На это достаточно сказать, что в ЕС и Белоруссии доверенности отменены. Этого объяснения будет достаточно. Вас пропустят. Поляки не скажут ни слова и при виде наглухо тонированной машины. А вот в Финляндию, к примеру, на тонированных машинах не пускают. Зато польские пограничники тщательно отслеживают, на какой резине едут гости. С шипами не пустят ни за что.
Антирадары и видеорегистраторы в Евросоюзе не одобряют. Именно так. Вообще-то они запрещены, но нарваться на штраф за них можно, пожалуй, только при пересечении границы. Польские пограничники могут выписать штраф, даже если антирадар не включен, а просто установлен в салоне. Поэтому совет: спрятать гаджеты в бардачок, а после пересечения границы можно снова подключать и пользоваться. Полицейские на дорогах в ЕС особо внимания на них не обращают.
При возвращении домой надо знать, сколько гостинцев разрешено везти с собой. В принципе, сколько угодно. Но это только в принципе. А по правилам - три литра любого алкоголя на человека и пятьдесят килограмм любых вещей. Если в машине двое взрослых и ребенок, то ввезти получится 9 литров пива, шнапса, сливовицы или, скажем, Бехеровки и 150 килограмм любого "барахла".
Если алкоголя у вас больше, то походите в очереди на границе, если таковая будет, по белорусским машинам, лучше по микроавтобусам, где едет много людей. И за 5 долларов белорусы, которые возвращаются в Брест или Гродно в основном без алкоголя, провезут ваш лишний алкоголь по норме.
Есть еще один путь провезти лишний груз: перед тем как ехать на границу, загляните на вокзал в Тересполе. Это рядом с границей. Там можно взять к себе в машину - "на подсадку" это называется - белорусов, которые собираются ехать домой. Им можно вообще не платить. Они и без того будут рады, что сэкономили на билете. Кстати, иногда белорусы сами подходят к шлагбауму на границе и просят взять их "на подсадку" до Бреста. Это самый лучший вариант провести еще на 50 килограмм вещей и на три литра алкоголя больше.
От Варшавы начинается суперавтобан, построенный на деньги Евросоюза, - "автострада свободы". Он - платный, но не дорогой. От Варшавы до границы с Германией придется отдать на 4 пунктах оплаты - 85 злотых, то есть примерно 20 евро. Зато ехать можно с любой скоростью. Ни радаров, ни полиции.
Автострада упирается во Франкфурт-на-Одере. О бывшей госгранице здесь напоминает только мост через реку да таблички. Этой дорогой пользуются те, кто едет в Германию, Голландию, Данию, Бельгию. Те же, кто захотел попить пива в Праге, покататься на велосипедах в Австрии или посмотреть все достопримечательности Италии, вынуждены будут покинуть прекрасный польский автобан уже через 100 километров после Варшавы в районе Лодзи и взять курс на Краков-Вроцлав. Автобан там местами, и он похуже. Но полиция в кустах не сидит, а фотографий с редких автоматических радаров можно не бояться. Штрафы на дом не придут и в базу данных нарушителей вас не занесут. Так что Польша в плане путешествия на машине вполне комфортная страна.
А вот куда вообще не стоит соваться, так это в Словению. Страна маленькая, объехать ее несложно, автобанов там "кот наплакал", но все эти пару десятков километров - платные, также как в Чехии, Венгрии, Словакии и Австрии. Однако если в Чехии полиция редко контролирует, купили вы автобанную наклейку-винету или нет, то в Словении избежать встречи с дорожным контролем на автобане не удаться. При этом если, скажем, австрийские и чешские винеты действительны 10 дней, то словенская - лишь 7, а фактически - 6, потому что день покупки засчитывается за полный день, даже если вы винету купили за 10 минут до полуночи. И никакие "плачи Ярославны" о том, что на винете не указан срок действия или вообще вы не знали, что надо ее покупать, не подействуют. Придется заплатить 165 евро штрафа и докупить новую винету, то есть раскошелиться еще на 15 евро. Плюс вам придется пообщаться с крайне неприятными людьми. Более злых автобанных контролеров, чем в Словении, точно не сыскать во всей Европе. Один раз по возвращении в Москву пришлось даже писать жалобу в словенское посольство на действия их автобанной службы, которая оштрафовала меня даже при наличии винеты. Но бесполезно. В посольстве работают, либо юмористы, либо не вникающие в суть жалобы клерки. В ответ мне прислали карту с указанием мест продаж винет.
