Написать пост

J1mm

Эффект Доплера помог физику из Казани успешно оспорить штраф ГИБДД


Тот самый комплекс, который и фиксирует скорость проезжающих мимо автомобилей

В России, в частности, в Казани, ГИБДД стала использовать передвижные комплексы видеофиксации «КРИС-П» для определения скорости проезжающих мимо автомобилей. Многие автомобилисты считают, что точность таких комплексов невысока, и некоторым удается успешно оспорить штрафы ГИБДД, доказав тем либо иным образом свою правоту.

Смог сделать это и кандидат физико-математических наук Юрий Горюнов, который получил штраф в размере 500 рублей за превышение скорости на 22 километра в час. Его «Лада-Гранта» попала в объектив передвижного фоторадарного комплекса «КРИС-П» в августе прошлого года в Высокогорском районе Татарстана.

«Я с этим категорически был не согласен, ведь мой спидометр всю дорогу показывал не более 80 км/ч, сильнее я не разгонялся. Пытаясь найти объяснение, я стал внимательно рассматривать фотографии из «письма счастья» и обратил внимание на то, что датчик фоторадара расположен ниже днища моего автомобиля. Как физик я сделал вывод, что в таких условиях уменьшается распространение радиоволн в этом атмосферном слое, и поэтому результаты измерения скорости оказываются завышенными. А изучив документацию «КРИС-П», я понял, что установка датчика фоторадара под углом меньшим, нежели угол в 25 градусов, указанный в технических характеристиках комплекса, тоже приводит к сильному завышению результата измерения скорости транспортного средства!», — сообщил Юрий Горюнов.

Ученый изучил принцип работы передвижного комплекса, включая один из модулей — измеритель скорости «Искра», и пошел в суд. С собой физик захватил текст ГОСТа Р-50856-96 «Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные», а также информацию об условиях прохождения радиоволн в атмосфере и эффекте Доплера.

«Конечно, многие скажут, что проще было заплатить эти несчастные 500 рублей и не ходить по судам, но такой уж я человек, не люблю, когда меня так откровенно обманывают. Если бы я действительно нарушил, другое дело», — объясняет Юрий Горюнов.

Это дело рассматривалось в течение пяти заседаний. Все это время судья внимательно знакомился с инструкцией к «КРИС-П» и «Искре». Ученый же объяснял свою точку зрения, аргументируя ее эффектом Доплера. По его словам, были нарушены условия эксплуатации комплекса, а на результаты измерений сильно влияют свойства среды, где распространяются электромагнитные волны. Комплекс необходимо устанавливать на высоте не ниже 0,5 и не выше 2 метров, а представители ГИБДД не соблюдают это условие.

В итоге суд принял сторону истца. В решении суда сказано следующее: «Как следует из анализа факторов, влияющих на результат измерения скорости радиолокационным измерением скорости, измеритель скорости, работающий в автоматическом режиме, должен без участия оператора производить учет влияния этих факторов на результат измерения: направления движения автомобиля относительно направления распространения радиоволны, скорость распространения радиоволны, т.е. учет влажности, температуры и проводимости воздуха в измерительном канале. Согласно принципам работы, изложенным в Руководстве по эксплуатации фоторадарного комплекса КРИС-П и входящего в его состав измерителя скорости „Искра“ ДА/210, фоторадарный комплект КРИС-П данными функциями не обладает. Таким образом, суд приходит к выводу, что измерение скорости ТС фоторадарным комплексом КРИС-П не является автоматическим и требует участия оператора. Следовательно, комплекс производит фотофиксацию недостоверно установленного нарушения скоростного режима».

Высокогорский суд принял решение об отмене постановления об административном правонарушении. Правда, сторона ответчика подала апелляцию в Верховный суд, где доводы истца будут изучать еще раз. Но законы физики едины для всех, так что можно надеяться на положительное решение вопроса для ученого и в Верховном суде.

Источник.
8 комментариев 7нравится избранное
DjFiesto
vbrekelov
antoxa256
TrueNoName
Dartaen
25206_deleted
f1203
  • hexeract
    4 04 июн 2016 в 03:28
    Небось судья тупо ничего не понял из его объяснений, и просто, чтобы не позориться, согласился с иском.
  • xumix
    7 04 июн 2016 в 04:34
    Проще было просто на неправильную установку сослаться
  • igorp1024
    04 июн 2016 в 14:02
    Когда этот заголовок только начал мелькать я его поначалу игнорировал, думая, что тут опять про случай с Робертом Вудом, только с местным колоритом.
  • pivanovmail
    04 июн 2016 в 15:22
    он говорит, что ехал не больше 80, его обвиняли в превышении на 22 (то есть, видимо, говорили, что он ехал 82?) я к тому, что если при разрешенных 60 едешь 82 - будет превышение на 22?? или на "меньше 10", так как до 80 превышение бесплатно?
    • Timur1976
      04 июн 2016 в 16:19
      будет превышение на 22, т.к. отталкиваются от разрешенной скорости, а не от скорости по коапу.
    • Timur1976
      04 июн 2016 в 16:19
      если бы он ехал 80, то можно было отбрехаться на погрешность прибора
      • MaxKadett
        04 июн 2016 в 23:27
        если бы он ехал 80-ть - то он попадает на уже отмененное "более 10, но не более 20 километров в час"

        есть же четкие:

        "2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час
        3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час
        4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час"

        более это 20+, 40+, 60+
        • Timur1976
          05 июн 2016 в 04:37
          это понятно, ты немного не понял.
          Едет человек, у него по спидометру 80, но колеса у него не сток. Пистолет у ДПС показывает 81-82. Вот еще можно пободаться по поводу погрешности. Другой вопрос, если он едет все 90...
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.