МВД готовит очередную реформу техосмотра
МВД предложило лишить Российский союз автостраховщиков части функций по контролю за техосмотром автомобилей.
Напомним, в 2012 году ГИБДД перестала контролировать техническое состояние автомобилей, так как данную функцию передали Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Основной причиной такого шага называлась высокая коррупция среди сотрудников ГИБДД, а потому неэффективный контроль за состоянием автопарка. С того времени проверкой машин стали заниматься частные компании, каждая из которых получала соответствующую аккредитацию от РСА.
И вот, в МВД разразились критикой существующей системы. По мнению представителей ведомства, контроль со стороны РСА является формальным, «производственные аспекты деятельности» операторов остаются «вне сферы контроля», потребители получают «некачественную услугу», между операторами создаётся «недобросовестная конкуренция», растёт количество случаев, когда машины получают карты, не проходя техосмотр. В итоге происходит «дискредитация самого института технического осмотра».
Как сообщает «Коммерсант», МВД опубликовало на regulation.gov.ru пакет поправок к законам об ОСАГО и техосмотре. Согласно этому документу, с 1 января 2017 года за контролем фирм-операторов техосмотра должен следить не РСА, а Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Кроме того, с участием сотрудников полиции планируется проводить обязательные выездные проверки оборудования, используемого операторами для диагностики машин.
Критика МВД заключается, прежде всего, в том, что некоторые страховщики навязывают этот техталон. Даже не навязывают, а когда люди приходят за ОСАГО, выдают по-быстрому. Этих страховщиков можно выявить и призвать к ответу, не нарушая всей системы.
Хотя она действительно несовершенна. Мы аккредитуем более тысячи станций техосмотра. Какие-то из них хорошие, другие формальные. Но ситуация по стране по сравнению с четырьмя годами назад, когда эту функцию передали РСА, для потребителей стала лучше. Так нам, во всяком случае, сами потребители говорят: меньше коррупции, меньше поборов. Иногда не самый глубокий техосмотр, правда. И вот с этим надо побороться. Мы не держимся за это вообще. Это чистая головная боль и большой штат сотрудников. Поэтому, если кому-то надо передать, и кто-то очень хочет этим заняться, то пожалуйста.
Но нам казалось, что с государственной точки зрения самым разумным решением было бы создание саморегулируемой организации техосмотрщиков, сами бы выбрали себе руководство и несли бы ответственность перед РСА (потому что мы их страхуем и неправильно осмотренное техсредство — это опасно), перед МВД и перед ЦБ.
Пока я не очень знаком с компетенциями Росаккредитации. Насколько я понимаю, мы на пороге большой административной реформы, когда все службы и надзорные органы будут пересмотрены.
Игорь Юргенс - президент Российского союза автостраховщиков
Критика МВД соответствует истине на сегодняшний день. За пять прошедших лет, если приводить статистику, которой мы обладаем, то на техосмотр приезжают практически 15-17% от того объема транспортных средств, которые должны проводить техосмотр ежегодно. Причем этот объем составляет порядка 30 миллионов единиц подвижного состава. Отсюда и произошло накопление критической массы технически неисправных автомобилей, которые и творят «чудеса» на дороге.
Что касается аккредитации, которую ведёт РСА, эта бумажная возня закончилась тем, что из сегодняшних 3700 операторов, которые формально аккредитованы, выхолостили практически всех, кто мало-мальски обладал производственной базой, способной организовать должным образом проверки. Таковых осталось, в лучшем случае, порядка 700. А 3000 — это уже не понять какие операторы, которые по сути даже провести нормально техосмотр не могут.
Но и это половина беды. Сейчас возобладало мошенничество. Продажа диагностических карт перешла полностью в интернет-пространство. И настолько мошенники чувствуют себя комфортно, что уже не скрывая торгуют не только диагностическими картами, но и поддельными полисами ОСАГО. То есть ситуация вышла из-под контроля полностью у самого РСА. Сегодняшние нормативы так написаны, что надзорной структурой является ЦБ, у которого даже специалистов технических для этого нет.
Что касается Росаккредитации, то любая система управления предполагает в первую очередь государственную политику, которая ещё должна быть определена к ноябрю. Дальше должна появиться структура, которая отвечает за организацию и реализацию техосмотра. Сейчас государственная функция заблудилась и попала в РСА. И если говорить об аккредитации, то логично, что ей должны заниматься именно в Росаккредитации.
Сергей Зайцев - гендиректор союза операторов техосмотра «Техэксперт»
Отсюда.
Напомним, в 2012 году ГИБДД перестала контролировать техническое состояние автомобилей, так как данную функцию передали Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Основной причиной такого шага называлась высокая коррупция среди сотрудников ГИБДД, а потому неэффективный контроль за состоянием автопарка. С того времени проверкой машин стали заниматься частные компании, каждая из которых получала соответствующую аккредитацию от РСА.