Самая милая и доброжелательная полиция - в Чехии. Там за проезд по автобанам без винет тоже предусмотрен штраф. Но если полицейские остановят нарушителя, то вполне можно отделаться только покупкой винет без оплаты штрафа. Многие чехи понимают по-русски и их можно убедить, что вы не знали о том, что автобан платный. Чехия - страна, где туристов любят и ценят.
В остальных странах Евросоюза, в принципе, все одинаково. Самое дешевое передвижение - в Германии. Там все автобаны бесплатные, а бензин один из самых дешевых в ЕС. Главное не заправляться на трассе, где бензин и солярка стоят больше евро.
Достаточно съехать с автобана в любом месте на километр и вполне можно заправиться уже за 99 евроцентов.
Что касается Италии, туда надо въезжать на полном баке, а лучше еще и с канистрами. Стоимость даже солярки там начинается от 1 евро 30 евроцентов. А на автобане в основном - 1,60. Полно заправок, где за литр просят даже 1,90.
К слову, автобаны по Италии прекрасные, без ограничений и тоже платные, но там винета не нужна, стоят терминалы со шлагбаумами. Все - просто и честно. Стоимость с самого севера, то есть от Венеции, до условного центра сапога, то есть до Флоренции - 37 евро. А оттуда до Рима - еще 30.
Кстати, в Италии есть еще одна "фишка". Там сложно припарковаться, особенно в туристических городах. Везде стоят знаки об эвакуации. Но это, в основном, страшилки. Бросать машину, скажем, во Флоренции, не страшно даже в историческом центре. Максимум, положат под дворник квитанцию со штрафом. К слову, во Франции и Германии тоже предпочитают не эвакуировать, а штрафовать.
А вот тем, кто путешествует по Голландии, к парковкам надо относиться серьезно. В Амстердаме авто могут эвакуировать за минуту прямо у вас на глазах. Также и в Португалии. Там государство просто помешано на наполняемости муниципальных бюджетов.
Конечно, вряд ли кто-то из массовых туристов рискнет доехать до Португалии на машине, но смельчакам надо знать, что за превышение скоростного режима даже на 40 километров в час, придется расстаться с 600 евро. Парковка в неположенном месте легко может стоить 300 евро. Такие же драконовские штрафы и за непристегнутый ремень. Так что в самую далекую страну ЕС все-таки лучше летать самолетом.
Отсюда.
Что ж, поделимся опытом. Главное тут знать, за что и где надо платить. Проблем с бандитами на дорогах, которые догоняют, подрезают, встречают на заправках, уже давно не стало. В этом плане все спокойно на 100 процентов хоть в Белоруссии, хоть в Польше… Через Украину, думаю, вряд ли кому-то сейчас придет в голову транзитом ехать, хотя ранее путь через Карпаты в Словакию-Венгрию и далее в Черногорию-Хорватию был весьма популярным, хоть и затратным из-за взяток местным гаишникам. Впрочем, если кто-то до сих пор такую мысль вынашивает, ведь формально транзит для машин с российскими номерами по Украине не закрыт, то надо учесть, что это "русская рулетка". Может прокатить, а может нет. На отрицательный вариант шансов больше. Один пример: 27 декабря 2015 года несколько белорусских семей из Бреста собрались в Луцк на рынок. Скакнувший курс гривны тогда сделал покупки в соседней незалежной для белорусов очень выгодными. К тому же ехать недалеко, от Бреста через пограничный переход Мокраны до Ковеля и Луцка менее 200 километров. Вот и собрались братья-белорусы закупиться к Новому году. Поехали на микроавтобусе одного из знакомых, скинувшись на бензин.
Проблемы возникли прямо на границе. Украинским пограничникам не понравилось, что у водителя, пожилого белоруса, в машине висит георгиевская лента. "Снимай", - сказали. Тот им в ответ, мол, вы там с Россией разбирайтесь, а мы-то с вами добрые соседи. Мы же - белорусы. Как же я ленту сниму, когда у меня на войне два деда погибли. Украинские пограничники ему: "Все равно, снимай!". Тот уперся и ни в какую. Закончилось тем, что водителя пограничники стали избивать, не стесняясь ни камер, ни других водителей в очереди. К избиению присоединился еще и пограничный спецназ. Жена водителя попыталась было снять ленту и со слезами побежала к разъяренным пограничникам обменять ленту на избиваемого мужа. Но тот приказал ей вернуть ленту назад. Получил, как говорится, по полной, но ленту снять не дал. Вот такая история.
Так что в Европу лучше ехать через Белоруссию. Дорога, что из Питера, что из Москвы, - прекрасная, но за скоростным режимом надо следить в оба. И дело даже не в многочисленных камерах вдоль всей трассы. Все равно штрафы тем, кто едет с российскими номерами, не придут. Пусть себе фотографируют. Дело в живых гаишниках. Взяток они не берут, подкупать бесполезно, можно еще и в тюрьму угодить за предложения "разобраться на месте". У всех сотрудников есть камеры, запись с которых послужит доказательством в суде. Рисковать не надо. Надо лишь знать, где они "охотятся". Таких мест - три. Часто ловят с радарами сразу после пересечения границы в районе Орши. Оршанские гаишники - самые злые. Почему - не знаю. Ограничения скорости до Орши в основном - 100 км/час, а есть и 70. Поэтому после скоростного смоленского участка бывает сложно перестроиться и жать на тормоз.
Далее проблемное место уже на подъезде к Минску - на минской кольцевой. Там гаишники не прячутся в засаде. Они ездят по трассе и "ловят" на встречном курсе. Ограничения скорости - 120. Но трасса идеальная. На таких в Европе ограничений нет вообще, потому что видимость "миллион на миллион", и безопасно можно ехать хоть 200. Но, как говорят сами местные сотрудники ГАИ, раньше обсуждался вопрос повысить разрешенную на трассе скорость хотя бы до 130, но не повысили, потому что в Белоруссии есть проблемы с бюджетом, который надо пополнять. Кстати, пополнение белорусского бюджета за счет штрафов - отдельная тема. Особенно плачут те, кто едет на машинах не с белорусскими и не с российскими номерами, потому как для них эта трасса - платная. Но узнать об этом удается, как правило, поздно. В Белоруссии все сделано, чтобы иностранцы этого не заметили. При въезде в страну из Польши или из России нет уведомлений о том, что иностранцам надо срочно купить транспондер и установить его на лобовое стекло. Более того, даже тем, кто об этом знает, еще придется поискать места, где эти транспондеры продают. Многие местные уверены, что сделано это намеренно. Раньше при въезде на платный автобан в Белоруссии стояли шлагбаумы, и все, кроме белорусов и россиян, платили за транзит. Потом шлагбаумы и пункты взимания платы сломали, езжай - не хочу. Но вдоль всей трассы установили малозаметные арки с камерами. Проехал под такой без транспондера - 100 евро штрафа. Один мой знакомый немец, который первый раз побывал в Белоруссии, отныне знает, что путь из Бреста в Минск обходится в 1000 евро. Для сбора штрафов по трассе ездят экипажи "транспортной безпеки" на мощных микроавтобусах. Догонят и оштрафуют - можно не сомневаться.
Третье место, где частенько стоят гаишники, - это подъезды к Бресту в районе города Жабинка. Там скоростной режим в 120 км/ч часто и резко чередуется с 60 км/ч. А после долгой дороги из Москвы внимание притупляется, так что надо быть настороже.
Дальше - граница. Сейчас - это переход "Варшавский мост". Раньше многие ушлые россияне, из бывалых, ездили через переход "Домачево", что в 30 километрах от Бреста. Но пару недель назад его закрыли на реконструкцию. Так что придется постоять в очереди на границе в Бресте. Днем и вечером прохождение границы займет несколько часов. Есть еще вариант снять на ночь квартиру и через границу на "Варшавский мост" ехать рано утром, часов в 6. Это самый верный путь пересечь границу за час. В Бресте сдача квартир - это развитой бизнес. Достаточно набрать в поисковике "квартиры посуточно в Бресте", и проблем не возникнет. Все удовольствие - долларов 25-35 за ночь. Вечером можно, кстати, еще посетить знаменитую Брестскую крепость. К 70-й годовщине великой Победы власти Белоруссии отреставрировали этот мемориал.