И вот, в МВД разразились критикой существующей системы. По мнению представителей ведомства, контроль со стороны РСА является формальным, «производственные аспекты деятельности» операторов остаются «вне сферы контроля», потребители получают «некачественную услугу», между операторами создаётся «недобросовестная конкуренция», растёт количество случаев, когда машины получают карты, не проходя техосмотр. В итоге происходит «дискредитация самого института технического осмотра».
Как сообщает «Коммерсант», МВД опубликовало на regulation.gov.ru пакет поправок к законам об ОСАГО и техосмотре. Согласно этому документу, с 1 января 2017 года за контролем фирм-операторов техосмотра должен следить не РСА, а Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Кроме того, с участием сотрудников полиции планируется проводить обязательные выездные проверки оборудования, используемого операторами для диагностики машин.
Критика МВД заключается, прежде всего, в том, что некоторые страховщики навязывают этот техталон. Даже не навязывают, а когда люди приходят за ОСАГО, выдают по-быстрому. Этих страховщиков можно выявить и призвать к ответу, не нарушая всей системы.
Хотя она действительно несовершенна. Мы аккредитуем более тысячи станций техосмотра. Какие-то из них хорошие, другие формальные. Но ситуация по стране по сравнению с четырьмя годами назад, когда эту функцию передали РСА, для потребителей стала лучше. Так нам, во всяком случае, сами потребители говорят: меньше коррупции, меньше поборов. Иногда не самый глубокий техосмотр, правда. И вот с этим надо побороться. Мы не держимся за это вообще. Это чистая головная боль и большой штат сотрудников. Поэтому, если кому-то надо передать, и кто-то очень хочет этим заняться, то пожалуйста.
Но нам казалось, что с государственной точки зрения самым разумным решением было бы создание саморегулируемой организации техосмотрщиков, сами бы выбрали себе руководство и несли бы ответственность перед РСА (потому что мы их страхуем и неправильно осмотренное техсредство — это опасно), перед МВД и перед ЦБ.
Пока я не очень знаком с компетенциями Росаккредитации. Насколько я понимаю, мы на пороге большой административной реформы, когда все службы и надзорные органы будут пересмотрены.
Игорь Юргенс - президент Российского союза автостраховщиков
Критика МВД соответствует истине на сегодняшний день. За пять прошедших лет, если приводить статистику, которой мы обладаем, то на техосмотр приезжают практически 15-17% от того объема транспортных средств, которые должны проводить техосмотр ежегодно. Причем этот объем составляет порядка 30 миллионов единиц подвижного состава. Отсюда и произошло накопление критической массы технически неисправных автомобилей, которые и творят «чудеса» на дороге.
Что касается аккредитации, которую ведёт РСА, эта бумажная возня закончилась тем, что из сегодняшних 3700 операторов, которые формально аккредитованы, выхолостили практически всех, кто мало-мальски обладал производственной базой, способной организовать должным образом проверки. Таковых осталось, в лучшем случае, порядка 700. А 3000 — это уже не понять какие операторы, которые по сути даже провести нормально техосмотр не могут.
Но и это половина беды. Сейчас возобладало мошенничество. Продажа диагностических карт перешла полностью в интернет-пространство. И настолько мошенники чувствуют себя комфортно, что уже не скрывая торгуют не только диагностическими картами, но и поддельными полисами ОСАГО. То есть ситуация вышла из-под контроля полностью у самого РСА. Сегодняшние нормативы так написаны, что надзорной структурой является ЦБ, у которого даже специалистов технических для этого нет.
Что касается Росаккредитации, то любая система управления предполагает в первую очередь государственную политику, которая ещё должна быть определена к ноябрю. Дальше должна появиться структура, которая отвечает за организацию и реализацию техосмотра. Сейчас государственная функция заблудилась и попала в РСА. И если говорить об аккредитации, то логично, что ей должны заниматься именно в Росаккредитации.
Сергей Зайцев - гендиректор союза операторов техосмотра «Техэксперт»
Отсюда.
но и то что они сейчас пытаются сделать якобы "для улучшения ситуации" кроме как показухой назвать нельзя.
Во-вторых согласно статистике МВД в причинах ДТП доля неисправности ТС довольно мала (вот только что сходил и посмотрел, получается 2%, и это на самом деле дикий (более 100%) рост по сравнению с прошлыми данными. Для сравнения - плохая организация ДД фигурирует в почти 50% случаев). И в этих 2% очень не маленькая часть - коммерческий транспорт, то есть такой транспорт, у которого существует ЕЖЕДНЕВНЫЙ осмотр и выпускающий на линию. То есть опять имеем слабую связь с диагностической картой.
Ну и да, непонятно, зачем проверять мои тормоза на техосмотре раз в год (а то и раз в три года), если я на СТО езжу как минимум четыре раза в год просто чтобы знать, что с машиной всё в порядке. Мне лично этот техосмотр нах не нужен, тупо потеря времени.