Далее - Польша, в которую лучше въезжать с полным баком и разрешенными 10 литрами в канистре. Отсюда в Европу ведут две популярные дороги. Первая - на Варшаву. Вторая - южнее на Люблин. Предпочтительнее - первая, она лучше, хотя скоростные ограничения есть и тут. Первые 100 километров от Бреста до Седлице надо очень внимательно следить за тем, кто пристроился сзади. Местная полиция на этом участке практикует скрытое патрулирование на гражданских оперативных машинах. В основном это неприметный черный Opel новой модели, с камерами в салоне. Полицейские в них тоже в штатском, чтобы потенциальные нарушители не заподозрили неладное. Штрафы в Польше немаленькие. За минимальное превышение скорости придется расстаться с 50 долларами.
Если вы въезжаете на чужом автомобиле, то у вас могут попросить доверенность. На это достаточно сказать, что в ЕС и Белоруссии доверенности отменены. Этого объяснения будет достаточно. Вас пропустят. Поляки не скажут ни слова и при виде наглухо тонированной машины. А вот в Финляндию, к примеру, на тонированных машинах не пускают. Зато польские пограничники тщательно отслеживают, на какой резине едут гости. С шипами не пустят ни за что.
Антирадары и видеорегистраторы в Евросоюзе не одобряют. Именно так. Вообще-то они запрещены, но нарваться на штраф за них можно, пожалуй, только при пересечении границы. Польские пограничники могут выписать штраф, даже если антирадар не включен, а просто установлен в салоне. Поэтому совет: спрятать гаджеты в бардачок, а после пересечения границы можно снова подключать и пользоваться. Полицейские на дорогах в ЕС особо внимания на них не обращают.
При возвращении домой надо знать, сколько гостинцев разрешено везти с собой. В принципе, сколько угодно. Но это только в принципе. А по правилам - три литра любого алкоголя на человека и пятьдесят килограмм любых вещей. Если в машине двое взрослых и ребенок, то ввезти получится 9 литров пива, шнапса, сливовицы или, скажем, Бехеровки и 150 килограмм любого "барахла".
Если алкоголя у вас больше, то походите в очереди на границе, если таковая будет, по белорусским машинам, лучше по микроавтобусам, где едет много людей. И за 5 долларов белорусы, которые возвращаются в Брест или Гродно в основном без алкоголя, провезут ваш лишний алкоголь по норме.
Есть еще один путь провезти лишний груз: перед тем как ехать на границу, загляните на вокзал в Тересполе. Это рядом с границей. Там можно взять к себе в машину - "на подсадку" это называется - белорусов, которые собираются ехать домой. Им можно вообще не платить. Они и без того будут рады, что сэкономили на билете. Кстати, иногда белорусы сами подходят к шлагбауму на границе и просят взять их "на подсадку" до Бреста. Это самый лучший вариант провести еще на 50 килограмм вещей и на три литра алкоголя больше.
От Варшавы начинается суперавтобан, построенный на деньги Евросоюза, - "автострада свободы". Он - платный, но не дорогой. От Варшавы до границы с Германией придется отдать на 4 пунктах оплаты - 85 злотых, то есть примерно 20 евро. Зато ехать можно с любой скоростью. Ни радаров, ни полиции.
Автострада упирается во Франкфурт-на-Одере. О бывшей госгранице здесь напоминает только мост через реку да таблички. Этой дорогой пользуются те, кто едет в Германию, Голландию, Данию, Бельгию. Те же, кто захотел попить пива в Праге, покататься на велосипедах в Австрии или посмотреть все достопримечательности Италии, вынуждены будут покинуть прекрасный польский автобан уже через 100 километров после Варшавы в районе Лодзи и взять курс на Краков-Вроцлав. Автобан там местами, и он похуже. Но полиция в кустах не сидит, а фотографий с редких автоматических радаров можно не бояться. Штрафы на дом не придут и в базу данных нарушителей вас не занесут. Так что Польша в плане путешествия на машине вполне комфортная страна.
А вот куда вообще не стоит соваться, так это в Словению. Страна маленькая, объехать ее несложно, автобанов там "кот наплакал", но все эти пару десятков километров - платные, также как в Чехии, Венгрии, Словакии и Австрии. Однако если в Чехии полиция редко контролирует, купили вы автобанную наклейку-винету или нет, то в Словении избежать встречи с дорожным контролем на автобане не удаться. При этом если, скажем, австрийские и чешские винеты действительны 10 дней, то словенская - лишь 7, а фактически - 6, потому что день покупки засчитывается за полный день, даже если вы винету купили за 10 минут до полуночи. И никакие "плачи Ярославны" о том, что на винете не указан срок действия или вообще вы не знали, что надо ее покупать, не подействуют. Придется заплатить 165 евро штрафа и докупить новую винету, то есть раскошелиться еще на 15 евро. Плюс вам придется пообщаться с крайне неприятными людьми. Более злых автобанных контролеров, чем в Словении, точно не сыскать во всей Европе. Один раз по возвращении в Москву пришлось даже писать жалобу в словенское посольство на действия их автобанной службы, которая оштрафовала меня даже при наличии винеты. Но бесполезно. В посольстве работают, либо юмористы, либо не вникающие в суть жалобы клерки. В ответ мне прислали карту с указанием мест продаж винет.
Самая милая и доброжелательная полиция - в Чехии. Там за проезд по автобанам без винет тоже предусмотрен штраф. Но если полицейские остановят нарушителя, то вполне можно отделаться только покупкой винет без оплаты штрафа. Многие чехи понимают по-русски и их можно убедить, что вы не знали о том, что автобан платный. Чехия - страна, где туристов любят и ценят.
В остальных странах Евросоюза, в принципе, все одинаково. Самое дешевое передвижение - в Германии. Там все автобаны бесплатные, а бензин один из самых дешевых в ЕС. Главное не заправляться на трассе, где бензин и солярка стоят больше евро.
Достаточно съехать с автобана в любом месте на километр и вполне можно заправиться уже за 99 евроцентов.
Что касается Италии, туда надо въезжать на полном баке, а лучше еще и с канистрами. Стоимость даже солярки там начинается от 1 евро 30 евроцентов. А на автобане в основном - 1,60. Полно заправок, где за литр просят даже 1,90.
К слову, автобаны по Италии прекрасные, без ограничений и тоже платные, но там винета не нужна, стоят терминалы со шлагбаумами. Все - просто и честно. Стоимость с самого севера, то есть от Венеции, до условного центра сапога, то есть до Флоренции - 37 евро. А оттуда до Рима - еще 30.
Кстати, в Италии есть еще одна "фишка". Там сложно припарковаться, особенно в туристических городах. Везде стоят знаки об эвакуации. Но это, в основном, страшилки. Бросать машину, скажем, во Флоренции, не страшно даже в историческом центре. Максимум, положат под дворник квитанцию со штрафом. К слову, во Франции и Германии тоже предпочитают не эвакуировать, а штрафовать.
А вот тем, кто путешествует по Голландии, к парковкам надо относиться серьезно. В Амстердаме авто могут эвакуировать за минуту прямо у вас на глазах. Также и в Португалии. Там государство просто помешано на наполняемости муниципальных бюджетов.
Конечно, вряд ли кто-то из массовых туристов рискнет доехать до Португалии на машине, но смельчакам надо знать, что за превышение скоростного режима даже на 40 километров в час, придется расстаться с 600 евро. Парковка в неположенном месте легко может стоить 300 евро. Такие же драконовские штрафы и за непристегнутый ремень. Так что в самую далекую страну ЕС все-таки лучше летать самолетом.
Отсюда.
Когда пересекал границу Болгария - Румыния, румыны заставили болгарина отклеивать наклейку с заднего стекла по типу "стритрейсер". Да и в целом, пересекая границу друго-го государства вступать в конфликт с пограничниками по меньшей мере странно.
З.Ы. Если ехать через Молдавию надо быть готовым, что пограничники очень любят взятки и сделают всё возможное, что бы с вас её струсить. Вот с ними как раз в такой момент и надо спорить.
P.S.: если въезжаеш в другую страну то нужно уважать законы, как минимум. Если на пальцах - то это как въезжать в Россию с атрибутикой правосеков.
Вся статья построена по принципу, нарушить побольше, заплатить поменьше.
Полезного минимум.